М афанасий. Афанасий (митрополит Московский). Любовь и семья

Игумен Афанасий (Селичев) - настоятель Михайло-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский. Это одновременно и обитель, и крупный исторический музей: здесь хранятся тысячи экспонатов. Отцу Афанасию такое соседство не только не мешает, но даже помогает. Многие туристы здесь охотно участвуют в службах, паломники с интересом разглядывают экспозиции, а директор музея поёт на клиросе. Союз монастыря и музея имеет свою историю, с неё и начался наш разговор.

«Пока не уйду на пенсию, монастыря не будет!»

В 1995 году Михайло-Архангельского монастыря не было - весь комплекс считался музеем. Я часто приезжал по делам в Юрьев-Польский и заходил в этот музей. Подружился с главным хранителем Надеждой Анатольевной, она познакомила меня с директором Татьяной Ивановной. Беседовали, пили чай, и я мечтал: вот бы здесь и монастырь открыть! А Татьяна Ивановна: «Нет, пока я не уйду на пенсию, ничего не откроете». Мы с Надей только пожимали плечами: нет так нет, будем ждать.

И дождались?

Да, Надежду Анатольевну назначили директором, а меня в 2000 году перевели в Петушки строить храм святителя Афанасия Ковровского и православную гимназию. Через шесть лет, когда всё построили, владыка Евлогий говорит: «Пора тебе, Афанасий, опять в монастырь». - «В какой?» - «Михайловский откроем». И мы начали постепенно, с нуля. Вернее, с молитвы. Если её нет, ничего не будет. А так молишься, и постепенно появляются помощники, благотворители, находятся деньги, и дело начинает двигаться.

Моя первая библиотека была марксистской

Вы создали здесь большую библиотеку редких церковных книг. Когда начали их коллекционировать?

Это не первая моя биб-лиотека. Первой была марксистская, ещё в школе я стал собирать сочинения Ленина, Сталина, Плеханова. Мне хотелось изучать историю России ХХ века, поступить в МГУ. Но не получилось. Вернувшись из армии, стал воцерковляться. Мои родные Петушки были весьма привлекательны для верующего человека. Местный Успенский храм никогда не закрывался. Городок расположен за 101-м километром, в нём селились пережившие репрессии монахи, монахини, священники. У них были религиозные книги, и я не стеснялся их попросить.

Вы уже были крещены?

Меня крестила моя тётя, когда мне было пять лет, в 1971 году. Помню ощущение: в окружающем мире что-то произошло - будто изменилось физическое пространство, цвета стали более яркими. Продолжалось это недели две, пока в детском саду с меня не сняли крестик. То событие я запомнил на всю жизнь. Позже был так называемый атеистический кружок, его вела учительница химии. На самом деле она показывала нам диафильмы с иконами, а иногда даже водила нас в храм как в музей. Её соседями были баптисты, они подарили ей Библию. И классе в восьмом она дала мне её почитать.

После храма - на дискотеку

Вы прочитали Евангелие и пришли к вере?

Нет, этого не произошло. Но Священное Писание я читал и тогда, и позже. У моего школьного друга была верующая бабушка, слепая, она часто просила меня почитать ей Новый Завет. Что читать - выбирал я сам. И обычно читал ей Апокалипсис. Так что моё близкое знакомство с Библией началось с её последней книги.

А в церковь стали ходить позже?

После армии. Снова не смог поступить в университет, и появилось не то чтобы отчаяние, но осознание того, что нужно что-то изменить в своей жизни. Стал вечерами захаживать в храм на всенощную. Встану, подышу ладаном, послушаю, как бабушки поют, - и на душе полегчает. Первое время шёл после этого на дискотеку. Но потом остыл к прежним развлечениям, стал заставлять себя ходить на воскресную литургию. Хотя ещё не понимал происходящее в храме. А потом познакомился в Петушках с духовными дочерями отца Димитрия Дудко - замечательными старушками Ниной и Верой. Они мне многое объяснили.

Святой Афанасий услышал молитву

Было ли событие, определившее ваш жизненный выбор?

Да, я прочитал повесть о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Его личность меня поразила. Ведь нас учили, что Церковь и наука - явления несовместимые. А тут учёный такого масштаба, врач, хирург - и одновременно архиерей Русской Церкви! Это на меня очень повлияло. А через несколько месяцев у меня случился приступ аппендицита. На операционном столе спросил хирурга: «Вы читали книжку «Очерки гнойной хирургии» Луки Вой-но-Ясенецкого?» Врач удивлённо отвечает: «Вообще-то я по ней учился». - «А вы знаете, что он был православный архиерей?» И тут я провалился в наркоз. После операции стал осознанно молиться, ходить на литургию. И уже окончательно определился, чем буду заниматься в жизни.

Был ещё один святой, повлиявший на вашу судьбу...

Святитель Афанасий, епископ Ковровский. Он жил в Петушках и здесь же отошёл ко Господу. Я застал людей, которые его близко знали. И когда готовился постригаться в монахи, очень хотел, чтобы меня назвали Афанасием. Но зачастую монаха нарекают именем, начинающимся на первую букву его мирского имени. А меня в миру звали Владимиром. Что ж, надо смириться. В день пострига заехал на могилу святителя Афанасия во Владимире. Постоял, помолился. И вдруг на постриге услышал: «Брат наш Афанасий постригает власы главы своея». Этот день стал одним из самых счастливых в моей жизни.

Беседовала Елена Алексеева

Владимирская область

(Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская)) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь.

В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г.

Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

А. состоял в переписке с царем Петром I, Патриархами Иоакимом и Адрианом , Тобольским митр. Игнатием (Римским-Корсаковым) , Евфимием Чудовским , справщиками московского Печатного двора и др., приезжал в Москву для участия в общецерковных делах. В спорах о времени пресуществления Св. Даров, проходивших в 60-80-х гг. XVII в., А. отстаивал правосл. т. зр., к-рая получила отражение в его соч. «Книга о пресуществлении» («Книга православного исповедания», дек. 1688) и в сб. «Щит веры» (1690, не опубл.), составленном и отредактированном А. по благословению Патриарха Иоакима, к-рый дал сборнику название. Сборник отражает историю споров по данному вопросу со времени Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439) до полемики между «грекофилами» и «латинствующими» в России во 2-й пол. XVII в. и содержит резкую критику «латинствующих» во главе с Сильвестром (Медведевым) . В состав «Щита веры» вошли тексты, написанные в ходе дискуссий (сочинения А., Евфимия Чудовского, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов , сочинения, написанные от имени Патриархов Иоакима и Адриана, переписка Патриарха Иоакима с иерархами Киевской митрополии и др.), памятники более раннего периода, определение Собора 1690 г. по делу Сильвестра (Медведева) и его единомышленников. В сборнике содержатся также опровержения католич. и протестант. учений, проникавших на Русь в XVII в.

13 июля 1699 г. Патриарх Адриан писал близкому к царю боярину Т. Н. Стрешневу о желательности поставления А. во митрополита Крутицкого для помощи Патриарху в делах общецерковного управления, в частности для заведования Печатным двором и школами (Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. Прил. 7. № 37. С. 500-501). Однако Петр против воли Патриарха назначил Крутицким митрополитом престарелого Трифиллия (Инихова) .

А. трижды принимал в Архангельске Петра, что описано в соч. «О высочайших пришествиях», составление к-рого приписывают А. Холмогорский архиепископ поддерживал планы царя по поиску выходов России к морю. Следя за азовскими походами (1695-1696), А. собрал сведения о них в соч. «Вести из-под Азова». В ходе подготовки к Северной войне А. по поручению царя описал пограничные с Россией швед. земли и пути к швед. столице в соч. «Описание трех путей из России в Швецию». В 1700-1701 гг. холмогорский архиерейский дом сделал щедрые пожертвования строительными материалами и деньгами на сооружение Новодвинской крепости.

А. собрал большую б-ку, включавшую в себя разнообразные по своему составу и тематике рукописные и печатные книги. При архиерейском доме работали книгописная и иконописная мастерские. А. обменивался книгами с московским Чудовым , Соловецким, Антониевым Сийским и др. мон-рями , многократно посылал пожертвования книгами и церковной утварью в Далматов мон-рь. Впосл. б-ка А. поступила в Архангельскую ДС, основная часть рукописей б-ки хранится в составе Архангельского собрания БАН.

Кроме вышеназванных сочинений перу А. принадлежат неск. поучений («Слово пастыря ко овцам, внегда ему отходити от стада», окружные послания), богословское соч. энциклопедического характера «Шестоднев», медицинский трактат «Реестр из дохтурских наук». А. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах.

Изд.: Увет духовный. М., 1682 [переизд.: М., 1753; 1791]; О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу. М., 1783; Окружное послание 1696 г. // Странник. 1866. Окт. С. 23-42; Реестр из дохтурских наук // Флоринский В . М . Русские простонародные травники и лечебники. Каз., 1879. С. 211-229; Книга о пресуществлении // Сменцовский М . Церковно-исторические материалы (доп. прил. к исслед. «Братья Лихуды»). СПб., 1899. С. 44-70; Окружное послание 1697 г. // Архангельские ЕВ. 1900. № 18. С. 484-485; Слово пастыря ко овцам // Верюжский В . М . Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 139-141; Дмитриев Л . А . Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского // АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335-349; Панич Т . В . «Шестоднев» Афанасия Холмогорского // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1989. С. 136-193.

Лит.: Постников С . Афанасий, первый архиеп. Холмогорский и Важеский // Странник. 1866. № 9. Отд. 1. С. 95-126; Знаменский П . В . Шестоднев Афанасия, архиеп. Холмогорского // Там же. 1883. Дек. С. 565-594; Белокуров С . А . Кто автор «Увета духовного»? // ХЧ. 1886. Т. 2. С. 163-177; Титов А . А . Летопись Двинская. М., 1889; Плотников Г . С . Описание мужского Далматовского Успенского мон-ря и бывшего приписным к нему женского Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1891; Голубцов А . П . Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Верюжский В . М . Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908; Шаскольский И . П . «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 457-460; Кукушкина М . В . Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185-197; Шашков А . Т . Афанасий Холмогорский и идейно-литературное наследие Максима Грека // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 173-184; Панич Т . В . Особенности «Шестоднева» Афанасия Холмогорского // Источники по истории рус. общественного сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 5-24; она же . Афанасий // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 117-125; она же . Литературное творчество Афанасия Холмогорского: «Естественнонаучные» сочинения. Новосиб., 1996; она же . «Книга о пресуществлении» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих» // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 56-68 и др.; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.): Сб. док-тов / Сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 23, 160-161, 166-167, 180-183.

Мужское имя Афанасий произошло от древнегреческого имени Атанасиос, которое в свою очерередь образовалось от слова «атанатос». Значение имени в переводе на русский язык - «бессмертный». Его носили Константинопольские патриархи, епископы.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Рыбы
  • Планета-покровитель: Юпитер
  • Камень-талисман: коралл
  • Цвет: фиолетовый
  • Дерево: сосна
  • Растение: лилия
  • Животное: дельфин
  • Благоприятный день: четверг

Черты характера

Афанасий растет спокойным и уравновешенным ребенком. У него очень развито воображение и большая любознательность. Со сверстниками он предпочитает не ссориться, вечно над чем-то смеется. В его характере много женских черт и не достает мужских. Поэтому родители должны с особым усердием взращивать у сына целеустремленность, решительность и уверенность в себе. Без этих качеств ему будет трудно реализовать свой большой творческий потенциал и сделать для мира все то хорошее, о чем он мечтает.

Тайна имени Афанасий скрывает обладателя доброго, мягкого нрава и неуверенности в себе и своих силах. Он объективно смотрит на вещи, уступчив, способен пойти на жертву. Агрессии в этом человеке практически нет, однако его чувствительное самолюбие порой может приводить к вспышкам гнева. Но даже в эти моменты негатив мужчины остается, если можно так выразиться, в разумных рамках. Он быстро отходит и обиды не копит в сердце.

Афанасий отличается искренним стремлением помогать людям и приносить пользу миру. Это очень приятный и скромный человек, больше слушатель, нежели оратор. Он ценит свободу и независимость, не приемлет насилия. Поэтому своего мнения навязывать не любит и не станет. Нет в нем и склонности повелевать кем бы то ни было. С этим связана такая его интересная особенность, как любовь к кошкам, а не собакам.

Носитель этого имени - заядлый книголюб. Его манят повести и рассказы о путешествиях. Если у него есть возможность, то он сам обязательно куда-нибудь ездит. Имеет очень живой и подвижный ум, отличное воображение и отменное чувство юмора. Все это в сочетании с незлобивостью и общительностью дает ему большой круг друзей и знакомых.

Природа щедро одарила Афанасия обаянием, тактичностью, интеллигентностью. Он очень упрям, если что-то задумал, то обязательно доводит дело до конца. Его трудно в чем-то переубедить, но этому характеру не хватает активности и энергичности. Также у него мало инициативности, парень пасует перед трудностями, может даже прятаться за спинами других. Но при этом он просто фантастически удачлив.

Хобби и профессия

Афанасий любит читать, но его и самого природа не обделила литературным талантом. У него отличный слог. Поэтому из такого мужчины получается превосходный писатель. Литературные способности, а также ораторский талант могут найти применение в профессии журналиста или психолога, переводчика и даже священника. Он способен реализовать себя, если становится ученым или исследователем. Любовь к путешествиям можно применить, работая в туристическом бизнесе.

Любовь и семья

Обаятельный Афанасий никогда не остается обделенным женским вниманием. Правда, и здесь негативно сказывается его врожденная нерешительность. Браков зачастую имеет несколько. Обладатель этого имени -хороший семьянин, домосед. Без проблем помогает супруге по хозяйству. Любит детей, часто возится с ними. Порой ему, как воспитателю, не хватает строгости в общении.

(~295–373)

Детство. Юность

Афанасий Александрийский почитается как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако арине не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились.
В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Тропарь святителю Афанасию Великому , глас 3

Столп был еси православия, / Божественными подтверждая Церковь , / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому , глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.