Как совершить молитву тем, кто не может совершить поклоны в намазе. Что делать, если не могу молиться стоя? Как совершать намаз стоя

Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же ». (Тирмизи , 413; Абу Дауд, 864)

Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

Султанов Мухаммад

Если человек не может совершать намаз, стоя, то нужно совершить его, прислонившись к чему-либо; если и так не можете, то нужно совершать намаз, согнувшись; сидя; лёжа на боку (желательно на правом); лёжа на спине и подложив что-нибудь под голову, например, подушку, и повернувшись лицом к Кибле; если и так не может, то хотя бы движением глаз; если и так не может, то мысленно.

Сидя можно совершать намаз-суннат и здоровому человеку. Если у кого-то при совершении обязательного намаза стоя, кружится голова или он не может держать мочу, то в подобных случаях тоже можно делать намаз сидя.

Если при совершении намаза в коллективе трудно стоять, то лучше совершить его стоя отдельно, чем сидя в коллективе.

Что будет, если, слыша азан, не отвечать на него и отвлекаться на другие дела?

Для такого человека существует опасность, что его предсмертный миг может оказаться плохим. Поэтому, даже читающим Коран, изучающим религиозные науки, желательно прервать свое занятие и ответить на азан. Человек, находящийся в туалете, отвечает на азан после выхода оттуда. Тому, кто не находится в состоянии малого и полного омовений, и женщине в период месячных и послеродовых выделений также желательно отвечать на азан.

Каковы условия намаза?

Условий намаза пять:

1. Нахождение в состоянии малого и полного омовения.

2. Очищение тела, одежды и места моления от нечисти (наджасы).

3. Наступление времени намаза.

5. Укрытие необходимых частей тела (аврата).

Каковы условиях чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе?

Условиями чтения «Аль-Фатиха» в намазе являются:

2. Не пропускать и не искажать ни одной буквы.

3. Соблюдать удвоение букв в четырнадцати местах.

4. Соблюдать правильное произношение долгих гласных.

7. Суру «Аль-Фатиха» читать, стоя, не пропуская ни одного аята («Бисмиллагь» тоже является её аятом), не искажая ни одну букву или слово. Если, например, вместо «ан‘амта» прочитать «‘ан‘амта» или «ан‘амту», намаз портится. Если при чтении «Аль-Фатиха» до его завершения произнесли какой-либо зикр или тасбих, то «Аль-Фатиха» обязательно надо прочитать заново, в противном случае намаз нарушается.

Каково решение чтения в намазе аятов и сур Корана?

В первых двух ракаатах обязательного или желательного намаза рекомендуется читать суры Корана, а в третьем и в четвертом ракаатах их не читают. Но если в первом и во втором ракаате они не были прочитаны, то желательно прочитать их в третьем и в четвертом ракаатах. Если намаз совершается коллективно, и имам читает «Аль-Фатиха» и другие суры вслух (в утреннем, вечернем, ночном, пятничном, таравих и праздничных намазах) так, что слышно его чтение, то маъмум (совершающий намаз за имамом) должен слушать его, не читая сам. Если же не слышно чтение имама, то маъмуму желательно прочитать эти суры самому. В намазах, в которых «Аль-Фатиха» читается тихо, имам и маъмум читают их тихо (про себя).

Суннат считается исполненным, если прочесть хотя бы один аят из Корана, а лучше хотя бы прочитать три аята. Чтение целой суры лучше, чем чтение нескольких аятов. Желательно чтобы сура, читаемая в первом ракаате, была длиннее суры, читаемой во втором ракаате. Суры желательно читать в порядке расположения их в Коране. Если маъмум вступит в намаз, когда имам совершает третий ракаат, то маъмуму, по возможности, желательно прочитать в своих первых двух ракаатах суры (если не успеет, то прочтёт в третьем и четвертом ракаатах). Если в вечернем намазе в первом и во втором ракаатах не прочитали суры, то в третьем ракаате взамен читаются две суры.

Каково решение нахождения в намазе в хушу‘ и хузуре (думая только об Аллахе и со смиренностью)?

Ученые-богословы (алимы) считают, что смиренность в намазе является одной из главных сунной. Познавшие Аллаха (арифуны) считают хушу‘ и хузур условием и душой намаза. Сказано, что тому, кто совершит намаз смиренно, Рай обеспечен, и он очищается от грехов как в первый день своей жизни.

В хадисе тоже сказано, что воздаяние за намаз можно получить, совершив его только осмысленно и с пониманием смысла (Насаи, Ибну Хиббан). Нельзя оставлять намаз из-за того, что не можете соблюдать смиренность. Добиться смиренности в намазе помогает, если его совершить, понимая смысл читаемого и представляя, что вы стоите перед Аллахом, боясь Его гнева за плохо совершенный намаз. Намаз, совершённый надлежащим образом, оберегает человека от всего непристойного. Намаз, совершённый в состоянии забвения, не может спасти человека.

Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток » («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы "не утруждаться" в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?

Дальняя поездка

Многих проблем с совершением намаза можно избежать, если поездка будет дальней. Под дальней поездкой следует понимать путь, именуемый в Шариате как "масафа аль-каср". А таким путь считается, если его расстояние в одну сторону не менее 85 км по шафиитскому мазхабу и 135 км по ханафитскому. Такая поездка дает право сокращать и объединять молитвы, что, безусловно, сильно выручает путника. И так, если Ваш путь является дозволенным Шариатом (примером запретного путешествия может быть поездка женщины без махрама) и расстояние пути составляет больше 85 км - или 135, в зависимости от соблюдаемого Вами мазхаба, Вы можете:

1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;

2. Объединить молитвы.

К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.

Близкая поездка или несовместимость молитв

Если расстояние Вашей поездки не достигает 85 км (или 135 по ханафитскому мазхабу) или же молитвы, которые подпадают на время Вашего пути, не объединяются (послеобеденная - вечерняя, ночная - утренняя, утренняя - обеденная), то объединить молитвы не получится. Поэтому, если нет возможности сойти с транспорта (например, Вы в самолете) и есть большая вероятность того, что Вы сможете сойти только по истечении времени намаза, Вы должны по мере возможности обратиться в сторону Каабы и помолиться, как это получится. А именно, исполнить молитву стоя, если это возможно. Если же стоять возможности нет, например, салон автомобиля, поезда или самолета низкий, тогда можно исполнить молитву сидя. Во время чтения молитвы сидя поясной и земной поклоны (руку` и суджуд) совершаются наклоном поясницей вперед. Наклон во время земного поклона должен быть больше (ниже), чем во время поясного (руку`). Исполнять обязательную молитву таким образом дозволено строго при наличии всех вышеперечисленных факторов. В последующем, совершенную таким образом молитву нужно возместить.

Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.

Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:

  • Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.

a) Намазы фард : Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:

  1. Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
  2. Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.

В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.

Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.

Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.

Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.

Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.

Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.

Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.

b) Намазы ваджиб ; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.

c) Намазы нафиль . Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет . Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе.

  • Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:

a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).

b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.

Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:

  1. Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыйблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыйбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
  2. Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (рукуг и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыйбле.
  3. Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.

После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:

  1. Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
  2. Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыйбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.

Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.

Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.

Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха

Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!