Основные идеи Ф. Ницше, основоположника философии жизни, кратко изложенные в этой статье.
Основные идеи Ницше
(1844-1900 годы) – это европейский философ. Имя мыслителя известно каждому. Его мировоззрение развивалось под влиянием трудов Шопенгауэра и теории Дарвина. Фридрих Ницше основал философию о жизни, провозгласив ценностью ту реальность, которую необходимо постичь.
Ницше основные идеи изложил в трудах:
- Смерть бога
- Воля к власти
- Переоценка ценностей
- Нигилизм
- Сверхчеловек
Рассмотрим самые распространенные идеи великого мыслителя.
- Воля к власти
Ницше стремился к господству и власти. Это его главная жизненная цель и смысл существования. Для философа воля представляла основу мира, состоящую из множества случайностей и наполненная беспорядком и хаосом. Воля к власти привела Ницше к идее создания «сверхчеловека».
- Философия жизни
Жизнь, согласно философу, является уникальной и отдельной реальностью для каждого человека. Она жестко критикует учения и выражения, которые касаются мыслей как показателя человеческого существования. Также жизнь не стоит отождествлять с понятием разума. Ницше считает, что жизнь – это постоянная борьба, главным качеством которой выступает воля.
- Сверхчеловек
Ницше философия основные идеи коснулись и мыслей касательно идеального человека. Он крушит все правила, идеи и нормы, предписанные людьми. Ницше как бы напоминает, что все это фикция, которую навязало нам христианство. Кстати, философ рассматривал христианство как инструмент, навязающий людям качества, которые создают рабское мышление, из сильных личностей делают слабых. Религия при этом слишком идеализирует слабого человека.
- Истинное бытие
Проблемы бытия Ницше освещает вкратце. Философ уверен, что противопоставить эмпирическое и истинное не можно. Отрицание реальности способствует отрицанию декадансу и человеческой жизни. Мыслитель уверен, что абсолютного бытия не существует. Есть всего лишь круговорот жизни, в котором постоянно повторяется то, что когда-то уже было.
Кроме того, Фридрих Ницше критикует религию, нравственность, науку, разум. Он уверен, что большая часть людей на планете неразумные, жалкие и неполноценные личности. Единственный способ управления ими – это военные действия.
Мыслитель также агрессивен по отношению к женщинам. Он отождествлял их с коровами, кошками и птицами. Единственная роль женщины – это вдохновлять мужчину, а он, в свою очередь должен ее держать в строгости и применять физические наказания.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Ницше.
, культуролог , представитель иррационализма . Он подверг резкой критике религию , культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма , и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
БиографияФилософияФилософия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра , Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли. Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм , за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, - достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму . Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком». В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели - самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения. МифологияОбразность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:
Цитаты«"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал» «...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!» «Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!» «Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…» «Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…» «Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!» «Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя» «Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных» «Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь» «Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений» «Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму» «Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него» «Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.» «Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних» «Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…» «Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…» «Познавший самого себя - собственный палач» «С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.» «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни» «Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни» «Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать» «Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом» «Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.» «Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество» «…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»
ПроизведенияОсновные произведения
Прочие произведения
Юношеские произведения
Библиография
ПримечанияСсылки
Wikimedia Foundation . 2010 . |
В местечке Реккен недалеко от города Лютцен в Германии в семье лютеранского пастора. Его день рождения совпал с днем рождения короля — Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.
Свои первые стихи и сочинения Ницше написал в десятилетнем возрасте . В 1858 году поступил в наумбургскую школу в Пфорте. В 1864-1868 годах изучал филологию в Бойне и Лейпциге. С 1869 года по 1879 год — профессор Базельского университета по классической филологии. Участвовал добровольцем в Франко-прусской войне (1870-1871), был санитаром. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Последующие годы Ницше провел главным образом в Швейцарии и в Италии.
Под влиянием произведений Артура Шопенгауэра и эстетических идей и искусства Рихарда Вагнера Ницше перешел от занятий классической филологией к философии.
В философской эволюции Ницше выделяют несколько основных этапов : романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера; этап так называемого позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника, когда Ницше обращает свой взор к "положительным" наукам — естествознанию, математике, химии, истории, экономике; период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый идеей "воли к власти". В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения топики и порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом: а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о "сверхчеловеке" и о "вечном возврате"; б) негативная часть учения, выразившаяся в идее "переоценки всех ценностей".
В своем первом большом сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше развивал идеи типологии культуры , продолжая традиции, намеченные Фридрихом Шиллером, Фридрихом Шеллингом и немецкими романтиками, но давая свою, оригинальную трактовку греческой культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре: дионисийское, аполлоновское и сократическое. Завершает труд надежда философа на возрождение трагического века с его дионисическим искусством, ставшим своеобразным символом жизненности. Здесь же Ницше формулирует главную проблему всей его жизни и философии, которая найдет затем наиболее полное воплощение в работе "Так говорил Заратустра" — как, каким путем создать такую культуру, подчиняясь которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир и воспитать себя самого.
На втором этапе своего творчества философ отдавал все свои силы изучению наук о человеке ("Человеческое, слишком человеческое", 1874; "Утренняя заря", 1881; "Веселая наука", 1882).
Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1884). В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (Übermensch) и воли к власти; в дальнейшем развил свои идеи в работах "По ту сторону добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).
В качестве культурно-этического идеала Ницше выдвигает эстетизированный им и заключенный в художественно законченную форму образ сверхчеловека. Сверхчеловек — это человек мощной жизненной силы, мощных инстинктов, в нем не угасло и не подавлено дионисийское начало.
Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Каждый обыкновенный человек, по мнению философа, должен смотреть на себя как на неудавшееся произведение природы и стараться воспитать в себе философа, художника или святого.
Все, кем восхищался Ницше, были людьми исключительного интеллекта и творческой силы, это были страстные натуры, которые смогли свою страстность поставить на службу творчеству. В конце книги "Сумерки идолов" (1888) в качестве примера сверхчеловека выведен Гёте. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи.
Борьба Ницше за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов вошла в историю культуры под лозунгом "переоценки бывших до сего времени ценностей". Именно эта борьба сделала Ницше одним из наиболее ярких певцов европейского нигилизма. Все работы, написанные им после "Заратустры", являют собой такую "переоценку".
Исследование философии, христианской религии и аскетической морали приводит философа к выводу о том, что они отрывают человека от истоков подлинного существования, от самой жизни. Тот путь, по которому в результате пошло европейское человечество, оказывается поэтому чреват целым рядом последствий, которые Ницше пророчески предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, "восстание масс", тоталитаризм и воцарение "грядущего хама" с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей. Преодолением нигилизма может стать только переоценка всех ценностей и сотворение новых.
Центральным понятием в философии позднего Ницше стало понятие "воля к власти", наиболее полно изложенная в им в работе "Воля к власти" (1886-1888). Воля к власти интерпретируется Ницше как принцип всего существующего. Подтверждения своей мысли он ищет в любом доступном ему материале анализа: в философии, религии, искусстве, психологии, политике, естествознании, вплоть до повседневного быта.
Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращался к примерам "сверхчеловеческой" силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес "человеческой, слишком человеческой" силе военных деспотов.
В 1889 году творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью.
Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги Семена Франка, Николая Бердяева, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Жиля Делеза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) - известный немецкий философ, композитор и поэт, был ярким представителем иррационализма и волюнтаризма. Он появился на свет 15 октября 1844 г. в селении Реккен неподалёку от Лютцена. Мальчика назвали в честь прусского короля, поскольку у них совпала дата рождения. Фридрих оказал колоссальное влияние на философию XX века по всему миру. Его способности проявлялись с детства, достигнув пика в зрелом возрасте учёного. Главными достижениями Ницше являются учения про «сверхчеловека» и тезис о том, что Бог умер. Он стал основоположником нигилизма в западной культуре. Несмотря на многие разногласия в сочинениях философа, он остаётся наиболее цитируемым и уважаемым мыслителем даже сейчас.
Семья и учёба
Вильгельм родился в семье лютеранского пастора Карла Людвига и его жены Франциски Элер. Родители были верующими, поэтому прививали традиции и своим детям. В июле 1846 г. появилась на свет дочь Элизабет. Через три года родился второй сын Людвиг Иозеф, он умер в январе 1850 г.
Для маленького Фридриха стала ударом смерть брата. За полгода до смерти Людвига скончался от психического заболевания и отец. Мать, оставшаяся вдовой, переехала в Наумбург. Там жили её родственники, которые помогали воспитывать малыша Вильгельма. Несмотря на душевную травму, он был одарённым ребёнком. Уже в 10 лет будущий философ начал писать стихи, он даже сочинял музыку.
После переезда подросток поступил в городскую школу для мальчиков. Но там он пробыл не больше года, затем был переведён в подготовительное заведение при кафедральной гимназии «Пфорта». После его окончания в 1864 г. Ницше отправился в Бонн, а затем в Лейпциг. Он успешно освоил азы теологии и филологии, однако всё это не приносило удовлетворения любознательному парню. Фридрих переехал в Швейцарию сразу после окончания учёбы. Позже он признавался, что сделал это исключительно во избежание воинской повинности.
Тесная связь с музыкой
С детства Вильгельм мечтал стать музыкантом. Его первые сочинения посвящались этому виду искусства, а вдохновение философ черпал из бессмертных классических произведений. Особенный трепет он испытывал во время прослушивания композиций Вагнера. В 1868 г. ему выпала честь познакомиться с Рихардом, позднее они стали регулярно общаться.
Несколько лет длилась тесная дружба Вагнера и Ницше, они называли друг друга членами семьи. Но в 1872 г. композитор отправился в Байройт, где его взгляды на жизнь начали меняться. Он начал больше внимания уделять мнению публики и принял христианство. Это не понравилось философу, поэтому в 1888 г. он написал книгу «Казус Вагнер» о финале их дружбы.
Несмотря на разрыв дружеских отношений, Фридрих продолжал с уважением относиться к музыке Рихарда. Позже он неоднократно называл свои сочинения «музыкой, написанной не нотами, а словами».
Успехи в науке
В 1869 году Ницше пригласили стать профессором классической филологии в Базельском университете. На тот момент ему не было и 25 лет, этот случай стал беспрецедентным в Европе. До 1879 г. Вильгельм оставался на посту преподавателя, покинув его лишь на два года во время Франко-прусской войны. Тогда он добровольно отправился работать санитаром, серьёзно испортив своё здоровье.
С 1873 по 1876 год было выпущено четыре «Несвоевременных размышления». В них философ рассуждал не только о трагических реалиях жизни, а и о своих кумирах. Много строк было посвящено Шопенгауэру и Вагнеру. Самые популярные труды Ницше разных периодов:
- «Рождение трагедии из духа музыки» - 1872, первое большое сочинение;
- «Так говорил Заратустра» - 1887;
- «Утренняя заря» - 1881;
- «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» - 1886;
- «Странник и его тень» - 1880.
Исследователи выделяют несколько этапов в творчестве Фридриха. Первый из них принято называть романтическим, на тот момент философ полностью находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера. После ссоры с композитором он обратил внимание на естественные науки, этот период считается позитивистским. И только в зрелом возрасте наступил ницшеанский этап, тогда и были написаны все самые известные сочинения.
Проблемы со здоровьем
Первые проблемы со здоровьем у философа начались ещё в годы преподавания в Базеле. Там он испытал первые приступы, из-за этого Ницше пришлось отправиться в Лугано на курорт. Одновременно с лечением он продолжал писать, много работал над книгой «Происхождение трагедии», посвящённой Вагнеру.
В мае 1879 г. Фридрих ушёл из университета, поскольку болезнь не отступала. За свои заслуги он ежегодно получал пенсию в размере 3000 франков. В 36 лет он ощущал себя «одной ногой в могиле», ничего не видел на расстоянии трёх шагов. Для учёного были пыткой беспрерывные головные боли, тошнота и рвота со слизью. В тот момент его спасали только рассуждения о жизни, они позволяли отвлечься, превознести рассудок над телом.
В 1889 г. врач Ницше настоял на помещении пациента в психиатрическую лечебницу. Там он пробыл не больше года, после этого мать забрала сына в Наумбург под свою ответственность. Но вскоре она умерла, а Фридрих получил апоплептический удар вследствие шока. Он был полностью парализован, не мог ни говорить, ни двигаться. Двадцать пятого августа 1900 г. философ умер в лечебнице. Его тело погребено в семейном склепе старинной церкви Рёккена.
Личная жизнь
Первой любовью Ницше считается Козима Вагнер. Он даже подумать не мог о том, чтобы отбить женщину у обожаемого композитора, но восхищался ею на расстоянии. Незадолго до смерти Фридрих сообщил психиатру, что его привела в больницу «жена Козима». Других отношений с женщинами у него не было, если не считать нескольких проституток. Ходили слухи об инцесте между философом и его сестрой Элизабет, но они не были подтверждены.
В 1882 г. философ знакомится с Лу Саломе и влюбляется в неё. В этой женщине он нашёл внимательную и умную слушательницу, ценил её чуткость и обаяние. Ницше поспешно сделал предложение своей возлюбленной, но она предпочла остаться друзьями. Несколько лет длился их дружеский союз, но потом сестра Вильгельма Элизабет написала гневное письмо. Ей показалось, что Лу отрицательно влияет на брата. Вследствие этого произошла ссора, больше Ницше и Саломе никогда не общались.
Источники
(кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше
Об авторе
Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.