Собор рождества пресвятой богородицы, козелец. Козелец. Храм Рождества Пресвятой Богородицы Сведения о храме


Сооружён по заказу Н. Д. Разумовской (Разумихи, матери О. и К. Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским в стиле барокко. Реставрирован в 1961-82 гг. Каменный, крестовый, внутри четыре опорных столба несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. Собор двухэтажный. На первом ярусе церковь Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. На 2-й ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца(?) с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII в., созданный, как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Рядом четырёхярусная колокольня. (по статье из энциклопедического справочника "Черниговщина") Существует поверье, что если забраться на самый верх колокольни, то в очень ясный день можно рассмотреть, как блестят золотые купола Киево-Печерской Свято-Успенской лавры, а в противоположной стороне - купола Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

В 1752-63 гг. в городке Козелец по заказу Натальи Демьяновны Разумовской - матери Алексея и Кирилла Разумовских, возводится грандиозный храм пышной, поистине дворцовой архитектуры. Был у неё свой придворный прфессионал-художник Григорий Стеценко, который писал портреты и расписывал Козелецкий собор. По великолепию и красоте архитектуры собор Рождества Богородицы в Козельце действительно может быть поставлен в ряд лучших архитектурных творений в Российской Империи середины 18 века. В плане здание представляет крест, что является очень удобным приемом для создания симметричной, уравновешенной композиции. Именно этим и отличалась украинская архитектура этого времени.

Массив здания четко разделен на 2 основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд, как это делается в гражданских зданиях. Убранству собора уделено исключительное внимание. Сочетание живописи, скульптуры и архитектуры выполнено с поражающем мастерством. В архитектуре здания соединяются черты барокко, переходящие в игривые формы рококо, и ордерные мотивы классицизма. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху своеобразными выгнутыми фронтонами. Над всем этим - тонкие, изящные барабаны и купола, тянущиеся к небу. С трех сторон прижались к основному объему крылечки с открытой колоннадой, завершающиеся невысокими шатрами. Самое поражающее впечатление производит интерьер. Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве. Это особенно явно видно в продуманном декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а так же грандиозном позолченном многоярусном иконостасе.

В последние годы среди украинских историков архитектуры получило распространенное мнение, что, вероятно, собор строил известный зодчий И.Г. Григорович-Барский при участии А.В. Квасова. Это говорит о некоторых формах, характерных для построек Григоровича-Барского, например, своеобразные выпуклые фронтоны. Но гораздо здесь больше черт, свойственных блистательной архитектуре Растрелли, например, пучки спаренных и встроенных колонн по углам колокольни. Такого рода прием встречается почти во всех постройках Бартоломео Растрелли.

После завершения строительства собора, архитектором Квасовым строится колокольня в 1766-1770 гг., которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота 50 м. Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем. Колокольня перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией. Собор в Козельце - это последнее сооружение в истории украинского барокко храмового строительства в Украине, после чего наступило время классицизма.

Во время Великой Отечественной войны в соборе фашистами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Рестваврировался собор с 1961 по 1982 год.

Из книги Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: "Искусство", г. Москва, 1967 г.

Описание

Собор Рождества Богородицы в Козельце – самое главное сокровище города и одно из самых знаменитых архитектурных сооружений Черниговской области.

Церковь была построена в 1752-1763 гг. по проекту архитекторов И.Григоровича-Барского и А.Квасова. Средства на строительство храма выделила мать Алексея и Кирилла Разумовских – Наталья Разумиха.
Это пятикупольный собор в стиле позднего барокко с элементами украинской народной архитектуры, который выделяется богатой декоративной лепниной. Боковые выходы на паперти и цокольный этаж добавляют объем и без того большому храму. Ценителей красоты приведет в восторг внутренний вид церкви. Роспись интерьера выполнил выдающийся художник Г.Стеценко, резьбу – С.Шалматов. В Соборе можно увидеть старинный деревянный иконостас, который спроектировал известный петербургский архитектор В.Растрелли. 27-метровый иконостас был сделан из 80 икон (в наше время сохранилось 50 из них).
Рядом с Собором располагается колокольня, которая датируется 1766-1770 гг.

Постройка очень оригинальна, особенно интересно смотрятся вогнутые внутрь фасадные стены. Архитектурный облик здания схожий с колокольней Троицкого собора в Чернигове. Говорят, с колокольни открывается чудесный вид на окрестности (даже можно одновременно увидеть два великих города - Киев и Чернигов).
Собор Рождества Богородицы (Козелец)
В ходе истории Собор Рождества Богородицы неоднократно переживал тяжелые времена. Больше всего он пострадал от рук фашистов и большевиков. Храму удалось перенести все лишения. Ему повезло намного больше остальных его «коллег» - собор не разобрали и не разрушили. Правда, долгое время он использовался не по своему прямому предназначению: здесь располагался сначала лагерь для военнопленных, затем конюшня, заготконтора. Еще несколько лет назад величественный собор имел «весьма непритязательный вид». Был грязным, потрескавшимся и ошелушенным.
После реставрации Собор Рождества Богородицы вновь занял свое почетное место среди шедевров украинской архитектуры. Является действующим.

Адрес: пгт Козелец, ул. Комсомольская, 9

В соборе сохранился склеп с прахом Наталки Демьяновны Розумовской - матери Алексея и Кирилла. Возле собора состоянием на 2004 год остались почти не истерзанные столетиями и событиями два столба из гранита неподалеку один от другого с восточной стороны. На одном з них надпись: "Ротмистер Петр Иванович Афендик род. 1804 г. 21 декабря, умер 1864 г". На втором надгробии читаем: "Здесь покоится прах Константина Станиславовича Митарновского, подполковника 17 пехотной Архангельской дивизии, родившегося 1834, умершего 1883 г.".

Афендик Петр Иванович был сыном Афендика Ивана Антоновича. Афендик Петр Иванович (21.12.1804 - 20.02.1863), участник подавления Польского восстания 1831 года, родился в селе Старая Басань Козелецкого уезда. Службу начал в Нарвском драгунском полку. С 1819 г. - прапорщик, с 1825 г. - поручик, из 1831 г. - штабсротмистер. Награжденный орденом святой Анни IV степени за храбрость. 3 1832 г. - ротмистер в отставке. Служил в Нарвском драгунском (со временем гусарском) полке (1819-1832). Его избирали депутатом от дворян Козелецькой уездной комиссии (1882).

Второе надгробие имеет такой вид: на черном гранитном кубе - белая мраморная стела с художественной резьбой, суженная в верхней части, на которой вычеканено эпитафию.

Митарновский Константин Станиславович, подполковник, участник российско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.), с 1852 года офицер, с 1 974 - майор. За храбрость в российско-турецкой войне ему присвоены звание подполковника (1883г.) и награжден орденом святого Владимира с мечами и бантом. Имел ордены: в 1877 году - святого Станислава III степени, в 1882 году - святой Анны III степени. Этих двух военных возле собора похоронили не случайно.

К тому времени на территории собора было кладбище, на котором погребали не только военных, а и других людей с положением, имена которых были связаны с жизнью Козельца.

Таких погребений на соборном кладбище начислялось несколько десятков. Подтверждением существования кладбища есть материалы краеведов Козельца, рассказа старожилов и рабочих, которые в советские времена работали над реставрацией этого храма и находили кости похороненных здесь людей. К сожалению, сохранилось лишь два надгробия. Все другие уничтожено или с течением времени, или во время войны 1941 - 1945 гг. Правда, между этими двумя погребениями остался третий гранитный столб высотой приблизительно 130 см с надписью: "Мир праха твоему, страдалец".

озле собора похороненные также: Билановский Василий Никитович (1810 - 13.01.1889)- генерал-майор в отставке, участник российско-турецкой войны 1828 - 1829 гг.; Бочаров Михаил Иванович (1820 - 21.03.1869) подполковник в отставке; Кичко Калина Власович (1827 - 05.06.1877) - капитан в отставке; Лесовский Григорий Андреевич (1824 - 04.04.1864) - штабс-капитан; Мордовский Михаил Яковлевич (1837 - 03.04.1917) - полковник.

Строительство собора Рождества Богородицы считается делом рук архитектора И. Григоровича-Барского в соавторстве с А. Квасовым в 1752-1763 гг. на заказ Н. Д. Розумовского как родственного храма-усыпальницы.


Тем не менее это совсем не так. А для начала обратимся к феномену семьи Розумовских на примере книги "Семейство Разумовских" (А. А. Васильчикова, т. 1, С.Петербург, 1880 г.), где уже в предисловии говорится: "Графы Разумовские принадлежат ко второй эпохе временщиков. Возвышением своим они обязаны только случаю. Они не играли видной роли в летописях отечества нашего, не отличались особенными, выходящими изряда талантами. В продолжении шести царствований: Елизаветы, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I с немногим сто лет существует семейство Разумовских и не представляет ни одного полководца, ни одного вполне замечательного государственного мужа. Последние сыны гетьмана умерли за границей, где провели большую часть своей жизни.

Разумовские, без сомнения, рядом с Шереметьевыми, остались для народа любимыми вельможами прошлого столетия. Еще при жизни своей они, по крайней мере графы Алексей и Кирилл Григорьевичи, пользовались общественным сочувствием. Екатерина отзывается в них, что она "никогда не знавала семейства временщиков, более всеми любимого". Причину зтой любви угадать не трудно: Разумовские, не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной, любили все отечественное ".

Заметили, уважаемый читатель, даже в короткой этой цитате уже есть несколько противоречий, например: "Они не играли видной роли в летописях отечества нашего " и "не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной"? И не об этом сейчас речь. Вернемся к "Семейству Разумовских" и к первой главе книги "Происхождение и возвышение". В ней идет речь о том, что в Черниговской губернии, Козелецкого уезда, в хуторе Лемехах жил реестровый казак Григорий Яковлевич Розум. Хутором село Лемеха было до 1765 года и расположенное на старой почтовой дороге из Киева в Чернигов между станциями Козельцом и Чемером. Розумом нарекли Григория Яковлевича, как гласит пересказ, соседние казаки от поговорки, которую тот любил повторять: "Гей! Що то за голова, що то за розум!";

Розум был человеком сварливым и скандальным, жена Наталия Демьяновна, наоборот, здравомыслящей и умной, ее любили и уважали все земляки. Детей у них было шестеро: Данил, Алексей, Кирилл, Агафья, Анна, Вера.

Однажды Наталии Демьяновне приснилось, будто в ее доме светятся на потолке солнце и звезды. Пересказала сон соседям, которые только начали смеяться над ней. Дня через три, в начале января 1731 года, в праздничный день проезжал через Чемер полковник Федор Степанович Вишневский, который возвращался с Венгрии, где он покупал для императрицы вина. Вишневский зашел в церквовь, был очарован голосом и внешностью Алексея Розума и уговорил дьячка отпустить с ним его воспитанника в Петербург. Алексей с радостью пристав на предложение Вишневского и поскакал со своим доброжелателем к северной столице. Там Вишневский представил Алексея тогдашнему обер-гофмаршалу графу Рейнгольду Левенвольду, который сразу же поместил молодого украинца в придворный хор.

После высылки сержанта Семеновського полка камер-пажа Алексея Никифоровича Шубина, который был первым лицом при дворе, Елизавета обратила свое внимание на молодого Розума. Некоторое время спустя уже не Розум, а Розумовський назначается управляющим одним из царских имений. Вслед за этим Алексей Григорьевич получает звание гофинтенданта и начинает ведать всем имуществом двора Елизаветы Петровны, и так умело, что сама императрица в письмах называет его "нелицемерным". Мать Алексея Розумовского в это время стала лучше жить, завела корчму...

Вскоре Розумовский становится графом и вступает в законный брак с императрицей Елизаветой Петровной (обвенчались они тайно осенью 1742 года в подмосковном селе Пэру). После такого удачного бракосочетания влияние Алексея Григорьевича при дворе становится огромным. Он не забыл и о своих благодетелях: Вишневского сделал генералом, а дьячка назначил надзирателем в одном из садов императрицы. Не забыл он и далекую родину: добился восстановления автономии Украины. Его родной брат становится гетманом.

Както Елизавета Петровна собралась посетить Украину. Ремонтировались и расширялись дороги, укреплялись мосты. В Козельце императрице понравилось, там она познакомилась с родными сестрами своего мужа. Возможно, именно тогда из дипломатической "подачи" Алексея Розумовского и возникло у Елизаветы Петровны желание соорудить собор Рождества Богородицы.

Но как бы там не было, а в 63 томе ежемесячного исторического журнала "Киевская старина" за декабрь 1898 года находим, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли".

Именно тогда в Италии для императорской церкви в Петербурге был заказан иконостас. Но после того как его доставили на место, стало понятно, что он великоват по размеру. "В зто время у графа Разумовского созрела мысль о постройке собора в Козельце. Императрица Елисавета Петровна решила пожертвовать этот иконостас для будущего собора. Вот тогда-то и было поручено архитектору Растрелли соответственно размерам и величине иконостаса составить проект собора. В скором времени собор был построен. Изумленному взору простоватых обывателей града Козельца предстало в виде собора такое чудо, что все просто ахнули и единогласно решили, что не только в Чернигове, но даже в самом Киеве нет такого собора", - утверждает "Киевская старина".

А вот то, о чем писал журнал почти 100 лет тому, можно полностью отнести к нашим дням. Словно о нас речь идет - прочитаем внимательно: "Иконостас, кажется, не ремонтировался с самого основания собора, т.е. уже почти 150 лет, что и заметно в довольно значительной степени: время берет свое - краски и лепные украшения трескаются, часть последних отпадает, позолота сходит. Недалеко то время, когда величественный иконостас и иконы нуждаются в ремонте ".

Укажу еще раз - это писалось почти столетие назад. А если к этому прибавить, что во времена Великой Отечественной войны фашистские оккупанты держали в соборе коней и десятками лет он не ремонтировался после войны можно только вообразить, в какой реставрации он сейчас нуждается...

Кстати, о том, что собор Рождества Богородицы соорудил Растрелли, писали "Известия XIV археологического съезда въ Чернигове 1-15августа 1908г."

И лишь в "Всеобщей истории архитектуры" в шестом томе мы находим утверждение, которые авторами собора Рождества Богородицы были (в первую очередь) А. Квасов и И. Барський. "Всеобщая история... " выданная в Москве в 1968 году. Ведь - судите сами...




Храм Рождества Пресвятой Богородицы и великая колокольня

Храмовый колодец

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Памятник-мемориал жертвам голодомора

Церковная лавка и храмовый колодец

Вход в верхний храм



Роскошный козелецкий собор был построен в 1752-1763 гг. как храм-усыпальница казачки и шинкарки Натальи Розумихи,

а в то время уже графини Наталии Розумовской. Ее сыновей судьба причудливым образом обратила из простых пастухов в графа и фельдмаршала Алексея Розумовского - фаворита императрицы Елизаветы Петровны и графа Кирила Розумовского - президента Петербургской академии наук, последнего гетмана Украины.
Пробыв несколько лет при петербургском дворе как статс-дама, Розумиха поняла, что это не её место и вернулась домой. Тогда же был приглашен архитектор, чтобы воплотить в жизнь желание простой деревенской женщины прославить Бога за случившееся с её детьми. Так в Козельце появилось архитектурное чудо - Собор Рождества Богородицы, построенный в барочном стиле петербургской художественной школы, но с использованием элементов характерных для украинской архитектуры.
Долго специалисты спорили об авторстве, приписывали его даже Растрелли, о чем до сих пор свидетельствует мемориальная доска на стене собора. Но были найдены документы, свидетельствующие, что собор был построен российским архитектором А.В. Квасовым. Но так как в те времена архитектуру постройки определял не только архитектор, а и заказчик, то и появились на этом храме украинские барокковые бани.
Храм двухъярусный, что характерно для российского храмового зодчества. В первом ярусе, так называемой «теплой» церкви - расположена церковь Адриана и Наталии- усыпальница Разумовских.

Интерьер второго яруса подчинен главному композиционному акценту - гигантскому пятиярусный 27-метровому позолоченному иконостасу. Впечатляют не только размеры, но и высокохудожественная резьба и росписи этого шедевра.
Равносторонний в плане собор с четырьмя апсидами увенчивают пять куполов на высоких барабанах. Это украинский девятикамерный храм, в основу которого положен равносторонний греческий крест с дополнительными помещениями между концами креста, что напоминает структуру деревянных срубных храмов. Но в отличие от традиционной пирамидальной композиции, здесь почти квадратный вид, что усиливает грандиозность строения.
С трех сторон к храму примыкают три крыльца со ступеньками, характерными для украинского строительства. В то же время крыльцо украшает шатровое завершение - российский архитектурный элемент.
Внешний и внутренний декор исполнен в последнем варианте европейского барокко - рококо, с характерными кривыми линиями и поверхностями, игривыми деталями. Так в то время украшались храмы и дворцы в Париже, Вене, Петербурге…
После завершения строительства собора в 1766-1770 гг., архитектором Квасовым была построена колокольня,

которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота достигает 50 м до низа креста. Композиционное решение колокольни традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем, что отличается от куполов самого храма, т.к. она перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией.Собор в Козельце - это последнее сооружение в истории украинского барочного храмового строительства.

Иконостас нижнего храма

В нижнем храме хранится почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверская. История происхождения иконы следующая:

Икона находилась в храме до 1934 года. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и ограбили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году Матерь Божья благословила протоиерея, благочинного Козелецкого округа поехать к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, приложил его со слезами к чудотворному и привёз на Козелецькую землю.

И снова Матерь Божья стала покровительницей Козельца, собора Рождества Богородицы и всех верных православных христиан. Каждое воскресенье утром в 7-45,перед этим образом читается акафист. Идут христиане к храму, прикладываются к образу Матери Божьей и по вере получают то, чего просят. Особая благодать Божья находится в этом соборе, ведь столько молитовников за нас перед престолом Отца нашего Небесного: это и первоверховные апостолы Петр и Павел, пророк Захария и праведная Елизавета, которые помогают женщинам при бесплодии; мученики Адриан и Наталия помогают христианам в супружеской жизни. А в одной из усыпальниц в нижнем храме, покоится прах Наталии Дамианивны Розумовськой. Верующие ставят перед образами свечки, чтобы упокоил Господь душу ее с праведными, ведь это ее Матерь Божья благословила построить этот собор, который около 250 лет, как корабль, плывет по житейскому морю, спасая всех верных. Какая же она была богомудрая женщина, которая так любила своих земляков и построила им собор Рождества Богородицы.

Ценнейшим украшением верхнего собора есть его иконостас,

который выполнили итальянские резчики по дереву по проектам В. В. Растрелли. Художественная роспись интерьера и картины для иконостаса выполнил художник Г. А. Стеценко. Для иконостаса он написал не только иконы по религиозным сюжетам, но и портреты Н. Д. Розумовской, Елизаветы Петровны и священника К. Тарловского, который втайне обвенчал в Козельце царицу и О. Розумовского. Вот как описывает иконостас этого храма Божьего газета "Сиверщина" от 14 ноября 2003 года:

"Выдающаяся черта собора - гигантский пятиконечный иконостас высотой 27 метров, который был изготовлен в Италии для Петербургского Смольного монастыря, но благодаря усилиям братьев попал в Козелец. В иконостасе было 80 икон, 50 из которых сохранились до наших дней. Иконостас оказался настолько большим, что его боковые части не помещались внутри собора, и их отправили в церковь в родное село Розумовских".

Известный и несколько иной вариант рассказа о судьбе собора: за проектом Растрелли в центре Козельца на территории нынешнего центрального парка и перекрестке настоящих улиц Комсомольской и Даневича под руководством архитекторов И. Григоровича-Барського и А. Квасова на средства Наталии Розумовской, матери фаворита Елизаветы Петровны Алексея, в 1752 - 1762 гг. сооружен собор Рождества Богородицы. Собор расписывал придворный художник-профессионал Наталии Розумовськой Григорий Стеценко. Иконостас для него изготовили лучшие мастера резьбы по дереву в Италии.

По другим перессказам, этот иконостас был изготовлен в Италии для одной из дворцовых петербургских церквей, а потом по воле Елизаветы Петровны подарено козелецкому собору. Строительство этого собора тогда якобы еще не велось, и его размеры позднее целиком зависели от подаренного иконостаса. По величию и красоте архитектуры козелецький собор стоит в ряде лучших архитектурных произведений России середины XVIII ст. Этот уникальный памятник архитектуры Черниговской области - один из лучших в Украине. Рядом с собором и колокольней приблизительно в то же время (1740 - 1760 гг.) по проекту А. Квасова сооружен дом магистрата.

Относительно собора известно много версий и домыслов. По рассказам старожилов, в козелецком соборе Рождества Богородицы (за другим вариантом в какой-то сельской церкви) царица Елизавета тайно венчалась с бывшим пастухом из Лемехов Алексеем Розумом. Говорят, что здесь, в Козельце, она якобы провела и медовый месяц. Таинство венчания осуществлял священник Кирилл Тарловський, которого называли "диким попом" - лицо известное в Запорожской Сечи. Он был интересным и загадочным человеком. Точно известно, что родом он из Козельца.

Незабываемые впечатления и светлую благодать получила душа в этот праздничный предпоследний дождливый день уходящего лета 2010 года...Хочется верить, что еще сотни лет будет стоять собор, сияя золотыми крестами и куполами, как светлячок ночью, чтобы мы не сбились с правильного пути, чтобы не потерялись во тьме сложного настоящего, напоминая нам, что только через Православную каноническую церковь мы сможем наследовать Царство Божье.

Кто бы ни шел, кто бы ни ехал мимо собора Рождества Богородицы в Козельце - остановись, поклонись и помолись, так как в каждый кирпичик собора вложена любовь предков наших. Ведь во взаимной любви друг к другу - проявляется любовь к Богу.

Спаси Господи!

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Козельце Черниговской епархии

Собор был сооружён по заказу Натальи Демьяновны Разумовской (Разумихи - матери Алексея и Кирилла Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским по проекту В. В. Растрелли между и годами. Также в XVIII веке был создан многоярусный позолоченный иконостас - как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Придворный художник Разумовской, Григорий Стеценко, расписал собор. На первом ярусе был устроен храм мучеников Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. После завершения строительства собора, в - годах архитектором Квасовым была возведена грандиозная колокольня . По великолепию и красоте архитектуры собор встал в ряд лучших архитектурных творений в Российской империи середины XVIII века. Он также явился последним видным храмовым сооружением в истории украинского барокко, после чего наступило время классицизма .

После пожара, причинённого молнией, в году колокольня была перестроена.

Архитектура

Грандиозный каменный храм пышной, дворцовой архитектуры. В архитектуре здания доминируют черты барокко , местами переходящие в формы рококо , и ордерные мотивы классицизма . В плане здание представляет крест. Массив здания разделён на два основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху выгнутыми фронтонами. Четыре опорных столпа несут систему сводов и пять куполов , поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. С трёх сторон к основному объему пристроены полукруглые крыльца с открытой колоннадой , завершающиеся невысокими шатрами .

В интерьере господствуют центральный купол и грандиозный многоярусный резной из липы позолоченный иконостас . Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве, что видно в утончённом декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а также в иконостасе.

Рядом с собором - четырёхярусная колокольня высотой 50 м. (одна из высочайших на Украине). Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн



Церкви и храмы Козелецкого района

Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь

Монастырь находится на правом берегу р.Остер между Козельцом и с.Данивкой на небольшом возвышении. Благодаря изысканному силуэту собора с тремя барочными куполами монастырский комплекс доминирует в панорамах долины р.Остер на многие километры.

Собор Рождества Богородицы и колокольня

Каменный собор с колокольней расположены в историческом центре города Козелец, на главной улице вблизи центральной площади. Оба сооружения являются главными градостроительными доминантами, царящие в застройке и окружающем ландшафте. Сейчас непосредственным окружением этих памятников является городской парк, в котором расположен дом полковой канцелярии. Неподалеку стоит Николаевская церковь.

Пятикупольный собор построен в 1752 - 1763 гг. по проекту и под наблюдением архитектора А.Квасова с участием киевского архитектора И.Григоровича-Барского, который декорировал фасады и интерьер, по заказу графини Натальи Демьяновны Разумовской, матери братьев Алексея и Кирилла Разумовских. Строительство велось на средства семьи Разумовских под контролем гетмана К.Розумовского. Колокольня построена в 1766-1770 гг. по проекту А.Квасова архитектором С.Кариным, тоже на средства Разумовских.

Собор претерпел некоторые изменения и перестройки: в конце XVIII в. открытые веранды перед тремя порталами надстроен и превращен в аркадные ротонды, покрытые палаточными крышами пластических форм. В XIX в. изменены формы бань. Двухъярусная барочное венчания колокольни после пожара 1848 заменено сферическим куполом со шпилем.

В интерьере царит большой (на всю ширину собора) четырехъярусный иконостас в стиле рококо, выполненный по проекту архитектора В.Растрелли. Все детали вырезаны из липового дерева, основной фон был темно-синий, на нем выделялся позолоченный резной орнамент. Иконы выполнялись местными мастерами под руководством известного художника, придворного художника К. Разумовского Г.Стеценко (1710-1781 гг.).

Колокольня стоит отдельно от собора в пределах его ограждения, раньше была надвратной. Она четырехъярусная, с глубоким подвалом. Имеет общую высоту до креста 50 м. Решена в стилевых формах барокко. В плане - квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Архитектура ордерная: нижний этаж украшен рустом, верхние - краеугольными пучками колонн вдоль арочных проемов колокола: тосканского ордера - на втором ярусе, ионического - на третьем, коринфского - на четвертом.

Козелецкая колокольня принадлежит к небольшой типологической группы так называемых больших колоколен Левобережья, которые были возведены в 1770-х гг. и объединяют два основных типа колоколен, известных в XVIII в. в Украине - ордерных (тип Большой лаврской колокольни в Киеве) и ярусных Четвериков. До этого редкого типа относятся, кроме колокольни собора Рождества Богородицы в Козельце, еще колокольни черниговского Троицкого и переяславского вознесенского монастырей.

Оба сооружения подверглись разрушениям во время второй мировой войны. Собор реставрирован в 1946 г. и в течение 1961 -1982 гг., Колокольня - в 1961-1970 гг. Реставрация соборного иконостаса проводилась в течение 1980-1990-х гг. Часть икон утрачена. Сейчас собор и колокольня являются памятниками архитектуры национального значения.

Построена в 1866–1874 гг. Возведена из кирпича, пятикупольная, четыре боковых купола декоративные, крестовая в плане, с ризалитами на южном и северном фасадах и двумя апсидами по оси восток–запад. Гладкие оштукатуренные стены увенчаны профилированным карнизом. Вытянутые по вертикали оконные и дверные проемы с полуциркульными перемычками обрамлены плоскими наличниками. Интерьер имеет ярко выраженное крестово-купольное пространственное решение. Центральная глава с восемью световыми проемами в восьмигранном барабане увенчана декоративной главкой. Внутренние углы восьмерика барабана в интерьере скруглены.

Барабан центральной главы опирается на подпружные арки, перекрыт куполом. На парусах – живопись на металлических листах, в простенках барабана также масляная живопись.

Своды над всеми частями памятника кирпичные, над восточной и западной ветвями – полуциркульный – сочетается с сомкнутым сводом, над северной и южной – полуциркульные, над угловыми камерами – сомкнутые своды, главы камер – квадратные в плане со срезанными углами – воспринимаются как верхний ярус угловых башен.

Реставрационные работы, начатые в 1975 г., предусматривают полное восстановление памятника в первоначальных формах. Реставрация завершается.

Памятник представляет редкий пример своеобразной трактовки традиционного для Левобережья Украины XVII–XVIII вв. крестового пятикупольного храма в период «историзма».

В настоящее время в церкви находится Музей истории ткачества Черниговщины.

Каменная крещатая однокупольное церковь стоит в историческом центре города Козелец на берегу р.Остер неподалеку от собора Рождества Богородицы. Местоположение храма фиксирует южную границу Козелецкой крепости XVII-XVIII вв. Благодаря расположению над поймой и высоком ярусном верху храм является важной градостроительной доминантой.

Построена в 1781-1784 гг. вместо деревянной церкви по заказу и на средства священника Кирилла Тарах-Тарловского по прозвищу Дикий Поп, который, по преданию, обвенчал в Козельце российскую императрицу Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским.

Несмотря на ремонты, в частности в 1811 г., памятник хорошо сохранила свои первоначальные архитектурные формы в стилистике позднего барокко за исключением бани, завершение которой в 1811 г. было заменено сферическим куполом. В течение 1981 - 1989 гг. проведены реставрационные работы, при которых восстановлено утраченное завершение бани.

В интерьере единство внутреннего пространства достигнуто с помощью высоких арок, которые объединяют все пространственные участки и подчиняют их высокому, щедро освещенному куполу. Западная и восточная основа перекрыты цилиндрическими сводами, южная и северная - неполными сомкнутыми, дъяконник и жертвенник - сложными конховыми сводами, переходящими в цилиндрические, апсида и контрапсида - конхами.

Николаевская церковь в Козельце - типологически уникальный, высокохудожественный памятник завершающей стадии развития стиля барокко в архитектуре Украины.

Юрьева божница (Михайловская церковь) - памятник древнерусского зодчества XI в., Расположена при въезде в город с юга на высоком холме. "Юрьевой" она была названа в честь своего благоукрасителя Юрия Долгорукого, именно он украсил свою придворную церковь фресками подобными фрескам Софии Киевской.

Храм был построен как церковь княжеского замка по указу Владимира Мономаха в 1098 году, а в XII веке по желанию Юрия Долгорукого его украсили фресковой росписью. Свое название «Юрьева божница» церковь получила по имени князя Юрия Долгорукого, которому в свое время принадлежал Остер.

Остерская Михайловская церковь в ходе истории неоднократно подвергалась разрушениям. Сначала, в 1152 году она пострадала от рук князя Изяслава Мстиславича, который сжег город. Была восстановлена сыном Юрия Долгорукого Всеволодом Юрьевичем в 1195 году. Следующий раз Юрьева божница была разрушена во время набега татаро-монголов в 1240 году.

Служба в церкви не проводилась вплоть до 17 века. В 1695 году церковь вновь восстановили и даже устроили дополнительный алтарь во имя Святой Троицы на хорах. В 1753 году во время грозы в храм ударила молния, в результате чего сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к реке. В конце XVIII-начале XIX в. большая часть объема здания была разобрана в связи с аварийным состоянием, сохранилась лишь алтарная часть (апсида и часть юго-восточной стены).

Реставрационные работы по проекту архитектора П. П. Покрышкина были проведены только в 1907 году по проекту архитектора П. П. Покрышкина. В 1924 и 1950 гг были проведены работы по консервации. В 1977-80 гг инициировали консервацию останков и реставрацию фресковой росписи XII в., Остатки которой сохранились в интерьере апсиды. (Художник В. И. Бабюк). Копия фрески «Евхаристия» хранится в Софийском заповеднике

г. Остер

Известие о закладке деревянной Воскресенской церкви датируется 1790 г. Каменный храм был построен в 1845 году за счет братьев-купцов Ильи и Павла Цилюриков. В церкви даже есть два дополнительных алтаря: Ильи, а также Петра и Павла. Один из основателей храма похоронен у стен Воскресенской церкви.

Основой храма является распространенный в то время однобанный тип крестообразного строения в стиле позднего классицизма. Для него характерен вытянутый зал и пристроенная колокольня. Большой полусферический купол лежит на высоком барабане, украшением храма являются четырехколонные портики с южной и северной стороны здания. Трехъярусная колокольня была возведена несколько позже храма и имеет выраженные барокковые черты.

Иконостас был устроен купцами в 1857 году. В конце 80-х годов прошлого века в храме проводились исследования, в ходе которых здесь были обнаружены десятки икон, которые считаются памятниками искусства. Среди них образ св. Варвары (авторы Василий Левченко и его супруга Анастасия), святителя Николая, архангела Михаила, а так же иконы в иконостасе.

г. Остер

Каменная однокупольное церковь тетраконхового типа стоит в равнинной местности на невысоком холме в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Хорошо просматривается с автомобильной трассы Киев-Чернигов.

Построена по заказу и на средства графа Алексея Разумовского над могилой своего отца - казака Григория Розума по проекту архитектора А.Квасова. Строительство началось в 1755 г., Освящен храм в 1760 г. В 1865 г. по проекту черниговского архитектора А.Куцевича пристроен западный притвор с колокольней, при этом разобрана западная конха. В храме в 1760 г. был установлен четырехъярусный иконостас в стиле рококо. В нем были иконы, выполненные художником А.Воскобойниковым (иконостас не сохранился). В 1913 - 1914 гг. по приглашению потомка основателя князя А.Розумовского над реставрацией иконостаса и живописи в интерьере работали выдающиеся украинские художники Михаил Бойчук, его жена София Налепинская-Бойчук и Тимофей брат Бойчука. Реставрация не была завершена из-за начала первой мировой войны. В 1974-1982 гг. памятник отреставрирован (архитекторы И.Иваненко, Н.Селиванова, В.Трегубов).

Трехсвятительская церковь в Лемешах является самым первым и самым выдающимся представителем храмов тетраконхового типа в Украине. В стилистическом отношении знаменует переход от барокко к классицизму.

с.Лемеши.

Построены в 1782–1796 гг. Памятник сохранился в первоначальных объемах. Церковь выполнена в формах зрелого классицизма, из кирпича, крестообразная в плане, с закругленной алтарной частью и угловыми камерами по высоте, равными основному объему, благодаря чему по внешнему абрису представляется кубической с небольшими ризалитами по центру каждого фасада, отвечающими ветвям крестового плана. Каждый ризалит обработан монументальным, усложненной формы портиком с фронтоном на четырех спаренных невысоких колоннах дорического ордера, поддерживающих арку с завершающим стену треугольным фронтоном. К западному порталу ведет широкая лестница. Сооружение одноглавое, завершается куполом на цилиндрическом барабане, угловые помещения – декоративными главками, выполненными из металла. В северной и южной угловых камерах устроены деревянные лестницы, ведущие на хоры.

Стены рустованы (угловые объемы), декорированы нишами различной конфигурации, оконные проемы обрамлены гладкими наличниками с замками. Сохранились в окнах металлические решетки.

Ведущая роль в интерьере отведена хорошо освещенному подкупольному пространству. Подпружные арки, опирающиеся на четыре пилона и паруса, несут световой барабан, перекрытый купольным сводом. Подбарабанное кольцо имеет масляную роспись, близкую по характеру иллюзорной живописи, распространенной на рубеже XIX в.

Памятник представляет интерес как прекрасный пример архитектуры классицизма конца XVIII в., профессионально решенной в хороших пропорциях и гармоничном сочетании элементов.

с. Петровское