Жили на руси скопцы, отрезавшие концы. Наследие скопцов Самые известные скопцы


Движение скопчества возникло на территории России в XVII веке. Его основоположником был беглый крепостной Кондратий Селиванов. До этого он принимал участие в развитии секты хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны. Селиванов полностью отказался от курения, употребления алкогольных напитков, мяса, игр, танцев, брачных связей. Скопцы, именовавшие себя "белые голуби", были уверенными в том, что Селиванов являлся перевоплощением Христа. Его они именовали искупителем, считали своим Богом и готовы были на всё, чтобы стать ангелами во плоти.

"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.

Кто мог стать участником общины?



Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.


Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.

Как скопцы вовлекали в секту новичков?



Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.

Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.



Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".

Священные атрибуты "белых голубей"



От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.

Как проводились у скопцов молитвенные собрания?


Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.


Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.

В продолжение темы рассказ про ещё .


В середине XIX века в России возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие. Количество скопцов превысило все мыслимые пределы - не менее четырехсот тысяч человек.
Золото партиями
В 1869 году в городке Моршанске Тамбовской губернии был арестован купец Максим Платицын. Его обвинили в "пристано-держательстве скопцов и совращении простолюдинов в лжехристианскую ересь". Платицына лишили всех прав, избили батогами и сослали в отдаленную сибирскую губернию. В кладовых дома купца нашли десятки бочек, наполненных золотом, которое оценивалось в миллиарды рублей!
Откуда у провинциального купца такое фантастическое богатство?
Дело в том, что секта скопцов отличалась финансовой изобретательностью. Например, почти каждой осенью меняльные конторы Москвы и Петербурга, накопив огромное количество новых монет, вдруг прекращали принимать стертую серебряную монету. Глядя на столицы, провинциальные менялы делали то же самое. Ценность стертой монеты резко падала. За несколько дней до Нового года менялы так же внезапно начинали принимать такие деньги по смехотворно низкой цене: за двугривенный давали четвертак, за пятиалтынный - двугривенный, за гривенник - пятиалтынный...
Когда в подвалах меняльных контор собиралось огромное количество стертого серебра, его тут же отправляли на Нижегородскую ярмарку, где всегда был дефицит мелочи. Стертая монета, привезенная приказчиками и поверенными меняльных контор, немедленно расползалась по ярмарке - по номиналу... И так - из года в год! Прибыль от этих манипуляций шла не только в карманы менял, но и на поддержку движения скопцов...
Талантливые аферисты
Странно, однако оскопившиеся люди часто обнаруживали в себе деловые таланты. В полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев самых крупных магазинов Охотного Ряда и Кузнецкого Моста. В Петербурге скопцы оккупировали лучшие места Гостиного двора.
Скопцам добровольно отдавали свои богатства такие миллионщики, как владелец Тульской полотняной фабрики Луганин, московский подрядчик Пороховой, купцы первой гильдии Кобелев, Григорьев, Ильин, Солодовников...
Не брезговали скопцы и настоящими аферами. Они вошли и в историю шулерства. По всей России ими была организована сеть подпольных школ, в которых преподавали опытные карточные жулики. Потом выпускники расползались по стране и отчисляли процент прибыли в пользу вскормившей их секты...
«Божья свита»
Главная идея скопцов такова: "Второе пришествие Спасителя случится не раньше, чем вся Россия будет оскоплена". А зачем? Если в православии или католицизме спасение души достигается ежедневной работой над собой и борьбой с грехом, то в скопчестве все гораздо проще: нечем грешить - следовательно, ты чист.
Скопцы ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится о "скопцах для Царствия небесного" (глава 19, стих 12). Согласно постулатам скопческой ереси, Христос был оскоплен Иоанном Предтечей.
По мысли теоретиков скопчества, во время Страшного суда Иисус Христос сядет на трон в Санкт-Петербурге и воздаст по заслугам всем, попиравшим скопческую религию. Себя скопцы называли "светом Христовым" и "Божьей свитой".
Но благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда.
Вместо искомой чистоты - необузданный секс. Вместо любви к ближнему - хитроумные финансовые операции на грани и за гранью закона...
Оргии продолжались до утра
Основоположником движения скопцов был сбежавший от рекрутства крестьянин Кондратий Селиванов, уроженец села Столбова Орловской губернии. Сначала он примкнул к секте хлыстов, а потом объявил себя живым богом и царем Петром Третьим. Перед живым богом раскрывались двери самых богатых домов. Селиванов жил в доме петербургского купца-миллионщика Солодовникова.
Очень скоро Селиванов создал мощную законспирированную организацию. Скопцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвования. Можно было прожить всю жизнь рядом со скопцом и не подозревать, что этот добропорядочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себя до полного исступления на радениях, бегая по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: "Дух, дух святой!"
Две печати
Все, кто не был оскоплен, по мнению сектантов, являлись недочеловеками - значит, ограбить или обмануть такого было благом. Брак у скопцов предавался проклятию. Женщина, родившая ребенка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками. Вербуя новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удаления от «женской лепости», отказа от мяса, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Новичков тут же кастрировали. Существовало несколько степеней оскопления: "малая печать" - которая позволяла заниматься любовью и предназначалась для рядовых членов общины, и "царская печать", после которой мужчина становился полным и бесповоротным кастратом.
Операция проводилась без всякого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. И все-таки тысячи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали. Почему?
Дело в том, что оскопленный "малой печатью" становился гиперсексуалом и мог заниматься любовью сутки подряд. Так что напрасно царь Дадон из "Золотого петушка" ехидно интересовался у скопца: "И на что тебе девица"?
А обладатель "царской печати" мог быть уверен, что вскоре займет высокую должность и станет очень богатым человеком.
Для скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. Они могли рисковать, зная, что в случае неудачи "братья" помогут.
«Отец» и «сын»
Согласно архивным документам, скопцам покровительствовал князь Потемкин. Он так любил обрусевшего итальянца-скопца Антона Бравура, простого учителя пения, что сделал его профессором несуществующей Филармонической академии. Поговаривали, что Потемкин неспроста так любил итальянца - по его совету, он подвергся малой кастрации, и его любовная неутомимость, поразившая Екатерину, была вызвана именно этим.
Злые языки причисляли к скопцам генералиссимуса Суворова, знаменитого портретиста Боровиковского и еще великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов.
Слухи слухами, а долгое время правительство боролось со скопцами чрезвычайно вяло.
"Живой бог" Селиванов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывался. Взяли его только тогда, когда секта хлыстов - конкурирующая организация - стала посылать в жандармское управление пачки доносов. В наказание скопцов всего лишь сослали в Иркутск.
А через несколько месяцев после этого император Павел зачем-то потребовал вернуть Селиванова в Петербург. Состоялась историческая встреча, о которой сам Селиванов потом писал в своих воспоминаниях. Если верить "живому богу", Павел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себя на царствование. Селиванов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, Александр Павлович, подвергнется кастрации. Павел отказался, и тогда "отец" в сердцах проклял "сына"...
Современники свидетельствовали, что встреча царя и беглого рекрута действительно состоялась - причем при закрытых дверях. После чего Павел распорядился поместить главу скопцов в отделение для душевнобольных при петербургской Обуховской больнице.

Склеп скопцов в Парке культуры и отдыха города Шахты

Классово чуждый элемент
Лечился Селиванов недолго. Через год с небольшим, по личной просьбе посольского камергера Еланского (тайного скопца), "живой бог" был отпущен. Теперь он председательствует на скопческих собраниях, собственноручно кастрирует мальчиков и мужчин. А власти упорно признают его "по слабости здоровья неспособным оказывать никакого действия в распространении скопчества". И так продолжается более двадцати лет! Согласитесь, есть в этом какая-то загадка, которую уже не разгадать...
Умер Селиванов в возрасте ста лет в Суздальском монастыре.
А дело его расцвело. Суздаль стал скопческой меккой. Великое множество скопцов появилось и в Москве.
Прижали скопцов только при Александре Втором, и тогда новое руководство секты решило, что пора залечь на дно. Пресса практически перестала писать о скопцах. Только в 1915 году появляется несколько статей в московских и питерских газетах, где трогательно рассказывалось о скопцах - матросах Балтийского флота, а также о распространении скопчества в сухопутных войсках Новороссийского края.
Последнее, что мне удалось извлечь из бездонных недр Публичной библиотеки, - краткое газетное сообщение о том, что в 1929 году в Ленинградской области и городе Горьком слушалось несколько дел о ритуальном членовредительстве. Упор делался на то, что все подсудимые были кулаками или буржуями - то есть классово чуждым элементом...

Листая старые страницы, я снова наткнулась на рассказ о сектантстве и сектах. Предлагаю вам для ознакомления перепечатку исследования 19 века о том, как изощренно верили в бога (пишу специально с маленькой буквы, потому что там верили явно не в Христа). А после перепечатки озвучиваю свой вопрос, вынесенный в заглавие, и поясняю, почему я засомневалась в том, что скопчество ушло в прошлое.

P.S. Картинки не из статьи - мои, а сам текст передан с исключительно орфографическим редактированием и более никаким.

В истории русской культуры одним из крупных событий является образование различных религиозных сект; в средние века русской образованности - только возникновением сект и ересей можем мы измерить и определить известное умственное движение посреди почти двухвекового застоя. Однако вопрос о происхождении некоторых сект, несмотря на усилия многочисленных исследователей, остается нерешенным, хотя нельзя сказать, чтобы исследования были поверхностными и опирались на скудный материал. Что касается например христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество материалов, коими располагали, например, г. Добротворский, г. Реутский, показывает, насколько ценны эти исследования уже в силу своей строго документальной обоснованности. Но если мы попробуем поискать, где и когда в точности зародились эти религиозные секты, то натолкнемся на ряд противоположных друг другу мнений.
Первое мнение, которое было высказано Добротворским, Мельниковым, Рудаковым, к которому присоединяется и Реутский, относит возникновение хлыстовщины к сравнительно недавнему прошлому - к XVII веку, и объясняет появление ее влиянием западно-европейских мистических сект, преимущественно квакеров.
Второе мнение принадлежит Н.Барсову и разделяется Рождественским, оно заключается в утверждении, что секты хлыстовщина и скопчесво суть самобытные явления русской жизни.
Щапов выводит хлыстовщину из языческих воззрений древности, сохранившихся под внешним видом христианства.

Как бы то ни было - вопрос о происхождении хлыстовщины потребует пересмотра с появлением новых материалов. Полагаем, что едва ли справедливо пренебрегать указаниями на сходство хлыстовщины с богомильством, но нельзя всецело возводить ее в такую седую древность, когда некоторые документальные данные, как кажется, могут пролить свет на этот темный вопрос и склонить нас в пользу первого взгляда, имеющего за собою, если не ошибаемся, большинство мнений исследователей.
Вспомним некоторые подробности о возникновении хлыстовщины. Хотя по указанию г.Барсова легенда хлыстов возводит образование секты ко времени Дмитрия Донского, однако более достоверными являются данные уже XVII века. По ним в 1645 году во Владимирской губернии Муромского уезда, в Стародубской волости, на гору Городину сошел с неба на огненной колеснице, окруженный ангелами, "Бог Саваоф" Данила Филипыч - основатель секты.

"Сын" его - "Христос" родился по преданию от 100-летней старухи в 1616 году; в 1649 году он получил "божество" от Данилы Филипыча и стал его помощником. Несколько раз он подвергался задержанию со стороны властей и пытке, но благополучно избавлялся.

Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
"Во время моления Люди Божии сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.

Таково свидетельство, сообщенное Haxthausen, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественский и отрицает свальный грех у скопцов, указывая на их воззрения на чистоту, в противоположность хлыстам.
Мы напомнили об этом с той целью, чтобы при дальнейшем читатель имел в виду три главные пункта хлыстовско-скопческого радения: пророчества в пляске, свальный грех и обоготворение плодов его.

Окончательное мнение Добротворского, указавшего на возможный путь переноса учения - сношения юго-западной Руси с Европой, таково: ..."если фактически нельзя указать определенного места и времени, где и когда заимствованы главные основы ереси людей божиих от западных мистиков, то по крайней мере больше чем с вероятностью... можно утверждать, что ересь людей божиих проникла в Россию через юго-западные страны от западных мистиков, что их учение с развитием западного мистицизма дополнилось и у нас, не изменяя своего основного характера и принимая только местные черты по соображениям пророков людей божиих."
Мнение Добротворского теперь должно получить еще большую ценность: факты, какие мы имеем, и известия о протестантской и вообще иноземной пропаганде в Москве пополняются новым материалом, извлеченном нами из рукописи начала XVII века, находящейся в архиве Св.Синода в г. СПБ. Рукопись эта № 326 в 4-ку написана мелким красивым полууставом и содержит в себе "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Зерцало богословия, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах и ряд мелких статей, между которыми на л. 326 об. читаем статью о еретиках - без особого заглавия.
В виду представляемого ею интереса приводим ее целиком, не сохраняя во всей точности, вследствие типографских затруднений, ее палеографических особенностей, не имеющих в данном случае для нас особенного значения.

Во граде Медиоламе безумнии людие печитающе Моисеовы книги перваго закона и нашедше слово еже бе раститеся, плодитеся и наполните землю, и един безумник замыслил, а к его мысли многия же человецы мужи и жены и дети их пристали, и начаша сходитися и молитися бесосоставною молитвою в ночи, и поп их облечется в скверную свою одежду и повелит свещи вжечь, и моляся погасить свечи и завопить: роститеся, плодитеся и наполните землю, так вам Бог приказал.
Мужи ж и отроки, возбесневши и рассвирепевше, и поимеше кто ж по прилучаю жену или девицу, блуд творяху безстудно. И с того падения зачнется детище у жены или у девицы, и они поведают попу своему, поп же пишет число дни (л.327), и имена их, и егда родится отроча, и принесут его на тож место, где сходится на скверную молитву свою и на смешение, и там попы их, огнь складше, сожгут детище тот, и пепел его згребут, и носят вместо мощей. И как новой поп в их вере станет, и дают ему того пепела пити в вине, и прочих безумников приобщают к своей скверности тем же пепелом, благочестивии ж, видевше злую их скверну, развратиша веру их, и сонмища их сожегоша, и их в заточение разослаша"

Весьма вероятным представляется нам, что эта или подобные ей статьи. являвшиеся уже в начале XVII века, предупредили ту пропаганду сектантских мистических идей, о которых говорят исследователи. Правда, в статье мы не находим полного совпадения с тем, что читали в свидетельствах новейших очевидцев хлыстовских радений. Но в произведении противника и обличителя все-таки сохранились основные черты секты, к которым надо еще причислить кощунственное причащение, совершаемое по образцу христиан, католиков и православных. У нас хлыстовщина могла принять иную, местную окраску, но общего сходства с тем, что знаем мы и знали наши предки о Миланских еретиках, отрицать нельзя.

В.Перетц, "Этнографическое обозрение". 1898 год. № 2.



дополнительно
Официальная версия гласит, что годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.
Однако не все так просто... Этнографы говорят, что лет десять назад в одной из наших бывших республик была случайно выявлена какая-то странная секта, ритуалы которой поразительно напоминают обряды скопцов.
В самом деле, было бы наивно предполагать, что четырехсоттысячная армия скопцов растворится в воздухе, не оставив последователей и растеряв свои миллиарды. Более того, очевидно, что современный уровень медицины позволяет вполне безболезненно делать из обыкновенных людей сексуальных гигантов, награждая их все той же "малой печатью".
Есть ли скопцы среди нас?
Безусловно, есть! И в Москве, и в Питере, и в Суздале, и в других городах и деревнях России.
Между прочим, Кирилл Набутов в одной из своих осенних программ на РТВ обмолвился. что существовала-де в прошлом некая загадочная скопческая община.
Случилось так, что несколько дней спустя я встретилась с одним из видных ученых-религиоведов, который помогал Набутову собирать материалы о скопчестве. Он был чрезвычайно удивлен, почему г-н Набутов, кропотливо разрабатывающий скандальную тему в течение полугода, не дал в эфир весь отснятый материал, а смонтировал лишь полутораминутный сюжет. На полке остались уникальные кадры - оргии современных скопцов , интервью с богатой скопчихой, которое дает представление о масштабах скопчества здесь и сейчас.
Любой первокурсник журфака понимает: такой материал - настоящая сенсация, за которую можно получить огромные деньги. Набутов положил сенсацию на полку, отделавшись тридцатью секундами общих фраз.
Так секта скопчества - это наше прошлое или настоящее?

В середине XIX века в России возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие. Количество скопцов превысило все мыслимые пределы - не менее четырехсот тысяч человек.
Золото партиями
В 1869 году в городке Моршанске Тамбовской губернии был арестован купец Максим Платицын. Его обвинили в "пристано-держательстве скопцов и совращении простолюдинов в лжехристианскую ересь". Платицына лишили всех прав, избили батогами и сослали в отдаленную сибирскую губернию. В кладовых дома купца нашли десятки бочек, наполненных золотом, которое оценивалось в миллиарды рублей!
Откуда у провинциального купца такое фантастическое богатство?
Дело в том, что секта скопцов отличалась финансовой изобретательностью. Например, почти каждой осенью меняльные конторы Москвы и Петербурга, накопив огромное количество новых монет, вдруг прекращали принимать стертую серебряную монету. Глядя на столицы, провинциальные менялы делали то же самое. Ценность стертой монеты резко падала. За несколько дней до Нового года менялы так же внезапно начинали принимать такие деньги по смехотворно низкой цене: за двугривенный давали четвертак, за пятиалтынный - двугривенный, за гривенник - пятиалтынный...
Когда в подвалах меняльных контор собиралось огромное количество стертого серебра, его тут же отправляли на Нижегородскую ярмарку, где всегда был дефицит мелочи. Стертая монета, привезенная приказчиками и поверенными меняльных контор, немедленно расползалась по ярмарке - по номиналу... И так - из года в год! Прибыль от этих манипуляций шла не только в карманы менял, но и на поддержку движения скопцов...
Талантливые аферисты
Странно, однако оскопившиеся люди часто обнаруживали в себе деловые таланты. В полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев самых крупных магазинов Охотного Ряда и Кузнецкого Моста. В Петербурге скопцы оккупировали лучшие места Гостиного двора.
Скопцам добровольно отдавали свои богатства такие миллионщики, как владелец Тульской полотняной фабрики Луганин, московский подрядчик Пороховой, купцы первой гильдии Кобелев, Григорьев, Ильин, Солодовников...
Не брезговали скопцы и настоящими аферами. Они вошли и в историю шулерства. По всей России ими была организована сеть подпольных школ, в которых преподавали опытные карточные жулики. Потом выпускники расползались по стране и отчисляли процент прибыли в пользу вскормившей их секты...
«Божья свита»
Главная идея скопцов такова: "Второе пришествие Спасителя случится не раньше, чем вся Россия будет оскоплена". А зачем? Если в православии или католицизме спасение души достигается ежедневной работой над собой и борьбой с грехом, то в скопчестве все гораздо проще: нечем грешить - следовательно, ты чист.
Скопцы ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится о "скопцах для Царствия небесного" (глава 19, стих 12). Согласно постулатам скопческой ереси, Христос был оскоплен Иоанном Предтечей.
По мысли теоретиков скопчества, во время Страшного суда Иисус Христос сядет на трон в Санкт-Петербурге и воздаст по заслугам всем, попиравшим скопческую религию. Себя скопцы называли "светом Христовым" и "Божьей свитой".
Но благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда.
Вместо искомой чистоты - необузданный секс. Вместо любви к ближнему - хитроумные финансовые операции на грани и за гранью закона...
Оргии продолжались до утра
Основоположником движения скопцов был сбежавший от рекрутства крестьянин Кондратий Селиванов, уроженец села Столбова Орловской губернии. Сначала он примкнул к секте хлыстов, а потом объявил себя живым богом и царем Петром Третьим. Перед живым богом раскрывались двери самых богатых домов. Селиванов жил в доме петербургского купца-миллионщика Солодовникова.
Очень скоро Селиванов создал мощную законспирированную организацию. Скопцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвования. Можно было прожить всю жизнь рядом со скопцом и не подозревать, что этот добропорядочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себя до полного исступления на радениях, бегая по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: "Дух, дух святой!"
Две печати
Все, кто не был оскоплен, по мнению сектантов, являлись недочеловеками - значит, ограбить или обмануть такого было благом. Брак у скопцов предавался проклятию. Женщина, родившая ребенка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками. Вербуя новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удаления от «женской лепости», отказа от мяса, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Новичков тут же кастрировали. Существовало несколько степеней оскопления: "малая печать" - которая позволяла заниматься любовью и предназначалась для рядовых членов общины, и "царская печать", после которой мужчина становился полным и бесповоротным кастратом.
Операция проводилась без всякого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. И все-таки тысячи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали. Почему?
Дело в том, что оскопленный "малой печатью" становился гиперсексуалом и мог заниматься любовью сутки подряд. Так что напрасно царь Дадон из "Золотого петушка" ехидно интересовался у скопца: "И на что тебе девица"?
А обладатель "царской печати" мог быть уверен, что вскоре займет высокую должность и станет очень богатым человеком.
Для скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. Они могли рисковать, зная, что в случае неудачи "братья" помогут.
«Отец» и «сын»
Согласно архивным документам, скопцам покровительствовал князь Потемкин. Он так любил обрусевшего итальянца-скопца Антона Бравура, простого учителя пения, что сделал его профессором несуществующей Филармонической академии. Поговаривали, что Потемкин неспроста так любил итальянца - по его совету, он подвергся малой кастрации, и его любовная неутомимость, поразившая Екатерину, была вызвана именно этим.
Злые языки причисляли к скопцам генералиссимуса Суворова, знаменитого портретиста Боровиковского и еще великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов.
Слухи слухами, а долгое время правительство боролось со скопцами чрезвычайно вяло.
"Живой бог" Селиванов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывался. Взяли его только тогда, когда секта хлыстов - конкурирующая организация - стала посылать в жандармское управление пачки доносов. В наказание скопцов всего лишь сослали в Иркутск.
А через несколько месяцев после этого император Павел зачем-то потребовал вернуть Селиванова в Петербург. Состоялась историческая встреча, о которой сам Селиванов потом писал в своих воспоминаниях. Если верить "живому богу", Павел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себя на царствование. Селиванов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, Александр Павлович, подвергнется кастрации. Павел отказался, и тогда "отец" в сердцах проклял "сына"...
Современники свидетельствовали, что встреча царя и беглого рекрута действительно состоялась - причем при закрытых дверях. После чего Павел распорядился поместить главу скопцов в отделение для душевнобольных при петербургской Обуховской больнице.

Склеп скопцов в Парке культуры и отдыха города Шахты

Классово чуждый элемент
Лечился Селиванов недолго. Через год с небольшим, по личной просьбе посольского камергера Еланского (тайного скопца), "живой бог" был отпущен. Теперь он председательствует на скопческих собраниях, собственноручно кастрирует мальчиков и мужчин. А власти упорно признают его "по слабости здоровья неспособным оказывать никакого действия в распространении скопчества". И так продолжается более двадцати лет! Согласитесь, есть в этом какая-то загадка, которую уже не разгадать...
Умер Селиванов в возрасте ста лет в Суздальском монастыре.
А дело его расцвело. Суздаль стал скопческой меккой. Великое множество скопцов появилось и в Москве.
Прижали скопцов только при Александре Втором, и тогда новое руководство секты решило, что пора залечь на дно. Пресса практически перестала писать о скопцах. Только в 1915 году появляется несколько статей в московских и питерских газетах, где трогательно рассказывалось о скопцах - матросах Балтийского флота, а также о распространении скопчества в сухопутных войсках Новороссийского края.
Последнее, что мне удалось извлечь из бездонных недр Публичной библиотеки, - краткое газетное сообщение о том, что в 1929 году в Ленинградской области и городе Горьком слушалось несколько дел о ритуальном членовредительстве. Упор делался на то, что все подсудимые были кулаками или буржуями - то есть классово чуждым элементом...

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.

— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.

Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.