Мир скандинавской мифологии - сказания о богах - фрейр. Фрейр — бог солнца в скандинавской мифологии Став Глаз Фрейра - величайшее заблуждение

Бог Фрейр согласно эддическим текстам не уступал красотою самому , прекраснейшему из асов. Но сам Фрейр не ас, он - из рода ванов, древних богов, живших в Ванахейме и пришедших в этот мир задолго до Одина и его братьев. Фрейр - сын великого вана Ньерда, покровителя моря и ветра, а также брат-близнец прекрасной, но непостоянной Фрейи. Все они - ваны, и остались в Асгарде после заключения мира с асами как гости-заложники. При этом Ньерд стал приемным сыном Одина, и бог Фрейр, таким образом, номинально является внуком Одина (правда, тот факт, что и Фрейя - его внучка, не помешал Всеотцу иметь с ней весьма близкие отношения).

Бог Фрейр входит в триаду верховных управителей Асгарда наряду с Тором и Одном. Он - единственный из троицы, кто никоим образом не связан с войной и конфликтами. Но это относительно, ведь у древних скандинавов каждый мужчины был воином, особенно в случае опасности. Фрейр почитался как бог плодородия, лета, солнца и солнечного света. Его описание во многом близко к образу славянского Семаргла и египетского Сета. Но Семаргл и Сет - защитники Солнца, а Фрейр - его воплощение, персонификация.

Фрейр был хранителем многих выдающихся артефактов. В частности, ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (с древнескандинавского - «золотая щетина», либо, по другой версии, «острозубый»). Гуллинбурсти был создан из свиной шкуры благодаря хитрости Локи, который заставил представителей двух древнейших кузнечных династий Свартальвхейма спорить за первенство в своей профессии. Считается, что Гуллинбурсти уступает в скорости лишь Слейпниру. Фрейр может ездить верхом на Гуллинбурсти, но чаще просто идет с ним рядом, что подчеркивает их дружеские отношения. При этом символом бога Фрейра является вепрь или кабан.

Другой артефакт бога Фрейра - Скидбладнир (дословный перевод - «собранный из дощечек»). Это корабль, который при необходимости может складываться до столь незначительных размеров, что без труда влезает в карман. Скидбладнир мог вместить в себя все войско Асгарда (в «разложенном» состоянии, разумеется), а его паруса всегда наполнялись попутным ветром. Кроме того, удивительный корабль бога Фрейра может путешествовать не только по морю, но и по суше. По одной версии Скидбладнир для Фрейра сотворили мастера-кузнецы Ивальди, по другой - сам Двалин, владыка темных альвов. Изначально корабль мог принадлежать Локи, но тот отдал его Фрейру за то, что украл волосы Сиф, жены Тора, по наущению Фрейи.

Как любовь сгубила Фрейра…

Еще один уникальный артефакт, хранителем которого до поры до времени был бог Фрейр, это солнечный клинок. В эддических текстах у этого меча нет собственного названия, известно лишь, что он был идеальным оружием в битве с великанами, без труда рубил все, что преграждало ему путь. Однако в саге «Поездка Скирнира», которая входит во все списки Старшей Эдды, повествуется о том, что однажды бог Фрейр лишился своего чудесного оружия.

Фрейр, сидя на престоле Хлидскьяльв (престол Одина, с которого можно в мельчайших деталях разглядеть все миры), увидел в Етунхейме красавицу Герд, дочь великана Гюмира. Фрейр полюбил ее (разумеется - с первого взгляда), но не мог покинуть Асгард, поэтому послал своего слугу Скирнира, чтобы тот привез Герд. Скирнир взял с собой яблоки вечной молодости, волшебное кольцо Драупнир и меч Фрейра. Герд отказалась от подарков, даже угроза Скирнира отсечь ей голову не возымела никакого эффекта. Затем Скирнир пообещал, что проклянет Герд и ее красота померкнет. Лишь тогда Герд согласилась, поехала с ним в Асгард и вышла замуж за Фрейра. За это благородный Фрейр подарил Скирниру свой меч. И нужно сказать, что это был крайне необдуманный поступок. Согласно «Прорицанию Вельвы» во время Рагнарека доблестный бог Фрейр выйдет биться с огненным великаном Суртом, предводителем войска Муспельхейма (да, это тот самый Сурт, который позже уничтожит все Девять Миров). И если бы у Фрейра был его меч, то исход поединка невозможно было бы предсказать. Но бог встанет против великана с голыми руками (по другой версии - с оленьими рогами) и будет повержен.

Фрейр: мифологический образ и эпоним

У бога Фрейра от великанши Герд родился сын по имени Фьельнир. В «Саге об Инглингах» (X век) сказано, что Фьельнир положил начало династии Инглингов, великих правителей Севера. Таким образом, население скандинавского полуострова (как минимум - «правящие классы») - это прямые потомки Фрейра из рода ванов. И сам Фрейр, и его сын Фьельнир, упоминаются во многих европейских хрониках, в частности - в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (правда, под разными именами).

Согласно эддическим текстам Один поставил Фрейра правителем в Уппсале, где тот возвел величайшее капище и стал править (по другой версии в Уппсале правил не Фрейр, а его отец, Ньерд). Уппсала - один из древнейших городов Швеции, этот регион имеет старинную и богатую историю (долгое время Упсалла являлась религиозным, а позже - образовательным центром страны).

Фрейр (как историческое лицо) положил начало так называемому «миру Фроди», длительному периоду времени, который характеризовался полным отсутствием войн на Скандинавском полуострове. «Сага об Инглингах» говорит о том, что правление конунга Фрейра (он же, по всей вероятности, Фроди) ознаменовалось богатыми урожаями и общим повышением благосостояния населения. После смерти Фрейра его тело было тайно захоронено (почему-то не сожжено!) жрецами на некоем холме, который по легенде на протяжении трех лет «давал» золото, серебро и железо.

Бог Фрейр - уникальный образ. Он покровительствует миру, ненавидит и презирает войну, но обладает оружием исключительной мощи - мечом света. Тем не менее, как уже было упомянуто, он прощается с мечом ради любви (вероятно, Герд может выступать персонификацией земли, тогда Фрейр - персонификация неба, и этот миф описывается символический брак). Вероятно, это один из древнейших эддических сюжетов, который до сих пор вызывает массу вопросов.

Одно из наиболее распространенных имен Фрейра - Ингви. Предположительно, именно от него произошли знаменитые скандинавские имена (как мужские, так и женские) - Ингвар, Ингеборга, Ингмар, Ингрид. То есть Ингви - это знаковый эпоним, от которого, вероятно, произошло название упоминаемой Тацитом и Плинием группы ингевонов (германские племена VI века до нашей эры).

Став Глаз Фрейра - величайшее заблуждение

На сегодняшний день в среде эзотериков стала популярна некая руническая конструкция, якобы связанная с рунескриптами или банд-рунами, которая называется Глаз Фрейра. Многочисленные сетевые порталы сообщают, что став Глаз Фрейра - невероятно древний рунескрипт (или даже гальдрастав), который обладает могущественными защитными функциями. Трудно найти источник этого заблуждения. Тем не менее, важно отметить, что понятие «Глаз Фрейра» - это абсолютно точно современная реконструкция и стилизация. Нет ни одного исторического текста (в частности - ни одного гальдрабока), в котором упоминался бы некий став «Глаз Фрейра». И разуется, этот мифический став ни коим образом не связан с самим богом Фрейром. Посему использование данного конструкта в современной рунической практике выглядит, по меньшей мере, смешно.

О том, что дии были князьями-волшебниками, можно судить по тому, что все ваны, которых Один произвел в этот сан, стали правителями Швеции. Так, третьим верховным правителем Швеции стал сын Ньёрда Фрейр, то есть «Господин», или, как иногда еще переводят его имя, «Господь». Но у него было и иное, родовое имя.

Этот ван сделал столицей своей державы Упсалу и построил там святилище. Город Старая Упсала как религиозный и политический центр упоминается в хрониках, начиная с IX века. В XIII веке город сгинул в пламени пожара. Новая Упсала приняла на себя функции Старой. Здесь до 1719 года находилось традиционное место коронации правителей страны, располагалась резиденция архиепископа; в конце XV века был открыт первый в Швеции университет. Словом, Упсалу, основанную ваном Фрейром, по праву можно назвать первой столицей Швеции. Само же древнее святилище описал германский хронист Адам Бременский, который видел его спустя тысячу лет после постройки, в 1070 году.

Уппсальский университет в Швеции

Что же можно считать настоящей древностью в этом храме? Во-первых, это огромное дерево как символ Мирового Древа. В скандинавском варианте — ясеня Иггдрасиля. Вечнозеленые растения не характерны для северной Швеции. Скорее всего, его семя или саженец доставили сюда еще асы и ваны с южной прародины, из Асгарда. Второе — святой родник. Известно, что наши предки поклонялись святым источникам. Что же до испытания колдунов водой, то этот способ был известен и в средневековом Новгороде, хотя для этой цели использовались река Волхов или озеро Ильмень. Третье — сам храм. Он представляет синкретичную религию. В «Саге об Инглингах» нет ни слова о Торе. Между тем этот громовержец действительно был верховным божеством местного населения до того, как здесь появились асы и ваны. Естественно, что Фрейр не мог возвести храм и поставить статую самого себя и первого правителя Швеции, Одина. Значит, эти статуи были установлены в храме уже после его смерти. Заодно шведы пересмотрели иерархию богов. Во главу поставили своего исконного бога. При Фрейре в созданном им храме возникла традиция, которую назвали «Упсальским богатством». С древнейших времен в месяц гон (со второй половины февраля до середины марта) устраивались моления о процветании страны и ее конунгов. В это же время на неделю устраивали ярмарку, где не только торговали с выгодой, но и тратили деньги на развлечения. То есть русский правитель Швеции ввел ежегодные моления о благоденствии и узаконил веселые ярмарки.

Символ Мирового Древа

Храм Уппсалы .

Время правления Фрейра можно определить по тому, что тогда произошло еще одно событие, названное «миром Фродю». Речь идет о возникновении другого скандинавского государства — Дании, где первым правителем был сын Одина по имени Скьёльд. В «Малой Эдде» повествуется, что до него здесь жили готы. Возможно, Скьёльд частью покорил их, частью изгнал. Во всяком случае, он стал основателем первой датской династии Скьёльдунгов. Его внук стал преемником Фроди, установивший наконец мир в Дании. Это было в первые годы новой эры, то есть во времена жизни Христа. Однако Фроди не стал богом, а благоденствие его державы приписывали божеству плодородия Фрейру, восседавшему на шведском престоле. Кроме титула «Господню», Фрейр имел еще имя Ингви.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Скорее всего, все же речь идет не об истинном имени Фрейра, которое было положено скрывать, дабы избежать порчи и колдовства. Ингви — это «конь», вернее, «Всадник», а если уж совсем точно — «небесный всадник». Небесной конницей Перуна после смерти становились «мужи крови» — герои, павшие в боях. Особо прославленный род Ньёрда и его детей, очевидно, еще при жизни на земле удостоился этого высокого звания. У Фрейра и его жены, местной уроженки Герд, родился сын Фьёлнир.

Когда Фрейр в положенное время отдал Богу душу, жрецы испугались, что с его кончиной благоденствие покинет Скандинавию, решили скрыть этот скорбный факт. Для этого они придумали хитрый способ. Насыпали высокий курган и тайно похоронили в нем правителя, но людям сказали, что он жив и избрал этот рукотворный холм местом для своего жилья. Теперь, мол, дань следует приносить сюда и ссыпать деньги в специально оставленные отверстия: в одно — золото, в другое — серебро, в третье — медяки. Таким образом, шведы, сами того не ведая, в течение трех лет уже не дань приносили верховному правителю, а совершали жертвоприношения умершему Фрейру как богу богатства и процветания.

Наконец жрецы сообщили шведам, что их владыка, став богом, отправился следом за Одином и своим отцом Ньёрдом в Асгард Небесный. Теперь нужно было избрать нового царя. Сын Фрейра, Фьёлнир, не мог претендовать на трон, ведь он был рожден простой женщиной. Между тем была еще жива настоящая ванка, то есть, по мнению шведов, богиня, — Фрейя, сестра Френра.

Ньерд и его жена Скади. Еще одного приемного сына Одина зовут Ньерд. Родился Ньерд в Стране Ванов, но во время войны с асами они отдали его заложником. Ньерд сразу понравился Одину своим нравом и сделался его сыном. Он живет в небе, в том месте, что зовется «Корабельный двор». Ньерд делает важное дело - управляет движением ветров, усмиряет огонь и воды, помогает промышлять морского зверя и рыбу. У него множество богатств, которыми он охотно наделяет каждого, кто попросит.

Ньерд попал в Асгард молодым, жены у него не было. Но она его вскоре нашла, точнее, выбрала его сама. И невольно помог этому все тот же Локи. Дело было так. Когда асы убили великана Тьяццы, его дочь, Скади, надела свой шлем и кольчугу и с оружием пошла в Асгард мстить за отца. Асы, однако, предложили ей мировую и пообещали выкуп. Первым делом они разрешили ей выбрать себе мужа среди асов, что для девушек-великанш было главной мечтой. Но выбрать по ногам, ничего больше не видя. Медленно шла Скади вдоль асов, вставших рядком и закрытых занавеской от волос до колен. И увидела ноги одного из них, ну просто замечательной красоты. Молвила Скади: «Вот кого я выбираю». И оказался то Ньерд. Захотела Скади поселиться с мужем там, где жил ее отец - в горах. Любила она горы, часто вставала там на лыжи, стреляла дичь. А Ньерд хотел, чтобы они поселились у моря. Никак не уступали они один другому и решили девять дней жить в горах, другие девять - у моря. Но и это не получилось, и чаще всего живет каждый в своих палатах.

Фрейя. В палатах Ньерда и родила Скади двух детей - Фрейра и Фрейю. Были они прекрасны и могущественны. Ведь «Фрейр» означает «Господин», а «Фрейя» - «Госпожа».

Один, Тор и Фрейр. Фрагмент
гобелена. Швеция, XII в.

Фрейя - славнейшая из богинь. Она наблюдает за битвами, и на поле боя ей достается половина убитых. Она их забирает и рассаживает пировать в своих палатах. Разъезжает Фрейя повсюду на двух кошках, запряженных в колесницу. Она всех благосклонней к людским просьбам, особенно к мольбам влюбленным. И оказывает им помощь. Любят Фрейю и карлы. Те, которых зовут Брисинги, изготовили ей в подарок великолепное ожерелье, вызывающее зависть многих. А Локи даже пытался его украсть. Было у нее еще и соколиное оперение - наденешь его, превращаешься в сокола и летишь, куда нужно. Частенько асы просили у Фрейи это оперение. И стали звать Фрейю «Дочерью Ньерда», «Сестрой Фрейра», «Владычицей павших», «Владелицей кошек и ожерелья Брисингов», «Богиней любви», «Богиней ванов».

Фрейр и подарки карлов. Нет и аса славнее Фрейра. Ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, плоды земные. От него зависит достаток людей. И не меньше Фрейи любили его карлы. На спор с Локи выковали ему золотого вепря, и верхом на нем Фрейр с тех пор разъезжает, что днем, что ночью. Есть у него чудесный меч - самосек, изукрашен он знаками рун и имеет поэтому страшную силу. Но самый его любимый подарок - корабль Скидбладнир, то есть «Сложенный из дощечек». Он - лучший из кораблей и на диво искусно сделан. Делали его сыновья аса Ивальди. Так он велик, что вмещает всех асов в доспехах и оружии. И лишь поднимут на нем паруса, в них всегда дует ветер, в какую бы сторону корабль не двигался. А когда он не нужен, сворачивается как простой платок и упрятывается в кошель.

Фрейр влюбляется в дочь великана. Однажды Фрейр, воссев на престол, озирал все миры. Бросил взор на север - и остолбенел. В одной усадьбе стоял большой и красивый дом, а к нему шла девушка. И лишь подняла она руки и стала отпирать двери, разлилось от этих рук сияние по небесам и мирам, и во всех мирах посветлело.

Перестал Фрейр есть и спать, бродил по своим палатам унылый и молчаливый. И шел так день за днем. Забеспокоился его отец Ньерд, послал слугу по имени Скирнир выспросить, что с сыном происходит. И сказал ему Фрейр в ответ, что видел одну прекрасную деву и так о ней кручинится, что умрет, если она не станет его возлюбленной и женой.

Слуга Фрейра едет сватать девушку. А была то дочь горного великана Гюмира и охранял он ее стеной из пламени. Решил слуга Фрейра поехать сватом, но только взяв с собой чудесный меч господина. Прорвался он сквозь бурное пламя, прошел в дом. Вначале давал он в подарок деве 11 золотых яблок, но та отказалась, потом кольцо Драупнир, но опять не взяла его красавица.

Тогда пошел напролом верный слуга Фрейра: пообещал убить мечом отца девушки, а ее самое посадить на орлиную скалу, где ее будут мучить карлы, а потом затащат под землю и начнут поить козьей мочой. И начал уже Скирнир вырезать колдовские руны, чтобы исполнились его проклятия. И отступилась девушка. Обещала она через 9 дней подарить свою любовь Фрейру. Едва дождался Фрейр: казался ему всякий день длиннее месяца. А Герд заняла свое место среди богинь Асгарда.

Стали звать Фрейра «Потомком ванов», «Богом ванов», «Богом изобилия, «Посылающим богатство», «Владельцем Скидбладнира и вепря Золотая Щетина», «Сыном Ньерда», «Братом Фрейи».

Фрейр, или Фро, как его называли в Германии, был сыном Ньёрда и Нертус или Ньёрда и Скади. Он родился в Ванахейме и, следовательно, принадлежал к расе ванов, божествам воды и воздуха, но был принят в Асгарде, когда прибыл туда как заложник вместе со своим отцом. Среди народов Северной Европы существовал обычай дарить какой-нибудь дорогой подарок ребенку, когда у него прорежется первый зуб. Также и асы подарили новорожденному Фрейру прекрасное царство Альвхейм, или Волшебная страна, жилище светлых альвов.
Фрейру древле подарили Альвхейм боги на зубок.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Тихомирова)

Здесь поселился Фрейр, бог золотого солнечного света и теплых плодородных летних дождей, живущий в приятном обществе подчиненных ему альвов и фей. По его знаку они перелетали с места на место, творя добрые дела, так как с самого начала были добрыми духами.

В дар от богов Фрейр получил чудесный меч (символ солнечных лучей), который, вынутый из ножен, обладал силой всегда приносить победу. Фрейр использовал его в борьбе с инеистыми великанами, которых он так же, как и Тор, ненавидел. Так как он носил это сверкающее оружие, его иногда ошибочно отождествляли с богом-меченосцем Тюром.
Молотом с рукояткой короткой бьется всепобеждающий Тор;
Меч же Фрейра был выкован нужной длины.
(Р. Б. Андерсен. Сказания викингов Севера)

Карлики из Свартальвхейма подарили Фрейру вепря с золотой щетиной по прозвищу Гуллинбурсти, олицетворение солнца. Излучающая свет щетина этого животного символизировала солнечные лучи или золотые зерна, которым колосились засеянные по его повелению поля Мидгарда. Также его считали олицетворением сельского хозяйства, так как вепрь, как полагали, разрывая землю клыками, первым научил человечество пахать.
Вот Фрейр на золотистом вепре восседает,
Который, люди говорят, их первым научил,
Как землю вспахивать, поля выращивая ради Фрейра.
(Уильям Моррис. Любовники Тудрун)

Иногда Фрейр ездил верхом на этом чудесном вепре или время от времени впрягал его в колесницу, в которой в обилии лежали фрукты и цветы, разбрасываемые им во время езды по земле.

Фрейр не только гордился неустрашимым конем Блодугхофи, который по его повелению носился по небу и земле, но также и волшебным кораблем Скидбладниром, олицетворением облаков. Этому судну, менявшему свои размеры, летевшему над землей и над морем, всегда дул попутный ветер. Корабль мог вместить всех богов вместе с их конями и орудиями, и вместе с тем мог быть свернутым, как носовой платок, и положен в суму.

Поклонение Фрейру

В храмах, воздвигнутых в честь Фрейра, нельзя было вносить оружие, а самые знаменитые храмы находились в Трондхейме в Норвегии и в Твере в Исландии. В этих храмах в качестве жертвоприношения приносили быков и лошадей. Торжественно произнося клятву, в кровь жертвы опускали тяжелое золотое кольцо.

Статуи Фрейра, так же как и других северных божеств, высекались из цельных бревен, и последние из этих идолов были разрушены по приказу святого Олава. Кроме того, что Фрейр считайся богом солнечного света, плодородия, мира, процветания, он также был покровителем лошадей и всадников, а также спасителем пленных.
Из главных всех богов
Фрейр самый лучший.
Не вызовет он слез ни жен, ни матерей,
Его желание освободить
Всех тех, кто скован цепью.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

- (др. исл. Freir, «господин»), в скандинавской мифологии бог из числа ваное, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Адам Бременский сообщает, что в языческом комплексе в Упсале (Швеция) был храм, посвящённый Ф. с его изображением … Энциклопедия мифологии

- (др. исл. господин), в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов (см. ВАНЫ (божества)). Сын Ньерда (см. НЬЕРД), брат Фрейи (см. ФРЕЙЯ); считался обладателем… … Энциклопедический словарь

- (др. исл. господин) в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов. Сын Ньерда, брат Фрейи; считался обладателем изготовленных карликами сокровищ, в числе… … Большой Энциклопедический словарь

В скандинавской мифологии бог плодородия, богатства, мира. Брат (и муж) Фрейи (См. Фрейя), муж Герд (по видимому, богини земли). Атрибуты Ф. чудесный корабль Скидбладнир и вепрь Гуллинбурсти. Культ Ф. (или Ингви, откуда название шведского … Большая советская энциклопедия

Фрейр - в сканд. миф. бог из числа ванов, олицетвор. растительность, урожай, богатство и мир. В др. сканд. лит. источ. Ф. сын Ньерда и брат Фрейи, с к рой находился в кровосмесит. связи. Попав (после войны асов и ванов) заложником к асам, Ф.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ФРЕЙР - в сканд. мифологии бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распространен в Швеции … Атеистический словарь

Фрейр - (сканд.) – «господин» – бог растительности, урожая, богатства и мира, происходящий из ванов, сын Ньёрда и брат Фрейи. После войны асов и ванов Ф. попал заложником к асам и женился на богине Герд. Согласия богини на брак с Ф. добился с помощью… … Мифологический словарь

Фрой Фрейр (также Фрой, др. исл. Freyr), также Ингви (изначально означало лорд) в германо скандинавской мифологии бог плодородия и лета. Происходит из рода ванов, сын вана Ньёрда и гигантессы Скади. Отец Фрейра Ньёрд, в свою очередь приёмный сын … Википедия

- (Гомес д Андрад Freire) португальский генерал (1752 1817). Будучи в чине подпоручика, получил, в 1788 г., разрешение поступить на службу в русскую армию; отличился при осаде Очакова и Измаила. По возвращении в Португалию участвовал в нескольких… …

- (Freire) один из лучших генералов Испании (1765 1834). Участвовал во всех кампаниях против Франции и особенно отличился в битве при Талавере де ла Рейна 26 июля 1809 г., когда он одним полком сумел прикрыть отступление целой испанской армии. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Верховные боги индоевропейцев
  • Верховные боги индоевропейцев , Ж. Дюмезиль. Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге…