Достопримечательности Дербента: список, фото и описание. Армянский храм в дагестанском Нюгди: память о первых христианах Нюгди армянская церковь погосян

Корреспондент “Русской планеты” Муса Мусаев побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России - часовня святого Григориса. “...Хотя сами армяне давно уже не живут в Нюгди, они продолжают следить за состоянием храма”, - подчеркивает автор публикации.
Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем. Армамс Данилов, армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтобы показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали из-за деревьев выглядывает купол храма.
Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I село временно отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать в глубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. “Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали в Нюгди на поклонение”, - писал в “Истории Дербента”, вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.
Ну вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века и вовсе оказалась заброшенной и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно, как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник - самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба и говорит, что такие же росли на крыше храма.
Армяне, выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжают от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма и благоустройство территории вокруг него. Среди них - медиамагнат Арам Габрелянов.
Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах - иконы святого Григориса и других святых мучеников, распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.
“Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале”, - рассказал нам заместитель директора Дербентского музея-заповедника Вели Мирзоев.
Из предания церкви известно, что в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.
Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, “в краю маскутов”. Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины построил часовню.
Согласно историческим сведениям, в 313 году царь Урнайр (из династии Аршакидов) вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя Григорис по просьбе Урнаира был рукоположен в епископы Албании и Иверии.
Историю про святого Григориса РП рассказал руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян. “Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, - говорит Данилян. - Но христианские ценности “не убий”, “не укради” противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря”.
Историк VII века Моисей Каланкатуаци в своем труде “История страны Алуанк” писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.
На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году на месте часовни возвели храм.
Перевод армянской надписи над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: “Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916”. Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.
Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированный 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.
В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей и завещал сыну отдать его “хозяивам”, когда придет время. Сын выполнил волю отца.
Надпись на камне гласит: “Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.”. В письменных источниках 1850 года говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц: “...Построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила...”

Церковь Святого Григориса – часовня , возведенная в память о событиях IV века, в селе Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента.

В начале 4 века Григорис распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе - в Грузии и в Кавказской Албании. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. В труде Моисея Каланкатуаци «История страны Алуанк», написанном в 7 веке, сказано, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там.

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню гласит: "Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.".

Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

Длина часовни – 17 м, ширина – 13 м, высота с куполом около 18 м.

На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.

С четырех сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста .

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян (об этом сообщается в статье В.Г. Гаджиева и В.Григоряна «Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор»). Ерзинкян написал статью «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликовав ее в газете «Мегу Айастани», выходившей в Тифлисе на армянском языке.

Часовня святого Григориса была одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века.


В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди имелся камень с надписью на армянском языке. Этот камень найден уже в наше время, когда стало известно, что один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время этот камень «хозяевам». Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. 1879 г.».

В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены часовни св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство - нет. Но, несмотря на это, жители села почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры.

Замысел современной реставрации возник, когда люди стали возвращаться к вере своих предков. С 2004 года работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке Армянской Апостольской церкви, а также местных властей и группы единомышленников.


Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Огорожен участок земли вокруг храма, сделана ограда. В настоящее время храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник – Мелик-Мамед Агабалаев написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы .

Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные неизвестно кем ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. В этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.

Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России - часовня святого Григориса.

Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем. Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.

Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», - писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.

Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник - самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.

Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них - медиамагнат Арам Габрелянов.

Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах - иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.

– Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, - рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.

Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.

Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, «в краю маскутов». Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины, построил часовню.

– В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан -алпан - являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, - рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.

Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.

Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.

– Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, - говорит Данилян. - Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.

Историк VII века Моисей Каланкатуаци, в своем труде «История страны Алуанк», писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году, в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас, и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.

На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.

Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.

Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…».

В селе Нюгди осенью 2011 года был освящен купольный крест и святые изображения в недавно отреставрированной церкви Сурб Григорис (Святого Григориса) . Это уникальный храм. Он был построен в 337 году в честь Григориса – первого епископа Кавказской Албании, который принял мученическую смерть за христианские идеи и их проповедь для здешних граждан. Святой Армянской Апостольский церкви, Григорис, которого язычники волокли по прибрежным камням, привязав к лошади, был похоронен в монастыре Амарас. Место захоронения его тщательно скрывалось, но со временем забылось. Мощи его были обретены только в 489 году. В Нюгди очень гордятся тем, что история связывает их с легендарной личностью. Эта часовня, построенная в честь Григориса, даже в советские годы была признана памятником истории. Однако в те времена за ней никто не ухаживал, и она постепенно обветшала.


Лидеры «Союза армян России» и их единомышленники недавно обратили на спасение памятника пристальное внимание. Они занялись укреплением стен, крыши и купола, провели внутренние отделочные работы. Теперь армяне могут ежегодно приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа, чтобы поклониться Святому Григорису . В 2008 году о возрождении церкви его памяти был снят документальный фильм «Дорога к храму». В 2010 о нем написали в газете «Ноев ковчег». Люди узнали, каким образом складывались исторические связи Дербента с христианской культурой. Кстати, считается, что именно в этой часовне захоронены мощи святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, которые были привезены в Албанию Святым Григорисом. Надо отметить, что к христианскому мученику с уважением относились не только единоверцы, но и местные жители – мусульмане. Было б иначе, часовня вряд ли сохранилась до наших времен.


Рассказывают даже, что один из местных жителей хранил у себя дома каменную плиту с надписью на армянском языке. Может, он и не знал, что на ней написано, но перед смертью завещал своему сыну передать хранимую им реликвию хозяевам. Сейчас эта плита находится в церкви Святого Григориса . На ней высечены имена тех, кто вносил пожертвования на благородное дело ее ремонта в 1878 году. Предпоследний раз храм ремонтировали в 1916 году. И вот последний – недавний. Работу выполняли ереванские строители, которыми руководил архитектор Давид Погосян, известный своими благотворительными акциями подобного рода. И еще одна невероятная закономерность: местные художники–мусульмане, руководствуясь консультациями специалистов, написали для церкви четыре храмовых иконы. Вот уж действительно дружба народов.


Историки не скрывают того, что сегодня церковь Святого Григориса выглядит не так, как было это много веков назад, хотя при восстановлении строители даже нумеровали камни, чтобы максимально воссоздать прежний облик. Зато дух этого храма не утрачен . Пятнадцатилетний проповедник Иисуса Христа не забыт. Этот внук Григория Просветителя, крестивший Армению в 301 году, стал народным героем. Традиция его почитания, перенесенная через несколько столетий, может служить образцом взаимоотношений народов, исповедующих разную религию. Наверное, и впрямь Бог един, хотя для всех он разный. Кстати, армяне совершают паломничества в эту деревню еще с древнейших времен. И это тоже сыграло определенную роль в сохранении памятника. Каждый год здесь благоустраивается территория, и тут никогда не пахло запустеньем.


Адрес: 368615, Дагестан, Дербентский район, с. Нюгди

Память о первых христианах
Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России — часовня святого Григориса

Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем.

~~~~~~~~~~~



Храм святого Григориса


Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.

Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», — писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.

Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник — самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.

Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них — медиамагнат Арам Габрелянов.

Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах — иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.

Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры. Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, — рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.

Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.

Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, «в краю маскутов». Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины, построил часовню.

В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан —алпан — являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, — рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.

Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.

Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.

Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, — говорит Данилян. — Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.

Историк VII века Моисей Каланкатуаци, в своем труде «История страны Алуанк», писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году, в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас, и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.

На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.

Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.

Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…»