Скрытое рождение Имама Махди (а.с). Явление имама махди в суннитской и шиитской традициях Халифат навсегда: почему «Исламское государство» нельзя победить

Вчера было 15 шаабана по лунному календарю. Это день рождения 12-го имама мусульман его светлости Махди (да приблизит Аллах его пришествие!). Согласно убеждению мусульман джафаритов, его светлость Махди является имамом эпохи, последним Спасителем мира.

Однако это не только мусульмане верят и ожидают прихода последнего Спасителя для спасения мира и всех угнетенных людей. Это одна из общих основ среди божественных религий.

Наш друг Наиль Бахтеев подробно рассказывает о вопросе веры в приходе последнего Спасителя:

Наиль Бахтеев - بسم الله الرحمن الرحيم

Ас Саляму алейкум и день добрый любимые друзья ГИРИ и уважаемые радиослушатели!

Спасибо Вам за очередной вопрос про Спасителя человечества, в преддверии дня рождения его светлости Имама Эпохи-Махди, да ускорит Аллах его благословенное возвращение!

Что касается времени возвращения-прихода Имама Махди-Спасителя, ТО ОНО наступит в конце света-времён. Никто не знает точного времени его пришествия, кто утверждает, что знает его, является лжецом.

Относительно причин ожидания людьми Спасителя, то укажу некоторые из них:

Порой кажется, что боль и страдания родились вместе с человеком, ибо он никогда не был свободным от них на протяжении всей своей истории.

Научно технический прогресс в современном мире не только не смог указать человечеству путь к свободе, но и породил новые сложности для общества..

Некоторым мыслителям и реформаторам казалось, что проект ООН будто бы стал лучом света в наиболее мрачный и зловещий период человеческой истории-после окончания двух кровавых мировых войн. Раны,которые нанесли эти войны разным народам, тогда ещё не зарубцевались, и лидеры различных государств предприняли меры по учреждению подобной организации для того, чтобы предотвратить начало Третьей мировой войны...

Разочаровавшись в проекте ООН, человечество утратило последние надежды на решение глобальных проблем, и людей поглотили мысли о тщетности всех иллюзий и бессмысленности мира...

Рамин - Присутствие непогрешимого Лидера на Земле интуитивно ощущалось людьми давно. У разных народов и представителей различных конфессий присутствует представление о религиозном вожде, который станет основателем справедливого общества, индусы называют его - Брамином Кала, кельты -Артуром, зороастрийцы - Социаном, иудеи - Джошуа, христиане - Мессией, а мусульмане - Махди.

Всё человеческие сообщества и, в частности, исламская умма, находиться в предвкушении светлого будущего, в котором не найдётся места страху и ужасу, бесчестию и распутству, бедности и голоду, печали и несчастью. Именно эта надежда и ожидание препятствует тотальному саморазрушению человеческого социума и защищает его от неистовых чудовищ и тирании.

В заключительной части своей работы Анис аль Абидин Алламе Маджлиси отметил, что однажды утром Сейид Ибн Тавус, находясь в погребе, услышал голос Имама Замана-Эпохи(А), который обращался ко Всевышнему со следующей мольбой: О, АЛЛАХ! ПОИСТИНЕ, НАШИ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ СОЗДАНЫ ИЗ ЛУЧЕЙ НАШЕГО СВЕТА И ИЗ ТОЙ ЖЕ ТОНКОЙ ГЛИНЫ (тинат), ЧТО И МЫ. НЕСОМНЕННО, ДВИЖЫМЫЕ ЛЮБОВЬЮ К НАМ, ОНИ СОВЕРШАЮТ ПРИ ЭТОМ НЕКОТОРЫЕ ГРЕХИ. О, НЕ ПРИНИМАЙ В РАСЧЁТ ЭТИ ГРЕХИ, ЕСЛИ ОНИ ВЕДОМЫ ТОЛЬКО ТЕБЕ И ИМ. ПОЖАЛУЙСТА, УЛУЧШИ УСЛОВИЯ ИХ ЖИЗНИ, ДАРУЙ ИМ ЧАСТЬ НАШЕГО ХУМСА, ВВЕДИ ИХ В РАЙ И УБЕРЕГИ ИХ ОТ АДА, ПОТОМУ ЧТО ИХ ГРЕХИ НЕ ВВОДЯТ ИХ В СТАН ТВОИХ ВРАГОВ.

Друзья, в месяце шаабан мусульмане отмечают несколько праздников. В начале этого месяца отмечается торжества по случаю годовщины дня рождения имама Хусейна ибн Али, имама Али ибн Хусейна Зайнуль-абидина, Аббаса ибн Али Абальфазла (ДБМ), а в середине шаабана – день рождения последнего имама шиитов его светлости Махди (да приблизит Аллах его пришествие!).

В эти дни во всех городах и деревнях Ирана отмечаются многочисленные торжественные праздники. Люди украшивают улицы и переулки яркими лампочками и баннерами, раздают шербеты и сладости, и многие стараются начать супружескую жизнь и отмечают свадьбу в эти праздничные дни.

Помимо праздничных церемоний, отмечаются также церемонии молитвы для ускорения прихода его светлости Махди.

Дорогие друзья, 3 хордада, третьего месяца по иранскому календарю, получило название национального дня сопротивления и победы. Это годовщина освобождения города Хоррамшахр от оккупации саддамовского Ирака во время 8-летней ирано-иракской войны.

26 октября 1979 г. город попал в руки саддамовских захватчиков, а 24 мая 1981 г. его освободили иранские войска через 578 дней (почти 19 месяцев). В освобождении города Хоррамшахр приняли участие бойцы со всех провинций Ирана, и таким образом, Хоррамшахр стал городом всего иранского народа и символом единства.

Приглашаем вас также посещать наши новые страницы в социальных сетях.

История времен Омейядов и Аббасидов, в особенности, от времени имамата шестого имама его светлости Садыка (ДБМ), является живой свидетельницей того факта, что халифы по отношению к святым имамам становились все бдительнее.

Это происходило из-за того, что имамы всегда были в центре внимания народа и с каждым днем влияние их в обществе и любовь к ним возрастали. Аббасиды чувствовали, что их правлению грозит опасность, к тому же было широко известно, что Махди Обещанный (ДПАП) произойдет из рода Пророка (ДБАР), семейства святых имамов (ДБМ) и родится от его светлости имама Аскари (ДБМ); что он – Махди (ДПАП) заполнит землю справедливостью и правосудием. Поэтому, имам Аскари (ДБМ) был под строжайшим контролем и так же, как и его отец и дед находился под надзором в Самарре – тогдашней столице аббасидских халифов. Со стороны Аббасидов прилагались большие усилия, чтобы предотвратить рождение и восстание обещанного ребенка. Но божья воля была, как всегда, превыше всего и наперстала неизбежность этого рождения и, таким образом, их усилия были сведены на нет. Всевышний Аллах скрыл рождение имама так же, как скрыл рождение Пророка Мусы (ДБМ). В то же время избранные сподвижники имама Аскари (ДБМ) многократно видели имама Махди (ДПАП) еще при жизни отца. Также после мученической смерти имама Хасана Аскари (ДБМ) имам Махди (ДПАП) появился и прочитал над телом своего отца намаз по усопшему. Люди видели его, и после этого имам исчез из виду. История времен Омейядов и Аббасидов, в особенности, от времени имамата шестого имама его светлости Садыка (ДБМ), является живой свидетельницей того факта, что халифы по отношению к святым имамам становились все бдительнее. Это происходило из-за того, что имамы всегда были в центре внимания народа и с каждым днем влияние их в обществе и любовь к ним возрастали. Аббасиды чувствовали, что их правлению грозит опасность, к тому же было широко известно, что Махди Обещанный (ДПАП) произойдет из рода Пророка (ДБАР), семейства святых имамов (ДБМ) и родится от его светлости имама Аскари (ДБМ); что он – Махди (ДПАП) заполнит землю справедливостью и правосудием. Поэтому, имам Аскари (ДБМ) был под строжайшим контролем и так же, как и его отец и дед находился под надзором в Самарре – тогдашней столице аббасидских халифов. Со стороны Аббасидов прилагались большие усилия, чтобы предотвратить рождение и восстание обещанного ребенка. Но божья воля была, как всегда, превыше всего и наперстала неизбежность этого рождения и, таким образом, их усилия были сведены на нет. Всевышний Аллах скрыл рождение имама так же, как скрыл рождение Пророка Мусы (ДБМ). В то же время избранные сподвижники имама Аскари (ДБМ) многократно видели имама Махди (ДПАП) еще при жизни отца. Также после мученической смерти имама Хасана Аскари (ДБМ) имам Махди (ДПАП) появился и прочитал над телом своего отца намаз по усопшему. Люди видели его, и после этого имам исчез из виду. От времени рождения имама Каима (ДПАП) и до самой смерти отца - его светлости Хасана Аскари (ДБМ) многие из родственников и избранных друзей одиннадцатого имама смогли увидеть младенца или же узнать о его существовании в доме имама. В принципе, образ действий имама Аскари (ДБМ) заключался в том, что он, сохраняя священного ребенка в тайне, в то же время в подходящей обстановке и при удобных случаях, осведомлял своих надежных сподвижников о его существовании, дабы те передали эту новость шиитам и они после одиннадцатого имама не сбились бы с истинного пути. Для примера приведем несколько случаев: 1. Ахмад ибн Исхак является одним из выдающихся шиитов и личных сподвижников его светлости имама Аскари (ДБМ). Он передает: «Я удостоился чести быть принятым имамом Аскари (ДБМ) и хотел спросить о его наследнике и преемнике. Имам до того, как мне спросить, изрек: «Эй, Ахмад! Воистину, Всевышний Аллах с того времени, как сотворил Адама (ДБМ), не оставил землю без Своего «худжата». Он также и не оставил землю без него до Судного дня. Посредством «худжата» Аллаха беды и напасти устраняются от жителей земли, идут дожди и земля дарит свои блага». Я спросил: «О, потомок Пророка Аллаха (ДБАР)! Кто будет имамом и наследником после Вас?» Имам торопливо зашел во внутреннюю часть дома и возвратился, неся на своем плече трехлетнего младенца, лицо которого красотой походило на полную луну. Имам произнес: «Эй, Ахмад ибн Исхак! Если бы ты не был любим и уважаем Аллахом и его «худжатами», то я не показал бы тебе вот этого моего сына. Поистине, он имеет то же имя, что и Пророк Аллаха (ДБАР), а также и его конью. Он тот самый, кто заполнит землю справедливостью и правосудием, так же, как она будет переполнена (до его восстания) несправедливостью и притеснениями. О, Ахмад ибн Исхак, его история в этой умме похожа на историю Хизра (ДБМ) и Зуль Карнайна. Клянусь Аллахом, что он сокроется так, что во время его сокрытия не спасется от гибели никто, кроме тех, кого Всевышний Аллах сделает стойким и непоколебимым в признании имамов и сделает их молящимися о его скором пришествии». Я спросил: «О, мой владыка! Есть ли (у этого ребенка) примета, по которой душа моя обрела бы покой?» (В это время) тот младенец красноречиво и изящно заговорил на арабском языке: «Я – Бакийятуллах на земле! Тот самый, кто отомстит врагам Аллаха. Эй, Ахмад ибн Исхак! После созерцания воочию не ищи (других) примет…». Шейх Садук передает, что нашел этот хадис, написанный почерком Али ибн Абдаллаха Варрака и спросил у него по поводу этого хадиса. Он пересказал мне хадис от Са’д ибн Абдаллаха и тот передал хадис от Ахмада ибн Исхака». 2. Ахмад ибн Хасан ибн Исхак Куми передает: «В то время, когда родился достойный сын – Хазрат Махди (ДПАП), то от нашего господина Абу Мухаммада Хасана Аскари (ДБМ) пришло письмо моему прадеду Ахмаду ибн Исхаку. Имам в том письме собственноручно, написал: «У нас родился ребенок. Ты должен утаить известие о его рождении и не передавать это никому из людей. Мы никого не извещаем о нем, кроме ближайших родственников из-за родственных уз и друзей из-за их любви (к нам). Мы захотели объявить тебе весть об этом рождении, дабы Аллах обрадовал тебя ею. Точно так же, как Он этой вестью обрадовал и нас. Да будет мир!». 3. Уважаемая госпожа Хакима – тетя имама Аскари (ДБМ), Насим – слуга имама Аскари (ДБМ), Абу Джа’фар Мухаммад ибн Усман Амри, Хусейн ибн Аль Хасан Аль Алави, Амр Аль Ахвази, Абу Наср Хадим, Камил ибн Ибрахим, Али ибн Асим Куфи, Абдаллах ибн Аль Аббас Алави, Исмаил ибн Али, Я’куб ибн Юсуф Зарраб, Исмаил ибн Муса ибн Джа’фар, Али ибн Мутаххар, Ибрахим ибн Идрис, Турайф Хадим, Абу Сахл Навбахти - являются примерами тех людей, которые узнали о рождении имама Махди Обещанного (ДПАП), а также оповещали об этом других. 4. Джа’фар ибн Мухаммад ибн Малик передает от группы шиитов, что имам Аскари (ДБМ) сказал им: «Вы пришли для того, чтобы спросить насчет худжата после меня?» Они ответили: «Да». И тогда появился младенец, который больше всех походил на имама Аскари (ДБМ). Имам изволил сказать: «Это ваш имам и мой преемник. Подчиняйтесь его приказам и не разобщайтесь, ибо погибните. Знайте, что вы после этого его не увидите до тех пор, пока не достигнет совершенства его жизнь. Соглашайтесь с тем, что говорит Усман ибн Саид, и подчиняйтесь его приказам потому, что он является заместителем вашего имама, и дела находятся в его руках». 5. Иса ибн Мухаммад Джавхари приводит: «Я вместе с несколькими людьми отправился к имаму Аскари, чтобы поздравить с рождением его светлости Махди. Наши братья оповестили нас о том, что его светлость Махди родился в пятницу ночью в месяц ша’бан во время восхода зари. Когда мы вошли в дом имама, сразу же поздравили его с рождением ребенка. Не успели мы спросить его о сыне, он сказал: «Среди вас есть некто, душу которого мучает вопрос о том, где же находится мой сын. Знайте, я отдал его на хранение Богу точно так же, как мать Мусы (ДБМ) когда положила своего ребенка в сундук и бросила в море, отдавая его на хранение Всевышнему, чтобы Он потом вернул его»

ЯВЛЕНИЕ МАХДИ

Согласно довольно широко распространенному мнению, характерному для исламистов, миссионеров и историков религий, фигура Махди и сама исламская эсхатология, с ней связанная, являются целиком результатом зороастрийского влияния. В качестве цитаты можно привести лишь эти строки классика ориенталистской литературы: "Верования в Махди порождены Персией. Это -- один из вариантов верований персов в пророка, сына Зароастра, который должен появиться в конце времен, чтобы добиться окончательной победы добра над злом, Ормузда над Ахриманом" . Следствием этой точки зрения является убеждение, что "махдизм" -- это форма "верования", развившаяся в шиитской среде на основании мифического вне-исламского сюжета. А значит, это не имеет никакого отношения ни к Корану, ни к Сунне Пророка Мухаммада .

Конечно же, на самом деле все обстоит совершенно иначе. Во-первых, тот факт, что еще до мусульманских завоеваний Ирана маздеисты и манихейцы верили в будущий приход Реставратора (Саошьянта) в конце времен, объясняется с исламской точки зрения наличием элементов истины в истоках всех традиционных форм, независимо от последующих вырождения и упадка этих форм. Обещание финального Реставратора традиционным общинам еще до коранического откровения и пророческой миссии Мухаммада подтверждено суратами Корана и устным учением, переданным последним посланником Бога. В соответствии со своей функцией "Печать Пророков и Посланников", Мухаммад, возобновил и подтвердил в четких терминах божественные обещания, переданные через других пророков и обращенные к различным общинам в предшествующие эпохи. Поэтому Ислам почерпнул доктрину Махди не из какого-то человеческого, но исключительно из самого единого божественного источника. Что же до утверждения относительно чисто шиитской принадлежности "махдизма", то оно опровергается тем фактом, что среди авторов текстов, толкующих явление Реставратора, фигурирует много имен знаменитых представителей суннитских улемов, из которых достаточно упомянуть лишь Мухьи-д-Дина ибн Араби (глава 366 "Пророчества в Мекке"). Можно также упомянть различные исторические явления в суннитских регионах отдельных персонажей, в которых многие распознавали Махди. Конечно, это не мешает тому, что тема пришествия Махди развивается в рамках "ши`а" значительно интенсивнее, нежели у мусульман-суннитов. Следует также заметить, что именно шиитские толкования считают многие места в Коране связанными с Махди , но при этом и шииты и сунниты считают подлинными и признают истинными некоторые хадисы Пророка, касающиеся Махди и его Прихода.

В отличие от коранических версетов, цитируемых шиитскими толкователями, традиционные высказывания Пророка в хадисах явно и недвусмысленно называют Махди по имени. Среди многочисленных хадисов такого рода мы перечислим лишь наиболее наглядные. Следует также заметить, что часть этого пророческого наследия дошло до нас через цитаты суннитских улемов, как, например, два первых хадиса, которые мы приводим ниже.

1. Пророк сказал: "Человек из моего потомства появится на земле и будет действовать в согласии с моей традицией. Аллах распространит на него свою милость и благословение небес и земли, и он переполнит мир справедливостью, как ранее он был переполнен угнетением и неравенством".

2. Пророк сказал: "После появления халифов, тиранических королей и принцев, родится человек моего рода, который переполнит мир справедливостью, как ранее он был переполнен угнетением и неравенством".

3. Пророк Аллаха указал на Али и его сыновей Хасана и Хусейна и сказал: "Мой брат, который вот здесь -- лучший исполнитель (моего завещания), и мои племянники, которые вот здесь -- самые совершенные люди. Скоро из дома Хусейна наш Всевышний Господь воздвигнет религиозных вождей, и Махди будет из нашей общины". Я (Гаффари) спросил: "О, Пророк Аллаха, каково будет число этих имамов?" Он ответил: "Такое же, как и число колен Израилевых".

4. Пророк сказал: "Будет местоблюститель, который во имя Аллаха появится на земле в то время, когда мир будет подавлен тиранией и угнетением, и он наполнит мир справедливостью и порядком. Он будет делить между людьми с совершенной беспристрастностью, он будет поступать со своими подданными справедливо и честно, и во всех спорах он отделит ложное от истинного. В его время на небе не останется ни единой капли воды, которая не упала бы, если бы могла упасть. Точно так же на лице земли не останется ни единого растения, которое не выросло бы, если бы могло вырасти. Таков Имам Махди, и он появится по приказу Аллаха: он прогонит с лица земли все религии и оставит только чистую Религию. Он будет девятым сыном (т.е. из девятого поколения) Имама Хусейна".

5. Пророк Аллаха сказал: "В конце времен придет местоблюститель, который сделает бессчетными и безграничными все богатства и всю субстанцию".

6. Пророк сказал: "Аллахом, который избрал меня для пророческой миссии, клянусь я, что люди получат выгоду от его (Махди) существования и воспримут свет его святости, как выгоду извлекают из солнечных лучей, когда само солнце скрывается за горизонтом".

7. Пророк сказал: "Тем, кто сделал меня носителем истины, я клянусь, что даже если миру останется жить только один день, Аллах сделает этот день достаточно длинным для того, чтобы осуществилось пришествие моего сына Махди. После того, как он родится, Иисус, лицо Аллаха, снизойдет и будет молиться позади него. Тогда земля осветится светом Творца, и империя Махди распространится и на Восток и на Запад".

8. Пророк сказал: "В конце времен родится человек из моего потомства: его имя будет моим именем и его второе имя будет моим вторым именем. Он наполнит землю справедливостью и гармонией, и его имя будет Махди".

9. Пророк сказал: "Имамов, которые придут за мной, будет 12. Первый -- Али ибн Талиб. Последний -- Ка`им ("Воскреситель"), Махди, рукой которого Аллах завоюет Восток и Запад земли".

10. Пророк сказал Али: "О, Али, Имамы -- ведущие и ведомые -- твои потомки, Пречистые, будут числом 11 (т.е. 12 вместе с тобой). Ты -- первый. Имя последнего будет моим собственным именем. Когда он появится, он наполнит землю справедливостью и равновесием и т.д.".

11. Пророк сказал: "Я дам вам дар: Махди, который родится во время, когда между людьми будут ссоры. Жители неба и земли будут им благословлены. Он разделит богатства с беспристрастностью." Один человек спросил, что значит "разделить богатства с беспристрастностью". Пророк ответил: "Всем поровну".

12. Пророк сказал: "Махди, разделяя богатства между людьми, будет действовать справедливо, так что никто не окажется более в нужде".

13. Пророк сказал: "Махди появится в моей общине в то время, когда выпадет обильный дождь и когда на земле не останется более растений".

14. Пророк сказал: "Ка`им Мухаммада будет одним из нас. Страх он вселит в сердца врагов его. С помощью Аллаха он утвердится. Под его руководством земля откроется, так что все скрытые в ней сокровища обнаружатся. Его империя объединит Восток и Запад. Аллах сделает свою религию в руках Махди всепобеждающей, вопреки сопротивлению многобожников. Итак, в его время на земле не будет никаких разрушений. Все будет возделано!"

15. Пророк сказал: "В это время никого не останется на земле, кроме тех, кто уверовали и кто повторяют, что нет бога кроме Аллаха".

16. Пророк сказал: "Лучшие труды моего народа -- суть те, которые он совершит в преддверии явления Махди".

17. Пророк сказал: "Бог мой, вот члены моей семьи. Мой брат (Али, двоюродный брат и зять Пророка) -- это Принц Наследников. Его сыновья -- цветы среди моих потомков. Моя дочь -- королева женщин. Махди родится от нас." Один из Товарищей (Джабир аль-Аскари) спросил его: "О, Пророк Аллаха, кто такой Махди?" Пророк ответил: "Будет девять Имамов, потомков Хусейна. Девятым будет Ка`им. Он наполнит землю гармонией и справедливостью так же, как сейчас она полна тиранией и насилием. Он будет биться за "та`виль" так же, как я бьюсь за "танзиль" ".

Итак, Махди ("Ведомый"), называемый также Ка`им ("Воскреситель"), будет человеком из потомков Мухаммада, двенадцатым и последним Имамом рода, начатого Али, Хасаном и Хусейном.Он будет носить имя пророка -- Мухаммад, и даже будет иметь такой же эпитет, "кличку", кунью, Аб-уль-Касим . Этот человек Аб-уль-Касим Мухаммад ибн Хасан родился 1127 лет назад, ночью 15 Ша`бана 255 года Хиджры в городе Самарра на реке Тигр к северу от Багдада. Его отцом был одиннадцатый Имам Хасан аль-Аскари, потомок Наследника Мухаммада. Его матерью была византийская принцесса Наргис Хатун, рожденная от сына Императора Восточной Римской империи и благородной дамы, ведущей свой род от Симона-Петра, наследника Иисуса. Ставшая мусульманкой в результате чудесного явления Фатимы и Марии Наргис вступила в брак, уготованный на небесах Мухаммадом и Иисусом. Сообщив схематически данные этой двойной генеалогии, имеющей важнейшее значение в подчеркивании универсальности Ислама и универсальности миссии Махди, важно уточнить совокупность символических и архетипических элементов, связанных с рождением Двенадцатого Имама, описанного Шейхом Саддуком по рассказам очевидца . В возрасте пяти лет, в день смерти своего отца Имама Хасана, Махди исчез. С 260 года Хиджры (873 год по Р.Х.) по 329 год Хиджры (940 по Р.Х.) Махди оставался в состоянии, называемом "малое сокрытие" (гайбат сугхра). В течение этого периода у него было 4 представителя (на`иба), которые могли его видеть и поддерживать связь между ним и остальными мусульманами. Последнему из этих на`ибов, Али Самарри, Махди приказал не выбирать себе больше преемников, так как пришло время "великого сокрытия" (гайбат кубра), которое длится до сих пор.

В настоящее время "Имам все еще жив, и он пребывает среди людей; но как Иосиф не был узнан своими братьями, так и его никто не узнает" . Еще точнее, в согласии с шиитской традицией он "невидим для чувств, но присутствует в сердце верующих". Иными словами, Махди "ведет по духовному пути всех тех, кто обращается к нему, и к его поддержке взывают верующие в своих ежедневных молитвах. Всякий, кто обладает для этого достаточными духовными способностями, находится во внутренней связи с Махди" . Махди -- это "господин времени" (сахиб аз -заман), и он отождествляется с "полюсом полюсов" (кутб аль-актаб), с высшим главой всех инициатических иерархий. Вот почему он -- это "ось мира", axis numdi, о которой Пророк сказал, что люди получают от нее много пользы, даже если и не будут ее видеть . Имам находится сейчас в небесном жилище Хуркалья над центром мира, т.е. Ка`абой. Другими словами, он пребывает в "мире воображения" (mundus imaginalis, `alam al-mithal), среднем между чувственным миром и сверхнебесным интеллектуальным миром существ чистого света. Его можно увидеть только с помощью органов, приспособленных к условиям того мира, в котором он пребывает: отсюда множество рассказов о явлениях Имама в личном опыте, через слуховые или визуальные манифестации, при том, что эти явления не прерывают периода гайбат, сокрытия . Согласно учителям школы шейхи, "от самих людей зависит -- посчитает ли Махди нужным им являться или нет. Его появление составляет основной смысл их обновления, и на этом основывается вся шиитская идея "сокрытия" и "обнаружения" ("явления", "парусии"). Сами люди сокрыли Имама, сделавшись неспособными его видеть, т.к. они утеряли или парализовали органы "богоявленческого (теофанического) восприятия, "сердечного знания", согласно выражению гносеологии Имамов. Поэтому бессмысленно говорить о Проявлении Имама, пока люди не способны признать его". . Гайбат Имама сопровождается таким сокрытием высших рангов эзотеризма (нуджаба, нукаба, автад, авдал): члены "цепи мудрости" (сильсилят аль-ирфан), которая восходит к Сифу, сыну Адамову (т.е. к Примордиальной Традиции), а также череда последующих за Мухаммадом Имамов, уходящая по ту сторону времени, остается неизвестной основной массе человечества. "Сущностная, эссенциальная реальность их бытия (их хакикат) не принадлежит видимому миру, где правят силы принуждения. Они составляют чистую Духовную Церковь, Ecclesia Spiritualis. А их знает только один Бог! Пока длится "гайбат", только эта невидимая иерархия хранит глубочайший секрет "доктрины Единства" (ат-тавхид). Этот секрет будет открыт, когда вернется ожидаемый Махди, который не придет до тех пор, пока мусульмане не будут полностью готовы к тому, чтобы принять его. Шейх Са`д-ед-Дин Хамуйех (VII век Хиджры) сказал по этому поводу: "Скрытый Имам не появится, пока вы не поймете вплоть до ремней ваших сандалий секреты тавхида" . В целом, будущее Пришествие Махди требует в качестве необходимого условия духовного преображения всех мусульман.

Когда будет иметь место новое явление Махди? Так как "час известен только Богу", мы можем сказать лишь, что это явление (парусия) должно соответствовать знакам, упомянутым в хадисах: "В конце времен", "после появления тиранических и несправедливых халифов, королей и принцев", "во время, когда между людьми будут ссоры", "в тот момент, когда мир будет подавлен тиранией и жестокостью", "во время, когда выпадет обильный дождь, и на земле не будет никаких растений".

Это последнее выражение имеет свой аналог и свое продолжение в другом хадисе: "Жители Неба и Земли признают его. Небо не удержит ни единой капли из своих вод, чтобы не излить их обильным дождем, и Земля не оставит в себе ни одного растения, чтобы оно не росло и не давало семян -- так что живущие тогда возжаждут воскресения мертвых". Здесь снова затрагивается тема, которую мы видели в длинном хадисе, приведенном выше под номером 4: ситуация стерильности и исчерпанности, отмечающая время " гайбат", преобразится и превратится в свою противоположность, повлекши за собой восстановление нормальных соотношений. Благодаря Имаму будут снова установлены связи между Небом и Землей, символизируемые в нисходящей фазе выпадением благотворного дождя (духовные влияния), а в восходящей фазе ростом растений (реализация потенций). В другой перспективе это значит, что явление (парусия) Махди полностью обнаружит "божественные секреты" (асрар-и илахи), сокрытые за буквой Откровения. Впрочем, об этом открыто говорится в хадисе, который мы привели под номером 17: "Он будет биться за "та`вил" так же, как я бился за "танзил"". Это означает, что подобно Мухаммаду Посланнику, который запечатал "цикл пророческой миссии" (да`рат-аль-нубувват), сосредоточив в своей личности все совершенные качества, проявленные пророками предыдущих циклов, Мухаммад Махди запечатает также "цикл инициации" (да`рат аль-валайят), выявляя эзотерический аспект предшествующих откровений. Если "Печать Пророков" (хатим аль-набийя`) представлял собой последний и итоговый предел божественныых Откровений, то "Печать Посвященных" (хатим аль-авлийя`) выразит сущностную реальность инициации. "Абсолютная инициация в тотальности ее совершенства проявится в его личности. Он -- это Все, тогда как все другие посвященные являют собой по одному из атрибутов совершенства инициации, и поэтому они суть части единой Печати Посвященных. Пребывая со всеми, (Махди) пребывает с каждым в отдельности" . Утверждение о том, что "Печать Посвященных" проявит эзотеризм Послания Мухаммада и явится ее "сущностной реальностью" (хакикат), подводит к идее о единстве или тождестве обоих личностей, с тем дополнением, что полный цикл (т.е. совокупность двух циклов -- цикла пророческой миссии и цикла посвятительной миссии) замкнется с пришествием Махди на своей отправной точке, которой является как раз вечная "сущностная реальность" Мухаммада. И сюда же вписывается тема начала нового космического цикла: "Воскресение Воскресений" (кийямат аль-кийямат), предворяемое царствованием Имама, положит конец нашему эону (чья длительность равна 360 000 раз по 360 000 лет) и "новое начало" великому циклу (давр а`зам). Чтобы завершить разбор функции Махди, укажем также, что после его явления "от него камни, растения и животные приобретут душу" . Это означает, что ожидаемый Имам совершит в самом себе как в "совершенном человеке" (инсан камиль) богоявленное открытие совокупности всех божественных "имен", скрытых в существах. Будучи сам совершенным богоявлением, "он проникнет в богоявленческие секреты существ. В нем актуализируется скрытое и подспудное совершенство всех существ, их секреты, их эзотерический смысл" . И это относится также к доктринам и религиям людей, которые будут разрушены как чисто человеческие конструкции, наложенные на изначальное зерно божественной истины. Именно это изначальное зерно, сущностная и уникальная "доктрина Единства" (тавхид), сохраненная в целостности и чистоте только в лоне Ислама, будут обнаружены и открыты для всех, будут освобождены от того мрака, которым их окутали изобретения неверных. "Он разоблачит неверных и многобожников, и победит весь мир" , говорил о Махди Имам Хусейн. Провозглашение этого финального поражения мира невежества и лжи, а также провозглашение решительной победы Мудрости и Справедливости мы находим в словах Имамов. "Они уничтожат всех многобожников, пока все не начнут почитать Единого Бога, пока политеизм не исчезнет. Таким будет время, когда поднимется наш Ка`им" (Мухаммад аль-Бакир). "Во время Махди мудрость и знание будут открыты всем вам, и даже женщины в своих жилищах будут действовать по священной Книге и по традициям Пророка" (Мухаммад аль-Бакир). "Когда придет Ка`им, все ложные правительства будут уничтожены" (Мухаммад аль-Бакир). "Когда Махди появится, не останется никакой обитаемой земли, кроме той, которая приняла мученичество за божественное Единство и миссию Пророка Ислама" (Джафар ас-Садик). "Наш последователь очистит землю от всего насилия и ото всякой несправедливости" (Джафар аль-Садик).

Эти эсхатологические описания находят свое развитие и дополнение в определенных пассажах Али ибн Аби Талиба. "Общество будет опустошено страшными войнами и будет изобиловать убийстваами и разрушениями. В какой-то момент победители будут гордиться своими успехами и собранными трофеями, но конец их будет трагическим. Я предостерегаю всех от будущих войн. У вас нет никакого представления об отвратительных последствиях, к которым они приведут. Имам, который создаст мировое государство, заставит заплатить власть имущих за их преступления против людей. Он придет на помощь человечеству. Он изымет из чрева земли скрытые сокровиша и поделит их справедливо между нуждающимися и обделенными. Он обучит вас трезвой жизни и высоким мыслям. Он даст вам память, что добродетель проистекает из характера, который постоянно находится между двумя крайностями, и что она покоится на справедливости и разумности. Он снова откроет учения святого Корана и традиции святого Пророка после того, как мир забудет о них, как о мертвой букве". И еще: "Он охранит себя и защитит, прибегая к высшей мудрости и высшему знанию. Он будет знать, как они высоки и с каким тщанием их надо использовать. Его душа будет свободна от желания вредить человечеству и оскорблять его. Для него такое знание будет собственностью, которая в руках другого просто не должна находиться, и он будет выжидать, прежде чем использовать это знание. Вначале он будет как бедный чужестранец, неизвестный и презираемый, и Ислам будет тогда в отчаянной и беспомощной ситуации усталого верблюда, который склоняет голову и вертит хвостом. С этой точки он восстановит в этом мире Империю Аллаха. Он покажет и докажет милосердную волю Бога к обучению человека справедливому образу жизни". И наконец, провозглашение тотального космического обновления (renovatio), которое уже содержится в хадисе Мухаммада: "Когда появится Ка`им, небеса пошлют на землю все свои дожди, и земля будет зеленой. Ненависть оставит сердца, и животные будут мирно сожительствовать друг с другом".

Махди будет сражаться с Антихристом, с Мессией-Обманщиком" (Аль-Масих аль-Дадджал), который в последние времена перед явлением Имама установит на земле свое царство. "Я предупреждаю вас -- говорится в хадисе Мухаммада -- от опасности его пришествия. Нет такого пророка, который не говорил бы о нем своим общинам. Даже Ной делал это для своих. Но я скажу вам о нем то, что никакой пророк не говорил своим ученикам. Знайте, что он крив на один глаз, а Аллах, Аллах не таков". Это физическое уродство будет признаком общего безобразия, характерного для ложного Мессии, который, однако, сможет скрыть, пользуясь силой внушения, свой истинный облик. Однако согласно убеждению, широко распространенному сегодня среди мусульман, Дадджал уже установил свою гегемонию на большей части земли. Велико число тех, кто на самом деле смог обнаружить дьявольские черты в современной западной цивилизации и кто увидел в традиционном образе дьявола символ современного мира. Частичная слепота Антихриста в таком случае может быть понята как указание на то, что и современная техническая цивилизация (...) видит только один аспект жизни, материальный прогресс, и совершенно игнорирует ее духовный аспект" .

Поразительная способность Антихриста видеть и слышать на расстоянии, летать с бешеной скоростью -- т.е. его традиционные характеристики -- могут быть выражены в следующих терминах: "С помощью своих механических чудес современная цивилизация позволяет человеку видеть и слышать далеко за пределами своих естественных возможностей и покрывать гигантские расстояния с немыслимой скоростью" . Пророчества о способности вызывать дождь и о власти над ростом растений, которые является общими и для Антихриста и для Махди, но которые в случае Антихриста представляют собой сатанинскую пародию, могут быть отождествлена в рамках таких сближений с современной наукой. Другой аспект деятельности Антихриста может быть интерпретирован аналогичным образом: открытие и эксплуатация залежей полезных ископаемых в недрах земли, которые он должен поощрять согласно предсказаниям; и этот тип действий является общим для Махди и Антихриста. Наконец, говорят, что ложный Мессия сможет убивать и возвращать к жизни, так что слабые в вере люди будут принимать его за Бога и поклоняться ему. И на самом деле, современная медицина "возвращает жизнь тем, кто, казалось бы, обречен на смерть", в то время, как войны современной цивилизации с их научными ужасами уничтожают жизнь. И материальное развитие этой цивилизации так "могущественно и так ослепительно, что те, чья вера слаба, полагают, что в ней есть нечто божественное" . Но те, чья вера крепка, прочтут на ее челе надпись огненными буквами --"Отрицающий Бога," и поймут, что речь идет об обмане, предназначенном для испытания веры. Отождествление Антихриста с современной западной цивилизацией, которая начала тесно наступать на Ислам с эпохи колониальной экспансии, имело место вначале в узких рамках африканских "махдистских" движений, противопоставивших гордое сопротивление проникновению неверных и их цивилизаторской деятельности. "Недавно, -- читаем мы в одном из британских колониальных рапортов, -- агитаторы приобрели привычку отождествлять европейских завоевателей мусульманских стран с Дадджалом" . И в конечном итоге, Дадджал будет побежден именно Махди. И Иисусу, Сэйдне Исе, надлежит окончательно уничтожить его: "Он разобьет крест и рассечет свинью", -- сказано об этом в хадисе.

Здесь в связи с упоминанием второго пришествия Христа следует развить тему Параклета ("Утешителя"), провозглашенную Иисусом в Евангелии от Иоанна, тему, на которой определенные западные течения, в частности, иоахимиты, основывали свое ожидание будущего Царства. В Иоанновом объявлении о приходе "Параклета" (прочитанного как "Периклитос", что является точным греческим переводом арабского слова "мухаммад", т.е. "прославленный") исламские толкователи видели явное пророческое указание на миссию "Печати Пророков и Посланников" . Но так как "Печать Пророков" и "Печать Посвященных" сущностно едины, многие шиитские авторы, среди которых Абд аль-Раззак аш-Кашани и Хайдар Амоли, распространяют это смысл провозглашения прихода "Утешителя", "Святого Духа", "Параклета" и на явление скрытого Имама.

Одна исламская молитва гласит: "Верно то божественное обещание, которое касается тебя; каким бы долгим ни было бы ожидание, нет у меня никаких сомнений. Я не разделяю безумие тех, кто, не зная тебя, говорит о тебе глупые вещи. Я остаюсь в ожидании твоего Дня".

-- C.-J.-F. Tomlinson and C.-J.Lethern, "History of islamic propaganda in Nigeria", London, 1927

-- C. Mutti "Muhammad nel Vangelo di Giovanni",in "Vie delle Tradizione" (Palermo), N 35, 1979.

(перевод с итальянского А.Д.)

Имам Махди (ДБМ) родился 15-ого шаабана в 255-ом году лунной хиджры. Его мать звали Нарджис, а отца – имам Хасан Аскари (ДБМ). Причиной его скрытого рождения было то, что это было в то время, когда исламским государством правил один из жестоких правителей династии Аббасидов по имени Джабир. Согласно многочисленным преданиям они ожидали, что у имама Хасана должен родиться сын, который уничтожит всё их зло. Поэтому они были в ожидании того, чтобы уничтожить любые признаки появления Махди (ДБМ). До этого времени аббасидский правитель Мутаваккиль в 235-ом году лунной хиджры приказал, чтобы семью имама Хади (ДБМ) перевезли из Медины в Самирра (один из городов Ирака) и поселили их в местечке под названием Аскар. Также и другой аббасидский правитель Мутамад был занят тем, что ожидал рождение сына имама Аскари (ДБМ) и приказал своим прислужникам, чтобы следили за домом имама и, если вдруг найдут младенца в его доме, который по всем предположениям есть тот самый спаситель человечества, уничтожить его.

В преданиях непорочных имамов сказано, что скрытое рождение имама Махди (ДБМ) подобно скрытому рождению пророка Мусы (ДБМ). Поэтому, у матери имама Махди (ДБМ), также как и у матери пророка Мусы (ДБМ), не было никаких признаков беременности и никому об этом не было известно, даже Хакима Хатун (тёти имама Аскари). В ночь на 15-ое шаабана имам попросил её, чтобы она осталась, должен был родится обещанный младенец. Она удивилась, так как у матери имама Махди (ДБМ) не было никаких признаков беременности. После того, как Махди (ДБМ) родился, его отец скрыл это событие и кроме избранных близких людей никто не знал об этом событии.

Шейх Садук в книге «Кмал-ад-Дин» приводит предание от Ахмада бен Хасана Куми, который говорит, что в один день от имама Аскари (ДБМ) моему деду Ахмаду бен Исхаку пришло письмо, в котором он писал: «У меня родился сын и эту новость я скрыл от людей, и мы объявим об этом лишь близким людям и друзьям.

Особенности имама Махди (ДБМ)

1.Величие его происхождения со стороны отца – это непорочные имамы и Пророк Ислама (ДБАР) и со стороны матери – потомство, исходящее от римского полководца и до Шамуна-ас-Сафа, являющийся учеником и духовным наследником пророка Исы (ДБМ).

2.Его имя схоже с именем пророка Мухаммада (ДБАР).

3.Он – последний наследник последнего посланника Аллаха(ДБАР).

4.Никто из жестоких правителей никогда не подчинится ему.

5.Для пришествия имама Махди (ДБМ) существуют небесные и земные признаки.



6.С приближением его пришествия небесный призывающий произнесёт его имя.

7.Над имамом всегда будет виднеется белое облако.

8.Во время своего пришествия он будет выглядеть 30-40-летним мужчиной.

9.Во время его пришествия земля выявит наружу все свои ископаемые и ценности.

10.При его пришествии разум людей усовершенствуется. Когда он коснётся кого-то своей рукой, то злость и зависть исчезнет с сердец людей и знание охватит сердца верующих.

11.Жизнь сторонников имама будет продолжительной.

12.У его сторонников исчезнут печаль, болезни, беды и бессилие и каждый из них будет иметь силу сорока мужчин.

13.У него находится знание пророка.

14.Правление имама охватит весь мир.

15.Вся земля наполнится справедливостью.

16.Некоторые из умерших оживятся и последуют за имамом, из числа которых: 27

человек из сторонников Мусы (ДБМ), семь отроков из пещеры, Йуша бен Нун, Салман, Абузар, Микдад, Малик Аштар – все они станут правителями городов.

17.В то время ничьё свидетельство не будет потребным и имам, подобно пророку Давуду, будет судить согласно своим сокровенным знаниям.

18.В то время увеличится количество дождей, растений, деревьев и плодов.

19.В окрестностях Куфы (город в Ираке), который будет центром его правления, из камня пророка Мусы (ДБМ) пробьются две реки.

20.Пророк Иса (ДБМ) спустится с неба, и позади имама будет читать молитву.

21.С пришествием имама Махди (ДБМ) закончится правление тиранов.

Имам Садык (ДБМ) говорил: «Наше управление наступит в последние периоды существования этого мира». После пришествия имама Махди (ДБМ) ожидается пришествие и остальных имамов.

Вопросы

1.Изложите предание от пророка Ислама (ДБАР) о пришествии имама Махди (ДБМ) и о распространении справедливости.



2. Почему рождение имама Махди (ДБМ) было скрытым?

3.Вкратце расскажите об особенностях имама Махди (ДБМ).

Особые приметы имама Махди

В преданиях сказано, что имам Махди (ДБМ) очень похож на пророка Ислама (ДБАР), и некоторые его примет заключаются в следующем:

1.Светлое лицо с розоватым оттенком;

2. Лицо, местами от ночных бдений, покрыто желтизной.

3.Просторный и светлый лоб.

4.Брови сдвинуты друг к другу, нос ровный.

5. Цвет бороды и волос чёрный.

6.На правой щеке у имама есть родинка.

7.Глаза тёмные.

8.Широкоплечий.

9.В принятии пищи и походке, похож на имама Али (ДБМ).

10.У него средний рост и стройное тело.

11.В предании сказано: «Имам Махди (ДБМ) – украшение для обитателей рая, его лицо подобно сияющей луне.

1. Затмение Солнца и Луны.

2. Появление в небе удивительной звезды с длинным хвостом (каметы).

3. Распространение темноты, т.к. нарушится порядок смены дня и ночи.

5. Битвы, войны племён, в частности племён арабов. Сейчас арабы не объединены, они расчленены на мелкие государства, на эмираты. Но, судя по хадисам и асарам (высказываниям сподвижников), произойдут битвы между предводителями арабов.

6. Произойдёт провал земли.

7. Распространится общая смута среди мусульман.

8. Также сказано, что у имама Махди будет халат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сабля и его знамя.

9. Махди сможет совершать чудеса: если вонзит сухую ветку в землю, то эта ветка тут же прорастёт, зазеленеет и покроется листьями.

10. От Махди будут требовать разных чудес, но он будет способен одним взглядом посмотреть на летающую в небесах дичь и заставить её упасть на руки того, кто этого пожелает.

12. От сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сказано, что известный Табут, в котором есть свитки, находится в пещере Антакии и его вынесет Махди. Но Али (да будет доволен им Аллах) не говорит точно из Антакии, или же из маленького озера. И когда иудеи посмотрят на символы их религии, они примут Ислам, за исключением некоторых.

13. К Махди присоединятся тёмные знамена из Хуросана.

14. Отойдёт река Евфрат. Она обнажит холм из золота, из-за которого люди будут проливать кровь. 100 человек прольют кровь 99-ти или же 70-ти. Кровь польётся рекой и каждый будет думать, что он выживет в этой резне и станет обладателем этого золота. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто будет при этом присутствовать, пусть не притрагивается к этому золоту, пусть его не берёт».

15. Провал села из населённых пунктов Шама (Сирии).

16. Приводится от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что будет очень много людей, которые будут утверждать, что они пророки или же приближенные к ним. «Воистину, Судному дню предшествуют лжецы, вы их остерегайтесь» . Мы все знаем, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) последний из пророков. Но вспомните толпы людей, которые готовы погнаться за лжецами, над которыми смилостивился Всевышний, которые познали истину, веруют в Аллаха и признают Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) последним из Его посланников. Но есть же глупый народ, который ищет чудес, верит чему попало, и, конечно, такие самозванцы найдут себе место. Дай Аллах, чтобы нас и наших близких Всевышний уберёг от подобных лжепророков!

17. Также сказано: «Он появится, когда среди людей распространится беспорядок, не щадящий ни природу, ни людей. Будут происходить столкновения и споры между предводителями арабов и самими племенами.

18. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я несу вам благую весть о Махди, который будет ниспослан в период разногласий среди людей и землетрясений». «Махди наполнит эту землю справедливостью, честностью, как была переполнена несправедливостью и жестокостью».

19. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я слышала, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Будут разногласия во время смерти халифа, выйдет человек из рода Хашима, он прибудет в Мекку и люди выведут его из дома, приведут между углом Каабы и Макамом Ибрахима. К нему направятся войска из Шама (это род его двоюродных братьев по матери из рода Каль). Это войско потерпит поражение. Он выявит плоды и раздаст людям богатство и распространит Ислам по земле и будут жить таким образом 7 или 9 лет». В других хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) максимальный срок миссии Махди определяется от 6 до 9 лет. Суюти от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) говорит, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Махди появится и над его головой будет облако и из этого облака будет исходить голос: «Это Махди, он наместник Всевышнего и вы следуйте за ним». Вот таким караматом он будет обладать, для того, чтобы никто не мог ему противоречить, обвинить во лжи. В этом зове удивительный знак, что за наместником Аллаха обязательно нужно следовать, ибо Махди – наместник Всевышнего, посланный для того, чтобы распространять Шариат Всевышнего. Все услышат этот голос. Истинное наместничество Аллаха будет, без сомнения, принадлежать Махди.