Автор теории двойственной истины в арабском средневековье. Ибн-рушд и концепция "двойственной истины". Д. и. и патристическое богословие

В «Диалогах о двух системах мира» Г. Галилей проводит мысль о разных предметах религии и науки: религия учит тому, как взойти на небо, а наука - тому, как небо вращается. Из доктрин теизма прямо следует, что знание об Абсолюте принципиально отличается от знания о сотворенной природе и что эти знания суть две разные истины. Правда, Фома Аквинский не допускал противоречия между истиной религии, воплощенной в Библии, и истиной искренней науки. (Выше предполагалось, что осваивающее и отчуждающее познания произрастают из единого корня - опыта взаимодействия самобытия с инобытием; из этой же гипотезы вытекает, что между религиозной и научной истинами существует не только акцидентальные различия, но - в конечном счете - также субстанциальное тождество.)

Арабские теологи и ученые Абу Али Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс) обосновали теорию двойственной истины, согласно которой религия ищет свою истину, а наука - истину совсем иного рода. Распространение этой теории среди мусульман и христиан предоставляло науке право добиваться независимости от религии и церкви и сосредоточиваться на изучении собственного предмета. В свою очередь, теистическая религия не учиняла науке особых препятствий и предоставляла ей искомую автономию при условии, что ученые будут признавать сотворение Богом исследуемой ими природы и не станут возражать против приоритета религиозной истины перед истинностью знания вторичных причин миропорядка.

Широко известен масонский миф, будто европейская наука складывалась на рубеже XVI-XVII вв. в острой борьбе с догматами христианской церкви. Этому мифу противостоит вполне обоснованное мнение о том, что первая научная парадигма Галилея - Ньютона (идеи математического моделирования и физического эксперимента) существенно обусловлена нуждами Реформации (XVI-XVII вв. - это вершина христианства, пик межрелигиозных войн, начало «охоты на ведьм»),

Галилей, Кеплер, Ньютон, Декарт и другие творцы первой научной революции отличались высокой личной религиозностью и страстью к теологии. Они верили в исходные аксиомы, адекватные именно духу христианства, но не язычества, буддизма или ислама. Кстати, Церковь осудила гелиоцентрические воззрения Галилея на основании соответствующих экспертных доводов авторитетных ученых того времени: подтвердить гелиоцентризм было нечем; опытные подтверждения появились только в XIX в. (1821 - расчеты годичного движения Земли по звездному параллаксу; 1860 - при помощи маятника Фуко). Рождение экспериментальной науки и появление инквизиции - тесно связанные стороны жесткой политики официальной церкви в отношении ренессансного оккультизма.

Творцы классического естествознания исходили из следующих христианских аксиом:

  • - физический мир существует объективно и не является пустым;
  • - этот мир не злой и весьма удачно устроен;
  • - земной мир не божествен, не есть Бог;
  • - мир и человек относительно независимы от Бога;
  • - Библия ничего не говорит о свойствах звезд, строении Земли, жизни после смерти;
  • - Библия умалчивает об идеале устройства общества (в виде монархии, демократии пр.);
  • - подлунный и надлунный миры единообразны, изоморфны и изохронны;
  • - природа способна самовозрастать без помощи духов.

Для эпохи Возрождения было характерно увлечение магизмом: всякое небесное и земное явление оккультисты объясняли действием духов и чудесных сил. А католическая церковь еще в XIII в. провозгласила анафему тем, кто считает звезды одушевленными и совершенными. Протестантизм стал разрушать сложившуюся католическую систему религиозной безопасности, когда принялся профанировать святое причастие, крест, крещение и пр. В Средние века с колдунами и ведьмами боролись, как правило, святыми молитвами и крестным знамением. А вот в эпоху Реформации деревенские протестанты были вынуждены защищать себя от колдовства «охотой на ведьм», народным самосудом, кострами. Для сдерживания стихии демократических расправ с представителями черной магии был создан официальный церковный институт правосудия - инквизиция. (В России казнь за колдовство впервые была введена Петром I в 1714 г.)

Реформация объявила решительную борьбу с оккультизмом, и для «обезбоживания фюзиса» потребовались ученые-аскеты с функцией «монашества в миру». Систематическое изучение природы как познание воли Бога - на основе перечисленных выше аксиом - было объявлено церковью особым и очень важным религиозным занятием. Поскольку Библия не учит астрономии, то нужно создать космогонию и физику путем заимствования, критики и перестройки античной натурфилософии, в том числе метафизики Аристотеля.

Ж. Буридан (XIV в.) сформулировал принцип инерции, говоря, что Бог придал светилам начальный «импетус» (импульс), сохра- нямый неизменным во всех частях вселенной. Г. Галилей конфликтовал не с Библией, а с физикой Стагирита, советуя исследовать мир при помощи «испанских сапог» эксперимента. Скажем, изучая свойства падения камня, бросаемого с Пизанской башни, физик вправе применять полученные выводы к расчетам движения звезд и планет, ибо универсум единообразен. Нужно было также преодолевать предубеждение платоников о несовместимости «божественно-совершенной» математики с «рукотворно-несовершенной» механикой.

Церковная инквизиция преследовала только тех ученых, которые открыто бросали вызов библейской доктрине сотворения мира и пропагандировали оккультные науки. Таких отступников среди крупных ученых тогда было немного. Жертвами инквизиции стали Н. Коперник, М. Ссрвст, Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, А. Везалий, Т. Кампанелла и некоторые другие ученые и философы. Инквизиция была судебно-политическим учреждением католической церкви и существовала с XIII по XIX в. Особенно она свирепствовала в Испании, когда ее возглавлял Т. Торквемада, изгонявший из страны евреев (1492). Разумеется, число казненных инквизиторами ученых-еретиков не идет ни в какое сравнение с массовым уничтожением священнослужителей болыпевиками-атеистами в России.

Настороженность церкви к естествоиспытателям вызывалась также важным обстоятельством когнитивного плана. Ученые создавали свои теории применительно к идеализированным и абстрактным предметам - безразмерным точкам и линиям, предельно круглым и твердым шарам и т. п. Они оперировали понятием Абсолюта: абсолютно черное тело, абсолютный эфир. Говорили о реальности предельно малых и бесконечно больших величин, бесплотных по своей сути. Все это не могло нс напоминать язык духовных дисциплин. Вместе с тем ученые претендовали на то, что их теории описывают и объясняют посюсторонний мир, освещают устройство вещей. Тем самым ученые, сами того не желая, отождествляли язык религии и язык науки, представления о духе и материи. А это не могло не приводить к материалистическому пантеизму - наделению материи самодвижением и размещению Абсолюта внутри вещества.

Вышедшая из недр теизма и отчужденная от него материалистическая наука Европы не могла обойтись без специфической религиозной методологии, культивирующей идеал целостности универсума. Не оставалось ничего иного, как принять на вооружение ревизованный пантеизм. Например, Б. Спиноза, руководствуясь инспирированным Дж. Бруно вариантом пантеизма, объявил природу субстанцией, причиной самой себя. Выходило, что наука имеет своим предметом не сотворенную природу, а субстанцию и ее модусы. Позже Г. В. Плеханов высоко оценит спинозизм как предтечу диалектического материализма.

Резонная причина некоторого недоверия христианской церкви к предельно общим выводам европейского естествознания состояла и в том, что нет достаточных оснований отождествлять знание о теоретических объектах с образами фрагментов живой и конкретной действительности. Естественно-научная теория с ее абстракциями и идеализированными предметами - своего рода карикатура на эти фрагменты мира. Разве научная теория не противоречит здравому смыслу?

Напомним, что античное понятие теории обозначало хладнокровное созерцание и описание того, что происходило на самом деле; теорос - зритель, но не участник событий, его задача - пересказать без утайки и субъективных добавлений то, чему он был свидетелем, чтобы другие люди могли умозрительно представить себе случившееся. Теория излагалась общедоступным языком и была ярким образным повествованием о важнейших реальных событиях. Физические теории Нового времени, наоборот, стали рассказывать о неких ирреальных объектах, причем разговор велся на искусственном языке, малопонятном обывателю. Тем не менее ученые претендовали на освещение подлинной реальности в форме высшей истины. Научная магия походила на мистерии. Ну как тут усомниться в стремлении ученых создать свою тайную конфессию и собственный храм! Или, быть может, ученые просто занимаются надувательством простых людей?

В самом деле, среди ученых периодически разражались скандалы по поводу подтасовок, подправок и подгонки эмпирических данных под изобретенные теоретические схемы. Упреки в предвзятом отборе и манипулировании фактами раздавались, например, в адрес Галилея, Ньютона, Лавуазье и ряда других именитых ученых, не говоря уже о рядовых служителях науки. А в массовой науке XX-XXI вв. число недобросовестных ученых неимоверно возросло. Фальсификация и лакировка экспериментальных данных, плагиат, склонение к соавторству, мошенничество, преступные опыты над людьми и т. п. стали, к сожалению, теневым атрибутом науки.

В обществе из-за наивной веры в постоянный научный прогресс широко распространено так называемое научное легковерие, т. е. некритическое отношение к сенсационным сообщениям в прессе об успехах в науке и слабо доказанным итогам исследований. Наука всегда давала повод для идейного и нравственного надзора за ней со стороны церкви, и тем более церкви государственной. Правда, далеко не все священнослужители и религиозные деятели отличались высоким интеллектом и строгими нравами, а потому сами давали повод для насмешек и справедливой критики.

Итак, идеалы монотеизма, вошедшие в твердое ядро христианской культуры, во многом предопределили характер экспериментально-теоретической науки Запада и способствовали инструментальному выпытыванию у сотворенной природы ее тайн. Второй стороной генотипа христианской культуры являются фундаментальные хозяйственные идеалы, также по-своему обусловившие основные тенденции экономического развития европейских государств и облик европейской науки. Науковеды экстерналистской ориентации отмечают, что наука Нового времени унаследовала от древних культур Греции и Рима ряд особенностей своего стиля теоретизирования и открытость публике.

В начале Средних веков были сильны сомнения в возможности применения философии к религии. Зрелое Средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры. Неудивительно поэтому, что на закате рассматриваемой эпохи стали звучать сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно перерастали в полное освобождение философии от роли служанки религии.

В схоластике изначально были заложены противоречия, которые со временем разложили ее изнутри и привели к гибели. Они явились миной замедленного действия, которая рано или поздно должна была сработать. Эти противоречия заключались в несостыковке положений веры и разума, в их несовместимости. Поэтому можно говорить о том, что схоластика вообще была одним грандиозным противоречием, ибо представляла собой попытку совместить несовместимое, в силу чего долго существовать не могла и должна была прийти к упадку сама по себе, без всякой внешней помощи.

Арабский философ Ибн-Рушд (латинский вариант - Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Он доказывал необходимость изучения неразрывных связей между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе.

Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Таким образом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Всеобщий разум, воздействуя на потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя. философия рушд религия

Средневековая восточная философия была теистической, так же, как и западная, и являлась служанкой мусульманской религии, а потому схоластика представляет собой явление не только европейское, но и восточное. Теория двойственной истины говорит о том, что у религии и философии совершенно разные предметы и методы. Так, предметом религии является Бог, а методом - вера, тогда как предмет философии - природа, а метод ее - опыт (т. е. практическая деятельность, возможно даже экспериментальная, по изучению окружающего мира). Религия и философия занимаются абсолютно различными областями, почти ничего общего друг с другом не имеющими, и поэтому неудивительно, что у религии свои истины, а у философии - свои. Причем эти истины не только могут, но и должны быть разными и даже противоречащими одна другой. Это вполне естественно, нормально и понятно. Они вовсе и не должны состыковываться, как то кажется сторонникам гармонии веры и разума, да и не могут эти истины не вступать в противоречие, так как говорят о противоположных и фактически несовместимых вещах. Например, является ли истиной утверждение, что вода в земных условиях кипит при 100 °C? И является ли истиной утверждение, что высоко в горах она кипит при более низкой температуре? И то, и другое - истина. Исключают ли они одна другую? Нет. Должны ли они согласовываться между собой и сливаться в одну единую общую истину? Не должны. Просто одну ситуацию описывает первое утверждение, для другой же, отличной от нее, ситуации будет справедливой вторая истина, которая противоречит первой, но не исключает ее, поскольку совершенно необходимо в данном случае наличие именно двух разных истин.

Почему бы не предположить, что у веры и разума, равно как у религии и философии, также должны быть разные и несопоставимые истины? Пусть философия занимается исследованием природы и не вмешивается в религиозные положения, пытаясь их обосновать, и пусть религия не пытается быть знанием о мире, а тем более наукой о нем, всегда оставаясь только верой, и не заставляет философию обслуживать свои нужды. Таким образом, теория двойственной истины была направлена против самой сущности схоластики - стремления осуществить синтез религии и философии, говоря, что такое соединение принципиально невозможно, и подчеркивая необходимость всяческого разъединения и обособления религиозной и философской сфер.

Эта теория, как видим, освобождала, с одной стороны, философию от обязанности быть подспорьем религии, а с другой - избавляла последнюю от необходимости доказывать положения веры, подводить под них некую логическую основу. За философией, таким образом, вновь признавалась возможность быть свободным и дерзновенным познанием окружающего мира.

Список использованной литературы

  • 1. Веймарн Б., Каптерева Г., Подольский А. Искусство арабских народов. - М., 2014
  • 2. Григорян С.Н. Великие мыслители Арабского Востока. - М., 2013
  • 3. Ибн Рушд // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. - М., 2014
  • 4. Натурфилософия Ибн-Сины. - М., 2013
  • 5. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). - М., 2015
  • 6. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 2013

Двойственной истины теория (duplex veritas) – концепция, согласно которой то, что истинно с точки зрения богословия, может быть не истинным с точки зрения философии и наоборот. В приверженности ей не без основания подозревались участники зародившегося в 1260-х гг. в Парижском университете интеллектуального движения т.н. «латинских аверроистов» (averroistae , Averrois sectatores ) философы с факультета искусств, не имевшие лицензии на преподавание теологических дисциплин: Сигер Брабантский, Боэций Датский, Бернье де Нивель и др.

В интерпретации «совета магистров теологии и других премудрых людей», подготовившего материалы для осуществленного в 1277 г. Парижским епископом Стефаном (Этьеном) Тампье осуждения аверроистских тезисов, теория двойственной истины учит об одновременном сосуществовании двух противоположных истин об одних и тех же вещах – истины разума и истины веры: «Ибо они называют их истинными согласно философии, но не согласно католической вере, как если бы это были две проивоположные истины (Dicunt enim ea esse vera secundum philosophiam sed non secundum fidem catholicam , quasi sint duae contrariae veritates ) или как если бы, в противоположность истине Священного Писания, могла быть другая истина в книгах осужденных язычников...» (« Syllabus », Prologus ).

Таким образом, – с предполагаемой точки зрения «латинских аверроистов», – наблюдаемая несовместимость данных естественного разума и данных Откровения («Если веришь Аристотелю, то ясно, что нельзя верить Августину, и наоборот»: « Si ergo credatur Aristoteli , planum est quod non est credendum Augustino ; si vero credatur Augustino , erit aequaliter ») не указывает на необходимость осуществить однозначный выбор в пользу той или иной стороны или попытаться создать гармоничную мировоззренческую систему, устраняющую данное противоречие. Можно одновременно считать истинными положения, утверждаемые «согласно истине, которая не может лгать» (т.е. явленные в Откровении сверхъестественные догматы христианской веры), и не отказывать в неопровержимой рациональной обоснованности тем выводам, к которым неизбежно приводит нас «чистый», абстрагирующийся от данных Откровения естественный интеллект, если «мы действуем как философы», – однако истины христианской веры, безусловно, выше истин рационального познания.

Теория двойственной истины подверглась критике со стороны Фомы Аквинского (с точки зрения которого ситуация, когда, «основываясь на разуме, я с необходимостью заключаю» одно, «но, опираясь на веру, решительно придерживаюсь противоположного», свидетельствует о лишении слова «истина» всякого смысла), Раймунда Луллия, – сведшего эту теорию к формуле: «Верую в то, что вера истинна, и понимаю, что она не истинна (Credo fidem esse veram , et intelligo quod non est vera )», – а также Альберта Великого, Бонавентуры, Роджера Бэкона и мн. др.

Лит .: Grabmann M. Der lateinische Averroismus des XIII. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung. M ü nchen, 1931; L’intelligenza alla fede: Filosofia e religion in Averroé e nell’averroismo. Bergamo, 1989; Mandonnet P. Siger de Brabant et l’averroisme latin au XIII e siècle. Vols. 1-2. Fribourg – Louvaine, 1908-11; Michaud-Quantin P. La double-v é rit é des Averroistes: Un texte nouveau de Boèce de Dacie // Theoria (1956), 167-184; Ренан Э . Аверроэс и аверроизм : Исторический очерк . М., 2010; Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

А.М. Шишков

Ибн Рушд (Аверроэс) столкнулся с тем, что отдельные положения Аристотеля противоречили мусульманской религии.

Говоря современным языком, он предложил своё разрешение этого противоречия между 2-мя конкурирующими моделями, придумав концепцию двух истин (двойственности истины).

Позже в XIII веке это удачное разрешение противоречия между наукой и религией было заимствовано и в христианстве.

Последователи Аверроэса «…считали, что противоречия между теологией и наукой имеют под собой основания, ибо теолог опирается на истины откровения, а учёный - на данные науки. Аверроисты […] cтремились доказать, что, хотя предмет, которым занимается наука, диаметрально противоположен предмету теологии, тем не менее каждая из них в собственной области сохраняет ценность.

Противоположность между ними не исключает истинности обеих.

Философия черпает свои знания из разума, теология же - из истин откровения и потому является иррациональной. В силу этого они должны противоречить друг другу, и устранить это противоречие невозможно, ибо они исходят из различных предпосылок.

Хотя взгляды латинских аверроистов на проблему отношения науки и теологии не являются полностью однозначными, тем не менее они постулируют развитие научных исследований. Они стараются доказать, что философия, высказываясь против веры, не является ошибочной, напротив, на почве рационального познания она истинна. […]

Точка зрения предметного разграничения, которая, в частности, нашла своё выражение во взглядах Иоанна Салисберийского (1110-1180). Через его рассуждения красной нитью проходит тенденция разграничить теологию и науку по их предметам и целям. Существуют различные методы доказательства истин; к одним приходят путём рассуждений, к другим - ни при помощи чувств, к третьим - через веру».

Юзеф Боргош, Фома Аквинский, М., «Мысль», 1975 г., с. 31-32.

Замечу, что ещё раньше с противоречием «наука-религия» столкнулся Тертуллиан , но предложил своё «решение» путём полного отрицания ценностей науки.

Предшественник Ибн Рушда - Пьер Абеляр предлагал другое решение: проверять догматы веры оценке разума…

№2 . Философия – это учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и самому себе, учение о ценностях.

Философии как особой форме познания присущи следующие особенности: универсальность, системность, плюралистичность, критичность, рациональность, персоналистичность, рефлексивность.

Ответьте на вопросы:

1. Какое из перечисленных свойств философского знания выражает обращенность философского мышления не только на объект, но и на процессы его изучения? (Ответ- Рефлексивность)

2. Какое из свойств философии обуславливает неоднозначность решения фундаментальных философских проблем? (ответ- плюралитичность)

Универсальность - философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания.

Системность - философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире и человеке.

Плюралистичность - многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.

Критичность - специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.

Рациональность: философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.

Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.

Рефлексивность - философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процессы его изучения.

№3 . Соотнесите перечисленные ниже понятия восточной философии и заполните ими таблицы, отделив идеи буддизма от идей кофуцианства: правильное сосредоточние, этикет, долг, отрицание правил и ритуалов, ахимса, жэнь, ботхисатва, знание судьбы.

Задача 4. В философии Конфуция одной из важнейших целей является воспитание «благородного мужа». Ниже приведены характеристики, отражающие суть различия между благородным мужем и низким человеком. Распределите их, заполнив таблицу:

Благородный муж Низкий человек
Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость
Уважает великих людей и слова мудрецов Презирает великих людей и не обращает внимания на слова мудрых
Боится велений Неба Не знает велений Неба и не боится его
Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
Требователен к себе Требователен к другим
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства Кончает жизнь самоубийством в канаве

Задача 5.Соотнесите высказывание с его автором.

«Все течет, все меняется»- Гераклит

«Все произошло из вещества, обладающего свойствами воды»-Фалес

«Все тела состоят из атомов»- Демокрит

«Все есть число»-Пифагор

«Вещи-тени идей»-Платон

«Быть и мыслить – одно и тоже»-Парменид

«Человек – это общественное (политическое) животное»-Аристотель

«Я знаю, что ничего не знаю»-Сократ

«Человек – мера всех вещей»- Протагор

Задача 6

Человек, по Августину, сотворён Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Для человека нравственным долгом, по мнению Августина, является следование Божественным заповедям и максимальное уподобление Христу. Поэтому познание человека связано с чувством и производит любовь к Богу.

Ф.Аквинский придерживается «двойственности истины»: главной задачей науки, разума является открытие того, что есть в вещах, познание отдельных сторон, свойств, но он также отрицает, что достоверная информация считается лишь деятельностью человеческого разума.

Согласно Фоме, интеллект не обеспечивает человека непосредственным знанием умпостигаемых идей. Душа, являясь духовной субстанцией не отделена от тела. Соединённая с телом душа становится его формой и лишается способности непосредственного созерцания бытия. Получить достоверные знания она может лишь посредством чувств: в процессе чувственного восприятия душа соприкасается не только с материей вещи, но и с её формой. Аквинат ставит истину выше разума, но вместе с тем она не противоречит ему.

Двойственная теория истины»

Задача 7 . В 11 веке возникла борьба между номиналистами и реалистами. Реалисты утверждали реальное существование общих понятий- как неких духовных сущностей, прообразов вещей. Общие понятия (универсалии) существуют до вещи и порождают их. ТО есть причина возникновения и развития материи- духовный мир идей или Бог.

Задача 8. Соотнесите перечисленные ниже понятия философии нового времени и имя философа, использовавшего их:

Задача 9 . Философия эмпиризма Ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.

Первым переходом от ренессансной философии к философской мысли Нового времени осуществил Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель и политический деятель. Основным предметом размышления он сделал науку, научное знание, в которых видел главное средство решения социальных проблем и развития производства.

Цель науки он видит в том, чтобы "познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой". Бэкону принадлежит знаменитый тезис: "Знание – сила".
В основных произведениях "Восстановление наук", "Новый Органон", "Новая Атлантида" английский философ разрабатывает классификацию наук, определяет предметное поле и структуру философии, ее место в системе научного знания. Предметом философии, по его убеждению, выступают Бог, природа и человек. Соответственно этому, в структуре философского знания выделяются: естественная теология, призванная дать интеллектуальное толкование Бога; естественная философия, исследующая природные процессы, связи и причины; и учение о человеке, рассматривающее его душу, тело и дающее представление о нем как о члене общества.

Философия отныне должна обобщать данные наук и служить практике.

Так Бэкон одним из первых поставил вопрос о методологической функции философии и разработал учение о научном методе как плодотворном способе познания мира.

Отправными установками бэконовской методологии служат безусловное убеждение в том, что человек может познать мир и открыть действительные истины, и что познание есть адекватное отражение мира в сознании человека.

Путь познания тернист, по нему расставлено множество препятствий, которые нужно преодолеть. Бэкон называет их "идолами", т.е. заблуждениями, искаженными образами, возникающими в сознании человека. Только освободившись от них, можно рассчитывать на успешное применение нового метода познания.

Ф. Бэкон анализирует 4 группы идолов.

Первая – идолы рода и племени. Они лежат в самой природе человека как родового существа, присущи его чувствам, разуму. Это – свойство истолковывать природу "по аналогии с человеком", т.е. приписывая изучаемым объектам человеческие свойства и качества.

Вторая группа – идолы пещеры. Они не имеют общечеловеческого характера, как первые, а отражают групповые или индивидуальные особенности познающего.

Третья группа – идолы площади и рынка – порождены "общением людей", и особая роль здесь принадлежит языку.

К четвертой группе Бэкон относит идолы театра и теорий. Ими он называет склонность людей верить в авторитеты, догмы, различные религиозные доктрины, философские построения.

«Истинный ученый подобен пчеле: он собирает и перерабатывает нектар фактов в мед науки». Так в образной форме мыслитель выразил суть своего эмпирического метода, где источником познания выступают наблюдение, опыт, в ходе которых накапливаются знания. Но Бэкона не устраивает простое "собирание фактов" в ходе бессознательного опыта. Он убежден, что органы чувств могут нас обмануть, от них многое может ускользнуть.

На наблюдении научного знания не построишь.

Поэтому Бэкон вводит в познание эксперимент – правильно организованный и специально приспособленный для того или иного исследования опыт. В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения каких-то их свойств и характеристик; ученый делает выводы, подготавливая основу для научных гипотез, аксиом. То есть происходит движение мысли от частного к общему, что называется индукцией. Линия познания выстраивается так: опыт – индуктивный метод – обобщение и выводы (знание), их проверка в эксперименте. Ф. Бэкон – родоначальник не только опытно-индуктивного метода, но и экспериментальной науки Нового времени, методологии экспериментально-научного исследования. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.

Индукция (что в переводе значит “наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения как Бэкон.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать “истинную индукцию”, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.

Задача 10.

1. Критика способности суждения 1790 г

2. Исследование априорных форм чувствительности, рассудка и разума

3. Исследование априорных форм нравственного поведения.

4. Исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения.

5. Отвечает на вопрос «Что я могу знать»?

6. «Что я должен делать?»

7. «Почему природа эстетична и целесообразна?»

Задача 11

· Чтобы выжить, люди вступают в независимые от их сознания производственные отношения.

· Сознание - предметно и исторически обусловленное явление, отражение бытия людей, не имеет никакого самостоятельного от бытия людей существования и содержания. Любые, истинные и ложные, идеи – отражение бытия людей.

· Сущность человека – историческая, социокультурная, а не чисто природная.

· С разделением труда возникает отчуждение человека от природы и от своей собственной жизнедеятельности, которое более всего выражается в институте частной собственности.

· Отчуждение человека может быть уничтожено только «положительным упразднением» частной собственности , то есть позитивным коммунизмом.

· Диалектика - учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления.

Вставьте на место многоточий нужные понятия из числа предложенных: производственные отношения, бытия людей, развития, производительных, диалектика, сознание, частной собственности, природная, отчуждение.

Задача 12

Рационалисты полагают, что главную роль в познавательном процессе играет разум, эмпирики считают, что это – чувства. Представители постклассической философии утверждают первенство иррациональных начал.

О каких началах идет речь? Укажите не менее трех.

Воля (волюнтаризм)

Интуиция (интуитивизм)