Простит ли аллах нас за большие грехи. Не прощать – обречение на страдание. Милость Аллаха и Его прощение

Может ли работодатель не отпустить в отпуск работника? В одних случаях - да, в других - нет. Но прежде чем разбираться в этом вопросе, вспомним основные требования ТК РФ, касающиеся предоставления отпусков работникам.

Общие правила предоставления отпусков

Начнем с того, что каждый сотрудник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью минимум 28 календарных дней (ст. 114, 115 ТК РФ). В конце каждого года (а именно не позднее 17 декабря) в организации должен быть составлен график отпусков (форма № Т-7, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на следующий календарный год (ст. 123 ТК РФ). По нему определяется очередность предоставления отпусков работникам. То есть это некий план, в котором указывается, какого числа и на какое количество дней уйдет в отпуск каждый работник организации. В графике отражаются и , и , положенные сотрудникам.

Отпуск по графику

Если работник должен в скором времени отправиться в отпуск по графику, а вы как работодатель не можете его отпустить в связи с производственной необходимостью, то вам нужно будет заручиться согласием работника на перенос отпуска (в письменной форме), составить приказ о переносе, а также внести изменения в график отпусков.

Бывает, что работник становится незаменимым сотрудником будучи уже в отпуске. Тогда речь идет не о переносе отпуска, в об . И это уже совсем другая история.

Отпуск по заявлению

Если же работник собирается пойти в отпуск не в соответствии с графиком, а просто по заявлению, то работодатель имеет полное право ему отказать. И при этом никоим образом не нарушит прав работника. Потому что вопрос предоставления внеплановых отпусков всегда решается по согласованию между работником и руководством организации.

Соответственно, если работник без согласия на то работодателя решит уйти в отпуск и не явится на работу, то его можно будет уволить за прогул (ст. 193 ТК РФ). При этом необходимо будет соблюсти всю процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Когда работодатель не вправе отказать работнику в отпуске

При определенных обстоятельствах работодатель обязан предоставить работнику отпуск и не может ему в нем отказать. Это:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый женщине перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком. В отпуск работницу необходимо отпустить на основании ее заявления (ст. 260 ТК РФ);
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый мужу в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам (ст. 123 ТК РФ);
  • дополнительный отпуск, предоставляемый лицам, совмещающим работу с обучением. При этом работник должен передать работодателю справку-вызов из учебного заведения (ст. 173-176 ТК РФ);
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый одному из родителей (опекуну, попечителю), работающему в организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности. Речь идет об отпуске, необходимом для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего на обучение по образовательным программам в организации/учреждения среднего и высшего профессионального образования, расположенные в другой местности (ст. 322 ТК РФ).

Когда работник вправе взять отпуск «в удобное для него время»

Также некоторые категории работников могут самостоятельно выбрать период времени для своего отпуска в течение года. То есть им отпуск должен быть предоставлен в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ). И работодатель не сможет по собственной инициативе скорректировать даты или отказать им в отпуске. Такое привилегированное положение у следующих категорий:

  • работники в возрасте до 18 лет. Им, кстати, положен ежегодный оплачиваемый отпуск на 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ);
  • женщины и одинокие мужчины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет. У них есть первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 , Распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р , Решение Верховного Суда РФ от 17.06.2014 № АКПИ14-440);
  • работники, отозванные из ежегодного оплачиваемого отпуска. Им предоставляется право оставшуюся часть отпуска использовать в любое удобное для них время в течение текущего года или присоединить ее к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ);
  • . Они вправе брать отпуск на работе по совместительству одновременно с ежегодным отпуском, предоставляемым по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ);
  • один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 262.1 ТК РФ);
  • супруги военнослужащих. Им отпуск предоставляется одновременно с отпуском супругов (п. 11 ст. 11 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ);
  • почетные доноры России (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ);
  • некоторые категории чернобыльцев (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Поименованные выше работники могут воспользоваться своим отпуском без согласия работодателя. Это значит, что даже если руководство компании будет против, а работник несмотря на это уйдет в отпуск в нужный ему период времени, увольнять его за прогул будет неверным решением. Ведь велика вероятность, что после этого работник восстановится на работе по решению суда. И тогда работодателю придется выплатить ему не только средний заработок за период со дня увольнения работника до дня восстановления на работе, но и возможно компенсацию морального вреда, если работник заявит о ней в суде и суд его поддержит (ст. 234 , 237 ТК РФ , пп. «д» п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

«Обязательный» отпуск без содержания

Есть и такие работники, которым на основании их заявлений в обязательном порядке должен быть предоставлен отпуск без содержания. Соответствующие нормы об отпуске без сохранения зарплаты содержатся не только в ТК РФ, но и других законодательных актах. Ряд конкретных случаев и длительность отпуска при каждом из них указаны в таблице ниже.

Ислам – удивительная религия. Она не заставляет человека быть идеальным, скорее, она на его стороне и понимает несовершенную природу человека. Аллах Всевышний ниспослал нам веру, не для того, чтобы она легла на нас тяжелым бременем религиозных ритуалов и предписаний. Аллах Всевышний, будучи Творцом, лучше всего знает природу своего создания.

Аллах Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный». Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39:53-54).

Грех, совершенный человеком, ошибки и проступки не выводят его из веры, скорее, вера дает человеку второй шанс начать все сначала, является своего рода спасательным кругом в океане его ошибок и грехов. Аллах Всевышний даровал человеку драгоценный дар – Свое прощение, несмотря на наши ошибки. В том, что вместо гнева, Аллаха дарует нам свое прощение, заключается его всеобъемлющая любовь к нам.

Всевышний сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи (ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?), и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:135-136).

Для того, что покаяние было принято, должны быть соблюдены несколько условий:

  1. Искреннее намерение.
  2. Воздержаться от совершения греха.
  3. Раскаяться и проявить сожаление о содеянном грехе.

В Коране сказано: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. Как скверны эта обитель и местопребывание!» Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями. Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху» (25:63-71).

Совершая покаяние, верующий должен преследовать одну единственную цель: попросить прощения перед Аллахом за отступление от предписанного им пути. Он должен искренне проявить сожаление о содеянном и ни в коем случае не возвращаться к нему, с намерением совершить потом еще одно покаяние. Аллах все знает и видит, и такое покаяние не будет принято, так как является лицемерным.

«Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: «Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (6:54).

Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться. А признаком того, что Всевышний Аллах благословил своим прощением своего раба является стремление лишь к благому, т.е. если после совершения человек стремится только к праведности и совершению благих дел – это является лучшим прощением – милостью Аллаха Всевышнего.

Юсуф хазрат Давлетшин рассказал, в чем заключается мудрость грехов согласно исламу, привел аяты из Священного Корана в доказательство того, что Аллах Милостив, а также поделился тем, как достичь прощения Всевышнего на пути к раю

Мудрость грехов заключается в том, что после его совершения сердце человека разбивается. Когда человек отклонился от норм шариата, позволил своему нафсу руководствоваться им и пошел на греховное дело, но при этом понял и осознал свою ошибку, его сердце начинает чувствовать свою слабость и вину перед Аллахом. Такое состояние сердца может стать причиной того, что Аллах простит своего раба и приведет в рай.

Величие и превосходство прощения Аллаха

Прощение грехов является одним из качеств, атрибутов Всевышнего Аллаха. Аллах Милостивый, Он принимает покаяние и открывает двери прощения тем, кто каяться перед Ним.

Аллах в Коране говорит:

«Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Никто не заслуживает поклонения, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие» (Коран, 40: 2-3).

В другом аяте сказано:

«Сообщи Моим рабам, что Я - Прощающий, Милосердный, но наказание Мое – наказание мучительное» (Коран, 15: 49-50).

Всевышний Аллах приказал нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и остальным, чтобы мы сообщили всем людям, что Он Прощающий и Милостивый. Аллах любит, когда после совершения грехов человек покаяться и придет к нему.

«Твой Господь — Прощающий, Обладающий милосердием. Если бы Он стал наказывать их за то, что они приобрели, то ускорил бы их мучения, но для них назначен срок, и они не найдут от него спасения» (Коран, 58-й:110).

В другом аяте говорится:

«Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость, то не оставил бы на земле ни одного живого существа. Однако Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока. Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час» (Коран, 61: 127)

Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный» (Коран, 53: 75)

В другом аяте:

« Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен. Он лучше знает вас и когда он сотворил вас из праха и он знает того, что обладает богобоязненость» (Коран, 32:62)

Вся вселенная создана с мудростью. Всевышний подчинил себе и солнце и луну. Воистину он является Могущественным и Прощающим. Рабы все время грешат и ошибаются, а Аллах их прощает и днем и ночью.

Каждый атрибут Аллаха отражается в его творениях. Если мы знаем, что Аллах – Творец, значит мы творения Аллаха. Если мы знаем, что Он Милостивый, значит, есть тот, на которого падает милость. Если Аллах Прощающий, значит, есть тот, когоАллах простил.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим)

Человеку присуще грех. Ни один человек не может прожить без воздуха, еды, также он не может жить, не совершая ошибок и не греша. Но грехи наталкивают на покаяние, на великий вид поклонения. Если люди не будут совершать прегрешения, то значит, они перестанут обращаться к Аллаху с прощением.

Наши людские слабости помогают нам больше познавать Всевышнего Аллаха и Его качества. Каждая наша потребность и слабость не просто так, они дают нам возможность быть ближе ксвоему Творцу.

Как всевышний Аллах призывает нас к раю и прощению

Когда Всевышний вывел наших родителей (Адама и Хаву, мир им и благословение Аллаха) из рая, Он сказал: «Вот земля, вот дорога, Я жду вас в раю».

Всевышний через своих Посланников, Пророков, через свои книгипризывает нас к раю. Но прежде чем открыть туда двери, он наставляет нас к своему прощению. Человек может оказаться в райской обители только после того, как Аллах простит ему грехи.

Всевышний аллах сказал:

«Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (Коран, 21:29)

Причины, благодаря которым Аллах прощает грехи

1. Аллах ведет справедливых в рай.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Я обещаю дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав, дом в середине Рая тому, кто оставит ложь, даже если это в шутку, и дом на вершине Рая тому, у кого будет хороший нрав".

Говорят, в споре рождается истина, но она рождается в том случае, если спор построен на взаимоуважении между оппонентами. В споре есть свой этикет свои правила. Спорят о чем то. Если благодаря спору мы действительно приходим к какому-то положительному результату и наш оппонентв конце понял и осознал что-то ценное для себя, то в этом случае спор является добрым делом.

Во многих старо-татарских книгах говориться, что раньше ученые специально собирались все вместе и дискуссировали друг с другом в поисках истины. Кто-то менял свое мнение, кто-то оставался на своем.

А если смыслом спора является доказательство того, что кто-то сильнее или умнее в своих знаниях, то данный спор расценивается как грех, так как человек стремиться добиться удовлетворения прихотей своего нафса. От подобного спора никто не станет ближе к Аллаху.

Например, когда верующий доказывает кому-то что-то, приводя хадисы, аяты из Священного Корана с целью победить своего брата, выставить невеждой, а не направить на истину, то этот спор порицается Аллахом. Даже если ты уверен, что ты прав- оставь это.

Человек также долженоставлять ложь, даже когда шутит или играет. В исламе ложь–серьёзный грех.

Когда у Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) просили, а может ли мусульманин быть трусом? Он ответил: «Да, он может быть трусом». А может ли мусульманин быть скупым и жадным? – Да, может, ответил Пророк. А может ли он быть лжецом?- Нет, не может!

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) шутил со своими детьми, супругами, со сподвижниками, но при этом никогда не врал и не обманывал.

1. Аллах приведет в рай тех, кто оставляет просьбу о помощи у людей

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто поручится мне за то, что ни о чем не станет просить людей, я поручусь ему за то, что наградой за это ему послужит Рай» (имам аль-Бухари).

Этот хадис призывают нас к тому, что если нет какой-то острой нужды, не обращаться с просьбами к людям. Мусульманин всегда должен стараться связывать свое сердце с Создателем. Все наши просьбы и обращения должны быть направлены только к своему Творцу.

Порой, при возникновении проблемы, мы стараемся обратиться к людям, и когда ответа и помощи от них не получаем, мы идем к Аллаху. Это не правильно. Мусульманин всегда должен просить у Аллаха и опираться на Него, потому то если Аллах решит тебе помочь, Он Сам отправит тебе спасение в лице какого-то человека.

Еслиу человека нет острой нужды в чем-либо, чтобы просит у людей помощи, он должен стараться не обращаться к ним. Ходить и попрошайничать – это страшный грех в исламе.

«Из двух людей, тот, кто даёт – лучший перед Аллахом, чем тот, кто просит».

Иногда люди приходят в мечеть и просят у людей, но ведь мечеть – это то место, где должны просить у Аллаха.

Сподвижники, праведные предшественники понимали данный хадис по-разному. Некоторые думали, что просить даже у Аллаха не надо, то естьони довольствовались тем, что уже имели. Некоторые просили у Аллаха и не просили у людей. От уровня богобоязненности зависит поведение верующих в данном вопросе.

Однажды один праведный предшественник пришел к своему предводителю. Халиф, чтобы отблагодарить его и показать свое уважение к этому праведнику сказал: «Попроси у меня что-либо, и я тебя этим одарю». Тогда предшественник посмотрел на него и ответил «Я не прошу даже у того, кто владеет всеми мирами, так как я могу просить у того, кто является его рабом».

Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:

«О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!...» (Хадис аль-кудси)

Когда люди не просят ничего у других, это учит самостоятельности, благодаря чему Аллах открывает ворота рая.

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала


Количество показов: 1374

Нам нередко легко кого-то обидеть, но очень сложно потом попросить прощения, если, конечно, осознали свою вину.

В жизни самое главное – быть прощённым и самому научиться прощать. Сложно отпускать боль, которую, возможно, причинил вам самый близкий человек, от которого вы никак не ожидали подобного. Но надо научиться воспринимать это под таким углом: а может, он сам и не подозревал, что причиняет вам боль, может быть, ранящее слово выскочило непреднамеренно. Мусульманин не должен искать недостатки в другом человеке, скорее их надо искать в себе: что мы такого совершили, какой грех заработали, что Аллах настолько недоволен нами, что через Своих других рабов наказывает нас? Любая боль и обида происходит по воле Создателя, – значит, Ему виднее, что для нас лучше в эти минуты.

Наш нафс (эго) слишком гордый и не хочет понять и принять случившееся, в нас сразу закипает злоба, ненависть, желание отомстить. При этом мы мало задумываемся, что точно таким же образом можем обижать ещё кого-то.

Обида проедает нашу душу насквозь, а милосердие, сострадание, прощение где-то прячутся в укромных уголках и никак не могут выйти наружу, точнее говоря, мы их сами не пускаем. Нам легче считать себя правыми, поэтому дуемся из-за пустяков. А стоило бы просто махнуть на всё рукой и сказать: «Бог тебе судья. Он сам расставит всё на свои места».

В жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) столько ярких примеров прощения, которые олицетворяют его настоящим покорным рабом своего Господина! Так должны поступать и мы.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправился в город Таиф, что неподалёку от Мекки, с целью распространения религии единобожия. Таифцы стали высмеивать его, называя лгуном и обманщиком. А когда опечаленный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) покидал Таиф, дети с указки взрослых начали закидывать его камнями. Аллах отправил к нему ангела Джабраила (мир ему) с другими ангелами. Они спросили Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не хочешь ли ты, чтобы этот город был раздавлен горами?» Он ответил: «О Аллах! Тебе я жалуюсь на свою слабость и неудачу моего усердия относительно этих людей. О Ты, самый сострадательный и милосердный! Ты Господь слабых и мой Повелитель. У меня нет никого, кроме Тебя, на Кого я бы мог опереться, но если Ты не будешь сердиться на меня из-за того, что я бессилен, чтобы вызвать любовь и уважение к Твоему слову, я не испытаю тревогу по поводу всех тяжёлых испытаний, которым я подвергаюсь». После этих слов Посланник (мир ему и благословение Аллаха) простил жителей Таифа.

Известен случай с иудейкой, которая постоянно бросала мусор к дверям дома Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). А однажды, когда этого не произошло, любимец Всевышнего удивился и зашёл к ней поинтересоваться, не случилось ли что. Он была больна. Увидев такую заботу о ней, женщина покаялась в содеянном и приняла Ислам.

Если после таких случаев провинившиеся люди находили прощение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то что тогда говорить нам? Не думаю, что сегодня кого-нибудь забивают камнями или преднамеренно бросают мусор к дверям. Чувство прощения заложено в каждом человеке, просто кто-то его остро чувствует, а кому-то приходится учиться прощать. Научиться этому тяжело, нужны дни упорного воспитания своей души, нафса. Побороть злобу нелегко, но когда получается с этим справиться – приходит такое чувство облегчения, которое сродни тем чувствам, которые мы испытываем, когда сделали что-то хорошее, благородное.

В хадисе сказано: «Прости человека, который сделал тебе зульм, то есть притеснение».

Для любого из нас очень важно душевное спокойствие. А как можно этого достичь, если на душе, в голове постоянно крутится одна и та же навязчивая мысли – как бы отомстить своему обидчику. В таком состоянии никогда не найти умиротворения, равновесия. В Священном Коране говорится (смысл): «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (сура «аль-Исра», аят 44).

Если Господь настолько милостив к нам – Своим рабам, то как же тогда мы может на другого такого же раба держать злобу, таить к нему ненависть? Нельзя этого делать, подобное состояние портит нас изнутри, мы становимся «гнилыми», опускаемся до самого низменного уровня.

Умение прощать – одно из главных качеств в мусульманине; если его нет, то к нему надо стремиться и взращивать, укрепляя свой иман (веру). Не будет милостив к нам Господь, если мы сами не будем проявлять милосердие, а когда мы это делаем, Господь «идёт» нам навстречу во всём. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд!» (сура «Араф», аят 199).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах любит тех, кто много прощает, кто милосерден и снисходителен». А в другом высказывании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повествуется: «Каждому, кто простит погрешность мусульманина, Аллах Всемилостивый простит его собственные грехи».

Человек, не умеющий прощать, обрекает себя на очень многое. Мало того, что он постоянно находится в состоянии зомбирования: «как бы отомстить за себя?», он ещё и причиняет большой вред своему собственному здоровью. Энергетика отрицательных эмоций негативна, она провоцирует выброс в кровь гормонов стресса. Отсюда появляются тревога и страх, за ними дурные мысли, типа того, что написано уже выше: месть, обвинение, оправдание себя. Мысли подобного толка, в свою очередь, только усиливают отрицательные эмоции. И замыкается, таким образом, этот порочный круг. Если человек постоянно находится в подобном состоянии, оно не может отрицательно сказаться на нашем организме. И, напротив, прощение – единственно верный путь к здоровью и счастью.

Хотелось бы процитировать великого русского классика Льва Толстого, который сказал: «Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учит нас: «Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».

Да поможет нам Аллах уметь прощать, а научившись прощать других, сделать всё для того, чтобы и нас простили! Амин.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция: