Крещение в протестантской церкви. Вопрос о перекрещивании в православии и протестантизме. Крещаемый читает Никео-Цареградский Символ веры


В православных и католических церквях с молитвами омывают водою детей, и это называется крещением. Однако в Библии не упоминается ни об одном крещении младенцев и детей. Все, кто был окрещён, крестились взрослыми, включая Самого Иисуса. Что же такое крещение, и почему тогда крестят детей?


Иоанн Креститель начал крестить водою, «проповедуя крещение покаяния для прощения грехов » (Лук.3:3; Марк 1:4;Деян.13:24).

« Петр же сказал им: покайтесь , и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов »(Деян.2:38).
« Встань, крестись и омой грехи твои , призвав имя Господа Иисуса » (
Деян. 22:16)

Это значит, что смысл крещения вПОКАЯНИИ за свои грехи, просьба о прощении своих грехов, а также вера в Иисуса:

«Иоанн крестил крещением покаяния , говоря людям, чтобы веровали .. во Христа Иисуса » (Деян.19:4). « И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься , спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Марк 16:15-16).

« Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам » (Мат. 28:19-20).

Крещение - это не только покаяние в своих грехах: «крещение, не плотской нечистоты омытие , но обещание Богу доброй совести » (I Пет. 3:21). Следовательно, крещение предполагает, что окрестившийся меняет свои грешные пути и старается больше не грешить.

Давайте рассмотрим другие примеры из Библии.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть , дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху » (Рим.6:3-6).

«быв погребены с Ним в крещении , в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых » (Кол. 2:12).

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26-27).

Когда Иисус умер на кресте, Он, не имеющий никакого греха, заплатил Своей смертьюза наши грехи. Через крещение мы соединяемся с Христом (облекаемся в Него) в исполнении смертного приговора за грех. Мы крестимся в Его смерть. Мы, которые не способны воскреснуть, потому что грешны, присоединяемся ко Христу, и вместе с Ним умираем (погружение в воду) и воскресаем (выхождение из воды).

Крещение символизирует смерть грешного человека и воскрешение нового человека во Христе.

Поэтому крещение - акт осознанный, невозможный и бесмыссленный для неразумных, безгрешных младенцев. Крещение - это выбор пути; обязательство перед Богом; подписание договора с Богом, что покаяние и стремление к праведной жизни будет гарантировать ваше спасение. В этом - милость Бога.

«Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца , можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его » (Деян.8:35-38).

Крещение может быть уподоблено прохождению израильтян через Красное море после выхода из земли рабства. Крещение может быть уподоблено прохождению семьи Ноя через Потоп. Крещение - есть оставление наших старых греховных, мирских путей позади и взятия на наши плечи ига Христа («иго Мое благо, и бремя Мое легко » Мат.11:30).

Тогда что же означает стих « один Господь, одна вера, одно крещение » (Ефес.4:5)? Имеется ли здесь ввиду, что, если человек был окрещён во младенчестве, креститься ему ещё раз уже - грех?

Здесь говорится о том, что при покаянии и крещении все прошлые грехи прощаются навсегда и в тот же момент. Человек становится чистым от всех прошлых грехов. Он начинает свою новую жизнь с чистой страницы. Ему не нужно просить прощения опять и опять о том, что он сделал в своей прошлой жизни. Она прощена и забыта. Она умерла в тот момент, когда при крещении человек погрузился в воду. Поэтому НАСТОЯЩЕЕ крещение - одно.

Почему же в церквях практикуется крещение младенцев?
Эта анти-библейская практика имеет давнюю историю. В 416г. императором Константином, желающим охристианить всю Римскую империю, было повелено крестить всех новорожденных. Все, кто был не согласен с имперским повелением, жестоко наказывались. Такие же законы издавались ещё несколькими императорами. И позже самой церковью. Многие из не согласных с данной доктриной церкви были убиты ею во времена инквизиции. Освящение младенцев водой пришло из Вавилонской мистерии и было распространено во всех языческих обрядах того времени. Оно не имеет ничего общего с учением Христа.

Крещение водою - ко спасению (1Пет.3:21) -даётся по милости Бога (Титу 3:5), но крещение Духом Святым - для Царствия Небесного- нужно добиваться.

«Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие » (Иоан. 3:5).

О том же, что такое крещение Духом Святым - тема сложная, и мы поговорим об этом в другой раз.

Рубрики:
Метки:

Ребёнок, как и взрослый, не виноват в первородном грехе, поэтому первородный грех младенцу НЕ вменяется. Покаяние требуется за свои грехи, а не за грехи родилей. Вера очищает от первородного греха автоматически.

Креститься никогда не поздно. Но может быть рано. Прочитайте опять ответ Филиппа евнуху. Он спросил, готов ли евнух для крещения. Для этого человек должен быть готов.

Абсолютно готов ко крещению человек, наверно, никогда не будет. Мы просто делаем первый шаг и в остальном полагаемся на Бога. Крещение не магический ритуал, делающий человека безгрешным. Это - его обещание Богу, что он будет стараться жить безгрешной жизнью. И отступления возможны, на то мы и люди, но намеченный путь - прям, и цель ясна.

В церкви ХВЕ «Хлеб Жизни» г. Омска прошло водное крещение. В этот день 10 человек решились на важный шаг - заключить завет с Богом.

На библейских курсах, которые проходят в нашей церкви каждую субботу, можно было послушать о том, что же это такое, что говорит об этом Библия, и осознать всю ответственность предстоящего шага. Ниже рассмотрим какие же требования предъявляет Бог к тем, кто желает принять водное крещение.

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филиппийцам 3:8-11)

Водное крещение является физическим актом, выражающим духовную истину. Принимая водное крещение, мы участвуем с Христом в факте Его смерти и воскресения. Крестясь в воде, человек публично свидетельствует о посвящении себя служению Богу.

Для желающих принять водное крещение Бог предусмотрел определенные требования. Таких требований четыре, и они очень существенны.
Первое требование. Желающему креститься Бог повелевает покаяться: «…Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Покаяние - это основа, фундамент взаимоотношений с Богом.

Покаяние - это не просто слезное исповедание грехов. Покаяться означает переменить мысли, отвернуться от греха. Во многом жизнь человека зависит от его мыслей. Поэтому обращение к Богу начинается с перемены образа мыслей, так как перемена образа мыслей ведет к перемене образа жизни. Итак, покаяние - это внутренняя перемена, в результате которой человек переходит из состояния бунтарства перед Словом Бога в состояние смирения и полного повиновения.

Второе требование - веровать: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар. 16:16). Вера естественно следует за покаянием. Вера является особенностью, качеством новой жизни во Христе, которую мы получаем от Бога. Вера - это свойство жизни возрожденного человека. Вера означает жить по Слову Божию: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38).

Бог есть Дух, и все, что связано с Ним, духовно. Поэтому Сам Бог и мир, окружающий Его, недоступны нашим органам чувств. Вера же, как категория духовная, способна видеть то, что невозможно прочувствовать. Вера - это выбор руководства: Словом Божиим или временными переживаниями.

Вера приходит через общение с Богом посредством Его Слова. Сколько в человеке Слова Божия, столько в нем и веры. Писание говорит, что Бог каждому уделил меру веры, то есть каждый из нас имеет столько веры, сколько ему необходимо для того, чтобы исполнить Божие предназначение: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3). Бог дает нам инструкцию взращивания веры: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).

Нашу веру формируют также и наши собственные слова. Слова имеют духовную силу - могут поднять, могут убить: «Смерть и жизнь - во власти языка» (Пр. 18:22). Вера человека может быть вдохновлена словами веры, по Слову Божию; вера может быть разрушена словами неверия, сомнения и страха, которые противны Слову Божию. Свою речь необходимо контролировать и сверять по Писанию.

Следует также заботиться о своем окружении, «чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:2). Только здоровое общение способствует укреплению веры: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
Третье требование - иметь добрую совесть. Бог конкретно говорит, что Его дети должны иметь добрую совесть: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:18-19).

Крещение - это не просто окунуться в воду, но обещать Богу добрую совесть: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Без доброй совести наша вера не будет иметь твердости, без доброй совести наша молитва будет тяжкой ношей, без доброй совести нет дерзновения, нет решительности, нет уверенности.

Добрая совесть - совесть чувствительная, способная отличить добро от зла. Если мы не заботимся о своей совести, однажды она перестанет говорить к нам, и, как следствие, грех уже не будет нас беспокоить и появится препятствие во взаимоотношениях с Богом. Добрая совесть не просто влияет на наше хождение пред Богом, но и побуждает нас к честным и правильным поступкам.

В основе обещания Богу доброй совести, при крещении, лежит смиренное признание своих грехов, исповедание веры в смерть и воскресение Христа ради искупления наших грехов - в этом суть библейского значения крещения.

И последнее условие, которое Бог предъявляет перед крещением: посвятить свою жизнь Богу. Таким образом, крещение - это посвящение в ученики Иисуса Христа, это акт согласия со стороны учеников посвятить себя Учителю.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР!

Вся жизнь наша принадлежит Иисусу Христу. Несмотря на трудности, проблемы, поражения, которые будут встречаться на нашем пути, важно оставаться верным своему обещанию. Каждый раз, когда жизнь будет ставить вас перед выбором с теплотой и благодарностью вспоминайте те минуты, когда вы стояли в воде и отвечали на простой вопрос: «Является ли Иисус Христос твоим Господом?»

Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3-5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5-6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) - баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви - оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой - мученик Стефан, папа Римский, - утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы - принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу - принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы - это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, - их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22-23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Епископ Никодим (Милаш) так описывает принципы, которыми руководствуется Церковь в вопросе признания или непризнания внецерковных таинств. Толкуя 47-е правило святых апостолов («епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников»), он пишет: «Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в Церковь и сделаться истинным ее членом. Оно должно быть совершено по учению Церкви, и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению Церкви и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила “от нечестивых оскверненного” (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м апостольских правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, то есть получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам апостола Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились (см.: Рим. 6: 3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (см.: Мф. 20: 23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (см.: Лк. 12: 50).

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь - но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос - истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18-20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, - это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия - это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций - это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Но когда мы доходим до изучения веры евангеликов в таинства, то тут уже мы сталкиваемся с непроходимой границей между откровением и их учением. Согласно учению всех евангельских христиан, их крещение не спасает, не очищает от греха, не усыновляет Богу. Согласно баптистскому вероисповеданию 1985 года, «что водное крещение по вере есть исполнение заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести. Водное крещение по слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?”. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.



«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16)

Крещение – это внешнее свидетельство вашего завета с Богом. Крещение, это следствие принятия Евангелия. Когда сама вера, небезразличие к Евангелию уже есть. Когда нравится Его дух. Крещение это аверс решения человека следовать за Христом. У апостола Павла стало ещё и знаком умирания для жизни прежней и начала новой, выбор новой жизни, жизни ради Господа. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). Покаяние же во многом это еще выбор ради себя. Крещение это публичное заявление, получение «паспорта веры», сознательное совершеннолетнее желание быть Христовым.

этимология слова «крещение» восходит к греческому βάπτισμα (погружение в воду, и даже «вымачивание»). Так, рассказывают, что в трудах старинного греческого писателя Никандера в рецепте изготовления маринованных огурцов; —) сначала рекомендуется «бапто» огурец в кипяток, а затем «баптизо» его в уксус. Второе подразумевает более качественное окунание с изменением уже всего огурца, а не простое макание его

Соответственно, подготовка к «вымачиванию» ведется плотная, в гармонии общины и крещаемого, проверяя и готовя его к новому и чистому бытию.

Новообращенного приводили к епископу, который в ранней Церкви был священником, пастырем и учителем местной христианской общины. Получив заверения в серьезности намерений обратившегося, епископ вносил его имя в список оглашенных. Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал, называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает этого человека в Свое достояние и вносит его имя в Книгу Жизни. Во времена св. Иоанна Златоуста это происходило в самом начале Великого Поста

+Крестятся во оставление грехов

Вот история обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, и в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16)

+Крестятся в Жизнь Христа

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью.

+Крестятся в Святую Жизнь

Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он — Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он — Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он — Царь царствующих и Господь господствующих.

+Крестятся в Святую Церковь

Мы принимаем участие в крещении верующих публично отождествлять себя с Иисусом в Его смерти и воскресение. Это святая и прекрасная возможность заявить: «Я считаю, что наилучший способ жить есть путь Иисуса Христа, и я намерен следовать за Христом каждый день умирая для себя и позволяя воскресшему Христу, жить во мне и через меня».

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13).

+Крестятся во спасение.

Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16).

Существует ли повторное крещение?

сегодня, когда человек не знает, был ли он крещен в детстве, и свидетелей его крещения отыскать не удаётся, но желание крещения у него есть, то крестят с оговоркой «аще не крещен есть». Таким образом удерживают требование единственности крещения. Однако интересно, что церковное правило, на которое при этом сегодня опираются говорит о детях, а не о взрослых.

84 правило Шестого Вселенского собора:

Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, что крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.

А вот и 47-е правило «Апостольское» против повторных крещений:

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

Как видим, в нем есть оговорка по истине . А как истину можно трактовать различно, то различно и трактовали. Так, скажем, католиков, то перекрещивали в православие по этому правилу, то нет. (Сейчас по большей части нет.) Правило нацелено на удержание единого крещения. Но используется и для удержания «мнений». И вместе с тем, никак не ограничивает право крещения у мирян.

Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения, и не моложе 14 лет.

Церемония крещения

Слово крещение происходит не от слов крест или христианин, а переводится с греческого βαπτιζω «баптидзо» – «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом — Ιωαννης ο βαπτιστης. Иисус был крещен полным погружением. Также погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа. Вода, будучи осязаемым элементом крещения, придаёт ему вещественность, а значит и психологическую действительность -достоверность .

Чин крещения

1. Общая молитва,

2.Эпизод экзорцизма: крещаемый трижды отрекается от всякого зла

священник спрашивает: »Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?»

И отвечает оглашенный и глаголет: »Отрекаюсь». Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды.

Молитва запрещения 3-я

Священник : Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую болезнь, воззри на раба Твоего, испытай, исследуй и отгони от него всякое дьявольское действие. Запрети нечистым духам и изгони их, и очисти дело Твоих рук. И, направив Твою непреодолимую силу, скоро сокруши сатану под ноги его.

(Священник слегка дует на уста, на чело и на грудь оглашенного, говоря:).

И згони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (повторяется трижды): - духа прелести, духа лукавства, духа идолопоклонства и всякого сребролюбия (страсти обогащения), духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сотвори раба Твоего словесной овцой святого стада Твоего Христа, честным членом Церкви Твоей, сосудом освященным, сыном света и наследником Твоего Царства, чтобы он, пожив по Твоим заповедям и сохранив печать неповрежденной и ризу неоскверненной, получил блаженство святых в Царстве Твоем.

И дай ему победу над ним и над всеми его нечистыми духами, чтобы он, получив Твою милость, удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств, и воздавал славу Тебе - Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

3. Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы:

а)«Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий?

б) Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания?

в)Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?»

г) Молитва священника

4) Крещаемый читает Никео-Цареградский Символ веры.

5) Освящение елеем.

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Также священник помазывает маслом и крещаемого: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком.

В елик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакое слово не достаточно для воспевания чудес Твоих (трижды).

Т ы, по Своей воле, из ничего создал все. Твоим всемогуществом Ты держишь творение и Твоим промыслом управляешь миром. Ты составил мир из четырех стихий и круг года увенчал четырьмя временами. Пред Тобою трепещут все небесные силы; Тебя воспевает Солнце; Тебя славит Луна; Тебе предстоят звезды; Тебе повинуется свет; пред Тобою трепещут бездны; на Тебя работают источники; Ты простер небо, как палатку; Ты утвердил землю на водах; Ты оградил море песком; Ты разлил воздух для дыхания; Ангельские силы Тебе служат, Архангельские лики Тебе кланяются; многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоя вокруг и летая, закрывают лица свои в страхе от Твоей славы.

Т ы - Бог неописуемый, безначальный и неизреченный. Ты пришел на землю, приняв образ раба и стал подобен людям. Ибо не мог Ты, Владыка, по Своему милосердию, видеть, как диавол мучит род человеческий. Но Ты пришел, и спас нас. Мы исповедуем благодать, провозглашаем Твою милость, не скрываем благодеяния: Ты освободил наши поколения, освятив девственную утробу Своим рождеством. Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты - наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев.

П оэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию (трижды),

И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости. Пусть замышляющие против сотворенного Тобою, теперь бегут от него. Ибо я призвал Твое имя, которое дивно, славно и страшно для противников.

6)Купание крещаемого.

Оглашенный становится в купель. Священник трижды погружает его в воду, говоря поочередно

Крещается раб Божий (имя).

Во имя Отца, аминь;

И Сына, аминь;

И Святого Духа. Аминь .

Потом священник дает крещеному светлую новую одежду, символизирующую чистоту его души, говоря: Облачается раб Божий (имя) в ризу праведности во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. В это же время на новокрещенного возлагается нательный крест, чтобы напоминать ему о христианском образе жизни.

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально - нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда - даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь - у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три - у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев - просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии - только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12-18 лет, у гуттеритов - в 20-30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты - окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина - виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ - только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная - в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения - присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения - у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) - у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору - учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации - публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве - перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 - у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан - епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы - произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно - в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран - 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации - 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины - 1 марта, день обновления общины - 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем - 6 июля.