Дом, в котором живет Бог. Где живет Бог? Найти передачу дом в котором живет бог

Конспект занятия для детей младшей группы приходской ВШ, 15.09.2018 г.

На прошлой встрече мы, ребята, с вами говорили о том, как … (учились в старину). Давайте вспомним, где учились дети? Кто их учил? Где садились дети во время учебы и почему? Кому ученик делала в классе поклоны и почему?

СЛАЙД

Сейчас я предлагаю последовать примеру тех ребят, кто приходил учиться в школу в давние времена, и поклониться иконе Спасителя и помолиться. (Хором четко и медленно поем «Отче наш»).

Когда любой ученик собирается в школу, он идет туда не с пустыми руками. Что он с собой берет? Как эти предметы назвать одним словом?

А теперь посмотрите, какую картинку я вам приготовила. Какие учебные принадлежности вы на ней видите? (Можно пригласить отвечающего ребенка к доске, чтобы указкой он обвел на рисунке по контуру тот учебный предмет, который назвал.)

СЛАЙД

Я вот о чем подумала, ребята… Наверно, неудобно все эти предметы нести с собой в школу в руках – рассыпаются, из рук падают. Что же делать?

СЛАЙД

Стихи про школьный портфель

Что за домик расписной

Носят дети за спиной?

В этом маленьком домишке

Разместились дружно книжки,

Ручки, ластики, тетрадки -

Очень любят дом ребятки. (Енка Енка)

(На основе этого стишка с детьми можно сделать пальчиковую гимнастику, загибая пальцы при назывании учебных принадлежностей)

Получается, что портфель – это дом для учебных принадлежностей. А у кого еще есть домики?

(Можно поиграть в мяч: бросаем ребенку мяч с называнием какого-либо животного, ребенок, бросая мяч обратно, называет его жилище)

Отгадаем загадки и узнаем (отгадку показываем на СЛАЙДАХ)

В этом домике жильцы Все умелые пловцы. Что за дом у них такой: До краев налит водой? (аквариум)

В январе мишутка спит, В этой комнате сопит. Веток, листиков в ней много И зовут ее… (берлога)

Возле дома дом стоит. Кто же в нем всю ночь не спит? На чужих он громко лает, К дому близко не пускает. (будка)

Белке спать зимой тепло, Если спрячется в… (дупло)

Возле елок, из иголок, Летним днем построен дом. За травой не виден он, А жильцов в нем - миллион. (муравейник)

А как называют дом для человека? (квартира, изба, коттедж, дача, зАмок, дворец, шалаш, палатка и т.д.)

СЛАЙД

Рядом с нами есть и особенные дома. Кто в них живет?

СЛАЙД

Чем храмы отличаются от домов, в которых живет человек?

Вот фото нашего храма. А вот такой крест венчает его купол. Рассмотрим его. Расскажем, что заметили.

СЛАЙД

В каждом храме обязательно есть икона Спасителя. Икон Спасителя много разных. Вот такая в нашем храме. Сегодня, когда вы спуститесь к родителям после занятия, найдите, где она находится в нашем храме. А перед ней положено перекреститься и поклониться.

В этом году наши малыши гармонично вливаются в соборное молитвенное участие богослужения. Вместе с преподавателем они дружной струйкой появляются среди прихожан и стараются исполнить молитву Господню "Отче наш", внимательно следя за рукой алтарника.

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова

Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:

«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме …

Иисус говорит ей: поверь Мне , что наступает время , когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже , когда истинные поклонники будутпоклоняться Отцу в духе и истине , ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).

То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссиинаступает время , когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине . В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе , так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:

«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили , что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:19-22).

Теперь храмами Божьими стали тела верующих:


«Разве не знаете, что вы храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19 , см. также 2 Кор. 6:16).

А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе«Символ веры» , соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:

«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Дом же Его - мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20).

Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, идомашнюю церковь его » (Кол. 4:15 , см. также Рим. 16:4 , 1 Кор. 16:19 , Филим. 1:2).

Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог . В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях . Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:

«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).

Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.

То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени . Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:

«Я освятил сей храм , который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).

«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я …избрал себе место сие в дом жертвоприношения . Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Яуслышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Нынеочи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем . И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16 , см. также 3 Цар. 5:5 , 3 Цар. 8:17-20,29,43 , 3 Цар. 9:7 , 2 Пар. 2:4 , 2 Пар. 6:5,7,10 , 2 Пар. 7:20 ,Иер. 7:10,11-14,30).

После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:

«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей , который построил я» (2 Пар. 6:18 , см. также 3 Цар. 8:27).

Библия говорит, что истинное место «обитания» Творцана небесах :

«Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах » (Пс. 10:4).

«С небес призирает Господь , видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает , Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).

«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба , и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25 , см. также выше 2 Пар. 7:14 , а также Втор. 26:15 , Пс. 102:19 , Пс. 113:11 , Пс. 122:1 , 2 Пар. 6:27,30,33,35,39 , 2 Пар. 30:27 , 3 Цар. 8:30).

Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:

«Так говорит Господь: небо - престол Мой , а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).

Новый Завет вторит ветхозаветному учению:

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо - престол Мой , и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).

«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22 , см. также Мф. 5:34).

Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.

Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.

Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):

«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов , ни жертвенников?Какой храм Ему построю , когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? »

Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):

«Если скифы... не могут выносить вид храмов , алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей , такая же, как у них… Скифы... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».

Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называтьсвятыми ? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы , воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Христианский апологет Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):

«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов ... и не поклоняемся … изображениям».

Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):

«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.) , где, как вы верите, они(небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смыслхрамов и алтарей?».

А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):

«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов , жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов ; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».

Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:

1) храмы не являются местом обитания Бога;

2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.

http://www.apologetica.ru/kniga/4-4.html

Дорогой друг, сегодня мы поговорим о храме, который также может называться церковью, а особо значимый – собором.

В нашем обществе распространено заблуждение, что храм вообще не нужен, если Бог у человека в душе. Но, пойми, «Бог – в душе» – это идеал, к которому люди, верующие во Христа, стремятся всю жизнь. Конечно, человек, только-только услышавший о Спасителе или прочитавший Евангелие, может пребывать в наивном заблуждении, что Бог в него вошёл и Собой заполнил.

Тот, кто живёт Христом и во Христе по-настоящему, интенсивно, тот, кто знает, как это радостно, но и страшно трудно, тот никогда с такой уверенностью и дерзостью не скажет: «Бог у меня в душе», потому что знает: «Плод Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » (Гал. 5, 22-23).

Спроси себя: есть ли в тебе эти чувства? И ответь так же честно, как журналист Владимир Гурболиков:

«Вот я хотел бы, чтоб в моём сердце Он мог быть, но – что я сделал для этого?.. Бог не может быть во мне, это абсурдно, в той грязи, которую я в себе таскаю, сказать, у меня в душе… БОГ?! Да, конечно, без какого-то Его присутствия душа, думаю, просто мгновенно окончила бы существование. Но тогда, если есть в моей душе Бог, то Он там уж точно не один… Как у Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», и добавлю, если б так высоко! Я сам и люблю Его, и борюсь с Ним, вот в чём дело. Поэтому мне нужно признаться: Бога в душе, в такой душе! – нет, я Его сам изгоняю, обращая постоянно во зло свободу, которую Он мне дал… Бога нет в моём сердце, и психоаналитик мне Его туда не «вправит». Бога нужно искать именно в Церкви ».

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), много и с любовью общавшийся с протестантами США, писал: «Господь, с явностью утвердивший духовное преимущество соборного начала над индивидуальным («Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди них»), мог ли в важнейшем деле жизни, в молитве, не утвердить этой же истины?.. Нет никаких оснований думать, что Господь не молился в Иерусалимском храме. Выгоняя торговцев, Он сказал, что выгоняет их из «дома… молитвы, из дома Отца Его». Пришедший не нарушить, а исполнить закон, мог ли Он не молиться в храме?! Если бы это было замечено, – какой новый повод был бы для обвинения Его!.. Благодать Божия совершенно видимо почивала на этом храме, пока в минуту смерти Спасителя на Кресте не разорвалась завеса. Тогда кончился Ветхий Завет, нарушенный людьми ».

После того, как «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1, 14), понятие о храме для христиан изменилось. Он сделался местом, где вокруг вечно пребывающей Святыни собираются люди, «народ Божий», Церковь (отсюда и его название – «церковь»).

Фото протоиерея Сергия Клинцова

Первым христианским храмом стала Сионская горница, где была совершена Тайная Вечеря. Евхаристия – совместное, общее благодарение Богу. И сегодня «храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия », – говорит богослов диакон Андрей Кураев.

Он напоминает, что важнейшая проблема всех языческих религий – это вопрос о том, какие жертвы, где, как и когда люди должны приносить богам. Евангелие же говорит о противоположном – о том, какую жертву Бог принёс людям: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28); «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

«Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме », – подчёркивает отец Андрей. Но главное в религии – не то, что люди приносят в храм, а то, что они из него выносят, что получают: «Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас ».

Понятно, что мы начинаем искать Бога, когда нам плохо, чтобы что-нибудь у Него попросить. Но задумывался ли ты, дорогой друг, зачем Бог ищет тебя? Зачем призывает Он всех труждающихся и обремененных? Если бы речь шла только о некоем знании («научитесь от Меня»), его можно было бы получить на лекции или собрании. Если бы речь шла только о Духе («примите Духа Святаго») – ещё проще, ведь Дух Божий дышит, где хочет. Если бы речь шла лишь о любви, мире и радости («пребудьте в любви Моей… мир Мой даю вам… радость Моя в вас пребудет…»), так это всё можно почувствовать даже на больничной койке или тюремных нарах.