Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида). Древнегреческий владыка царства мертвых. Владыка подземного царства мертвых Падение культа Осириса

ОСИРИС, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис НАУЧИЛ египтян земледелию, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды.

АСИРЕСЕ (кырг) - особенный, особенно, кстати
АСЫРА(кырг) - воспитывать
ОС(кырг) - расти
ООШ(кырг) - меняться, обмениваться, сменять один другого
ЫРЫС(кырг) - счастье, доля

ОСЫ(каз) - этот, это
ЫРАС(каз) - правда

Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Но родной брат СЕТ завидовал авторитету и популярности Осириса и решил захватить земной престол. Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов Сет и 72 его единомышленника устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.

СЕТ(Сетх) - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

СЭЭТЕ(кырг) - грозить, угрожать, наводить страх
СЕТУ(каз) - слегка надрезать, подрезать; надрезание, подрезание

Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук(саркофаг) достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него. Сет (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили САРКОФАГ с Осирисом в море.

ЗАР(кырг) - рыдание, плач
КОП(кырг) - много, множество; массы
АК(кырг) - белый, истина, истинный; отверженный

Море выбросило саркофаг на берегу финикийского города БИБЛА, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями.

БИЙ(кырг) - судья, главный
БИЛ(кырг) - знания

ИСИДА(ИЗИДА), в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака.

Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала ПОИСКИ его тела.

ИЗ(кырг) - след
ИДА(кырг) - стодневный срок после смерти мужу, или развода с мужем, до истечения которого женщина не может выйти замуж
ИЗИЛДЕ(кырг) - идти по следам, разыскивать по следам
ИЗДЕ(кырг) - искать, разыскивать

После долгих поисков Исида нашла саркофаг мужа, освободила его от корней и доставила в Дельту, укрыв в болотах близ города БУТО.

БУТА - мишень, цель
БУТА - название дорогой материи
БУТА - рубить ветви, очищать дерево от ветвей

Но неугомонный и злобный Сет(Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. После этого в виде соколицы опустилась на труп Осириса и чудесным образом зачав от него, родила сына ГОРА. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

ГОР(Хор, Хорус) - "высота, небо", в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

КОР - слепой, слепец; могила
КОР - видеть, увидеть; испытать, пережить
КОР - горячая зола; закваска, запасы; скопление людей
КООР - самоцвет, драгоценный камень

МИН - в египетской мифологии бог плодородия и покровитель странствующих караванов, почитавшийся в Коптосе.
Легенда о Мине и Фараоне.
Фараон собрал в своё войско всех мужчин, не взяв на войну Мина. Мин жил на болоте в постоянной близости к цветкам лотоса, от их запаха имел мощную потенцию. Долгое отсутствие мужей привело к тому, что женщины ходили к Мину на свидания. За ночь он совокуплялся приблизительно с 50 женщинами. Через 14 лет фараон с остатками войска вернулся и увидел множество здоровых детей. Виновником оказался Мин, за что и был наказан. Ему отрубили руку и ногу. Через несколько лет в Египте опять началась война и фараон вновь стал собирать войско. В результате чего Мин оказался спасителем нации, так как родилось много мальчиков, которые могли защитить страну.

МИН(кырг) - недостаток, дефект
МИН(кырг) - садиться верхом
МИН(кырг) - тысяча

ТОТ был строителем Великой пирамиды в Гизе. В ней он интегрировал своё знание древней мудрости и спрятал летописи древних Атлантов. Тот был «писцом Богов» - посредником между Богами и людьми. Согласно египетской мифологии, Тот почитался как Бог мудрости, счёта и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря.
Как повествуют предания, на небольшой пластине изумруда уместилась «вся мудрость Вселенной». По преданию, Тот - Гермес был автором 36 тысяч книг, посвященных магии, астрологии, алхимии и медицине, важнейшей из которых является знаменитая «Изумрудная скрижаль»

ТОД (удмурт) - память
ТОДОС (удмурт) - знание, учение, наука

Амон

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных").

Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Апис

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.



Апоп

Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Позднее египтяне считали Апопа образом злобного бога пустыни Сета.

Атон

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.



Гор

Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Мин

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.



Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Ра

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.



Собек

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа - город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.



Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Тот

Бог Тот, взвешивающий душу. Рисунок из "Книги Мертвых" Хунифера, Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.



Хонсу

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.



Хнум

Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

Шу

Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

Еще в советских школах несколько уроков посвящалось мифам и легендам Древней Греции. В царской России это был отдельный предмет. Может быть, знание мифов в большинстве случаев и не имеет практической надобности, но понятие «культурный человек» подразумевает глубокое знакомство с ними.

Главные боги Олимпа

Аид - имя, которое носил древнегреческий владыка царства мертвых. Еще его называют Гадесом, Плутоном и Аидонеем. Согласно мифам и легендам древней Греции, он приходится сыном Реи и Крона, проглатывающего своих детей при рождении. Таким оригинальным способом он хотел избежать участи своего отца Урана, сверженного самим Кроном. Уже пятерых проглотил любящий отец. Это были Гестия, Деметра, Гера, Аид благодаря матери, избежал печальной участи сестер и братьев, а, возмужав, таки сверг отца и заставил его вернуть проглоченных родственников. Освобожденные великие боги поделили сферы влияния.

Кому что досталось

Зевс стал вседержителем, и людей, Посейдону достался подводный мир, а древнегреческий владыка царства мертвых Аид навсегда спустился под землю. Конечно, он посещал Олимп - залечивал там полученные раны, например, от Геракла, не пропускал пиров, принимал участие в решении судеб всех существ, подвластных олимпийцам. Свой огромный подземный мир он тщательно охранял. У Аида была свита и двор, была красавица жена Персефона, приходящаяся ему племянницей, так как ее матерью была Деметра. Кровосмесительство, или Эдипов комплекс - вообще, на Олимпе вещь довольно распространенная. Взять хотя бы Зевса, женатого на собственной сестре Гере. Но, очевидно, богам все можно.

Жена и подруга

Персефону древнегреческий владыка царства мертвых похитил. Мать была безутешна и просила помощи у Зевса в деле возврата дочери на землю. Но то ли Персефона очень любила своего мужа, а его изображают красивым мужчиной в полном расцвете сил, то ли жалела, то ли действительно зерна граната, которые Аид заставил ее съесть, обладали магнетической силой, но навсегда вернуться на землю дочь Деметры, отказалась. Часть года она жила с мужем под землей, часть с матерью на земле. Постепенно ее образ стал связываться со сменой времен года, с приходом весны и началом полевых работ.

Мрачный Аид

Древнегреческий владыка царства мертвых всегда награждается эпитетами «мрачный» и «неумолимый». Так вот, в царстве мрачного Аида нет рая, для древних греков была олицетворением несчастья. Души умерших, бродящие по мрачным полям, поросшим блеклыми дикими тюльпанами асфоделами, постоянно стонут, в лучшем случае тяжело вздыхают. В этой связи хотелось бы узнать, куда девались души праведников. Конечно, человек по своей природе грешен, но совсем мрачно подошла к этому вопросу Древняя Греция. Царство мертвых у них - только кара за земные радости. Ни тебе рая, ни реинкарнации - реки забвения и трехглавый Кербер (Цербер), никого не выпускающий назад, к солнышку.

Популярный герой

Надо отметить, что царство мрачного Аида, как и вся древнегреческая мифология, очень популярна у литераторов и художников. Совсем недавно вышел американский анимационный фильм «Геракл», где главным злодеем выведен именно Аид, мечтающий свергнуть Зевса и занять его трон. У прекрасного писателя Евгения Лукина есть чудесная повесть «Там, за Ахеронтом». Ахеронт, Пирифлегетонт, Кокит - это реки царства мрачного Аида, менее известные, чем знаменитый Стикс, через который души умерших перевозит в своей ладье Харон, и Лета - река забвения. «И память юного поэта поглотит медленная Лета, забудет мир меня…» - так в предсмертном стихотворении накануне дуэли писал Ленский. Одним словом, владыка подземного царства мертвых не менее популярен в веках, чем его братья - Зевс и Посейдон.

Свита Аида

В подземном царстве были свои традиции, Например, за перевоз через Харону нужно было заплатить денежку. Поэтому греки долгое время в рот покойнику укладывали монетку. В свиту Аида входят судьи Минос и Радамант, всегда стоящие за спиной правителя и его жены. У ног лежит Кербер. Тут же находится Танат, которого изображают, обличенным в черное, с большим мечом и громадными крыльями. Здесь же сидят кровожадные керы, спутницы войн. Украшением свиты является юный прекрасный бог Гипнос, которому не могут противиться ни люди, ни боги. Мифы и легенды Древней Греции, благодаря мультфильмам, и американским, и отечественным, знают многие. Поэтому, на вопрос «кто такой древнегреческий владыка царства мертвых» ответ можно услышать довольно часто - Аид. Иногда его именем зовут само подземное царство - «спустился в Аид».

Великие мифы

Сейчас в сети очень популярна обучающая игра «Аватария», где можно найти много ответов по школьной программе. В ней в помощь ленивцам, создана шпаргалка с краткими ответами на популярные вопросы. Там в алфавитном порядке расположены наиболее часто задаваемые вопросы. В разделе «История», под буквой «д» находятся два предмета обсуждения. Вторым идет вопрос «кто древнегреческий владыка царства мертвых», «Аватария» дает краткий ответ - Аид. Может быть этого и достаточно, но, не зная ничего о подземном царстве древних греков, многие нарицательные слова, относящиеся к этому разделу «Мифов и легенд», не будут понятны. Например, что такое «Танталовы муки» или «Сизифов труд». Кто такие постоянно обитающие там Ехидна, Горгоны, Гидра и Гарпии. А в литературе на них часто ссылаются. Орфея и Эвридику знают многие. Но ведь ключевой момент их взаимоотношений связан именно с царством мрачного Аида, со знаменитым сошествием сладкозвучного певца и музыканта в подземный мир за возлюбленной Эвредикой. Боги, покоренные его музыкой, в которой звучало столько страдания из-за потери жены, разрешили ему единственному из всех людей пойти за ней и вернуть на землю. И знаменитый окрик «Не оглядывайся!» пришел именно из этого мифа. Очень многое, с чем мы сталкиваемся ежедневно, уходит корнями в сказания Древней Греции.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Загробный суд не сразу утвердился в царстве Осириса. Его появление предопределил долгий путь развития заупокойных представлений. Большую роль в его появление сыграло начавшееся в конце Древнего Царства слияние воедино двух миров египетской гробницы: мира ba и мира ka. Маленький и уютный, совершенно свой мир-Двойник, где всё было просто и ясно, соразмерно человеку, а потому спокойно и надежно, сменился на огромную загробную вселенную, населенную богами, которых нужно просить о милости и демонами, с которыми необходимо бороться при помощи соответствующих заклинаний. В этой вселенной человек был мал и ничтожен Большаков А.О. Человек и его Двойник. - С. 235-236. . В представлениях египтян мир умерших, в котором обитало большое количество богов и демонов, приобрел устройство, подробное государственному. Поэтому во главе этого мира стоял царь, бог Осирис. В связи с этим, умерший теперь не был абсолютно независим, из господина он превращался в одного из подданных Осириса.

Тем не менее, идея суда, на котором взвешивались поступки людей при жизни, не связана с осирическими представлениями ранних периодов. Бог Осирис берет на себя функции судьи постольку, поскольку утверждается как верховный бог мертвых. А так как в Среднем Царстве на верховного бога живых начинают возлагаться обязанности судить людей (в изречении Текстов саркофагов 1130 верховный бог говорит о том, что он творит суд над людьми), то эти же функции перенимает и Осирис в загробном мире. Исходя из этой логики, бог Осирис становится судьёй в царстве мертвых.

Стоит еще раз подчеркнуть, что происхождение Осириса и его становление в качестве верховного бога иного мира не были связанны с представлениями о справедливости. Не смотря на то, что Осирис выступает в качестве судьи загробного суда, сами соответствующие этические представления никак не могли прейти из осирических представлений Кеес Г. Указ соч. - С. 352, Ассман Я. Указ. соч. - С. 277. . По мнению Дж. Уилсона, до того, как суд над мертвыми во главе с богом Осирисом соединились в единую согласованную картину, стильв представлениях египтян господствовал пережиток более древнего характера, при котором судьёй был верховный бог, бог солнцаУилсон Дж. Глава4: Египет: ценности жизни. Характер этого исследования // В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкофорт, Г.А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. - М.. 1984. - С. 110. . До конца Старого царства доступ к вечной жизни не был целиком под контролем Осириса. Дж. Уилсон доказывает это на основании источников, где упоминаются "весы Ра, на которых он взвешивает правду". Одно из изречений "Текстов саркофагов" содержит заклинание, благодаря которому умерший должен был очиститься от грехов и соединиться с богом солнца: "проступок твой будет устранен и грех твой стерт взвешиванием весов в день суда и будет позволено тебе, чтобы ты соединился с теми, что в ладье (солнца)" ТС, I, 181. . Таким образом, изначально существовало представление о суде богов под председательством верховного бога, перед которыми усопший и должен был давать отчет. Суд над мертвым проводился путем взвешивания избытка или недостатка его добрых качеств в сравнении с дурными. Благоприятный исход взвешивания был залогом вечного блаженства. Это взвешивание было исчислением маат, "справедливости".

Древнейшее пространное описание загробного суда сохранилось в строках 53-57 эрмитажной рукописи "Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикара":

Управа (богов) Речь идет об «управе" богов, выполняющей и функции загробного суда. , рассуживающая с обездоленным, -

известно тебе, что они не бывают снисходительны

в день суда с (54) неимущим Не совсем ясно, кого имеет в виду автор, говоря про «обездоленного» и «неимущего». Можно предположить, что речь идет о лицах, необоснованно пострадавших от царя и потому обратившихся с посмертной жалобой в «управу богов». Упоминания о загробных «тяжбах" не редки в гробничных надписях Старого и Среднего царства. В смысле «притесняемый (сильным) » существительное mAr встречается и в CT, VII, 466. e. Но можно понять и так, что речь идет о самом царе: подобно всем смертным он после кончины он простится с земными богатствами (ср. выше, P 42). Временное бедственное положение усопшего царя упоминается в «Текстах пирамид" (см.: Franke D. Arme und Geringe im Alten Reich Altдgyptens: "Ich gab Speise dem Hungernden, Kleider dem Nackten…” // Zeitschrift fьr Дgyptische Sprache und Altertumskunde.. - 2006. - Bd. 133. - S. 105-108. ,

в час исполнения (своей) обязанности.

Тяжко, когда обвинитель - мудрец:

не уповай на давность лет,

(55) они (т.е. боги) видят время (жизни), как один час.

[Человек] остается (жив) после смерти,

лишь когда помещены возле него его (добрые) дела в качестве припасов.

(56) Пребывание там - это вечность,

совершающий прорицаемое ими - это глупец.

Достигший этого без совершения греха,

будет существовать там подобно богу,

(57) вольно шагая подобно владыкам вечности.

Но даже и здесь Осирис еще не упоминается, да и о взвешивании еще прямо не сказано.

О том, как египтяне Нового царства представляли себе загробный суд под предводительством Осириса, мы знаем по изображениям, сохранившимся на виньетках "Книги мертвых". Кроме того, 125-е изречение "Книги мертвых" содержит текст, который умерший должен произнести на загробном суде. Исходя из этого материала, мы узнаем, что, попав на суд, умерший вначале должен был поприветствовать верховного бога: "Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, мой владыка. Ты привел меня, чтобы я увидел твою красоту. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имена 42-х богов, пребывающих с тобою в этом Зале Двух Истин, которые живут злыми, питаясь их кровью в день ответа перед Ун-Нефером. Две Дочери, Два Его Ока, Владыка Истины - имя твое" Книга мертвых, 125 //Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. .

Обратим внимание на то, что оборотом "Я знаю тебя", равно как и "Я знаю твое имя", умерший демонстрировал свою власть над богами, ведь "узнать" чье-либо имя или название еще с Древнего царства означало обрести над ним магическую власть. Далее умершей уверял их в том, что он не делал зла в мире. Об этом нам позволяет судить следующий текст: "Вот я пришел в тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя. Я не поступал неправедно ни с кем; я не убивал людей. Я не творил зла вместо справедливости. Я не знаю ничего, что нечисто. Я не притеснял бедного. Я не делал того, что мерзко богам. Не оскорблял я слугу перед хозяином. Я не причинял никому страданий. Никого не заставлял плакать. Я не убивал и не заставлял убивать. Я никому не причинял боли. Я не уменьшал жертвенную еду в храмах. Я не уносил хлеба богов. Я не присваивал заупокойных даров. Я не развратничал. Я не мужеложствовал. Я не уменьшал меры зерна. Я не убавлял меры длины. Я не покушался на чужие поля. Я не утяжелял гири весов. Я не облегчал чаши весов. Я не отнимал молока от уст младенца. Я не уводил скот с его пастбищ. Я не ловил птиц богов, не удил рыбу в их водоемах. Я не задерживал воду в ее время. Я не строил запруд на текущей воде. Я не гасил огонь в его время. Я не удалял скот от имущества бога. Я не задерживал бога при его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист" Книга Мертвых, 125// Вопросы истории. - 1994. - № 8-9.

Когда допрос заканчивался, перед лицом Ра-Хорахти и Эннеад представали Мешент, "ангел-хранитель" Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки. Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Амат - "Пожирательнице", чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.

Судя по всему, именно таким образом египтяне Нового царства представляли загробный суд. О том, что Осирис был во глав его, нам позволяют говорить многочисленные изображения последнего на виньетках главным судьёй, владыкой загробного мира.

Идея суда над мертвыми только зарождается в "Текстах саркофагов", тогда как в полной мере она была раскрыта лишь в "Книге мертвых". Суд согласно "Текстам саркофагов", может происходить на небе, в божественной ладье бога солнца, на потустороннем острове Огня, в месте обитания умерших, в Гелиополе или Абидосе. Судьями выступают - боги Ра, Атум, Геб, Шу, Тот, Анубис и ряд других, но чаще всего - Ра и Осирис. В "Текстах саркофагов" упоминается также и взвешивание сердца, как способ определения нравственного облика человека в его земной жизни. Эти весы в "Текстах саркофагов" олицетворяют собой божество ТС, IV, 298-301. . Еще в одном изречении весы обращаются к умершему: "Твое зло изгнано (из тебя), твои прегрешения уничтожены теми, кто взвешивает на весах в день учета свойств (человека)". Это изречение не только свидетельствует о наличие у египтян представления о суде и взвешивании сердца на нем. Содержащееся в нем утверждение о том, что "прегрешения будут уничтожены", позволяет сделать вывод, что оно использовалось как заклинание с целью предотвращения возможности вреда умершему на суде.

Однако тот загробный суд, с которым мы сталкиваемся в изречениях "Текстов саркофагов", еще не представляет собою торжество этических норм. "Тексты саркофагов" полны различной магии и хитростей, которые должны были защищать человека в ином мире, в некоторых изречениях говорится о возможности солгать на суде, дабы обрести спасение, иногда даже складывается впечатление, что для того чтобы оправдаться на суде важнее не столько быть благочестивым при жизни, сколько быть красноречивым после смерти. Если с конца Гераклеопольского периода умершего, согласно догматике, называли "оправданным", а уже начиная со Среднего царства этот эпитет употребляется постоянно, так же как ранее "обеспеченный" или "испытанный", то это означало прежде всего то, что покойный сумел преодолеть своих врагов, подобно царю на земле и Осирису в преисподней Кеес Г. Указ соч. - С. 352. .

Тем не менее, идея суда в "Текстах саркофагов" начинает играть одну из важнейших ролей. Об этом говорит хотя бы тот момент, что в "Текстах пирамид" описание противостояния имеет вид борьбы, тогда как в "Текстах саркофагов" Хор одерживает победу над Сетом уже в суде: "Теперь я на пути к Хора, чтобы настигнуть того врага среди людей, ведь я одержал над ним победу еще на суде Хентииментиу. Я судился с ним в течении ночи в присутствии жителей царства мертвых. Его защитник тоже был на суде, он стоял там, его руки были у его лица, когда он увидел, что моя речь справедлива (т.е. что я оказался прав)" ТС II, 149. . Под Хентииментиумом здесь явно подразумевается суд Осириса. Далее в этом же изречении: "Теперь я человек-сокол, изрекающий в чертоге Осириса. Я поведал Осирису так, как я говорил на огненном острове. "Как просветлен он, этот бог", - сказал мне Хентииментиу. Я вернулся, пожаловавшись на своего врага. И было приказано в зале суда, и повторено в присутствии обеих истин, что я властен делать все что угодно над своим врагом: "Да будут они виновны, Сущий и Грядущий, которые должны были стоять за твоего врага, должны были способствовать на суде его победе над тобой и освободить его от тебя!" ТС II, 149. .

Образцом для этого описания служит тяжба, которую Хор вел против Сета в судебном зале Гелиополя и законченная приговором, дозволяющим Хору в образе стремительного сокола разорвать противника. Мифическую фигуру Сета здесь заменяет образ абстрактного врага среди людей, предполагаемые защитники которого подпадают под обвинительный приговор судьи так же, как и на земле.

Еще один текст, разрабатывающий эту же тему и зафиксированный впервые на асьютских саркофагах, носил заголовок: "Изречение для того, чтобы человек отправил свою душу и (победил) на суде своего врага" ТС; II, 89. :

Суд и оправдание просветленного умершего в описаниях "Текстах саркофагов" аналогичны триумфу Хора на суде богов по гелиопольскому образцу: "NN сидит перед Гебом, наследным богов: Ты - Хор, на голове которого белая корона. Исида родила его, Нехбет его воспитал, а кормилица Хора его вскормила. Ему служат (даже) силы Сета вместе с его силами. Его отец Осирис даровал ему эти два скипетра. Так NN явился с ними, признанный оправданным (победителем на суде)" ТС; II, 16. .

Вот так выглядело оправдание перед загробным судом. Его идеальная картина, где прославляется царство мертвых представлен в "Разговоре разочарованного со своей душой", где описано, как блаженный господствует там, подобно богу солнца, причем ему обещают, что "живущий здесь станет живым богом и будет карать за грехи тех, кто их совершает" Разговор разочарованного со своей душой: http: //www.plexus.org. il/texts/endel_razgovor. htm. В то же время египтяне хотели видеть в царстве мертвых - место, где есть неограниченные возможности для исполнения своих желаний. Египтяне, начиная от царя и заканчивая чиновниками, считали себя обязанными защитить те принципы жизни, которые предписывались в житейских правилах мудрецами, а в своих гробничных надписях стремились доказать, что им неукоснительно следовали в жизни. Однако из-за такой скрупулезности в послушании они оговаривали и свое право на истребление всего враждебного, на право карать под прикрытием морали Кеес Г. Указ. соч. - С. 349. .

Интересно также то, что согласно представлениям египтян, в царстве мертвых взвешиваются скорее слова, чем дела. В "Текстах саркофагов" есть множество изречений о сердце умершего, которое было способно на загробном суде навредить ответчику, выступив нежелательным свидетелем всех его грехов и ошибок умершего. Уже царские "Тексты пирамид" заботятся о том, чтобы сердце, привязанное к земле, не оказывало противодействия царю, когда он восходил на небо: "Мой отец сделал себе свое сердце, после того как у него было вынуто другое, так как оно возмутилось, когда он стал подниматься на небо" ТП,113. . Все это представлено таким образом, как если бы сердце у человека на самом деле вынимали во время мумификации, заменяя его другим, наделенным магическим действием. Однако существование этого обряда в Старом царстве пока не засвидетельствовано Кеес Г. Указ. соч. - С. 430. . Тому же посвящена и знаменитое изречении "Книги мертвых", под названием "Изречение, не дающее сердцу N восстать против него в Херет-Нечер". Оно записывалась на так называемых "сердечных скарабеях", изготовленных из золота и нефрита, древнейший из датированных сердечных скарабеев относится ко времени правления царя Себекемсафа (XII - XVII династии). Сердечные скарабеи заменяли настоящее сердце умершего, "сердце от его матери. Это делалось для того, чтобы на контрольных весах судьи загробного царства оно могло с большей уверенностью соперничать с истиной (Маат): "Сердце мое матери моей, сердце мое матери моей! Мое хат моего бытия, не свидетельствуй против меня как свидетель, не вставай против меня в Суде. Не перевешивай меня перед хранителем весов. Ты - мой Ка, находящийся в моем теле, Хнум, укрепивший члены мои. Когда ты выходишь в прекрасное место, уготовленное для нас там, не делай наше имя мерзким для (загробных) придворных, размещающих людей на их местах. Это будет хорошо для нас и хорошо для Слушающего, и суд будет благоприятным для приговора. И не выдумывай напраслины против меня перед Богом в присутствии Великого Бога - владыки Запада! Смотри! Благородство твое - в оправдании" Книга Мертвых, 30 // Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. . К этому изречению был написан и специальный комментарий: "Укрась скарабея из нефрита золотом, и помести его в хат человека, и соверши для него церемонию отверзания уст. Он должен был помазан миррой" Книга Мертвых, 30 // Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. .

Если же учесть то, что слово написанное или произнесенное в определенных обстоятельствах считалось магическим действием, то можно понять, что описания всех благочестивых дел, которые совершил умерший при жизни могло быть более важным, чем их реальное совершение. Возможно, что эти изречения читались в качестве магических заклинаний для того, чтобы быть оправданным на загробном суде и обрести благополучие в ином мире.