Бог символом которого было страусовое перо. Религиозный символ страусиных перьев. Значение Маат для египетских фараонов

Сергей Иванов


Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет — чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона — Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука — это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога — Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.

Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6-7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:

«...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат — воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш — атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона — жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона — золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета — широкий пояс — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украшения — расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон — возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.

Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16-17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.

«...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

Маат-богиня справедливости

Маат (Аммаат) - древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута - пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.

Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат принимала участие в суде над душами умерших. При ней всегда было страусиное перо. Сердце умершего помещали на одну чашу весов, а перо Маат — на другую, так судьи могли видеть, тяжело сердце от грехов или нет. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы.

Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.

Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы). На египетских изображениях суда над мертвыми ими украшены головы божеств - "Властителей правды". Эмблема Маат, богини истины, справедливости и закона, Аменти - богини запада и мертвых, и Шу - символа воздуха и пространства. В семитской мифологии страус является демоном и может символизировать дракона. В зороастризме это божественная птица бури. Яйцо страуса, подвешиваемое в храмах, коптских церквях, мечетях, иногда над могилами, символизирует творение, жизнь, воскресение, бдительность. У догонов в Африке страус символизирует одновременно свет и воду, причем с водой ассоциируются его неровная походка и бестолковые движения.
единственная птица, которой в обычном словоупотреблении приходится подтверждать свою птичью природу ("птица страус") хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Неясность в его определении существовала и в Греции, где он изначально носил название, близкое к "воробей", но с, приставкой "мегас" (большой), а позднее появилась новая именная форма "букетверблюд", в чем решающую роль сыграли размеры бегающей птицы, форма ее ног и "парнокопытность". Птица известна в Средиземноморье с 5 в. до н.э. и встречалась тогда еще в Северной Африке, что подтверждается доисторическими и раннеисторическими наскальными рисунками. Аристотель приписал ему смешанную природу птицы и млекопитающего. Перо как символ египетской богини Маат было, очевидно, пером страуса. Раннехристианский текст "Физиологус" (2 в.) восхваляет "прекрасные, пестрые, сверкающие" перья и полагает, что страус "пролетает низко над землей... Все, что он находит, служит ему пищей. Также ходит он к кузнецам, пожирает раскаленное железо и тотчас, пропустив через кишку, возвращает назад, столь же раскаленным, как прежде. Но это железо благодаря пищеварению становится легче и звенит, как я это видел на Хиосе собственными глазами. Он кладет яйца и высиживает их не так, как обычно, а садится низко напротив и смотрит на них острыми глазами: они становятся теплыми, и тепло его глаз позволяет вылупиться птенцам... Отсюда яйца его могут служить для нас в церкви примером: если мы сообща встанем там с молитвой, то должны глаза свои направить к Богу, чтобы он отпустил наши грехи". Другое представление, согласно которому страусовые яйца высиживаются под воздействием солнечного тепла, служит символом появления Иисуса на свет без помощи родителей (зоологически, естественно, ложное) и девственного материнства Марии, а иногда и символом воскресения Иисуса из гроба. Басня о том, что страус в критических ситуациях прячет голову в песок и полагает, что становится невидимым (страусиная политика), вместо того чтобы убежать, сделала страуса символом "синагоги" (слепоты) и вялости (см. Фазан). Неспособность к полету бегающей птицы сделала его в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"), как и лебедя, символом лицемерия и ханжества. Хотя он часто расправляет свои крылья для того, чтобы лететь, но не может оторваться от земли, "подобно лицемерам, которые хотя и придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы... Так лицемер, из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот, не в состоянии устремиться в небесную высь" (Унтеркирхер) в противоположность соколам и цаплям, которые телом легки и не привязаны к земле. В геральдике страус тоже играет роль. Так, исходя из легенды о его способности переваривать железо, он помещен в гербе города Леобен (Штирия), где развита металлургия. С., изображенный в виде орла. "Бестиарий", 12 в. Библиотека Арсенала. Париж Страус как пожиратель железных подков. И. Босхиус, 1702 г. Мои крылья нс приносят мне пользы. (См. рис.8 в табл.9.) Хоть у меня есть крылья, я не летаю. символчто лучше не иметь талантов, нежели держать их под спудом. "Иметь и не пользоваться этим "Есть не наша слава, но позор. "Страус, украшенный множеством прекрасных перьев, из-за своей громоздкой туши не может подняться в воздух. Он использует свои крылья лишь для помощи в беге. Страус, дующий на насиженные яйца. //В добродетели он не сходен с другими. Ситуация, изображеиная на рисунке, в природе не встречается, но правдоподобие заключается в том, что страус, будучи убогим и безмозглым созданием, хоронит свои яйца в песке и заботу о них предоставляет доброму солнечному теплу. Такая нерадивость показывает недостаток любви к своему потомству и вызывает отвращение к страусиному характеру во всех странах, где он обитает, что делает его символом беспечного и небрежного родителя. "Дщерь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне." (Плач, IV, 3.) "Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их. Он жесток к детям своим, как будто они не его." (Иов, ХХХIХ, 14.) Два страусиных пера, близко расположенных друг к другу. //У нас есть все, чтобы объединиться. символ означает, что равенство в 1"1ле и возрасте, а также сходство моральных установок формируют 1^амые верные узы как в любви, так и в дружбе Поговорка. Подобное притягивается подобным. Страус, поедающий железо. //Это тяжсло переварить, но однако он его переваривает. символ того, что не существует непреодолимых трудностей, с которыми было бы невозможно справиться искренними стараниями и неутомимым прилежанием. (См. рис.7 в табл.18) Страус, глотающий подкову Добродетель преодолевает любые трудности. Распространенное мнение о том, что страус может переваривать железо, привело к возникновению аллегории силы и добродетели, для которых, как для желудка страуса, ничто не будет столь твердым, чтобы не справиться с этим и не переварить. На самом деле, страусы заглатывают мелкие кусочки железа с той же целью, что и другие птицы - гальку. Они их заглатывавт не для питания, а чтобы размять и перетереть съеденную ранее пищу, уменьшить работу желудка и открыть их весом выход в кишечник. .
ЕГИПЕТ
Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота.
Иероглиф "маат" - страусовое перо. - Прим. ред.
Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Одинаковая длина страусовых перьев стала причиной того, что их использовали как символ справедливости. Более вероятно, что перья имели специфич еское значение потому, что они принадлежали самой крупной птице Африки.
Поверье, что страус прячет голову в песок (в современном значении - "нежелание видеть факты"), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.

«Перо — то, что покрывает крылья».

(Этимологический словарь русского языка)

Приветствую всех, кто заглянул в наш сказочный лес!

Скажите, кто из нас не мечтал летать? Наверное, все мы когда-нибудь мечтали иметь крылья, ведь полет – с незапамятных времен запретная мечта человечества. Чтобы хоть как-то приблизить свою мечту люди придумали огромное количество приспособлений, которые позволяют нам передвигаться в воздушном пространстве, но еще не один человек не сумел обрести настоящие крылья и взлететь над землёй как птица.

Чтобы стать немного ближе к мечте, сегодня мы с вами снова отправляемся в загадочный лабиринт знаков и символов,где попытаемся познать тайну птичьего пера и «примерить» на себя крылья.

Ну что? Полетели!

Перо — со своей бросающейся в глаза символической характеристикой легкости, которое, согласно старому представлению, само поднимает птицу в воздух, часто символизирует небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Но есть и менее применимые на первый взгляд значения, которыми наделяли перо разные народы мира. Белое перо иногда символизирует облака, морскую пену и…трусость! Поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости. А, к примеру, оперенная корона может олицетворять лучи солнца.

Ацтекская коронаМонтесумы из 400 перьев

Давайте подробней рассмотрим многогранность символики пера!

Символизм пера у разных народов мира.

Перья являются широко распространенной эмблемой возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния.

Оперенное солнце, диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев эмблема Космоса и Центра. Каждое перо в перьевом головном уборе индейцев североамериканских прерий по происхождению своему означало память о боевых делах их носителя.

Отличительной особенностью непальской короны является плюмаж из перьев райской птицы, символизирующих возвышенность короля.

У египтян перо – верховная власть, истина, полет, невесомость, высота; эмблема богини Маат в качестве Истины. К божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины.

Осирисвзвешивает душу

Еще древние цари Египта носили двойную корону с двумя перпендикулярно-стоящими друг к другу страусиными перьями.

бог Атеф в двойнойкороне (Верхний и Нижний Египет) с перьями

Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты – Фрея, владела магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху. А оперенные одежды скандинавских шаманов давали способность летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения новых знаний.

Богиня Фрея

В даосизме перо – атрибут священника или «оперенного мудреца», означающее сообщение с тем миром.

В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.

У христиан перо означает созерцание и веру.

А в Великобритании три пера ассоциируются с лилией и являются геральдической эмблемой принца эльского.

В общем мировом религиозном символизме носить перья в одеянии, оперенные прически или иметь атрибуты из перьев – значит принять на себя силу и манну Птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться с тайным знанием птиц, познать их магическую силу и возвыситься над этим миром.

ПЕРО в сказаниях и мифологии.

Нельзя не отметить роль, которую играет перо в различных сказания, эпосах и мифах.

Еще в детстве наши бабушки читали нам сказку о прекрасной Жар-птице, перо из хвоста котороймогло заменить самое богатое освещение на долгое время, а потухнув, превращалось в золото. Также, говорили, что с помощью пера Жар-птицы можно было находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Жар-птица

Прототип огненной птицы можно встретить у разных народов мира.

Птицы и перо в целом являются значимыми элементами всех мифопоэтических традиций. Они выступают как символы божественной сущности, души, жизни, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, подъёма, роста, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, плодородия, изобилия.

ПЕРО в искусстве.

Перо с его таинственным символизмом недосягаемого плотно закрепилось в различных сферах искусства.

В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего, именно тогда появилась живопись Vanitas/Ванитас (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все – суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте, где писчее птичье перо стало негласным символом литературного творчества и поэзии на долгие времена.


CLAESZ., Pieter Vanitas with Violinand Glass Ball (1628)

Хочется также отметить еще один необычный вид живописи, где для придания хрупкости, воздушности и возвышенности своим картинам их начали рисовать прямо на птичьих перьях. На самом деле это очень древний вид искусства народов маори, но современные художники овладели им в совершенстве и сейчас есть практически в каждой стране.Самые известные из них, во многом благодаря интернету, это британский художник Ян Дейви, рисующий исключительно на лебединых перьях:

В других своих вариациях перо в живописи и скульптуре символизирует то, о чем мы уже упомянули в параграфах выше.

Рассмотрим несколько примеров использованья пера в скульптуре:

В данной скульптуре перо выступает символом литературного творчества и выделает Ершова как великого русского поэта, писателя и драматурга.


У здания Астраханского ТЮЗа на улице Муссы Джалиля можно заметить несколько скульптур на сказочную тему. Одна из этих скульптур изображает Иванушку-Дурачка и Конька-Горбунка. В руках у Иванушки – перо Жар-Птицы. Скульптура иллюстрирует эпизод сказки, в котором «Говорит ему конёк: “Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много непокою принесет оно с собою”». Автор памятника – волгоградский скульптор Сергей Александрович Щербаков.

Древнее общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Здесь перо, конечно же, символизирует попытку возвыситься нам остальным миром.

А современный британский скульптор Кэйт Макгуаер 2 года собирала птичьи перья, чтобы использовать их в качестве материала для создания своих невероятных работ.

С помощью все тех же перьев скульптор попыталась подарить зрителям ощущение, что перед ними находится какое-то фантастическое существо. Просто поразительно, не правда ли?

Перо очень часто используется в искусстве тату, где имеет много различных значений и символических оттенков. Еще старейшие шаманы, знахари и вожди древних индейских племен делали на своем теле татуировки в виде пера для того, чтобы разговаривать с богами и лучше их понимать. В современном мире существует два способа изобразить перо в татуировке – изобразить одно перо или в сочетании с каким-либо предметом и изобразить птицу.

Обычное птичье перо может являться символом доверия, полета, легкости, высокой духовности, мужества, любви к свободе, творчества и воли.

Перо орла – символ могущества, мужества, высокого полета.
Перо павлина – символ благородства, богатства, любви, солнечный символ.

Перья Жар-птицы – символ пламени, изящества, вечной красоты и таинства.














Крылья как символ.

Ведя разговор о птичьем пере, мы не можем не уделить отдельное внимание крыльям, как символу, приближенному к перу.

Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья - атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способность к взаимоотношениям между людьми и богами. Распростертые крылья - божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца. Тень крыльев означает божественную защиту и доверие. Окрыленное солнце или диск - это символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.

Крылья - принадлежность многих сверхъестественных существ (ангелов, демонических существ, фей, воздушных духов) в культурах древнего мира. К примеру, бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда.

Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды.

Крылья в изобразительном искусстве — символ возвышения духа и вознесения тела. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах. В самом широком значении искусства Классицизма и Барокко крылья символизируют ветер, дуновение, а также покровительство и защиту.

Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ тоже заимствовали крылья у птиц. Крылатый конь Пегас — одно из этих существ, он также проводник душ в загробный мир.

Крылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо.

Богиня Ирида

С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианстве. Крылатые Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей, а высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями.

Перо в скрапбукинге.

Использование настоящих перьев:



Оттиск пера на бумаге:


Вырубка и чипборд:


Маат , в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат принимала участие в сотворении мира и восстановления порядка. Она также играла весомую роль в загробном суде над богом Осирисом.

Древние египтяне верили, что каждый человек после смерти должен предстать перед 42 судьями. Далее он должен признать себя виновным или не виновным в грехах, при этом душа умершего взвешивалась на чашах весов, противовесом которых было страусиное перо богини. Эти весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор провозглашал Тот, супруг Маат.

Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра. Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия. Маат учувствовала в сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок. Так же она играла весьма значимую роль в загробном суде бога Осириса.

Древние египтяне четко верили в то, что каждому умершему человеку предстоит предстать перед лицом у 42 судей, и он обязательно должен признать свою вину в содеянных грехах. После чего они взвешивали душу человека на чаше весов, которые уравновешивались при помощи страусиного пера богини Маат. Это все было делается под контролем бога Анубиса, и в итоге приговор выносил Тот - супруг Маат. Если сердце этого человека сотворило множество преступлений, тогда чудовище по имени Амту, у которого туловище льва, а голова крокодила пожирала эту душу. Но если у покойного была жизнь, в которой «Маат всегда жила в сердце», тогда его душа считалась безгрешной и чистой, его оживали, и он отправлялся жить в поле, в раю.

В основном египтяне изображали Маат как женщину, к которой в волосах перо, и когда происходил суд, она ставила его на чашу весов. Так же они верили что «благодаря Маат, в Маат и для Маат».

Египетская богиня Маат

Египетская богиня Маат выступает в качестве персонификации справедливости, истины, божественного установления, вселенской гармонии и этических норм. Как правило, Маат изображалась в образе сидящей женщины с пером страуса на голове. Периодически ей пририсовывали крылья. На некоторых фресках Маат изображается только в виде своего главного атрибута - плоского холма, скошенного в сторону, на котором она часто восседает или в виде страусиного пера.

На мировом уровне Маат представляла собой божественный закон и порядок, который был дарован нашей Вселенной Творцом при сотворении мира. Согласно этому порядку времена года сменяют друг друга, звезды и планеты движутся по небосклону, взаимодействуют и вообще существуют люди и божественные создания.

Мировоззрение египтян во многом связывалось с представлениями об этой богине. Согласно египетским традициям, также как и все остальные боги, изначально крылатая Маат жила среди людей. Но их греховная сущность вынудила ее покинуть землю и последовать за своим отцом на небеса.

Существует понятие «принцип Маат», который включает в себя закономерность и правильность развития Вселенной, сплоченность человеческого общества, ответственность человека за свои поступки.

Царь, который был установлен на земле богом, поддерживает богиню Маат постоянными ритуалами и победоносными войнами, уничтожая Исефет.

Во время ежедневного богослужения к лику божества царь подносил статуэтку Маат, увенчанную страусиным пером. Таким образом, царь из обыкновенного человеческого властителя становится воплощением принципа царственности, вбирая в себя опыт предков и создавая базу для жизни потомков.

Статуэтка со страусиным пером служила воплощением принципа локальной гармонии. Таким образом, восстанавливая локальную гармонию, царь способствует укреплению вселенской гармонии, которая находится в непосредственной зависимости от локальной, провозглашается торжество порядка над изначальным хаосом.

Несмотря на тот факт, что изображений Маат существует неисчислимое множество, конкретно ее культу было посвящено всего несколько небольших святилищ. Культ Маат зародился еще в Древнем Царстве, а уже в Новом Царстве богиня стала почитаться как дочь бога солнца Ра. Священное насекомое богини - пчела. Священный материал - воск.

Титул жреца Маат носил великий визир, который одновременно служил верховным судьей. На груди визир носил золотой образ богини, как знак своего особенного статуса.

Маат - одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего. Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат.

На поддержание культа Маат было направлено большое количество всевозможных ритуалов, изображения которых все еще сохранились на стенах многих египетских святилищ: начиная с изображений царя, бьющего булавой врагов Египта и устанавливая таким образом, локальный порядок, до рельефов, на которых фараон охотится на болотных птиц. Птицы в данном случае символизируют врагов- поймав птиц хаоса, фараон приносит их в жертву, утверждая богиню Маат.

Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат

Богиня истины, космического закона и справедливости. Изображена она крылатой женщиной с пером на голове. Была женой бога мудрости Тота. Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества. После физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина. Символом Маат было страусовое перо. Оно служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная в Древнем Египте около пять тысяч лет назад. Она называлась «шетит». Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Эта единица была чисто теоретической. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту».

Такова была совершенно умозрительная единица цены. Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Его держали в уме. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств на охрану перевозку и пересчет. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать и спекулировать несуществующими деньгами. Египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость — в облике богине Маат. И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский. В небесах уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.

В одном из папирусов приведены «речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богини Маат». Вот его слова: «Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью.

О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей. Я был в мире с Богом, его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку — потерпевшему кораблекрушение. » И в дальнейшем умерший не раз ссылается на Истину и Справедливость. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маат.

В гимнах Ра у солнечного бога называется надежная опора — богиня Маат. В одном из гимнов даже сказано: «Ра живет в прекрасной Маат». По-видимому, так подчеркивался факт, что для землян Солнце действительно является олицетворением порядка и справедливости, бесконечной щедрости ко всему живому. И не случайно фараоны, желая подчеркнуть свое сходство с богом Солнца, нередко называли себя «владыка Маат». В середине III тысячелетия до н.э. верховный судья Египта носил титул «жрец Маат».

Источники: vsemifu.com, pagandom.ru, mithology.ru, aiia55.ucoz.ru, cosmoenergy.ru