Цыганская страна. Кто такие цыгане? Происхождение «загадочных египтян. Характерные признаки цыган

Цыгане - это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.

Откуда они родом

Очень интересный вопрос - откуда произошли цыгане. На эту тему было проведено не одно исследование, и на сегодняшний день сформирована единая точка зрения - ромы являются выходцами из Индии.

Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.

Распространение по миру

Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.

Как ромы попали в Россию?

Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:

  • через Балканы, и было это примерно в XV-XVI веках;
  • через Германию и Польшу в XVI-XVII веках.

Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.

Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.

После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.

В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.

Современное расселение

В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.

Однако эти мероприятия начали проводиться только после Второй мировой войны. Во время военного конфликта многие группы цыган по всей Европе были практически полностью уничтожены огнем холокоста. И только с 70-х годов прошлого столетия началось цыганское национальное движение. И неважно, что народ не имеет собственного государства, цыгане - сторонники того, что они являются внетерриториальной нацией, но с богатейшей культурой и традициями.

С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта - шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая - диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая - язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Заимствование слов

Интересный факт, что не только ромы заимствовали слова из других языков. В современном русском языке есть множество примеров, когда цыганские слова прочно вошли в нашу речь. К примеру, слово «лавэ» в цыганском языке означает деньги, а «хавать» означает кушать, есть, «стырить» - украсть. Слово «чувак» означает «свой парень», а «лабать» переводится как играть на музыкальном инструменте.

Социальная организация

От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.

Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер - «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.

Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.

Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.

По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник - сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.

Религия

На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.

Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.

Средства к существованию, быт

Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров - Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.

Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.

Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.

И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки - «нечистая».

В заключение

Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали жгучее любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые невероятные гипотезы.

Европейцы впервые услышали о цыганах более пятисот лет тому назад. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникнув и в Австралию и в Америку.

И повсюду цыгане колдовали, пели, гадали и плясали до упаду, заклинали змей, водили на цепи дрессированных медведей, лечили и объезжали лошадей, работали кузнецами и лудильщиками. Чуждающиеся оседлой жизни и традиционных ремесел, равнодушные к крестьянскому труду, но не стремящиеся попасть и в число горожан, они были странны и подозрительны. Пришельцы — так их назвали бы сегодня, но и в прошлые века их считали едва ли не инопланетянами. Если к тому же признать, что цыгане определенно никогда не были ангелами во плоти, а нужда заставляла их нередко прибегать к бесчестным средствам добычи (и уж когда они решались на воровство, то делали это с лихостью, присущей им во всем), то легко понять, почему цыган боялись, не любили, порой это доходило до ненависти. В Европе цыгане впервые появились в XIV веке (по некоторым другим данным — в XV), а уже с XVI века против них применялись репрессивные меры.

Ключ к тайне происхождения цыган был найден в конце XVIII века немецкими учеными-лингвистами Е. Грюдигером и Г. Грельманом. Они обратили внимание на то, что важнейшие корневые слова цыганского языка относятся к северо-западным санскритским диалектам. Ученые также пытались найти причину исхода цыган из Индии в персидских текстах. Писавший в середине X века Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию двенадцати тысяч музыкантов — зоттов (одно из названий цыган). Через полвека великий поэт и летописец Фирдоуси, автор «Шах-намэ», упоминает о том же факте: в 420 г. индийский царь подарил персидскому шаху десять тысяч «лури» — музыкантов. Г. Грель-ман считал, что цыгане происходят из касты судеров, которая в начале XIV века была бесчеловечно гонима браминами. В древней истории Кашмира были обнаружены упоминания о таборах «доми» — музыкантов, кузнецов, воров, плясунов. Они относились к одной из низших каст, название которой переводится как «едящие собак».

Вот что говорил Г. Грельман о полулегендарном происхождении цыган и причинах их появления в Европе:

«Когда сильный и могущественный Тимурленг, или Тамерлан, под предлогом истребления идолов покорил в 1399 г. северо-западную часть Индии и прославил свои победы чрезвычайной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цыганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством. Сие племя, состоявшее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своем языке гузу-ратском — ром (люди), а по черному цвету кожи — кола (черными), а по жительству на берегах Синда — синтами» (Синд — ныне река Инд).

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Симпсона, цыгане разделились на две ветви. Часть из них продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двинулись в северо-западном направлении. Эта группа цыган побывала в Армении (где заимствовала ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэллса, но совершенно не знакомых представителям первой ветви), затем проникла далее, на Кавказ, обогатившись там словами из осетинской лексики.

В конечном счете цыгане попадают в Европу и «византийский» мир. С этого времени упоминания о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симео-нис и Хьюго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов Греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В Греции их называли «атсиганос» или «аткинганос», по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне — укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Морей, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. Они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называлось Малым Египтом, возможно, потому, что здесь, среди иссохших земель, расположилась плодородная, как долина Нила, область. На этом, видимо, основано представление, одно время весьма распространенное, что цыгане — выходцы из Египта. А их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция разнообразила лексику цыган, она же дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку здесь, на перепутье цивилизации, они сталкивались с паломниками со всего света. Паломники пользовались многими привилегиями по сравнению с другими путешественниками, и когда цыгане вновь отправились в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и жизни в соседних с ней Румынии и Сербии часть цыган двинулась дальше, на запад. Их политическое положение на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, и наоборот, было затруднительным. И вот цыгане сотворили миф о том, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением христианских правителей-монархов они во второй раз приняли христианство и теперь совершают паломничество по всему миру во искупление многочисленных грехов. Эти формирующиеся легенды о происхождении цыган, о причинах их страннической доли включают в себя как политическую смекалку, так и заклятие от опасных людей, барского гнева, неожиданных несчастий и пр.

Таким образом, дорогой читатель, рождается магия дороги, прежде всего, как средство обезопасить себя и своих ближних от многочисленных мнимых и реальных бед, возможных в пути.

А пути цыганского народа все больше расходятся, распадаются на отдельные тропы. Но каждая группа цыган, начавшая самостоятельное странствие по Европе, старается оправдать свои намерения и придать своему кочевничеству осмысленный характер. Великие мифотворцы и романтики, цыгане умело сочетали в своих «легендах» практичность и красоту выдумки.

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:

Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.

Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:

жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк

По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.

Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.

В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии - различные молдовские цыгане; Крыма - крымские цыгане.

Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.

В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и венгерские цыгане: ловари, унгари (ромунгры), а также венгерские и румынские кэлдэрары.

Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также по цыганским артистам, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

После Гражданской Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.

Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».

В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.

В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.

С советской стороны, во время Великой Отечественной войны из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).

Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как пехотинцы, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.

В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века. Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цыганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег.1 Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с индийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган.2 Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей научного значения до настоящего времени.3 Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников - археологических, документальных, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связывают с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказанных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Родину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями легендарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения.4
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то немало спорного остается в цыганской истории. Ввиду отсутствия достоверных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народность отправилась искать новую родину.
О том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - Х век. Авторы монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе стороны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее».5 Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.7
Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане - потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.8
Н.Деметр, Н.Бессонов... не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.9
Путь, который прошли цыгане, реконструируется учеными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась... на территорию Византии».10

Из полевых наблюдений
Вопрос о происхождении цыган всегда был в центре внимания наших полевых исследований: что помнит народ, как он объясняет свое происхождение. Оказалось, что практически все в таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. Одни узнали об этом из журналов, научно-популярных изданий, другие - от своих родителей. Даже Замбила Георгиевна Кулай (1914 г.р.), старейшая в таборе, также поведала нам о том, что цыгане вышли из Индии. Кто-то принимает факт индийской прародины на веру, соглашаясь с исследователями; кто-то знает об этом, но не верит, считая, что родина цыган находится где-то поближе, например в Молдавии.
Некоторые серьезно задумываются над своими корнями и даже выдвигают свои версии слова «цыгане»: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву ц и получилось – цыгане».*

Об общности с Индией напоминают цыганам и индийские фильмы: цыгане понимают некоторые слова. Кто-то высказывается и более определенно: «Индийские песни поют, мы первый куплет понимаем, а на втором куплете уже и подпеть можем».
Сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.
О том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растет, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград - остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».
Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде: «Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».
Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать: «Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII - ХIII векам. Встречается и более ранняя дата - ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы.
Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11 В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане.13 Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия, вера в возможность предсказания судьбы.15
Начало ХV в. отмечено экспансией мусульман, в результате территория империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году.

Из полевых наблюдений
Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.): «У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру еще во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие - за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живет в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живет и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув - волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведет свое происхождение особая этнографическая группа - русские цыгане.
Однако не все цыгане в начале ХV в. покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза. Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа - этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16 Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.
Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ в. стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.
Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере». В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов».

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.
Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп - русские цыгане (самоназвание - русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, -выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, украинских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.
Русские цыгане - русска рома - одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец...».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа - русские цыгане. Это одна из самых больших этнографических групп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др. В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.
Крымские цыгане (кырымитика рома) получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Ученые считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке. Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.20
Цыгане третьей этнографической группы - кэлдэрары появились в России только в ХIХ. веке. Ареалом их формирования и проживания до середины ХIХ века, как мы отмечали, были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ - начала ХХ века.
Среди пермских цыган этой группы также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор ее отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930-е годы и долгое время кочевал на территории Украины, Белоруссии и Западной России.
Традиционным занятием у мужчин было ремесло - изготовление и лужение котлов, у женщин - гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство еще в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, которое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.
Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22 Особенности истории цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табора, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».

Когда появился в г.Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее всего, это были представители этнографической группы «русские цыгане», которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп цыган. Перепись населения г.Перми 1890 г. не зафиксировала в городе ни одного цыгана.23 Значительное число цыган осело в г.Перми и Пермской области после принятия упомянутого постановления 1956 г. По данным переписи 1989 г. в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью можно сказать, что, в частности, в материалах переписи, под цыганами Прикамья отмечены, видимо, только представителей этнографической группы русских цыган. Среди трех этнографических групп цыган Прикамья только русские цыгане проживают в г.Перми, в городах и районах области. Крымские и молдавские цыгане имеют диаспоры только в г.Перми.
В г.Перми традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Русские цыгане проживают на Гайве, Южном, Запруде, Верхней Курье и других районах города. Крымских цыган в г.Перми насчитывается лишь несколько семей. Молдавские цыгане (кэлдэрары/котляры) проживают в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский».

Из полевых наблюдений
Во время нашего пребывания в цыганском таборе мы познакомились практически со всеми его жителями. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием экспедиции стала Замбила Георгиевна Кулай, одна из самых старых цыганок г.Перми. Познакомились мы с ней во время второго посещения табора, и с тех пор заходили к ней в каждый приезд. Замбила Георгиевна родилась в 1914 г. в Молдавии, откуда табор ее родителей в 1920-е годы перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы Замбилы Георгиевны о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей.
Замбила Георгиевна – одна из немногих жителей табора, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Она прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от нее нам удалось записать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многие, многие другие. Рассказывая как-то древнее предание о появлении пятен на луне, она вывела нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе была полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Бабушка Замбила не обманывает».
Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино “Последний табор”? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино “Последний табор”, я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, “Табор уходит в небо” кино, она идет, гадает, говорит: “Эй, бриллиантовый, дай погадаю”. Я тоже плачу, когда вижу свою мать».

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.

3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.

5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.

6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.

7. Там же. С.5.

8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.

9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.

10. Там же. С.13.

11. Там же. С.79.

12. Там же. С.17.

13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.

14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.

15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.

16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.

17. Там же. С.44-48.

18. Там же. С.52.

19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.

20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.

21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.

22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.

23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв. С.36.

Каждому из вас, не раз приходилось в жизни встречаться с этим народом. В детские, послевоенные годы, мне привелось некоторое время жить в одном населенном пункте вместе с Цыганами. Те, которые жили вместе с нами, не вызывали во мне какого то отторжения или отвращения. Наоборот, я многому научился у стариков. Помню мне ни как не удавалось приручить в табуне молодого жеребца, и что только я не делал, а дед, Цыган, мгновенно его взяд, одел уздечку и привел жеребчика мне. И не только обращению с конями научилм меня Цыгане, наверно мне просто повезло в жизни. Были и другие встречи, но о них даже и вспоминать не хочется.
Цыга;не (Рома) - одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание - ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале. В качестве обобщающего названия на обшечеловеческом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (англ. Roms, Romanies).
Происхождение названия «цыгане», как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, примерно в 1100 году нэ, Георгий Афонский описывает события происходившие в 1054 г. Именно с этого описания и появилось мнение о египетском происхождении Цыган. Так уж всегда получается, кто то выставил красивую историмю, и всем она понравилась, а на деле, оказалось, что все совершенно не так.
Англичане традиционно называли Цыган- Gypsies (от Egyptians - «египтяне»), испанцы - Gitanos (также от Egiptanos - «египтяне»), французы - Boh;miens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого - ;;;;;;;;;, цинга;ни), немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingari, голландцы - Zigeuners, венгры - Cig;ny или F;ra;k n;pe («фараоново племя»), финны - mustalaiset («чёрные»),казахи - сы;андар, лезгины - къарачияр («лицемеры, притворщики»); баски - Ijitoak; албанцы - Jevgjit («египтяне»); евреи - ;;;;;; (цо’ани;м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы - ;;;; (коли;); литовцы - ;igonai; болгары - Цигани; эстонцы - «mustlased» (от «Must» - чёрный). В настоящее время всё бо;льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома;»
Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:
отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта;
искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)
Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек.
В бывшем СССР, официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970).
В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х годах XX века, и которые разделяют современные учёные, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
В индоарийских источниках поздней древности и раннего средневековья, которые до сих пор не рассматривались как имеющие отношение к генезису так называемых «проторомов» в Индии есть много связующих вопросов. Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d’om / d’omba начиная с V-IV веков до н. э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами. В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d’om / d’omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы. При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались «племенной» зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянной связью с иранскими кочевыми племёнами, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер. Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения. Некоторые авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями - рядом ремёсел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений. Культурное и антропологическое отличие цыган от современных домов Индии (имеющих более выраженные неарийские черты, чем цыгане) авторы объясняют указанным сильным арийским влиянием (в частности, в его иранской модификации), характерным для северо-западных районов Индии, где и проживали предки цыган перед исходом. Такую трактовку этно-социального происхождения индийских предков цыган поддерживает ряд зарубежных и российских исследователей.

Кры;мские цыга;не, также кры;мы, тата;рские цыга;не, татарче, аюджи (цыг. кырымитика рома, крыморя) - цыганская субэтническая группа, входящая в «большую» группа рома. Сформировалась в Крымском ханстве. В наше время проживает во многих странах бывшего СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.

В 1944 году крымские цыгане так же, как и крымские татары, подверглись депортации в Среднюю Азию, что было связано с тем, что большинство Крымов в советских паспортах были записаны как татары. Однако уже в 1948-1949 годах они снова стали появляться в Крыму. В настоящее время большинство Крымов живут за пределами Крыма - в Краснодарском крае Российской Федерации. Традиционный род занятий - мелкая торговля, исполнение музыки, разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание, попрошайничество (практикуется до сих пор. Цыганские оркестры традиционно обслуживали татарские свадьбы. В наше время музыка и танцы русских цыган или современные) также являются самым распространённым занятием крымских цыган.
Иногда крымских цыган также путают с крымскими гурбетами (отдельный цыганский турецкоговорящий субэтнос, в переписи записывают их крымскими татарами).

Европейские генетики проанализировали геном цыган и выяснили, что этот народ зародился в северно-западной Индии примерно 1,5 тысячи лет назад и проник на территорию Европы 900 лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
"С точки зрения генетики, все цыгане связаны друг с другом двумя вещами - они происходят из северо-западной Индии и их предки вступали в браки с представителями других народов во время миграций по территории Европы.
На территории Европейского Союза проживает свыше 10 миллионов человек, причисляющих себя к цыганам. Большая часть из них проживает в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе Румынии и Венгрии. Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается неизвестной.
Ученые сформировали группу из 206 цыган-добровольцев, проживавших в разных государствах Западной и Восточной Европы, собрали пробы ДНК и расшифровали их геномы.
Затем генетики сравнили геномы добровольцев между собой и с виртуальными ДНК пяти тысяч цыган и других народов, проживающих за пределами Европы. Это позволило им выделить около 800 тысяч однонуклеотидных полиморфизмов - различий в одну "букву"-нуклеотид, которые были в дальнейшем использованы в качестве "рулетки" для оценки генетического расстояния между народами.
По расчетам генетиков, наиболее вероятной родиной цыган являются территории современных штатов Гуджарат, Раджастан и Кашмир на северо-западе Индии. Именно здесь проживают несколько изолированных народов, таких как мегхавалы в Гуджарате и пандиты в Кашмире, чей геном больше всего похож на цыганскую ДНК.Т.Е. версия о египетском происхождении этого народа явно ошибочна.
По словам ученых, незадолго перед проникновением в Европу и через некоторое время после этого события цыгане пережили два резких сокращения популяции. Об этом говорит достаточно небольшое число отличий между геномами разных представителей этого народа.
Сопоставив различия в устройстве геномов европейских и не-европейских цыган, ученые выяснили, что первые представители этого народа достигли границ Европы примерно 900 лет назад. Как предполагают генетики, цыгане сначала проникли на Балканы, и уже потом распространились по Западной Европе.

Я ещё в начале 70х годов читал в журнале "Природа" была напечатана большая статья о цыганах. И там было написано, что цыгане были одной из каст в Индии. За неприемлемое поведение их изгнали из Индии, что и стало причиной их миграции в сторону Европы. И сначала они появились в Испании, где были встречены достаточно дружелюбно, но быстро испортили отношение к себе воровством и обманом. Цыгане не оставили письменных источников о себе, но их похождения зафиксированы в европейских источниках. Возможно господа генетики лишь подтвердили то, что давно известно. Статья в журнале была достаточно большая.
Вышеприведенная реплика добавляет бредовости нацизму Гитлера: * Гитлер был на 1/2 - 1/3 евреем и ненавидел евреев. * Фанател от "арийской расы", но арийцами являются исключительно индоиранцы и немного славяне, которые генетически к немцам не имеют никакого отношения. Собственно гаплогруппа Y-днк германо-скандинавких народов I наиболее близка семитской гаплогруппе J. * Получается, Гитлер - Ненавидел цыган и любил индусов, а это один и тот же народ.
До генетиков их происхождение было непонятно. Например, по европейски они называются Gipsy, от слово "Египет", ибо верили что это потомки древних египтян - магов, сродни изошедшим из древнего Египта евреям.
Другое исследование последней 10 лет - лингвистическое, тоже доказанно, что язык цыган появился около 1.5 тыс. лет в Индии. Считалось что это дравиды - коренное до-арийское население Индии, которых арийцы захватив Индию сделали низшей кастой. Но если они родом с северо-запада Индии, получается они и есть арии, а не дравиды?...
Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается загадкой." А в людской памяти о них существует только негатив бродяг, воров,убийц, обманщиков.

Е;ниши (нем. Jenische, также самоназвание), «кочующие», «белые цыгане» - этнографическая и социальная группа разнородного происхождения, проживающая в Центральной и Западной Европе, в основном в области вокруг Рейна (Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Бельгия). Исторически ениши возникли в начале XVIII века как потомки маргинализировавшихся групп населения (в основном немецкоязычного), хотя ряд исследователей предполагают, что ениши могут происходить от онемеченного кельтоязычного населения. К кочевому образу жизни перешла лишь небольшая часть енишей.
Ениши говорят на особом енишском жаргоне, грамматически близком к швейцарским диалектам немецкого языка.
Кроме Швейцарии, ениши не признаны ни в одной из стран Европы как национальное меньшинство.
В годы Второй мировой войны гитлеровцы преследовали енишей наряду с близкими им по образу жизни цыганами. В современной Швейцарии ениши рассматриваются властями как одна из групп цыган. Швейцарские ениши активно взаимодействуют с цыганами-синти, тогда как в других европейских странах ениши активно отделяют себя от цыган.

(Молдавское княжество). Рабство в Румынии, на тот момент являвшуюся вассалом Османской империи, было законодательно запрещено только в феврале 1856 году, фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При этом наряду с рабами в румынских землях существовали крепостные крестьяне-румыны (известные как цараны, вечины, холопы); а в Трансильвании - «румыны», йобаги и др.) Основу местного господского класса (бояре) составляли этнические румыны (в Валахии и Молдавии), в Трансильвании - этнические венгры.
История
Несмотря все сложности статистического учёта, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство неслучайно. Цыгане селились в средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Сюда их несомненно влекла большая толерантность романского населения, сохранившегося здесь со времён античности. И действительно, по сравнению с валахами, также частично занимавшимися кочевым скотоводством, более поздние народы, осевшие на Балканах, были гораздо менее терпимы к кочевому образу жизни цыган, их языку и культуре. Румынские цыгане в настоящее время насчитывают не менее двух миллионов человек. Первые цыгане проникли в румынские земли в 12 века с юга. Начиная с 13 века цыгане оказались в положении рабов у местных румынских и венгерских бояр. Именно тогда началось их постепенное закабаление местной славяно-романской верхушкой в очень своеобразной форме, напоминающей рабство в Бразилии. Первое письменное упоминание о рабах цыганской национальности в Румынии появилось третьего октября 1385 года. В разное время выдвигалить также гипотезы о том, что цыган в Румынию поставляли монголы или турки, пригнавшие их из Азии. После превращения Румынии в вассала Османской империи, страна стала частью средиземноморской работорговли со странами Магриба.
Цыганские сословия
В Румынии сформировались следующие профессональные сословия цыган:
калдераши (буквально. «медных дел мастера»),
лаутары («музыканты»),
бояши или лингурары («ложечники»)
урсары («медвежатники»),
фьерары («кузнецы»), а также «подковари».
С самого начала истории рабства в Румынии, много рабов, как в Римской Дакии, трудились в соляных и рудных шахтах. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов, обостряя проблему детского беспризорничества, сохраняющуюся до наших дней. Данная проблем остро стояла в Бразилии и других латиноамериканских странах, долгое время культивировавших институт пласажа.
После отмены рабства в Дунайских княжествах свободу получили не менее 250 тыс. цыган, или около 10 % населения Валахии. В Российской Бессарабии 1858 года перепись также учла 11 074 цыганских рабов. Освобождение цыган не улучшило их экономического положения. Как и в Бразилии, освобождённые рабы не получили земли, а значит вынуждены были пополнить ряды городской бедноты или же модифицировать сферу своей деятельности. Например, фьерары совмещали подкование с конокрадством.

Цыгане остаются одним из самых непонятных и мифологизированных народов на нашей планете - причем такое положение дел сохраняется уже в течение многих сотен лет. В средние века считалось, что романи приходят в город соблазнять жителей, а затем крадут все на свете, включая детей. Мифы ходят и о похотливости женщин этого племени (стоит только взглянуть на традиционные наряды, чтобы понять их ложность). Магия, мистика, отсутствие внятной веры и собственного государства - да кто они такие, на самом деле?

Откуда они взялись

Происхождение цыган окутано тайной. Сейчас многие историки склоняются к мысли, что Романи предприняли массовый отток из Индии еще в пятом веке нашей эры. Эта теория предполагает, что бегство было связано с распространением ислама, который цыганская община отчаянно пыталась не принимать, чтобы защитить свои собственные представления о религиозной свободе.

Вечные кочевники

Люди этого племени предстают в образе кочевников. Но, судя по всему, они не сами выбрали столь необычный способ жизни. Цыган испокон веков изгоняли с территории государств. Так продолжается и по сей день. Истинная причина кочевого образа жизни - простая попытка выжить.

Страна приливов

Цыгане - люди без государства. Столетия преследований вынудили эту народность выработать способ жить на территории страны невидимками. Многие никогда не получают паспортов, не имеют доступа к медицине и не могут отдать детей в школы. В 1977 году был официально зарегистрирован Международный Союз цыган: своеобразное кочевое государство, распыленное по всей планете.

Сколько их

Из-за постоянной дискриминации цыгане не торопятся участвовать в переписях населения. По приблизительным оценкам The New York Times, на планете живут и здравствуют всего около 11 миллионов представителей этого племени.

Имя

Для многих людей именование «цыган» (Gypsie) будет просто обозначать племя кочевников. Однако сами представители народности этого слова избегают. По данным Оксфордского словаря английского языка, слово gypped (преступный акт) было получено из gypsie.

Магия

Цыган окружает много мифов. Во многом они замешаны на непонимании культуры этих людей. Считается, что цыгане обладают многовековыми навыками магии. Даже в искусстве есть много упоминаний Романи как мистических и волшебных людей. Стоит ли говорить, что все это всего лишь домыслы?

Скромность

И цыганская распущенность - не более, чем миф. Только посмотрите на традиционные наряды девушек-романи: длинные юбки, покрытые головы. Даже танцы этого племени не подразумевают оголения «срамных» частей тела.