Истолкование молитвы господней словами святых отцов. Толкование святителем Феофаном Затворником терминов «усыновление» и «прославление» в посланиях святого апостола Павла. Уроки из сего призывания

«Отче наш»

Св. Григорий Нисский. «Кто даст ми крыле, яко голубине?» (Пс.54,7) говорить в одном месте псалмопения великий Давид. Осмелюсь и я сказать тоже слово: кто даст мне оные крылья, чтобы мог я воспарить умом на высоту величия сих речений,-и оставив зем­лю, перейти весь разлитый в средине воздух, кос­нуться эфирной лепоты, достигнуть звезд, увидеть все их украшение, да и на них не остановиться, но ми­новать и это, стать вне сего движимого и изменяемого, объять естество постоянное, силу неподвижную, в себе самой водруженную и направляющую и поддержи­вающую все, что имеет бытие, все, что зависит от неизреченной воли Божией премудрости, чтобы, став мыслию вдали от всего изменяемого и превратного, в непреложном и неуклонном состоянии души мог я сперва сродниться мыслью с Непреложным и Неизменяемым, потом призывать самым родственным наименованием и говорить: «Отче!»

Св. Киприан. О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться.

Св. Кирилл Иерусалимский. В молитве, которую предал Спаситель ученикам Своим, мы, с чистою совестью именуя Бога Отцом, говорим: «Отче наш!» Какое превеликое Божие человеколюбие! Отпадшим от Него и дошедшим до крайности во зле, даруется такое забвение всего худого, и такое причастие благодати, что они именуют Его Отцом: «Отче наш!»

Св. Златоуст. «Отче наш!» О, какое чрезвычайное человеколюбие! О, какая превосходная честь! Какое сло­во будет в состоянии воздать благодарность Подаю­щему нам такие блага? Посмотри, возлюбленный, на уничиженность твоей и моей природы, вникни в срод­ство ее,-в эту землю, пыль, грязь, глину, пепел; потому что мы созданы из земли, и опять наконец разлагаемся в землю. Представив это, удивляйся неисследимому богатству великой благости к нам Божией; по которой заповедано тебе называть Его «Отцом»,- земному-небесного, смертному-бессмертного, тленному — нетленного, временному-вечного, бывшему вчера и прежде грязью-сущего прежде век Бога.

Блаж. Августин. Во всяком прошении стараются прежде снискать благоволение того, к кому обращаются с прошением, и потом излагают самое прошение. Благоволение обыкновенно снискивается похвалою тому, кого просить намерены, и она поставляется всегда в начале прошения. В сем конечно смысле и Господь повелел нам в начале молитвы возглашать: «Отче наш!»

В писании много есть речений, коими изъявляется хвала Богу; но не найдешь, чтоб Израилю предписано было взывать: «Отче наш!» Пророки, правда, именовали Бога отцом Израильтян, даже от лица самого Бога как: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис.1,2),-и: «аще Отец Аз есмь, то где слава Моя?» (Мал.1, 6), но именовали так очевидно для того, чтоб обличить их, что они не хотели быть сынами Богу, работая грехам. Сами же они обращаться к Богу, как к отцу не дерзали; ибо находились еще в состоянии рабов, хотя и предназначены были к сыновству, как говорит Апостол: «во елико время наследник мал есть, ничимже лучший есть раба» (Гал.4,1). Преимущество cиe даровано новому Израилю, - христианам; им «дана область чадами Божиими бытии» (Ин.1,12) и они «прияли духа сыноположения, о немже» вопиют: «Авва отче!» (Рим. 8, 15).

Тертуллиан. Когда говорим: «Отче наш»;-то и мо­лимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» (Ин.1,12). Господь часто именовал Бога Отцом нашим; даже заповедал никого не называть на земле отцом, кроме Того, Которого имеем на не­бесах (Mф.23, 9). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца.-Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нем Моисей, услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорить: «Аз приидох во имя Отца» (Ин.5, 43),-и опять: «Отче, прослави имя Твое» (Ин.12, 28),-и яснее: «явих имя Твое человеком» (Ин.17, 6).

Св. Киприан. Человек новый, возрожденный и восстановленный своим Богом, по Его благодати, прежде всего говорит: «Отче», потому, что соделался уже сыном Его. «Во своя, - сказано, - прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин.1,11-12). Итак, кто уверовал во имя Его и соделался сыном Божиим, должен и начинать с того, чтобы принести благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвавши Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесах… И Господь в Евангелии Своем заповедует нам не называть отца на земле, потому что у нас один Отец на небесах (Мф.23, 9).

Блаж. Августин. Взывая в начале молитвы: «Отче наш!» наименованием сим и любовь свидетельствуем: ибо что для детей сладостнее имени Отца? и уверен­ность в получении просимого изъявляем, когда прежде всякого прошения представляем себя получившими уже ту великую милость, чтоб именовать Бога Отцом своим. Ибо в каком уже прошении откажет сынам Своим Бог, даровав им прежде область чадами Ему быть?

Он же. Говорите: «Отче наш», если начали вы иметь Бога отцом своим. Начинают иметь Бога отцом, когда рождаются от Него снова. Вы и рождены от Него во утробе Церкви. Помните же, что Отца имеете на небесах. Помните, что во Адаме вы рождены в смерть, от Бога же Отца возрождены в живот. И что говорите, чувствуйте, то в сердцах своих. Что у молящегося на сердце, по силе того приемлет его и Слышащий молитву его.

Св. Златоуст. «Сице убо молитеся вы», продолжал Спаситель: «Отче наш, иже еси на небесех». Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя, и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих. В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование Духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей, — и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Св. Кассиан. молитва Господня предполагает в мо­лящемся состояние возвышеннейшее и совершеннейшее, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и в котором ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенною искренностью, как с отцом своим. Что мы, тщательно должны стараться достигнуть сего состояния, это внушают нам слова молитвы сей. Мы говорим: «Отче наш!» Если таким образом Бога, Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим, то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства совершенно преведены в состояние усыновленных чад Божиих.

Св. Максим Исповедник. (Первое слово молитвы воз­водить к исповеданию Пресвятой Троицы). Отец обладает этим Именем не как вновь приобретенным… Если же Он — Присносущий и всегда есть и Отец, то это означает, что и Сын, и Дух Святой всегда сущностным образом сопребывают с Отцом. Они естественным образом существуют от Него и в Нем так, что превышают (всякую) причину и (всякий) разум. Стало быть, начав эту молитву, мы научаемся чтить Единосущную и Пресущую Троицу как творческую Причину нашего бытия. Одновременно мы научаемся возвещать и о благодати усыновления в нас, удостаиваясь называть Отцом по благодати своего Творца по естеству. И это для того, чтобы, испытывая благоговейный страх перед именем Родителя (нашего) по благодати, мы старались бы запечатлеть в (своей) жизни черты Родившего нас, освящая имя Его на земле, уподобляясь Ему, являя себя делами своими детьми (Его) и прославляя своими мыслями и делами Самосовершителя усыновления (нашего) — по природе Сына Отца.

Блаж. Феофилакт. Ученики Христовы соревнуют ученикам Иоанновым и желают научиться, как молиться. Спаситель не отвергает желания учеников, и научает их молитве. «Отче наш, — говорить, иже ecи на небесех». Примечай силу молитвы. Она тотчас возводить тебя к горнему, и, поелику именуешь Бога Отцом, убеждает тебя всячески не терять подобия Отцу, но стараться уподобляться Ему.

Он же. Слово-«Отче» показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим.

Симеон Солунский. «Отче наш!» - И потому, что Он есть Творец наш, из несущих приведый нас в бытиe,-и потому, что по благодати есть Отец нам, чрез Сына по естеству, соделавшегося подобным нам.

Святитель Тихон. Из слов: «Отче наш!» научаемся, что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» (Гал.3,26). Сле­довательно, как Отца, с упованием должно Его призы­вать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают.

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю!

Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым - истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся - смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем - боговедение и мудрость, учащимся - ревность и помощь Божию.

И всем православным - утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Феофану Затворнику

О, святитель отец Феофан, архиерей преславный и предивный затворник, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, богомудрый учитель и Евангелия великий толкователь, отеческого добротолюбия писарь, христианского благочестия искусный проповедник и жизни духовной талантливый учитель, подвигов монашеских усердный ревнитель и всех людей благодати хадатай!

К тебе, на Небесах перед Богом предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и взываем: испроси у Всещедрого Бога Церкви Российской и стране нашей мир и благосостояние, священнослужителям – достойное охранение Божественной Истины, прихожанам – доброе духовное наставление, лжеучителей и еретиков великое посрамление, подвижникам – смирение, страх Божий, чистоту душевную и телесную, учителям – Богопознание и мудрость, учащимся – усердие и помощь Божию.

И всем православным – утверждение на пути ко спасению, да прославим вместе с тобою Божию Силу и Премудрость Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Феофана, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря ? исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

толкование

Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей) В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: "Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников". Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества. Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ СВЯЩЕННЕЙШЕЙ МОЛИТВЫ

"ОТЧЕ НАШ"

Блаженного Симеона, архиепископа фессалоникийского

Отче наш! - потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и через Сына своего по естеству соделался для нас Отцем по благодати.

Иже еси на небесех, - потому что Он почивает во Святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на небе, и чище земли небо. Потому Бог преимущественно и есть на небесах.

Да святится имя твое. Поелику Ты свят, то освяти имя свое и в нас, освяти и нас, так, чтобы мы, соделавшись твоими, могли святить твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить.

Да приидет царствие твое. Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом ради наших злых дел. И да приидет царствие твое, - последний день, когда Ты приимешь царство над всеми, и над врагами, и царство твое будет вечно, каково оно и есть; ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени.

Да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли. Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но твоя, бесстрастная и святая; и, как Ты соединил земное с небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет небесное.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа и хлеба, зная, что и он - от Тебя, и Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение свое. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова, которого не ядущий не будет иметь ни мало жизни в себе. Это - хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе , а ядый его жив будет во век (Иоан. 6,51.53.54).

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. В этом прошении выражен весь смысл и вся сущность божественного Евангелия: ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило все, пролило свою кровь, даровало таинства во оставлении грехов и это заповедало и законоположило. Отпущайте и отпустят вам , говорит Оно (Лук. 6,37). И на вопрос Петра, сколько раз отпускать согрешившему в день, отвечает: до седьмидесят крат седьмерицею , вместо: без счета (Мф. 18,22). Кроме того, Оно определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что, если молящийся отпустит, отпустится и ему, и если оставит, оставится и ему, и оставится в той мере, в какой он оставит (Лук. 6,36.38), - разумеется, грехи против ближнего и Создателя: потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много и, давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.

И не введи нас во искушение: потому что весьма много у нас искусителей, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела и от беспечности души. Искушениям подвергаются все - и подвизающиеся, и нерадящие о спасении, праведники даже больше, для своего испытания и возвышения, и и они тем более имеют нужду в терпении: потому что дух, хотя и бодр, но плоть немощна. Искушение также, если ты презришь брата, если соблазнишь его, оскорбишь, или покажешь беспечность и нерадение о делах благочестия. Потому, чем бы мы ни согрешили пред Богом и братом, мы просим Его помиловать нас, сами милуя и отпуская, и не ввести нас во искушение. Если кто даже и праведен, пусть не надеется на себя самого: потому что праведным можно быть только при смирении, милосердии и отпущении другим их грехов.

Но избави нас от лукаваго: потому что он - непримиримый, неутомимый и неистовый враг наш, а мы пред ним слабы, так как он имеет тончайшую и неусыпную природу,- враг лукавый, изобретающий и соплетающий нам тысячи козней, и всегда измышляющий нам опасности. И если нас не исхитишь из них Ты, Создатель и Владыко всего и самого лукавого, диавола с его клевретами, равно и Ангелов, и нас: то кто возможет исторгнуть нас? У нас нет сил постоянно противоборствовать этому невещественному, столько завистливому, коварному и хитрому врагу. Избави же нас Сам от него.

Яко твое есть твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. И кто искусит и оскорбит находящихся под твоим владычеством,Боже всего и Владыко, владеющий и Ангелами? Или кто противостанет твоей силе? - Никто: поелику всех Ты сотворил и соблюдаешь. Или кто противустанет славе твоей? Кто дерзнет? Или кто может объять ее? Ею исполнены небо и земля, и она превыше небес и Ангелов: потому что Ты един - всегда сущий и вечный. И твоя слава, царство и сила Отца, и Сына, и Св. Духа во веки веков, аминь , т.е., поистине, несомненно и подлинно. Вот вкратце смысл трисвятого и священной молитвы: "Отче наш". И ее всю должен знать непременно всякий православный христианин, и возносить к Богу, восстав от сна, выходя из дома, отправляясь в святой храм Божий, пред вкушением и после вкушения пищи, вечером и отходя ко сну: ибо молитва Трисвятого и "Отче наш" содержит в себе все - и исповедание Бога, и славословие, и смиренномудрие, и исповедание грехов, и мольбу об оставлении их, и надежду благ будущих, и прошение необходимого, и отречение от излишнего, и упование на Бога, и молитву о том, чтобы не постигло нас искушение и мы были свободны от диавола, чтобы творили волю Божию, были сынами Божиими и сподобились царствия Божия. Потому-то Церковь совершает эту молитву многократно днем и ночью.

Прошения. В сем конечно смысле и Господь повелел нам в начале молитвы возглашать: «Отче наш!» В писании много есть речений, коими изъявляется хвала Богу; но не найдешь, чтоб Израилю предписано было взывать: «Отче наш!» Пророки, правда, именовали Бога отцом Израильтян, даже от лица самого Бога как: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис.1,2),-и: «аще Отец Аз есмь, то где слава Моя?» (Мал.1, 6), но именовали так очевидно для того, чтоб обличить их, что они не хотели быть сынами Богу, работая грехам. Сами же они обращаться к Богу, как к отцу не дерзали; ибо находились еще в состоянии рабов, хотя и предназначены были к сыновству, как говорит Апостол: «во елико время наследник мал есть, ничимже лучший есть раба» (Гал.4,1). Преимущество cиe даровано новому Израилю, - христианам; им «дана область чадами Божиими бытии» (Ин.1,12) и они «прияли духа сыноположения, о немже» вопиют: «Авва отче!» (Рим. 8, 15). Тертуллиан. Когда говорим: «Отче наш»;-то и молимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» (Ин.1,12). Господь часто именовал Бога Отцом нашим; даже заповедал никого не называть на земле отцом, кроме Того, Которого имеем на небесах (Mф.23, 9). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца.-Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нем Моисей, услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорить: «Аз приидох во имя Отца» (Ин.5, 43),-и опять: «Отче, прослави имя Твое» (Ин.12, 28),-и яснее: «явих имя Твое человеком» (Ин.17, 6). Св. Киприан. Человек новый, возрожденный и восстановленный своим Богом, по Его благодати, прежде всего говорит: «Отче», потому, что соделался уже сыном Его. «Во своя, - сказано, - прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин.1,11-12). Итак, кто уверовал во имя Его и соделался сыном Божиим, должен и начинать с того, чтобы принести благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвавши Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесах… И Господь в Евангелии Своем заповедует нам не называть отца на земле, потому что у нас один Отец на небесах (Мф.23, 9). Блаж. Августин. Взывая в начале молитвы: «Отче наш!» наименованием сим и любовь свидетельствуем: ибо что для детей сладостнее имени Отца? и уверенность в получении просимого изъявляем, когда прежде всякого прошения представляем себя получившими уже ту великую милость, чтоб именовать Бога Отцом своим. Ибо в каком уже прошении откажет сынам Своим Бог, даровав им прежде область чадами Ему быть? Он же. Говорите: «Отче наш», если начали вы иметь Бога отцом своим. Начинают иметь Бога отцом, когда рождаются от Него снова. Вы и рождены от Него во утробе Церкви. Помните же, что Отца имеете на небесах. Помните, что во Адаме вы рождены в смерть, от Бога же Отца возрождены в живот. И что говорите, чувствуйте, то в сердцах своих. Что у молящегося на сердце, по силе того приемлет его и Слышащий молитву его. Св. Златоуст. «Сице убо молитеся вы», продолжал Спаситель: «Отче наш, иже еси на небесех». Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя, и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих. В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование Духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей, - и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили. Св. Кассиан. молитва Господня предполагает в молящемся состояние возвышеннейшее и совершеннейшее, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и в котором ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенною искренностью, как с отцом своим. Что мы, тщательно должны стараться достигнуть сего состояния, это внушают нам слова молитвы сей. Мы говорим: «Отче наш!» Если таким образом Бога, Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим, то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства совершенно преведены в состояние усыновленных чад Божиих. Св. Максим Исповедник. (Первое слово молитвы возводить к исповеданию Пресвятой Троицы). Отец обладает этим Именем не как вновь приобретенным… Если же Он - Присносущий и всегда есть и Отец, то это означает, что и Сын, и Дух Святой всегда сущностным образом сопребывают с Отцом. Они естественным образом существуют от Него и в Нем так, что превышают (всякую) причину и (всякий) разум. Стало быть, начав эту молитву, мы научаемся чтить Единосущную и Пресущую Троицу как творческую Причину нашего бытия. Одновременно мы научаемся возвещать и о благодати усыновления в нас, удостаиваясь называть Отцом по благодати своего Творца по естеству. И это для того, чтобы, испытывая благоговейный страх перед именем Родителя (нашего) по благодати, мы старались бы запечатлеть в (своей) жизни черты Родившего нас, освящая имя Его на земле, уподобляясь Ему, являя себя делами своими детьми (Его) и прославляя своими мыслями и делами Самосовершителя усыновления (нашего) - по природе Сына Отца. Блаж. Феофилакт. Ученики Христовы соревнуют ученикам Иоанновым и желают научиться, как молиться. Спаситель не отвергает желания учеников, и научает их молитве. «Отче наш, - говорить, иже ecи на небесех». Примечай силу молитвы. Она тотчас возводить тебя к горнему, и, поелику именуешь Бога Отцом, убеждает тебя всячески не терять подобия Отцу, но стараться уподобляться Ему. Он же. Слово-«Отче» показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим. Симеон Солунский. «Отче наш!» - И потому, что Он есть Творец наш, из несущих приведый нас в бытиe,-и потому, что по благодати есть Отец нам, чрез Сына по естеству, соделавшегося подобным нам. Святитель Тихон. Из слов: «Отче наш!» научаемся, что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» (Гал.3,26). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. «Наш» Св. Киприан. Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле мы не говорим: «Отче мой, иже еси на небесех, - хлеб мой даждь ми днесь»; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы только самому не быть введенному во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь народ - составляем одно. Бог - Наставник мира и согласия, поучавший единству, хотел, чтобы и один молился за всех так же, как Он один носил нас всех. Этот закон молитвы соблюдали и три отрока, брошенные в печь огненную: они были согласны в молении и единодушны в духе согласия. В этом удостоверяет Божественное Писание, которое, показывая, как они молились, дает нам пример для подражания, чтобы и нам сделаться подобными им. Сказано: «тогда тии трие яко едиными усты пояху и благоcловляху Бога» (Дан. 3, 51). Они говорили как бы одними устами, хотя не Христос научил их так молиться. И потому-то речь их - молящихся - была убедительна и действительна: мирная, простая и духовная молитва была угодна Господу. По вознесении Господнем мы находим апостолов с учениками, молившихся подобным же образом. «Сии вси, - сказано, - бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовой и с братиею Его» (Деян.1,14). Они пребывали в молитве, единодушно, показывая и настоятельность своей молитвы, и взаимное согласие, потому что Бог, «вселяющий единомысленных в дом» (Пс.67,7), принимает в божественный и вечный дом Свой только тех, у кого молитва единодушна. О, каковы, возлюбленнейшие братья, тайны молитвы Господней! Сколь многое и сколь великое заключено в кратком словами, но обильном духовной силой молении! …Говорим совместно: «Отче наш», т.е. верующих, - тех, которые, будучи освящены и восстановлены благодатным духовным рождением, стали сынами Божиими. Св. Златоуст. Он научает нас молиться и за всех братьев. Он не говорит: Отче мой, иже еси на небесех, но – «Отче наш», и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены, и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство. Блаж. Августин. Внушается сим,-«наш»-чтоб богатые и знатные в миpе этом, став христианами, не гордились пред бедными и незнатными, так как и они тем же словом, как и те взывают к Богу: «Отче наш!» Что произносить искренно от сердца они не могут, если не сознают себя братиями их. Блаж. Феофилакт. Ты не говоришь: Отче мой, а «Отче наш», потому что должен смотреть на всех, как на братьев, детей одного Отца. Он же. Не сказал (Господь в молитве) отче мой, но «Отче наш», возбуждая тебя к братолюбию, и понуждая всех любить как братьев вообще. «Иже еси на небесех» Св. Златоуст. Когда говорит Господь в молитве: «иже еси на небесех», то сим словом не заключаеть Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренных странах и горних жилищах. Он же. Желая научить, чтобы мы оставили землю и земное и

Священное Писание, данное человеку божественным откровением, показывает ему вселенскую цель – путь единения с Богом. Это единение получило в понимании святых Отцов наименование «обóжения» (θέωσις) – божественного величайшего дара человеку и цели человеческой жизни. И хотя в Библии мы не встретим этого выражения, но богопросвещённые писатели Слова пронесли эту мысль как «красную нить» через всё Писание.

Идея обожения начала своё развитие с первых веков христианства, но впервые со всей ясностью была сформулирована в виде краткой и чёткой богословской формулы святым Иринеем Лионским (II в.): «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим». Или кратко: Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим.

Эти богословские формулы стали основополагающими и для последующих отцов Церкви, которые развивали учение об обожении, раскрывая домостроительство Пресвятой Троицы. Своими мыслями святые Отцы хотели показать, что цель и предел нашего спасения не одно только моральное очищение и не только эсхатологический акт, а беспредельное, непрерывное углубление в Бога, возможное только в максимальном приближении к Нему. Святые Отцы, видя эту истину в Священном Писании, воплощали её своей жизнью и раскрывали её в своих творениях.

Одним из самых ярких отечественных подвижников слова и духа является святитель Феофан Затворник. Он оставил нам классический пример святоотеческого толкования посланий святого апостола Павла. На основе этого толкованияавтор доклада попытается показать, как святитель Феофан понимал учение святого апостола Павла об усыновлении и прославлениичеловека, на котором святоотеческая мысль развивала идею обожения.

Апостол Павел, являясь одним из благовестников божественного учения людям, описал в своих посланиях понимание и цель этого нового общения. По одной из мыслей Апостола, общение верных с Иисусом Христом начинается с их усыновления(υἱοθεσία) Богу через Иисуса Христа (Еф. 1:5), вследствие чего усыновлённые чада могут прославиться (δόξα) у Бога и прославить Самого Бога. Эта антропологическая мысль Апостола раскрывается в самом объемном и догматически самом важном из его посланий – в Послании к Римлянам (см: Рим. 8:15-23), а также и в других его посланиях.

Сам же термин « υἱοθεσία – усыновление» в Новом Завете встречается пять раз и исключительно в посланиях апостола Павла (Рим 8:5, 23; 9:4; Гал 4:5-7; Еф. 1:5). Смысл данного термина может также передаваться Апостолом и в качестве таких словосочетаний как «сыны Божии – υἱοὶ θεο̑υ» (Рим. 8:14) и «дети Божии – τέκνα θεο̑υ» (Рим. 8:16).

Итак, рассмотрим некоторые примеры толкования данного учения святителем Феофаном Затворником. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче! » Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»(Рим. 8:14-17; см. также Гал. 4:5-7). В этих словах Апостола святитель Феофан видит глубокую мысль: «сказав: сыны, – стих 14, (8 гл.) – Апостол мог прямо заключить: если (сыны – свщ. А.М.), то и наследники – стих 17. Но Апостол, – обращает внимание святительФеофан, – счёл нужным подкрепить убеждение в сыновстве, кроме указания на таинственное рождение от Бога и приятия Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания, ещё и свидетельством внутреннего нашего чувства, удостоверяющего, что мы – дети Божии (ст. 16)». Святитель Феофан хочет показать здесь главную мысль Апостола, которая указывает, что настоящие сыны Божии те, которые водимы Духом Божьим. То есть, не только приняли Духа Святого в таинствах, но и пламенеют внутренней любовью к Богу как Отцу. Желают вечного наследия и ревностно ходят по духу.

Как известно, усыновление Божие усвояли себе и иудеи (см. Ис. 1:2:«Я воспитал и возвысил сыновей» и еще: Исх. 4:22: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой»). Святитель Феофан, указывая на содержание этого усыновления, показывает, какая разность существует между нашим сыновством и сыновством иудеев. Там, говорит Святитель, никакого духа не принимали, но таков был дух закона, что страхом удерживал в покорности себе как рабов и невольников, поэтому это был дух работы из страха. А «дух евангельской жизни не таков: здесь служат Богу духом не как рабы, а как сыны в доме, разумея все планы домовладыки – Отца своего, входя в них, сочувствуя им, желая их и любя». А евангельский дух сыновства, по мысли святителя Феофана, навевается не одним содержанием Евангелия, как дух рабства ветхозаветного – содержанием закона, но созидается в глубине нашего духа, Духом Святым, приемлемым нами о Христе Иисусе. «Нося сего Духа, –говорит свт. Феофан, – дерзаем вопиять к Богу: Авва Отче! Отче наш! – как научил нас всё сие устроивший для нас Сын Божий Единородный и Бог».

Подобную мысль Святитель развивает и при толковании Послания к Галатам: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын...(Гал. 4:6-7). Здесь Святитель указывает на основополагающий аспект, посредством которого как иудеи, так и язычники вводятся в свободу сынов Божиих –это вера. Дух Божий возрождает не всех, а только тех, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, положили себе за правило следовать Ему во всём, и ради этих расположений приняты в благоволение Божие. Таковых Дух Божий, приходя через таинства, делает сынами существенно и пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу. У таких людей, по мысли Святителя, всё внутреннее настраивается так, что они глубоко чувствуют себя сынами Богу и Бога сознают Отцом себе. Те же, кто потерял благодать крещения, должны покаянием, подвигом самоотвержения, подвижничества и доброделания, дать благодати возобладать собою. Тогда и у них возродиться тоже чувство сыновства.

Из вышеприведённых мыслей святителя Феофана видно, что в данном случае Святитель понимает учение апостола Павла об усыновлении не только экклезиологически. Например, в своём труде «Путь ко спасению» он говорит, что стяжание благодати и освящение ею нашего естества совершается в Таинствах и называет крещёных чадами Божиими, как именоваться и быть дал им область сам Господь. Но здесь, Святитель именно указывает на ключевой момент – искреннюю веру и жизнь по вере, посредством которой христианин становиться чадом Божьим и водительствуется Духом Божьим. Только тот может быть сыном Божьим, кто любит Бога искренней сыновней любовью. Эта любовь – любовь не из страха, не ради корысти, а ради самой любви. Эта мысль Святителя фундаментальна, как фундаментальна богословская мысль Апостола об усыновлении Богу, на котором он выстраивает «парадигму» спасения человека.

В 16-ом стихе 8-й главы Апостол говорит нам, что мы дети Божии,и в 17-ом показывает, что ожидает детей Божиих: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (συνδοξασθ͡ωμεν)» (Рим. 8:17). Апостол Павел в своих посланиях раскрывает нам божественный замысел о нашем прославлении, как возможном следствии усыновления. Возможном потому, что прославление не является автоматическим следствием усыновления, которое человек может и потерять, а есть непрерывный динамический процесс духовной жизни человека, направленной на максимальное единение с Богом. Причём Апостол разделяет прославление как на реальное действие, начинающееся в земной жизни христианина, так и на эсхатологическое его завершение, которое придёт со вторым пришествием Христа Спасителя. В святоотеческой традиции учение Апостола Павла о прославлении получило наименование «обожения».

Важно узнать, как Святитель Феофан понимает слова Апостола Павла о наследстве и прославлении. В Послании к Римлянам Апостол пишет: «но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы (δόξαν), чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава (δόξα) и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!» (Рим. 2:5-10). Слова апостольские, говорит святительФеофан, показывают нам, что тем, которые решились жить богоугодно, терпеливо и неуклонно идти этим благим путём, воодушевляясь надеждою будущего пресветлого состояния, Бог воздаст живот вечный, – даст им вечно вкушать неизреченные блага небесные. Но этот путь, по мысли самого Апостола, сопряжён с кратковременным легким страданием нашим и производит в безмерном преизбытке вечную славу (αἰώνιον δόξης)» (2 Кор. 4:17). Кратковременным и легким, поясняет Святитель Феофан, потому, что все эти страдания пройдут, а вечная слава никогда не пройдёт. И страдания эти есть ничто, по сравнению с вечною славою. Эту мысль апостол Павел проводит и в Послании к Римлянам: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»(Рим. 8:18). Очень важно понять, что страдания эти обновляют внутреннего человека, поскольку верою и благодатью поставляют страдающего в тесное общение со страданиями и смертью прославленного уже Христа и, соответственно, служат основанием прославления и страдающих ради Него. Таким образом, по мысли Святителя, страдания являются залогом вечного спасения. Однако, сказав, что слава будущая, – замечает святительФеофан, – Апостол доказывает, что она уже началась: «Ибо не сказал: в сравнении с тою, которая будет, – но: которая откроется».Следовательно, заключает Святитель, и теперь она есть, но сокрыта, что яснее Апостол выразил в другом стихе, сказав: «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Люди не видят её, так как она совершается в духе и сердце. Сокрыта же она бывает до времени и для других, и нередко даже и для самих причастных ей, и даже для ангелов, которые могут знать только общее состояние душ, а не само существо жизни по Богу. «Надейся, –призывает святитель, следуя мысли Павла, –получить эту славу, она готова уже и ожидает твоих трудов». Для получения этой славы, человек должен, во-первых:«совлечься ветхого человека (ὁ παλαιὸς ἄνθρωπος) с делами его»(Кол. 3:9). То есть, поясняет святитель Феофан, отвергнуть самоугодие, от которого происходят страсти, закрепив это таинствами. По-видимому, следуя из выше приведенных мыслей святителя, для некрещёных – креститься, для растерявших благодать – покаяться, и воспринять образ «небесного человека» (ὁ ἐπουράνιος ἄνθρωπος)(Кор. 15:49). Хотя как раз здесь святитель говорит только о том, что в образ Небесного мы духовно облекаемся в купели крещения, а всецело явимся таковыми по воскресении в будущем веке, став «подобным образу Сына» Божия (Рим. 8:29). Святитель говорит, что можно здесь не доискиваться особого значения о подобном образе Сына, видя в нём одно усиление преобразования верующих во Христа, или полнейшее их с Ним сообразие, о чём яснее Апостол изложил в Послании к Филиппийцам: «наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит (μετασχηματίσει) так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все»(Фил. 3:20-21).

Остаётся теперь понять, как же понимал святитель Феофан мысль апостола Павла о «наследстве»: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17), а также в Послании к Галатам: «а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).Ясно одно, замечает святитель Феофан, что наследство это будет не как у людей, по смерти отца, а наоборот, чада делаются наследниками у Бога после своей смерти, по своему чину – сына. Наследие это Святитель связывает с вышеуказанной мыслью о страданиях. «Как Христос страдал, но теперь во славе. Как Он по страдании вошёл в славу, так войдём и мы. Затем и страдаем, чтобы с Ним прославиться. Ничего здесь не получаем, чтобы всё получить там». А каково это наследие, не смог описать даже сам Апостол, говоря: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). По мысли святителя Феофана, эти слова Апостола можно понимать как неизреченный акт домостроительства спасения, совершённый Богом для того, чтобы людей всыновить, одухотворить, обожить, явить не светлыми только, но и светоносными, чтобы возглавить в себе земное и небесное.

Итак мы видим, что в своих толкованиях на учение апостола Павла об усыновлении и прославлении святитель Феофан Затворник не только по-святоотечески традиционен, но и фундаментально духовен. В своих толкованиях он как бы вводит экзегетическую мысль в душу, в самые тайники сердца и оттуда уже возводит её горЕ, к Богу. Иными словами – зрит в корень, раскрывая суть происходящего. И думается, что без подобным образом раскрытой сути трудно было бы понять богословскую мысль Апостола о нашем усыновлении и прославлении.

Ириней Лионский, свщмч. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рождённый от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы. Творения. Книга III, гл. 19, С-Петербург, 1900. // Паломник. Библиотека отцов и учителей Церкви. 1996. С. 292-293.

Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Римлянам. Глава 8. М. 2006. С.645.

Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Римлянам. Глава 8. С. 648.

Там же. С. 648.

Там же. С. 648.

Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Галатам. Глава 4. Творения. Духовное наследие. Серия III. М. 1996. С. 294-295.

Там же. С. 296.

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М. 2000. С. 31.

Там же. С. 35.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. С. 189.

Феофан Затворник, свт. Толкование второго послания апостола Павла к Коринфянам. М. 1894. С. 63 .

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. С. 663.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Колоссянам. Творения. Духовное наследие. Серия III. М. 1998. С. 163-165.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. С. 663

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Колоссянам. Указ. Соч. С. 181.

Феофан Затворник, свт. Толкование первого послания апостола Павла к Коринфянам. М. 1893. С. 596.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. С. 704.

Там же. С. 659.

Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. 660.

Феофан Затворник, свт. Толкование на первое послание апостола Павла к Коринфянам. С. 105.

Список литературы

1. Ириней Лионский, свщмч. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рождённый от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы. Творения. Книга III, гл. 19, С-Петербург, 1900. // Паломник. Библиотека отцов и учителей Церкви. 1996.

2. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Римлянам. Глава 8. М. 2006.

3. Феофан Затворник, свт. Толкования Послания апостола Павла к Галатам. Творения. Духовное наследие. Серия III. М. 1996.

4. Феофан Затворник, свт. Толкование второго послания апостола Павла к Коринфянам. М. 1894. С. 163.

5. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Колоссянам. Творения. Духовное наследие. Серия III. М. 1998.

6. Феофан Затворник, свт. Толкование первого послания апостола Павла к Коринфянам. М. 1893.

7. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М. 2000