Если допустил ошибку в намазе. Нарушается ли намаз, если имам допускает ошибки в чтении Корана? Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо

Ошибки в намазе могут быть разными. Разберем некоторые возможные варианты.

Приём пищи и жидкости

Приём пищи или жидкости во время намаза - случайно или намеренно - сразу нарушает богослужение. При этом количество не важно, так как еда не имеет отношения к намазу . Если во время поклонения проглотить остатки пищи величиной больше горошины, то намаз нарушается . Если меньше горошины, то богослужение считается принятым, так как сложно избежать подобных случаев.

Намаз нарушается ,

если часто пережёвывать остатки пищи, то есть более трёх раз. Поклонение также считается недействительным, если проглотить растаявший сахар, шоколад или халву.

Амалю касир (многократные действия)

Намаз нарушают неоднократные посторонние движения, не имеющие отношения к молитве, а также не способствующие исправлению ошибок. Незначительные действия (амалю калиль) не нарушают богослужения. К амалю касир относятся:

1) Если молящийся поднимет с земли камень и бросит в птицу или животное, то его намаз нарушается. Если же он кинет камень, который был у него в кармане или за пазухой, то богослужение не нарушается, так как это амалю калиль (небольшое действие). Однако посторонние занятия во время намаза порицаемы.

2) Если человек почешется один или два раза, поклонение не нарушается. Намаз считается непринятым, если в одном ракаате почесаться три раза подряд. Если верующий почешет какое-либо место несколько раз, но при этом не оторвёт руки от тела, это считается однократным действием.

3) Три шага подряд без уважительной причины - амалю касир. Но если движения были сделаны в направлении Киблы с промежутками, в течение которого можно сделать один рукн и три раза сказать «субханаллах», намаз не нарушается. При этом пройденное расстояние не имеет значения. С другой стороны, богослужение прерывается, если кто-то толкнёт молящегося, и тот невольно сделает три шага.

4) Намаз не нарушается, если один раз снять тюбетейку или чалму и положить их на землю, или же поднять с их и надеть на голову. Поклонение не принимается, если для этого потребуется совершить несколько движений.

5) Если молящийся ударит кого-либо рукой или плёткой, намаз нарушается, так как это амалю касир. Но считается выполненным богослужение, если мусульманин ударит одной ногой раз или два раза животное, на котором сидит верхом. Дважды ударить верховое животное двумя ногами равносильно движению обоих рук.

6) Намаз нарушается, если во время его совершения сесть на животное, но если сойти с него, то нет. Данное правило можно использовать и в отношении современных транспортных средств.

7) Намаз нарушается, если надевать обувь обеими руками. Если же снять обувь без усилий, одним движением руки, то это движение не влияет на поклонение.

8) Если во время намаза - намеренно или случайно - что-нибудь съесть или выпить, помазать волосы гелем или кремом, расчесать их или заплести, то богослужение считается нарушенным, ибо эти действия являются амалю касир. Но если одной рукой помазать благовоние или крем, то это действие считается амалю калиль и не влияет на поклонение.

9) Нарушает намаз и кормление ребёнка. Но если малыш сам подошёл, взял в рот грудь и дважды пососал, но молоко не выделилось, богослужение считается принятым. Если же молоко выделилось или ребёнок пососал больше двух раз, то намаз становится фасыд.

10) Если супруга поцелует или погладит мужа во время совершения богослужения, то его намаз не нарушается, если не возникло возбуждения. Но если супруг погладит или поцелует жену, со страстью или без, то её молитва нарушается, так как при интимных отношениях мужчина всегда играет активную роль.

11) Намаз не нарушается, если верующий на вопрос о количестве выполненных ракаатов покажет два-три пальца одной руки или же напишет меньше трёх слов. Многократные действия относятся к амалю касир.

Отворачивание от Киблы

По мнению ханафитов и шафиитов, богослужение не будет принято, если отвернуться от Киблы без веской причины. Если это произошло по уважительной причине, то намаз не нарушается, так как подобные действия простительны.

Раскрытие аурата

Намаз нарушается, если во время молитвы аурат открылся намеренно, или от дуновения ветра, или по какой-то другой причине, на время одного рукна. По мнению ханафитов, достаточно раскрытия ¼ части тела, чтобы богослужение было не принято.

Нарушение омовения во время выполнения намаза

Если во время намаза нарушится из-за рвоты или кровотечения из носа, наиболее предпочтительный выход - заново совершить омовение и выполнить богослужение. Но можно, не совершая противоречащих намазу действий, совершить вуду в ближайшем месте и завершить его у места омовения или там, где начинал.

Если же верующий совершал намаз с джамаатом , нужно вернуться в мечеть и закончить поклонение. Если коллективная молитва уже завершилась, то нужно прочитать намаз индивидуально. Если для совершения вуду человек удалится на значительное расстояние, или по дороге будет читать Коран, или у него раскроется аурат, то в этих случаях нельзя завершить ранее начатое богослужение, а необходимо выполнить его заново.

Разрешается руководство намазом вместо имама, если у него нарушается омовение. По этому вопросу существует единодушное мнение учёных-факихов - иджма . Например, если из-за кровотечения из носа у имама нарушится вуду, он должен поставить на своё место знающего человека. Если за имамом следует один человек, который может возглавить намаз, то он автоматически становится имамом.

Намаз всего джамаата нарушается, если имам покинет мечеть или место проведения богослужения, не поставив кого-нибудь на своё место. В этом случае имам словно читает молитву индивидуально и, совершив омовение, может закончить намаз или заново выполнить его. Если же верующие не поняли ситуации, лучше всего заново выполнить намаз. Иначе в джамаате могут возникнуть разногласия.

По мнению ханафитов, намаз считается принятым, если вуду случайно нарушится после последнего сидения в течение достаточного для чтения ташаххуда периода. Последователи остальных трёх мазхабов считают: салям является фардом намаза, и потому сидение в течение времени, необходимого для чтения ташаххуда, недостаточно для завершения намаза.

Громкий смех

Смех, который слышен молящемуся и рядом стоящим людям, приводит к нарушению намаза и омовения. Но табассум - беззвучная улыбка - не влияет на совершение богослужения.

О том, что громкий смех нарушает намаз, сказано в хадисе. Абу Муса аль-Ашари (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) руководил намазом, незрячий человек вошёл в мечеть и провалился в яму, которая была внутри помещения. Большинство присутствующих засмеялись. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел: «Если кто-либо громко засмеётся во время молитвы, то должен заново совершить и вуду, и намаз» (Зайлаи, «Насбур-Рае», 1 / 47-54).

Потеря сознания, рассудка и смерть

Намаз нарушается, так как во всех случаях человек не владеет собой и не отдаёт отчет в происходящем.

Предыдущая статья: Что нарушает намаз - 1

*В статье использованы материалы из книг исламских богословов ханафитского мазхаба.

Эти ошибки могут привести даже к недействительности намаза, но бывает, мы даже не знаем о них

1 - Сначала надо очиститься от нечистот. На теле, одежде и месте совершения намаза не должны быть следов нечистот человека и животных или алкоголя.

2 – Совершать намаз в состоянии, когда человек испытывает желание сходить в туалет по малой или большой нужде, порицаемо (макрух).

Совершение намаза в таком состояние не позволяет проникнуться смиренностью (хушу). Но если существует опасность, что время намаза кончиться и придется восполнять малитву, то тогда несмотря ни на что надо совершить ее.

3 – Омовение важно

Совершение омовение в спешке, не уделяя должного внимания смачиванию водой всех положенных частей тела, может привести к «намазу без омовения». При этом надо избегать рассеянности и наущений шайтана (васваса). Расточительство воды при омовении запрещено.

4 – Для совершения намаза следует создать необходимую атмосферу

Если очистить разум от посторонних мыслей, а место совершения намаза – от всех предметов, которые могут бросить в глаза и отвлечь внимание, то это поможет получить больше наслаждения от молитвы. Во время намаза мы должны следить за своими глазами, ушами и сердцем.

5 – Намаз – коллективное поклонение, его надо совершать в мечети

Молиться дома разрешено только женщинам. Надо стараться в качестве принципа совершать намаз в мечети. По крайней мере, нужно прилагать усилия, чтобы не было дня, в который вы не посетили бы мечеть.

Нельзя избегать посещений мечетей под тем предлогом, что вас не устраивают или они сами, или имамы. В храмах следует избегать дел, нарушающих царящего в них благоволения или мешающих молящимся. Разговаривать или даже читать Коран так громко, что это отвлекает внимание других людей, не ставить телефон на беззвучный режим – все это противоречит этикету посещения мечети.


6 – Нельзя отделять себе особое место в мечети

Приходить в мечеть в грязной одежде или с запахом изо рта не отвечает правилам исламской морали и запрещено.О таких вещах, как обувь и сумка, забота о безопасности которых может отвлечь внимание, следует позаботиться заранее.

7 – Каждый мусульманин, который находился в мечети, когда там произносили азан, не должен уходить, не совершив намаз.

8 – Самый лучший ряд для совершения намаза – первый , а самая лучшая часть намаза – это произнесение вместе с имамомаль-ифтитаха (возвеличивание Аллаха словами «Аллаху акбар» в самом начале намаза).

9 – Нельзя бежать в мечеть, чтобы успеть на какой-то ракаат намаза.

10 – Совершать в намазе не относящие к нему действия предосудительно

Если без всякой уважительной причины во время совершения намаза пройти три шага, это нарушает его. Также и, например, если три раза почесаться в одном ракаате, это также нарушает намаз. Предосудительно поднимать упавший головной убор и подобные вещи.

11 – Предосудительно проходить перед человеком, совершающим намаз

Собираясь молиться в мечети, надо обращать внимание на то, чтобы не проходить перед человеком, совершающим намаз. Также если существуют опасения, что во время намаза кто-то пройдет перед тобой, то надо положить на землю перед собой хотя бы небольшой предмет. Такой предмет называется сутра .

12 – При совершении коллективного намаза мужчины и женщины не должны стоять в одном ряду – согласно ханафитскому мазхабу в таком случае намаз мужчины становится недействительным.

13 – Намаз нарушается, если человек встает хотя бы на однуступню вперед имама.

14 – Выравнивание рядов при совершении коллективного намаза – это одна из причин того вознаграждения (саваб), которое обретается от него.

15 – Склоняться в руку или саджда, а также выпрямляться из них раньше имама, порицаемо.

16 – Слушать хутбу во время пятничного намаза важно.

Не надо забывать, что внимание пятничной хутбе – это поклонение. Также не следует упускать из вида, что если отвлекаться при этом, разговаривать, то это может оставить человека без вознаграждения (саваб) за пятничный намаз.

17 – Подготовка к пятничному намазу, совершение полного омовения перед ним, нанесение благовоний является сунной, а действия, противоположные этому порицаемы (макрух).

18 – Оставление одного из обязательных (ваджиб) действий или сунн намаза порицаемо (макрух). А оставление строго обязательных (фард) действий приводит к недействительности намаза.

19 – Закрывать глаза во время намаза является порицаемым (макрух)

20 – Не должно быть особой одежды только для намаза

Но совершение намаза в узкой облегающей или прозрачной одежде для мужчин порицаемо, а для женщин приводит к недействительности намаза.

Совершение намаза с непокрытой головой в обществе, где головной убор является культурой, привнесенной исламом, представляется порицаемым. Также совершать намаз в одежде с изображением живых существ, по крайней мере, порицаемо.

21 – Порицаемо совершать намаз перед изображением живого существа или горящим огнем.

22 – Осознанное или неосознанное произнесение мирских слов в намазе нарушает его. Междометия «ах», «уф» - это тоже слова.

23 – Употребление еды или питья в малом или большом количестве в намазе нарушает его.

24 – Отворачивание груди от киблы (т.е. от направления на Каабу) нарушает намаз.

25 – Чтение в намазе сур и аятов Коран с ошибками, приводящими к изменению смысла, а также его рецитация, не соответствующая правилам таджвида, нарушают намаз.

26 – Намаз – это поклонение, привязанное к определенному времени. Его нельзя совершать, когда его время вышло, а можно только восполнить.

Поэтому надо следовать принципу совершения намаза в самом начале его времени и коллективно. Например,если во время совершения утреннего намаза взойдет солнце, то так как прекращается время утреннего намаза, то он нарушается.

Есть такие отрезки времени, когда совершать намаз порицаемо (макрух):

1. При восходе солнца

2. Когда солнце находится в зените

3. При заходе солнца

Если человек не успел совершить предвечерний (аср) намаз, то даже если солнце заходит, он должен совершить его.

27 – Азан неотделим от намаза

Человек, который слышал азан из какой-то мечети, может не произносить его. А тот, кто не слышал, должен произносить свой азан и камат. То же самое касается и восполнения (каза) намаза.

28 – Полное и тщательное выполнение столпов намаза (тадили аркан) является обязательным (ваджиб)

А некоторые ученые даже сказали, что оно является строго обязательным (фард). Если же не выполнять все столпы намаза тщательно, то это приводит к недействительности намаза.Склоняясь в земном поклоне, надо сначала ставить на землю колени, потом руки, а потом лоб. Вставая же, надо соблюдать обратный порядок. Мужчина в земном поклоне (саджа) не должен касаться локтями живота и земли. Женщины же должны прижимать локти к бокам.

29 – Не следует пренебрегать сажда саху (земной поклон, совершаемый при ошибке в намазе). Также если в намазе читается аят, требующей совершение земного поклона (сажда тилават), то эту сажда надо выполнить в намазе.

30 – Человек, который сомневается, сколько ракаатов он совершил, должен поступать следующим образом:

Если такое сомнение появилось у него в первый раз, то он должен совершить намаз заново. Если же оно появляется часто, то он должен отдать предпочтение наиболее вероятному предположению.

31 – Если те части тела, которые должны быть прикрыты, остаются открытыми в течение одного рукна намаза (т.е. такой его части, как земной поклон, поясной поклон и т.п.), то намаз нарушается.

32 – Если у человека нет кашля, но он намеренно кашляет, то это нарушает намаз.

33 – Если в земном поклоне обе ноги одновременно отрываются от земли, то это нарушает намаз.

34 – И самая опасная ошибка – это невежество

Если человек руководствуется знаниями, полученными из сомнительных источников, то его намаз может оказаться вовсе не таким, который приводит к спасению. Поэтому мы должны обращаться к надежным руководствам и хорошо знать фикх.

Нуретдин Йылмаз

Все ученые единодушны в том, что если при чтении в намазе намеренно изменить одно слово Корана, отчего меняется смысл, то намаз нарушается. Исключением является тот случай, если изменение связано с восхвалением Аллаха, или с целью восхваления использована другая фраза. Но в любом случае, подобные попытки порицаемы.

Ошибки при чтении Корана называются «Заллятуль-кария».

У ханафитов существует две точки зрения. Одна точка зрения принадлежит ученым «мутакаддимун» , и она считается более осмотрительной. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Вторая точка зрения принадлежит ученым «мутааххирин », и она легка для практического применения967.

Ученых, которые жили и работали до середины 11 столетия, называют «мутакаддимун», а ученые более позднего периода, которые толковали предписания Ислама с учетом изменившихся условий жизни и развития общества, называют «мутааххирун» (пришедшие после).

A - Период ученых-мутакаддимун

По мнению этих ученых, следующие виды чтения нарушают намаз:

1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.

2. Чтение того, чего нет в Коране.

3. Чтение Корана с употреблением созвучных слов нарушает намаз. Например, вместо «Хазаль-гураб» прочитать «Хазаль-губар», т. е. вместо «Это ворона» прочитать «Это пыль». Также нарушает намаз произнесение слов, которых нет в Коране, и которые ничего не означают. Например, вместо слова «ас-Сараир» (тайны) употребить созвучное слово «ас-Сараиль», которое ничего не означает, и которого нет в Коране.

По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, употребление таких слов, которые похожи на некоторые слова в Коране, однако далеки от истинного смысла, хотя не сильно меняют значение фразы, не нарушают намаз. Но Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается, так как в большинстве это случается в силу трудности чтения текста Корана. По этому вопросу существует общее мнение о позволительности такого чтения. Вынесенная по этому поводу фетва полностью соответствует этому мнению.

Если в Коране нет высказывания, похожего на прочитанное с ошибкой, но если при чтении не нарушается смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз не нарушается, тогда как Абу Юсуф утверждал, что нарушается. Например, если вместо слова «Каввамин» прочитать «Каййамин».

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Абу Ханифа и Имам Мухаммад принимали во внимание кардинальное изменение смысла или соответствие читаемой фразы основному смыслу коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, если нет, - то не нарушается. Не имеет значения, есть ли в Коране подобная фраза или нет. Что касается Имама Абу Юсуфа, он в качестве критерия берет наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Если есть в Коране что-либо похожее, то, даже если сильно изменился смысл, намаз не нарушается, если в Коране нет ничего похожего, и при этом смысл сильно не изменился, то намаз, в любом случае, нарушается.

Б - Период ученых-мутааххирин

Принятие Ислама народами, не владеющими арабским языком, породило множество проблем, связанных с произношением букв и правилами чтения аятов Корана. Исходя из трудности произношения букв и звуков, слов и дополнительных знаков, и, как следствие этого, неправильного чтения Корана, ученые-мутааххирин разработали следующие правила:

1. Ошибка и"раба968 при чтении не нарушает намаз, и при этом не имеет значения, носит произнесенная фраза еретический характер или нет, так как большинство людей не могут различить правил ираба Корана.
Например, в аяте «Рабби Ибрахими» некоторые «Ибрахими» читают с окончанием «и», а некоторые - «у» (т. е. «Ибрахиму»). При таком чтении этот аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», что по смыслу неверно. Так же получается, когда вместо «на’буду» (мы будем поклоняться) читают «на’биду».

2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, исходят из того, что, если между этими буквами существует близость в махрадже (месте произношения), как например, между буквами «каф» и «кяф» или между «син» и «сад», с которыми можно сделать «ибдаль» (замену), то намаз не нарушается. Например, вместо «Фаля такхар» прочитать «фаля текхар», вместо «ас-Самад» - «ас-Семад», вместо «фатхун кариб» - «фатхун гариб».

3. Если можно без всяких затруднений отличить две буквы, то в этом случае намаз нарушается. Например, вместо слова «ас-салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-талихат», вместо «Аллаху ахад» - «Аллаху ахат».

4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, так как это не по силам большинству людей, то намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-сырата» прочитать букву «син», тогда данное слово будет читаться «ас-сирата».

5. Если между двумя буквами нет никакого единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, то, по мнению многих факихов, намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дад» прочитать «дал», вместо «зал» - «зей» или вместо «зал» - «за». Также, если прочитать вместо «сад» букву «син», вместо «та» - «те».

Например , если вместо «ва лад-даллин» прочитать «ва лаз-заллин», то есть, вместо буквы «дад» прочитать букву «за» или «зал», намаз не нарушается. Наряду с этим, существуют и другие взгляды. Но те люди, которые могут читать эти буквы как положено, не должны относиться к этому беспечно. Не стоит забывать, что преднамеренно неправильное произнесение букв нарушает намаз.

6. Если букву с «шаддой» (двойную) по ошибке прочитать без «шадды», длинную огласовку прочитать коротко, где нужно сделать «идгам» - не сделать, где не нужно - прочитать с «идгам», в этих случаях намаз не нарушается969. Как, например, если слово «иййака» прочитать «ийака».

Также обстоит дело, если звонкую букву прочитать, как глухую, а глухую - как звонкую, так как это встречается у большинства людей.

7. Не нарушается намаз, если к какому-либо слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, артикля «ас» перед словом «ас-сыратальлязина» в тексте Корана нет, но так как этот артикль смысла не меняет, то намаз не нарушается.

8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову, например «иййа кана’буду», а должно быть «иййака на’буду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких аятов нужно постараться не делать «сакта»970.

9. Если при чтении Корана во время выполнения намаза сделать остановку, например, вместо слова «аль-Хамду» прочитать только артикль «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или из-за того, что забыли аят и перешли к другому, по мнению большинства ученых, намаз не нарушается. Так как забывчивость или необходимость набрать воздуха в легкие присущи всем людям. Например, если по причине нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «матлаиль-фаджр» прочитать «матлаиль-фадж» и тут же совершить руку’, намаз не нарушается.

10. Если при чтении к аяту по ошибке прибавили одну букву, и при этом смысл аята не изменился, намаз считается действительным. Например, если вместо «Йудхилуху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Йудхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, то, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо «Иннака ла минал-мурсалин» (Воистину, ты Посланник) прочитать «ва иннака ла минал-мурсалин» (клянусь, ты Посланник). В этом примере ответ на клятву опять дан в клятвенной форме. Однако некоторые ученые утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.

11. Если по ошибке не прочитать одну букву в аяте Корана, и если эта буква входит в состав корня этого слова, в результате чего меняется общий смысл, то, по мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, намаз нарушается. Например, если вместо «Мимма разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо «ва джаална» употребить «ална».

Если пропущенная по ошибке буква не входит в корень слова, но из-за того, что ее пропустили, меняется смысл, намаз считается фасид. Например, если вместо «Ва ма халаказ-закара валь-унса» прочитать «Ва ма халаказ-закара аль-унса».

Если пропущенная буква не входит в корень слова или входит, но вследствие того, что ее пропустили, смысл не меняется, намаз не нарушается. Как в случае, если вместо слова «аль-Вакияту» прочитать «аль-Вакия».

12. Если в намазе неоднократно повторить какое-то слово, но это не меняет основной смысл, намаз не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что намаз нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем первое. Например, если вместо «Раббуль-алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль-алямин» (Господь Господа миров). Если читающий подобным образом знает, что такое чтение меняет смысл, но он намеренно продолжает так читать, его намаз нарушается. Но если это произошло из-за запинки при чтении или же от желания красиво прочитать эту фразу, намаз не считается нарушенным.

13. Намаз не нарушается, если при чтении какого-либо аята по ошибке добавить одно слово или пропустить одно слово; пропустить одну букву какого-либо слова, какое-то слово или букву прочитать раньше или позже, и при этом не меняется основной смысл аята. Также намаз не нарушается, если какое-то слово или буква заменяются другими, но основной смысл не меняется. Например, если при чтении «Тааля джадду Рабина» (Господь превыше всего) пропущена буква «а» и прочитали «Таля»; вместо «инфажарат» прочитали «инфаражат», вместо «Авваб» прочитать «Аййаб». До тех пор пока не изменится основной смысл, прочтение подобного рода намаз не нарушает.

Если слово, по ошибке присоединенное к аяту, не меняет смысл, то намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля та’будуна илляллаху ва биль-валидайни ихсанан» (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово в конце «ва бирран» (добро).

Если прибавленное слово даже можно найти в Коране, но в данном контексте оно настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию), то намаз нарушается. Например, если к аяту «Ман амана билляхи валь-йавмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (Кто уверует в Аллаха и в Судный день, будет совершать праведные дела, для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл этого аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.

Если в результате замены слов не изменится значение высказывания, намаз не нарушается. Например, если вместо «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по мнению большинства факихов, намаз нарушается.

Например, если в аяте:

. إِنَّ الْ أَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ. وَ إِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ

«Ведь будут праведники в благодати, а грешникам - гореть в Огне» слово «джахим» (Ад) прочитать сначала, а «на’им» (Рай) - в конце, смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.

14. Также намаз нарушается в том случае, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию родословной. Например, если прочитать «Марйам ибнату Гайлян» (Марйам - дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса - сын Лукмана), то намаз нарушается, ибо всем известно, пророк Иса появился на свет без отца. Поэтому приведенная выше ошибочная фраза не соответствует положениям Корана.

15. Если кто-то, по причине дефекта речи, вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или «я», то намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль-алямин» прочитать «Лаббиль-алямин». Но люди с дефектами речи должны приложить все усилия, чтобы устранить недостатки в произношении или читать более легкие с точки зрения произношения аяты. Таких людей можно отнести к разряду неграмотных людей.

Если кто-то вместо «аль-Хамду лилляхи» прочитает «аль-хемду» или вместо «куль хуваллаху ахад» - «кюль хуваллаху ахад», то есть перепутает мягкие и твердые согласные, ему нужно обязательно поработать над произношением.

Если кто-то выполнит намаз, в котором допустит серьезные ошибки в произношении, ему разрешается этот намаз совершить заново.

По мнению шафиитов и ханбалитов, любые ошибки при чтении аятов Корана, кроме суры «аль-Фатиха», намаз не нарушают. Но если ошибка сделана намеренно, и смысл аята изменился, то нарушается, как намаз имама, так и джамаата. Если кто-то прочитал Фатиху с такой грубой ошибкой, что изменился смысл, - намеренно он сделал это или случайно, его намаз становится батыл. Это мнение исходит из хадиса, в котором говорится, что намаз без чтения суры «аль-Фатиха» недействителен, ибо, по этим мазхабам, чтение Фатихи во время выполнения намаза считается фардом971.

Примечание:

967 Ибн Абидин, 1/589-593; аз-Зухайли, 2/20; Бильмен, стр. 217.

968 И’раб - правила правильного чтения арабских текстов.

969 Все эти правила изучаются в разделе науки искусства правильного чтения Корана, называемго «таджвид».

970 «Сакта» - при чтении делать остановку.

971 ибн Кудама, аль-Мугни, 2/198; аз-Зухайли, 2/21; Бильмен, стр. 221.

[Энциклопедия норм и правил Ислама,стр.375-381]

Прежде чем перейти к объяснению положений, связанных с саджда ас-сахву (земным поклоном, совершаемым при допущении ошибки в намазе), будет полезно вкратце перечислить фарды, ваджибы и сунны намаза, поскольку это необходимо для понимания нашей темы.

Фарды намаза:

1. Такбиратуль-ихрам (произнести «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз).
2. Кыям (совершать намаз стоя).
3. Кыраат (чтение Корана).
4. Руку’ (поясной поклон).
5. Саджда (два земных поклона).
6. Ка’да ахыра (сидение после земного поклона в последнем ракаате).

Ваджибы намаза:

1. Выполнять действия намаза в правильном порядке.
2. Выполнять действия намаза (руку’, саджда и др.) спокойно и не торопясь, так чтобы тело замирало до начала перехода к следующему действию).
3. Сидение (ка’да) в конце второго ракаата).
4. Чтение ташаххуда.
5. Громкое чтение Корана имамом в намазах фаджр, магриб и иша, обоих праздничных намазах, джума-намазе, намазах таравих и витр в Рамадан.
6. Тихое чтение Корана имамом в намазах зухр и аср, третьем ракаате намаза магриб и двух последних ракаатах намаза иша.
7. Чтение дуа-кунут в намазе витр.
8. Произнесение шести дополнительных такбиров в двух праздничных намазах.
9. Чтение суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры или трех аятов Корана.
10. Чтение Корана в первых двух ракаатах каждого обязательного намаза.
11. Произнесение саляма перед выходом из намаза.

Определение саджда сахву

«Сахву» переводится как оплошность, небрежность, невнимательность или забывчивость. Если в намазе совершается ошибка в результате забывчивости или небрежности, она исправляется путем совершения саджда сахву.

Когда совершается саджда сахву (общие принципы)

Саджда ас-сахву становится обязательным в следующих обстоятельствах:

1) Пропуск действия, являющегося ваджибом в намазе.
2) Ваджиб намаза был совершен несвоевременно, то есть раньше или позже положенного срока.
3) Ваджиб был отложен на время выполнения рукна (фарда намаза); это время определяется учеными как длина трехкратного произнесения «субханАллах».
4) Ваджиб был повторен.
5) Ваджиб был изменен, например, Коран был прочитан громко в ситуации, когда нужно читать тихо.
6) Фард намаза был совершен несвоевременно, то есть до или после времени его совершения.
7) Фард намаза был повторен.

Способ совершения саджда сахву

Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.

Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:

После чтения ташаххуда в последнем сидении повернуть голову направо, произнося салям. Затем совершить два суджуда, произнося перед ними: «Аллаху Акбар». После них снова сесть и прочитать ташаххуд, за ним – «салават ибрахимийя» и предписанное дуа и завершить намаз салямом в обычно манере.

Передается от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «За каждый сахв (небрежность) – два саджда после саляма» (Бадаи’ ас-санаи’).

От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).

Также от Ибн Мас’уда передается другой хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит: «Кто сомневается в том, выполнил он три или четыре ракаата, тот пусть полагается на свое сердце, а затем совершит два саджда». Похожие риваяты передаются от других сподвижников, таких как Имран ибн Хусейн, Мугыра ибн Шу’ба, ‘Аиша и Абу Хурейра (да будет Аллах доволен ими всеми).

Ошибки в чтении Корана

1. Повторение суры «Аль-Фатиха».

Если совершающий обязательный (фард) намаз повторил суру «Аль-Фатиха», то есть после окончания чтения суры прочел ее снова целиком или большую ее часть, то саджда ас-сахву становится обязательным при условии, что ошибка случилась в первом или втором ракаатах. Если же молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате обязательного намаза, то саджда ас-сахву совершать не нужно.

Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если после чтения суры «Аль-Фатиха» и суры после нее молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» по забывчивости в том же ракаате, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Фатава ас-Сираджийя и Аль-Хашия Тахтави).

2. Пропуск меньшей части суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал большую часть суры «Аль-Фатиха» и пропустил меньшую часть, то не нужно совершать саджда ас-сахву, однако, согласно сильному мнению, желательно его совершить. А пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» делает саджда ас-сахву обязательным.

3. Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал другую суру вместо суры «Аль-Фатиха», то ему следует, как только он заметил эту ошибку, прекратить чтение другой суры в любом ее месте и перейти к чтению суры «Аль-Фатиха», а затем снова прочитать любую суру и закончить свой намаз обычным образом, совершив саджда ас-сахву в конце (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если, однако, молящийся заметил эту ошибку после окончания чтения другой суры, то ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру в третьем или четвертом ракаатах обязательного (фард) намаза, а в конце совершить саджда ас-сахву.

4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.

После чтения суры «Аль-Фатиха» человек имел намерение прочитать определенную суру, но по ошибке начал читать другую суру. В этом случае ему не нужно совершать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

5. Многократное повторение одного аята.

Если имам повторяет один аят снова и снова, то саджда ас-сахву не обязателен, даже если он повторял этот аят на протяжении времени, большего, чем необходимо для совершения одного рукна или произнесения «СубханАллах» три раза. Подобно этому, если следующий за имамом исправлял ошибку имама в чтении в течение времени, превышающего время исполнения одного рукна, саджда ас-сахву также не обязателен («Хашия» Ибн Абидина).

6. Чтение только суры «Аль-Фатиха» или только другой суры.

Совершение саджда ас-сахву обязательно для человека, который прочитал только одну суру «Аль-Фатиха» и не прочитал после нее другую суру или прочитал только другую суру и не прочитал суру «Аль-Фатиха» (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Пропуск суры «Аль-Фатиха» и второй суры.

Сразу после чтения «сана» («Субханака…») человек перешел к руку’. Находясь в руку’, он понял свою ошибку. Ему следует выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем продолжить намаз обычным образом, совершив в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

8. Чтение только двух коротких аятов.

Если человек по ошибке прочитал только два коротких аята после суры «Аль-Фатиха» и затем перешел к руку’, то саджда ас-сахву в конце обязателен (поскольку ваджиб – чтение после суры «Аль-Фатиха» минимум трех коротких аятов или одного длинного) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.

Если молящийся добровольно или по ошибке прочитал суру после суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.

10. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаатах.

Если молящийся пропустил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, но при этом простоял молча на длину хотя бы одного тасбиха, тогда саджда ас-сахву совершать не нужно(«Хашия» Ибн Абидина).

11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.

Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.

Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.

Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.

Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Примечание:

Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.

12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.

Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.

Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.

15. Чтение сур не по порядку.

Чтение сур не в том порядке, в каком они идут в Коране, (например, человек прочитал суру «Аль-Кафирун» в первом ракаате и суру «Аль-Курайш» – во втором) не делает обязательным саджда ас-сахву. Тем не менее, делать так добровольно нежелательно (макрух).

Если молящийся по забывчивости прочитает во втором ракаате суру, которая идет в Коране раньше той, что была прочитана в первом ракаате, то, осознав свою ошибку, он должен продолжить читать ту суру, которую начал. Теперь ему будет нежелательно (макрух) прекратить чтение этой суры и перейти к другой только из желания соблюсти правильный порядок чтения сур («Хашия» Ибн Абидина).

16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.

Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

17. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в желательном намазе или в намазе витр.

Саджда ас-сахву необходимо совершить, если молящийся не прочитал суру «Аль-Фатиха» в любом из ракаатов желательного намаза или третьем ракаате намаза витр (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

18. Пренебрежение правилами таджвида.

Если молящийся читал Коран в намазе, где нужно читать громко, и не соблюдал правила таджвида, саджда ас-сахву совершать не нужно. Однако, если несоблюдение правил чтения Корана привело к серьезной ошибке, то нужно повторить сам намаз (под серьезной ошибкой подразумевается ошибка, меняющая смысл или вводящая в Коран постороннее слово).

19. Принятие подсказки постороннего.

Если имам ошибся в чтении, и его исправил посторонний, то есть не следующий за ним в этом намазе, и имам примет его подсказку и исправится, то его намаз нарушится. Однако, если он не обратит внимания на подсказку и исправится сам или повторит всю суру с начала, прочитав правильно соответствующее место, тогда его намаз будет действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно(Ад-Дурр аль-Мухтар).

20. Произнесение постороннего слова.

Если молящийся при чтении Корана произнесет неарабское слово, даже если это точный перевод слова из Корана, его намаз нарушится и его нужно будет переделать. Саджда ас-сахву эту ошибку не исправит («Хашия» Ибн Абидина). Например, если человек вместо арабского слова «зейтун» произнесет по-русски «олива».

21. Откладывание саджда ат-тилява (земного поклона чтения Корана).

Если после прочтения аята, требующего совершить саджда, молящийся не совершил его сразу, а через некоторое время (меньше времени чтения трех аятов), поняв свою ошибку, совершил саджда, то это откладывание не делает обязательным саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

22. Тихое чтение в намазе таравих и витр в Рамадан.

Если имам по забывчивости прочитает Коран тихо в намазах таравих и витр в Рамадан (три аята и более), то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

23. Принятие подсказки постороннего в намазе, где нужно читать тихо.

Если во время намаза, где нужно читать тихо, имам по ошибке прочтет Коран громко, и его исправит кто-то из тех, кто не следует за ним в его намазе, и он сразу же примет исправление, то его намаз нарушится и его нужно будет повторить. Если он не обратит внимания на исправление и пройдет какое-то время, прежде чем он продолжит свое чтение, то его намаз будет действительным, однако ему нужно будет совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

24. Пропуск короткой суры.

Если молящийся прочитает, например, суру «Ма’ун» в первом ракаате, а во втором, пропустив суру «Каусар», прочтет суру «Аль-Кяфирун», то саджда ас-сахву ему совершать не нужно, хотя поступать так сознательно нежелательно (макрух) (Ад-Дурр аль-Мухтар).

25. Удлинение чтения Корана из-за ожидания конкретного человека.

Удлинять чтение Корана, для того чтобы конкретный человек успел присоединиться к джамаат-намазу, – макрух тахриман. Однако в этом случае саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).

26. Чтение: его определение и условия.

Чтением (кыраат) считается произнесение звуков с помощью органов речи (язык, губы и пр.). Оно должно быть таким, чтобы стоящий рядом с молящимся слышал его, даже если очень слабо. Если молящийся совершает намаз в одиночку, то он должен слышать сам себя.

Если же молящийся будет всего лишь представлять звуки в своем сознании, не шевеля при этом губами и языком, то это не будет считаться чтением, поскольку не соответствует предъявляемым к нему условиям.

Минимальное количество аятов Корана, которое молящийся должен прочитать в каждом ракаате, – три коротких аята или один длинный. Ученые по фикху привели в качестве примера трех коротких аятов следующее:

ثُمَّ نَظَرَ ﴿﴾ ثُمَّ عَبَسَ وَبَسَرَ ﴿﴾ ثُمَّ أَدْبَرَ وَاسْتَكْبَرَ
(Аль-Муддассир, 21-23)

Длинный аят должен равняться по длине трем таким аятам (Сагыри).

Ошибки в поясном и земном поклонах

1. Пропуск поясного поклона (руку’).

После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся сразу перешел в земной поклон (суджуд), забыв совершить руку’. Если он понял свою ошибку до завершения этого ракаата (то есть до совершения второго суджуда), ему следует немедленно вернуться в положение руку’ и продолжить намаз дальше с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву.

Если же он понял свою ошибку после завершения этого ракаата, то его следующий ракаат (например, второй по счету в намазе) будет считаться для него восполнением предыдущего (то есть будет считаться первым), а руку’ второго ракаата будет считаться руку’ первого ракаата. Соответственно, он должен правильно сосчитать ракааты своего намаза и совершить в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Пропуск одного земного поклона (суджуд).

Если молящийся совершил только один суджуд в ракаате, то, как только он осознает эту ошибку, ему нужно из положения, в котором он находится, сразу же перейти в суджуд и продолжить намаз с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

3. Чтение тасбиха суджуда в руку’ и наоборот.

Читать тасбих суджуда в руку’ (и наоборот) намеренно считается нежелательным (макрух), однако это действие не делает обязательным саджда ас-сахву. Если молящийся обнаружит свою оплошность немедленно, то ему следует исправить ее, прочитав правильный тасбих, чтобы его намаз полностью соответствовал Сунне.

4. Сомнение в количестве земных поклонов (суджудов).

Если молящийся сомневается в количестве совершенных им в текущем ракаате земных поклонов и не может определиться, то ему следует считать, что он совершил один суджуд, выполнить второй и в конце намаза сделать саджда ас-сахву.

5. Нарушение порядка выполнения руку’ и суджуда.

Нарушение порядка действий намаза, например, совершение руку’ вместо суджуда и наоборот, или повторение рукна намаза, например, совершение двух руку’ или трех суджудов в одном ракаате, требует совершения саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

6. Если забыл совершить саджда ас-сахву.

Если совершение саджда ас-сахву стало для молящегося обязательным по какой-либо причине, но он по забывчивости не совершил его, то ему нужно перечитать этот намаз. Поскольку саджда ас-сахву – это ваджиб, несовершение его нарушает намаз – и такой намаз необходимо переделать.

Однако нужно помнить, что если такая ошибка произошла во время коллективного намаза, то восполнить этот намаз джамаатом разрешается только тем людям, которые участвовали в первом джамаате, где произошла эта ошибка. Тот, кто не был частью первого джамаата, не может присоединиться ко второму джамаату, поскольку второй джамаат восполняет намаз; ему нужно совершить намаз в одиночку (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Сомнение в ваджибе намаза.

Если молящийся сомневается, совершил он какой-либо из ваджибов намаза или нет, и не может определиться, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Например, человек не может вспомнить, как ни старается, прочитал он дуа Кунут в намазе витр или нет, – ему нужно совершить в конце намаза саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар; «Хашия» Ибн Абидина).

Подобно этому, если молящийся не может вспомнить, совершил он ставший для него обязательным саджда ас-сахву или нет, то ему нужно постараться вспомнить это («Хашия» Ибн Абидина). Если он не может вспомнить, ему нужно совершить саджда ас-сахву (Масаиль намаз, с. 311).

8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.

В тот момент, когда имам поворачивает голову направо, давая первый салям, и до того, как он выполнит второй салям, один из тех, кто следует за имамом, должен произнести такбир («Аллаху Акбар») для саджда ас-сахву. Имам, услышав такбир, должен тоже произнести: «Аллаху Акбар», – и совершить саджда ас-сахву. В этом случае намаз будет действителен.

Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.

9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.

Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву , затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.

11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!

12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.

Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).

Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:

  • Совершить его сразу после чтения соответствующего аята. Этот способ предпочтительнее для имама, ведущего коллективный намаз.
  • Прочитать после соответствующего аята еще несколько аятов, затем перейти в руку’ и из него уже перейти к совершению саджда ат-тилява.
  • После чтения соответствующего аята немедленно перейти в руку’, а затем – в саджда ат-тилява.

Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:

А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.

Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.

Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.

Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.

14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.

Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.

15. Остановка в рукнах намаза.

Как мы уже сказали, все действия намаза должны совершаться спокойно и не спеша. Допустим, молящийся выпрямился из руку’ и без остановки перешел в суджуд, не замерев ни на секунду. Если он сделал это ненамеренно, ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Если он сделал это сознательно или по привычке, то его намаз не действителен и его нужно восполнить, а саджда ас-сахву не исправляет эту ошибку («Хашия» Ибн Абидина).

16. Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж».

Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж» (77-й аят) совершается согласно шафиитскому мазхабу, следовательно, если ханафит молится за имамом-шафиитом, то ему также нужно последовать за ним в этом суджуде («Хашия» Ибн Абидина).

Продолжение следует, иншаАллах…

Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади
annisa-today.ru

Если ошибся в намазе

ВОПРОС: Ас саляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху брат.

Допустил ошибки в намазе надо сделать два доп сажда это все понятно. Когда намаз окончил потом встал и вспомнил что допустил ошибки делаешь два сажда, вроде у вас так было написано в книге, а если ошибся и во время намаза вспомнил наши имамы делают один салям направо потом два сажда и после заканчивают двумя салямом. У вас по-моему читал, что даже если ошибся надо намаз закончить как положено, потом сделать два сажда доп.
Правильно ли это будет со стороны наших имамов как они делают?

Мурат

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху брат!

Если во время намаза ошиблись, тогда после намаза надо сделать два суджуда с ташаххудом и салаватом, можете еще дополнительно дуъа сделать. Это если вы в одиночестве совершаете намаз. Если совершаете коллективный намаз, то имам заканчивает намаз одним салямом и только после этого совершает два суджуда. Спрашиваете почему одним салямом?! Потому что люди за имамом могут встать и уйти после двух салямов, подумав, что имам закончил коллективный намаз. Есть хадисы, где говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заканчивал намаз одним салямом.

Есть также другой вариант, когда имам при ошибке совершает два суджуда перед салямом. Но это ошибка! В таком случае получается, что имам дважды ошибся в намазе, совершив два лишних суджуда. Поэтому надо обязательно намаз заканчивать и только после этого сделать два дополнительных суджуда.