Вера ваша с горчичное зерно. Вера с горчичное зерно

Как нам следовать за Богом и получать упование, которое про­изводит изменения? Мы должны научиться кое-чему у горчично­го зерна.

« 5 И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она пос­лушалась бы вас» (Лук. 17:5,6).

Горчичное зерно имеет несколько интересных свойств:

1) Это очень маленькое зерно.

2) Развивается очень быстро и достигает довольно высокого роста.

3) Будучи однолетним растением, характеризуется интенсивным ростом - некоторые растения могут вырастать до двенадцати футов (3 м 60 см) за неделю.

Как известно Иисус сравнил веру с горчичным зерном, поэтому мы можем сделать следующие выводы из свойств этого растения:

1) Хотя ваша вера может быть маленькой, у нее есть потенциал стать чем-то великим и продуктивным.

2) При благоприятных условиях, ваша вера может начать быс­тро расти и превратиться в могучее растение. Когда ученики попросили: «умножь в нас веру», ответ Иисуса был с намеком: «Поместите ту небольшую веру, которая у вас есть, в правиль­ные условия, и она начнет расти».

Что такое «благоприятные условия», чтобы вера росла в наших сердцах? Давайте пос­мотрим на это в первую очередь с естественной, а затем с духовной точки зрения. Мы увидим, что правильные условия для роста веры можно найти только в контексте преданного следования за Богом.

В природе для того, чтобы горчичное зерно начало свой рост (или любое другое), должны присутствовать четыре очень важ­ных условия: плодородная почва, вода, свет и тепло.

Плодородная почва: нам нужно иметь мягкое восприимчивое сердце. Наши сердца смягчены, если мы постоянно размышляем над Словом Божьим и готовы к сокрушенному покаянию.

Вода: нам нужен Дух Святой, чтобы орошать нас. Мы должны пылко желать постоянного наполнения Духом Святым. Когда Бог поливает наше семя веры, и оно прорастает, Божественная жизнь взрывается изнутри.

Свет: нам нужен свет Божьего Слова. Семя не прорастет пре­жде, чем не настанет день, новый день, поэтому нам нужно прово­дить больше часов в свете Божьего Слова. Когда живой голос Бога достигает семени веры, оно начинает прорастать. Появившаяся жизнь зерна веры не может быть остановлена ничем.

Тепло: зерно не прорастет, если нет достаточно тепла. У вас мо­жет быть хорошая почва, обилие воды и много света, но если есть недостаток в тепле, зерно не даст побега. Верите ли вы в это или нет, но нам тоже нужно тепло давления, проблем и враждебных обстоятельств, чтобы заставить нашу веру прорасти. Без трудных обстоятельств наша вера никогда не будет развиваться. Вспомни­те снова, что сегодняшнее несчастье, с которым вы сталкиваетесь, очень может быть даром, который заставит зерно умереть и затем появиться в новой жизни.


Мудрый садовник, пытаясь вырастить горчичное дерево веры, не только обеспечит растение четырьмя необходимыми, только что упомянутыми условиями, но и постарается защитить сад от «лисенят» (Песн. Г1. 215), которые будут угрожать или попыта­ются уничтожить веру. Лисенята повредят урожай, подкапыва­ясь под корни в поисках пищи. Есть много лисенят, которых мы должны постоянно опасаться: апатия, искушение, отвлечение, окружающая среда, потеря мужества и т. п. Только когда мы должным образом охраняем семя от опасностей, вера начинает расти.

Очень важен тот факт, что горчичное зерно - однолетнее рас­тение. Оно всходит весной, цветет летом, затем падает на землю и когда приближается зима, начинает разлагаться. Оно живет толь­ко один сезон. Иисус мог сравнить веру с желудем, из которого вы­растает могучий дуб. Но нет, Он сравнил ее с горчичным зерном, которое быстро превращается в большое растение, но увядает, когда заканчивается сезон.

Когда я спросил Господа, что это значит, я вспомнил, что каж­дый новый вызов требует совершенно нового роста веры в нашем сердце. Начинается кризис, вы пылко ищете Господа, Он откры­вает Себя, вере вырастает в вашем сердце, и вы получае­те великую победу в Божьей благодати. «Слава Богу, - ду­маете вы, - Господь вырас­тил мою веру, это здорово!» И затем, несколько лет спустя, на вас обрушивается совершенно другой кризис. Когда это происходит, вы размышляете: «Я знаю, что моя вера, после прошлой ситуации, окрепла, так что же теперь не так? Почему у меня нет веры в новых испытаниях?» Вопрос в том, что вера однолетняя. Вам нужно вы­ращивать новое дерево веры в каждом новом сезоне трудностей. Вы можете чувствовать, что начинаете все с нуля, и эго нормаль­но. Возвращайтесь назад и ищите лицо Бога. У него есть путь для вас, чтобы расти в вере и уповании в каждом новом вызове.

«Я веровал, и потому говорил*

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь» (Пс. 115:1,2). Пса­лом 115 празднует освобождение от смертного страдания и мук, данное Господом. Псалмопевец взывал к освобождению, и Гос­подь услышал его. По определению этого Псалма, скорбь - это обстоятельства, которым позволено иметь место в нашей жизни и согласно Его целям очистить и сделать нас совершенными в благочестии. Тогда вы можете сказать вместе с Павлом: «Посему я благодушествую в немощах... ибо, корда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Это приходит, когда вы узнали, что такое опреде­ленная Богом немощь, которая дается для вашей лее пользы.

Когда вы поражены горем, требуется великая вера, чтобы ска­зать вместе с псалмопевцем: «Я сильно поражен Господом. Он сде­лал это. Его рука участвует в этом, и когда Он закончит, я выйду, как чистое золото». Другие смотрят на вашу жизнь и думают: «Вы живете в вымышленном мире и вам будет трудно выбраться из всех этих проблем, подпишите себе приговор. Вы конченый чело­век - это видно с первого взгляда» Даже если другие могут и не произносить вслух эти слова, вы можете почувствовать, как они смотрят на вас, и представить себе, что они думают.

Псалмопевец был очень сильно огорчен, но он продолжал ве­рить, что трудные обстоятельства посланы Богом и что только Он освободит его. Он верил и поэтому говорил. Но его окружали те, кто сомневался в Боге, и он отвечал им так: «всякий человек ложь». Он говорил: «Вы, люди, думаете, что Бог судит меня и при­нижает меня, но вы все лишь группа лжецов. Бог держит Свою руку на моей жизни, и Он освободит меня!»

Замечательно видеть, как Павел подхватывает слова псалмо­певца и цитирует его: «Но, имея тот же дух веры, как написано: „я веровал и потому говорил", и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (2 Кор. 4:13). Посмотрите на кон­текст приведенной цитаты: Павел только что описывал свои пере­живания во время тяжелых обстоятельств. Преследуемый, гони­мый, всегда носящий «в теле мертвость Господа Иисуса» и всегда готовый пойти на смерть ради Иисуса. Другими словами, Павел говорит: «Все то, что я пережил - это скорби, которые были наме­ренно определены Господом, чтобы закалить наши души и осуще­ствить Свои цели».

Павел делает то же заявление, что и псалмопевец! Он говорит: «Божья рука отвечает за мою великую скорбь. Я верю, что Он предназначил это для конкретной цели, и когда достигнет ее, то освободит меня. Даже если ваши критики смеются надо мной сей­час, я верю, что это так и что я еще буду говорить об этом».

Бог побудил меня обратиться к людям во время своей скорби и произнести, что Он освободит меня. Враг говорит: «Если Бог не освободит тебя, то ты потеряешь свою репутацию». Но вера гово­рит, и я буду говорить.

Кто из нас не молился, глядя в окно, не пытаясь передвигать горы? Ну, или предметы поменьше…

Кто из верующих, читая про веру с горчичное зерно, не задавал себе вопрос — а какая же у меня вера?

Правда, в большинстве случаев, это бывает у радикально настроенных молодых христиан, охваченных юношеским максимализмом и, к сожалению, с годами у многих верующих это проходит.

Недавно слушая проповедь моего друга на тему горчичного зерна, я вернулся опять к размышлению на эту тему. Особенно мне была интересна моя реакция на его вопрос: «Кто из присутствующих имеет веру с горчичное зерно? ». И честно скажу, — я, зная моего друга, не рискнул поднять руку, ожидая, что он предложит мне что-то передвинуть. Есть такие места в Библии, которые лично я не всегда люблю объяснять, потому что читая их возникает некое чувство неловкости. Я понимаю, что если вера есть, а предмет не двигается, то можно, конечно, объяснить почему, но неудобно самому себе за свое объяснение…

Его вопрос вернул меня во время, когда я пробовал свою веру, глядя за окно, и переживал неприятное ощущение от неудачного опыта перемещения домов и деревьев за окном. На этом поприще я потерпел поражение не один раз, оставил это занятие и больше решил к нему не возвращаться. Для себя я дал разумное объяснение почему это не происходило (ну, понятно, считая, что вера у меня значительно больше, чем горчичное зерно ) — моя вера предназначена для передвижения «гор проблем», ну и понятно, что Иешуа не имел в виду буквально того, о чем Он говорил.

Сегодня, размышляя над тем, почему же я не поднял руку, когда меня спросили имею ли я веру с горчичное зерно, мне таки становится стыдно за то, что я потерял мой юношеский максимализм, относительно буквального восприятия Его слова. Потерял, давая себе здравые и разумные объяснения, когда Его слово не производит того, что написано. Вместо того, чтобы молиться и искать, почему же Его слова не ожили в моей жизни, что со мной не так, что Он действительно имел ввиду, делая такие радикальные заявления «гора передвинется»?

Но, попробую вернуться к теме горчичного зерна.

Иешуа возвращается с горы Табор, и встречает человека:

Матф.17:14-16
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Итак, ученики не смогли исцелить сына этого человека.

Иешуа говорит довольно странные слова:

Матф.17:17,18
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Видно, что Иешуа расстроила эта история. Мне лично не совсем понятно, кому адресованы слова «род неверный и развращенный», то ли к людям, которые его окружали, то ли к ученикам… или ко всему человечеству. Ясно только одно — Он был расстроен тем, что встретился с такой ситуацией, когда его ученики не смогли исцелить мальчика. И Он сразу ее решил, бес покинул мальчика.

И тут ученики приступили к нему с вопросом:

Матф.17:19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Стоит просмотреть этот же отрывок в Писании, как его описал Марк:

Мар.9:23-29
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Интересно, что в данном отрывке мы видим вопрос Иешуа к отцу, о наличии у него веры. И видим, что веры у него было не очень много. Но вера отца, ее наличие или отсутствие не повлияло на результат, бес вышел.

Но, вернемся к вопросу учеников и вопросу веры. Очевидно, что тут речь идет об отсутствии веры у учеников, а не о величине веры отца. Учеников на самом деле удивил этот случай, они не понимали, почему исцеление не произошло. Понятно их удивление, они считали что особой веры и не нужно иметь для того, чтобы произошло исцеление:

Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Они имели власть, власть которую получили от своего Учителя, власть, которой они пользовались и у них все получалось. Но тут они сталкиваются с тем, что по непонятным для них причинам ничего не произошло. И они приступают к учителю с естественным вопросом: «Почему мы не могли?». До этого мы могли, а в данном случае — не смогли. Нужно понимать — вера нужна в первый раз, второй, третий, но когда это входит в нормальную практику, вера достигает такой величины, что когда у вас что-то не получается, то возникает вопрос: «Не понял, в чем дело?». Вы уже, так сказать, и не обращаетесь к вере, просто делаете, а вот когда не получилось, то это вызывает недоумение. Ну, и точно, ответ не лежит для нас в плоскости отсутствия нашей веры.

Ответ Учителя, думаю, несколько удивил их:

Матф.17:20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; …..

Вот это да! Оказывается, у них просто не было веры. Как такое может быть, в принципе? Они же ходили с Ним, Он им дал власть, они этой властью пользовались и тут, вдруг, нет веры… Причем, веры с горчичное зерно. Если у них тогда не было веры с горчичное зерно, что тут можно сказать о каждом из нас сегодня? Они видели столько, когда ходили рядом с Машиахом, Он им давал власть и они пользовались ей и видели множество чудес, и тут вдруг Иешуа говорит: «А у вас нет веры с горчичное зерно, вот если бы такая вера была, тогда конечно, а так… у вас ее нет».

И тут Он добавляет очень странные слова:

Матф.17:21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Это может служить ключом к понимаю всего отрывка. Понимание того, что мы, имея всю власть, которой Он нас наделил, нуждаемся в Его откровении на каждую ситуацию. Мы по-прежнему нуждаемся в Нем. Он им говорит: «Вы столкнулись с особым родом, для которого нужен пост и молитва, а вы вместо того, чтобы искать откровения, решили действовать по привычке. Вам всего чего не доставало — это веры с горчичное зерно».

Читая Писание, мы можем встретить далее еще один урок, про веру, которая может двигать горы:

Мар.11:21-24
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.

Матф.21:20-22
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Опять тут странная ситуация — ученики удивляются тому, что смоковница засохла… это те ребята, которые видели умножение хлебов и рыб, видели, как море утихало по Его слову, видели, как Он ходил по воде (в общем-то, и Петр тренировался, и на определенном этапе у Петра получалось тоже ходить по воде). Они удивляются тому, что смоковница по Его слову засохла. Петр говорит: «О, смотри, учитель, таки засохла по твоему слову». И тут Иешуа говорит: «имейте веру Божью».

Он говорит о том, что есть определенная вера Божия. И я тут понял, что, оказывается, моя вера часто происходит от моего желания. Но мое желание это еще не вера. Часто происходит так, что мы чего-то желаем и наше желание выдаем за веру, и чем сильней желание, тем нам кажется, что у нас больше вера. Мы начинаем исповедовать, провозглашать, находить места Писания, которые укрепляют нас в нашем желании, мы неотступны… И ничего, в итоге, не получаем. Потому что мы перепутали,наше желание с верой.

Иак.4:3
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

А мотивы наших желаний не всегда хороши. Но, есть и другие места в Писании, которые поощряют нас молиться и просить:

1Иоан.5:14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

Когда что-то просим по воле Его… Так что, вопрос в знании Его воли, и тогда, когда наши просьбы будут совпадать с Его волей, тогда мы получим просимое. Наше желание, облаченное в наше понимание веры, не производит впечатление на Творца, так что, удивившись силе нашего желания, Он дал нам то, чего мы так страстно желаем. Наше желание, которое мы назвали верой, не в силах заставить Творца выполнять наше желание.

Есть еще одно место в Новом Завете, когда Иешуа вспоминает про веру с горчичное зерно:

Лук.17:5,6
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Это происходит в ответ на просьбу Апостолов умножить их веру. Тут, думаю, важно вспомнить про природу веры:

Рим.10:17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Если мы слышим Его слово, отсюда и должна рождаться вера, и тогда той минимальной веры с горчичное зерно будет достаточно для того, чтобы Его слово исполнилось в нашей жизни. Даже если Его слово будет говорить о том, что смоковнице или горе нужно переместиться, то они переместятся. Они будут перемещаться не из-за величины нашей веры, а из-за того, что Творец это сказал. Так что, думаю, слова Иешуа можно принимать буквально — гора будет перемещаться, и вопрос не в горе, а в том, чтобы Всемогущий сказал горе. Вопрос не в нашей вере, а в том, чтобы Он это сказал. Поэтому мы можем в будущем не тренироваться, перемещая здания и деревья, проверяя нашу веру, мы можем молиться о Его слове в нашу ситуацию, и тогда, когда прозвучит Его слово, все произойдет по этому слову.

Заканчивая статью, могу сказать, что она касается только одного аспекта темы веры. Есть множество других стороны этой темы, которые не менее важны для нашей жизни, чем та, о которой вы сегодня прочли.

Подписывайтесь:

Думаю, что у многих читающих вера намного больше горчичного зерна. И мне хочется верить, что прочитав этот материал, они не будут больше смущаться, как смутился я, услышав вопрос о «вере с горчичное зерно».

Большое спасибо Виталию Ляшенко , который задал мне этот вопрос, и своей проповедью побудил меня к размышлениям и написанию статьи.

Дмитрий Ю.

Горчичное зерно веры

(Евангелие от Матфея, 72 зачало, глава XVII, стихи 14-23)

Святое Евангелие написано по внушению Святого Духа, правильнее даже сказать – непосредственным действием Святого Духа. Тем не менее, повествования четырех евангелистов, описывающих одно и то же событие, несколько отличаются друг от друга. Это объясняется прежде всего тем, что они рассказывали так, как запомнили.

Уже после Своего Воскресения Спаситель говорил ученикам, что Дух Святой будет свидетельствовать о Нем, и они сами будут свидетелями Ему (см. Лк. 24, 48–49, Деян. 5, 32). Человеческое свидетельство выражается и в том, что каждый евангелист рассказывает о подробностях, которые произвели на него наибольшее впечатление и потому особенно запомнились. Это не должно служить поводом для смущения, а скорее наоборот, должно заставлять нас еще более верить апостолам, потому что в этом чувствуется живость, непосредственность их повествования. Наш дух чувствует и необыкновенное благоговение перед текстом Священного Писания. Действительно, никто из последователей апостолов не дерзнул прибегнуть ни к каким искусственным согласованиям, все дошло до наших дней в неизменном виде, потому что каждое слово Священного Писания оберегалось как произнесенное Святым Духом.

Такое благоговейное отношение к Священному Писанию имеет под собой серьезное основание. Даже когда Писание повествует о действительных событиях, в них подразумевается некий духовный, таинственный смысл, поэтому то, что на первый взгляд кажется небольшим отличием или даже разногласием в повествованиях евангелистов, на самом деле имеет ясный для просвещенных, мудрых христиан таинственный смысл.

Сойдя с горы Фавор после Преображения, Господь стал свидетелем смятения, возникшего среди народа и учеников из-за того, что ученики не смогли изгнать демона из бесноватого отрока. Вот как рассказывает об этом событии евангелист Матфей: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (ст. 14–15).

Евангелист Марк упоминает о том, что этот человек был маловерным (см. Мк. 9, 23). Тем не менее, он испытывал благоговение перед Господом Иисусом, потому что преклонил перед Ним колени. Возможно, что он сделал это и от отчаяния, оттого что находился в безвыходном положении и готов был просить кого угодно, лишь бы только сын его исцелился. Так часто поступают люди, видя страдания своих родственников, в особенности детей.

«Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется» – конечно, эти слова не означают, что беснование, или душевная болезнь, зависит от каких-то явлений природы. Демоны, желая ввести людей в заблуждение, нарочно устраивали так, что приступы беснования повторялись с появлением полной луны. Таким образом они отводили от себя подозрения и возлагали вину болезней и страданий людей на прекрасное Божие творение, каким является, например, ночное светило. В наше время многие душевные болезни тоже пытаются объяснить какими-то псевдонаучными причинами.

«Он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Эти слова нужно понимать прежде всего буквально: демон желал погубить отрока, но Господь его хранил. Беснование было промыслительно попущено как для того, чтобы смирить юношу и его отца, так и для того, чтобы в нужное время с душевной пользой для этих людей и для тех, кто будет при этом присутствовать, проявить по отношению к нему милость и чудесно его исцелить.

«Я приводил его к ученикам Твоим, – продолжает отец, – и они не могли исцелить его» (ст. 16). В этих словах уже видно его смущение и маловерие. Конечно, толпа народа, окружавшая Спасителя, видела это событие и стала сомневаться в правильности Его учения. Этот человек оказался маловерным и, может быть, был даже недостоин милости Божией – исцеления своего сына, однако Господь совершил чудо не только ради него, но и ради тех, кто усомнился. После исцеления отрока люди должны были еще более увериться в истинности учения Спасителя и в том, что Он является истинным посланником Божиим, Христом. В то же время Господь выразил и Свое необыкновенное огорчение неверием этих людей, показав этим, что Он испытывает обыкновенные человеческие чувства, хотя, конечно, безгрешные и чистые.

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (ст. 17). Необыкновенное огорчение и досаду высказал Господь наш Иисус Христос в отношении прежде всего этого человека: «О, род неверный и развращенный!» Этими словами Он публично обличает его неверие, а уже наедине, после вопроса учеников о причине, по которой они не смогли совершить чудо исцеления и превозмочь своей верой неверие отца бесноватого, он обличает и их собственное неверие. «О, род неверный развращенный! доколе буду с вами?» Спаситель досадует столь сильно, что как бы желает даже скорее отойти из этой жизни, только бы не общаться с людьми, которые, несмотря на все великие, необыкновенные чудеса, несмотря на то, что явно сбываются пророчества, тем не менее, продолжают оставаться неверными. Этот человек был, так сказать, типичным представителем «рода неверного», то есть иудеев.

Из этого евангельского эпизода мы можем сделать выводы и для себя. Наше упрямое неверие, наше духовное развращение отвратительно для Господа, и Он его как бы едва-едва терпит. Это неверие происходит от того, что мы предпочитаем наслаждаться действием своих страстей, нежели утешаться действием Божией благодати. Когда мы таким образом себя ведем, то чувствуем в душе опустошение, – признак того, что благодать Божия нас покидает. Господь, видя такое произволение, являющееся по сути корнем неверия, от нас отходит. Если благодать Божия и остается с нами в этом состоянии, то только едва-едва держится: «Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»

«И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (ст. 18). Господь совершил чудо более всего для того, чтобы уничтожить неверие, которое возникло в народе из-за бессилия учеников совершить исцеление.

«Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине». Обратите внимание: «наедине». Господь не обличал их при всех, потому что не хотел, чтобы учители, проповедники истины были унижены перед маловерными. Желая обличить в чем-то своих собратьев или сестер и тем самым принести им какую-то пользу, и мы должны поступать таким образом. Все православные христиане, даже обыкновенные миряне, являются свидетелями, проповедниками истины, по крайней мере, должны быть ими. И потому нельзя обличать их при тех людях, которые это обличение воспримут как унижение христиан и умаление веры.

«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» (ст. 19). Апостолы, совершившие уже множество великих чудес, испытывали беспокойство из-за того, что не смогли исцелить отрока и своим бессилием подвергли опасности веру народа в истинность учения Спасителя. Кроме того, они задавались вопросом: может быть, их оставила благодать Божия и что-то в них бесповоротно изменилось? Желая исправиться, желая вести себя мудро и богоугодно, они и спросили: «Почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 19–21). Таким образом, было две причины: с одной стороны, неверие отца отрока, с другой – недостаточная вера учеников.

Спаситель объясняет, в чем состояла причина их неудачи: «Истинно говорю вам», то есть «не сомневайтесь в том, что если бы ваша вера была размером даже с горчичное зерно – необыкновенно маленькой, но истинной, – то и в таком случае, сказав горе сей: «Перейди туда», вы заставили бы ее перейти и ничего не было бы невозможного для вас».

Нам кажется непонятным: что значит вера с горчичное зерно? Уместно вспомнить другие изречения Спасителя, подобные этому. «Чему уподоблю Царствие Небесное? Уподоблю его зерну горчичному, которое бывает меньше всех семян; но когда вырастает, бывает великим деревом и на ветвях его птицы небесные вьют гнезда» (см. Мф. 13, 31–32). В южных странах из горчичного зерна вырастает довольно большое растение, по крайней мере, оно больше других растений подобного рода, поэтому Спаситель и использует этот образ. Зернышко горчицы как будто бы маленькое, ничтожное, но оно обладает значительным потенциалом, возможностью. И возможность эта может быть приведена в действительность: заключающаяся в зерне сила способна произрастить из него огромное растение.

Вера подобна такому зерну. Казалось бы, ее даже не видно, однако человек, обладающий ею, способен совершать великие дела. Вера является первоначальной и самой важной добродетелью, без которой никакие другие добродетели не только не приносят пользы, но и вообще не имеют значения.

Обратите внимание на слова Спасителя, которые помогают понять Его разговор с учениками: «Если бы вы сказали горе сей перейти с одного места на другое и не размыслили бы в сердце своем, тогда было бы так, как вы сказали». Отсюда следует, что вера должна быть сердечная. Некоторые люди могут сказать: «Да, теперь я понимаю, как нужно верить, и не буду ни в чем сомневаться». Ум или рассудок человека есть только некая поверхность его души, не сомневаться в уме легко. Однако существует и нечто внутреннее, глубинное, то, что следуя традиции Священного Писания святые отцы называют сердцем. Конечно, имеется в виду не телесный, а некий духовный орган человека, находящийся в том же месте, где и телесное сердце, производящее кровообращение в человеческом организме. Именно в этом, духовном, сердце мы не должны «размыслить».

Можно вспомнить еще одно изречение Спасителя: «Из сердца исходят помышления злая, и они оскверняют человека» (см. Мк. 7, 21–23) или другие Его слова: «Не может осквернить человека то, что входит в уста, потому что оно входит ему не в сердце» (см. Мк. 7, 18–19), то есть если бы оно входило в сердце, то оскверняло бы человека. Когда Господь явился ученикам по Своем Воскресении и они усомнились, подумав, что видят духа, Он сказал им: «Почто допускаете помышлениям входить в сердца ваши?» (см. Лк. 24, 38). Из всех приведенных слов можно сделать простой вывод: корнем человеческой жизни является сердце, хотя допускаю, что это покажется странным человеку, представляющему строение человеческого организма согласно современным научным теориям.

Таким образом, слова о том, что нужно иметь веру «с горчичное зерно» означают, что хотя бы она была и маленькой, но она должна быть в сердце, то есть она должна быть такой, чтобы человек «не размыслил» в сердце. Если у нас есть какой-то, пусть малый, духовный опыт, то мы знаем, что это очень тяжело. В сердце множество всяких страстей: «из сердца исходят помышления злая», и эти помышления противятся тому доброму, благодатному, что Господь насевает в нас Своим неизъяснимым действием. Божественная благодать может действовать по-разному: через проповедь, чтение Священного Писания или как-то иначе, по сути же под всеми этими внешними способами скрывается единое неизъяснимое божественное действие, насевающее веру в нашем сердце. «Помышления злая», эти тернии, веру уничтожают, так что мы и верим-то с трудом, «с размышлением», то есть с сомнением. Именно наши страсти губят это «горчичное зерно» веры, малое, ничтожное, но заключающее в себе великую и даже бесконечную возможность.

Слова Спасителя «скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет» (ст. 20) мы сейчас воспринимаем только как притчу, но ведь многие истинные христиане достигали такого состояния! Эти люди, имевшие ум, чистый от всех греховных, суетных и вообще посторонних помышлений, думали, мыслили и верили так, как учил Господь наш Иисус Христос, они «имели ум Христов», как говорит апостол Павел (см. 1 Кор. 2, 16). Они могли сделать даже больше, чем просто передвинуть гору с одного места на другое. Они воскрешали мертвых, исцеляли неизлечимо больных, изгоняли демонов, ходили по воде; желая помочь бедным, превращали сено или даже ядовитую змею в золото и делали многое-многое другое, то, что непостижимо для человеческого разума. Бывали и такие случаи, когда эти слова Евангелия исполнялись буквально, и по повелению святых угодников Божиих, истинных христиан, горы действительно передвигались с одного места на другое. Известно, например, что такое чудо совершил Марк Фраческий.

Но нам до этого далеко. Страшно даже и помыслить о том, что кто-то из нас способен иметь такую веру, чтобы по его молитве происходили какие-то внешние изменения. Мы знаем по опыту, что у нас, к сожалению, не хватает веры даже на то, чтобы произвести внутреннее, духовное изменение, «передвинуть гору» в себе самих. Вот такую веру нам нужно приобрести.

Что можно понимать под «горой»? По мнению некоторых толкователей, гору, о которой говорит Спаситель, можно понимать и в символическом смысле, как обозначение дьявола. Если бы мы имели в своем сердце непоколебимую веру, то смогли бы сказать дьяволу: «отойди», и он бы ушел от нас, перестав нас искушать. Но поскольку в сердце нашем колебания, постольку нет в нас для этого даже возможности. Горчичное зерно веры является такой возможностью. Она почти не видна, и мы начинаем ее осознавать только тогда, когда возможность переходит в действительность. Если бы была в нас эта возможность, тогда, конечно, мы бы смогли совершить сказанное Господом.

Спаситель сказал: «Ничего невозможного не было бы для вас». Однако, к сожалению, с нами такого не происходит. Многие наши начинания, как будто бы искренние, усердные, быстро рассыпаются при возникающих неудачах, наша ревность исчезает. Причина этого в том, что у нас нет веры. Если бы она была, то мы бы повелели этой «горе», то есть дьяволу: «уйди отсюда», и он был бы вынужден нам повиноваться.

Спаситель далее объясняет: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 21). Не чтением книг, не размышлениями (потому что наши размышления осквернены тем же неверием, лукавыми помышлениями, страстями и грехами), не при помощи логики или иных способов убеждения нужно пытаться сделать себя настоящим верующим, но, как подчеркнул Спаситель, «только молитвою и постом». И если святые отцы – святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин и другие, – которые были прекрасными проповедниками, духовными писателями и церковными деятелями, и прибегали к другим способам воздействия на паству, чтобы сохранить ее в ограде Церкви, то силы для этого они черпали в своем внутреннем состоянии. Прежде всего молитвою и постом они приобретали истинную веру.

Прекрасно сказал об этом святитель Григорий Богослов – величайший учитель Церкви, писания которого так авторитетны, что почти приравниваются Церковью к Священному Писанию: «Хорошо рассуждать о Боге, но лучше очищать себя ради Бога». Есть и другое подобное изречение, широко известное и, безусловно, справедливое: «Тот богослов, кто чисто молится».

Молитвой и постом (который служит помощью, поддержкой для молитвы) мы очищаем свою душу от всех суетных, греховных помыслов, подавляющих «горчичное зерно» веры, всеянное в нашу душу действием божественной благодати. Правильнее даже сказать – сама вера является действием божественной благодати. Таким образом, понуждая себя к самой главной добродетели – молитве, и поддерживая ее постом, мы постепенно очищаем свою душу и сердце. Только тогда и может появиться в нас вера с горчичное зерно, с которой мы «не размыслили бы в сердце своем». Пока же ее нет, мы не только не сможем совершить никаких чудес (о чем даже упоминать неуместно и страшно), но и не будем способны изгнать демонов, то есть страсти, из своего сердца.

Спрашивает Николай
Отвечает Александра Ланц, 14.04.2011


Вопрос : Что есть вера с горчичное зерно? И как понять,что в душе она есть? Когда наступает этот момент?И правда ли что если имеешь веру с горчичное зерно, то ничего невозможно не бывает?

Мир вам, Николай!

Вы спрашиваете о тексте, который является камнем преткновения для многих людей, считающих себя верующими. Это текст – один из любимых у проповедников Евангелия благоденствия и, конечно, у тех, кто хотя и не признаёт Библию Стандартом для своей жизни, но всё равно частенько дёргает из неё что-нибудь для доказательства собственных теорий.

Получается, что текст о горчичном семени совершенно точно не о процветании верующих, которые, мол, своею верою могут комфортно устроиться в это жизни.

Возможно, эти тексты о том, что человек, имеющий веру, способен повелевать силам природы, творению? И тут мы должны остановиться очень и очень подробно, потому что в основе своей тексты как раз об этом, но только бы нам правильно понять эту основу. А для этого мы обязаны присмотреться к слову «вера», потому что если мы понимаем его не по-библейски, то мы никогда не сможем правильно понять суть слов Иисуса о горчичном зерне.

"если вы будете иметь веру с горчичное зерно"


Какую веру?

Веру в существование Бога? Ученики имели её.

Веру в свои силы? У учеников, судя по тому, что и как они говорили и делали, этой веры было хоть отбавляй.

Веру в Мессию. И она у них была, весь Израиль того времени ожидал Мессию.

Веру в то, что Иисус – Мессия? Пожалуй, и это в них уже было, по крайней мере, начатки этой веры, а иначе они не ходили бы за Иисусом целых три с половиной года ().

О какой же тогда вере говорит Иисус?

Ответить на этот вопрос нам помогут несколько историй. Я надеюсь, что вы очень внимательно прочитаете их прежде, чем перейдёте к чтению последующей части моего ответа.

Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову , которое сказал ему Иисус, и пошел.

Так вот Иисус говорил о вере в то, что Его уста произносят Живое Слово Бога, Которое правит вселенной и которое способно исполнить то, ради чего оно было произнесено . Только тот, кто верит Слову Бога может получить исполнение этого СЛОВА в его(её) жизни.

Например, если бы Мария не поверила Ангелу, который принёс ей СЛОВО о то, что она зачнёт и родит Сына Божьего, то СЛОВО не исполнилось бы в ней, поэтому Елисавета воскликнула: "Блаженна Уверовавшая". Мария верою приняла СЛОВО Бога, и поэтому ОНО исполнило в ней то, о чём говорило.

Иисус обратил наше особое внимание на веру сотника, который положился только на СЛОВО Иисуса, которое Спаситель мог произнести для него: «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Сотник ещё не осознавал, что перед ним стоит Спаситель мира, Тот, Кто даровал дыхание самому сотнику, но он уже понимал, что СЛОВО этого Человека всесильно.

Во время бури, когда ученики поддались панике, Иисус успокоил бурю только СЛОВОМ , но при этом пристыдил учеников за то, что они боялись. Почему они боялись, почему они обратились к Нему с упрёками о том, что Он просто спит и вроде как ничего не делает, чтобы спасти их? Потому что они не знали, как работает СЛОВО Бога. А оно тотчас исполняет себя. Иисусу не надо было распределять людей по палубе, привязывать их верёвками, давать им инструкции, Ему достаточно было просто сказать СЛОВО . Но ученики пока в это не верили.

В тех текстах, о которых вы спрашиваете Иисус как раз сравнивает веру в СЛОВО Бога с одним из самых маленьких семян, которое способно вырасти в одно из самых больших деревьев. Внутри семени уже живёт это огромное дерево, просто всё совершенство, мощь и красота дерева свёрнута в совсем маленький объем, но ведь это всё равно уже предполагаемое дерево. Дерево огромной веры в СЛОВО Бога.

Помните ли вы события, которые привели Иисуса к тому, чтобы произнести заинтересовавшие вас слова о горчичном семени?

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. ()


Во что должны были верить ученики, чтобы изгнать беса, мучившего того молодого человека? В слова Иисуса, которыми Он учил их! Они должны были не просто знать Его слова, но и верить в то, что это слова Бога, которые, если им подчиниться, если дать им возможность править их жизнями, мыслями, чувствами, -- могут творить невероятное. Ученики пытались изгнать беса своими словами, своими действиями, своей гордостью, ради своего имени... а это невозможно, потому что всякое по-настоящему доброе даяние (добрый дар) исходит от Отца (), а не от человека.

Так вот если человек имеет веру в живое и действующее СЛОВО Бога и позволяет СЛОВУ Бога жить и действовать в его(её) сердце, тогда нет ничего невозможного для человека..."ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" ().

И кстати, в этом случае человек не совершит ни одного неправильного поступка, ведь СЛОВО Бога совершает только волю Бога. Например, если вы вдруг самостоятельно решите, что надо бы вам передвинуть вон ту гору вон на то место, но на это нет воли Бога (т.е. в данный момент нет на то СЛОВА Бога), то у вас ничего не получится.

Вы спрашиваете о том, как возможно понять, что у вас есть то самое горчичное зерно веры. Это достаточно просто.

Во-вторых, вы будете постоянно сверять свою жизнь с тем, что говорит Библия и искать пути жить именно так, как она говорит, т.е. жить по СЛОВУ Бога.

В-третьих, Иисус станет для вас смыслом вашей жизни, потому что Он и есть Живое Слово Бога, и вы сами станете свидетелем Иисуса во всём, что вы делаете, думаете, желаете.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":