Наука алхимия. Кто такой алхимик? Церковь и алхимия

Человечество всегда интересовалось чем-то мистическим, загадочным, неизведанным. Такая наука, как алхимия возникла очень давно, но интерес к ней не пропал и по сей день. И в нынешнее время многие люди задаются вопросом, что такое алхимия. Давайте разберемся.

Понятие и сущность алхимии

Первая ассоциация, которая приходит в голову обычному человеку, когда он слышит слово «алхимия» - магия. Но на самом деле это которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.

Другая ассоциация людей со словом «алхимия» - зелье. И какой-то смысл в этом действительно есть. В алхимии практикуется смешивание различных ингредиентов. Самая главная сущность этой науки заключается в том, что все существующее движется и стремится к развитию.

История возникновения слова «алхимия»

Отвечая на вопрос, что такое алхимия, необходимо знать историю происхождения данной науки. Считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток. Нельзя точно сказать, что обозначает это слово, потому что оно имеет много корней. Первая версия предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это слово указывает на врачебную практику многих древних докторов. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет). Древнегреческие истоки указывают на происхождение от слов "хюма" и "хемевсис" - литье, смешивание, поток.

Основа и цели алхимии

Алхимия выполняет три основные функции:

  1. Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть.
  2. Достигнуть бессмертия.
  3. Обрести счастье.

Основа алхимии заключается в использовании четырех основных элементов. Согласно этой теории, разработанной Платоном и Аристотелем, вселенную создал Демиург, который из исходной материи создал 4 элемента стихии: воду, землю, огонь, воздух. Алхимики добавили к этим элементам еще три: ртуть, серу, соль. Ртуть - женское начало, сера - мужское, соль - передвижение. Благодаря смешиванию всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация. В результате трансмутации должен получиться философский камень, который еще называют Чаще всего получение этого эликсира и является главной целью многих алхимиков. Но прежде чем получить заветный эликсир, настоящий алхимик должен постичь свою настоящую духовную природу. Иначе никак не получится раздобыть заветный философский камень.

Алхимическая эволюция и этапы превращения металлов в золото

Знаменитые алхимики на основе своих многолетних рассуждений и изучений пришли к выводу, что с самого начала все металлы были благородными, но со временем некоторые из них почернели, запачкались, что привело к их неблагородности.

Существует несколько основных этапов превращения простых металлов в благородные:

  1. Calcinatio - этот этап предполагает отказ от всего мирского, от всех личных интересов;
  2. Putrefactio - этот этап включает отсоединение тленного праха;
  3. Solutio - символизирует чистку материй;
  4. Distillatio - рассмотрение всех элементов очистки материи;
  5. Coincidentia oppositorum - соединение противоположных явлений;
  6. Сублимирование - обозначает мучение после отказа от мирского ради стремления к духовному;
  7. Философское затвердевание - соединение принципов воздушности и концентрированности.

Эволюция алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, и тогда необходимо восстанавливаться с помощью энергии, которую получили на предыдущем этапе.

Великие алхимики

Все алхимики пытались ответить на вопрос, что такое алхимия. Эта наука сыграла немалую роль в истории человечества. Многие философы предполагали, что алхимия имеет много общего с психологией. Эта наука помогает человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей. Многие люди занимались алхимией с самого начала ее зарождения. Но ключевую роль в этом сыграли алхимики Средневековья.

Одним из самых известных алхимиков по праву считается Никола Фламель (годы жизни 1330-1418). Родился Никола в очень бедной семье, в юношеском возрасте уехал в Париж, чтобы стать писарем. Женился на немолодой даме, получил небольшой капитал и открыл несколько мастерских. Фламель решил заняться продажей книг. Его алхимическая карьера началась благодаря сну, в котором ангел показал Фламелю книгу, где содержатся все секреты. Он нашел эту книгу и стал усердно ее изучать. Неизвестно, как он смог постичь все истины, но буквально через три года алхимику удалось получить философский камень и обратить обычную ртуть в серебро, а через некоторое время и золото. Начиная с 1382, Никола Фламель стал богатеть, он покупал землю, дома. Занимался благотворительностью и просто дарил деньги. Слухи о его сказочном богатстве дошли до короля, но с помощью взяток Фламель смог скрыть свое богатство от короля. В 1418 году алхимик умер. Но говорят, что помимо золота и серебра Никола постиг тайны бессмертной жизни. Он инсценировал свою смерть, а сам вместе с женой уехал в путешествие.

Алхимик Парацельс: краткие сведения

Другим не менее известным алхимиком был Парацельс (годы жизни 1493-1541). Этот человек был известным врачом, и многие отрицают его роль в алхимии. Працельс пытался найти философский камень, но не верил, что тот сможет превратить металл в золото. Алхимику он был нужен для того, чтобы постичь тайну бессмертия и создавать лекарства. Працельс считал, что любой человек сможет сделать то, что не под силу природе, нужно только время и усилия. Медицина многим обязана Працельсу. Именно этот врач отверг теорию о том, что эпилептики одержимы нечистой силой. Ученый говорил, что ему удалось создать философский камень, и он бессмертен, но умер, упав с высоты, когда ему было 48 лет.

Дени Зашер: краткие сведения

Дени Зашер (годы жизни 1510-1556). Родился в довольно обеспеченной семье. В юношеском возрасте поехал в университет Бордо изучать философию. Его наставником оказался алхимик, который приобщил молодого парня к этой науке. Вместе с наставником они изучали и проверяли все новые и новые рецепты алхимии. Но раз за разом терпели неудачи. Деньги у Зашера быстро кончились, поэтому он поехал домой и заложил свое имущество. Но опыты не приносили результатов, и деньги просто утекали сквозь пальцы. Дени решил поехать в Париж, где несколько лет провел в одиночестве, изучая философию и рецепты алхимии. В 1550 году ему все-таки удалось сделать из ртути драгоценный металл - золото. Дени раздал всем долги и уехал в Германию, где хотел прожить долгую и беззаботную жизнь. Но родственник убил его, пока тот спал, и уехал с его женой.

Зефельд: краткие сведения

Очень долго об этом алхимике было известно крайне мало информации. С самого детства Зефельд увлекался алхимией и проводил опыты. Разумеется, у него мало что получалось, и со всех сторон на него сыпались насмешки. Тогда он уехал из Австрии и вернулся только через десять лет, и поселился в небольшом городке у одной семьи, которая его приняла. В знак благодарности он показал хозяину, как научился добывать золото из обычных металлов. Вскоре весь город знал, что Зефельд настоящий алхимик. О его опытах узнал император и приговорил его к пожизненному заключению за мошенничество. Но вскоре Зефельда помиловали, но при условии, что он будет продолжать свои опыты для императора. Но через некоторое время Зефельд сбежал из страны, и никто ничего больше не знает о его судьбе. Он буквально растворился в воздухе.

Благодаря изложенной выше информации, становится намного понятней, что такое алхимия, в чем ее суть и для чего она нужна.

Часто любители мистики задаются вопросом: «кто такой алхимик?» Во многих произведениях писателей-фантастов, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Джоан Роулинг и Виктор Гюго, часто затрагивается тема алхимии. Изучение этого вопроса (особенно в нашем мире точных наук) становится очень интересным! Эта статья расскажет, что такое алхимия, откуда это учение произошло и как относятся к этой теме в наше время.

Рассмотрим, что такое алхимия

Если говорить простым и понятным языком, алхимия - это подразделение натурфилософии: изучение материи, превращение одного элемента в другой. Натурфилософия - это естествознание, учение о природе. Оно никак не связано с наукой - это скорее умозрительные заключения, которые не были подвержены опытам и не имеют научных доказательств.

С появлением физики, которая может грамотно объяснить природные явления в нашей жизни, учение алхимии вытесняется и является на сегодняшний момент псевдонаучным, не доказанным экспериментами и фактами. Алхимия - это магическое и оккультное учение, которое сложилось в эпоху среднего века. В основу этого учения положены известные в то время химические свойства, а также тогдашние представления о жизни человека в обществе.

Возникновение алхимии

Сложно сказать, кто же был первым алхимиком, но известно, что эта культура складывается в Александрийской Античности (II-VI века н.э.) и основывается на учении Аристотеля о четырех первозданных элементах: воде, воздухе, огне и земле. Сам Аристотель признавал единство материи и считал, что каждая материя изменяется с помощью опытов. В то время люди начали активно изучать процесс горения, с помощью которого ставили различные химические опыты. Это побудило алхимиков развивать свою деятельность. Это философское учение возникало:

    в Древнем Египте;

    в Римской империи;

    на Востоке, в арабских странах (считается, что арабы были особенно могущественными в алхимии);

    в странах Европы в эпоху Возрождения алхимия набирала обороты: Парацельс стал использовать химию в медицине.

Поиски философского камня

Главным, что двигало людей, занимающихся алхимией, было усовершенствование знаний: они стремились к тому, чтобы одно вещество могло превращаться в другое. Главной целью многих алхимиков, которые просиживали днями и ночами в лабораториях, было узнать, можно ли вещество (например, свинец) превратить в золото или серебро.


Также главной целью было создать философский камень - определенный магический атрибут, способный превращать металлы в золото. Учеными доподлинно не доказано, существовал ли философский камень, который безукоризненно выполнял свое предназначение, или нет, но по-прежнему существуют интересные рецепты, которые можно воссоздать даже в домашних условиях. Но помните, что эти опыты опасны для жизни и здоровья человека: много работ приходится выполнять с помощью ртути, которая в лучшем случае вызовет тяжелое отравление.

Рассмотрим интересный рецепт Джорджа Рипли, изложенный в трактате о получении брома, «первичной материи». Для получения философского камня потребуется ртуть, кислый виноградный спирт, обмазанная глиной реторта. Ученый описывает такие химические явления, как дистилляция и горение веществ.

А вот предшественник Рипли, монах Рогерус, описывал сложный магический способ приготовления философского камня. Согласно ему, алхимикам необходимо откармливать и разводить в специальной комнате в подвале старых петухов. Из яиц должны были вылупиться рептилии. Для приготовления раствора нужна кровь этих существ, кровь мужчины с рыжими волосами, а также красная медь. В результате медь должна была превратиться в золото. Но чтобы превратить один металл в другой, можно провести и менее радикальный эксперимент .


Алхимические опыты в домашних условиях

Вопрос о том, можно ли совершать алхимические опыты, остается открытым, потому что наукой не доказано существование «потусторонних сил». Но существуют интересные химические опыты, которые можно проделать в домашних условиях, основывающееся на точных науках без использования магии. Например, интересно сделать раствор лимонной кислоты и вырастить большие кристаллы, добавляя в воду красители. Это простой процесс, правда, на него уйдет много времени. Также существуют и другие опыты по превращению одного вещества в другое: получение из уксуса и соды углекислого газа, изготовление сухого льда и т.д

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Алхимия для начинающих

    ✪ Occultus [Алхимия] #1

    ✪ "ДУХОВНА АЛХИМИЯ" част І, 18.05.2018

    ✪ Головин Алхимия

    ✪ Алхимия жизни. Регенерация тела и тайна питания | Встреча с Дмитрием Лапшиновым

    Субтитры

    Это очень интересная тема. Если человек это не сможет принять – он никогда не сможет начать. Часто люди вначале пытаются дотошно записывать, пытаются разобраться, в том, что им надо делать. А я говорю: «Вы всё равно будете делать неправильно, как бы вы ни записывали». Даже если вам записать 10 видео уроков, вы будете смотреть и всё равно будете делать неправильно. Даже если вы будете смотреть в зеркало, вы всё равно будете делать неправильно. Почему? Первый момент – вы используете сознание, которое у вас ещё не подготовлено. То есть, мало того, что вы воспринимаете ещё не так, как надо воспринимать, так вы ещё и накладываете свою правильность в это, типа «я вот считаю, что нужно делать так» или считаете, что вы всё понимаете, как часто человек говорит, что он знает, понимает. Развитие начинается, когда достигнута срединность в мозге, то есть сосредоточенность, опирающаяся на реальные геометрические показатели, физические показатели, биохимические показатели. В противном случае человек использует уже наработанную или имеющуюся модель в мозге. И по сути, всё, что мы делаем, оно лишь наполняет то, что и так есть. Это особенно проблема с пассионариями. Они приходят, у них и так достаточно энергии, понимания, образования и они очень быстро наполняются тем, что есть и им становятся понятно и даже неинтересно. А в реальности что они сделали? они наполнили имеющееся или дополнили и, в принципе, не смогли стать выше этого. Первый показатель того, что человек неправильно занимается - это отсутствие у него нарабатываемого внимания, и здесь ловушка. Потому что каждый может сказать «Я во внимании; я понимаю, что такое внимание». А здесь очень просто понять: цепляете ли вы своим сознанием любое слово, сказанное вам; или вы отключаете своё сознание, чтобы не цеплять своим сознанием все те слова, что говорят люди, не ответствуя при этом за свои слова. Мозг, особенно для женщины, должен работать по принципу «включился-выключился», выключился на матке – включился на мозге. Поэтому для женщины важно наработать фокусировку. Фокусировка хороша тем, что она требует наведения-цель- отпустили; наведение мозга в цель - отпустили. Так нарабатывается внимание. Второе. Люди не могут правильно начать заниматься, потому что у них не простроена циркуляция энергии. Следовательно, они будут опираться на циркуляцию энергии, которая у них есть. И сколько не добивайся от человека правильного положения, движения – а энергия не циркулирует. А это физическое обоснование. Это не просто там какая-то энергия куда-то циркулирует, а она опирается на мозг, выстроенный мозг понимает, следует и самое удивительное – чувствует это движение, которое объединяет его тело или не объединяет. Энергия это не общее, а даже если она что-то общее, то это не имеет значения для практикующего, пока он не начнёт понимать не просто эти потоки внутри себя, а как этими потоками можно управлять. Следовательно, человек будет развивать, может быть, не выстроенную циркуляцию энергии, или нарушенную циркуляцию энергии, и зачастую, делать ещё хуже себе. При этом человек будет считать, что он занимается в лучшей школе, у лучшего мастера, и всё должно быть правильно. Нет. Сегодня это не помогает. Сегодня каким бы ни был крутым мастер, всё зависит от ученика, или можно ли научить занимающегося ученика правильно обучаться. Если это добивается, то потом – да. Потом возможно и нужен тот, кто обучает, но до этого тот, кто обучает не нужен, нужны вы, обучающиеся. Вы должны совершенствовать искусство обучения, а не заниматься коллекционированием знаний, техник и прочего. Третье. Нарушение в теле. У человека может быть нарушена мышечная, сухожильная или костная система, и если он начинает опираться на тело, при этом упускает мозг, упускает поток энергии – и тело ещё больше уводит в сторону. То есть человек становится зависим от ощущений, которые ему даёт тело, но при этом он не понимает: правильное у него тело или неправильное. И практика становится эмоциональной, то есть либо ему нравятся эти движения, либо нет. То есть три условия, которые объясняют очень важное. Для любого начинающего, как бы он не хотел, первое время он всё равно будет делать всё неправильно. Сколько может продлиться это время? Я считаю в современном обществе, наблюдая 30 лет, как занимаются люди – минимум три года. Конечно, всё зависит от возраста и блокировки тела, но минимум три года, чтобы человек перенастроил себя, кому-то надо пять лет, а кому-то и двадцать не хватит, но минимум такой. Для этого требуется терпение и это первое, что нужно познавать. То есть как, занимаясь неправильно – заниматься правильно, это второй момент. Что нужно знать человеку, который знает, что он неправильно занимается? Первое – он должен знать, что он занимается неправильно, он должен это принять. Второе – он должен понимать направление. И первое здесь – это мозг, второе это энергия и третье – это тело, но они не должны быть отсечены друг от друга. Потому что самое важное здесь – заниматься с телом. А как же так, если первичен мозг? А в этом-то и хитрость, что занимаясь телом, нужно заниматься через мозг и через энергию, а не заниматься телом, как просто телом. Потому что если человек будет заниматься только мозгом, он всё равно будет опираться на те отделы мозга, которые у него развиты. То есть КПД и качество должны определятся той сосредоточенностью и заданиями, над которыми вы работаете. Второе, человек должен параллельно убирать отвлечения, которые уже регулируют его жизнь. В первую очередь на уровне регулирования своего времени и на уровне регулирования своего питания. Третье, у человека должен быть ритм, направленный на изменение себя. То есть, у каждого растения есть ритм, по закону которого она растёт. Если вы не выстроите базовый ритм, который исходит из задач: убирать отклонения, мобилизовать себя и формировать усилие – то ничего у вас не получится. И самое важное. Первая часть, если вам всё нравится, что вы делаете – здесь может быть опасность. Так как если человек не привык сосредотачиваться, то это его может утомлять, может ему надоедать, может ему не нравится. Конечно, многое зависит от того, где человек занимается, какое поле, в котором он занимается и организация места или пространства для практикующего –всё это очень важно, и в чём он занимается, и где он занимается, а уж потом – как он занимается, то есть элемент подготовки. Но сегодня человеку принять идею, что куда бы он не пошёл, он будет делать всё неправильно – невозможно. Это не позволит эго, наработанный опыт и всё остальное. Это работа. Но если это не начинать – то никогда и не реализовать это дело.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء ‎ (’al-khīmiyā’ ), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία - «флюид» , χυμος - «сок», χυμενσιζ - «литьё» ) либо восходит к самоназванию Древнего Египта - Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило:

  • серебро - Луна ,
  • ртуть - Меркурий ,
  • медь - Венера ,
  • золото - Солнце ,
  • железо - Марс ,
  • олово - Юпитер ,
  • свинец - Сатурн .

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа , при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса , Зосима Панополита , Олимпиодора . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру . Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату » - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне , как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие , развил учение о нумерологии , связав арабские буквы с названиями веществ.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Алхимия в эпоху Возрождения

В XIV-XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс . Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI , Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды , ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии , первоначальных элементов : четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского () начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль » (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов : земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна » (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее , совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования , дистилляции ;
  • священного брака , соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны , Гермафродита и Салмакиды , самца и самки разных животных и т. д. , в индийской - союза Шивы и Шакти , в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых .

Роль алхимии в истории науки

Представление об алхимии как «примитивной химии », сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается , что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии . В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию », а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию ».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ . Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма .

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций , существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм , позднеантичный гностицизм , христианство , неоплатонизм , зороастризм , манихейство , суфизм , эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития , которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов . Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности .

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.) русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом ». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма , которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении . Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером , Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. - Leuven: Peeters, 1997. - P. 563. - ISBN 90-6831-939-6 .
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. - М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, - New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream - the Quest for the Elements, - New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293-305
  9. Мировая история. Средние века
Алхимия является предшественницей современной химии . Алхимики исследуя различные вещества, их взаимодействие друг с другом пытались найти рецепт вечной молодости и возможность превращения простых веществ в серебро и золото.
Термин "Алхимия " был заимствован из арабского языка "Al-kimia ",что в переводе на русский означает "производится ".
Другие исследователи считают,что это понятие было заимствовано от слова "kemi ",так народ коптов называл Египет,либо от греческого термина,которое означает сок или жидкость.

История Алхимии

Это древнее искусство возникло в незапамятные времена в Египте.Толчком к развитию этой науки стали полу мифические труды бога Гермеса Трисмегиста.Существовала эта личность на самом деле или она является выдумкой сложно теперь узнать,хотя до нашего времени множество его книг не дошло,вероятно были утеряны.

Известные книги Гермеса Трисмегиста

  • Посвятительная речь или Асклепий
  • О правиле молчания и о возрождении,тайная проповедь на горе
  • О всеобщем уме
  • Мудрость
  • Ум к Гермесу
  • Ключ
  • О ощущении и о мысли
  • Ничто не исчезает
  • Благо в одном боге и нигде больше
  • Великое зло для всех людей - неведение бога
  • Невидимый бог весьма явен
  • Монада или Кратир
  • Священное слово Гермеса Тресмигиста
  • Вселенское слово Герместа Асклепию
Найдены так же три больших части из произведения "Дева мира", 10 отрывков из разговора сына с Гермесом,8 частей из книг Гермеса к Аммону, девять неизвестных отрывков не имеющих названия, три определения Асклепия царю Аммону, о похвале царю и о телесных страстях, о демонах и солнце.
Алхимики предписывали создание изумрудной таблице Трисмегисту - это странный отрывок непонятного содержания и неизвестного происхождения.В этой изумрудной таблице ученые мужи нашли описание в аллегорической форме философского камня,большинство Алхимиков признали этот отрывок главным текстом своего учения,которое и было названо Алхимией или Герметическим учением.

Целеустремленно и усилено занимались Герметическим учением греки,после них эстафетную палочку перехватили арабы в эпоху расцвета исламской империи.После установления прочных связей с Европой этим учение стали увлекаться и на западе.

Самые известные Алхимики

Абу-Муза Джафара-аль-Софи , проживал в Севилье в конце восьмого и начале девятого века.Сделал предположение,что металы являются телами из ртути(меркурия) и серы,поэтому у них можно изъять то что у них в избытке и добавить то,что им недостает.

Альберт Великий(Альберт фон Больштедт) жил в Париже в 1200 - 1280 годах.Являлся немецким схоластом и философом.Интересовался многими вещами в том числе и Алхимией.Впервые создал чистый мышьяк.

Роджер Бэкон - проживал в Париже 1214 - 1292 годах.Является английским ученым и философом.Занимаясь Алхимией разделял ее на "практическую" - занимающуюся вопросами очистки и добывания металлов,изготовления красок и "теоретическую" - Предполагал,что такая наука,как Алхимия окажет неоценимую помощь медицине.(согласно Википедии)

Арнольдо Вилланова - проживал в Испании в 1235 - 1311 годах.Являлся врачом и занимаясь Алхимией издает 20 научных трудов,о лечебных растениях и способах их применения, о ядах и противоядиях.Создает так называемую медицинскую Алхимию .

Раймонд Луллиус - проживал во Франции, Испании, Италии,годы жизни 1235 - 1315.Являлся писателем, богословом, философом.Издал несколько известных своих произведений,такие как:"Опыты", "Сборник правил или путеводитель по Алхимии ", "Завещание".

Все эти Алхимики пытались найти или создать так называемый Философский камень или жизненный эликсир или красную тинкуру или панацея жизни или красный лев.Они предполагали,что с помощью этого вещества получиться простые вещества и серебро превращать в золото,а так же напиток созданный на основе Философского камня "aurum potabile ",принимая внутрь в небольших дозах помогал бы исцелять все болезни и продлевать жизнь до бесконечности.

Алхимическая лаборатория


"Размеры этой комнаты были 8 футов в длину, 6-ть в ширину и 6-ть в высоту,к трем стенам из четырех были прикреплены множество ящиков,в которых стояло большое количество книг,над этими ящиками располагались полки на которых располагались огромное количество алхимической утвари,колбочки, реторты, склянки, коробочки.Рядом со входом находилась небольшая печь с колосниковой решеткой, мехами и козырьком.На этой чудесной печи стоял раскаленный тигель с каким то кипящим составом,пар от которого выходил через кирпичную трубу на крыше.На полу же среди склянок, коробочек и книг, были заметны куски угля, щипцы отмокающие в каком то растворе,полупустая чаша с водой,на потолке сушились какие то травы свисая на нитках,некоторые из них по видимому были свежими,а другие вероятно собраны уже давно "А. Дюма "Жозеф Бальзамо"

Читайте еще :

Зашифрованное послание Алхимиков видео

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )