Русская Церковь в XVIII веке. История святейшего синода в российской империи Священный синод 18 век какие издал постановление

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя. Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором. Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом - в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества - «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали». Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде. Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь. В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента - документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:

«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его...»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» - Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος - «собрание», «собор»; лат. consilium - совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Ответ патриарха был следующим:

«Мерность наша... утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом...»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, - Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Первым обер-прокурором Синода был назначен полковник Иван Васильевич Болтин. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Сенат дал обер-прокурору особую инструкцию, являвшуюся почти полной копией с инструкции генерал-прокурору Сената.

Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповедую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивейшаго

В результате петровской реформы Церковь полностью утратила независимость от светской власти. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». В государственных бумагах церковная власть стала именоваться наряду с другими ведомствами, такими как военным, финансовым, судебным - «Ведомством Православного Исповедания».

Александр А. Соколовский

XVII столетие — начало синодального периода в истории русской православной церкви. Ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. Это — с одной стороны. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, староверия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических.

В соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I после кончины патриарха Адриана (1700 г.) во главе церкви оказался не новый владыка, а управляющий патриаршим престолом Стефан Яворский, митрополит рязанский. Называли его официально “местоблюстителем и администратором патриаршего престола” . В среде русского духовенства человек новый (за несколько месяцев до своего назначения его перевели из Киева), он, не будучи сторонником полного подчинения церкви светской власти, вынужден был, скрепя сердце, делать все, что приказывал царь. Его функции ограничивались делами духовными. Да и те контролировал Монастырский приказ во главе с И.А.Мусиным-Пушкиным. Учреждение это воссоздали в 1701 г., и главная его забота — сбор в казну доходов с церковных земель, регламентация расходов на духовенство. Петровский указ, один из многих, не жалел красок, рисуя жизнь и быт монашествующей братии: “Нынешние монахи не только не питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды поедают. Начальники впали в роскошь, а подначальных держат в нужде; из-за вотчины происходят ссоры, убийства и обиды многие” .

Митрополит Стефан (Яворский)

В монастырях власти устанавливали штаты, монахов посылали на государственные работы. Из обителей изымали ценности на нужды войны. Деятельность служителей церкви рассматривали как часть государственной службы, весьма к тому же ответственной.

Среди духовных лиц немалое число перешло в оппозицию к нововведениям . Они, например, приняли участие в заговоре царевича Алексея. “За старое” в церковной и гражданской жизни выступали консерваторы из церковников и дворян, им сочувствовал тот же Яворский. Другие, их было немало, наоборот, поддерживали петровские реформы. Среди них — Афанасий, архиепископ холмогорский и важский, митрополиты Тихон казанский, Иов новгородский, епископ нижегородский Питирим. Феодосии Яновский, ставший по воле царя архимандритом нового Александре-Невского монастыря в Петербурге (1712 г.), проводил пышные и торжественные богослужения, склонен был к роскоши. Жестоко преследовал непослушных иереев.

Незаурядной фигурой был митрополит ростовский Дмитрий, как и большинство крупных церковных деятелей той поры, также выходец из Малороссии. Он поддерживал , особенно в первый период его царствования. Известен его ответ на вопрос ярых приверженцев старины, готовых умереть за свои бороды: “А что отрастет, отсеченная ли голова или сбритая борода?”. Вместе с тем Дмитрий осуждал стремление царя полностью подчинить себе церковь. Из-за этого митрополит к концу жизни (умер в 1709 г.) сблизился со сторонниками Алексея Петровича. Дмитрий ростовский прославился и как автор многих проповедей и других литературных произведений. В середине XVIII столетия он был причислен к лику святых.


Дмитрий Ростовский. Икона

Наиболее выдающимся из плеяды петровских сподвижников был, несомненно, Феофан Прокопович. Сын киевского купца, он родился в 1681 г. Элеазар (таким было его настоящее имя) рано потерял отца и мать. Воспитывал его дядя — ректор Киевско-Могилянской академии Феофан Прокопович. Элеазар учился в этой академии до 1696 г. Рано проявил одаренность, остроту памяти, живость ума и характера. Завершал учебу в польских школах, сделался там униатом, иначе не получил бы образования, вступил в монашество. Учился и в Риме — философии, поэзии, красноречию; читал классических писателей и средневековых ртцов церкви. Ознакомился с католическим вероучением, церковной организацией. Работал в богатейших библиотеках, в том числе ватиканской. В 1702 г. возвратился в Малороссию, вернулся в православие, отрекшись от униатства. Постригся в монахи под именем Самуила. Начал преподавать поэзию в родной Киевской академии, переменил (1705 г.) имя — стал Феофаном в честь дяди, умершего еще в 1692 г.


Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

В поэтике, риторике он показал себя убежденным противником схоластики, сторонником естественности, жизненности. Петр I, побывавший в Киеве (июль 1706 г.), услышал его приветственное слово в Софийском соборе. Царь оценил блестящего молодого проповедника с его живой речью, откликом на современные события. Вскоре Феофан стал префектом академии, учителем философии, арифметики, геометрии, физики. После Полтавской баталии он в восторженном панегирике прославил победу Петра и его воинства. Спустя два года Феофан сопровождал царя в Прутском походе (1711 г.) в качестве проповедника. По возвращении его назначили игуменом Киево-Братского монастыря, ректором академии, профессором богословия. И в этой дисциплине Прокопович вместо ученой католической схоластики проводит принципы критического и исторического методов, применявшиеся протестантскими богословами. У него сразу же нашлись противники, обвинявшие профессора в неправославии.

Петр вызывает его в Петербург (1715 г.). Здесь он составляет и произносит проповеди, приветствия царю и др. Ему поручают псковскую епископскую кафедру. Возвышение Феофана очень обеспокоило его противников: Феофилакта Лопатинского—ректора Московской академии, Гедеона Вишневского и других, по словам Феофана, “латынщиков” , т. е. сторонников католическо-схоластического направления. Их поддержали братья Лихуды, Стефан Яворский. Донос на Прокоповича с обвинениями в отступлении от православия не убедил государя. Феофан стал епископом псковским и нарвским, а всем доносителям во главе с Яворским пришлось испытать унижение — извиняться перед Прокоповичем.

Феофан между тем, вместо того чтобы ехать во Псков, остался в столице как доверенное лицо Петра в церковных делах. Он исполняет разные поручения царя: пишет проповеди и иные сочинения, составляет указы и законы. Среди них — известный Духовный регламент (1721 г.), по которому учреждался Синод — высшее учреждение, по существу— одна из коллегий, управлявшая русской церковью. Тем самым патриаршество в России ликвидировалось. Опасность патриаршего сана, по откровенному признанию Регламента, в том, что простой народ может подумать об его носителе: “То второй государь, самодержцу равносильный или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство” . Петр, участвовавший в составлении Регламента, редактировавший его, хорошо усвоил уроки распри отца с Никоном, да и более ранние примеры противостояния государей московских с духовными пастырями.

Русскую Церковь в 18 веке поставили под неусыпный контроль светской власти через обер-прокурора Синода и его местных агентов — инквизиторов. Во всем этом Ф. Прокопович рьяно проводил идеи Петра I, став одним из убежденных идеологов российского абсолютизма. В трудах его самого и других церковных деятелей проводились идеи в духе рационализма (критика библейских текстов, житий святых с их чудесами). Устраивались диспуты со старообрядцами, в ходе которых их нередко уличали в невежестве, суеверии.

Правда, обличения раскольников мало помогали и при Петре, и после него, как и репрессии против них, слежка, доносы. То же самое происходило и с гонениями на нехристианские верования, религии, например, на юго-востоке страны, в Сибири (насильственное крещение “иноверцев” и т.д.).

Эпоха преемников Петра отмечена колебаниями в политике властей по отношению к церкви. Противники реформ более энергично, чем при покойном императоре, выступали против нововведений, их главного защитника — Ф. Прокоповича, других сподвижников Петра. Называли его то протестантом, то агентом папы римского. Выдвигали программу контрреформ, вплоть до возрождения патриаршества. Но власти придерживались, более или менее твердо, прежнего курса — на сохранение Синода как коллективного органа управления.

По-прежнему и правительство, и духовное ведомство преследовали вольнодумцев, раскольников, сектантов. В первой четверти столетия среди обнищавших слоев населения, а их было немало, находили отклик призывы Григория Талицкого, переписчика книг, не платить налоги, не слушать указы "царя-антихриста" Петра (1700 г.). А члены кружка “еретиков-иконоборцев” Дмитрия Тверитинова (обнаружен в Москве в 1713 г.) продолжали традиции Феодосия Косого и других вольнодумцев — отрицали почитание икон, креста, православную догматику, обрядность (причастие и т.д.), все церковные учреждения. Они считали, что сами верующие могут духовно поклоняться Богу без посредничества священников, без церковных атрибутов (иконы, пение и прочее).

Быстро росло число старообрядцев и их поселений в Поволжье, Беларуси, на Украине, Дону. Приобрела известность как центр старообрядчества Выговская беспоповская пустынь на севере во главе с братьями Андреем и Семеном Денисовыми. Они склонялись к компромиссу с властями. Не осуждали Петра, Синод, “никоновские нововведения” . Но не все с ними соглашались. Часть приверженцев “поморского согласия”, не признавая компромисса с властями, выделилась в особые толки (направления) — федосеевцев (по имени основателя дьячка Феодосия Васильева) и филипповцев (от стрельца Филиппа).

В ответ на карательные экспедиции властей старообрядцы сопротивлялись, прибегали к испытанному средству — самосожжению. В их рядах появляются элементы протеста, вольномыслия, например критического отношения молодежи к старым обычаям (безбрачие, запрет на курение табака и др.).

Синодальное управление церковью после кончины С. Яворского (1722 г.) по-прежнему носило коллегиальный характер. Главную роль играл в нем архиепископ новгородский Дмитрий Сеченов. Он считался первоприсутствующим в Синоде (из 7 членов). Их главной заботой было обеспечение престижа духовенства, сохранение немалых его богатств. На этой почве происходили столкновения с обер-прокурором Синода (например, князем Я. П. Шаховским при Елизавете Петровне) и другими светскими лицами.

В руках церкви к середине века числилось без малого миллион душ крестьян мужского пола. Они давали сотни тысяч рублей дохода. Ей же принадлежали богатые торгово-промысловые села — Подол (Подольск), Егорьев, Макарьев, Ковров и др. Эксплуатация монастырских крестьян приобретала нередко откровенно грабительский характер, и они все чаще поднимались на восстания. Снова и снова встает в повестку дня вопрос о секуляризации церковных владений. Ее оформили сначала указом 21 марта 1762 г. и затем, уже окончательно, 26 февраля 1764 г. Архиереи, монастыри, церкви лишились 2 млн. крестьян обоего пола; число монастырей уменьшилось, их содержание стало заботой государства. Бывшими монастырскими крестьянами стала управлять специальная Коллегия экономии, и они превратились в государственных крестьян. Их перевели на оброк, что улучшило положение тех, кто раньше сидел на барщине и вносил натуральные платежи. Увеличились доходы казны (более 600 тысяч рублей в год).

С протестом против конфискации церковных земель выступил ростовский митрополит Арсений Мацеевич. Он же требовал ликвидировать Синод и снова избирать патриарха, главу русской церкви. Митрополит совершил обряд отлучения от церкви всех покусившихся на имущество церкви, в том числе и . Синод лишил его сана, передал его дело в гражданский суд. Мацеевича отправили в ссылку, и он, как некогда Никон - патриарх, оказался в монастыре. Но и там неукротимый пастырь продолжал обличать Екатерину, ее политику, за что был вновь судим и умер в каземате Ревеля.


Светская власть делом Мацеевича показала, что она окончательно лишила церковь возможности противостоять “царству” .

Более терпимо власти стали относиться к старообрядцам, сектантам. Они ликвидировали Раскольническую контору (1763 г.) — учрежденная еще в 1725 г., она собирала налоге бород и двойную подушную подать с “ослушников” . В конце столетия старообрядцам разрешили заводить свои церкви и вести в них службу по старопечатным книгам.

Широко распространялись вероучения сектантов — христоверов, духоборов, молокан и др. Как и еретики-вольнодумцы XIV — XVI вв., они отрицали институт церкви, почитание икон и “святых” , мощей и иных реликвий, таинства. Они не признавали иерархов, священников как посредников между Богом и верующими; сам человек, по их убеждению, — “храм Божий” , обиталище святого духа.

В сектантских, как и старообрядческих, общинах развивается неравенство. Богатые их члены сколачивали крупные капиталы на торговле и предпринимательстве, эксплуатировали своих бедных сообщинников.

Положение церкви к концу столетия сильно изменилось. Секуляризация нанесла ее позициям сильный удар. Более половины из почти 950 монастырей не получили штатного содержания, перешли на положение приходских церквей или попросту закрылись. Скопились по стране, особенно в крупных городах, многие сотни безместных священников. Получение места сопровождалось поборами, вымогательствами, клеветой. А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины века, пишет о порядках в тамбовском архиерейском доме: “Всему положена была цена и установление. Желающий быть попом должен был неотменно принести архиерею десять голов сахару, кусок какой-нибудь парчи и кой-чего другого, например гданской водки или иного чего”.

Но нередко священники, особенно сельские, влачили жалкое, нищенское существование. И посему участвовали в восстаниях на стороне односельчан, например в годы Пугачевского движения.

Большинство духовенства, особенно высшего, рассматривало себя как слуг государства. В связи с этим требовали (как, например, московский митрополит Платон (Левшин), наиболее талантливый из них), чтобы священный чин был хорошо обеспечен материально, иначе его не будет уважать простой народ. Платон выступал за подготовку новых людей к духовному званию с тем, чтобы они знакомились с основами вольнодумных воззрений, в том числе материалистических. Это-де дает им возможность противостоять губительным новым учениям (“против неприятелей самых сильных и самых страшных” ).


Власти шли навстречу пожеланиям духовных лиц — предоставляли им привилегии (освобождение от телесных наказаний и др.), жаловали ордена, увеличивали земельные наделы и штатное жалованье. В ответ священники должны были исполнять некоторые полицейские функции в своих приходах. Так духовенство превращалось в привилегированное сословие.

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены – митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии – по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев) , а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) . Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года . Временное правительство , как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора . В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв , получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх . 17 ноября года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января

ЖУРНАЛ № 16

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о праздновании 1030-летия Крещения Руси.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Провести в митрополиях и епархиях, не входящих в состав митрополий, праздничные и памятные мероприятия — конференции, концерты или выставки, посвященные 1030-летию Крещения Руси.

2. Епархиальным архиереям совершить 28 июля 2018 года в своих кафедральных городах торжественные богослужения, приуроченные к празднованию 1030-летия Крещения Руси.

3. Для подготовки празднования в Москве сформировать Организационный комитет под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, поручив ему представить состав на утверждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

ЖУРНАЛ № 17

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о визите в Албанскую Православную Церковь 28-30 апреля 2018 года.

Справка:

С 28 по 30 апреля 2018 года по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил мирный визит в Албанскую Православную Церковь. Его Святейшество сопровождала делегация, в состав которой, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

28 апреля в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране был совершен молебен по случаю приезда Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялась братская встреча Предстоятелей Русской и Албанской Православной Церкви.

В неделю четвертую по Пасхе, 29 апреля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий в сослужении иерархов и духовенства Русской и Албанской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране.

В тот же день было организовано торжественное мероприятие в честь визита Святейшего Патриарха Кирилла в Албанию, на котором, в частности, был представлен русский перевод книги Блаженнейшего Архиепископа Анастасия «Даже до края земли».

30 апреля Его Святейшество посетил монастырь святого Власия и Богословскую академию Воскресения Христова в Дурресе.

В ходе пребывания в Албании состоялись встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Албанской Республики И. Метой, Премьер-министром Албании Э. Рамой, а также послом России в Албании А.Р. Карпушиным.

ПОСТАНОВИЛИ:

2. Выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании за оказанное теплое гостеприимство Предстоятелю Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации.

3. Возблагодарить Бога за состоявшееся сослужение и братское общение Предстоятелей Русской и Албанской Православных Церквей.

ЖУРНАЛ № 18

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Справка:

Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви:

10 апреля 2018 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил село Гагино Сергиево-Посадского района Московской области, где осмотрел возрожденный храмовый комплекс. Чин великого освящения храма утром этого же дня совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа, епископа Луховицкого Петра и духовенства Московской епархии.

В Казанском храме Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Вместе со Святейшим Патриархом Кириллом с историей возрождения храмового комплекса ознакомились председатель Попечительского совета по восстановлению храмового комплекса министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.

3 мая 2018 года, на 40-й день после пожара в торговом центре «Зимняя вишня», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Кемерово. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился к торговому центру «Зимняя вишня», где возложил цветы у мемориала, созданного горожанами рядом со зданием сгоревшего здания.

После посещения места трагедии Святейший Владыка направился в Знаменский кафедральный собор города, где совершил панихиду по жертвам пожара. За богослужением молились родственники и близкие погибших при пожаре, а также митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир, духовенство Кузбасской митрополии и жители Кемерова.

После панихиды и беседы с родственниками жертв трагедии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархиальное управление Кемеровской епархии, где провел встречу с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло, временным исполняющим обязанности губернатора Кемеровской области С.Е. Цивилевым и главой Кузбасской митрополии митрополитом Кемеровским и Прокопьевским Аристархом.

По окончании беседы Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Сообщение принять к сведению.

2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и молитвенное общение с архипастырями, пастырями, монашествующими и мирянами областной части Московской епархии, а также за особое попечение о скорбящей пастве епархий Кузбасской митрополии.

3. Выразить признательность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому Аристарху а также временно исполняющему обязанности губернатора Кемеровской области С.Е. Цивилеву за гостеприимство, оказанное Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.

ЖУРНАЛ № 19

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно отчетов синодальных учреждений об их деятельности за 2017 год.

Справка:

Согласно пункту б статьи 29 главы V Устава Русской Православной Церкви: «Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод… утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты».

ПОСТАНОВИЛИ:

Одобрить отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2017 году.

ЖУРНАЛ № 20

ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Евсевия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия.

Справка:

Прошение Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Евсевия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 30.05.2014 г. (журнал № 33).

Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Прошение удовлетворить.

2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Евсевию за многолетнее архипастырское окормление Псковской епархии.

3. Местом пребывания Преосвященного митрополита Евсевия на покое определить Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

4. Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии быть епископу Егорьевскому Тихону с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре.

ЖУРНАЛ № 21

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положение дел в Александровской епархии (Владимирская митрополия).

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Преосвященного архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему благодарность за понесенные архипастырские труды в Александровской епархии.

2. Местом пребывания Преосвященного архиепископа Евстафия на покое определить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

3. Преосвященным Александровским и Юрьев-Польским быть епископу Нижнетагильскому и Невьянскому Иннокентию с выражением ему благодарности за архипастырское окормление Нижнетагильской епархии.

4. Преосвященным Нижнетагильским и Невьянским быть епископу Среднеуральскому Евгению, викарию Екатеринбургской епархии.

ЖУРНАЛ № 22

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа о назначении ему викарного епископа.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Викарием Волгоградской епархии с титулом «Городищенский» избрать иеромонаха Феоктиста (Игумнова), клирика епархии г. Москвы.

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Феоктиста (Игумнова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

ЖУРНАЛ № 23

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о кандидатах на кафедру Предстоятеля Эстонской Православной Церкви.

Справка:

19 апреля 2018 года в Таллине скончался Предстоятель самоуправляемой Эстонской Православной Церкви митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом» (XII.4). Согласно Уставу Эстонской Православной Церкви, «Предстоятель Эстонской Православной Церкви избирается Собором Эстонской Православной Церкви из числа кандидатов, представленных Синодом Эстонской Православной Церкви, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом» (3.3.2).

5 мая 2018 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялось заседание Синода Эстонской Православной Церкви, во время которого были представлены следующие кандидатуры на избрание Предстоятеля Эстонской Православной Церкви:

  • архиепископа Верейского Евгения, викария Патриарха Московского и всея Руси, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии;
  • епископа Нарвского и Причудского Лазаря, временно управляющего Эстонской Православной Церковью.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Вознести молитву ко Господу о упокоении новопреставленного митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, отметив его многолетние труды по архипастырскому попечению об Эстонской Православной Церкви.

2. Утвердить в качестве кандидатов на кафедру Предстоятеля Эстонской Православной Церкви:

  • архиепископа Верейского Евгения, викария Патриарха Московского и всея Руси, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии;
  • епископа Нарвского и Причудского Лазаря, временно управляющего Эстонской Православной Церковью.

ЖУРНАЛ № 24

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата.

Справка:

Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

ПОСТАНОВИЛИ:

ЖУРНАЛ № 25

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, о состоявшихся заседаниях Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан.

Справка:

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить журналы Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 11 февраля 2018 года (№№ 1 (385) — 27 (411)).

ЖУРНАЛ № 26

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.

Справка:

Согласно статье 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить журналы Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 17 марта 2018 года (№№ 1-17).

ЖУРНАЛ № 27

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, а также святых, издревле почитаемых в Грузинской Православной Церкви.

Справка:

Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Центральной и Западной Европы до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.

При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Также Комиссией был рассмотрен вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Православной Церкви.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Включить в месяцеслов имена следующих святых:

  • преподобного Галла (16/29 октября; †650);
  • преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября / 6 декабря; †615);
  • преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; †540);
  • равноапостольного царя Иверского Мириана (1/14 октября; †после 361);
  • равноапостольной царицы Иверской Наны (1/14 октября; † ок. 364).

ЖУРНАЛ № 28

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о документе Межсоборного Присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и результатах его общественного обсуждения.

Справка:

Тема «Акафист в молитвенной жизни Церкви» включена в повестку дня комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству решением Президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комиссия под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка обсуждала вопрос в нескольких заседаниях и завершила работу над ним 19 марта 2015 года.

Церковно-общественное обсуждение документа началось 16 января 2017 года публикацией проекта на сайте и в блоге Межсоборного Присутствия, а также на портале «Богослов.ру». Проект был направлен на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и духовные школы.

По итогам обсуждения, завершившегося 2 мая 2017 года, поступили отзывы из 117 епархий, в 66 из них содержатся замечания и предложения по тексту документа. Общее число поступивших отзывов и замечаний — 142.

Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, заключение комиссии Присутствия может быть передано в Священный Синод, который, рассмотрев документ, передает его на рассмотрение Поместного или Архиерейского Собора, либо принимает по нему собственное решение.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, регулирование богослужебных вопросов входит в обязанности Священного Синода (гл. V, п. 25, е).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви учреждена рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества. С 3 сентября 2015 года группа действует под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Признать полезными как работу комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству над документом «Акафисты в молитвенной жизни Церкви», так и состоявшееся общецерковное обсуждение этого документа.

2. Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

3. В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

4. Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

5. Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

6. Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

7. Обратить внимание епархиальных Преосвященных, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).

8. Поручить Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления.

9. Поручить Издательскому совету разместить список акафистов, утвержденных Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением.

10. Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.

11. Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.

ЖУРНАЛ № 29

СЛУШАЛИ:

Об утверждении «Концепции деятельности епархиального миссионерского отдела».

Справка:

Документ подготовлен Синодальным миссионерским отделом во исполнение постановлений Архиерейских Соборов 2016 года (пункт 15 Постановлений) и 2017 года (пункт 15 Постановлений) и одобрен на заседании Высшего Церковного Совета 16 марта 2018 года.

Проект концепции предварительно обсуждался в епархиях Русской Православной Церкви в рамках проводимых Синодальным миссионерским отделом осенью 2016 года семи региональных съездов в федеральных округах и двух совещаний руководителей епархиальных миссионерских отделов, проведенных во время Международных рождественских образовательных чтений в 2017 и 2018 гг.

ПОСТАНОВИЛИ:

2. Епархиальным архиереям и епархиальным миссионерским отделам руководствоваться данной Концепцией при организации миссионерской деятельности.

ЖУРНАЛ № 30

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Люберецкого Серафима, председателя Синодального отдела по делам молодежи, об утверждении рекомендаций по взаимодействию епархий Русской Православной Церкви с высшими учебными заведениями.

Справка:

16 марта 2018 года на заседании Высшего Церковного Совета состоялось обсуждение предложений Синодального отдела по делам молодежи, касающихся взаимодействия епархий с высшими учебными заведениями. Высший Церковный Совет одобрил рекомендации, после внесения в них ряда поправок, и направил документ на утверждение Священного Синода.

ЖУРНАЛ № 31

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в братские Поместные Православные Церкви.

Справка:

C 5 по 9 мая 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую и Кипрскую Православные Церкви. В ходе предпринятых поездок состоялись встречи митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором, Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном, Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом и Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.

Обсуждалась тематика двусторонних отношений и межправославного взаимодействия.

ПОСТАНОВИЛИ:

Доклад принять к сведению.

ЖУРНАЛ № 32

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в XI заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам».

Справка:

С 5 по 7 мая 2018 года в Тегеране (Иран) состоялось XI заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам», посвященное теме: «Религии и окружающая среда». В состав делегации Русской Православной Церкви вошли: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан — глава делегации; архимандрит Александр (Заркешев), настоятель Николаевского собора в Тегеране; протоиерей Лев Семенов, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; священник Димитрий Сафонов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям; священник Алексий Сорокин, исполняющий обязанности настоятеля храма блаженной Ксении Петербургской в Бескудникове г. Москвы; А.И. Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии; О.Р. Калимуллин, консультант Отдела внешних церковных связей; Е.В. Дунаева, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук.

Участники встречи обсудили темы, связанные с отношением традиционных религий к проблеме экологического кризиса. 6 мая митрополит Феофан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил воскресное богослужение в храме святителя Николая в Тегеране. 8 мая члены делегации посетили город Кум, где встретились с руководством ведущих духовных учебных заведений и великим аятоллой Хусейном Нури Хамадани.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Выразить удовлетворение в связи с участием делегации Русской Православной Церкви в XI заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам».

ЖУРНАЛ № 33

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений о работе Комиссии.

Справка:

Священный Синод утвердил в своем заседании от 22 октября 2015 года (журнал № 78) Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и регламент к нему. Распределению посредством решения Священного Синода подлежат выпускники Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской, Николо-Угрешской и Перервинской духовных семинарий.

В прошлые годы некоторые из выпускников бакалавриата или магистратуры, ранее распределенные Священным Синодом в епархии с острым кадровым дефицитом, не прибывали по месту распределения по причине поступления, соответственно, в магистратуру и докторантуру, решение о чем принималось в августе. Сложившаяся практика обсуждалась на Архиерейском Соборе 2017 года, члены которого высказались в пользу ее корректировки.

В связи с изложенным, на рассмотрение Священного Синода предложены изменения в регламент процедуры распределения, предполагающие утверждение Священным Синодом весной каждого года:

  • списка выпускников, которых планируется направить на постоянное служение в те епархии, откуда они поступали, либо в иные епархии (при условии согласия правящего архиерея), либо в синодальное учреждение или академию;
  • списка выпускников, которые, в случае не поступления на следующий уровень обучения, будут распределены на временное место служения (сроком на два года) в епархии с кадровым дефицитом;
  • списка епархий, в которые выпускники могут быть распределены в командировку (в порядке приоритетности).

Окончательное распределение будет осуществляться Комиссией по распределению выпускников духовных учебных заведений после вступительных экзаменов на основании утвержденных Священным Синодом списков. Выпускники будут направляться в епархии в соответствии с распределением не позднее сентября.

ПОСТАНОВИЛИ:

2. Утвердить списки выпускников, подлежащих направлению на постоянное и на временное место служения, а также список епархий-реципиентов в 2018 году.

3. Председателю представить в порядке информации к зимней сессии Священного Синода с.г. сведения о фактическом распределении с учетом результатов вступительных экзаменов на следующие ступени обучения.

ЖУРНАЛ № 34

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета, о праздновании Дня православной книги в 2018 году.

Справка:

Празднование Дня православной книги в епархиях Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Украины, стран Балтии и Средней Азии включало проведение различных просветительских, культурных и научных мероприятий, направленных на развитие книжной культуры в обществе, в первую очередь среди детей и молодежи. В регионах прошли конференции и круглые столы, экскурсии, конкурсы, книжные выставки, встречи с писателями и священнослужителями, концерты духовной музыки. Также состоялись традиционные акции по сбору и передаче православной литературы в библиотеки, учебные и социальные учреждения.

Торжественное открытие празднования состоялось 14 марта 2018 года в Москве в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В традиционной встрече с детьми Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина приняли участие 1400 школьников: воспитанники кадетских учебных заведений Москвы, воскресных школ, 200 воспитанников социальных учреждений из Владимирской, Московской, Рязанской, Тульской областей, а также 100 детей с проблемами физического развития, проходящих реабилитацию в Научно-практическом центре детской психоневрологии г. Москвы. Гостям праздника была представлена музыкально-театрализованная постановка «Загляни в свое сердце» в исполнении творческого коллектива культурно-образовательного центра при женском монастыре в честь Калужской иконы Божией Матери г. Калуги и хора «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области. Всем детям были вручены подарки — книжные комплекты, предоставленные мэрией Москвы и ведущими православными издательствами, а также кондитерские наборы. На сайте Издательского совета, а также на информационном портале «Правчтение» проходила прямая интернет-трансляция праздника.

14 марта в Белом зале Храма Христа Спасителя Издательством Московской Патриархии была проведена презентация новых книг Предстоятеля Русской Православной Церкви «Живая память: святые и мы», «О смыслах», а также новых выпусков книжной серии «Слово Святейшего Патриарха». В мероприятии приняли участие председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, статс-секретарь Г.Б. Карасин, президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров.

На сайте Издательского совета пополнялась интерактивная карта мероприятий Дня православной книги, содержащая информацию о региональных мероприятиях в 2018 году. Согласно зафиксированным на интерактивной карте данным всего в марте-апреле текущего года в епархиях Русской Православной Церкви организованы 3794 мероприятия (по состоянию на 23 апреля 2018 года).

Кроме того, в дни празднования Дня православной книги на сайте Издательского совета начала работу интерактивная карта православных библиотек. На карте содержится информация о 1553 православных библиотеках.

ПОСТАНОВИЛИ:

Рапорт принять к сведению.

ЖУРНАЛ № 35

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о проведении четвертого сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне».

Справка:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет Русской Православной Церкви провёл четвертый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне». Важными тематическими направлениями конкурса стали темы 100-летия восстановления Патриаршества, а также подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. В целях развития конкурса общим собранием Издательского совета были определены специальные номинации: «За творческую самобытность», «За лучшее произведение о новомучениках и исповедниках Церкви Русской», «За следование традициям русской словесности».

Всего на конкурс поступили более 1200 работ от школьников из 62 регионов России, а также из Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Украины в трех возрастных категориях (шестые-восьмые, восьмые-девятые и десятые-двенадцатые классы). По результатам заочного этапа полученные работы были оценены советом экспертов и конкурсной комиссией, определены 36 финалистов.

25 марта в Издательском совете участники финала написали итоговые творческие работы, после чего были определены победители 1, 2 и 3 мест. Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась 27 марта в Белом зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя. В мероприятии приняли участие председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, лауреат Патриаршей литературной премии писатель В.Н. Крупин, поэт К.В. Скворцов, главный редактор журнала «Юность» В.Ф. Дударев, главный редактор литературного журнала «День и ночь» М.О. Саввиных.

ПОСТАНОВИЛИ:

Рапорт принять к сведению.

ЖУРНАЛ № 36

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, с предложением внести изменения в состав Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Справка:

Священный Синод в заседании от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) учредил Патриаршую литературную премию, Палата попечителей которой формируется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом (пункт 2.1 Положения о Патриаршей литературной премии).

ПОСТАНОВИЛИ:

Включить председателя правления Союза писателей России Н.Ф. Иванова в состав Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

ЖУРНАЛ № 37

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные :

  • собору Кемеровских святых;
  • священномученику Михаилу, пресвитеру Орловскому;
  • новомученикам Быковским;
  • праведному Алексию, пресвитеру Московскому.

2. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

ЖУРНАЛ № 38

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафистов.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные :

  • всем святым, в земле Русской просиявшим;
  • праведному Павлу Таганрогскому.

2. Направить утвержденные акафисты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

ЖУРНАЛ № 39

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении на должности игуменов и игумений монастырей, а также освобождении таковых от должностей.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона открыть Иверский женский монастырь города Уфы Республики Башкортостан и назначить игуменией этого монастыря игумению Моисею (Ракитину).

2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Феофана назначить иеромонаха Гавриила (Рожнова) на должность наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря поселка Раифа Зеленодольского района Республики Татарстан.

3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина открыть Никольский женский монастырь села Покровка Новосергиевского района Оренбургской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Иоанну (Боярскую).

4. В связи с прошением Преосвященного епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана назначить игумена Матфея (Черевикина) на должность игумена Спасо-Преображенского мужского монастыря села Большой Волок Молчановского района Томской области.

5. В связи с прошением Преосвященного епископа Сызранского и Жигулевского Фомы освободить игумена Марка (Алексеева) от должности игумена Вознесенского мужского монастыря города Сызрани.

ЖУРНАЛ № 40

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о направлении для служения в Грузию клирика Русской Православной Церкви.

ПОСТАНОВИЛИ:

По результатам состоявшегося согласования с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви направить в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих протоиерея Владимира Александрова, клирика г. Москвы, поручив указанному клирику в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.

ЖУРНАЛ № 41

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом.

ПОСТАНОВИЛИ:

Патриаршие приходы в Канаде

Протоиерея Сергия Киприяновича, в связи с окончанием командировки, освободить от должности клирика Патриарших приходов в Канаде и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

Приходы Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

1. Принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви следующие приходы:

  • во имя святого равноапостольного князя Владимира в Джакарте, Индонезия;
  • во имя преподобного Сергия Радонежского на о. Бали, Индонезия;

2. Иеромонаха Иоасафа (Тандибиланга), клирика Белгородской епархии, направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Солнечногорского Сергия, управляющего приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, для пастырского служения в Индонезии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси