Лютеранская церковь святого михаила. Церковь св. Михаила Фото и описание

Фото: Лютеранская церковь Святого Михаила

Фото и описание

Евангелическо-лютеранский собор Святого Михаила – храм Санкт-Петербурга, находящийся в ведении Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Он находится на проспекте Среднем, на Васильевском острове, где во времена царя Петра I селились немцы, приехавшие на службу к российскому самодержцу. Именно это место предполагалось сделать центром града Петра.

В 1731 году здесь был расположен кадетский корпус, в одном из помещений которого для воспитанников-лютеран была создана отдельная община. Тремя годами позже, в 1734 году, она была освящена и стала носить имя архистратига Михаила.

В годы правления императора Николая I церковь была перенесена в другое здание, которое брали в наем у частных владельцев. Однако по приказу царя, деньги, взимаемые с общины за наем, возмещались из казны. В то же время лютеранская община разделилась на эстонскую и немецкую. Те, кто принадлежал к эстонской, посещали храм Святого Иоанна. Порядка двух тысяч немецких прихожан стали собираться в доме на 3-й линии у госпожи Тиблен. В августе 1842 года там состоялась церемония освящения церкви во имя Святого Архангела Михаила. Здание было небольшим и не могло вместить всех желающих присутствовать на службах. Поэтому после реконструкции, проведенной в кадетском корпусе, лютеранскую церковь вновь разместили там. Она была освящена в 1847 году в ноябре.

Обе церкви на Васильевском острове составляли один приход до 60-х годов 19 века. Позже, после того, как церкви в кадетском корпусе было дано соответствующее разрешение, при ней был создан собственный приход, который стал именоваться церковью Святого Михаила на Кадетской линии. В то же время верующие начали сбор средств на строительство нового храма на Васильевском острове. Начало ему было положено 23 октября 1874 года на Среднем проспекте, а обряд освящения состоялся в декабре двумя годами позже.

Собор рассчитан так, что единовременно там могли находиться 800 человек. Он был возведен по проекту инженера Карла Карловича Бульмеринга. Фасад перестраивался в 1886 году. Новый проект разработал архитектор Р.Б. Бернгард. Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас.

Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками. Облицовка стен из песчаника.

После революции 1917 года приход упразднили, а само здание отдали под завод. Там была проведена серьезная реконструкция и перепланировка, в том числе и нефа, который поделили на три этажа.

В 1992 году здание собора Святого Михаила вернули верующим и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2002 году там начались серьезные реставрационные работы. И лишь в 2010 году со здания окончательно были сняты строительные леса. Однако работа не закончена. Пока не восстановлены готические решетки и башенки-пинтакли. Для этого нужны серьезные материальные вложения.

Большую роль в возрождении и храма и прихода сыграл настоятель епископский викарий и руководитель Русского пробства Сергей Прейман. После его скоропостижной смерти, прошла реорганизация Русского пробства и приход перешел в состав пробства Санкт-Петербургского.

В большинстве своем прихожане собора Святого Михаила - русские. Сейчас в приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». Настоятелем и главой Санкт-Петербургского пробства в настоящее время является отец Сергей Татаренко.

Лютеранская церковь Святого Михаила - действующий евангелическо-лютеранский храм в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Памятник неоготической архитектуры второй половины XIX в.

Местная лютеранская община была основана в 1731 г. Она размещалась в здании первого кадетского корпуса. В 1834 г. община была освящена во имя Архангела Михаила. В 1841 г. император Николай I приказал общине обзавестись собственным зданием, и тогда произошел раскол общины на немецкую и эстонскую. Тогда эстонцы основали церковь Святого Апостола Иоанна (ныне на ул. Декабристов), а немцы приход на 3-й линии ВО.

Современный храм был построен в период с 1874 по 1876 гг. Автор проекта - архитектор Карл Карлович Бульмеринг. В 1886 г. был перестроен фасад по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернгарда. Это здание и дошло до наших времен.

В советский период храм был закрыт, в здании размещалось производственное помещение. Был нанесен ущерб внутреннему интерьеру.

В 1992 г. здание возвращено верующим. После реставрации здесь проводятся регулярные богослужения с 2010 г.

В середине XVIII в. участок входил в состав владения В. В. Гома, англичанина по происхождению. Затем владельцем стал П. П. Шустин.

В начале 1830-х гг. участок разделили, угловая часть до 1860-х гг. принадлежала купчихе В. Ф. Борисовой. К 1872 г. участком с деревянным домом владел купец Я. Х. Пель.

В 1872 г. участок перешел евангелическо-лютеранскому приходу. В том же году арх. Р. Е. Бергман представил проект церкви в неоготическом стиле. Окончательный вариан разработал инж. К. Бульмеринг. Храм был освящен 19 декабря 1876 г.

В 1935 г. кирху закрыли.

С 1947 г. здание использовалось как склад табачной фабрики.

В 1954-1992 гг. здесь размещался филиал экспериментального завода "Спорт".

Богослужения возобновились в 1993 г.

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.-Петербурге.

Нынешним летом приступлено к постройке новой лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском острове. Рвы для фундаментов вырыты и начинается свайная бойка под стены (!). Под алтарём сваи будут ввинчиваться, чтоб не повредить соседних строений; - по сваям будут уложены гранитные плиты, размером до 3 арш. в квадрате (!!). Постройкою заведует инженер Бульмеринг. Подобная постройка - событие в архитектурном отношении весьма важное и не часто повторяющееся, должна бы возбудить живейший интерес не только в причастных к этому делу специалистах, но и в публике, особенно протестантской.

Постройка церкви всегда была и будет одной из самых интересных и художественных задач архитектуры; это памятник, который переживает многие столетия и служит потомкам красноречивым свидетелем состояния искусства своей эпохи. Мы привыкли смотреть на здания церквей не только как на мерило степени развития искусства какого-нибудь народа, но как на отражение общей его цивилизации. Поэтому понятно, что, при сооружении церкви, мы вправе требовать от зодчества еще большей художественности и совершенства, чем при постройке зданий, служащих другим общественным целям. Нам остается следовать примеру чужих краёв, где уже давно признана вся важность этого вопроса, и вряд ли найдется хотя одно выходящее из ряда обыкновенных здание, составление проекта которого не шло самым рациональным путем - путем общественного конкурса.

Что делается у нас в подобном случае? Можем ли мы хотя надеяться (а мы имеем на это право), что храм наш действительно будет представлять нечто художественное и законченное. Люди, в чьих руках находится решение этого вопроса, трудятся уже 13 лет над осуществлением его.

В продолжение этого времени они обращались то к одному, то к другому специалисту, прося во имя религии и искусства составить проект на сооружение церкви.

Из нескольких полученных таким образом проектов избран, как говорят некоторые авторитеты архитектурного мира, самый неудовлетворительный, при взгляде на который остается только пожать плечами и пожалеть город, долженствующий украситься подобным зданием, и деньги, которых будет стоить постройка.

Пишущий эти строки вовсе не льстит себя надеждой, что его заметка произведет какую-либо перемену в настоящем грустном ходе дела.- Цель показать только, насколько люди, которым близко к сердцу петербургское зодчество, желают выдвинуть нашу архитектурную деятельность на то место, которое подобает занимать ей в современной культурной жизни."

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.Петербурге. В начале 1874 г. появилась в одной из здешних газет похвальная статья о проекте предполагаемой тогда к постройке лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском Острове. На эту статью было написано возражение, которое, однако, не было принято редакцией приведенной газеты. Помещая критический разбор недавно освящённого храма, мы считаем не лишним предпослать то, что было сказано о нем три года тому назад: «Нам известно из достоверного источника, что летом предположено начать постройкою новую лютеранскую церковь св. Михаила на Васильевском Острове. Постройка церкви - редкое и важное событие, вызывающее живейший интерес не только в кругу специалистов-строителей, но и публике вообще, а данном случае особенно в публике лютеранского вероисповедания. Сооружение храма было всегда и есть одна из самых высоких, самых прекрасных задач архитектуры; это памятник, который рассчитывается на века, назначенный свидетельствовать потомству о состоянии искусства той эпохи, когда он созидался». «Само собою разумеется, что от постройки всякого общественного здания, в особенности же от постройки храма, мы вправе ожидать только самое лучшее, самое совершенное, что вообще может быть создано в области архитектуры. По более или менее удачным произведениям церковной архитектуры мы привыкли судить не только о степени развитии искусства соответствующей эпохи, но и о состоянии культуры ее». «Запад, ценя приведенные обстоятельства, давно уже указал нам единственно верный путь для достижения цели: там, в настоящее время, почти без исключения, получаются проекты для сооружений, хотя некоторой важности, не иначе, как путём публичного конкурса». «Как же поступили у нас в рассматриваемом случае, и можем ли мы питать надежду, что предполагаемая церковь представит нечто совершенное и изящное?» «Вот почти 13 лет, как лица, стоящие во главе этого дела, трудятся над разрешением задачи, обращаясь то к одному, то к другому технику, от которых, в течение времени, добыли, Бога и искусства ради, несколько проектов хороших и плохих. Между ними, как утверждают авторитеты, тот, который избран и предположен к исполнению, есть наименее удавшийся, так что остается только пожать плечами и пожалеть город, которому суждено украситься таким памятником; мы жалеем жертвователей, жалеем и деньги, которые будут употреблены на строение, лишенное всякого художественного достоинства». «Здешнее Общество архитекторов, которому было поручено высказать свое мнение относительно одного из вышеупомянутых проектов, имело в виду предложить мысль публичного конкурса; но это не осуществилось в видах того, что заведующие делом лица, будто бы, желали сохранить частный характер его». «Автор этих строк, имея в виду настоящее положение дела, не льстит себя надеждою, что высказанное им повлияет на дальнейший ход предприятия, а желает только отметить, что С.-Петербургское общество архитекторов понимает очень хорошо и чувствует глубоко то нравственное оскорбление, какое готовятся причинить ему». Вот как думали все архитекторы три года тому назад и, к величайшему их сожалению — время не опровергнуло, а подтвердило их ожидания или опасения: новая церковь св. Михаила, с точки зрения художественной, во всех отношениях, по крайней мере, неудачна. Расположение ее на угловом месте, главным фасадом на боковую улицу, совершенно неестественно: а делу все-таки можно было помочь устройством колокольни, не на главной оси, а на самом углу; таким образом, получились бы сени со входами с двух улиц и просторная, светлая паперть; осталось бы еще и место для одной приличной лестницы на хоры, вместо устроенных ныне двух, по которым нельзя взбираться иначе, как под опасением сломать себе шею. Внутренность церкви представляет три почти что равных, по ширине, нефа, разделённых внизу толстыми гранитными пилонами, на хорах — объемистыми чугунными колоннами, на коих покоятся крестовые своды (как слышно, они из дерева!). Между наружными стенами и пилонами расположены два яруса боковых хоров, над входом устроены особые хоры для органа и певчих. Две сухенькие колонки, из тех, которые ставятся под зонтики простых обывательских домов, подпирают эти хоры. Алтарная абсида с сакристией заканчивает церковь как-то нерешительно, примитивно, следствие того, что сакристия и отвечающая ей, с другой стороны, комната просто встроены между пилонами, оставляя над собою место в роде лож. Условия лютеранского богослужения требуют, чтоб пастор в церкви был отовсюду виден и слышен. Поэтому церкви должны быть, по возможности, открытые, т. е. без столбов и других преград. Новая же церковь, наоборот, застроена пилонами так, что пастор виден только половине или двум третям всех посетителей. Церковь довольно большая (около 7 и 14 саж.), но она производит впечатление тесного и крайне неприветливого помещения. Хоры к стенам приподняты несколько амфитеатрально (на одной стороне совершенно попусту), но уклон недостаточный, так как кафедра находится очень низко. Причудливые изгибы перил верхних хоров курьезны и причина их существования непонятна. Рассматривая здание с художественной точки зрения, мы должны отметить, что главный фасад с башнею, в общих линиях, еще сносен, но детали его и все прочее, как в общем, так и в частностях до того слабы, что даже недостойны более подробного рассмотрения: стоит только взглянуть внутри на гирляндочки Louis XVI, самой неряшливой работы, поставленные вместо готических капителей; на иглы контрфорсов снаружи; на слепые, бесхарактерные, трехэтажные окна бокового фасада, на жалкие капительки, поставленные в тоже время вместо баз, только наоборот, и т. д., чтобы убедиться, что этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира. К счастью архитекторов, подозрения в авторстве на невинного пасть не может: имя строителя написано внутри церкви на мраморной доске, и потому называть мы его не будем.

Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

Пробегая по Среднему проспекту Васильевского острова, торопясь на учёбу, на работу, осматривая достопримечательности Петербурга, жители и гости нашего города невольно останавливаются на углу этого проспекта и 3-й линии, захваченные вольным и прекрасным стремлением ввысь церковного готического шпиля. Это - лютеранский собор святого Архангела Михаила. Ещё лет пять назад он находился в лесах, на долгой реставрации, а теперь мы можем в полной мере насладиться его красотой.

Лютеранская часовня на Васильевском острове существовала с 1732-го года, и находилась на территории Кадетского корпуса. Часовня была весьма необходима: многие воспитанники корпуса происходили из Прибалтики, и их вероисповедованием было лютеранство. Интересно, что часовня имела то же посвящение, что и самая первая лютеранская церковь в России, действующая с 1576-го по 1578-й годы в подмосковной Немецкой слободе. Конечно, это не было случайностью - издавна Архистратиг Михаил считался покровителем воинов, поскольку само слово «архистратиг» означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».


В 1839-м году здание Кадетского корпуса подверглось перестройке, а 12 мая 1842-го года часовню снесли, так как посчитали, что она «загромождает двор». На самом деле император Николай I придерживался мнения, что частое присутствие гражданских лиц на территории такого «стратегически важного объекта», как Кадетский корпус, недопустимо. Но духовные потребности лютеран забыты не были, поэтому из казны начали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме госпожи Тиклин (Тиблен) на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 16 августа 1842-го года в этом доме и была освящена церковь святого Архангела Михаила. Здесь собиралась немецкая лютеранская община (в которую входило около 2000 прихожан), поскольку в том же году произошло разделение единой ранее общины на немецкую и эстонскую. Однако арендованное помещение не могло вместить всех верующих, поэтому после завершения работ в кадетском училище там вновь была открыта лютеранская церковь. А прихожане церкви на Среднем начали сбор средств на строительство новой церкви. Ещё в 1872-м году архитектор Р. Е. Бергман представил Александру II проект собора в неоготическом стиле, но император отверг его, а 23 октября 1874-го года церковь была заложена уже по проекту инженера К. К. Бульмеринга, имевшего сходное стилевое решение.


В процессе возведения детище Бульмеринга подвергалось критике. Так, в журнале «Зодчий» за 1875-й год несколько ехидно сообщалось, что «На Васильевском острову прибавится одна лютеранская церковь во имя св. Михаила. Строит ее военный инженер г. Бульмеринг прочно, медленно и дорого; в свое время, конечно, и Микель Анджело строил крепости, но на нашем веку, кажется, этого не встречалось».


Освящение церкви состоялось 19 декабря 1876-го года, но строительные работы продолжались ещё год. Итогом стало светлое, нарядное в своей строгости здание, решённое в формах немецкой неоготики. Его внутреннее пространство, как и характерно для средневековых храмов, было разделено на нефы (продольные части), а над входом находились орган и места для певчих. Результат стараний Бульмеринга и его строителей также пришёлся не по вкусу кругу петербургского журнала «Зодчий», в его «Листке» № 9 за 1877-й можно прочесть следующее: «…этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира». Автор статьи сетует на тесноту внутреннего помещения собора и «бесхарактерность» его архитектурных деталей, однако на потомков то, что дошло до наших дней и было восстановлено в ходе реставрации, производит необыкновенное впечатление: его шестидесятиметровая башня, увенчанная крестоцветом (распространенный в архитектуре готики декор в виде стилизованного цветка), стала высотной доминантой Васильевского острова. В 1886-м году фасад здания перестроили по проекту Р. Б. Бернгарда.


Послереволюционная судьба собора характерна для многих церквей всех конфессий. Весной 1929-го года здание получила лютеранская община Иисуса Христа. Её пастором был Курт Мусс, вскоре подвергшийся репрессиям. Дальнейшие службы проводились на русском языке, и для них община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933-го года власти запретили колокольный звон, а через несколько месяцев решили переплавить единственный колокол собора «на нужды индустриализации». Но колокол каким-то чудом уцелел, и уже в 1946-м году его передали православной церкви на Смоленском кладбище.


15 августа 1935-го года собор был закрыт. Первоначально планировалось передать его здание под библиотеку, но какое-то время там располагался табачный склад, а впоследствии внутренне пространство было полностью перестроено: поделено на три этажа для нужд завода по производству спортинвентаря. В 1993-м году в соборе возобновились богослужения, была начата реставрация. В декабре 2010-го года с храма наконец были сняты строительные леса. Процесс реставрации ещё не завершён - на восстановление башенок-пинаклей и готических решеток требуются значительные средства.


Адрес: Средний проспект В.О., 18 б.