Ханука методическая разработка на тему. Школьный театр Действующие лица - ханукальные свечи

Вед.: События, о которых мы вам расскажем, произошли давно, больше двух тысяч лет назад. Евреи тогда жили в своей стране, которая называлась Иудея. Три раза в год на самые главные праздники все евреи приходили в Храм. Больше всех сокровищ мира они ценили свою главную книгу – Тору - и точно выполняли все заповеди.

Но случилась так, что Иудею захватили греки. Это была большая армия сильных и красивых воинов. Они шли по миру, покоряя страну за страной, и всюду заставляли людей жить по своим правилам и поклоняться греческим богам. Боги у них тоже были очень красивые – все народы с радостью поменяли на них своих глиняных идолов.

И лишь евреи не согласились жить по греческим правилам…

Они изучали Тору (на сцену выходит еврей в талите со свитком и читает несколько слов из Берешит и остается стоять, «замирает»)

Они встречали Шабат (на сцену выходит «семья», у «папы» в руках бокал для кидуша, у «мамы» - подсвечники со свечами или салфетка для халы, можно еще ввести «детей». Говорят друг другу: «Шабат шалом!» и остаются стоять, «замирают»)

Они учили детей (на сцену выходят «отец» и «сын», «отец» показывает в книге буквы и говорит: «Эта буква – „алеф“. Повтори! (ребенок повторяет „алеф“), а эта – „бет“ и т.д. Остаются стоять, „замирают“)

Они молились единому Б-гу (все поют одно из благословений)

Входят греки (8-10 человек,) под маршевую музыку

1. Что за странный народ? Чем они заняты – кто разберет?

2. Эй, выходите, научим мы вас нашей гимнастике, смотрите: И – раз! (кто-то один делает колесо, другой отжимается и т.п.)

3. Эй, выходите, хватит бояться! Мы вас научим, как следует драться! (кто-то показывают несколько „приемов“)

4. Эй, выходите, пора вам узнать, как надо красиво на сцене играть! (этюд с масками)

5. Эй, выходите, пора вам узнать, как надо правильно танцевать! (танцуют греческий танец)

Выходит Антиох Эпифан:

Хватит уговаривать евреев!

Мы их лучше силой одолеем!

Не хотят, как греки, жить – заставим,

Им свои условия поставим!

Слушай мой приказ: во-первых,- Тора.

Отобрать ее без всяких разговоров!

Во-вторых, язык еврейский запретить

И заставить греческий учить!

В-третьих, надо отменить Шабат,

Пусть работают все дни подряд!

А в-четвертых, Зевса в храм пора поставить

И евреев ему кланяться заставить!

Вед: Наступили для Иудеи страшные дни…

Под энергичную музыку „греки“ подходят по очереди к группам евреев и отнимают у них все. Греки уходят. Евреи остаются.

Звучит печальная еврейская песня или нигун. Евреи выходят вперед и танцуют еврейский грустный танец. Танец закончился, евреи остаются стоять

Выходит Иегуда Маккавей:

Я – Иегуда Маккавей!

Горжусь я тем, что я еврей!

Я встану во главе народа,

И мы посмотрим, кто сильней!

Евреи! Нам не время ныть!

Пора народ наш защитить!

Пусть мало нас, но с нами Б-г!

Он нам поможет победить!

Детей продолжим мы учить,

Чтоб Тору нашу не забыть,

А взрослым воевать пора учиться,

Чтоб греков армию разбить!

Евреи танцуют „героический“ танец (например, „Бану Хошех…“), берут мечи, гордо уходят.

Выходят „группа детей“ и „учитель“

Учитель: Дети, мы буквы начнем изучать,

Только нам надо быть осторожными,

Греки чтоб нас не могли отыскать….

Ребенок 1: А я уже знаю, как их обхитрить:

Будем волчок мы по кругу крутить!

Буквы четыре напишем на нем

Выучим эти – другие возьмем!

Ребенок 2: Если же греки узнают про нас

Мы сочиним правдивый рассказ

Скажем, что мы тут на деньги играем,

Греки отстанут от нас в тот же час!

Начинают по очереди крутить волчок, выкрикивая буквы: Гимель, хей, нун, пэй!

Здесь может быть песня и танец «Севивон, сов-сов-сов»

Вед: Три года билось маленькое еврейское войско с огромной греческой армией.

Евреи прекрасно знали свою страну, знали, в каких местах укрываться и откуда нападать. Они умели стремительно продвигаться между скал и взбираться на вершины холмов. Иегуда Маккавей и его друзья нападали на врагов ночью, прыгали на них со скал и не давали им опомниться. И им удалось изгнать греков из Иерусалима!

Входит Иегуда Маккавей и воины:

Свободен Иерусалим!

И вновь, как встарь, непобедим!

Мы город наш освободили

И Б-га мы благодарим!

Но мы не можем в Храм войти!

Здесь грязь и мусор на пути

Храм осквернен, разлито масло..

Теперь нам некуда идти…

Не время грусти предаваться!

Пора за дело приниматься

Очистим Храм, зажжем Менору,

Теперь нам нечего бояться

Танец, символизирующий уборку (в этом танце могут участвовать все дети, т.е. «греки» к этому моменту могут «превратиться» в «евреев»)

Выходит еврей в талите:

Евреи, нужен ваш совет:

Менора - вот, а масла нет!

Нашелся лишь один кувшинчик

Но лишь на день он даст нам свет.

В те восемь дней, пока готовим масло,

Что делать, чтоб Менора не погасла?

Пусть лишь на день огонь зажжем —

Молитву Б-гу вознесем!

Наполним день священным светом —

И в Храм торжественно войдем!

Дети говорят по фразе:

И они зажгли менору.

И свершилось великое чудо!

Масло, которое должно было гореть всего один день, горело восемь дней.

А через восемь дней было готово новое масло, и огонь в Меноре больше не ослабевал.

Гаснет свет. Под музыку (брахот на Хануку) торжественное зажигание Ханукии.

Зажигается свет.

Брахман Алексей

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

1.Привет, салют, какое счастье,

Что праздники у нас так часто!

Едва закончился шаббат,

О Хануке все говорят!

И значит снова выходной:

И первый день и день восьмой!

2.Тебе бы только выходной!

Ты нас не путай, дорогой!

В зал детвора сейчас войдет.

Включи нам музыку на вход!

Музыка. Вход.Песня. Танец.

1.На Хануку по всей планете

Поют и веселятся дети!

И зажигаются огни,

Как маяки горят они.

Чтоб к нам с планеты незнакомой

Вдруг-раз!- и гости прилетели!!!

Кружочек сделали и сели!

3. Ага! С Сатурна или Марса!

И привезли нам ящик «Марсов»!

И марсианской кока-колы

3. Не знаю. Для прикола!

Звучит космическая музыка и появляются «зеленые человечки»

1. Ваши световые сигналы отслежены!

Здравствуйте, братья по разуму!

Мы адекватны, приятны и вежливы,

Владеем вашим наречием базовым!

Готовы к обмену культурой и знанием!

Как и сообщали телеграфом заранее!

Интересуемся вашей историей и традицией!

Но и своей готовы делиться мы!

Вот это да! Межпланетный культурный обмен!

А может вы переодетые дети?

Да ни за что на свете!

Настоящие братья по разуму?

Как и было уже выше сказано!

Культурный обмен начинается!

Как это все называется?

1. Это все Ханука! Праздник чудес!

Чудо на базовом языке будет…. Нес!

2. Малый кувшинчик- важная роль!

Чудо большое -т.е. Гадоль!

3. Все мы поверили в чудо, друзья:

Было, случилось… Значит, hайя!

4.Чудо случилось в Израиле, там…

Там чудо-по, а в Москве чудо- шам.

Вы нам пустили лапшу по ушам.

Просто на базовом там-это шам.

Древние греки на древних евреев

Стали давить все сильней и сильнее:

Мол, откажитесь от веры своей,

Наша количеством явно сильней!

Ссоры и споры и все горячей…

Древние греки имели мечей!

Древних евреев повел Хасмоней!

Храбрый и мудрый древний еврей!

Были сражения, битвы, бои.

Греки убрались с нашей земли!

И освящен был с победою Храм:

Чудо же Хануки- памятью нам.

Так вот за что они сражались смело!

И 8 дней Менора их горела!

Светила вдаль, и вширь и в глубь, и ввысь!

И нам теперь Ханукия зажгись!

Мы улетим к себе, и там в вселенской дали

Припомним все, что вы нам рассказали!

О чудесах, о вере о Меноре!

О том, как побеждает мудрость Торы!

Пускай теперь Ханукия горит,

И свет ее над всей Землей летит,

И в космос,к вам, в немыслимые дали!

Но все-таки… Вы нас не разыграли?

«Зеленые человечки» снимают маскарад.

Это наши!

Такие же наши, как и мы…А розыгрыш… Ну и что, зато у нас был повод рассказать о Хануке, разве нет?

Сценарий школьного праздника Ханука. 2009 г.

Традиционный вход в зал под музыку.

Звучит песня о Хануке.

ПЕСЕНКА ПРО ХАНУКУ:

Новая песня о Хануке. (Мелодия- «Песенка о лете» Е. Крылатов)
Ханука шагает по планете!
И о ней поют сегодня дети!
Ханука чудесней всех на свете-
Подпевайте нам, друзья!
Ханука, Ханука
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля+
Ханука, Ханука
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Ярче звезд сияют наши свечи,
Чудо согревает этот вечер,
Ханука обнимет нас за плечи,
Потому что мы друзья!

Ханука - история о чуде.
Никогда ее мы не забудем,
И ханукия напомнит людям:
То что чудо было там!
Разговор о вере и о чести.
В Хануку евреи будут вместе.
В Хануку поем мы эти песни.
Ну-ка подпевайте нам!
Ханука, Ханука
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля+
Ханука, Ханука
Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Девочка-Учительница: Здравствуйте, ребята. У нас в школе пополнение, 4 новых мальчика. Они поступили в нашу школу сегодня, в начале празднования Хануки. Надеюсь, вы подружитесь!

1. Не то что задираю нос,
Но у меня возник вопрос:

Я слово услыхал сейчас,

Его пропели двадцать раз…

Что значит Ханука, скажите,

И все по пунктам разъясните!

Историю, закон, обычай:

Хочу все знать я на «отлично»!

2. Нет, нет!Совсем неинтересно!
Мне это слово неизвестно,

И знать его мне неохота:

Да ну вас с Ханукой в болото!

Я- ягода другого поля.

Ко мне не приставайте боле!

3. Мне тоже слово незнакомо,
Его не слышал я ни дома,

Ни во дворе, ни на площадке…

Но так ругаться, право, гадко!

И говорю вам по уму:

Сейчас не знаю, но пойму.

4. Заладили, ля-ля, чу-чу!
А я, признаться есть хочу!

Хочу поесть, попить, поспать!

И ничего не изучать!

(Садятся)

(Выходят другие ученики- старожилы)

5. Вот это новенькие, здрас-с-сьте!

Готов их разорвать на части!

Или другой подвергнуть казни!

Не знают ничего про праздник!

6. Не злись, не злись! Остынь скорее!

Есть в мире разные евреи,

И к Знанию их путь различен:

Кто хочет знать, кто безразличен,

Кто не желает вовсе знать,

А кто не знает как сказать.

7. Всегда так было и везде.

Все как в Пасхальной Агаде:

Четыре сына ждут рассказа,

Чего тянуть, давайте сразу:

8. Начнем о Хануке рассказ

Для всех: для них, для вас, для нас!

О, в мире нет печальней повести

Чем о свободе и свободе совести!

Номер из праздника какого-то из прежних:

Реп на мотив «Ночного дозора» можно скачать здесь: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2336736, а слова вот:

Исполняется на мотив песенки из «Ночного дозора»

Жил был священник Матитьяху Хасмоней

По национальности - естественно, еврей,

Он жил в Иудее две тыщи лет назад.

Пришел к нему в деревню греческий отряд.

У них цивилизация, военный перевес.

Культур-мультур, во всем прогресс.

Проявили рвение-собрали население.

А ну-ка выходите,

На статую глядите.

Вот это император,

Наш славный Антиох.

Все на колени!

Он ваш бог!

И треснул мир напополам, какой там бог!

Ваш император просто псих, он очень плох!

Поднялось селенье и врезало грекам…

В гробу мы видали сверхчеловеков!

А статую вдребезги!-так ей и надо!

Терпение наше закончилось….. греки!

В горы потом ушли Хасмонеи,

И называли себя Маккавеи.

Стали вождями, не ведая страха,

Пять сыновей старика Матитьяху.

Прятались в горах, нападали внезапно,

Освобождая страну поэтапно…

Хоть Антиох и бесился, понятно

Но пораженье терпел многократно…

Не мог победить он веры еврейской!

И армии гибли в горах Иудейских!-

Шагали вперед боевые слоны!

Но враг не увидел бегущей спины!

Храбрец Элиэзер поднялся с мечом:

Подумаешь, слон-нам слоны нипочем.

И треснул мир напополам, какой там слон!

Вот он шагает, этот монстр, напролом!

За нашу веру мы вступаем смело в бой!

Кто за Гашема, эй, евреи, все за мной!

И вот уже греки в страхе убегают..

Кто за Гашема- всегда побеждают!

И мы теперь шагаем в Ерушалаим.

Храм очищаем и убираем.

Его мы освятить сумеем очень скоро!

Какая неприятность-нет масла для Меноры!

Нашли один кувшин-еле-еле-еле…

Другое привезут лишь через неделю!

Какое решенье тут можно принять…

Нечего откладывать-будем начинать!

И треснул мир напополам-волшебный свет!

Горит в Меноре восемь дней -сомнений нет!

А если кто-то, кое где у нас порой….

Кто за Гашема- эй. Евреи-все за мной!

Выходит, что свет, загоревшийся в Храме,

Сквозь толщу веков к нам приходит в Ган Хама!

Выходит, что чудо приносится верой.

И малый кувшинчик- великая мера.

И малый народ против сильного войска

Сражается с верой, чудесно, геройски.

На малый Израиль у всех свои виды…

Идут голиафы сражаться с Давидом…

Но свет у Давида в пастушьей душе,

И свет у Давида в пастушьей праще!

И вот Голиафа несут на плаще.

А понял он что-то? Поймет ли вообще?

Опять кто-то из новеньких:

Так вот что за свет дарит ханукия…

И мы в круге света!

И я в нем!

И я в круге света!

Вся школа!

Земля в круге света!

Планета Земля!

Ханукия зажигает огни!

Это Машиаху знак- маяки!

Светят они, вот мы, здесь, появляйся!

В город, где Храм возведем, поднимайся!

Ханука, Ханука, Светлые дни!

В школе ГАН-ХАМА зажгутся огни!

Разные взрослые, разные дети,

Будем же в Свете, Хануки свете!

СЦЕНАРИЙ ХАНУКАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Борис Финкельштейн

Ведущий:
Две тысчи (тысячи) двести лет из года в год по разным уголкам большой планеты
в день 25 кислева мой народ, как чудо, возрождает праздник света.

Мы в этот праздник зажигаем свечи... И, чтоб традиция была соблюдена,
от первого дня до восьмого каждый вечер к свечам горящим добавляется одна!

В те годы давние, в правленье Антиоха (царя сирийского, из греческого рода)
душилось все: от веры до свободы... Жилось евреям Иудеи очень плохо.

Там насаждалась чуждая культура... Мученья, пытки, казни, произвол...
Дилемма выбора на меньшее из зол - без права выбора под властью самодура.

Сцена 1
Маленький городок Модиин. Собрались верующие. Слышны слова молитвы:

"БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОГЭЙНУ МЭЛЭХ ГАОЛАМ..."

В этот момент врываются греческие воины.

Аппелес (командир греческого отряда):
Вы только посмотрите, что здесь происходит? Они опять нарушают приказ нашего повелителя

(Прервав молитву, евреи замерли в ожидании)

Аппелес (Оборачивается к подчиненному):
Внесите статую Зевса! (греческие воины вносят статую)
Слушайте все! Наш повелитель, царь Антиох, отныне и навечно, под угрозой смерти, повелевает: вы, евреи, не должны читать и изучать Тору, соблюдать еврейский Закон! Особой каре подвергнется тот, кто будет праздновать субботу или обрежет младенца мужского пола! Вы, евреи, обязаны молиться и поклоняться греческим богам. Тех, кто ослушается данного повеления, ждет смерть.

Из группы евреев выходит почтенный старик.

1-й еврей:
Уважаемый! У нашего народа с Нашим Б-гом заключен Союз. Мы верим только в него и не можем поклоняться другим богам. Мы готовы подчиняться вам во многом, но только не в том, что ты только что приказал.

Аппелес (кричит):
На колени, старик! Вот - твой БОГ! (указывает на статую Зевса) Клянусь Громовержцем, я исполню данный мне приказ, даже если для этого придется предать казни каждого второго из вас! На колени, старик!

(Он хватает старца и тащит его к статуе Зевса. Старик сопротивляется. Воин поражает старца мечом. Толпа вздрагивает, раздается глухое "Ах!" и потом опять слышны слова молитвы "БАРУХ АТА А-ДОНАЙ Э-ЛОГЭЙНУ МЭЛЭХ ГАОЛАМ...")

Аппелес (приказывает своим воинам):
Хватайте следующего! (Его взгляд останавливается на дрожащем от страха еврее.) Вот этого - сюда!

(Греческие воины подводят к нему еврея. Тот идет на негнущихся ногах и дрожит.)

Аппелес:
Иди, поклонись своему богу (указывает на статую) и принеси жертву на алтарь, или, клянусь, тебя ждет та же участь! (указывает на лежащего в крови старца)

(Испуганный вероотступник, согнувшись, направляется к статуе Зевса)
(Из толпы слышится голос: "Остановись! Не делай этого!" И тут же шепот: "Маттитьяху Хасмоней... Первосвященник...")

Маттитьяху:
Наш Б-г заповедовал нам не кланяться идолам. Наш Б-г один, и не будет для нас других богов!

(Вероотступник трусливо падает на колени перед статуей Зевса)

Маттитьяху:
Ми ле-хаШем - элай! - Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!

(Мататьяху бросается на отступника и убивает его возле самого алтаря. В то же время сыновья его нападают на Апеллеса и его отряд, перебивают всех и разрушают греческий алтарь)

Сцена 2

Наместник сирийского царя Антиоха IV Эпифана и его камарилья возлежат и пируют. Перед ними рабыни исполняют греческий танец. В зал вбегает гонец. Танец прерывается.

1-й Гонец:
О, повелитель! В Модиине - бунт! Евреи убили твоих воинов! Какой-то их жрец собрал непокорных и увел их в горы.

Наместник:
Кто впустил сюда этого паникера?! Прервал праздник из-за какого-то пустяка! (Начальнику Иерусалимского гарнизона) Отправь пару сотен моих солдат, и чтобы завтра голова этого бунтовщика лежала у моих ног! (Танцовщицам) Продолжайте!

Девушки танцуют. Веселье возобновляется. Но через короткое время вбегает другой гонец.

2-й Гонец:
Мой повелитель! Наши воины попали в засаду. Только один раненый добрался в лагерь с этой горькой вестью. Предводитель евреев, какой-то Йехуда Маккавей, грозится поднять весь Израиль!

Наместник:
Смотрите, как напуган! Горстка трусливых евреев, не умеющих держать меч в руке, грозит мне и моему доблестному воинству. Пора преподать им урок, чтобы другим неповадно было! (Начальнику Иерусалимского гарнизона) Довольно тебе пировать да нежиться! Собирай войско! И чтобы через неделю на этой земле даже памяти от них не осталось! Не щадить ни стариков, ни малых детей!

Сцена 3

Лагерь греков. Все спят. Только часовые, перекликаясь, ходят вокруг лагеря.
В темноте к ним подкрадываются еврейские воины. Они одновременно поражают часовых. По взмаху руки все еврейское войско с боевыми кличами врывается в греческий лагерь. В бою погибает предводитель войска, а само войско частично перебито, частично - разбегается.

Сцена 4

На сцене появляется Ведущий.

Ведущий:
Великий Храм, как отраженье горя, был осквернен. В святилище народа -
мрак, запустенье... На три долгих года погасло пламя в золотой Меноре.

25 Кислева. Евреи входят в Храм. Часть из них - с мечами за поясом, часть - в молитвенной одежде.

В Храме - разгром и опустошение. Какое-то время они ходят по Храму и наводят порядок.

Первосвященник:
Наконец, мы вернулись сюда и вновь можем вознести наши молитвы Всевышнему из Его дома! Но прежде всего, евреи, мы должны очистить и освятить Храм. Надо зажечь в Меноре Священный огонь. Ищите масло!

Все бросаются на поиски масла. С разных сторон слышны возгласы: "Разбит сосуд!.. Разлито масло!.. Все осквернено!.. Нет ни одного уцелевшего кувшина с маслом!.." Но в конце один радосный возглас перекрывает остальные: "Есть! Один целый кувшин! Запечатанный! Один-единственный!" С благоговением несут его Первосвященнику.

Первосвященник:
Ищите еще! Этого масла хватит только на один день горения. А для приготовления нового потребуется восемь дней!.. Ищите!.. Ищите!..

Опять отовсюду слышны возгласы: "Разбит сосуд!.. Разлито масло!.. Все осквернено!.."

Постепенно все опять собираются вокруг Первосвященника

Первосвященник: (Обращаясь к Б-гу)
Помоги нам, Всевышний! Масла мало. Но мы зажжем светильник, и будем готовить новое масло. (Зажигает Храмовый светильник).

На сцене опять появляется Ведущий.

Ведущий:
На день горенья масла в том сосуде, а нужно восемь, чтобы новое созрело!..
И ровно восемь масло прогорело, огонь свободы сохранив. Такое чудо!

Мы в этот праздник зажигаем свечи...
И, чтоб традиция была соблюдена,
от первого дня до восьмого каждый вечер
к свечам горящим добавляется одна!

Две тысчи (тысячи) двести лет из года в год
по разным уголкам большой планеты
в день двадцать пятого кислева мой народ,
как чудо, возрождает праздник света.

На сцене - зажженная Хануккия. Музыка, песни танцы.

Действующие лица - ханукальные свечи

Девять детей со свечами в руках стоят в ряд, тот, кто стоит в середине - ниже всех ростом, и его свеча, в отличие от других, зажжена. Это - "шамаш". После произнесения текста каждой из "свечей", "шамаш" подходит к ней и зажигает ее свечу от своей. Между выступлениями "свечей" можно вставлять концертные номера.

1-я свеча:

Историю тебе одну
поведаю я... В старину, -
То было в страшную эпоху -
Царем сирийским Антиохом
Евреям дан наказ был строгий:
Забыть обычаи и Бога,
Законам эллинским служить
И идолам поклоны бить.
И старый коhен Матитьяhу
Призвал сынов своих к отваге-
Пять славных братьев Маккавеев
На битву подняли евреев
И войско вражье победили,
Честь, правду, Тору защитили!
За это предкам наш поклон.
В их честь зажгу я свой огонь!

2-я свеча:

О Йеhуде, одном из братьев,
Хочу сейчас я рассказать вам.
Он был отважен и умен
И Божьим даром наделен.
Он в бегство обратил врагов,
Народ избавил от оков,
Йерушалаим освободил
И Храм очистил, освятил.
Зажег лампаду в нем Йеhуда.
Произошло там с маслом чудо!
Зажгу я в честь него огонь -
Пусть никогда не гаснет он.

3-я свеча:

Был самым младшим Эльазар.
И он познал войны кошмар,
И он упал на поле брани,
Слона врагов смертельно ранив.
Благодаря таким, как он,
Израиль снова был спасен.
Зажжем же сыну Матитьяhу
Свечу, как дань его отваге!

4-я свеча:

Первосвященник Йонатан
Израилю был Богом дан.
Он правил честно, справедливо,
Врагам на зависть, всем на диво!
И стал он жертвою интриг -
Сирийский меч его настиг.
Но славу братьев Маккавеев
Умножил он среди евреев.
Навеет пусть свеча огнем
Воспоминание о нем.

5-я свеча:

Отдали жизнь за свой народ
Все братья Маккавеи.
Лишь Шимон выжил, он живет
Во благо Иудеи:
Изгнал из всей страны врагов,
И зажили счастливо!
И отмечали каждый год
Свечей зажженных диво.
Пусть свечка трепетным огнем
Напоминает нам о нем.

6-я свеча:

Были владыки, были тираны,
Что наносили Израилю раны...
В веке двадцатом, в расплавленной мгле
Рухнули все представленья о зле,
Войны померкли в сравнении с этой:
Лагери смерти, еврейские гетто...
Смерч истребленья витал над народом,
Но не сломились фашистам в угоду.
Жертвам фашизма, жертвам террора,
Жертвам "гулагов", голодоморов
Вечная память! Этот огонь -
Символ надежды, протест против войн.

7-я свеча:

Прошел еврейский наш народ
Сквозь муки и гоненья,
Терпел чужих царей, господ,
Святынь уничтоженья.
Но веры искру зажигал
Огонь священной Торы.
Во тьме веков народ наш стал
Передвижной Менорой!

8-я свеча:

Рассыпаны по всей земле,
По всей планете,
Мы все нуждаемся в тепле,
В свободе, в свете.

Пускай же радость новых дней
Лучами брезжит,
И ханукальный свет огней
Зажжет надежды!

Для входа детей в зал стоит подобрать музыку "космического" плана. Еще бы, нам предстоит космическое путешествие.

Ведущий: Шалом! Дорогие друзья, в этом году на праздник Ханука мы отправимся в космическое путешествие. Почему бы и нет? В прошлом году мы совершили полет на Машине времени - помните? Так что для нас нет ничего невозможного - тем более, что дни Хануки - дни чудес. Я - ваш капитан корабля. Внимательно слушайте меня и все повторяйте, что скажу:

Экипаж к полету готов? А вы отвечайте: - Готовы!

Включить приборы! (имитирует нажатие кнопок) Чик!Чик!

Дети: Есть включить приборы! Чик! Чик!

a.. Подать напряжение! (имитирует включение рычага) У-У!
b.. Дети: Есть подать напряжение! У-У!
c.. Включить зажигание! (имитирует зажигание спички)Тш-ш!
d.. Включить моторы! (делает руками "вертушку") Ж-Ж-Ж!
e.. Контакт!
f.. Есть контакт!
g.. Пять, четыре, три, два, один (на каждый счет выбрасывает руки: вправо, влево, вверх одну, вверх другую, и медленно опускает крича) -Урра! Ну это был пробный, тренировочный взлет, теперь вы все помните, не ошибетесь и мы сейчас взлетим уже по-настоящему.

Снова играют и на этот раз после "взлета" свет меняется, снова звучит "космическая" музыка.

Ведуший:
Вот мы по небу летим и на Землю вниз глядим.
И вокруг нас все летает, нас едва не задевает!
Вижу летит самолет! - А вы говорите: - И мы видим!
Вижу летит вертолет! - И мы видим!
Летит Воробей!
Летит стрекоза!
Летит Паровоз!
Кто сказал "И мы видим"?
У вас космическая галлюцинация!

Начинается невесомость! Ой-ей-ей! А у нас 1 класс летит без привязных ремней! И они теперь летают по всему космическому кораблю в невесомости, их крутит, разворачивает, иногда несильно сталкивает, и никак они не могут собраться вместе, схватятся за руки и рассыпаются, пробуют в круг собраться, ничего не получается. (Это все, конечно, под музыку происходит, я бы рекомендовал "Арию" Иогана Себастьяныча. Нечеловеческая музыка!) Ну ничего! Сейчас я их соберу с помощью космического пылесоса. Вот они все ко мне собираются, а я теперь пылесос переключаю и он их сдувает на стульчики, где они и усядутся и привяжутся накрепко. А я пока расскажу зачем мы летим.

Нам нужны для школьной ханукии свечи и для шамаша огонек! Накануне Хануки,здесь в космосе возникают ненадолго особенные области, планеты, туманности: Если мы успешно пройдем испытания, то получим то, что ищем. Но кто это приближается к нашему звездолету?

(Приближаются ученики из второго, третьего и четвертого класса, может быть не все - Это буквы Алефбета, о чем говорят их нагрудные повязки.)

Алеф: Мы буквы еврейского алфавита, алефбета!

Бет: По еврейским легендам мы существовали задолго до Сотворения Мира!

Гимел: Когда Гашем решил создать Землю и населить ее, мы буквы, явились к нему!

Тав: Я - буква Тав и я сказала: О Владыка Вселенной! Рукой Моше Ты дашь Израилю Тору! Так Начни Сотворение Мира с меня, с буквы Тав! Но Гашем отказал мне.

Шин: Я- Буква Шин. И я просила: О Владыка мира! Одно из Твоих имен - Шаддай начинается с меня. Сотвори мир мною!Но мне было отказано, так как с Шин начинаются также слова Шав - ложь и Шекер - обман.

Рейш: Я буква Рейш. И мне не разрешили стать началом Сотворения. Потому что Рейш стоит в начале слов Ра-зло и Раша- злодей. Но зато Гашем сделал меня началом своего имени Милосердный - Рахум.

Коф: И мне и мне отказали! А ведь с меня начинается слово Кодеш - святой! Почему?

Ведущий: Почему?

Другие буквы: Почему?

Коф: Потому что мной начинается слово Клала- проклятие.

Цади: Зато я -буква Цади! С меня начинается слово Цадик- праведный.

Пей: Но и тебе было отказано: Слово Царот - Несчастья Израиля тоже начинаются с Цади.

Ведущий: А ты кто?

Дети: А ты кто?

Пей: Я буква Пей. И грустно мне, потому что, хотя слово Подэ- искупитель и начинается с меня, но и слово Пэша -прегрешение- тоже с моей буквы.

Аин: Я - буква Аин. Слово Анава - скромность начинается с меня. Но еще- слово Эрва - срам. (пошатнулась и чуть не упала)

Самех: (поддерживает ее) Я буква Самех. И это одно из имен Всевышнего: Самех - поддерживающий падающих. Но и мне было сказано, что я должен продолжать свое дело.

Нун: Зато с меня начинается слово Нер - свеча Всевышнего, и это душа человека. Но и меня не выбрали.

Мем: (проталкиваясь вперед) Пропустите, пропустите меня: Я Мем, с меня начинается слово Мелех-царь, это одно из достоинств Всевышнего в мире: Мелех ха Олам! С меня, с меня надо начать:Нет? Почему? (вздохнула) С меня начинается слово Мегума - суета. Ведущий: А это что за буква?

Дети: Ламед!

Ламед: Я - Ламед! Я возглавляю слово Лухот- Скрижали завета.

Ведущий: Но ведь со скрижалями не все было благополучно. Что стало с первыми скрижалями?

Дети: Их разбил Моше!

Ламед: Да, я забыла об этом.

Кав: Зато я - буква кав, с меня начинается Кисе - престол Всевышнего, Кавод - слава Всевышнего и Кетер - корона Всевышнего. Вот сколько у меня заслуг!

Йод: Всевышний ответил тебе, что каф- ладони и он горько всплеснет ладонями, видя страдания Израиля, и поэтому ты не подходишь.

А вот я - Йод, я - первая буква тайного имени Всевышнего: Что? Не подхожу? С меня начинается Йецер ха-ра - злое намерение:

Тет: Я - Тет, с меня начинается Тов - добро.

Хет: Я - Хет, с меня начинается Ханун - милосердный.

Заин: Я Заин. С меня начинается Захор - помни, - помни день субботний.

Гей и Вав: Нет,нет, нет! Истинное добро - для грядущего мира!(отошла Тет) В слове Хатаа - грех тоже Хет! (отошла Хет) А твое слово Заин - значит оружие, в тебе образ войны.

Далет: Я Далет - с меня начинается Давар - слово Гашема. А вы кто такие?

Гей и Вав: Мы Гей и Вав. И мы составляем неизреченное имя Гашема. Поэтому нам тоже отказано, но только потому что мы слишком возвышены.

Гимел: А про тебя Далет сказано, что с тебя начинается Дин - суд, а строгий суд без любви и снисхождения не годится для этого мира. А вот я Гимел. Я напоминаю о великом-Гадоль. (вздохнул) Только и Гемуль - воздаяние - это тоже Гимель - вот мне и отказали.

Бет: А я просто сказала: О Владыка мира, все живущие в мире, каждый день возносят к тебе молитвы через меня: Барух! Благословен Всевышний! Амен!

Дети: Амен!

Бет: И моя просьба была принята! Мир начался словами:

Дети: Берешит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец.

Ведущий: Ой кого это не было среди этих букв:

Дети: Буквы Алеф.

Алеф: Меня спросил Гашем: отчего ты не просишь как все буквы? А я и ответила, пока другие буквы просили - у них были высокие заслуги и я молчала, когда уже выбрали букву Бет, что теперь просить? И тогда мне тоже была оказана высокая честь! Какая, кто знает?

Дети: С Алеф начинается первая заповедь: Анохи Адонай элохеха.

Алеф: За то что вы так хорошо знаете буквы мы подарим вам Шамаш - это служебная свеча. А вот эту свечку мы даем вам как первую для ханукии. А если Хотите получить огонек для шамаша, то догадайтесь, какое важное для Хануки слово начинается с буквы Алеф?

Дети: Ор! Свет!

Алеф: Вот вам Огонек для шамаша. Зажигает бенгальский огонь или фонтанчик.

Внимание, внимание, полет продолжается! Перед нами простирается область Силы и Ловкости. Я вижу, что навстречу нам на одиночном космическом корабле летит. Ой кто это?

Судья: Я главный судья космической Маккабиады! Это военно-космические соревнования на приз Братьев Хасмонеев. Будете участвовать?

Ведущий: А ну-ка ребята

Ребята: Будем!

Ведущий: А что от нас требуется?

Судья: Две команды по 10 человек.

(проходит конкурс)

Судья: Вот вам честно заработанные свечи: Эта за победу! А эта за волю к победе! Потому что и у Хасмонеев были и победы и тяжелые поражения, но благодаря воле к победе они все-таки победили.

Ведущий: Всем подняться на борт. Помните за стеной корабля безвоздушное пространство. И космический холод. Мы влетаем в туманность Рассеянной мудрости. Здесь все время борются с рассеянным склерозом. Особенно детским. Нас встречают хахамим - мудрецы.

1 Мудрец: (важно) Мы мудрецы - хранители знаний!

2 Мудрец: У нас не все дома!

3 Мудрец: (почти плача) Мы кое-что забыли!

Ведущий: Много забыли? Может быть мы поможем? У нас то вроде все дома.

Поможем, ребята?

Дети: Поможем!

Мудрецы задают вопросы и предлагают варианты ответов. Дети выбирают правильный вариант, а мудрецы "записывают" его в свои книги.

1 Мудрец: Ученье-свет, А неученье:. Забыл. Что-то нехорошее!

Дети: Тьма!

2 Мудрец: За ваши знания вручаем вам свечу для ханукии!

3 Мудрец: А если вы споете:

1 Мудрец: А может быть залаете.. А может промычите:(двое других мудрецов начинают его толкать локтями, чтоб в себя пришел)

Ведущий: Да конечно споем! Споем ребята?

Дети: Споем, споем:

Ведущий: Полет продолжается! Занять места по летному расписанию. Приближаемся к Планете: планете: как же ее: склероз - это не инфекционное? Такое квадратненькое - квадратненькое! И крутится!

Дети: Севивон!

Ведущий: Вот. Планета Севивон. Нас встречает человек-оркестр.

Человек-оркестр обвешанный музыкальными инструментами (вдохновенно вещает).

Севивон, дрейдл, волчок! В древние времена еврейские дети с его помощью обманывали греческих солдат, делая вид, что играют, а на самом деле изучая Тору со своим учителем. Теперь севивон снова стал игрушкой, но и напоминанием о том, что во время Освящения Храма случилось чудо. Что написано на севивоне?

Дети: Нес гадоль хайя шам!

Человек-оркестр. Правильно. Играть в севивон можно разными способами. Сыграем так: Четыре группы: Мальчики, девочки, учителя, родители. (можно команды по пять человек) У каждой группы буква с одной из сторон дрейдла. Какая буква выпадет, той команде и отдуваться-выходить на середину и танцевать, какую бы музыку вы не услышали. Хоть рок-н-ролл, хоть лезгинку, хоть фрейлехс.

Играют несколько раз.

Человек-оркестр: Вот теперь я вижу, что вы умеете веселиться, как настоящие хасиды в праздник. Вот вам от меня свеча за музыку и танцы!

Ведущий: По коням! То есть вперед, в ракету! Срочно стартуем на планету поэзии, Будьте готовы к перегрузкам, летим на предельной скорости. Все повторяйте за мной: лавируем в метеоритном потоке, ай-яй-яй, какой нехороший метеор, подрезал: Поехали быстрее: Перегрузки..Право руля! Лево руля!

Отдать концы! А впрочем рано, еще поживем. А вот и планета Поэзии. Здесь притяжение очень слабое. Кто знает стихи о Хануке, может их прочитать?

Дети: Знаем! (читают разные стихи)

Ведущий: Что-то не видно на планете хозяина! Зато свеча стоит, ждет нас. Эй, Тут кто-нибудь есть?

Дети (шепотом): Есть Есть..

Ведущий: Или тут никого нет?

Дети: Нет.. нет.

Ведущий: Какие странные помехи

Дети: Эхо Эхо

Ведущий: Эхо? Много ли еще впереди планет?

Дети: Нет Нет

Ведущий: А что нам приносит рассвет?

Дети: Свет Свет

Ведущий: Так полетели?

Дети: Еле..Еле

Ведущий: Не еле-еле, а полетели! С песней!

Ведущий: Пролетаем Млечный путь. Пахнет очень вкусно. Не могу понять чем.

Кажется: Пончики! А кто у нас умеет готовить пончики? Девочки? А мальчики?

Тогда специально для мальчиков и отдельных отсталых родителей краткий курс по приготовлению. Проводит космический повар-кок.

(имитация приготовления пончиков)

Кок: Вручаю вам еще одну свечу для ханукии. Торопитесь, на земле скоро вечер.

Ведущий: Разворачиваемся к Земле! Нам нужно найти еще только одну свечу и я знаю, где она находится. Мы влетаем в область Милосердия. Вот уж странное место - никто не знает большое оно или маленькое, есть у него границы или их нет: Выполняем ли мы заповедь цдаки - вот что определит - получим ли мы свечу. Кто к нам идет?

Шамаш: Я шамаш - служка в синагоге и служебная свечка на ханукие. Вот что сделано с той цдакой, которая накопилась в школьных коробочках. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете более хорошо выполнять эту заповедь. На Хануку принято давать хануке гелт детям.Мы знаем некоторые семьи, где бы очень пригодились лишние денежки к празднику. Вот коробочка для сбора цдаки!

(проводится сбор цдаки)

Возьмите свечу для вашей ханукии! Дорога на Землю прямо!

Ведущий: Включить моторы! Вперед в Ган-Хаму! Прибавить скорости! Вижу знакомые огоньки! Слышу знакомые голоса! Это же мы песенку поем!

Нас встречает Реб Довид. Мы устанавливаем имитационные свечи с огоньками. И говорим о том, что такой будет наша Ханукия к концу праздника. Но у нас начинаются каникулы, поэтому все вместе мы сможем присутствовать на зажигании первой свечи Хануки. Вот наш Шамаш, а вот и бенгальский огонь от которого мы зажгем его. Теперь пришло время сказать брахот. Зажигаем ханукальную свечу. Все исполняем "Маоз цур"

Ведущий: Внимание, внимание! Из Млечного пути и космического камбуза по межзвездной нуль - транспортировке прибыли пончики! Ханука самеах!

Освящение

Греки изгнаны из храма,
Торжествует весь народ!
Только радоваться рано.
Нас еще уборка ждет.
Ведь лежат повсюду валом,
Громоздятся по углам
Кучи мусора и хлама -
И работы хватит нам.
Нужно мыть и нужно красить
Шить, скрести, полировать.
В каждый угол с тряпкой лазать,
Все до крошки выметать.
Так в душе еврейской каждой
Жив поныне скрытый Храм.
И для Хануки однажды
Стоит подмести и там.
Зависть, страх, обида злая-
Выметаем не спеша,
Чтоб сверкала и сияла -
Храм - еврейская душа.
Нужно масла для Меноры
Хоть немного отыскать.
Освященье Храма скоро,
Что мы будем зажигать?
Ищут взрослые и дети,
Все собрались как один,
Обыскали все на свете,
А нашли один кувшин.
Вот теперь,
Хоть это мало
Начинается обряд.
И идут к ступеням Храма
Все евреи - стар и млад!
Кто молчит, кто громко спорит,
Кто смеется, кто ворчит.
Зажигается Менора!
И горит, горит, горит!
И теперь о чуде этом
Вспомнить мы хотим, друзья!
В праздник наш - свободы, света! -
Пусть горит Ханукия!