Русская философия как социокультурный феномен кратко. Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Можно выделить три уровня ми

Лекция 1. Философия как социокультурный феномен.

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии.

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу поведения.

Мировоззрение имеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем. К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т. п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

1. Знания – определенные представления о мире, полученные из собственного опыта или через научение. 2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что человек осмысливает. 3. Система жизненных и социальных идеалов 4. Программа действия – у человека вырабатываются определенные стандарты действий. 5. Убеждения или смысложизненные установки.

Можно выделить три уровня мировоззрения: Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира. (Например, любовь или ненависть). Мировосприятие – формирование определенной системы представлений о мире, в которой реальность предстает как целое. Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление значения процесса.


К основным функциям мировоззрения относятся: познавательная , ценностно-нормативная (оценочная), поведенческая (практическая).

2. Исторические типы мировоззрения. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология . Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество . Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т. е. природы, человека, общества.

Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Мифу свойственен синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность). В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие.

Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом объяснения мира и человека считает веру . В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. В религиозном мировоззрении осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный).

Философское мировоззрение (философия) в отличие от мифологии и религии – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума , на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критическом анализе). Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных) понятий и категорий. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались через критический анализ, а не в контексте одной только веры.

В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео - любовь и софия - мудрость). Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Филосо́фия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания .

3. Структура философского знания. В рамках же собственно философского знания выделились такие философские дисциплины , как этика (о морали и нравственности), логика (о законах мышления), эстетика (о прекрасном и красоте) , и постепенно оформились следующие разделы философского знания:


онтология - учение о бытии;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются про­блемы природы познания;

праксиология - учение о практическом отношении человека и мира;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии об обществе.

В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

4. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, то есть адекватного воспроизведения реальности. Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.

Различия: главная цель науки – получение практически значимого результата, обладающего достоянием объективной истины. Наука основывается на доказательности, обоснованности, строгости знаний. Научные традиции очень жесткие, требуют следования канонам науки. Знание должно быть аргументировано, последовательно, без противоречий. Философия обязательно включает в себя ценностно-оценочную компоненту. Науке это не присуще.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между философией и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Например, литература должна раскрепощать читателя, включить в свой жизненный мир.

Различия: философия воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций , обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Религия и философия: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.

Различия: философское творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Философия критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет , как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.

Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).


Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: мифология; религия; философия.

1. Мифология - форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

2. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

3. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Др. Индии, Др. Китаю, Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

^ 15. Специфика теории познания Дж. Локка

1. все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. 2. признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). Учение о бытии . Признает сущ-е двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Политика . Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Раздел I. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ФОРМ. Рязанова С. В., Рязанов И. В. Об архетипической природе мифа. Егоров В. В. Наглядный образ - архетип - мировоззрение. Ольховикова С. В. Мифы актуальной культуры: мировоззренческий смысл архетипов. Чернов Л. С. Ритуальные черты современного мировоззрения. Красавин И. В. Существование как основа современного мифа. Давыденко А. Д. Мировоззренческий потенциал региональных мифов. Пискунова Л. П., Янков И. В. Ритуальные процессы и поиск методологии. Бровцева H. Л. Генезис социально-исторического мировоззрения: феноменологический анализ. Шуталева А. В. Миры Текста: правовая традиция в культуре Средних веков. Кайгородов А. Г. Мистика и религия, философия и наука: гносеологический аспект. Коркунова О. В. Мировоззренческая сущность эзотеризма. Пивоваров Д. В. Р. Нибур о христианском пацифизме. Шляпугина Р. Я. О соотношении философии и религии в отечественной истории и культуре. Попова Е. В. Проблема суицида в контексте религиозных норм. Денисова Л. В. Догматические принципы в структуре религиозного и правового сознания. Баранец Н. Г. Философская вера: гносеологический и исторический аспекты. Гайсина А. В. Православие и дух экономических реформ. Голубев Н. П., Родионов Б. А. Мировоззрение и культура коммуникативно-информационных процессов. Сокол В. Б. «Слушание» как способ совершенствования сознания и расширения мировоззрения. Асадченко С. В. Максимы культуры как условия мировоззрения. Вернадская Ю. С. Трансцендентные ценности в культуре и искусстве. Пескова А. А. Художественная культура как форма репрезентации доминант мировоззрения. Теребенина О. Н. Мировоззрение и музыкальная культура. Викторова О. В. Часть и целое в музыкальном мировоззрении. Квятковский Г. Ю. Рок-культура как сложное социальное явление. Сухов А. А. О связи музыкальной культуры, современного массового музыкального радиовещания и мировоззренческих установок. Костерина А. Б., Комлева Н. А. Театр как средство экспансии в ментальном пространстве. Берлянд Е. Г. Театральность и проблема индивидуальности. Созыкина З. В. Пространство и время в творчестве драматургов-абсурдистов С. Беккета и С. Мрожека. Быстрова Т. Ю. Прошлое и настоящее китча в дизайне. Пономарева И. В. Мир человека и вещь: судьба вещи в искусстве второй половины XX века. Крутова О. В. Мода как мировоззрение в постсоветской России. Воробец Л. B. Развлечения и поучения на российском ТВ. Панпурин В. А. Искусство - арт-игра - акционизм: мировоззренческие основания. Федорова К. Е. Идентичность читателя и зрителя в пространстве культуры постмодерна. Балашова Е. А. «Мировоззренческая пародия» в творчестве А. Вельтмана. Балина Л. Ф. Смех очеловеченной природы. Фархитдинова О. М. Понятие «иронии» как мировоззренческая максима культуры. Белоусова Е. В. Символика болезни и магия исцеления. Никитина Н. Н. Ближе к Богу: «перспективное» понимание старости. Эппель Ю. А. «Обескультуривание» смерти как новая мировоззренческая парадигма. Апухтина Н. Г. Проблема обудуществления жизни человека и человечества. Мамаева Н. Н. Тема смерти в английской литературной сказке. Иванова Е. В. Архетипы женского поведения в русской культуре на примере Бабы-Яги. Ершова Н. М. Гендерные идеалы и современность. Ерофеева В. А. Техники тела современного человека. Пятилетова Л. B. Мировоззренческий потенциал любви. Раздел II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Цветкова И. В. Методологические принципы анализа кризиса мировоззрения в концепциях В. Дильтея и М. Хайдеггера. Ускова Е. В. Культурный релятивизм и философия Р. Рорти. Комаров С. В. Гуссерлианский проект рационального мировоззрения. Николаенко Н. М. Мировоззренческий смысл философии космизма. Жукоцкая З. Р. Мировоззрение Ницше: рождение философа из духа античности. Конашкова А. М. Постмодернистский «проект» мировоззрения: власть как тайна. Синицын А. С. Единство универсума и онтология плюралистического мировоззрения. Финогентов В. Н. О современном мировоззрении. Туркулец А. В. Рациональное и внерациональное в структуре мировоззрения. Чернышов Д. Б. Системное и хаотическое в миропонимании. Ольховиков К. М. Нравственная аксиоматика мировоззрения. Глушкова С. И. Специфика идеала в русской культуре. Москвина P. P . Ценностные ориентации личности и подсознание. Кузнецов Н. С. Система ценностей как условие выживания. Логинов А. В. Идеология: онтологический аспект. Прохоренко Ю. И. Идеология в структурах социальности. Готнога А. В. Идеология современной глобализации: видимость и сущностьм. Комлева Н. А. Контроль идеологического пространства как форма геополитической борьбы. Карлыханова Е. Е. Форма государства в свете постиндустриального мировоззрения. Фоминых И. В. Общественная идеология и мировоззрение личности. Мякинников С. П. Пространство, психика и экологизация мировоззрения. Некрасов С. Н. Мировоззрение постсовременности: экологический антигуманизм и идеологии зеленого интернационала против научной картины мира. Некрасов B. C. Кризис рыночного фундаментализма и формирование научной картины «открытого общества» (О взглядах Д. Сороса). Захарова С. В. Россия и ценности постиндустриального общества. Галюк А. Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. Григорьев И. В. Мировоззренческий кризис в России: проблема невменяемости социальных групп. Петалова Л. B. Опыт формирования мировоззрения у детей девиантного поведения. Ермолаева С. Г., Дубровская Е. А. Мировоззрение и ценности современного студенчества. Халин С. М. Социальные эксперименты в истории России. Фурман Ф. П. Народническая доминанта русской интеллигенции и культуры: тайные пути марксистско-ленинских дискурсов. Додонова Л. А. , Жукоцкий В. Д. Мировоззренческие проблемы советологии. Токмянина С. В. Сталинский тоталитаризм и феномен насилия. Просекова М. Н. «Общественный идеал» обновленной России: к постановке проблемы. Сигнаевская О. Р. Философия организации: поиски, проблемы, перспективы. Кирзюк А. А. Политическая корректность, мультикультурализм и перспективы изменения глубинных мировоззренческих установок. Ган Ю. В., Фокин Н. П. Разумный эгоизм и проблемы обоснования профессиональной этики. Бузунова Л. Г. Духовность и картина мира человека. Голикова Л. B. Свобода как базовая смыслообразующая ценность в современном мировоззрении. Гидлевский А. В. Онтология культуры: обмен и служение. Хрубилов А. В. Культура, язык, социум: от симуляции к диалогу. Эйнгорн Н. К. Homo шешог (человек помнящий) в контексте культуры, мировоззрения, образования. Лысенко Г. В. Проблема культуры «исторической памяти». Попова Е. А. Экономическая деятельность и экономическое сознание. Пашнова Ф. Р. Деловая культура в контексте социальной практики. Раздел III. НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФСКОМ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Епина Л. В. Преемственность в философском и культурологическом образовании. Толкачев Ю. А. Место культурологии в университетском образовании. Кошкарова Н. И. Культура как форма человеческого существования: к постановке проблемы в культурной антропологии. Едалина Н. А. Мировоззренческое и стилевое самоопределение личности. Мирошников Ю. И. Русская классическая литература и философия: неизбежность нового взгляда на их единство. Теплых Д. А. Мировоззрение психолога: к постановке основного вопроса психологии. Нагорных Е. К. Интегративный подход в педагогическом процессе в системе дополнительного образования. Блажевич Н. В. , Букаринов Д. Н. Синергетический принцип в методологии научного познания. Пендиков Н. В. Феномен «цельного знания» как мировоззренческая проблема. Савенков А. И. Парадигмы образования. Амбарова П. А. Мировоззренческие основания профессиональной культуры российских офицеров. Бурдина Т. Г. Химические знания и НКМ. Тимонина И. В. К вопросу о потенциале риторики в формировании диалогического мировоззрения субъекта культуры. Постоляко Л. C. О мировоззренческих основаниях неклассической методологии исследования политико-правовых явлений. Анисимова И. В. Определение понятия компьютерной культуры. Данилова Е. И. Императивы культуры постмодернизма и профессиональное образование. Струкчинская Е. М. Проблема мировоззрения в советской педологии: взгляды М. Я. Басова и B. C. Мерлина. Кудряшев А. Ф. О конструктивной функции мысленного отрицания. Нагорных Е. Е. Метод ретроспекции и его объяснительные возможности.

1. Мировоззрение и его структура 2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское 3. Философия как способ рационального самоопределения человека 4. Структура и функции философского знания 5. Основные типы философствования 6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика

1. Мировоззрение и его структура Мировоззрение – это взгляды человека на мир, самого себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в действительности. Два уровня в структуре мировоззрения: мироощущение – уровень первичного переживания действительности, который включает эмоции, чувства и представления; миропонимание – рациональный уровень мировоззрения, предполагающий осмысление и объяснение действительности. Он включает знания, убеждения и ценности.

Два рода компонентов в структуре мировоззрения: Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением необходимых потребностей и целерациональной деятельностью Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными интересами человека (моральными, религиозными, эстетическими) В зависимости от сфер человеческой деятельности в структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни) и др. Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном. Для общества конкретной исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей, разделяемых большинством его представителей.

2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское Миф (греч. «сказ» , «сказание») – рассказ, повествование о первособытиях, участниками которых были герои, боги и другие необычные существа. Мифы передавали первый опыт самосознания. Мифы описывали важнейшие события, приведшие к установлению существующего порядка вещей, например, происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств, и т. п. Реальность, представленная в мифах – это самая «живая» , самая настоящая реальность.

Особенности мифологического мировоззрения синкретизм – неразделимое единство внутреннего и внешнего мира, разума и чувств и т. п. ; генетизм – объяснение сущности через происхождение; персонификация – олицетворение природных стихий, сил, принципов и т. п. связь с ритуалом: миф передается через коллективное символическое воспроизведение первособытий.

Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное. Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе). Religio – святыня, благочестие, почитание. Religare – связывать. Религия – «связь человека с Богом» . Особенности религиозного мировоззрения: опора на веру в священное амбивалентность реальности, основанная на представлениях о священном и мирском. Все священное понимается как подлинное, самое значительное, абсолютное, а мирское – как ненастоящее, второстепенное, относительное; связь с культом – почитанием предмета веры, поклонении ему посредством ритуалов и обрядов

Исторически религиозные верования развивались от первичных до монотеистических Первичные верования: Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в души или духов, а точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например, в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т. п.); Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени оджибве, священное существо) – вера в священное кровное родство с животным (или растением), которое почитается первопредком; Фетишизм (от португ. feitico – «амулет» , «волшебство») – поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей. Политеистические верования – многобожеские (древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские, древнеславянские). Монотеистические религии признают одного единственного Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма религия становится универсальным типом мировоззрения.

Особенности философского мировоззрения рациональный характер: философское мировоззрение основано на размышлении, интеллектуальной деятельности; критический характер: предполагается конструктивное сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру, стремление к ясному интеллектуальному усмотрению; рефлексивность: осмысление самого себя, направленность на самопознание; упорядоченность идей (системность): философское знание должно быть совокупностью связанных друг с другом идей, а философствование – последовательным и непротиворечивым; отвлеченность идей (абстрактность): философские идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой; философствование – движение в сфере чистой мысли Философия – рационально-критический тип мировоззрения

Тип Мифология Религия мировоззрения базовая первичное вера способность синкретичное переживание (эстетическое чувство, А. Лосев) Философия разум содержание сказания о первособытиях положения рационально вероучения выработанные идеи форма проявления ритуал культ рассуждение

3. Философия как способ рационального самоопределения человека Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине). По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя философом Пифагор (VI-V вв. до н. э.), вероятно, для того, чтобы его не почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости Философия это: Ø попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит, Парменид); Ø знание мироустройства, порядка мироздания («физики»: милетцы, пифагорейцы); Ø знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель); Ø искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни (Семь мудрецов, Сократ, сократические школы); Ø социальная провокация речью и действием (киники)

Два истока философии v Индивидуальный исток – экзистенциальные проблемы (смысл жизни, принципы жизни, подготовка к смерти) Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (С. И. Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К этому его приводит личностный опыт переживания временности и конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем, опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили) Философия амбивалентна: она невротична и она же – лекарство от душевного расстройства (Боэций: философия – «утешение») v Социальный исток – неудовлетворенность условиями существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни). Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и жизнь могут быть другими. Философия – социальная критика.

Предмет философии зависит от понимания ее природы Два понимания философии Философия – система фундаментальных знаний о мире, человеке и способах отношения человека к миру (классическое понимание) Философия – рассуждение о предельных основаниях опыта (неклассическое понимание философии как процесса) М. Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются философы (т. е. философствование) Философствование – процесс живого размышления, речения и письма

4. Структура и функции философского знания Основные разделы философского знания онтология («учение о бытии» , о мире) антропология («учение о человеке») Предмет рассмотрения Проблемы мироустройства Проблемы специфики человека и человеческого существования гносеология Проблемы (эпистемология) познаваемости мира, («учение о знании» , способов, механизмов о познании) и целей познания социальная Проблемы истоков, философия (учение специфики, устройства об обществе и и развития общества и культуре) культуры Основные вопросы Что существует? Каковы начала бытия? Как устроен мир? Кто такой человек? Что отличает человека от других существ? В чем специфика человеческого существования? Познаваем ли мир? Как осуществляется познание? Зачем познается мир? Что такое общество и культура? Как они устроены? Как они развиваются? Как изменить общество?

Три основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и социально-критическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия формирует у человека определенные взгляды на мир и самого себя. Методологическая функция состоит в том, что философия помогает определить основные способы и приемы познания и деятельности, способствуя формированию адекватного понимания познавательной активности и ее правильной оценки. Социально-критическая функция философии обеспечивает самооценку состояния общества и культуры, понимание основ общественной и культурной жизни, путей их развития и преобразования, .

5. Основные типы философствования С точки зрения культурно-географических различий можно различать восточную и западную философию. По национально-культурному признаку философия бывает немецкая, французская, русская и т. п. По культурно-историческим особенностям философию делят на классическую и постклассическую. Классическая философия охватывает период от древности до 30 -х годов XIX века и включает: античную философию (VI в. до н. э. -VI в н. э.); средневековую философию (II-XIV в.); философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.); философию Нового времени XVII в. ; философию эпохи Просвещения (XVIII в.); немецкую классическую философию (XVIII – сер. XIX в.)

Постклассическая философия (с 30 -х годов XIX века по настоящее время) включает различные формы и направления: иррационализм XIX в. , позитивизм, феноменологию, герменевтику, структурализм, философию постмодерна и др. Философия бывает также академическая и неакадемическая. Академическая философия развивается в научных и образовательных учреждениях. Философствование здесь имеет характер научных исследований. Неакадемическая философия представляет собой литературу особого жанра и стиля, чаще всего эссеистику.

6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким способом размышления пользоваться. Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы появились еще в древности, неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Аристотель: все другие науки более необходимы, но лучше метафизики нет ни одной Диалектическое рассуждение с участием Сократа

Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н. э.) после сочинения «Физика» ; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее» , само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном» , т. е. умопостигаемом. Метафизический метод отличают такие черты, как: обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия; отвлечение от конкретных проявлений бытия; мышление о предметах в их неизменном виде; построение отвлеченных схем при помощи чистого мышления. Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта и др. Так, например, Платон утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то сверхчувственного, вечного и неизменного.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава» . Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа: принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей; принцип развития, учитывающий непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г. Гегеля и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т. е утверждение нового состояния). Примерами диалектических триад могут быть следующие отношения между понятиями: «небытие ↔ бытие → становление» . В данном случае оппозиция небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности (бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса (становления); «становление ↔ ставшее → изменение» . Теперь в качестве оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и завершенность) синтезируются в понятии изменения как незавершенности, стремящейся завершиться.