Тайное описание благословенного камня именуемого философским. Библиотека русской школы магии китеж-град. Завещание Николя Фламеля

Мое парижское путешествие было тесно связано с Николасом Фламелем. Николас Фламель (1330-1418) - парижский алхимик, который, согласно легенде, открыл секрет философского камня. В Париже сохранилось несколько мест, связаных с этим удивительным человеком. После смерти родителей Николас переезжает из родного Понтуаза в Париж, где устраивается писарем на государственную службу, где читал, переводил и переписывал различные старинные рукописи. . "Писарем в штабе отсиделся", ага. Потом Николас женится на зрелой даме, дважды вдове по имени Перренелль. Он обзаводится двумя мастерскими - для себя и для своих копировальщиков-подмастерьев. Кроме того он становится владельцем книжной лавки, которую он открыл прямо на ступенях церкви Сен-Жак-ля-Бушри , и занялся продажей древних манускриптов. Тут-то все и начинается...

Дом Николаса Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим зданием в Париже (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau)

Однажды Николасу приснился странный сон. Он увидел спускающегося с небес ангела, который держал в руках книгу, страницы которой, изготовленные из древесной коры, были переплетены в медь. Крылатые боги на обложке переплетались с драконами, а цветущие деревья с мертвыми младенцами. Ангел сказал Фламелю, чтобы тот как следует запомнил эту книгу. «Однажды ты вновь увидишь сию книгу и найдешь в ней нечто, что дано увидеть лишь тебе одному». Через некоторое время к нему домой пришел незнакомец, который предложил купить у него старинный фолиант. На первой странице золотым тиснением было написано посвящение иудейскому народу, подписанное Авраамом – «иудеем, принцем, жрецом, астрологом и философом». Увидев книгу, Фламель узнал ее, ведь это была именно та, "ангельская" книга. Те же драконы, боги, младенцы, те же загадочные знаки. Николас купил эту книгу за смешные по тем временам два флорина...

"Книга Иудея Авраама" становится делом на 20 лет жизни Николаса. 20 лет он расшифровывает таинственные тексты, оказавшиеся руководством по трансмутации металлов, предполагавшим, что его владелец уже обладает философским камнем. Текст на латыни дался легко, однако для понимания наиболее важных глав требовались обширные знания в каббале, в древнеарамейском языке и в алхимии. Фламелю пришлось отправиться в Испанию, на поиски человека, разбирающегося в каббале. Многие евреи были вынуждены покинуть Францию и обосновались в Испании. Вместе с паломниками от церкви Сен-Жак-ля-Бушри отправился Фламель в Сантьяго-де-Компостела.

Башня Сен-Жак

В средние века во дворе этой церкви предавали земле казненных преступников и мучеников, от ее ворот пилигримы отправлялись в великое паломничество в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела (Сен-Жак-де-Компостель), где находилась гробница апостола Иакова. Святой Иаков (Сент-Джеймс, Сен-Жак) был одним из тех рыбаков, которых Иисус призвал к себе в ученики. Он первым из апостолов принял мученическую смерть, его тело было положено в лодку и доставлено в испанский порт Ирия. Там христиане погребли останки святого. Св. Иаков считается победителем мавров, т.к. он явился королю Испании в канун его битвы с войском эмира Кордовы, уверив монарха в победе, а также появился в день битвы верхом на белом коне и повел за собой армию. Пилигримы по сей день идут на поклон святому. Идут они пешком, опираясь на посох и неся с собой котомку с привязанными раковинами моллюска-сердцевидки - символа св. Иакова.

После Великой французской революции уже упоминавшиеся тут рэволюционэры разрушили церковь Сен-Жак-ля-Бушри. Белоснежная башня уцелела просто чудом.

Посетив святыню, Николас, уже уставший и разочарованный, повернул назад, и судьба на одном из постоялых дворов столкнула его с раввином Мастером Канчесом, который, по словам Фламеля, с удивлением и радостью ознакомился с трактатом и вызвался помочь. Но, увы, переведя часть текста, Мастер умер от лихорадки. Николя Фламель, который и после смерти раввина продолжил расшифровку текста, понял, с какой силой он соприкоснулся. Он писал: «Я всем сердцем желаю, чтобы тот, кто ищет тайну великих мужей, тщательно обдумал эти идеи жизни и грядущего воскрешения...». Современные исследователи считают, что в руки Фламеля попала одна из наиболее загадочных книг человечества – «Сефер Ецира» («Книга Творения»). Эта книга – основа учения каббалы, появившаяся задолго до всех остальных книг. Самая главная тайна - как и для чего Бог сотворил наш мир, скрыта в этой книге. Считается, что эту книгу Всевышний продиктовал Аврааму, а ключи к ней (в виде знаний каббалы) дал Моисею на горе Синай...

Как-то очень внезапно скромный книготорговец Фламель становится восхитительно богат, в его собственности 30 домов с участками земли. Он становится меценатом, на его средства строятся часовни и госпитали, он вкладывает огромные средства в развитие искусства. В 1402 году он теряет Перренелль. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году. К своей смерти он готовился тщательно и загодя. Он купил себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. От нее сейчас осталась только лишь одна башня Сен Жак. Все свое состояние он также завещал этой церкви.

Спустя два века после смерти алхимика его могилу, но его тела в ней не было. Где оно бродит - доподлинно неизвестно. А вот то, что оно бродит - болтают... В середине XIX века нашли надгробную плиту Фламеля. Какой-то бакалейщик запросто резал на ней продукты питания. Сейчас плита находится в .

В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».

Путешественник XVII века Поль Люка рассказывал о том как однажды он гулял по саду возле мечети в городе Брусса (сейчас это Турция). Там он познакомился с человеком, который говорил, что он является одним из лучших друзей Николаса Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии не более 3 месяцев назад. Т.е. парню по рассчетам было бы более 300 лет. В XVIII веке священник Сир Морсель утверждал, что видел Николаса Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа. По его словам, лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями. В 1761 году Фламеля с женой «заметили» в парижской опере. На этот раз их сопровождал сын, который по слухам был ими рождён в Индии. Опа. В 2010 году, на последней пресс-конференции Митьков художник Дмитрий Шагин заявил, что сейчас работает над серией картин-портретов Николаса Фламеля и что позирует ему сам оригинал. Он как бы пошутил, но друзья Шагина уверяют, что Николас Фламель жив и обитает в России.

Николас, если Вы живы (а я в этом практически уверена), я передаю вам привет и мечтаю с вами поговорить хоть раз! Потому что сколько же интересного можно увидеть за такую долгую жизнь, чтобы рассказать даже в случайной беседе!

Никола Фламель - один из выдающихся алхимиков, которому легенды приписывают открытие тайны бессмертия. Именно его считают обладателем философского камня, способным превратить обычный металл в золото и даровать бессмертие. Так ли это на самом деле, достоверно неизвестно, во всяком случае бессмертным Никола Фламель не был, хоть и пожил немало – с 1330 по 1417 год.

К сожалению, сведений о жизни этого великого алхимика сохранилось очень мало. Он родился в городке Понтуаз близ Парижа. О его молодости достоверных сведений нет, известно лишь, что после смерти родителей Никола до тридцати лет работал писарем в какой-то нотариальной конторе, составляя описи, счета и проверяя расходы опекунов.

В ту пору Фламель даже не помышлял об алхимии. Но однажды его судьба резко изменилась, а связано это с необыкновенной покупкой, которую он сделал в одном из букинистических магазинов. Речь идет о купленной им за два флорина книге некоего еврея Авраама, посвященной изготовлению философского камня.

Существует легенда, что задолго до того, как купить этот трактат, Фламелю снился сон, в котором ангел показывал ему страницы из «Книги Авраама» и говорил, что его ждет великое будущее, если он займется алхимией.

На расшифровку алхимических знаков и опыты по воплощению изложенных в книге идей ушло много лет. За это время Фламель успешно женился на вдове Перенелль, чье состояние позволило ему арендовать две мастерские, где от теории он перешел к практике алхимии, руководствуясь советами из таинственного манускрипта, а также своими личными разработками.

Фламель так был увлечен своими поисками, что даже разрисовал стены своего дома символами из этой книги. Он делал множество копий гравюр из древнего манускрипта и показывал ученым, но они так и не смогли объяснить ему значение алхимических знаков.

Лишь однажды Фламелю повезло - он повстречал адепта одной из оккультных школ, который приподнял перед ним завесу тайны и объяснил значение некоторых из символов, указав, в каком направлении следует двигаться при их исследовании. Исполненному честолюбивыми планами и смекалистому алхимику этого было достаточно, чтобы с новой силой отдаться своему увлечению.

Считается, что на расшифровку и эксперименты у Фламеля ушло двадцать лет, но зато потом он резко разбогател - купил более тридцати домов в Париже и сделал щедрые пожертвования на храмы и больницы, вложил большие средства в первый в Европе приют для слепых и в ремонт кладбища Невинных младенцев, где по его настоянию воздвигли арку с высеченными на ней символами из «Книги Авраама».

Естественно, после такого резкого финансового успеха среди людей поползли слухи о том, что Фламель занимается алхимией, а надо сказать, что все свои эксперименты он проводил втайне от всех.

Слухи эти в скором времени достигли и короля Карла VI, который заинтересовался никому не известным . Обуреваемый жаждой богатства, добываемого таким «легким» способом, он послал к Фламелю своего инспектора, дабы тот выяснил, что правда в этих слухах, а что нет. Алхимику пришлось заплатить инспектору немалую сумму денег, чтобы тот по возвращении к королю уверил его в бедности Фламеля, расписав во всех красках, в каких стесненных условиях тот живёт.

Добившись успехов в алхимии, Никола Фламель пишет книгу «Иероглифические фигуры Никола Фламеля», в которой в зашифрованном виде излагает свой опыт. Также существует произведение под названием «Завещание», приписываемое Н. Фламелю, но на самом деле оно принадлежит другому неизвестному алхимику, который лишь воспользовался именем великого оккультиста.

Считается, что Никола Фламель умер в 1417 году, но легенды утверждают, что посредством философского камня он стал бессмертным, поэтому множество известных мистиков, даже спустя двести и больше лет, утверждали, что видели его и лично с ним общались.

Слава великого алхимика была настолько велика, что после его смерти дом, где он жил и умер, стал местом настоящего паломничества и вандализма - огромное количество так называемых адептов тайных учений перерыли его вдоль и поперек в поисках якобы зарытого там философского камня, со стены была содрана штукатурка (надеялись обнаружить там тайное алхимическое послание Фламеля), были сломаны стены (искали тайники алхимика) - одним словом, стараниями этих горе-алхимиков дом очень скоро пришел в негодность и рухнул, превратившись в прах, а слава алхимика осталась в веках.

Поиск философского камня для многих алхимиков являлся, по сути, поиском смысла жизни и самого бытия человеческого. Именно этому реактиву, необходимому для создания эликсира жизни и превращения любого метала в золото, была посвящена средневековая алхимия. Позже, на основе практического опыта, накопленного поколениями алхимиков, родилась химия - современная наука о веществах. Сам же философский камень долгое время так и считался выдумкой, полумифическим реактивом, превращающим неблагородные металлы в золотые слитки, пока в двадцатом веке не было выяснено, что в процессе работы ядерного реактора из других веществ действительно можно получать золото, правда, в ничтожных концентрациях.

Полумифическая фигура

Одной из известных личностей, связанных с историей философского камня, является Николас Фламель. Как и в случае с самим реактивом, неясно, существовал ли этот алхимик-эзотерик на самом деле, или был только выдумкой. Имя человека, который посвятил себя поискам тайны вечной жизни и способа добычи золота из других элементов, до сих пор окутано мистическим туманом. Многие историки искренне сомневаются в его существовании, другие же считают, что Фламель существовал в действительности, более того, даже разгадал тайну бессмертия и жив по сей день. Могила эзотерика оказалась пустой, а его самого, по сообщениям очевидцев, несколько раз видели после «смерти».

Как бы то ни было, но вопрос о существовании философского камня тревожил умы знатных ученых тысячи лет. Многие пытались разгадать тайны и до этого французского алхимика. Но в награду за все свои труды все предшественники Николя получали только разочарование. Наконец, в четырнадцатом столетии Nicolas Flamel во всеуслышание заявил, что достиг цели. Говорят, он не только не разорился на опытах, которые проводил в процессе поиска пресловутого камня, но и смог приумножить свой капитал.

«Книга Иудея Авраама»

Парижский нотариус, коллекционер, алхимик, переписчик книг Николя Фламель родился в первой половине четырнадцатого века (1330), а умер в начале пятнадцатого (1417 или 1418, по имеющимся данным). Родился Николас в бедной семье, долгое время упорно трудился и едва сводил концы с концами. Позже все изменилось в один миг, если, конечно, верить тому, что он действительно нашел способ превращения металлов в золото и эликсир жизни.

Будучи владельцем небольшой лавки с книгами, в 1357 году алхимик приобрел очень объемный старинный фолиант. Через его руки по роду деятельности проходило много алхимических трактатов, но именно этот экземпляр привлек внимание Фламеля. Во-первых, нищий, который продал ему книгу, запросил слишком уж высокую цену. Во-вторых, редкий том был написан на пластинках коры, снятой с молодых деревьев, а это было показателем ценности во времена, когда все уже писали на обычной бумаге. В-третьих, что-то подсказало Николасу Фламелю, что том действительно особенный.

«Книга Иудея Авраама» - только это и удалось расшифровать алхимику. Название книги было известно, а вот прочесть манускрипт полностью не представлялось возможным, ведь текст был написан древними символами, которых никто в Париже не знал. На первой же странице манускрипта, кстати, содержалось проклятие, адресованное любому, кто решит читать том дальше, кроме писарей и священнослужителей.

Секрет философского камня

Ключ к древнему тексту, в котором объяснялось, как превращать металлы в золото, Николас Фламель безуспешно пытался найти двадцать лет. Он стал советоваться с учеными, писарями, коллекционерами и просто знающими людьми по всей Европе, но поиски все не приносили результатов, пока алхимик не решил отправиться в Италию. Там он не нашел ответа, но судьбоносная встреча состоялась на обратном пути из Сантьяго-де-Компостела.

По дороге Николя Фламель встретил некого Канчеса, который, по его собственным словам, владел той же магией, что и библейские волхвы. Незнакомец знал древнеиудейскую символику, так что мог быть полезен при расшифровке текста. Только узнав о манускрипте, Канчес отправился в путь вместе с французским алхимиком. Еще в путешествии маг открыл Фламелю значение большей части символов и расшифровал описание процесса получения эликсира жизни. Правда, Канчес так и не увидел того старейшего тома, ради которого отправился в далекое путешествие. Во французском Орлеане, совсем недалеко от Парижа, он тяжело заболел и скончался.

Решающий момент

Николасу Фламелю, тем не менее, хватило информации, чтобы воссоздать отрывки текста. В своем дневнике 17 января 1382 года алхимик написал, что ему удалось получить из ртути серебро, и он уже близок к раскрытию главного секрета. Биография Николаса Фламеля гласит, что жизнь его совершила крутой поворот.

Последующие события показали, что, возможно, Николасу удалось все же раскрыть вечный секрет алхимии. Философский камень сегодня представляется красным, полупрозрачным, как кристалл.

Самый удачливый алхимик

Как бы там ни было, в скором времени Николас разбогател. Этот факт подтвержден многими французскими историками документально, так что ошибки в датах быть не должно. В течение нескольких месяцев он приобрел около тридцати домов и участков земли, начал заниматься благотворительностью, вкладывал значительные суммы в развитие искусства, финансировал сооружение часовен и строительство больниц. Его личность стала известна многим современникам, но в скором времени алхимик вместе с женой просто куда-то исчез. Молва о нем разнеслась далеко за пределы Франции, так что скрыться, просто переехав в соседний городок, он не мог.

Собственные труды

Правда, разбогатеть переписчик книг мог и по другой причине. Примерно в то же время он написал четыре книги, которые хорошо распродались. Это было что-то вроде мемуаров. В первой части «Иероглифических фигур» алхимик рассказывал о своей жизни и о том, как к нему в руки попала «Книга еврея Авраама», в процессе изучения которой он постиг секрет получения философского камня. Далее автор давал интерпретацию гравюр на арке парижского кладбища в теологическом и алхимическом смыслах. Текст же древнего манускрипта Фламель переводить полностью отказался, в своих трудах алхимик ссылался на то, что Бог наказал бы его за такое зло.

Правда, историки утверждают, что из четырех текстов, которые приписываются Николасу, два точно были написаны не им самим, еще два - под сомнением. Например, часть с анализом кладбищенских символов - пересказ работ Халида, Пифагора, Разеса, Мориена, Гермеса и других известных ученых мужей.

Надгробный камень Фламеля

Жизнь такого известного алхимика окончилась в 1417 году, если говорить об официальных данных. Есть, конечно, версия, что он обманул смерть с помощью того самого философского камня, инсценировал похороны, а после перебрался куда-то в Азию, например, в Тибет. Но не угасал интерес историков и последователей вокруг надгробного камня Фламеля. Когда могилу вскрыли, оказалось, что она пуста.

Надгробную плиту, кстати, нашли в середине девятнадцатого века у одного бакалейщика, который использовал табличку в качестве разделочной доски.

Завещание алхимика

Еще одна интересная тема - завещание Николя Фламеля. Текст документа был записан со слов алхимика частично одним из его последователей. Первая версия, написанная лично алхимиком, была составлена в виде шифра, ключ от которого Фламель при жизни передал своему племяннику. Известно, что шифр состоял из 96 знаков, а у каждой буквы было четыре варианта записи на бумаге. Этот вариант завещания расшифровали в 1758 году обладатели копий. Один из них позже сообщил, что существует еще одно произведение Николаса - пока еще неизвестное публике. Оригинал же завещания утрачен.

В середине двадцатого века в Национальной библиотеке Парижа была обнаружена рукопись, составленная последователем и учеником Николаса Фламеля. В завещании алхимик раскрывает этапы создания философского камня. Обращено завещание к племяннику Николаса, автор говорит, что ингредиенты для приготовления реагента он унесет с собой в могилу, таким же образом советует поступить и родственнику.

Дальнейшая история «Книги…»

Интересна и дальнейшая история «Книги еврея Авраама», ведь после смерти Фламеля старейший манускрипт так и не нашли. Поиски велись не только в доме алхимика, но и в церквях и больницах, построенных на его средства - везде, где только можно было спрятать том. Позднее якобы видели какого-то кардинала за изучением ценной книги с пометками Николаса на полях.

Последователи алхимика

Отдельно историки выделяют ряд странных совпадений, случившихся с теми, кто занимался алхимией и поисками камня после Фламеля. Некоторые из них через время становились очень зажиточными. Например, некий английский алхимик по имени Джодж Рипли в пятнадцатом столетии пожертвовал ордену Иоанна 100 тыс. фунтов стерлингов, или около миллиарда долларов на сегодняшние деньги, а католический Папа Иоанн позже решил ознакомиться с содержанием «вредных» книг, после чего и сам начал заниматься алхимией. Он получил двести золотых слитков по сто грамм каждый.

«Золотая лихорадка» охватила императора Рудольфа Второго, датского астронома Т. Браге, шотландского алхимики А. Сетона, некого голландца Дж. Хауссена, ученого-химика Гирина, английского физика Резерфорда с его коллегой Ф. Содди.

Появления после смерти

"Совершенно не исключено, что Николасу Фламелю было суждено прожить несколько десятков веков", - говорят некоторые исследователи. Известнейшего алхимика якобы не раз видели после его официальной смерти. В первый раз это случилось в семнадцатом веке, когда путешественник Поль Люка познакомился с человеком, который утверждал, что он друг Николаса Фламеля, и виделся с ним буквально три месяца спустя в Индии. По словам этого человека, алхимик инсценировал смерть и отправился в Швейцарию.

Столетием позже священнослужитель Сир Морсель с полной уверенностью утверждал, что наблюдал работу Николаса в некой подземной лаборатории в Париже. В 1761 супружескую чету увидели в опере, их сопровождал их сын. В 1818-м по Парижу гулял человек, который называл себя Фламелем и обещал за 300 000 франков раскрыть секрет бессмертия, хотя это, скорее всего, был шарлатан.

Литературный образ

Нашел отражение образ Николаса Фламеля и в литературе. Его имя встречается не только в известной многим саге про Гарри Поттера, но и в целом перечне других произведений:

  1. «Собор Парижской Богоматери».
  2. «Код да Винчи».
  3. «Жозеф Бальзамо».
  4. «Мое второе я».
  5. «Алхимия единорога».
  6. «Белый доминиканец».
  7. «Книга тайн».
  8. «Ключ к бессмертию» и т. д.

Остается только гадать, действительно ли существовал Николас Фламель и удалось ли ему на самом деле открыть секрет вечной жизни и богатства.

Николас (1330-1417), французский алхимик (см. Алхимия), один из самых знаменитых адептов этой науки. Учитывая французское происхождение, более правильно будет называть его Николя Фламель (с ударением на последний слог). Действительная историческая личность. Родился в Понтуазе, недалеко от Парижа. Получив образование, переехал в Париж, где зарабатывал на жизнь, став общественным писарем и нотариусом. Примерно с 1361 стал серьезно заниматься алхимией после того, как к нему попала (по его собственным словам, «по цене два флорина») рукопись «Священной книги Авраама Еврея» с секретом приготовления Философского Камня. Около сорока лет он женился на некоей Пернелль Лета, которая стала активной помощницей Фламеля в его алхимических опытах. Считается, что дата получения Фламелем Философского Камня - 5 апреля 1382. С этого года чета Фламелей неожиданно стала баснословно богатой. Причем продолжала вести жизнь довольно скромную, весь свой доход тратя на благотворительность. На свои средства Фламели к концу 1413 построили несколько приютов для бедных, 14 больниц, 3 новых церкви, «помогли деньгами и ценными дарами семи другим церквам, привели в порядок прилегающие к ним кладбища, не считая того, что мы сделали в Болонье (а сделано там ничуть не меньше)» (Фламель Н. Алхимия. СПб., 2001). И даже еще в 1742 (т. е. спустя более трехсот лет после смерти) в Париже раздавалась милостыня из оставленных Фламелем средств. Это богатство считалось неопровержимым доказательством того, что Философский Камень был им действительно найден. Помимо благотворительности Фламель известен своими трудами по алхимии. Им написаны поэтическое «Краткое изложение философии» и знаменитая «Книга прачек», один из основных алхимических трактатов. Два других произведения - «Иероглифические фигуры» и «Завещание» - скорее всего лишь приписываются авторству Фламеля. Но в таком случае их истинное авторство не установлено.
В книге «Гарри Поттер и Философский Камень» приведены следующие «биографические данные» Николаса (по Роулинг) Фламеля: «Единственный создатель и обладатель Философского Камня. Выдающийся алхимик и поклонник оперы... мистер Фламель, в прошлом году (1990. - прим. М. 3., см. Даты) отметивший свой шестьсот шестьдесят пятый день рождения, наслаждается тишиной и уединением в Девоне вместе со своей женой Пернеллой (шестисот пятидесяти восьми лет)». Кроме того, «известно», что он работал над трудами по алхимии в соавторстве с профессором Дамблдором. По обоюдному согласию с последним уничтожил созданный им Философский Камень во избежание попадания его в недостойные руки. Соответственно, после того, как эликсир бессмертия, приготовленный с помощью этого камня, закончится, Фламель должен будет умереть. По Роулинг, можно вывести дату его рождения - 1325. Таким образом, между реально существовавшим и литературным Фламелем имеются два существенных различия - год рождения (1325 вместо 1330) и возраст жены - известно, что в действительности она была старше своего мужа. Упоминание о Девоне является отголоском биографии самой Дж. Роулинг - у нее остались самые приятные воспоминания о собственной студенческой жизни в графстве Девоншир, которые она увековечила таким своеобразным способом. В то же время интересно отметить, что наряду с подлинным именем жены в данном отрывке упоминается любовь Фламеля к опере. Это не случайно, если иметь в виду одну из самых известных легенд о Фламеле, в которой говорится, что в 1761 (!) сразу несколько парижан видели именно в ложе Парижской оперы живых и здоровых Николя и его жену.
Так или иначе, Фламель вошел в историю как один из известнейших европейских алхимиков Средних веков, наряду с Роджером Бэконом (ок. 1214 - ок. 1292), Парацельсом и др. В Париже есть улица, носящая имя Николя Фламеля. В музее Клюни в Париже хранится надгробная плита XV в. с могилы Фламеля. А фундамент дома № 51 по улице Монморанси (считающегося старейшим зданием Парижа) был, согласно преданию, заложен самим Фламелем.

Среди постоянных клиентов Николя был лиценциат медицины, которого звали мэтр Ансельм. Фламель переписал несколько страниц из своей заветной книги и показал листки Ансельму. Мэтр подошел к изучению записей этого неизвестного еврейского мудреца очень и очень серьезно, так как оказался алхимиком-любителем. Ансельм хотел взглянуть на оригинал страниц, на саму книгу, и Николя потребовалась вся его изворотливость и изобретательность, чтобы скрыть, что книга находится есть у него. Мэтр Ансельм объяснил новичку в алхимии, что первый знак в этой книге обозначает время, а шесть страниц, которые идут после знака указывают на то, что на изготовление желанного философского камня нужно потратить шесть лет. Главные составляющие философского камня — это белая тяжелая вода (почти несомненно, что подразумевается ртуть, которую также называют „живое серебро“), которую невозможно удержать и поймать другими способами, за исключением длительного отваривания в полностью чистой крови маленьких детишек. Будто бы в крови детей ртуть вступит в алхимическую реакцию с серебром и золотом и превратится сначала на траву, которая нарисована в книге, затем на змей, которых если высушить и проколоть на сильном огне, то они дадут золотую пудру, и вот эта золотая пудра и будет тем самым желанным философским камнем.

Получив ученые пояснения, Николя приступил к практическим опытам. Более двадцати лет Фламель посвятил попыткам добыть философский камень, при этом используя пояснения, данные ему лиценциатом. Николя пишет про этот период так: „В течение двадцати одного года я приготовил тысячу отваров, не с кровью, конечно, что было бы и злом и грехом; я прочел в книге, что философы называли кровью дух минералов, который должен содержаться в металле, в основном солнце, луне и Меркурии (золоте, серебре и ртути), содружества которых я всегда придерживался“. Но несмотря на все старания Фламеля, получить столь желанный результат ему не удавалось. И после долгих занятий Николя осенила очень простая, но гениальная мысль – нужно обратиться за пояснением этой книги к ученым-иудеям, соотечественникам автора. Во времена Фламеля евреи подвергались притеснениям и гонениям во Франции, и поэтому большинство их жили на Пиренейском полуострове. Посоветовавшись с супругой, Николя решил свершить паломничество к испанскому святому Жаку Галисийскому, чтобы у него получить благословение, а также поискать в многочисленных синагогах Испании раввина, который мог бы помочь Николя понять настоящее значение таинственных символов книги. В путь Фламель прихватил с собой несколько копий рисунков из своей книги. В 1378 г. Николя отправился в свое путешествие, которое, по утверждениям хроник и легенд, изменило всю его следующую жизнь. Выполнив свой обет перед святым Жаком Галисийским, Николя занялся поисками нужного ему человека, но в этом он не преуспел. Настало время возвращаться. По дороге в Францию он проезжал через город Лион, где и познакомился с одним купцом, у которого был знакомый — врач, еврей по происхождению, который принял христианство. Николя захотел познакомиться с этим врачом. Еврей, которого знали как мэтр Канчес, оказался опытным каббалистом. Одного взгляда мэтра на копии листов книги Фламеля ему хватило для того, чтобы прийти в большой восторг. Мэтр Канчес был вне себя от радости и удивления и сразу спросил, как Николя заполучил эти копии. Фламель ответил, что может раскрыть этот секрет только тому, кто объяснит ему загадочные символы манускрипта, на что мэтр Канчес не раздумывая согласился. Канчес начал объяснять значение символов, и его слова показались Николя очень убедительными. Очень внимательно он слушал рассказ ученого-каббалиста, а после предложил мэтру отправиться вместе в Париж и окончить толкование книги, используя оригинальные тексты. Но в Орлеане мэтр Канчес очень тяжело заболел и через неделю напрасных усилий умер у Николя на руках. Но все же главное Фламель уже знал. Вернувшись в Париж, он с удвоенной активностью взялся за свои опыты. Понадобилось три года упорного труда, в котором Николя активно помогала жена, и вот наконец Фламель получил то, о чем так долго мечтал, — великий камень мудрости, философский камень.

В своих записях Фламель записал: „В первый раз, произведя трансмутацию, я применил порошок проекции ко ртути, превратив примерно полфунта этого металла в чистое серебро более высокого качества, чем то, которое добывают в рудниках… Это произошло в понедельник 17 января 1382 года около полудня. Присутствовала только Пернелла“. Очень скоро, судя по его записям, Николя смог трансмутировать ртуть в столь желанный метал, как золото. Что послужило основанием для этих, неизвестно… Часть исследователей отмечают, что именно в период после паломничества благосостояние семьи Николя резко возросло. Соседи писаря были заинтригованы, видя, что Николя, хоть и преуспевший писарь, начал расходовать весьма много денег на благотворительность. В 1407 г. по его заказу, якобы, было построено здание, в котором Николя устроил приют для нищих странников. Но ходили сплетни и слухи, что в этом приюте проживают алхимики.

Еще пожилые супруги, у которых уже не осталось надежды иметь своих детей, оказывали помощь сиротам и вдовам, основали больницу, отдали большую сумму на реставрирование портала церкви Сент-Женевьев-дез-Ардан, профинансировали создание приюта Тридцати пяти. Про свои алхимические опыты Николя Фламель рассказал в нескольких книгах, которые были изданы с 1395 по 1414 г. Но никому из последователей Николя не удалось по указанных им в книгах рецептам получить философский камень.

Умер Николя в 1417 г. и его похоронили рядом с женой в мавзолее, который он построил для супруги.

Но некоторые исследователи утверждают, что эта смерть Николя была всего лишь очень ловкой инсценировкой, которая скрыла главную тайну Николя — его бессмертие.

После смерти известного алхимика прошло два столетия. Исследователи решили вскрыть могилу Николя и с удивлением обнаружили… что Фламеля в ней нет. В это же время начали появляться интересные свидетельства людей, которые рассказывали, что видели Николя и его супругу в живыми. Так, в XVII в. весьма известный путешественник Поль Люка рассказал о странном случае, который имел место быть возле мечети в турецком городе Брусса. Поль Люка познакомился с неким человеком, который называл себя лучшим другом семьи Фламелей и сообщил путешественнику, что видел семейную пару месяца три назад в Индии. Также его знакомый рассказал, что Николя инсценировал сначала смерть своей супруги, а позже и свою собственную, бежал из Франции в Швейцарию, а из Швейцарии отправился путешествовать по миру. Если это продолжение легенды правдиво, то в тот момент возраст Николя составлял около 300 лет.

Еще спустя сто лет один священник — Сир Морсель, сделал заявление, что видел Фламеля Николя в центре Парижа, в расположенной там подземной лаборатории, где Николя, как оказалось, продолжал свои алхимические разработки. В 1761 г. несколько человек утверждали, что видели Николя в парижской опере. В опере Николя был с супругой и сыном, которого, по легендам, им удалось произвести на свет во время пребывания в Индии. Также сохранились записи про то, что в мае 1818 г. неизвестный человек, который проживал на улице Клери, дом 22, предлагал богатым любителям всего таинственного, готовым заранее заплатить триста тысяч золотых франков, полный курс герметической науки. Если верить его словам, то выпускники курса, после его окончания, смогли бы превращать неблагородные металлы в золото и серебро и изготовлять эликсир молодости. Но этот загадочный «учитель герметической науки» исчез, как только его предложением заинтересовалась полиция.

В середине ХХ века в простой бакалейной лавке обнаружили… надгробную плиту Фламеля Николя. Предприимчивый бакалейщик так и не смог объяснить, откуда плита взялась, и стал использовать ее в качестве доски для резки. Сейчас плита Фламеля находится в музее Юпони. В верхней части надгробной плиты изображены Павел с мечом, Петр с ключом и Христос, а между ними — луна и солнце. Надпись выполненная на латыни гласит: «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».

Много дискуссий и споров вызвал документ, называемый завещанием Николя. Но исследования показали, что завещание было написано во второй половине XVIII в. неизвестным последователем Фламеля. Согласно легендам, оригинал завещания написал Николя в виде тайного шифра на полях своей карманной псалтыри. Единственным человеком, которому Фламель доверил ключ, — был его племянник. У каждой буквы фламельского шифра есть четыре значения, а в общем в коде было девяносто шесть знаков. Только Сен-Марк и Антуан Жозеф Пернети, когда получили в 1758 г. копии текста, смогли расшифровать завещание Николя. В 1806 г. было издано перевод завещания алхимика на английский язык, но он содержал ряд неточностей и был значительно сокращенный. Но в 1958 г. Эжен Канселье нашел в Национальной парижской библиотеке рукопись завещания алхимика, которую составил любитель герметического искусства Дени Молинье.

Текст завещания Николя содержит весьма подробный рецепт приготовления философского камня. Как я уже упоминал, завещание обращено к племяннику Николя, и сам алхимик в завещании утверждает, что заберет в могилу секрет приготовления философского камня и про это же он просит племянника.

Эта полная чудес и загадок история про создание философского камня будоражит воображение и привлекает к себе внимание. Но есть и другие толкования истории Фламеля. Вполне возможно, что Николя заявил про создание философского камня лишь для того, чтобы скрыть истинный источник своего загадочно возникшего богатства. А источником этим был, скорее всего, сомнительные сделки. Некоторые летописи и хроники утверждают, что Николя действительно за весьма короткий период стал одним из богатейших буржуа и даже смог построить и финансировать три собора, семь церквей и четырнадцать больниц только в Париже. Но более внимательное изучение самой жизни нашего героя показывает, что не существует никаких убедительных свидетельств о том, что супруги Фламели действительно имели хоть малейшее отношение к алхимии и философскому камню. Первое упоминание об их увлечению алхимией появилось только в 1500 г., т.е. почти через сто лет после смерти супружеской пары. Самая популярная книга Николя — «Иероглифические фигуры» — увидела свет вообще в 1612 году, и, как после исследования историков, было установлено, что она написана только в конце XVI в. Все остальные алхимические труды, которые приписывают Николя Фламелю, были написаны после смерти алхимика.

Но несмотря на все утверждения историков, легенда про создателя философского камня продолжает обрастать домыслами и подробностями, а люди верят в настойчивого и мудрого химика-аматора, который смог постичь самую удивительную и сокровенную тайну природы, которая дарует богатство и вечную молодость.