Абдуллах ибн Зубайр – рыцарь Аллаха. Сподвижник Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) Смотреть что такое "Абдулла ибн Зубайр" в других словарях

Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Кураши (араб. ; ок. май 624, Медина - ок. ноябрь 692, Мекка) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда, политический деятель Аравии VII века, претендент на пост халифа. Сын аз-Зубайра ибн аль-Аввама и Асмы бинт Абу Бакр, дочери первого праведного халифа Абу Бакра. Абдулла ибн аз-Зубайр был племянником Аишы, третьей жены пророка Мухаммеда.

Биография

Абдуллах ибн аз-Зубайр происходил из племени бану Асад. Он родился через год и 8 месяцев после хиджры. Абдулла ибн аз-Зубайр стал первым младенцем среди мухаджиров, родившимся в Медине.

В 12 лет находился в расположении мусульманских войск в битве при Ярмуке. Участвовал в завоевании Египта и в битвах против берберов в Северной Африке.

Абдуллах ибн аз-Зубайр активно участвовал в политике во время правления Муавии I, но после вознесения на престол Язида I он вместе с Хусейном ибн Али отказался присягнуть ему на верность. Он посоветовал Хусейну сделать Мекку центром борьбы против Язида. После смерти Хусейна открыто выступил против халифа, после чего жители Мекки и Медины, а затем всего Хиджаза присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллаха в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 684 года сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида. Армия халифа отступила в направлении Сирии, и власть в этом регионе перешла к Ибн аз-Зубайру. Его правление признал Йемен, Басра, Куфа, Хорасан и другие провинции Халифата. Омейяды контролировали лишь Сирию и часть Египта.

С приходом к власти Абдул-Малика ибн Мервана Омейяды начали постепенно возвращать утраченные позиции. В 692 году войска под командованием аль-Хаджжаджа окружили Мекку, которая была на протяжении всего правления Абдуллаха столицей Халифата, и подвергли большим разрушениям. Абдуллах ибн Зубайр бился до конца и геройски погиб, сражаясь в мечети аль-Харам.

Абдуллах ибн Зубайр ибн аль-Аввам аль-Курайши аль Асамы, сын дочери Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), один из доблестных воинов Курайша. Первый новорождённый в Медине после переселения. Участвовал в завоевании Африки во времена Усмана (да будет доволен им Аллах). Стал халифом в 64 году от хиджры. Правил Египтом, Хиджазом, Йеменом, Хорасаном, Ираком и большей частью Шама.

Абдуллах ибн Зубайр ибн Аввам (да будет доволен им Аллах) связан с семейством Пророка (мир ему и благословение) несколькими линиями. Его род соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на его пятом прадеде – Кусайе. Абдуллах был сыном знаменитого сподвижника Зубайра (да будет доволен им Аллах), который являлся сыном сподвижницы Сафият, дочери Абдул Муталиба, т. е., тёти Пророка (мир ему и благословение) и родной сестры господина шахидов Хамзы ибн Абдул Муталиба. Мать верующих Хадиджа, дочь Хувайлида (да будет доволен ею Аллах), была тётей отца Абдуллаха.

Абдуллах, сын Зубайра (да будет доволен им Аллах), которому едва исполнилось 12 лет, стоял вместе со своим отцом перед рядами римлян. Он стал выдающимся воином, храбрым, отважным и неустрашимым, потому что с самого детства пропитался этими качествами, наблюдая их у Зубайра (да будет доволен им Аллах), известного своей непревзойдённой храбростью, и Асмы, его матери, решавшейся на крайне рискованные действия, совершать которые боялись даже мужчины. Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) появился на свет для того, чтобы перенять эти качества от отца и матери. Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) был знатоком толкования Корана, мусульманского права; в его передаче известно более 30 хадисов.

Перестройка Каабы

Во времена Абдуллаха ибн аз-Зубайра (да будет доволен им Аллах) случилась третья перестройка Каабы. В ходе одной из войн Кааба была сильно разрушена. Абдуллах, глядя на это разрушение, посоветовался с людьми и спросил, что нужно сделать: разрушить и отстроить заново это место, либо отреставрировать, починить то, что есть. Тогда они сказали: «Мы хотим, чтобы ты сохранил дом, рядом с которым мы все приняли Ислам». Тогда он сказал, что будет делать истихару: как Аллах покажет, так он и сделает. И через три дня он начал разбирать Каабу. Чтобы люди этого не видели, вокруг неё всё было огорожено. И, как Пророк (мир ему и благословение) хотел, так всё и было построено – её сделали длинней на 6 локтей, две двери поставили. Это была третья перестройка Каабы.

Четвёртая же перестройка была после того, как Абдуллаха ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах) уже убили, и аль-Хаджадж написал письмо правителю Абдуль-Малику ибн Марвану, сказав, что Абдулла перестроил Каабу, мол, что делать. Тогда ему ответили так: «Мы не оставим то, что испачкал Ибн Зубайр». Ведь если его строение сохранить, то он остался бы в почёте, его бы помнили, поэтому всё было заново перестроено.

Позже халиф Харун ар-Рашид хотел опять так перестроить Каабу, как это сделал Абдуллах (да будет доволен им Аллах), и пошёл к имаму Малику ибн Анасу (да будет доволен им Аллах) спросить совета. На это имам Малик ответил: «Именем Аллаха я прошу тебя, не делай Каабу местом игр правителей, потому что тогда из сердец людей уйдёт уважение к этому месту».

Когда спросили о намазе Абдуллаха ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах), один из сахабов ответил: «Земной поклон Ибн Зубайра был настолько долгим и неподвижным, что прилетали птицы и садились на его плечи. Иногда он совершал поясной поклон таким образом, что всю ночь находился в этом состоянии; а иногда он продлевал земной поклон так, что всю ночь был в этом состоянии».

Смиренность в намазе

Во время одного из нападений Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) дома совершал намаз. Выпущенный снаряд ударился об ворота мечети. Осколок от него попал в область между горлом и бородой Ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах). Несмотря на это, он не прекратил намаз, даже не укоротил поясной и земной поклоны. Как и в остальных делах, трепет и искренность в намазе были его девизом. Действительно, когда Ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) совершал один из своих намазов, его сын Хашим лежал рядом. С потолка сползла змея и обвилась вокруг сына. Ребёнок стал плакать. Поспели члены семьи и в переполохе убили змею. Несмотря на это, Ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) в спокойствии продолжал совершать намаз. После того, как отдал салям, он поинтересовался: «Я слышал шум, что произошло?» Жена ответила: «Горе тебе! Твой сын мог умереть, а ты и не догадываешься!» Ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть Аллах воздаст благом! Если бы во время намаза я беспокоился о других вещах, то что тогда было бы с моим намазом?»

Уход из жизни

АбдуЛлах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) отличался храбростью, бесстрашием, набожностью, справедливостью, высокой моралью, незаурядным умом и многими другими добродетелями. Был последовательным борцом против любых форм тирании. Вместе с Хусайном ибн Али отказался присягать Язиду, не желая отходить от принципов правления первых халифов и протестуя против установления в Халифате наследственной власти. После трагической гибели Хусайна (да будет доволен им Аллах) в Кербеле он открыто выступил против Язида, т. к. не желал подчиняться представителям власти, повинным в убийстве внука Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Во время правления Муавии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) оставался в священной Медине. А когда Муавия (да будет доволен им Аллах) скончался и правителем стал его сын Язид, Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) отказался присягнуть ему. Когда к власти пришел Абдулмалик ибн Марван, Абдуллаха ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах) убили.

Узнав, что её сына убили и распяли, Асма проявила свойственные ей мужество и героизм.

Когда её сын Абдулла ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) решил вступить в свой последний бой с войсками Бану Умайа, он подошёл к ней и спросил: «О моя мать, поистине, мои люди отступили и оставили меня. Что ты мне посоветуешь?»

Она ответила: «О мой сын, пусть утро не будет для тебя дороже вечера».

Абдулла (да будет доволен им Аллах) продолжил: «Боюсь, что после моей смерти они поиздеваются над моим телом».

Она ответила: «После того, как барана зарежут, разве он испытывает боль при снятии шкуры?»

Поистине, эта сильная женщина решает вопрос жизни и смерти своего сына!

А ведь её сын был не обычным человеком, а знаменитым сподвижником и сыном знаменитого сподвижника.

И когда его мать Асма вышла, чтобы в последний раз взглянуть на своего распятого сына и в последний раз поприветствовать его, она сказала: «Ассаламу алайка, о воин!

Разве не пришло время этому воину спуститься (встать на ноги)?»

Хаджадж спросил её: «Он был лицемером?»

Она ответила: «Клянусь Аллахом, нет! Он часто постился, а по ночам подолгу молился Господу…»

Отец аль-Аввам ибн Хувайлид [d] Мать Сафия бинт Абд аль-Мутталиб [d] Супруга Асма бинт Абу Бакр , Умм Кульсум бинт Укба [d] , Атика бинт Заид ибн Амр ибн Нуфаил [d] , Q25453700 ? и Q25453774 ? Дети Урва ибн аз-Зубайр , Абдуллах ибн аз-Зубайр , Mus"ab ibn al-Zubayr [d] , Q20420135 ? , Q25453705 ? , Q16119564 ? , Q25453699 ? , Q12205561 ? и Q20414956 ?

Абу́ Абдулла́х аз-Зуба́йр ибн аль-Авва́м аль-Кураши (араб. الزبير بن العوام ‎; (0594 ) , Мекка , совр. Саудовская Аравия - , Басра , совр. Ирак) - двоюродный брат пророка Мухаммеда (сын тети пророка Сафии) и халифа Али , а также племянник Хадиджи .

Биография

Его полное имя Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай. Родился в 594 году в Мекке. Был одним из ближайших сподвижников и одним из шести советников пророка Мухаммеда. Он так же был одним из тех десяти, которым было обещано при жизни, что они будут в раю (ашара аль-мубашшира ). Совершил хиджру сначала в Эфиопию , а затем в Медину . «Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также свидетельства о нравственном величии двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в 1918 году в типографии «Маариф» в Казани. Islam-today предлагает вниманию читателей главы из этой книги

Если к Зубайру ибн Аль-Авваму (радый Аллаху‘анху) кто-нибудь обращался с просьбой, он старался выполнить ее так тщательно, как-будто бы делал это для себя. Он отличался надежностью. Именно к нему обратились в своих завещаниях принять обязанности опекуна своим детям и наследству Осман ибн ‘Аффан, Абдуррахман ибн Ауф, Габдулла ибн Масгуд. Хазрати Зубайр тщательно исполнял обязанности опекуна и воспитывал детей как своих. Как правило, свое состояние он расходовал в пользу сирот. Рассчитывая на его надежность, многие обращались к нему как хранителю своего добра – аманата. В таких случаях он любил говорить: «Я не приму ваше добро в качестве аманата, а вдруг ему будет нанесен ущерб, и вам будет причинен вред, оставьте ваше добро в качестве долга заберете его в нужное вам время» (Сахих Бухари).

Хазрати Зубайр был очень богат. Этому способствовало его дарование хорошего торговца. Среди сахаба никто не мог соперничать с ним по количеству слуг, по числу домов и площади посевных земель, количеству скота. Он вел торговлю в разных странах, его дома находились в разных городах и селениях. В лучезарной Медине у него было 11 домов, в Басре – 2 дома, по одному дому в Куфе, Каире и Александрии. Кроме того, в Медине у него был земельный надел, стоимость которого составляла один миллион шестьсот тысяч дирхемов (Сахих Бухари).

Хазрати Зубайр стремился приумножить свои богатства ради того, чтобы затем жертвовать их на благотворительные цели. Он не видел ничего зазорного в том, чтобы копить добро с благими намерениями.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) объявил: «Вот с этого места до одного конного перехода земля будет принадлежать Зубайру». После чего Зубайр проскакал на коне, пока тот не остановился и метнул свою плеть дальше вперед. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), увидев это, сказал: «В том месте, где упала плетка, – все это его земля» (передал Абу Дауд).

На вопрос, как ему удалось достичь такого богатства, хазрати Зубайр обычно отвечал: «Я никогда никого не обманывал, никогда не вел торговлю недозволенно, никогда не имел дело с некачественным товаром и никогда не продавал ущербный товар, а зная, что получу небольшую прибыль, стремился больше продавать и таким путем преумножил свое состояние». Хазрати Зубайр совершил множество благодеяний в пользу Ислама и мусульман.

Одинон пожертвовал на благодеяния шестьсот тысяч дирхемов, в другой раз – сто восемьдесят тысяч дирхемов. У него была тысяча рабов, которые ежедневно приносили своему хозяину огромный доход. Из этой суммы хазрати Зубайр не брал себе ни единого дирхема, расходуя все средства на благотворительность (передал Аль Рияз).

Он завещал после смерти передать третью часть из своего состояния в пользу правоверных и благотворительных организаций. После него осталось девять сыновей, столько же дочерей и огромное состояние (Сахих Бухари).

Али ибн Абу Талиба . По пути когда ему сообщили,что пророк Мухаммад (да будет доволен им Аллах и приветствует)при жизни предостерег о войне между Хазрати Али и Хазрати Зубайром, он отказался от продолжения похода. Хазрати Зубайр скончался на 36 год после переселения в Медину в возратсе 65 лет. Дженаза намаз совершил хазрати Али. Аз-Зубайр ибн аль-Аввам погиб от рук Амра ибн Джармуза в местности Вади ас-Сиба недалеко от Басры . Ибн Кясир рассказывает в "аль-Бидая уа ан-Нихая (7/431): "Он первый кто обнажил меч на пути Аллаха и участвовал во всех сражениях посланника Аллаха, присутствовал на битве при Ярмуке, и дважды от начала до конца прорвал лагеря и ряды римлян, и когда он был убит, его меч был принесён повелителю правоверных Али ибн абу Толибу, и тогда он сказал: "Поистине этот меч постоянно снимал печаль с лица посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует"

] // Исламский энциклопедический словарь. - М. : Ансар , 2007. - 400 с. - (Золотой фонд исламской мысли). - ISBN 5-98443-025-8 .

  • al-Zubayr b. al-ʿAwwām / I. Hasson // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Личная информация Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

    Абдулла́х ибн аз-Зуба́йр аль-Кураши (араб. عبد الله بن الزبير ‎; ок. май 624 , Медина - ок. ноябрь 692 , Мекка) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда , политический деятель Аравии VII века, претендент на пост халифа . Сын аз-Зубайра ибн аль-Аввама и Асмы бинт Абу Бакр , дочери первого праведного халифа Абу Бакра . Абдулла ибн аз-Зубайр был племянником Аишы , третьей жены пророка Мухаммеда.

    Биография

    Абдуллах ибн аз-Зубайр происходил из племени бану Асад . Он родился через год и 8 месяцев после хиджры . Абдулла ибн аз-Зубайр стал первым младенцем среди мухаджиров, родившимся в Медине .

    В 12 лет находился в расположении мусульманских войск в битве при Ярмуке. Участвовал в завоевании Египта и в битвах против берберов в Северной Африке .

    Абдуллах ибн аз-Зубайр активно участвовал в политике во время правления Муавии I , но после вознесения на престол Язида I он вместе с Хусейном ибн Али отказался присягнуть ему на верность. Он посоветовал Хусейну сделать Мекку центром борьбы против Язида . После смерти Хусейна открыто выступил против халифа, после чего жители Мекки и Медины, а затем всего Хиджаза присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллаха в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 684 года сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида. Армия халифа отступила в направлении Сирии, и власть в этом регионе перешла к Ибн аз-Зубайру. Его правление признал Йемен, Басра, Куфа, Хорасан и другие провинции Халифата. Омейяды контролировали лишь Сирию и часть Египта .

    Напишите отзыв о статье "Абдуллах ибн аз-Зубайр"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Абдуллах ибн аз-Зубайр

    – Так ты рада, и я хорошо сделал?
    – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
    – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
    Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
    На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
    – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
    – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
    Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
    – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
    Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
    – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
    Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
    – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
    Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
    – Ах, Наташа! – сказала она.
    – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
    Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
    – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
    – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.