Верховный лама калмыкии тэло тулку ринпоче. Тэло Тулку Ринпоче и Тензин Приядарши. В чем смысл человеческой жизни? – А буддизм – это ведь по-прежнему религия, да

Перерождение Тилопы Тэло тулку занимает должность главного ламы, Шаджин-ламы, Калмыкии. Его светское имя - Эрдни Басанович Омбадыков. Однако после того, как в возрасте 8 лет его признали новым перерождением знаменитой монгольской линии Дилова-хутухт, о его светском имени теперь можно узнать разве только из Википедии

Перерождение Тилопы. Тэло тулку занимает должность главного ламы, Шаджин-ламы, Калмыкии. Его светское имя - Эрдни Басанович Омбадыков. Однако после того, как в возрасте 8 лет его признали новым перерождением знаменитой монгольской линии Дилова-хутухт , о его светском имени теперь можно узнать разве только из Википедии . После того, как Эрдни Омбадыкова признал перерожденцем сам Далай-лама XIV, он стал носить свой официальный титул – Тэло тулку, где Тэло – это тибетское произношение имени великого индийского йогина Тилопы (по-монгольски Дилова). Быть признанным перерожденцем Тилопы – огромная честь и высокий престиж. Так Эрдни Басанович в возрасте восьми лет стал одним из самых уважаемых тулку (перерожденцев) буддийского мира.

Американские корни. Нынешнее перерождение Тилопы появилось на свет в 1972 году в первой столице Соединенных Штатов Америки городе Филадельфия в семье калмыцких эмигрантов. В США сегодня проживает около 2000 калмыков. Английский с детства стал родным языком маленького калмыцкого перерожденца, но после того, как родители по совету Далай-ламы XIV отправили сына учиться в Индию, его вторым родным языком стал тибетский.

Ученик Далай-ламы. Традиционным местом обучения калмыцких лам в Тибете был факультет Гоманг монастыря Дрепунг, который был воссоздан тибетскими беженцами в Индии. Тэло тулку провел за учебой долгих 13 лет. За годы, проведенные в Индии, Тэло тулку стал близким учеником Далай-ламы XIV и сопровождал его во время визитов тибетского иерарха в Россию в начале 90-х годов. То ли по инициативе главного тибетского иерарха, то ли по просьбам самих калмыцких буддистов, в 1991 году 19-летний Тэло тулку избирается Шаджин-ламой Калмыкии.

Новый Шаджин-лама. До Тэло тулку должность верховного ламы калмыков занимал бурятский лама Туван-Доржи, командированный в Калмыкию Центральным духовным управлением буддистов, единственной официальной организацией буддистов в СССР и в первые годы после его распада. Вероятно, сами калмыки считали тот факт, что должность верховного ламы калмыков занимает бурят, временным и вынужденным решением. Поэтому как только на горизонте возникла фигура Тэло тулку, высокостатусного и хорошо образованного калмыка, выбор стал очевидным.

Достижения. Недавно Калмыкия отметила двадцатилетие Тэло тулку на посту верховного ламы калмыков. За эти годы к харизме перерожденца добавился авторитет активного буддийского деятеля. Действительно, помимо дежурно перечисляемых в СМИ достижений Шаджин-ламы, среди которых восстановление десятков монастырей, возведение крупнейшего в России и Европе буддийского храма, можно назвать и другие. Не будет преувеличением сказать, что за эти 20 лет Тэло тулку обрел популярность и любовь буддистов Калмыкии, которые гордятся его образованностью, манерами, скромностью и близостью к Далай-ламе. Тэло тулку проводит встречи с молодежью , учит их готовить вегетаринские блюда , читает лекции о том, как оставаться буддистом в городских условиях . Сказывается и возраст Шаджин-ламы, его городское воспитание, открытость современному миру, которую он унаследовал от своего учителя.

Ученик Далай-ламы. Высокий авторитет Далай-ламы XIV добавляет уважения и Тэло тулку. Связь между ними может служить примером чистых учительско-ученических отношений, столь ценимых в буддизме. Тэло тулку поддерживает этот статус личного ученика лидера тибетских буддистов. Фигура калмыцкого иерарха стоит за всеми инициативами по приглашению Его Святейшества в Россию. Именно Тэло тулку настойчивее других буддийских лидеров России убеждал российские власти в необходимости соблюдения прав буддистов России, не останавливаясь перед прямолинейной критикой в адрес министра иностранных дел: « ...я был полон надежд, когда министром иностранных дел России был назначен Сергей Лавров, дипломат с большой буквы, представлявший Российскую Федерацию в ООН. Я был уверен, что он найдет дипломатическое решение, приемлемое для обеих сторон: и граждан России буддийского вероисповедания, и деловых партнеров из Китайской народной республики. Но теперь, читая стенограммы его заявлений, я начинаю думать, что ошибался ». Столь необычное для религиозного лидера эмоциональное заявление, сделанное им после очередного отказа в визе Далай-ламе, объясняется, как мне кажется, не недостатком опыта, но действительно искренними эмоциями. Эти же эмоции заставили его демонстративно отказаться от участия в Международном религиозном саммите, который проводился в Москве в 2006 году, когда в списке приглашенных лидеров не оказалось Далай-ламы. Тогда претензии Тэло тулку были адресованы одному из организаторов мероприятия, тогда еще митрополиту Кириллу. Все это не добавляет любви к лидеру калмыцких буддистов со стороны официальных лиц России и РПЦ.

Отношения с буддистами Бурятии и Тывы. Визиты Тэло тулку в Бурятию нельзя назвать частыми. Во время своего последнего приезда Тэло тулку встречался с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. После встречи в интервью SaveTibet.ru он не мог сдержать своего раздражения недостаточным, по его мнению, рвением Аюшеева в деле организации визита Далай-ламы в Россию. Отношения между двумя лидерами можно охарактеризовать как прохладные. Градус этих отношений упал еще ниже после того, как их интересы столкнулись в другом буддийском регионе России – Тыве. После избрания в 2010 году новым Камбы-ламой Тывы Сульдым-башкы, последний повел линию сближения с калмыцкими буддистами , в то время как ранее главным ориентиром для тывинских буддистов оставалась Бурятия. Наметившееся противостояние, которое, к счастью, не приобретает открытых форм, объясняется различием в стратегических приоритетах Тэло тулку и Хамбо-ламы.

Стратегические приоритеты. Нынешнего Шаджин-ламу Калмыкии часто обвиняют в недостатке лояльности к России. Поводом для таких подозрений является не только факт его рождения в США, но и слабое знание калмыцкого и русского языков. Несмотря на двадцатилетний стаж проживания в России, Тэло тулку до сих пор не чувствует себя свободным во владении, так сказать, «профильными» языками, дает интервью и делает обращения или официальные поздравления с праздниками на английском и тибетском языках. Очевидный перекос политики калмыцкого иерарха на Его Святейшейство Далай-ламу и диаспору тибетских беженцев в Индии уже использовался его оппонентами в Калмыкии. Ряд калмыцких лам обвиняли Тэло тулку в игнорировании лам калмыцкого происхождения и создании условий для засилья в Калмыкии тибетцев. Можно по разному относиться к такого рода обвинениям, но вполне очевидно, что Тэло тулку и не пытается скрывать свои симпатии к тибетским беженцам. Он является неизменным организатором всех крупнейших российских событий в «тибетской Индии». Во многом благодаря такой позиции Тэло тулку приобрел высокий авторитет в среде российских буддистов, регулярно выезжающих в Индию на учения Далай-ламы. Но за это ему приходится платить недоверием и холодностью российских властей, которые предпочитают ориентироваться на лояльного и предсказуемого Пандито Хамбо-ламу.

Чужой в России. Несмотря на горячую любовь своих калмыцких последователей и молодых российских неофитов, Тэло тулку остается чужим для российской политической элиты. Чиновников раздражает принципиальная и порой излишне эмоциональная позиция Шаджин-ламы по тибетскому вопросу, его ориентация на тибетскую диаспору, непризнаваемую официальными властями России. Один из российских исследователей даже расценивает назначение и деятельность Тэло тулку как « отказ калмыцких буддистов возрождать свою религию в российском региональном формате и фарватере, проложенном бурятскими традиционалистами ». Все это в купе с американским происхождением Шаджин-ламы и использованием переводчика при общении с собственным народом дает достаточные основания для его маргинализации в российском политическом пространстве. Однако искренность, упорство и любовь последователей является лучшей гарантией твердого положения Тэло тулку на его посту.

http://youtu.be/yWo8PmvW63c

Дорогой Тэло Тулку Ринпоче! Недавно вас торжественно чествовали в Калмыкии по случаю назначения почетным представителем Е. С. Далай-ламы в России и Монголии. Какие главные цели вы ставите в своей работе, и что необходимо сделать, чтобы развитие буддизма в России соответствовало задачам и идеям Е. С. Далай-ламы?

Тэло Ринпоче: Для меня назначение на должность почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ - это огромная честь и большая ответственность. Оно стало для меня полной неожиданностью. Но для меня как для последователя и ученика Его Святейшества, который полностью разделяет его принципы, большая радость служить такому замечательному человеку, который хотя и называет себя простым буддийским монахом, невероятно много делает для продвижения идей любви, сострадания, прощения, терпимости. Кроме того, Его Святейшество - лауреат Нобелевской премии мира, это так же делает должность его почетного представителя, особо ответственной.

Россия - огромная страна. Таким образом сфера моей деятельности должна охватить обширные территории, что, конечно, будет далеко не просто. Россия - один из крупных игроков на мировой политической арене, а также в экономике и других областях. Но деятельность представителя Его Святейшества в России никак не связана с политикой. Наша задача помогать Его Святейшеству в выполнении его трех основных обязательств, первое из которых - способствовать распространению общечеловеческих ценностей. Второе - способствовать гармоничным отношениям между религиями. И третье - быть выразителем чаяний тибетского народа, способствовать делу Тибета. Это основные обязательства, которые Его Святейшество Далай-лама старается выполнять в своей жизни. И я как представитель Далай-ламы вижу свою задачу в том, чтобы служить проводником идей Его Святейшества и помогать продвижению общечеловеческих ценностей, межрелигиозной гармонии, помогать делу Тибета.

В отличие от других западных стран Россию и Тибет связывают крепкие исторические связи, которым уже не одно столетие. Во многом это произошло благодаря тому, что более 400 лет назад к Россииприсоединилисьнароды Бурятии, Калмыкии и Тувы. Я бы назвал отношения между Россией и Тибетом выдающимися и уникальными, они уходят корнями глубоко в историю. Сегодня важно возобновить и укрепить эти связи, которые были практически утрачены в 20-м веке, когда сперва в России к власти пришли коммунисты, а затем и ставший коммунистическим Китай оккупировал Тибет, который в результате стал частью страны с тоталитарным правлением. В девяностые годы в России произошел переход к демократическому государству, и благодаря этому стало возможным восстановление исторических связей между российским и тибетским народами. Я думаю, эти связи могут быть полезными и послужить на благо обеих сторон. Конечно, сегодня в России мы живем в открытом и свободном обществе, однако в прошлом мы понесли большие потери в том, что касается культуры, традиций, языка. И нам очень нужна помощь Далай-ламы и созданных им тибетских организаций в Индии, чтобы оказать содействие в возрождении, воссоздании и укреплении нашего богатого буддийского наследия. В то же время тибетский народ по-прежнему страдает под оккупацией Китая. И я считаю, что российский народ должен выразить солидарность с тибетцами, помочь найти способы для решения тибетского вопроса. Здесь важно подчеркнуть, что Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в эмиграции, которое называется Центральная тибетская администрация, не стремятся к отделению или независимости Тибета от Китая. Они придерживаются политики, известной как «Подход срединного пути», которая признает, что пребывание Тибета в составе Китая выгодно как для китайского, так и для тибетского народов. Но одновременно тибетцы хотят иметь возможность сохранять свою национальную идентичность, культуру, язык и традиции. Я думаю, в этой ситуации можно найти решение, которое будет взаимовыгодным и приемлемым для обеих сторон. Я также считаю, что найти такое решение важно не только для Тибета и Китая, но и для остального мира. В Азии многие страны зависят от природных ресурсов Тибета, от рек, берущих начало в ледниках Тибета. Этот конфликт, это взаимное непонимание нужно устранить как можно скорее, поскольку, как я уже сказал, и Тибет и Китай тесно связаны со всем остальным миром.

В этом году во всем мире отмечается 80-летие Е. С. Далай-ламы. Как бы вы посоветовали отметить этот юбилей, чтобы порадовать Его Святейшество, нашего духовного наставника? Как необходимо отметить юбилей в трех буддийских регионах России?

Тэло Ринпоче: Действительно, в этом году Его Святейшеству Далай-ламе исполнится 80 лет. Для человека его возраста, который неустанно путешествует, чтобы нести людям идеи мира, рассказывать о светской этике, он находится в прекрасной физической форме, несмотря на то, что его ежедневный график несопоставимо напряженное, чем график любого из нас. И тем не менее у него отличное здоровье. Врачи говорят, что у него сердце молодого человека. Все это очень обнадеживающие знаки. Мы желаем Его Святейшеству крепкого здоровья, чтобы он оставался с нами как можно дольше.

Несколько лет назад один иностранный журналист спросил Его Святейшество, что было бы лучшим подарком ему на день рождения? И Его Святейшество ответил, что лучшим подарком было бы, если бы все люди проявляли душевную теплоту. Это ведь так просто! И это очень хорошо сочетается с теми принципами, которые всегда пропагандирует Его Святейшество: проявлять любовь, проявлять сострадание. Это как раз то, чего нам не хватает в нашей повседневной жизни. Не только в отношениях с друзьями и родственниками, но и в отношениях с другими людьми. Так что лучший подарок на день рождения, который мы можем подарить Его Святейшеству - не только жители Бурятии, Калмыкии и Тувы, но все жители России - это постараться проявлять душевную теплоту.

Мы живем в непростое время, сталкиваемся с самым разными трудностями: рост безработицы, люди теряют работу, рост инфляции. Все эти внешние факторы оказывают воздействие на наше внутреннее состояние, на наш внутренний мир. В таких условиях очень легко утратить обычно присущее нам внутреннее равновесие. В такие времена мы все должны объединиться и помогать друг другу по мере сил. Не быть эгоистами, а проявлять самопожертвование, альтруизм. Постараться сплотиться в единое сообщество, связанное дружескими отношениями, на благо не только местного общества, но на благо всей страны. Это лучший подарок, который мы можем сделать не только Его Святейшеству, но и нам самим. Потому что каждый человек, несомненно, заслуживает любви, сострадания со стороны других и одновременно должен делиться с ними своей любовью, состраданием и прощением. Только так мы можем способствовать миру на Земле, миру в обществе, добрым отношениям с соседями, друзьями и родственниками. Я уверен, это будет лучшим подарком не только Его Святейшеству, но и всему человечеству в целом.

В этом году отмечается 10-летия хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», построенному на месте, которое благословил Его Святейшество Далай-лама. В каких важных мероприятиях, приуроченных к этому юбилею, могут принять участие российские буддисты?

Тэло Ринпоче: В этом году мы будем праздновать 10 лет с того дня, как мы построили новый храм, «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Удивительно, как быстро пролетело время! Оглядываясь назад на прошедшие десять лет, мы видим, что много добились, достигли многих поставленных целей. Можно с уверенностью сказать, что это было успешное десятилетие. В честь этого праздника мы будем проводить много разных мероприятий. Это будут не только религиозные празднества, но также самые различные события, связанные с культурой и образованием. Мы пока еще только в самом начале подготовки. Но мы хотели бы, чтобы празднование проходило в атмосфере взаимопонимания и единства. И, конечно, мы с радостью приглашаем всех приехать в Калмыкию. Я твердо верю, что чем ближе мы будем узнавать друг друга, чем больше мы будем путешествовать, узнавать культуру, образ жизни друг друга, тем проще нам будет преодолевать такие препятствия, как сомнения, взаимное непонимание. Я думаю, что это важно для всех жителей России - приехать в Калмыкию и посмотреть, как мы живем, узнать, что мы думаем, ощутить на себе гостеприимство и радушие калмыцкого народа, посетить наш буддийских храм - один из красивейших буддийских храмов в России и крупнейший в Европе. Мы всегда рады гостям, но в этом году мы особо приглашаем всех посетить многочисленные музыкальные, культурные мероприятия. Вы сможете посмотреть религиозную церемонию «Чам», ее исполнит группа монахов, которые специально приедут по нашему приглашению из Индии. Мы также организуем образовательные программы для школьников. Еще мы планируем провести научную конференцию для буддологов, индологов, тибетологов. Они соберутся в Калмыкии, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество в научной сфере. Более подробно узнать о том, какие мероприятия будут проходить по случаю празднования 10-летия хурула, вы, конечно, сможете на нашем сайте, где информация будет постоянно обновляться.

На международной конференции в Элисте вы снова собираете на одной площадке людей из разных регионов. Некоторые считают, что наладить сотрудничество между буддийскими регионами, это весьма трудная задача. Как вы считаете, такое сотрудничество возможно, и может ли оно быть плодотворным?

Тэло Ринпоче: Как я уже говорил, я считаю, что отношения между людьми очень важны. Мы всегда приглашаем всех приезжать в Калмыкию. Я сам много путешествую. Для меня это больше, чем туристические поездки или деловые командировки. Куда бы я ни приезжал, я всегда стараюсь узнать что-то новое об истории, о культуре, о разных событиях, связанных с этим местом. Это помогает понять, как мал наш мир, как много между нами общего, несмотря на внешние различия.

Если кто-то говорит, что сотрудничество невозможно, то это неправильно. Прежде, чем делать такие категорические заявления, надо все же попробовать и что-то предпринять. Поэтому я считаю, что нам важно больше путешествовать, чаще встречаться, чтобы лучше узнать друг друга.

Если же вернуться к вопросу о межрелигиозной гармонии, которому Его Святейшество Далай-лама уделяет столь пристальное внимание, то если представители всех религиозных традиций будут жить отдельно, избегая встречаться и общаться друг с другом, избегая сотрудничать, то как же мы сможем жить в мире и согласии? Ведь между нами всегда будет недопонимание, в глубине души мы будем сомневаться. А сомнения ведут к подозрительности, которая в свою очередь влечет за собой много отрицательных последствий. Так что, чем больше мы будем встречаться, тем лучше мы будем понимать друг друга. И тогда, даже если нам не удастся достичь полного согласия по каким-то вопросам, мы сумеем прийти к компромиссу, который будет приемлем для всех заинтересованных сторон. А значит, мы сможем поддерживать мирные отношения, вместе учиться, вести научные исследования, работать. Мы так много можем делать вместе! Поэтому так важно, чтобы мы протянули друг другу руки и научились сотрудничать, вместе решать сложные задачи, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы».

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», рассказывающей о предыдущем воплощении Тэло Тулку Ринпоче. Книга издана в 2018 году Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет». О книге расскажет ответственный редактор издания С.Л. Кузьмин, доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.

Тэло Тулку Ринпоче выступит беседой на тему «Что значит быть тулку? Мой личный опыт» и ответит на вопросы участников встречи.

Встреча состоится 11 ноября (воскресенье) в 14:00 в центре «Открытый мир» (Москва, ул. Павловская, д. 18, зал «Экспо», м. Тульская).

Вход свободный, неободима регистрация.

О книге

«Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы»
Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884–1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор – один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы (тиб.: Тэло) – сакральная фигура для последователей тибетского буддизма. Нынешним перерождением Тилопы (следующим после Джамсранжава) является Тэло Тулку Ринпоче – почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии.

Дилова-хутухта Б. Джамсранжав известен историкам прежде всего как религиозный, политический и государственный деятель Монголии. Он был одним из высших перерождающихся лам Монголии – хутухт. В период репрессий в 1930-х годах, которые под руководством большевиков осуществляла Монгольская Народно-Революционная партия (МНРП), он, единственный из доживших до того времени хутухт, сумел остаться в живых и покинуть Монгольскую Народную Республику (МНР). Он оставил политические мемуары и автобиографию, которые, хотя не лишены отдельных неточностей, дают реалистичную картину событий и содержат важные сведения о ряде малоизвестных эпизодов истории.

Перевод с английского Е. В. Гордиенко
Ответственные редакторы русского издания С. Л. Кузьмин и Ж. Оюунчимэг
Литературный редактор русского издания Н. Г. Иноземцева
Фонд «Сохраним Тибет», 2018.
352 с., 11 илл.
ISBN 978–5-905792–28–1

Тэло Тулку Ринпоче

– почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, президент Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии», духовный руководитель Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва), духовный руководитель Центра Тилопы (Улан-Батор, Монголия).

Тэло Тулку Ринпоче родился 27 октября 1972 года в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом. А когда ему исполнилось шесть лет, он получил возможность встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой, который посоветовал отправить мальчика на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Он провел там 13 лет, изучая буддийскую философию под руководством выдающихся тибетских учителей. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, он был признан новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте.

В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (верховным ламой) Калмыкии. За последние годы под его руководством воздвигнуто свыше 30 буддийских храмов и молельных домов, разрушенных в годы Советской власти. С 2005 года резиденция Тэло Тулку Ринпоче расположена в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе.

Пребывая на посту Шаджин-ламы, Тэло Тулку Ринпоче прилагает большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, которые веками существовали между традиционными буддийскими регионами России и тибетским сообществом во главе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Тэло Тулку Ринпоче сопровождал Далай-ламу во время его первых визитов в Калмыкию в начале 90-х, которые стали отправной точкой для восстановления буддизма в республике. При его активном участии был осуществлен долгожданный визит Далай-ламы в Россию в ноябре 2004 года, который дал новый импульс процессу возрождения традиционных буддийских ценностей в Калмыкии и России в целом.

По личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче в последние годы Россию посетили глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, ведущие буддийские учителя Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарши, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

С тех пор в степном регионе было восстановлено и построено свыше 30 храмов и молельных домов. Начиная с 2005 г., резиденция Тэло Тулку Ринпоче находится в главном храме Калмыкии - «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Сейчас это - крупнейший буддийский храм Европы.
- Ваше Святейшество, каковы первостепенные задачи для полноценного развития буддизма в России?
- Первостепенная задача - сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор.
После революции 1917 года на долю буддийского духовенства и верующих России выпали тяжкие испытания, и мы утратили многие ценности: и материальные, и духовные. Можем ли мы возродить утраченное, вернуться к чистой монашеской традиции, которая, вне всяких сомнений, составляет основу буддийского учения, дхармы? Думаю, да. Но это требует времени и усилий. Помните, что духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет, тем не менее, сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение не только буддизма, но и других религиозных традиций.
Многое меняется в современном мире, и Россия не исключение. Общество сталкивается со множеством проблем - политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же, необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов.
Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу - будет способствовать его оздоровлению.
- Не кажется ли вам, что присутствие в Межрелигиозном совете Хамбо-ламы Бурятии при вашем (и тувинского Камбы-ламы) отсутствии является несправедливостью? Может быть, пора исправить положение?
- Важно отдавать себе отчет в том, что, в отличие от православия, в российском буддизме - да и не только в российском - никогда не было централизации. Калмыкия, Бурятия и Тува вошли в состав России в разные годы (к слову, Калмыкия была первой: мы недавно отметили 400-летний юбилей).
Духовная жизнь каждого из народов развивалась независимо друг от друга, и при этом все они поддерживали тесные связи с Тибетом. Это становится очевидным даже при поверхностном знакомстве с историческими источниками.
Однако, сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России - организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с Объединением буддистов Калмыкии, ни с Объединением буддистов Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше.
- Каким, на ваш взгляд, может и должно быть буддийское образование в России? Устраивают ли вас «Основы буддийской культуры» и практика введения этой дисциплины в школах в целом?
- Я считаю введение предмета «Основы мировых религий» в школах правильным и своевременным шагом, так как эта дисциплина помогает раскрыть сердца наших детей. Я глубоко убежден, что, чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.
С другой стороны, этот предмет вводился слишком поспешно и без должной подготовительной работы. Учителя, которые должны были преподавать эту дисциплину, не прошли необходимой подготовки. Но, тем не менее, это хорошее начало, и я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена.
Как вы знаете, Калмыкия была выбрана в качестве одного из регионов, где проводился эксперимент по обучению основам религиозных культур. Позитивные результаты налицо, но, прежде всего, потому, что духовенство Калмыкии оказало большую помощь преподавателям, чтобы помочь им разобраться в многогранной философии буддизма. И, конечно же, мы регулярно встречаемся с учащимися школ и других учебных заведений: читаем лекции, проводим семинары.
- Изменилось ли положение буддизма в Калмыкии после ухода с президентского поста Кирсана Илюмжинова?
- Вне всяких сомнений, Кирсан Илюмжинов сделал очень многое для возрождения буддизма. Причем, очень важно помнить о том, что свое содействие он оказывал не как государственный чиновник, и не как глава республики. Это был его вклад как жителя Калмыкии и как буддиста. Конечно, нам жаль, что он больше не возглавляет Калмыкию, поскольку Кирсана Илюмжинова в его содействии буддизму не заменит никто.
- Каковы взаимоотношения буддистов с другими религиями в Калмыкии?
- Представителей различных религиозных институтов в Калмыкии связывают дружественные отношения. Мы ведем открытый диалог и обсуждаем вопросы прямо и искренне, не боясь задеть чьи-то чувства. Я рад отметить, что у нас нет никаких проблем. А если бы они возникли, то мы бы обсудили их со всей открытостью и нашли взаимоприемлемое решение.
Думаю, это происходит потому, что в Калмыкии осознают: при всей несхожести философских основ различных вероисповеданий, все они стремятся принести благо человечеству. Мне было очень отрадно, когда православный владыка Зосима (в то время он был епископом Элистинским и Калмыцким) после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой сказал, что в нем «очень много от православных подвижников». Такая готовность с уважением и пониманием отнестись к ценностям других религий поистине сближает людей.
- Вы - один из инициаторов проведения учений Далай-ламы для буддистов России в Индии. Вы действительно думаете, что проповеди, услышанные так далеко от России, смогут повлиять на положение дел в российском буддизме?
- На мой взгляд, события прошлых лет уже доказали, что учения, проведенные даже на столь значительном расстоянии от России, имеют множество преимуществ. Во-первых, люди попадают в новую среду, в другую часть земного шара, знакомятся с культурой других стран. Совершают паломничество по святым местам. Встречаются с представителями других направлений буддизма, с философами, высокими ламами, монахами. Все это невозможно получить, оставаясь на территории России.
И, конечно, самое главное - они могут соприкоснуться с мудростью Его Святейшества Далай-ламы, получить его благословение, его философские учения и посвящения. Все мы знаем, что годы Его Святейшества уходят, а наши просьбы о предоставлении ему въездной визы в Россию отклоняются на регулярной основе.
Так что, встреча с ним в Индии и других странах пока остается нашей единственной возможностью учиться у него, поддерживать с ним связь. И это приносит колоссальную пользу каждому. Я глубоко убежден в том, что учения Далай-ламы для российских буддистов, пусть даже они проводятся в Индии, самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России. И это влияние, вне всяких сомнений, будет расширяться.

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Биография

Достопочтимый Тэло Тулку ринпоче родился в Америке, в городе Филадельфия в 1972 году. Родители - выходцы из Калмыкии, имигрировавшие в Соединенные Штаты. Дедушка Тэло ринпоче был буддийским священнослужителем, который в последствии подвергся репрессии. В детстве Достопочтимый Тэло ринпоче стал проявлять особые интересы не свойственные простым детям. В возрасте четырех лет он стал называть себя ламой и говорил, что станет монахом. Часто посещал хурул калмыцкой общины в Америке. Незаурядные способности были отмеченны монахами и в 1979 году его семья получает аудиенцию у Его святейшества Далай-ламы. После проведения особых традиционных дознаний Его святейшество признал в Эрдни-Басане Омбадыкове девятое воплощение индийского махасиддхи Тилопы. В 1980 году, на Юге Индии в монастыре Дрепунг Гоманг, он был официально возведен на трон. В монастыре Дрепунг Гоманг Тэло Тулку ринпоче изучал логику, философию, историю, грамматику и другие буддийские дисциплины в течении тринадцати лет.

В 1991 году Его святейшество Далай-лама был приглашен в республику Калмыкия. Он попросил Тэло Тулку ринпоче сопровождать его входе данного визита. В 1992 году Тэло Тулку ринпоче снова посетил республику. В этот период состоялся чрезвычайный съезд Общества Буддистов Калмыкии на котором за финансовые махинации с поста Шаджин-ламы Калмыкии был снят лама из Бурятии Туван Дордже. Буддисты Калмыкии единогласно поддержали кандидатуру Тэло Тулку ринпоче на место Верховного Ламы Калмыкии.

В течении семнадцати лет усилиями Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку ринпоче было возведенно более сорока буддийских храмов и огромное количество ступ. Также в городе Элиста был возведен самый большой буддийский храм в России и Европе.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче" в других словарях:

    19 й Шаджин лама Калмыкии c 1972 (рождение) Избрание: 1980 (признан 12 м воплощением Махасиддхи Тилопы) … Википедия

    Монастырь Золотая обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин алтн сүм / Геден Шеддуп Чой Корлинг … Википедия

    Буддийский Золотая Обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин Алтн Сүм Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесеновка. Село Вознесеновка Керюльта Страна РоссияРоссия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия

    Село Бударино Дальчи Страна РоссияРоссия … Википедия

    Буддизм в России … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючиновский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючиновский хурул был построен по инициативе жителей посёлка… … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючинский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючинский хурул был построен по ин … Википедия

Книги

  • Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы , Гордиенко Е. В.. Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884 1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы…