Моисей. Пасха. Переход евреев через Чермное море. Синайское законодательство. Скиния. Сорокалетнее странствование евреев. Иисус Навин. Чудесный переход через Красное (Чермное) море Переход через чермное море

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через Красное (Чермное) море.

Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы! Евреи в оцепенении смотрели на приближающихся к ним египетских воинов и сетовали, что так легкомысленно позволили Моисею увести себя из земли Гесем, где лучше было бы жить в рабстве, чем погибнуть теперь от руки преследователей в пустыне. Моисей успокаивал отчаявшихся, уверяя, что Господь не покинет Свой народ в беде, если только они будут иметь глубокую веру в своего Создателя и Спасителя. С горячей молитвой о спасении евреев обратился Моисей к Богу, и Господь услышал Своего избранника. Облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, опустился на землю между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. По повелению Божию «…простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Как только образовалась суша посредине моря, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз поднял правую руку, и по его знаку водяные стены обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства. Чудесное избавление от страшной опасности привело евреев в неописуемый восторг. Это спасение никак нельзя было приписать самим себе; оно было, в собственном смысле, чудесным, и народ ликовал, прославляя Иегову и своего доблестного вождя Моисея. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских. От полноты своих благодарных сердец они воспели хвалебно-благодарственную песнь Господу, своему Помощнику и Покровителю. Когда закончилась песнь, началось народное ликование. Мариам, достойная сестра великих братьев освободителей, образовала хороводы и с тимпаном в руках вдохновляла женщин к пляскам, песням и играм. Это был самый счастливый день в истории избранного народа.

Чудесный переход через Красное море имеет огромное значение в истории еврейского народа: во-первых, благодаря этому переходу израильтяне окончательно избавились от египетского рабства и стали свободной нацией; во-вторых, совершившимся чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя - Моисея. И наконец, чудесный переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Но это событие имеет и преобразовательное значение. Переход евреев через Красное море прообразует новозаветное таинство Крещения. Подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах Новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу. Кроме этого, в переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее Приснодевство.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через реку Иордан. Нав. 1–4После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав. 1:2). Господь повелевает Иисусу Навину быть

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Чудесный переход Иордана. Упомянутый в тексте город Адам дал возможность исследователям Библии выдвинуть предположение и об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Переход евреев через Чермное (Красное) море и потопление египтян По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Переход израильтян через Чермное море. Исход 14:26-31 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а египтяне бежали навстречу

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Переход через Красное море Господь сказал Моисею: 2 «Вели сынам Израилевым повернуть назад и временно устроить стоянку у Пи - Хахирота, между Мигдолем и морем. Стан ваш должен располагаться у моря прямо перед Бааль - Цефоном, 3 тогда фараон подумает, что сыны Израилевы

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Переход через море 1 Вечный сказал Мусе:2 - Скажи исраильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Хирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Исраильтяне блуждают по этой земле в растерянности,

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Переход через море 1 Господь сказал Моисею:2 - Скажи израильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Гахирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Израильтяне блуждают по этой земле в

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Переход евреев через Чермное море Как только евреи покинули Египет, фараон и весь его народ стали жалеть, что отпустили их.Царь египетский с войском погнался за евреями и настиг их на берегу Чермного моря.Евреи испугались, но Моисей ночью, по повелению Божию, ударил

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Победная песнь при переходе через Красное море Оказавшись на другом берегу Чермного моря, как его называет Библия, вдохновенный Израиль воспевает Спасителя. Вот торжественная песнь (Исх 15,1-11): Пою Ягве, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника его ввергнул в море! И

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Переход через Красное море (Исх 14) 76. Переход израильтян через Красное море также неоднократно упоминается в Библии как великое чудо, совершенное Господом в знак благоволения к Своему народу. Итак, не может быть никаких сомнений, что речь идет о подлинном чуде. Но дает ли

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Переход через Чермное (Красное) море И сказал Господь Моисею, говоря:2 Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.3 И скажет фараон о сынах

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Переход через Красное море и гибель египетской армии Проводником освободившегося Израиля стал Сам Господь Бог: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный

Из книги автора

XVII Исход из Египта. Переход через Чермное море Исходным пунктом движения был Раамсес, один из тех «городов для запаса», которые построены были каторжным трудом израильтян. Почуяв свободу, народ бодро устремился в путь. У него всего еще было вдоволь, он не имел и понятия о

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его". Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный втер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю .

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: "Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море".

Песнь Мариамы

Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение , через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова , отнимающего горечь жизни - грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба - манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: "это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Евреи и прозвали этот хлеб манною . Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

Манна в пустыне и вода , истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие , то есть Тело и Кровь Христовы , который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию: кн. "Исход": гл. 14-18.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный переход через Красное (Чермное) море. Исх.14–15Тем временем, узнав, что евреи хотят уйти из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. В какой ужас пришли израильтяне, когда из тучи пыли вынырнули грозные колесницы!

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Переход евреев через Чермное (Красное) море и потопление египтян По выходе евреев из Египта Сам Бог показывал им путь в землю Ханаанскую днем – облачным столпом, а ночью – огненным столпом. Дойдя до Чермного (Красного) моря, евреи увидели, что за ними гонится фараон со всем

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

3:1 - 4:24 Переход через Иордан Переход через Иордан знаменует тот момент, когда Израиль преодолел последнее препятствие на своем пути к обетованной земле и наконец вышел из пустыни. Божественный Воитель, символом Которого был Его ковчег, привел народ к Иордану, раздвинул

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ДНЕСТР Рассказывал некий цадик.Когда наставник был еще маленьким мальчиком, пророк Ахия Шилонит явился ему и обучил его мудрому ведению священных Имен*. А поскольку учитель был еще очень молод, ему захотелось сразу испытать, что он способен теперь

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Переход израильтян через Чермное море. Исход 14:26-31 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а египтяне бежали навстречу

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Переход через Красное море Господь сказал Моисею: 2 «Вели сынам Израилевым повернуть назад и временно устроить стоянку у Пи - Хахирота, между Мигдолем и морем. Стан ваш должен располагаться у моря прямо перед Бааль - Цефоном, 3 тогда фараон подумает, что сыны Израилевы

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Переход через море 1 Вечный сказал Мусе:2 - Скажи исраильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Хирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Исраильтяне блуждают по этой земле в растерянности,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Переход через море 1 Господь сказал Моисею:2 - Скажи израильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Гахирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Израильтяне блуждают по этой земле в

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Переход евреев через Чермное море Как только евреи покинули Египет, фараон и весь его народ стали жалеть, что отпустили их.Царь египетский с войском погнался за евреями и настиг их на берегу Чермного моря.Евреи испугались, но Моисей ночью, по повелению Божию, ударил

Из книги Афганистан - мои слезы автора Лезебери Давид

Переход через Гиндукуш Район, в котором северо-восточный Афганистан граничит с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем, называется Памирским узлом. Это скопление величественно возвышающихся гор часто называют «крышей мира». Высота многих вершин превосходит шесть

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Переход через Красное море (Исх 14) 76. Переход израильтян через Красное море также неоднократно упоминается в Библии как великое чудо, совершенное Господом в знак благоволения к Своему народу. Итак, не может быть никаких сомнений, что речь идет о подлинном чуде. Но дает ли

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Переход через Чермное (Красное) море И сказал Господь Моисею, говоря:2 Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.3 И скажет фараон о сынах

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Переход через Красное море и гибель египетской армии Проводником освободившегося Израиля стал Сам Господь Бог: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XVII Исход из Египта. Переход через Чермное море Исходным пунктом движения был Раамсес, один из тех «городов для запаса», которые построены были каторжным трудом израильтян. Почуяв свободу, народ бодро устремился в путь. У него всего еще было вдоволь, он не имел и понятия о

Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.

Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: "это из еврейских детей".

Мариам подошла к ней и спросила: "не поискать ли для него среди евреек кормилицу?"

Царевна сказала: "Да, пойди и поищи".

Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: "возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату". Та с великою радостью согласилась.

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды .

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: "не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!" Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.

Неопалимая купина

Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова".

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: "Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта". При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: "Неопалимая Купина ". Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери , Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Исход": гл. 2; 3; 4 , 1-28.

Пасха и исход евреев из Египта

Моисей пришел в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта.

Моисей и Аарон перед фараоном

Фараон ответил: "Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу", и приказал еще больше угнетать евреев.

Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней , то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и т. п. Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев. Он, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь.

Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.

Исход евреев из Египта. Заклание агнца

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. (Первенцем назывался первый, то есть старший сын). По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей. Моисей взял с собою и кости Иосифа, как о том заповедал сам Иосиф перед своею смертью. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.

День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал Пасхою . Слово "Пасха" означает: прохождение мимо , или избавление от беды (губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней.

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.

Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово , смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Исход" 4 , 29-31; с гл. 5 по 13 гл.

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его". Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный втер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю .

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: "Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море".

Песнь Мариамы

Переход евреев через Чермное море

Воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение , через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова , отнимающего горечь жизни - грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба - манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: "это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Евреи и прозвали этот хлеб манною . Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

В пустыне и вода , истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие , то есть Тело и Кровь Христовы , который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию: кн. "Исход": гл. 14-18 .

Синайское законодательство

От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом".

Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны".

Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню.

На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях .

По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали , или каменные доски , на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и граждански. Повелел Он также устроить скинию , то есть переносный храм Божий.

Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синае, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание , или Закон Божий .

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди:

2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.

Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.

7. Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые дела.

Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение.

В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Исход", главы: 19, 20, 24, 32-34 и в кн. "Второзаконие" гл. 5 .

Скиния

Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный, в виде палатки, храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых .

Во двор входил народ для молитвы; там стоял жертвенник , на котором приносили жертвы, стояла медная умывальница .

Во святилище входили священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами , золотой семисвечник , или светильник с семью лампадами, и алтарь кадильный , то есть жертвенник, на котором священники воскуряли фимиам.

Во святое святых , которое отделялось от святилища завесой , мог входить только первосвященник (архиерей), да и то только один раз в год. Во святом святых стоял ковчег завета . Ковчегом, или кивотом завета назывался ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом, с золотою крышкою и золотыми на ней изображениями двух херувимов. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями (скрижали завета), чаша с манною, жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги. На двух сторонах ковчега было по два золотых кольца, куда вкладывались позолоченные шесты, чтобы носить его.

Когда скиния была готова, Моисей освятил ее, со всеми ее принадлежностями, священным миром. При этом слава Господня, в виде облака, сопровождавшего евреев в пути, покрыла скинию, и с того времени всегда находилась над нею.

Для служения при скинии, Моисей, по повелению Божию, назначил колено Левиино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов , то есть прислужников.

Священник. Первосвященник. Левит

Первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисеев, священниками - четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия - левитами. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники - иереям, а левиты - диаконам и прислужникам. Бог положил, чтобы на будущее время старший из рода Ааронова был первосвященником, а прочие из его рода были священниками.

Скиния прообразовала собою Церковь Христову, а также и Божию Матерь, Которая, вместив в Себя Бога, была как бы Домом Божиим.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Исход": гл. 25-34 ; в кн. "Второзаконие" гл. 10, 13, 16 ; в кн. "Левит" гл. 1-7, 16, 23.

Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий

От горы Синая евреи двинулись к земле обетованной (Ханаанской). В пути евреи не один раз поднимали ропот (недовольство и обиду) на свое путешествие. Господь за это наказывал их, но по молитвам Моисея миловал их.

Даже сестра Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что он женился на ефиоплянке, и при этом унижали его достоинство, как посланника Божия. Моисей был самый кроткий из всех людей и терпеливо переносил упреки.

Господь наказал Мариам проказою.

Аарон, увидев проказу на своей сестре, сказал Моисею: "не поставь нам во грех, что мы поступили глупо и согрешили".

Тогда Моисей горячо молил Бога об исцелении сестры. И Господь послал ей исцеление, но только после того, как она пробыла семь дней в заключении вне стана.

Когда же евреи подошли к границе обетованной земли, в пустыне Фаран, то по повелению Божию послал Моисей послов (соглядатаев) осмотреть землю обетованную. Избраны были двенадцать человек, по одному из каждого калена. В числе избранных были Халев , от колена Иудина, и Иисус Навин , от колена Ефремова.

Посланные прошли всю землю и осмотревши ее возвратились через сорок дней. Они принесли с собою срезанную там виноградную ветвь с одною кистью ягод, которая была такая большая, что ее пришлось нести на шесте двум человекам. Они принесли также гранатовых яблок и смокв. Все они хвалили плодородие земли. Но десять человек, из двенадцати посланных (кроме Халева и Иисуса Навина) смутили народ, они говорили: "народ, живущий в той земле, силен и города велики и сильно укреплены... не можем мы идти против народа того, он сильнее нас. Там мы видели таких исполинов, что перед ними мы не более, как саранча".

Тогда евреи подняли вопль и стали роптать на Моисея и Аарона, и говорить: "Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?"

Иисус Навин и Халев уговаривали народ не восставать против воли Господа, ибо Сам Господь поможет завладеть землей, обетованной (обещанной) Богом отцам их.

Но евреи сговорились побить камнями Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева; поставить нового начальника и возвратиться назад.

Тогда слава Господня в виде облака явилась в скинии, перед всем народом. И сказал Господь Моисею: "доколе этот народ будет не верить Мне при всех знамениях, которые Я ему сделал? Скажи им от имени Моего: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. В пустыне сей падут тела ваши, и все вы, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина. Завтра же поверните и идите в пустыню к Чермному морю. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, а ваши тела падут в этой пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, чтобы вы узнали, что значит быть оставленным Мною".

Десять соглядатаев, которые своими худыми рассказами о земле возмутили народ, тотчас же были поражены смертью перед Скиниею.

Но израильтяне, выслушав обличение греха своего, не хотели подчиниться повелению Господню и идти по указанному пути, они стали говорить: "вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили" - т. е. этими словами они говорили как бы так: "теперь же пойдем и возьмем землю. Каемся в своем грехе, зачем нас наказывать 40 лет". Моисей сказал им: "Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно". И оставался с Ковчегом Завета Господня в стане.

Израильтяне же, вопреки воле Божией дерзнули подняться на вершину горы, где жили амаликитяне и хананеи, - и были разбиты и бежали.

И пошли они кочевать 40 лет в пустынях Аравии. Но и за это время милосердный Господь не оставлял их Своею милостью и посылал им много чудес.

Вскоре после осуждения на сорокалетнее странствование, между евреями возникло новое возмущение. Некоторые евреи (предводителем которых был старшина одного племени, Корей) были недовольны тем, что священство предоставлено только племени Аарона. Но Господь наказал их - земля, разверзшись, поглотила бунтовщиков.

Чтобы прекратить между евреями споры, кому принадлежит священство, Моисей, по повелению Божию, приказал всем старейшинам принести свои жезлы и положить на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Тогда все признали Аарона первосвященником.

По повелению Божию, жезл Ааронов был положен пред ковчегом завета.

Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив.

Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя . Христос распял с Собою на кресте все наши грехи и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти.

За время сорокалетнего странствования все евреи вышедшие взрослыми из Египта, вымерли, кроме Иисуса Навина и Халева. Народилось новое поколение, которому суждено было вступить в землю обетованную. В последний год странствования умер и Моисей. Перед своею смертью он поставил вождем вместо себя Иисуса Навина.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Числа": гл. 11-14 ; гл. 16-17 ; гл. 21 , 4-9; и в кн. "Второзаконие" 1 , 19-46.

Вступление евреев в землю обетованную

Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, вода, текущая от верховья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море, и весь народ перешел по сухому дну.

По переходе через реку Иордан, нужно было взять город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. Иисус Навин, по повелению Божию, велел священникам, в предшествии воинов и в сопровождении народа с ковчегом завета, обходить город вокруг в течение семи дней: шесть дней - по одному разу, а в седьмой день обнести ковчег семь раз. После этого стены иерихонские обрушились до основания, при трубном звуке священников и громком восклицании всего народа. И евреи взяли город.

Разрушение стен Иерихонских

При городе Гаваоне была большая битва с народами земли Ханаанской. Евреи победили врагов и обратили их в бегство, а Бог послал с неба каменный град на бегущих, так что больше их погибло от града, чем от меча евреев. День склонялся к вечеру, а евреи еще не окончили поражения врагов. Тогда Иисус Навин, помолившись Богу, громко воскликнул пред народом: "остановись, солнце, и не движись, луна!" И солнце остановилось, и не наступала ночь, пока евреи не поразили врагов.

При помощи Божией Иисус Навин в шесть лет завоевал всю землю обетованную и разделил ее по жребию между двенадцатью коленами народа еврейского (израильского).

Вместо Левия и Иосифа получили участки два сына Иосифовы: Манассия и Ефрем. Левиино колено служило при скинии и содержалось сбором десятины (десятой части) с доходов всего народа.

Перед смертью своей Иисус Навин завещал евреям строго хранить веру в истинного Бога и служить Ему в чистоте и искренности.

Так была распределена Обетованная земля
между двенадцатью коленами Израиля

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, "Книга Иисуса Навина" и кн. "Второзаконие" гл. 27 .

Беседа о чуде Иисуса Навина

Повествование св. Библии об Иисусе Навине, "остановившем солнце", является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников. Но новейшие исследования и открыли науки, а также археологические работы, производимые в Месопотамии, с несомненностью подтверждают историческую достоверность всех библейских событий.

Известный английский ученый, археолог Артур Гук (ум. в 1952 г.), касаясь вопроса о чуде Иисуса Навина, говорит: "Прежде всего уясним себе: нет места для постановки вопроса - мог ли Бог совершить такое чудо; вопрос скоре в том - совершил ли его Бог... если кто-нибудь говорит мне, что чудеса невозможны, то он предлагает мне принять теорию, будто создавший вселенную не имеет силы приспособить впоследствии часть созданного для Его, собственных целей; иначе говоря - создавший целое будто не может изменить часть его.

Ведь это же абсурдно!

При тщательном исследовании текста, мы обнаружим, что в нем есть несколько важных мыслей, которыми можно воспользоваться, как данными с астрономической точки зрения. Дело в следующем. В то время, когда для человека, стоящего на дороге, ведущей к горе Вефоронской, солнце было видно над Гаваоном, а луна над долиной Аиалонскою , то дождь "больших камней" падал с небес между Вефоронской дорогой и Азеком , и сутки были удлинены почти на 24 часа.

Теперь обратим внимание на слова Иисуса Навина в его молитве; в ней мы находим, что просьба его была буквально следующей: "Будь, солнце, безмолвно (тихо, спокойно) над Гаваоном". Здесь приведено еврейское слово "дамам ", обозначающее - "быть безмолвным, или бездейственным". Так, например, в псалме 29, 13 читаем: "Да славит Тебя душа моя и да не умолкает " - "дамам ". Именно это слово употреблено в еврейском оригинале, во всех трех случаях вышеприведенной записи Иисуса Навина, где мы читаем: "стой", "остановилось", или "стояло".

Наука доказала, что свет имеет вокальное свойство; иначе говоря, быстрое колебание или дрожание в эфирных волнах, что и представляет собою свет, - вызывает особенный звук, хотя наши уши не имеют достаточной чувствительности, чтобы расслышать его. Существует мнение многих ученых, что действие солнца на землю заставляет последнюю вращаться вокруг ее оси.

Чтобы день мог быть продлен, по желанию Иисуса Навина, вращение земли вокруг ее оси - если принять эту теорию за правильную - должно было бы, до некоторой степени, задержаться. Причем явление это могло бы иметь место в результате нейтрализации уменьшения или, в некотором роде, противодействия в процессе влияния солнца на землю.

Отсюда явствует, что слова Иисуса Навина находятся в точном согласии с открытиями современной науки: "солнце, будь безмолвно, или бездейственно".

Если, поэтому, влияние солнца временно было уменьшено, земля должна была вращаться намного медленнее, и день должен был быть длиннее.

Великий астроном Ньютон доказал, как легко вращение земли могло бы быть замедлено совершенно незаметно для обитателей ее".

Затем А. Гук сообщает, что один опытный ученый в. Копенгагене сообщил ему, что имел некоторую догадку, насчет падавших с неба "больших камней", приведших в замешательство амореян. Он предполагал под камнями хвост или известную часть большой планеты, которая подошла на соответствующее расстояние к земле. Этот ученый высказал свое убеждение, что, если бы было предпринято исследование на указанном месте, то были бы обнаружены камни метеорного происхождения.

Мы имеем здесь, пожалуй, объяснение всего чудесного события.

Известно, что небесные тела обнаруживают свойство взаимного магнитного притяжения, и не будет безосновательно предполагать, что приближение большой кометы в сфере влияния земли могло, в значительной степени, быть препятствием к воздействию солнца на землю.

Могло ли здесь иметь место контр-притяжение? - думаю, - говорит А. Гук, - ни один ученый сказать нам этого не может. Но, во всяком случае, замечательно то, что этот дождь метеорных камней, - которые отлично могли бы быть хвостом какой-нибудь огромной кометы, - должен был совпасть с нарушением в процессе вращения земли вокруг ее оси.

Ученый Мануил Великовский также не без основания утверждает, что прошедшая вблизи Земли комета, стала планетой Венерой. Он свидетельствует, что древние индусские документы, а также египетская письменность, знавшие о существовании планет и относящиеся к четвертому тысячелетию до Рождества Христова, не упоминают о Венере. С другой стороны, вавилонские записи, относящиеся к тысячному году до Р. X., говорят о появлении новой планеты, как о "ярком светиле, присоединившемся к другим светилам". С этого времени в астрономических трудах начинает фигурировать планета Венера.

Все же для таких вещей, какие описаны в книге Иисуса Навина, астрономия требует фактов, и история подтверждает, что это действительно, имело место.

Проф. Тоттен в Америке очень тщательно исследовал этот предмет, с астрономической точки зрения, и результаты опубликовал в математическом вычислении. Оказывается, что не больше, чем, однажды , солнце, луна и земля находились в положениях, подобных описанным в книге Иисуса Навина. Работая над своими вычислениями, обхватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина, профессор находит, что невозможно не придти к заключению, что целые сутки, в двадцать четыре часа, были прибавлены к мировой истории.

Е. Мандер, ученый при Королевской Обсерватории в Гринвиче - этом замечательном центре астрономической науки и исследований, также опубликовал работу на этот предмет. Он определил время дня, когда это чудесное явление имело место, обнаружив точное место, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться.

Но это еще не все! Нужно обратить внимание на построение библейского текста: "стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день ". Вычисления профессора Тоттена устанавливают, что, хотя к мировой истории как-то прибавились точно двадцать четыре часа, однако, ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут , как и сказано в Писании - "почти целый день".

Следовательно, для, требуемых астрономическими вычислениями, упомянутых двадцати четырех часов не хватает еще сорока минут. Тут мы опять имеем образец точности свящ. страниц Библии. В 4-й книге Царств, гл. 20, 8-11 , мы читаем, что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию, - тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. "Десять ступеней" равняются как раз сорока минутам . Эти то сорок минут и пополняют с точностью до минуты, таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа, о которых говорит профессор Тоттен.

Посмотрим теперь, что говорить история об удлиненных сутках Иисуса Навина, - говорит ученый А. Гук.

Есть три древних восточных народа, которые сохранили их исторические данные, - это: греки, египтяне и китайцы. Все они имеют сказания об одном необыкновенном длинном дне. Грек Геродот, который назван "отцом истории", за 480 лет до Рождества Христова рассказывал, что некоторые египетские жрецы показывали ему записи об удлинении суток на много больше, чем двадцать четыре часа. В древних китайских записях прямо утверждается, что это событие произошло в царствование императора Ио, и в китайских родословных списках указано, что этот император царствовал в Китае> во время Иисуса Навина.

Лорд Кингсбороу, предпринявший специальное обследование первобытных индейцев в Америке, устанавливает, что мексиканцы, которые достигли высокой степени цивилизации, задолго до того, как Америка была открыта европейцами, - имеют сказание, что солнце "стояло неподвижно" целый день, и это было в том году, который они называют "семь кроликов". Год же "сими кроликов" соответствует точно тому времени, когда Иисус Навин с израильтянами завоевывал Палестину.

Таким образом, мы имеем независимые друг от друга доказательства истинности библейского повествования, не подлежащие никакому сомнению, - от греков, египтян, китайцев и мексиканцев. Утверждение такого хора свидетелей нельзя не принять за абсолютно последнее слово.

Это же подтверждают, - говорит ученый М. Великовский, - финляндские, японские, перуанские и другие легенды.

"Однажды, - сообщает А. Гук, - одно лицо сказало мне, после моей лекции об этом предмете: "что касается этого феномена, я должен подчиниться приговору науки, но я не могу допустить, что все это случилось только по молитве одного человека ".

Пожалуй, это может смущать и других. Поэтому, я пользуюсь случаем, чтобы отметить, что чудо это проливает свой замечательный свет на тайну действующей молитвы.

Бог, конечно, знал от начала, что это событие должно было произойти, но Он также знал и то, что Иисус Навин должен был молиться. Иисус Навин будучи в общении с Богом, как "споспешник" Его (2 Кор. 6, 1) был побужден молиться так, что его планы оказались согласованными с предначертаниями Бога. Молитва была звеном между Иисусом Навином и величественным явлением, которому Бог только что намеревался дать место. Если бы Иисус Навин не был в связи с Богом, он, возможно, приготовил бы свои войска для ночной атаки, и, в этом случае, удлиненный день был бы для него гибельным.

Вокруг нас совершаются дела Божии, и одно какое-либо из Его бесчисленных средств Он всегда может приспособить к любой нашей нужде (Филип. 4, 19). Бог совершает это не путем изменения Его премудрых планов, а посредством побуждения нас (если мы "водимы Духом Божиим" - Рим. 8, 14) к тому, чтобы мы приспособляли наше заблуждающееся "я" и изменяли наши неразумные действия, соответственно предопределенным и Божественно-совершенным намерениям Творца. Тогда мы получаем ответы на наши молитвы. Опыты доказали, что люди, наиболее полно отдающиеся Богу и с живой готовностью отказывающиеся от своих планов, ради планов Божиих , - всегда получают ответы на свои молитвы, и ответы эти почти граничат с чудом". - Так говорит большой ученый, археолог, профессор Артур Гук.

(Составлено гл. образ. по кн.
"Достоверность Библейских чудес" А. Гука и др.).


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Перед евреями и Моисеем действительно могла расступиться вода, как описано в Ветхом завете. Но событие имело место не на Красном море, а на озере в дельте Нила.

Американские ученые нашли объяснение феномену, описанному в , когда перед Моисеем и народом Израилевым расступилось море.

Специалисты из американского Национального центру атмосферных исследований и Колорадского университета в Боулдере провели компьютерное моделирование, которое доказало, что такое событие, как разделение моря, вполне возможно.

Однако, по мнению ученых, если это и произошло на самом деле, то вовсе не на Красном море, как повествует Библия, а на озере Мензала в дельте Нила. Не исключено, что "Красное море" было ошибкой переводчиков.

Одна из книг Старого завета, да и часть Пятикнижия, повествует об освобождении из египетского рабства и странствиях евреев под руководством пророка Моисея.

В одном из наиболее драматичных моментов рассказа говорится, как Красное море по взмаху руки Моисея расступилось перед беглецами и они перебрались на другой берег, а египтяне, которые гнались за ними, утонули в волнах моря, которое опять сомкнулось.

"И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода", - сказано в Священной книге.

Применив метод компьютерного моделирования, ученые установили, что мощный ветер действительно мог разделить воду. Однако восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, которые шли из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток.

По мнению историков, в тексте Пятикнижия на иврите идет речь о море камышей, а не о Красном море. Это предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, на церковнословянском языке переводится как Красное море, которое значит не только красное, но и "море камышей", и на английском языке названия весьма созвучные: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть на берегах озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, расположенном вблизи древнего города Танис (Джанет) в восточной части дельты Нила (неподалеку от современного Порт-Саида). В настоящий момент это озеро называется Мензала.

По данным ученых, стойкий ветер со скоростью 100 км/час (27,7 м/с) над вытянутым с запада на восток озером Манзала, был бы способен отогнать воды озера к западному берегу и на юг, к реке.

Моделирование показало, что в результате образовался бы широкий сухой мост, способный продержаться в течение четырех часов.

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: «возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его». Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный ветер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю .

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

Переход евреев через Чермное море , воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение , через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова , отнимающего горечь жизни – .

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба – манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манною . Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

Манна в пустыне и вода , истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие , то есть Тело и Кровь Христовы , который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию: кн. «Исход» ().