Церковь и мир. Родовой грех: дети отвечают за пороки родителей? Наказывает ли бог за грехи

Наказывает ли нас Бог, когда мы согрешаем?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала должны провести различие между наказанием и воспитанием. За все грехи верующих в Иисуса Христа – прошлые, настоящие и будущие – уже было понесено наказание на кресте. Как христиане мы никогда не будем наказаны за грех. Это было сделано раз и навсегда. «Тем, кто соединен с Христом Иисусом, теперь не грозит обвинительный приговор» (Римлянам 8:1). Благодаря жертве Христа, Бог видит только Его праведность, обращая взор на нас. Наш грех был пригвожден к кресту Иисуса, и мы никогда не будем наказаны за него.

Тем не менее, грех, который остается в нашей жизни, иногда требует Божьего воспитания. Если мы будем продолжать следовать греховными путями, не покаемся и не обратимся от зла, то Бог прибежит к Своему божественному воспитанию для нас. Если Он этого не сделает, то Он не был бы любящим и заботливым Отцом. Так же, как мы воспитываем наших собственных детей для их же блага, так и наш небесный Отец с любовью воспитывает Своих детей в их же интересах. Евреям 12:7–11 говорит нам: «Вы должны стойко переносить все испытания как наказание, которому вас как сыновей Своих подвергает Бог. Ведь нет сына, которого бы не наказывал отец. А если вас не наказывали, как наказывают всех сыновей, значит, вы не сыновья, а незаконные дети. Если нас наказывали земные отцы и их за это уважали, разве не гораздо больше мы должны повиноваться Отцу духовных существ, чтобы через это обрести жизнь? Те наказывали нас на короткое время и так, как им казалось лучше, а этот Отец – для нашего истинного блага, чтобы сделать нас сопричастными Своей святости. Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни».

Таким образом, воспитание – это средство, при помощи которого Бог с любовью обращает Своих детей от восстания к повиновению. Благодаря воспитанию перед нашими глазами более четко открывается Божья точка зрения на нашу жизнь. Как царь Давид заявил в псалме 31, воспитание заставляет нас признать и покаяться в грехе, который мы еще даже не совершили. Таким образом, воспитание очищает. Оно также является катализатором роста. Чем больше мы знаем о Боге – тем больше мы знаем о Его желаниях для нашей жизни. Воспитание дает нам возможность учиться и соответствовать образу Христа (Римлянам 12:1–2). Воспитание – всегда нам на пользу!

Мы должны помнить, что грех является константой в нашей жизни, пока мы находимся на этой земле (Римлянам 3:10, 23). Таким образом, мы не только имеем дело с воспитанием Бога из-за нашего неповиновения, но также с естественными последствиями греха. Если верующий украдет что-то, Бог простит его и очистит от греха, восстановив общение между Ним и раскаявшимся вором. Тем не менее, социальные последствия кражи могут быть очень серьезными – в виде штрафов или даже тюремного заключения. Это естественные последствия греха, которые мы должны испытать. Но Бог работает даже через эти последствия, чтобы укрепить нашу веру и прославиться.

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29-30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечая на вопрос, болеют ли дети из-за грехов родителей, иеромонах Иов (Гумеров) приводит цитаты из Библии и, опираясь на них, говорит, что в самом деле духовно-нравственные болезни могут передаваться от одного поколения к другому. Однако он подчеркивает, что не существует фатальной зависимости от грехов предков. Какое бы «проклятье» ни довлело над родом, каждый имеет шанс на спасение, каждому Господь протягивает руку помощи. Но от воли человека зависит, воспользуется ли он этим шансом.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СТАТЬИ. ЧАСТЬ 24. КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ ЗА ГРЕХИ.

Этот вопрос на самом деле постоянно виден человеку, но, будучи нерелигиозным, человек все свои страдания видит, как следствие деятельности тех или иных людей, как следствие случайности или обстоятельств, как то, что непредвиденно и что можно было и предусмотреть и невозможно было бы предусмотреть. На самом деле в материальном мире нет и не может быть ничего случайного. Все страдания человеку на всех уровнях и во всех направлениях дает человеку только Бог. Также все страдания есть то, что Бог дает каждому человеку в строгом соответствии с его кармой, что есть те или иные заслуги и нет перед Богом и в соответствии также с Планом Бога на человека, как и в соответствии с его качествами и в некотором смысле желаниями из прошлой жизни, где человек желал любым путем быть великим, богатым, талантливым и никогда не беспокоился тем, какими путями и за счет кого может решать те или иные вопросы своего успеха. Бог наказывает за грехи, которые тянутся, как из прошлого рождения человека, так и в этой жизни. Все страдания уже включены в жизнь человека до его рождения, и даже те, которые он еще заработает в предстоящем рождении, ибо Бог Знает, как и в каких ситуациях себя человек проявит, и что или какая реакция неумолимо за этим последует.

Но какие страдания могут быть вообще? Прежде всего, связанные с телом человека. Это могут быть болезни, внешность человека, дефекты тела, особенности развития тела, умственные способности человека, отсутствие правильной реакции на окружающий мир, психические отклонения и пр. Также страдания непременно человека ожидают и от других живых существ. Это животные и сами люди, общество, закон. И непременно страдания могут быть от природы, природных катаклизмов или от температуры. На самом деле страдания человек терпит во всех этих направлениях, но считается самым большим страданием - это страдание от болезней и, собственно, от людей, где иногда просто может присутствовать человеческий фактор, ошибки других людей, их неразвитые качества или очень греховные качества, которые могут приносить человеку те или иные страдания.

Надо также понимать, что человек дает себе отчет, что послужило причиной страдания, но меньше всего понимает то, что любое страдание никогда непременно не связано напрямую с источником страданий. Любой источник страданий есть всего лишь средство наказания Бога, не зависимо от того, что прямым участником видится или человек, или другой фактор. Только Бог собирает людей в один самолет, которому должно разбиться. Только Бог направляет человека в те места, где должно произойти землетрясение или цунами или наводнение или дает в этих местах рождение. Только Бог Знает, кто и в какой степени должны пострадать. Также только Бог указывает серийному убийце на жертву и дает желание совершить насилие или ограбление, или убийство. Только также Бог дает животному того, кого надо или покусать или растерзать, ибо Бог Знает, что этот человек был очень жесток или с животными или с другими людьми в прошлой своей жизни. Только Бог дает насилие над женщиной, ибо и она, будучи в теле мужчины, насиловала или того хуже. Только Бог дает ограбить и Указывает преступнику на ту жертву или выводит на того, кто это у Бога заслужил. Только Бог также дает в семью больного человека, и все в семье страдают и в своей мере помогают ему по карме и больного и каждого. Только Бог дает оправдательный приговор преступнику, потому что ему надо еще совершить преступления и наказать Волею Бога тех, кто это в свое время совершал сам в своем прошлом рождении. Только Волею Бога человек как бы невинно отсиживает срок за другого, и это происходит потому, что в его прошлой жизни кто-то отсидел срок за него самого. Только по Воле Бога ошибаются врачи и человек умирает, только по Воле Бога ошибается водитель, и машина попадает в аварию, только по Воле Бога в семье погибает молодой человек от передозировки наркотиком, и мать должна страдать потому, что в прошлой жизни или сама варила смертное зелье и давала другим или просто покрывала того, кто таким образом в семью зарабатывал деньги, не заботясь о том, чем это может закончиться для другой матери или жены, или для детей. Все страдания есть ни что иное, как наказание или возмездие Бога за прегрешение. Иногда страдания человека просто имеют отношение к тому, что член семьи имеет очень скверный или неуравновешенный характер, или семья может страдать от качеств ребенка или деспотизма одного из взрослых членов семьи, также люди могут страдать от общества, от неуживчивости в коллективе, от своей непонятливости, от слабой памяти, от неуважения или проявленного к человеку высокомерия. Страдать человек может просто от своей внешности, от бедности и невозможности хорошо одеваться, также может страдать от какого-то дефекта, например, речи или страдать от отсутствия некоторых возможностей, например, слеп, глух, нем. Страдают и полностью полноценные люди от отсутствия взаимности в любви, от того, что женщина не может родить, от постоянных конфликтов с мужем или родителями.

Все это есть только кармические плоды, и они непременно, будучи долгими, воспитывают в человеке те или иные качества и по-любому направленны на развитие человека. Все страдания в материальном мире непременно контролируются только Богом, имеют начало и конец и всегда сопровождаются и теми событиями, которые эти страдания могут и смягчать, давая человеку отдых или переход к другому типу страданий более слабого порядка. Но и невозможно сказать, что страдания полностью заполняют собой жизнь человека. Пока человек не очень сильно религиозен, Бог разрешает ему в пути преодолений и наслаждать себя и дает праздники, и дает некоторые и материальные блага, ибо многие страдания без денежных средств преодолеть и невозможно. Также надо знать, что страдания не могут быть беспричинными. Непременно в материальном мире Бог дает причины и как следствие сами страдания. Это необходимо потому, что человек - мыслящее живое существо, и он непременно должен понимать, что послужило причиной тех или иных страданий. Будучи материальным, человек всегда хочет знать эти причины и очень часто это знание как бы помогает человеку пережить страдание. Но такой человек, тем не менее, находится и в большом заблуждении и ему грозит совершить также то или иное греховное деяние, ибо он причиной может видеть другого человека и, не понимая и не видя стоящего за всем только Бога, может пожелать каким-то образом наказать того, кто ему видится виновным, и таким образом зарабатывает себе новые страдания. Надо всегда понимать, что за всем стоит только Бог, и на все только и единственно Воля Бога. Любое другое понимание неизменно ведет к страданиям и возвращает человека в круговорот сансары.

Внезапная болезнь - наказание за грехи

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад. Бог создал человека с волей, свободной в выборе добра и зла. И никогда не отнимал у него этой свободы. Всю человеческую жизнь Бог терпеливо ждет, когда человеку надоест калечить себя грехами. И если он поймет, что смертельно болен и обратится к Богу за помощью, Господь с радостью исцелит раны, которые тот сам себе наносил всю жизнь. А если посчитает себя здоровым, то просто убьет себя собственными грехами. Даже Бог не может спасти нас вопреки нашей воле…

Прощаются тебе грехи, — сказал Господь расслабленному. А потом? Встань и ходи! Не один раз, а почти всегда вместе с исцелением больного Христос прощает грех. Не находятся ли в какой-либо связи два этих явления: болезнь души — грех, который нужно простить, и болезнь тела, которую нужно исцелить? Конечно, так и апостол Павел в одном своем послании разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных, и спят довольно, то есть многие умирают. В самом деле, почти все болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от нее зависят.

Грехи родителей и болезни детей

Причина страданий детей очень часто кроется в грехах родителей.

Человек - это сосуд. В Слове Божием такое сравнение встречается довольно часто. Вот лишь некоторые примеры: "...я - как сосуд разбитый" (Пс. 30, 13); "Господь сказал (об апостоле Павле) ...он есть Мой избранный сосуд..." (Деян. 9.15); "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом..." (1 Пет. 3, 7).

Мужа и жену можно уподобить двум сообщающимся сосудам. Как известно, в сообщающихся сосудах уровень заполняющей их жидкости одинаков. Так и в семье духовный уровень Божьей защиты, благодати оказывается одинаковым у обоих супругов. Более того, любое изменение этого уровня у одного из супругов, неизменно оказывает соответствующее влияние на другого. Когда один из супругов, согрешая, в какой-то мере лишается за свой грех Божией благодати, это мгновенно сказывается и на другом, поскольку падает общий духовный уровень семьи. А если есть дети, то в первую очередь это отражается на них.

В жизни мы часто наблюдаем действие одного из важнейших законов мироздания, который можно назвать ЗАКОНОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ГРЕХА. Он объясняет непонятную для многих причину того, почему дети страдают за грехи своих родителей . Опытный духовник нашего времени, известный нам под псевдонимом игумена N, сформулировал его так: "Грех даже одного из родителей (особенно смертный) обязательно понижает единый для всей семьи, общий потенциал нетварной Божественной энергии (благодати), что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабейших членах семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил".

Самая страшная болезнь — это грех! Грех, опутавший нашу планету со времен Адама и Евы, привел к деградации человека не только физической, но и духовной, и нравственной. Он принес страшные болезни, поражающие наше общество и одновременно порождаемые и поддерживаемые этим самым обществом, человеком.

От этой самой страшной болезни — греха — в аптеках нет лекарств, вакцин и сывороток даже за миллионы долларов. От нее не может сам по себе быть застрахован ни один человек. Только у Христа мы находим лекарство, убивающее эту болезнь, лекарство, которое даром предлагается сегодня каждому без исключения человеку нашим Спасителем: «…прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

В Библии есть стихи, в которых говорится о том, что Бог наказывает детей за грехи их родителей: Исход 20:5 «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня », то же: Второзаконие 5:9 . Исход 34:7 «…не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода », то же в Числах 14:18 . Исаия 14:21 «Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их ».
Читая Библию, нужно иметь в виду, что Господь действительно наказывал людей (включая стариков и детей) до третьего и четвёртого поколения за грехи их родителей.

Родовое проклятье действует таким образом: если дети и внуки живут в грехе родителей, то их настигает та же участь, что и их родителей. Если же дети избирают Божий путь, то каким бы ни было страшным родовое проклятье, оно теряет свою силу над теми, кто посвятил свою жизнь Господу Богу.

Вопрос:

Отче, отвечая на вопрос Юлии: можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков,- вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз приходилось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до шестого колена. Внесите ясность. И еще: мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т. е. длинные записки). Спаси вас Господи.

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:5—6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня ) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор. 24:16).

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29—30).

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез. 18:19—20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим. 5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит, воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Источник: http://1-rs.com

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На Православном форуме Украины священник отвечает на вопрос о том, как очиститься от родовых грехов. При этом он развенчивает бытующие даже среди православных кармические суеверия на сей счет, предостерегая от перекладывания собственной вины на предков.