Можно ли поминать в масленицу. Дни особого поминовения усопшего. Церковные заупокойные службы

«(…) и говорят они ласточкам малым: «Ты лети, лети, ласточка

малая, лети домой, весточку неси, а скажи отцу с матерью, чтоб
по мне не плакали, не тревожили! Я свое отжил, отстрадал уже,
и пускай они свое доживают, а пускай они свое дострадают!» И
летит ласточка, грудка белая, прилетит домой, на дерево сядет,
защебечет, засвищет, за сердце возьмет, а что она говорит, не
разумеешь ее! А говорит она, чтоб не печалился, не тужил
понапрасну по отцу с матерью, что отжили свое, и ты живешь, а
отживешь, и ты с ними будешь!»

(Сказ Захарихи про Тот Свет)

Почитание Предков издревле было одной из важнейших составляющих славянской традиционной культуры – ведь ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам. В старину считали, что умершие слышат нас и могут вмешиваться в дела живых – поэтому им приносили требы и обращались к ним за помощью. Наверное, почти каждый слышал или читал в детстве сказку «Сивка-Бурка» - там, если помните, главный герой три ночи ходит на могилу к умершему отцу, разговаривает с ним, приносит ему хлеб, и в награду получает волшебного коня. Известный этнограф Д.К. Зеленин приводит такие сведения: «Отношение умерших предков к живым людям вообще доброжелательное; предки всячески помогают своим потомкам, поддерживают их хозяйство. Правда, иногда умершие предки и вредят живым людям; но это они делают, так сказать, с педагогическою целью: они наказывают так тех своих потомков, которые забыли лежащий на них долг поминать своих умерших дедов и прадедов; после того, как наказание это возымеет свое действие, после того, как наказанные потомки исправятся и почтят своих предков обычными поминальными приношениями, - после этого умершие предки вновь начинают относиться к живым людям благожелательно » .
Как видно из вышесказанного, к поминовению Предков в старину относились весьма серьёзно. Поминальные обряды были обязательной частью многих календарных праздников, не воспрещались они и в любое другое время… В этой статье мы расскажем вам о ритуалах поминовения Пращуров, приуроченных в народной Традиции к весенним праздничным датам.

1. Масленица
Даже сейчас, во время засилья западной культуры, не забыта Масленица – весёлый и разгульный праздник проводов Зимы и встречи Весны. Однако не многие из наших современников знают, что на Масленицу совершались и поминальные обряды. Вспомните – блины, главное масленичное блюдо, обязательно должны присутствовать на поминках. Вот что пишет о почитании Предков на Масленицу знаменитый исследователь фольклора В.Я. Пропп:««В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на Сырной неделе, кладут на слуховое окошко для душ родительских». В других местах первый блин отдавали нищей братии - на помин усопших. «Набожные женщины, садясь за стол, едят первый блин за упокой усопших». Почитание предков на масленице известно и в других формах. В последний день масленичной недели перед наступлением поста был обычай ходить друг к другу прощаться, т. е. просить прощения за все прегрешения перед своими близкими. Младшие кланялись в ноги старшим, слуги - господам, и просили простить их за все свои провинности перед ними. Этот обычай применялся не только по отношению к живым, но даже к мертвым. «В прощальный день ездят на кладбище, служат панихиду и поклоняются праху родных». Мы приведем свидетельство С. В. Максимова, представляющее собой сводку из собранных им или переданных ему материалов. «...Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10 - 12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли» » .

2. Радуница (Навий День)
Навьим Днём в народе назывался первый понедельник после Пасхи, а Радуницей – первый вторник. Впрочем, В.Я. Пропп отмечает, что эти сроки были необязательны: «Поминовение, характерное для Радуницы, могло, например, совершаться в день Пасхи. У белорусов Радуница приходилась на четверг пасхальной недели » . По-видимому, Радуница и Навий День – просто разные названия одного и того же праздника.
Слово «навий» означает «имеющий отношение к умершим»: в украинском языке «нава» - «гроб», в чешском – «могила», в древнечешском «унавити» - «умертвить». Название «Радуница», по мнению большинства лингвистов, связано с корнем «рад» и, следовательно, со словами «радость» и «радоваться».
В эти дни «Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. В причитания входили воспоминания о усопшем, как это имело место при оплакивании после смерти. Они «с плачем и рыданьем взывали к их душам, воспевая их добродетели». На могилы приносили еду и питье. Упоминаются кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось «мертвым на еду». С покойниками христосовались, полагая, что они их слышат. По могиле катали яйца. После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль переходила в веселье, которое могло кончаться разгулом » .
Многим нашим современникам покажется странным обычай не только горевать, но и веселиться на поминках – но Предки наши жили в ладу с Миром, и оттого по-другому воспринимали смерть. Она была для них не концом существования, а просто переходом в Иной Мир. В народе считали, что умершие отмечают праздник Весны вместе с живыми - как пишет А.Н. Афанасьев, «в продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними » .

3. Русальная неделя
В народной Традиции русальной называлась неделя, предшествующая Троице либо следующая за ней, или же неделя перед Купалой. В это время на Руси чествовали водных духов – русалок и поминали умерших. По свидетельству Сахарова, на могилах родителей старые люди со всем семейством встречали Семик (четверг русальной недели), устраивая там ритуальную трапезу.
В «Стоглаве» сказано: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставите, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники» . Как видно из этой цитаты, христианская церковь не понимала веселья на поминальном обряде.
В Семик принято поминать и «заложных» покойников – в народной Традиции так называют людей, умерших «не своей смертью», до срока : убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, ушедших из жизни в молодом возрасте, а также – проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой. «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе – насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.).
Как отмечает Д.К. Зеленин, «В тех редких случаях, когда заложный покойник оказывается одновременно и предком, потомки его считают нужным, в поминальные дни, почтить и его обычным поминальным обедом, вместе с прочими предками. Но кушанья для заложного ставятся в таком случае не на стол, куда ставятся кушанья для обыкновенных предков, а под стол, и притом лишь некоторые, немногие кушанья. (…) И в этом народном обряде так ярко сказалась та пропасть, которая отделяет заложных покойников от умерших предков » .

На этом мы завершаем наш рассказ о весенних поминальных обрядах в русской Традиции. Надеемся, что наш скромный труд не оставит вас равнодушными. И помните – пока жива Традиция, жив и народ русский!

Власкин Е.А.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том III.

Когда организовываются на 40 дней после смерти поминки, что говоритьприсутствующим? Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека. Обряд проводится после того, как родственники умершего подадут записку «О упокоении». Если все же по стечению обстоятельств приходится проводить обряд в более раннюю дату, то в следующие после сороковин выходные нужно обязательно раздать милостыню. Не стоит воспринимать поминки как застолье. Главное на поминках — подкрепить силы для того, чтобы продолжать неустанно молиться за покойника. Многие задумываются, когда организовывают на 40 дней после смерти поминки: «Что говорить?»… Все же поминать умершего человека можно всегда, когда вам захочется.

Православные поминки

Следующие поминки должны приходиться на девятый день после ухода близкого. На 40-дневные поминки, или сороковины, следует звать всех, кто хорошо знал усопшего.

Что такое поминки?

Православные поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после смерти человека. И именно поминальная трапеза является одной из обязательных похоронных церемоний, посвященных памяти покойного.

Если день поминок – это будний день по календарю, то можно его перенести на ближайший выходной. Ещё один важный момент в вопросе: «Как правильно организовать поминки по усопшему?» - это приглашение священника. Особенно важно присутствие батюшки на первых поминах.

Поминальный обед по православным обычаям проводят три раза. В день похорон — первые поминки. В такой день все имеет особую значимость, именно поэтому и меню в поминальной трапезе особенное. Прежде чем начать поминать, следует прочитать молитву «Отче наш». Затем девяностый псалом или провести литию. В течение всего застолья необходимо вспоминать умершего. Особенно это нужно помнить при поминании во время поста. Здесь важно другое, то, что собравшиеся люди вспоминают умершего.

Это так называемые частные поминки (т. е. поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок - поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвященных всем умершим. У восточных славян обычай посещения могилы на следующий день после похорон (или третий день после смерти) называется «будить покойника» или «носить завтрак покойнику». Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

Поминки на 7-й, 40-й дни и годовщина

Поминки, которые проходят через неделю после смерти, на 40 дней и в годовщину, как правило, проходят в узком кругу близких и родственников покойного.

Особые дни для этого по православному обычаю - 3, 9 и 40 день после смерти. Близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела. После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Это суббота на масленичной неделе, перед Прощеным воскресением. Радоница – поминовение умерших совершается во вторник после Фоминой Недели (воскресения) и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, строго по Уставу, поминки переносятся на ближайшую субботу. Вином усопших не поминают! За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название – поминки).

Основными считаются поминки сразу после захоронения покойного. Кутью освящают во время отпевания покойного в церкви, затем ставят на стол. Таким же обязательным блюдом считаются блины с медом и кисель, который пьется после поминок всеми уходящими. По окончании поминок поблагодарите всех пришедших разделить ваше горе и помянуть усопшего. Именно это означает конец поминок. На поминки девять и сорок дней приглашаются только самые близкие родственники и друзья.

Если из жизни уходит мужчина, на омовения приходят мужчины. Хоронят же покойного только мужчины: по мусульманским традициям женщинам нельзя присутствовать на погребении.

Суть и ритуал поминок

Сам поминальный обед представляет собой общую трапезу близких родственников и друзей покойного, проводимую в его доме. Желательно совместить застолье с посещением могилы усопшего. Не забывайте о том, что поминки – это не просто необходимость поесть и выпить за одним столом, но и наполненный глубоким смыслом ритуал. Но в наши дни, когда нередко проводят поминки в кафе, этот обычай не всегда соблюдают. Проводить поминки в Великий пост можно. Считается, что и в обычные дни пища за таким столом должна быть простой и без изысков.

Вековая традиция на поминках - накрывать в этот день для собравшихся поминальный стол. Еда на православных поминках особенная, и готовят ее с соблюдением определенных правил и традиций. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Собираясь на поминки, важно продумать свой внешний вид и одежду, поскольку дресс-код не менее важен, чем приготовление блюд и нюансы поведения за поминальным столом. В день поминок, кроме непосредственно самой трапезы, принято посещать могилу покойного. Во время трапезы принято вести себя тихо и внимать молитвам муллы. В прошлом за поминальным столом могли сидеть только мужчины, сегодня трапезу наравне с ними делят и женщины.

После погребальной церемонии по православным обрядам принято проводить поминки. Обилием спиртного и разнообразием блюд поминальный стол не уступает свадебному или новогоднему, громкие разговоры, смех и вовсе стирают отличия. Между тем, чтобы провести поминки именно в память об усопшем, а не для развлечения живых, нужно соблюдать некоторые правила.

Это ответственное действие можно выполнить самой, а можно поручить ритуальному агенту. Начнем с места проведения поминок.

В день похорон на поминальную трапезу приглашаются все присутствующие на похоронах. Важным моментом является освящение этого кушанья в храме до начала поминок.

Христианская традиция предусматривает, что поминать покойного следует как минимум трижды. Традиция готовить кутью на поминки, по мнению многих историков, восходит еще ко временам Древней Греции. С ее вкушения обычно начинается трапеза. Остатки еды, как правило, дают гостям с собой, чтобы они и дома могли добрым словом помянуть усопшего.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик. На лоб умершего возлагают венчик - символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига.

Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь. В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения.

Во время поминальной трапезы необходимо соблюдать этикет: громко не разговаривать и не смеяться. Оставшуюся еду раздают гостям, чтобы они и дома могли помянуть покойного.

Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего. По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека.

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить.

Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Самое простой и распространенный вариант – это организация поминок в том доме, где жил усопший.

И если вы решили готовить поминальную трапезу самостоятельно, то сайт «Красивая и Успешная» рекомендует вам учитывать вкусы кулинарные предпочтения покойного.

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение. Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

В течение недели перед Великим постом отмечается славянский традиционный праздник – Масленица. Обряды и ритуалы, проведенные в это время, помогут разбогатеть, избавиться от болезней и обрести личное счастье.

Масленица – народный праздник, который имеет многовековую историю. Изначально торжество было языческим, но со временем Православная церковь его включила в календарь церковных праздников.

Празднование Масленицы всегда начинается с понедельника, и длится всю оставшуюся неделю. Воскресным вечером накануне праздника молодежь выходила на улицу, чтобы весело его встретить. Самым главным блюдом Масленицы являются блины. Их пекут в больших количествах, угощая ими родных, близких и знакомых. На протяжении праздничной недели принято ходить по гостям и сытно кушать предложенные угощения.

Обряды на Масленичную неделю

В период Масленичной недели наши предки проводили множество обрядов. В это время прощались с зимой и радостно встречали наступившую весну, устраивали кулачные бои, жгли чучело Масленицы, а его пепел развеивали над полями, чтобы те принесли хороший урожай.

Каждый день недели отмечался по-особенному и получил свое название:

  • понедельник – «встреча»;
  • вторник – «заигрыши»;
  • среда – «лакомка»;
  • четверг – «широкий четверг»;
  • пятница – «тещины вечерки»;
  • суббота – «заловкины посиделки»;
  • последний день недели – «прощеное воскресенье».

Среди обрядов, которые проводили наши предки, особой популярностью пользуются:

  • земледельческие;
  • брачно-семейные;
  • поминальные.


Брачно-семейные обряды на Масленицу

К важнейшим масленичным обрядам относят брачно-семейные обычаи.

Для новобрачных устраивали «смотрины». Их ставили на виду всей улицы и заставляли целоваться много раз. Женщин-крестьянок, которые состояли в браке чуть больше года, запрягали в сани, и они должны были по селу катать своих подруг, распевая во время этого веселые песни и рассказывая прибаутки.

В пятницу молодые зятья ходили в гости к теще «на блины». Теща угощала зятя, и делала ему комплименты, так сказать «умасливала», чтобы он хорошо относился к своей жене.

Еще один масленичный обряд практиковали наши предки - наказание холостых парней. Не вступившим в брак молодым мужчинам на шею подвешивали колодки, на которые привязывали полено. Полено символизировало сидящую на шее «вторую половинку». С поленом парню приходилось ходить целый день по селу, выслушивая насмешки односельчан.

В прощеное воскресенье завершалось празднование Масленицы. Целью этого дня было помирить поссорившихся родственников и закрепить хорошие взаимоотношения. В Прощеное воскресенье всю приготовленную на праздник еду старались доесть или раздать нищим. В это день ходили на кладбище и поклонялись праху родственников, оставляя на могилах блины.

Поминальные обряды на Масленицу

Связаны масленичные поминальные обряды с выпеканием блинов, сжиганием чучела Масленицы и с приготовлением поминальной еды. Традиционно готовили блюда из рыбы, которая через свою немоту в народной культуре олицетворяла души умерших.

Для гаданий использовали снег, считая его олицетворением душ покойников. Во время приготовления блинов из гречневой муки в тесто добавляли талую снежную воду.

На масленой неделе запрещалось ткать и прясть. Эти запреты соблюдали из-за боязни причинить зло присутствующим поблизости душам умерших родственников. Вечерние часы в Блинную неделю считались святыми.

По мнению наших предков, несоблюдение этих запретов могло принести массу напастей и несчастий.

Костер на Масленицу тоже относится к поминальному обряду. Он служил своеобразным приглашением накануне поста умерших предков на обильный ужин.

Целью древнерусской Масленицы было на все последующие дни года задобрить духов.

Земледельческие обряды на Масленицу

Первый испеченный блин древние славяне обязательно выносили на улицу в дар Яриле и Весне. Его укладывали на землю, чтобы Солнце прогревало поля, а Весна-красна быстрее наступила.

Очень популярным на масленичной неделе было катание с ледяных горок. В древности верили, что чем дальше скатишься с горки, тем больше будет урожай льна.

Масленица – это своеобразный праздник чревоугодия. Считалось, что чем сытнее пройдет праздник, тем богаче будет год.

Сегодня многие ждут Масленицу не только с целью вкусно поесть и хорошо повеселиться, но ещё и для проведения различных ритуалов. Одним из самых популярных считается обряд на богатство.

Если в период Масленичной недели вам удастся оказаться за городом, то вы можете провести старинный обряд на Масленицу для привлечения денег. Нужно разжечь костер и сжечь в нем свои старые ненужные вещи. Избавляясь от старого, вы открываете в свою жизнь дорогу новому.

Пока вещи будут гореть, прочтите такой заговор:

«Старые и ненужные вещи сжигаю,

В свою жизнь дверь новому открываю.

Пусть все ненужное уйдет,

А Масленица мне удачу и прибыль принесет».


Существует ещё один эффективный обряд на Масленицу, который поможет вам разбогатеть. Нужно по окончанию масленичной недели, т.е. в понедельник, посетить место общественного гулянья. Ходите там до тех пор, пока не отыщите монетку. Подняв монету левой рукой, прочтите заговор:

«Я, раб Божий (имя), шел, на пути своем монету нашел. Как я к этим деньгам пришел, так и деньги пусть ко мне в руки сами идут. Пусть сколько на праздники было людей, столько и денег у меня будет. Аминь!».

Монетку принесите в дом и храните до следующего года. Через год, когда будут проводиться местные гулянья, монетку нужно отнести и бросить в том месте, где вы её нашли.

Ритуал на Масленицу на замужество

Если вы одиноки и мечтаете встретить вторую половинку, во время Масленицы проведите несложный обряд, который поможет в скором времени обрести личное счастье.

Ритуал на замужество на Масленицу проводится в воскресенье. Придите в людное место, где отмечают праздник, и, оказавшись среди гуляющих людей, прочитайте про себя заговор:

«Масленица пришла, радость всем принесла. Принеси Масленица счастье и в жизнь мою, пошли мне мою судьбу. Пусть на моем пути встретится достойный человек, с которым я обрету счастье навек. Да будет так. Аминь».

После этого нужно трижды перекреститься.

Приворот на Масленицу

Чтобы понравившийся парень ответил вам взаимностью, проведите приворот на блины на Масленицу.

Для этого надо заместить тесто для блинов, и добавить в него немного святой воды. Когда будете замешивать, прочитайте приворотные слова:

«Блины пеку, тебе понравиться хочу. Как с Масленицей к нам весна приходит, солнышко пригревает, и снежок тает, так и сердце раба Божьего (имя) к рабе Божией (имя) растает. Будет он обо мне думать и за мной скучать, без меня тосковать и горевать. Как я скажу, так и будет. Аминь».

После этого спеките блины и угостите любимого.


  • Что делать, когда умер близкий человек?

  • Можно ли совершать отпевание на дому?

  • Зачем закрывают зеркала в доме?

  • Какие молитвы читать об упокоении?

  • Как правильно организовать поминки?

  • Когда можно ходить на кладбище?

  • Как молиться за усопших?

  • Что делать в родительские субботы и какие подавать записки об упокоении?

С мерть близких… С ней рано или поздно сталкивается каждый. Настает час, когда родной человек окончил земной путь, и душа его восходит к своему Творцу. В состоянии скорби и печали люди порой теряются и не знают, как все правильно делать. К сожалению, довольно часто родственники ограничиваются лишь проведением поминок в памятные дни и церковными записками об упокоении. Но одного этого мало. В чем же заключается наш долг перед усопшими, чем мы можем мы помочь своим любимым, кого уже нет рядом? Мы собрали самые важные советы опытных священников и рекомендации сайта http://www.memoriam.ru

Как проводить православного христианина в последний путь


  • Если человеку поставлен смертельный диагноз и близкие уже знают о неизбежной кончине, необходимо помнить, что лучшим приготовлением к переходу в мир иной для любого христианина являются Исповедь и Причастие. Так как нельзя причащать людей, находящихся без сознания (а ухудшение состояния больного может наступить внезапно), нужно пригласить священника заблаговременно.

  • Умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду. В этот момент особенно важны молитвы близких.

  • Если становится явным приближение смерти, читается специальный «Канон при разлучении души от тела».

  • После того как человек упокоился (отошел ко Господу в мир иной) сразу нужно начать читать «Последование по исходе души от тела» (если нет возможности пригласить священника, то читать могут родственники или знакомые).

  • После этого необходимо читать Псалтирь (желательно до выноса тела непрерывно и по возможности ежедневно до 40-го дня). Лучше читать близким, сменяя друг друга, так как благодаря этой молитве они сами получают успокоение и утешение от Господа. Также можно заказать чтение Псалтири в храме или монастыре. При невозможности обеспечить непрестанное чтение Псалтири желательно читать ее хотя бы по несколько псалмов в день. Это лучше, чем ничего.

  • Последования «На исход души», «По исходе души» и Псалтирь не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, молиться можно дома. Главное — помочь близкому молитвой в эти тяжелые для его души минуты.

  • Если человек почил на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо канона «По исходе души» читают Пасхальный канон, а вместо Псалтири — Деяния святых апостолов.

  • Гроб обычно кладут лицом на восток. Можно придерживаться этой традиции.

  • На усопшем должен быть надет нательный крестик.

  • Одежда для погребения выбирается соответственно мирскому статусу усопшего. Военные, пожарные, полицейские обычно полагаются во гроб в форме, миряне — в любой одежде на усмотрение родственников или согласно воле новопреставленного. Для покрытия тела традиционно используется саван или церковное покрывало.

  • Руки складывают на груди, правую поверх левой. В левую обычно полагают погребальный крест, а на грудь кладут святую икону (для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери).

  • В церковных лавочках можно приобрести набор для погребения. В него обычно входят: погребальная одежда, венчик, разрешительная молитва, крест, свеча и иконочка. Венчик — это бумажная полосочка с изображением Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя с молитвой «Трисвятое». Венчик символизирует веру усопшего и его христианскую жизнь с упованием на Бога и нашу молитвенную надежду, что и по воскресении усопший получит небесную награду — нетленный венец от Господа и блаженство в райских обителях. Разрешительную молитву после отпевания батюшка вкладывает вместе с крестом в руку почившего.

  • Можно приготовить набор для погребения заблаговременно. Некоторые христиане делают это и при жизни, памятуя о своей кончине, что настраивает душу на внимательную и благочестивую духовную жизнь.

Суеверия


  • Не нужно завешивать дома тканью зеркала, компьютеры, телевизоры, ставить стакан с водкой и пр. — все это суеверия, имеющие языческое происхождение, которые никакого отношения к Православию не имеют.

  • Обычай уборки дома после выноса тела тоже не нужно превращать в особый ритуал. Мнения о том, что надо обязательно все вымыть до предания тела земле и что уборкой должны заниматься лица, не состоящие в кровном родстве с усопшим, — также является суеверием.

  • Обычай оставлять на кладбище рюмку с водкой, хлеб и другую пищу является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными.

  • В советское время установился обычай посещать кладбище в первый день Пасхи, но это неверно. У Бога все живы, и Пасха — это особое время всеобъемлющей радости для верующих, поэтому в течение всей Пасхальной недели заупокойные молитвы не произносятся. На кладбище по традиции ходят на Радоницу (от слова «радость») — это девятый день после Пасхи, когда служится первая панихида после Пасхальной недели. Мы молимся о своих усопших близких с упованием на милосердие Божие и радуемся Светлому Христову Воскресению.

Похороны


  • Согласно Уставу, отпевание совершается только в храме. Лишь в том случае если поблизости нет церкви, возможно совершение отпевания заочно или на дому.

  • При отпевании по древнему обряду христианского погребения батюшка благословляет горсть земли (песочек) и крестообразно посыпает гроб. При заочном отпевании священник передает этот песочек родственникам. Им также надо крестообразно посыпать тело усопшего, а если погребение уже совершено, то посыпать на могилку. Мнение о том, что заносить песочек домой нельзя, тоже является суеверием.

  • Христианам надлежит провожать близкого в последний путь в тихой молитве; нарочитое оплакивание, громкие рыдания и вскрики — совсем неуместны.

  • Оркестр для похорон приглашать не нужно: траурная музыка угнетает и мешает молиться. Во время перенесения гроба в храм на отпевание и из храма на кладбище обычно поется «Трисвятое».

  • Памятники, устанавливаемые на могилах усопших христиан, вполне допустимы. Традиционно на могилах православных ставят кресты и приносят цветы.

  • Надписи на памятниках и венках должны выражать не безутешную скорбь и отчаяние, а любовь и нашу веру. Слова надписей лучше выбрать из Священного Писания и посоветоваться с батюшкой.

Поминальные трапезы (поминки)


  • Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по церковному Уставу. По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику.

  • «Поминовение» усопших каким-либо спиртным абсолютно недопустимо и не является церковной традицией.

  • Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются. Великим постом — переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. Но на практике бывают исключения, поэтому лучше проконсультироваться с батюшкой лично.

  • Обычай поминать почивших не должен превращаться для родственников в простой повод собраться вместе, обсудить новости и вкусно поесть. Поминальная трапеза — это вид милостыни, которую семья оказывает не только родным и знакомым, но и другим нуждающимся с просьбой о молитве за усопшего. Потому что молитва и милостыня — главный повод устроения поминальных трапез.

  • Перед трапезой следует обязательно совершить литию. Для этого можно пригласить священника и попросить его сказать проповедь для присутствующих. Если нет такой возможности, этот чин может быть совершен церковнослужителем или мирянином.

  • Первым блюдом, которое обычно вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости и блаженства, которыми наслаждаются праведники в Царстве Божием. По Уставу, кутья должна освящаться священником во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

  • Вместо бессмысленной атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом» нужно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (-ую) [имя], и прости ему (ей) вся согрешения его (ее) вольная и невольная, и даруй Царствие Небесное».

  • За столом нельзя вести праздные разговоры, а нужно почтить память усопшего (отсюда и название — поминки), потому что мы поминаем его в молитвах, вспоминаем его благие дела и добрые качества.

  • Первыми за поминальный стол лучше пригласить нуждающихся — нищих и убогих, детей и стареньких людей. Ведь изначально нужно стремиться сотворить милостыню в память о почившем, а не угодить друзьям и родственникам хорошим застольем.

По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Эти традиции — внешний символ нашей молитвы и без нее смысла не имеют. Душа упокоившегося испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, ибо сама уже не может творить добрых дел и молиться за себя. Самое большое и важное дело, которое мы можем сделать для усопших — молиться и совершать благие дела в честь их светлой памяти. Это и будет нашей главной и неоценимой помощью близким и родным, перешедшим в мир иной.

Дни особого поминовения усопших

Е сть особые дни поминовений, когда совершаются сугубые моления об умершем, которые согласуются с учением Церкви о состоянии души за гробом. Это третий, девятый и сороковой после смерти (при этом день кончины считается первым).


  • Третий день. Поминовение совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Согласно церковному Преданию, первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по местам земных воспоминаний. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему.

  • Девятый день. Поминовение совершается в честь девяти чинов ангельских, которые как посланники Божии и предстатели к Нему за нас — ходатайствуют о помиловании новопреставленного. В сопровождении ангела душа заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает всякую скорбь. В девятый день Господь повелевает ангелам вновь представить душу к Нему на поклонение.

  • Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Божией. Пророк Моисей получил от Господа скрижали после сорокадневного поста. Израильтяне достигли Земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении Своем. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.

  • Годовщина. Основанием для особого поминовения усопших в годовщину смерти служит то, что самым большим литургическим циклом является годовой круг. Для верующего это воспоминание о дне рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Ц ерковью установлены особенные дни торжественного всеобщего поминовения усопших, которое приносит нашим упокоившимся близким великую помощь. При этом панихиды называются Вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами.


  • Суббота мясопустная. Это суббота на масленичной неделе перед Прощеным воскресением. Посвящая эту неделю воспоминанию о Страшном суде, Церковь установила молитвенно ходатайствовать не только за живых, но и за умерших христиан.

  • Суббота Троицкая. Поминовение установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа завершилось устроение спасения человека, а в этом спасении участвуют и живые, и усопшие.

  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В будничные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как в это время не служится полная литургия. Поэтому в дни Великого поста выделены для поминовения почивших особые субботы.

  • Радоница. Поминовение совершается во вторник после Фоминой недели и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и Его победе над смертью. Также в этот день церковным Уставом первый раз после Пасхи разрешается совершать обычное поминовение усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда появилось и название этого дня — Радоница.

Церковные заупокойные службы


  • Отпевание — это молебное последование о душе новопреставленного, единожды совершаемое над умершим. Может быть совершено заочно, когда нет возможности привезти тело почившего в храм.

  • Божественная литургия — служба, на которой совершается главное моление о упокоении православных христиан.

  • Панихида — моление об усопшем, которое служится после литургии — перед Святым Распятием.

  • Сорокоуст — это поминовение почившего за литургией в течение сорока дней. Существуют и более длительные сроки — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение. Конечно же, лучше, когда большее число людей молится о вашем родном человеке, поэтому записки можно подавать неограниченное число раз в разных монастырях и храмах.

  • Также существуют заупокойная ектения, вечерня и утреня (парастас).

Что касается молитвы за самоубиенных, то существует чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго. Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Церковные записки


  • Перед началом литургии (или накануне вечером) следует подать в церкви записки с именами усопших (вписывать можно только крещеных православных христиан). На проскомидии из просфор вынимаются частицы за их упокоение, которые в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами.

  • Вверху записки изображается крест, ниже указывается вид поминовения — «Об упокоении» , затем пишутся имена поминаемых в родительном падеже. Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана (например, Об упокоении: патриарха Алексия, митрополита Прокла, схиигумена Саввы, протоиерея Алексия, монахини Веры, Иоанна, Таисии, Александра). Все имена должны быть в церковном написании (к примеру: не Светы, а Фотинии).

  • Подавая записки, мы вносим пожертвование на благотворительную помощь храму и нуждающимся.

  • Не переживайте, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников во время богослужения. Главное поминовение происходит в алтаре.

Советы


  • В родительские субботы принято посещать храмы и могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служить панихиды и заупокойные литии, устраивать поминальные трапезы. Между тем Церковь настоятельно советует не забывать о памятных датах: дне рождения усопшего, датах его смерти и именин. В эти дни его необходимо помянуть особо.

  • Существует благочестивый обычай причащаться в дни памяти родных и близких. Молитва человека, очистившего свою душу покаянием и приступившего ко Святым Христовым Таинам, — особенно благоугодна Господу.

  • Самый простой вид милости — свечи, которые ставят об упокоении. Но весьма полезно в памятные дни усопшего совершать пожертвования, подавать милостыню нуждающимся с просьбой помолиться о своем почившем родственнике. На канун (столик рядом с распятием и подсвечником прямоугольной формы) можно приносить продукты — это тоже наша милостыня в память об умерших родных.

  • Облегчение души мы получаем по бесконечной благости Божией и нашим святым молитвам, поэтому нужно не стесняться просить батюшек и, конечно, самим постоянно молиться о своих усопших. Вечно живая душа испытывает великую потребность в постоянной молитве. Молитва — самая главная и неоценимая помощь, которую мы можем оказать тем, кто отошел в мир иной.

Поминовение на домашней молитве


  • Домашняя (келейная) молитва о ближних — долг любого христианина. Церковь заповедует нам ежедневно молиться об упокоении близких. Поэтому в текст утреннего правила включена молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

  • Особенно усердно следует молиться о почившем в первые сорок дней после его кончины. В этот период необходимо читать Псалтирь о усопшем, хотя бы по одной кафизме в день. Можно также читать заупокойный канон.

  • Имена удобнее прочитывать по помяннику — специальной книжечке, куда записываются имена близких для церковного и келейного (домашнего) поминовения. Существует благочестивый обычай вести семейные синодики, прочитывая которые, православные люди поминают многие поколения своих предков.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память.

Вечные истины

А постол Павел призывает нас не предаваться сильной скорби: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

1 Фес. 4:13-14

В еличайшую пользу усопшим приносят совершаемые за них на литургии молитвы и раздаваемые милостыни, ибо ничто, данное взаймы Богу, не погибнет, все возвращается с великим избытком.

Преподобный Иоанн Дамаскин

М ы потому боимся смерти, что живем в нерадении и не имеем чистой совести. Так начнем лучше бояться греха, ибо что в смерти есть страшного, все от греха.

Святитель Иоанн Златоуст

С тарайся жить так, чтобы тебе в час смертный более радоваться, нежели бояться. Мы рождаемся, чтобы умереть, а умираем, чтобы жить. Люби смерть, как друга, ведущего нас к Богу.

Преподобный Нил Синайский

В се люди умирают, но не все умирают одинаковой смертью. Неодинаково умирают праведные и грешные люди. Худая жизнь и конец имеет худой. Праведник же никогда не бывает так близко к своему счастию, как при смерти. Что желал он при жизни, то исполняется для него в час смерти. Живи свято, чтобы умереть свято.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Л юбовь духовно соединяет тех, которые разделены местом и временем… Не столько плакать об умерших, сколько молиться должно, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились за нас.

Филарет, архиепископ Черниговский

К ак уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертью телесной пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Такими словами утешал родственников усопших митрополит Антоний Сурожский:

«П ечалиться об умерших — не по-христиански. Уныние и печаль всё нарушают. Унывать — это удел тех, кто не знает Бога и не верит Ему. Мы же должны молиться Господу, чтобы Он даровал усопшим спасение и Царствие Небесное! Мы думаем о смерти как о разлуке, но забываем, что смерть одновременно является встречей души с Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. Вот поэтому сквозь слезы, мы можем радоваться за почившего. Завершилось его время борения и страдания, искания и скорбей, и теперь он в другом свете, где царствует вечная любовь! И мы таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека... Момент, когда завершается земной путь человека, и он приходит в свой настоящий родной дом, где его бесконечно любят и ждут».