Холокост детей – самое страшное преступление против человечества. Редкие снимки британской спецоперации по спасению детей во время холокоста Еврейские дети во время холокоста

А мультфильм "Гадкий Я" придумали в Белом доме, чтобы противостоять фашизму

Пользователи утверждают, что прототипами Миньонов (Minions), маленьких желтых существ из мультфильмов "Гадкий Я", были еврейские дети, замученные нацистами во время Второй мировой войны.

По этой версии, в костюмах с небольшим отверстием для глаз детей отправляли в газовые камеры, где они плакали и на идише просили о помощи. Из-за скафандров их слова становились совсем неразличимыми, а получающийся тоненький звук очень веселил "экспериментаторов".

А поскольку сходство Миньонов с людьми на фото очевидно, многие стали утверждать, что Обама поручил Голливуду созжать этот мультфильм специально (!), чтобы напомнить людям об опасности фашизма и больше не допустить подобного ужаса.

Каждый такой пост получает множество комментариев, полных сожаления и сочувствия.

Это не так!

На самом деле эта фотография сделана в начале XX века и на ней нет никаких детей. Это всего лишь первые водолазы в гидрокостюмах - экипаж подводной лодки в скафандрах, 1908 год.

А вот как трансформировались гидрокостюмы с тех пор.

В 1914 году Честер МакДаффи (Chester MacDuffee) построил первый водолазный костюм с шариковыми подшипниками, чтобы обеспечить подвижность суставов. Изобретение протестировали в Нью-Йорке на глубине 65 метров.

1926. Металлический водолазный костюм P-7 фирмы «Neufeldt-Kuhnke» тестируют во Франции.

30 ноября 1925. Изобретатель Дж. С. Пересс объясняет, как работает его новый нержавеющий гидрокостюм на выставке судоходства в Лондоне. Он весил почти 250 кг и мог погружаться на глубину 198 м.

15 августа 1931. Американский изобретатель Х. Л. Боудин со своим глубоководным гидрокостюмом с установленными на плечах 1000-ваттными лампами.

23 июня 1933. Группа парней из Лос-Анджелеса в водолазных шлемах, сделанных из частей водонагревателей и прочих деталей.

Дети особенно уязвимы перед нацистским убийства или смерти в эпоху Холокоста . По оценкам, 1,5 миллиона детей, почти все евреи были убиты во время Холокоста, либо непосредственно, либо как прямое следствие нацистских действий.

Фашисты выступали за убийство детей «нежелательных» или «опасных» групп в соответствии с их идеологическими взглядами, либо как часть «расовой борьбы» или в качестве меры превентивной безопасности. Нацисты особенно целевых еврейских детей, но и ориентированы этнически польских детей, ромов (цыган) детей, а также детей с умственными или физическими недостатками (детей - инвалидов). Немцы и их пособники уничтожили детей и по этим идеологическим причинам и в ответ на реальные или предполагаемые нападения партизан. Ранние убийства были воодушевлены нацистами в действии Т4 , где дети с ограниченными возможностями были загазованности с использованием окиси углерода , голодали до смерти, поскольку фенол уколов в сердце, или повешены .

Эта статья касается тех 1500000 детей, почти все еврейских, которые были убиты нацистами. Гораздо меньшее число было сохранено. Некоторые просто выжили, часто в гетто , иногда в концлагере . Некоторые из них были сохранены в различных программах, таких как Kindertransport и тысячи детей , в которых дети покинули свою родину. Другие дети были спасены, став Hidden детей . Во время и даже до войны многие уязвимые дети были спасены œuvre де Secours Окс Enfants (OSE).

Прелюдия к Холокосту: сегрегация в школах

Сегрегация в школах началась в апреле 1933 года, когда «Закон против переполненность в немецких школах» была принята и ограничение было установлено позволяет лишь 1,5 процента еврейских детей, которые будут зачислен в государственных школах, что является проблемой, потому что 5 процентов детей в Германии были еврейского происхождения. Она продолжала ухудшаться, как немецкие школы начали Aryanize. Еврейские дети должны были «учиться» из разных источников, чем их одноклассники. Кроме того, подвергаясь хуже классов, чем их сверстники арийских ли не был лучше их работа. Еврейские дети не были допущены к участию в большинстве школьных мероприятий, в результате чего многие чувствуют себя обделенными и отделены от детей, которых они когда-то были друзьями с. Со временем большинство учителей стали с большим энтузиазмом следуя правила нацизма и пошли от того, спокойнее в своих убеждениях с использованием антисемитских терминов в классе. Плохое обращение еврейских детей было более распространено в сельских школах, но даже в больших городах они сталкиваются озлоблением от своих учителей и одноклассников.

Это привело к еврейским студентам чувства отдаленно от своих одноклассников и имел различное влияние на разных семьях. Некоторые еврейские дети начали формировать небольшие удары в их школах, оставляя без разрешения во время ненависти говорить во время класса, другие пытались соответствовать не имел успеха, и некоторые родители просто взяли свои ребенок из школы. Многие матери были испуганы, чтобы узнать, что их дети были эмоционально и физически атакованы своих одноклассников и учителей за то, что еврей. Матери чаще забирают своих детей из школы, чем отцы, видя и слыша от своих детей, большинство того, что на самом деле произошло в школе.

В конце концов, еврейские школы были построены и еврейская община прыгнула на идее своих детей преподаются, не опасаясь преследований, показал, что только четырнадцать процентов еврейских детей пошли в частную школу в 1932 году до пятьдесят-два процента в 1936 году В то время как большинство из них были счастливы, что их дети могли учиться, многие родители боялись, что это то, что нацистская партия хотела все вместе, сегрегации еврейской общины от арийского сообщества.

Числа убиты

Немцы и их пособники уничтожили целых 2 миллиона детей, в том числе более миллиона еврейских детей, сотни тысяч польских детей, и десятки тысяч цыганских детей, кроме того, дети с физическими и умственными недостатками различных этнических групп, проживающих в учреждениях по немецко-оккупированная Европа, или проживающая в Советском Союзе. Помимо польского, Романи и польско-еврейских детей, многие еврейские дети из Франции, Голландии, Греции, Чехословакии, Венгрии, Италии, Румынии и других стран также погибли в результате массовых депортаций. Шансы на выживание у еврейского и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) были выше, так как они могут быть развернуты на принудительном труде. Несмотря на то, что несчастные другие дети (как правило, дети или дети младше подросткового возраста) были утилизированы в убивающих камерах, таких как газонаполненные комнаты, или просто расстреливали, чтобы выполнить «Окончательное решение» немца уничтожить евреев.

Немцы считали, что евреи нечистыми и хотели уничтожить все их население или сделать их рабами. Это когда они изобрели такие вещи, как концлагеря и газовые камеры. Большинство собирается это были выжившими взрослыми или старшими подростками, потому что дети не могли работать, поэтому они были бесполезны. Внутри концлагерей присутствие детей практически не существует; они были либо убиты, прежде чем они попали в лагерь, отправили в газовые камеры или расстрелян перед братской могилой канавы. Были также некоторые эксперименты на детях, особенно если они были близнецами, но когда Холокост закончился, и Красная Армия нашла 9.000 выживших, только 451 из них были детьми.

Причины смерти

Судьба еврейских и нееврейских детей могут быть классифицированы следующим образом:

  1. дети были убиты, когда они прибыли в убийстве центров;
  2. дети были убиты сразу после рождения или в учреждениях;
  3. дети, рожденные в гетто и лагерях, оставшихся в живых, потому что заключенные прятали их;
  4. дети, как правило, в возрасте старше 12, которые были использованы в качестве рабочих в кухне лагеря, уборка заключенных бараки, или работающих в конюшне с нацистским офицером лошадей и, как субъектов медицинских экспериментов ; а также
  5. эти дети погибли во время операций в отместку или так называемые анти-партизанских операций .

Ghetto детей

В гетто, которые немцы созданы в начале войны во многих польских городах и городах, таких как Варшава и Лодзь , еврейские дети умерли от голода и экспозиции, а также отсутствия адекватной одежды и жилья. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали большинство младших детей гетто непродуктивное и, следовательно, «бесполезными едоками». Действительно, немцы намеренно ограничили пищу доступной для строго контролируемых гетто под их контролем. В гетто было ликвидировано с 1942 года, а их жители убиты в различных лагерях смерти . Потому что дети, как правило, слишком малы, чтобы быть развернут как принудительный труд, немецкие власти обычно выбирают их, наряду с пожилыми людьми, больными, и инвалидов, в течение первых депортаций в убийстве центров , или, как первые жертвы привели к массовым могилам к расстрелу, Дети, которые были достаточно здоровыми для труда часто работали до смерти делает работу на благо лагеря, но иногда дети были вынуждены делать ненужные работы, как рытье котлованов.

Нееврейские дети из определенных целевых групп не были избавлены. Примеры включают ромов (цыган) детей, убитых в Освенциме; 5000 до 7000 детей, убитых в качестве жертв программы «эвтаназии»; дети, убитые в репрессиях, в том числе большинство детей Лидице; и дети в деревнях на оккупированной территории Советского Союза, которые были убиты вместе со своими родителями.

Медицинские зверства и похищения людей

Немецкие власти также заключена в тюрьму ряда детей в концентрационных лагерях и транзитных лагерях. врачи и медицинские исследователи использовали ряд детей, в том числе близнецов в концентрационных лагерях для медицинских экспериментов, которые часто приводили к гибели детей. Концлагерь власть развертывается подростки, особенно еврейские подростки, в принудительном труде в концентрационных лагерях, где многие погибли из - за условиями. Немецкие власти провели других детей в ужасных условиях в транзитных лагерях, таких, как в случае Анны Франк и ее сестра в Берген-Бельзен и нееврейских детей - сирот, чьи родители немецкие военные и полицейские подразделения были убиты в так называемых анти партизанские операции. Некоторые из этих детей - сирот были проведены временно в концлагере Майданек и других лагерях.

В их «поиск, чтобы получить„арийской крови“,» или идеальный гонки, гонки эксперты СС приказал сотни детей в оккупированной Польше и оккупированной Советским Союзом , чтобы быть похищены и переданы в рейх, который будет принят в расовом подходящих немецких семей. Хотя в основу этих решений была «раса-научных,» часто светлые волосы, голубые глаза, светлая кожа или было достаточно, чтобы заслужить «возможность» быть «германизации» . С другой стороны, женщины поляки и советские гражданские лица, которые были депортированы в Германию на принудительные работы, и которые имели сексуальные отношения с немецким человеком часто под давлением, в результате чего во время беременности были вынуждены сделать аборт или иметь своих детей в условиях, обеспечил бы смерть младенца, если «эксперты гонки» определили, что ребенок будет иметь недостаточную немецкую кровь.

Транзитные лагеря

Транзитные лагеря были временные остановки на пути в концлагерях во время Холокоста. Многие дети воспитывались со своими семьями в транзитных лагерях, не зная, что их ждет. Некоторые из них были заполнены с надеждой начать новую жизнь и заводить друзей в лагерях, в то время как многие другие были напуганы. Дети принесли в транзитные лагеря пришли из самых разных слоев. Но реальность транзитных лагерей стала очевидной.

Дети проводят с их жизнью в транзитных лагерях в то время как голые тела и металлические каркасы для кроватей окружили их. Был недостаток пищи, страх поездов, поступающих на депортацию, и не школьные принадлежности. Дети начали видеть своих родителей в другом свете, потому что каждый член семьи рассматривается с трудностями во время пребывания в транзитных лагерях.

Дети имели мало ресурсов на месте в транзитных лагерях, чтобы помочь содействовать росту. Группа венгерских сионистов сделали спасательный комитет для ведения переговоров и предотвратить депортацию. Старшие девочки были призваны заботиться о маленьких детях. Врачи, медсестры и музыканты организовали лекции, концерты и мероприятия для детей. Добровольные интерны и благотворительные организации подают еду, одежду, и организовали скрытные учебные комнаты, чтобы помочь детям продолжить свое образование. работники по уходу за детьми обучали ребенок об идеях сионизма, в духе демократии и ласковой атмосфере. Эти группы также сделали все возможное, чтобы облегчить проблемы голода в лагерях. В целом, жизнь в транзитных лагерях постепенной корректировки ненормального. Они научились жить повседневной жизнью во время обучения, чтобы иметь дело с голодом и страхом.

Освенцим

Дети были подвергнуты экспериментам в других лагерях, особенно в Освенциме , где Джозеф Менгеле был активен. Предмет исследования Менгеля был сытнее и размещены по сравнению с другими заключенными и временно защищен от газовых камер. Он создал детский сад для детей, которые были подданным экспериментов, наряду со всеми цыганскими детьми в возрасте до шести лет. Объект обеспечивается более продукты питания и условий жизни, чем в других районах лагеря, и даже включены детские площадки. При посещении его ребенок предметы, он представился как «Дядя Менгеле» и предложил им сладость. Но он также был лично ответствен за смерть неизвестного числа жертв, что он убил с помощью смертельной инъекции, перестрелки, избиений, и через выбор и смертельные эксперименты. Лифтона описывает Менгеле, как садистское, испытывая недостаток эмпатии и чрезвычайно антисемитская, считая евреев должны быть устранены полностью, как в подчиненном и опасной гонке. Сын Менгеле Рольф сказал, что его отец позже не показал раскаяния за его военные действия.

Бывший Аушвиц заключенный врач сказал:

Он был способен быть так добры к детям, чтобы они полюбили его, чтобы привести их сахар, думать о мелких деталей в их повседневной жизни, и делать то, что мы бы искренне восхищаются... А потом, рядом с что, ... крематориев курить, и эти дети, завтра или в полчаса, он собирается отправить их туда. Ну, то есть, где лежит аномалия.

Фото из документа, удостоверяющего личность аргентинской Менгеле (1956)

Менгеле был особое увлечение близнецов по нескольким причинам. Он был заинтересован в разнице между однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также как генетические заболевания затронуло их и где они произошли. Эксперименты также служили для различения между генетическими признаками и теми, которые разработаны в среде ребенка. Менгеле был известен притвориться внеслужебное в то время как поезд новых заключенных прибыли, только чтобы он мог лично выбрать любые близнецы, которые он видел. Концентрационные лагеря были идеальной средой для Менгеле, чтобы выполнить свои эксперименты в той степени, что он желает, так как было мало каких-либо правил. Это, в сочетании с тем фактом, что он был чрезвычайно антисемитская позволило ему относиться к своим жертвам, как если бы они не были человеком. Близнецы были его предпочитаемые предметы для своих опытов, потому что у него было увлечение с генетическими условиями. Поэтому он также работает на детей, рожденных с двумя различными цветными глазами, состояние, известное как гетерохромии. Его цель в его исследованиях было частично найти генетические недостатки в составе еврейских или ром людей подкрепить предрассудки, принадлежащие нацистской партии. Менгеле предположил, что его подданные были особенно уязвимы для некоторых заболеваний из-за их расы. В дополнение к этому, он полагал, что они были дегенеративные крови и тканей на основе его образцов.

Близнецы были подвергнуты еженедельных проверок и измерений их физических свойств по Менгеле или один из его помощников. Опыты, проведенные на Менгеле близнецов включены ненужные ампутации конечностей, намеренно заражать одного двойник с тифом или другими заболеваниями, а также переливанием крови одного двойника в других. Многие из пострадавших умер во время прохождения этих процедур. После того, как эксперимент был закончен, близнецы иногда убивают, а их тела расчленены. Nyiszli вспоминает один случай, где Менгеле лично убил четырнадцать близнецов в одну ночь с помощью инъекции хлороформа в сердце. Если один близнец умер от болезни, Менгеле убил другой, так что сравнительные отчеты посмертных могут быть подготовлены.

Опыты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз, вводя химикаты в глаза живых предметов и убивать людей с гетерохроматических глаза так, чтобы глаза могли быть удалены и отправлены в Берлин для изучения. Его эксперименты на карликов и людей с физическими отклонениями включены принимая физические измерения, забор крови, извлекая здоровые зубы, а лечение ненужных лекарств и рентгеновских лучей. Многие из жертв были отправлены в газовые камеры, примерно через две недели, и их скелеты были отправлены в Берлин для дальнейшего изучения. Менгеле разыскал беременных женщин, на которых он будет выполнять эксперименты, прежде чем отправить их в газовые камеры. Свидетель Вера Александр описал, как он сшил две цыганские близнецы вместе спина к спине в попытке создать сиамских близнецов . Дети умерли от гангрены после нескольких дней страданий.

Сисаке концлагерь

Уникальный случай сокрытия: во Франции, почти весь протестантского населения Шамбон-сюр-Линьон , а также многих католических священников, монахини и миряне католиков, спрятался еврейских детей в городе с 1942 по 1944 год в Италии и Бельгии многие дети выжили в подполье.

В Бельгии христианская организация Jeunesse Увриер Chrètiene спрятался еврейских детей и подростков при поддержке королевы-матери Елизаветы Бельгии.

1 слайд

Дети – жертвы Холокоста.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий

Цели: актуализировать знания учащихся о второй мировой войне и Холокосте ; показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма; воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

2 слайд

  1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек должен помнить эти даты: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый человек должен знать эти цифры: 27 миллионов человек, погибших на полях сражений, умерших от голода, замученных в концлагерях; 1418 дней длилась Великая Отечественная война, отчёт времени тогда вели не годами, не месяцами, а, именно, днями. Каждый день - это битва за свою жизнь, за жизнь родных людей, за жизнь родной страны.

3 слайд

27 января 2016 г. исполняется 71 год с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы будем сегодня говорить. Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

4 слайд

Бухенвальдский набат

5 слайд

  1. Словарная работа. Значение слова Холокост.

Что такое Холокост?

Холокост (с греч. яз. Holocaust - "всесожжение") - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе.

Слово «Холокост» происходит от др. греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».

В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.

«Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 - 1945 гг.

Холоко́ст - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

  1. Беседа с привлечением выступлений учащихся.

Учитель

Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» – значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.

Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.

Ученик (читает стихотворение «Хрустальный звон»)

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

…Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!

Валерий Агаронов

6 слайд

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев.

7-9 слайды

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи – это враги, и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами». (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии).

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

10 слайд

Рассказ учащегося

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк , был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, - домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в Нидерланды. В мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года. Погибли все - мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник был переведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю - 1 августа 1944 года.

11 слайд

Ученица читает отрывки из дневника Анны

(ноябрь 1942)

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные - все тронулись в этот смертельный поход.

Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения - жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)

О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек… В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

12 слайд

Рассказ учащегося

Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

13 слайд

Видеофильм

14 слайд

Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.

15-16 слайд

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Учитель

Холокост – это составная часть и российской истории. Ведь нацисты, как известно, начинали с уничтожения евреев, но «на прицеле» у них были и другие народы, в том числе и славяне. Несколько миллионов мирных советских граждан других национальностей было уничтожено нацистами и их пособниками на оккупированной территории СССР. Идеологи расовой теории утверждали, что не только евреи, но и славяне являются представителями «низших рас», и, следовательно, не имеют права на свободное существование. Евреи оказались первыми в страшной очереди на уничтожение, но такая же участь ожидала и славянское население.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев-беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

19 слайд

20 слайды

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Осень 1941 года. Оккупированный Киев. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» начинается с текста той самой листовки, которая появилась на улицах Киева в сентябре 1941 года.

(Вот ее текст: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».)

21 слайд

Видеофильм Бабий яр и стих. Нателла Болтянская (Маргарита Попова)

22, 23 слайды

В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

24, 25 файлы

Учитель

21 ноября 1941 г. немецкие войска на неделю захватили Ростов-на-Дону. Из-за кратковременности первой оккупации они не успели организовать массовое уничтожение евреев. Второй раз немецкие войска захватили Ростов-на-Дону 24 июля 1942 г. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет (включая крещенных и имеющих в паспорте обозначение о принадлежности к другой национальности). 5-6 августа 1942 г. пленные красноармейцы были посланы рыть большие ямы (размером 5-7 м. и глубиной 3 м.) и рвы близ пос. 2-я Змиевка. До 8 августа эти военнопленные были расстреляны в вырытых ими рвах и ямах. 9 августа было опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Здесь каратели и полицейские расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50-60 чел.), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом (мазь желтого цвета).В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Другие места расстрелов были установлены позднее. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке» (без указания о национальности жертв). В сентябре 2004 г. мэр города подписал постановление об открытии в этом мемориале памятный доски со следующей надписью: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».

26 файл

Наш разговор мы заканчиваем словами основателя Центра «Холокост», российского историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

  1. Итог классного часа

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

27 файл

Песня Мир без войны – дети Земли


Воспоминания о детстве часто бывают ярче и необычнее воспоминаний о взрослой жизни. Из этих рассказов становится понятно, что затрагивало самые глубокие чувства человека. Действия ребенка напрямую отражают его чувства.

Кроме того, попытки взрослых выжить в нечеловеческих обстоятельствах Холокоста обычно выливались в какие-то действия. Дети же, чаще всего, не могли что-либо изменить, зато их противостояние злу несло в себе большую моральную силу.

В своей работе я использовала рукописные воспоминания Галины Абрамовной Гороховой-Костелянец, статью Татьяны Самойловны Бебчук «Полтора года в оккупации», дневник Анны Франк «Убежище», интервью с Яковом Ицковичем Соколовером, интервью с Изабеллой Николаевной Образцовой.

Конечно, воспоминания сильно зависят от возраста человека, поэтому я разделила их по возрастным группам. Самая младшая группа – это дети семи-восьми лет, следующая – это подростки с девяти до четырнадцати, и самые старшие – юноши и девушки от пятнадцати до восемнадцати лет. Ясно, что чем младше человек, тем меньше он интересуется реальной военной ситуацией, и тем труднее его понять с рациональной точки зрения. Поэтому я начну со старших, более похожих на взрослых, которые нам ближе и понятнее, и буду двигаться к самым младшим.

Одной из самых тяжких проблем для старших юношей и девушек был страх оказаться лишними. Яков Соколовер, бывший восемнадцатилетним во время войны, позже рассказывал о своей жизни. Он жил с семьей в Варшавском гетто. Через некоторое время после его образования, захотел сбежать оттуда и уйти на советско-германский фронт. В итоге ему это удалось, хоть и с большим трудом. Почему он захотел сбежать, оставив в гетто свою семью? Хотя считал, что идет на верную смерть, а в гетто еще есть шанс выжить. Дело в том, что он чувствовал себя обузой для семьи. Он многое уже знал, но очень мало умел, а в условиях гетто умение было главным. Родители очень не хотели его отпускать, как им казалось, на верную смерть. Однако Якову слишком тяжело было чувствовать себя совершенно бесполезным. Не смотря на все уговоры, он ушел:

«…Вся моя рубашка была мокрой от бабушкиных слез, она хотела бы удержать меня, оградить от фронтового огня, но чувствовала, что я все равно уйду. Чувствовала, что я внутренне умираю в гетто, где не могу найти себе места. Я решил, что лучше умереть борясь, чем висеть тяжелым камнем на шее своих родителей…» 1

С той же внутренней проблемой ощущения собственной бесполезности мы сталкиваемся и в рассказе Нюси Вайсман из Киева о войне. Ей в 1942 году исполнилось семнадцать. Она тоже хотела избавиться от этого ощущения, уйдя на фронт:

«Я познакомилась с командиром стоявшей там части, умоляла взять меня с собой, чувствовала – нам с родителями не уйти. Лучше погибнуть на фронте, принести пользу Отчизне, чем быть расстрелянной и задушенной фашистами.» 2

В отличие от Соколовера, ей это сделать не удалось. Она поняла, что ее родители нуждаются в ней:

«Я горько рыдала, понимая всю безнадежность нашего положения. Не могла я знать тогда, что судьба распорядится по-своему и в страшном пекле войны мы уцелеем. И, может быть, именно потому, что будем вместе, дыханием своим спасем друг друга.» 3

Она постоянно ухаживала за родителями, вела домашнее хозяйство, пыталась доставать где-то еду. Но как только она заболела брюшным тифом и перестала что-либо делать, она почувствовала себя страшной обузой для родителей и начала поддаваться унынию:

«Вечер. Мороз. Клонит ко сну. Безобразная и кошмарная жизнь. Я потеряла себя, я растаяла во времени. Я хочу себя найти. Пошли мне, жизнь, человека, который помог бы найти себя, разбудить задремавшие струны, чтоб душа не заглохла и я б отошла от этой мерзости… На простор, на свободу и смогла бы протянуть мои руки навстречу великому, нужному делу.» 4

Галина Абрамовна Горохова-Костелянец, во время войны шестнадцатилетняя девушка, жила с семьей в Минском гетто. Ее семья состояла из отца, матери, бабушки и дедушки. Парадокс этой истории заключается в том, что в суровых условиях войны ее отец и мать, казалось уже друга не любившие, стали относиться друг к другу совершенно иначе. Девушка отнеслась к их неожиданно вспыхнувшей любви достаточно странно:

«Во мне излучение, исходившее от моих заново влюбившихся друг в друга родителей, вызывало мрачное осуждение. Я пряталась от самой себя, когда мама, никогда не умевшая совладать со своими глазами, завороженно смотрела, как папа ест. Все это вызывало у меня глухое раздражение.» 5

Она не была рада появившейся в семье гармонии, наоборот, ее это раздражало. Она считала, что война – неподходящее время для лирики, надо действовать. При этом отец ничего не рассказывал ей о войне или о партизанских отрядах в лесу, пытался оградить ее от всего этого. Девушка не могла ничего не делать, она не выдерживала состояния «благодатного неведения», в котором держал ее отец. Она хотела разобраться в том, что творится в гетто, хотела участвовать в подпольной организации, участвовать хоть в чем-то:

«Состояние полусонной апатии, вызванное ежечасным пониманием безысходности нашего положения подводило меня к опасной черте, долго оставаясь у которой человек умирает не физически, а духовно.» 6

Мечтой ее изначально было уйти в партизаны. Через два года жизни в гетто ей это удалось. Именно тогда, как ни странно, у нее и начались серьезные моральные трудности. Девушка почти ничего не умела. Среди партизан, где каждый знал свое место и свои обязанности, она чувствовала себя бесполезной и ненужной.

Постоянно искала свое дело, а когда находила хоть что-то, что у нее получалось, делала это так хорошо, как только могла:

«Самолюбие мое страдало нещадно, и я по старой детской привычке произнесла большой внутренний монолог о несовершенстве городского воспитания и почему-то вспомнила взбешенного деда, когда он лупил меня геометрией Киселева по голове и кричал: „Дубина!“ …Я ожесточенно взялась за стирку. У меня получалось! Так я трудилась до обеда. Руки гудели, спина ныла, но на душе полегчало – хоть что-то умею.» 7

Она была достаточно образованной, но в условиях гетто или партизанского отряда важнее знаний были практические навыки. И в гетто, и в лесу, среди партизан девушка старалась найти не только дело, в котором она нужна, но и искала опору в людях, как правило – своих сверстниках:

«Немножко легче мне было с мальчиком Золей. Золька по-мальчишески пытался меня расшевелить. Мы с ним забирались на чердак, там у него было хозяйство – какие-то катушки, проволочки из которых он мечтал смастерить радиоприемник. Ему все было интересно. Я немножко оживала от неподдельного восторга в его карих глазах, когда рассказывала ему очередную книгу. Очень уязвленный моим превосходством в умственном развитии, Золька компенсировал этот свой ужасный недостаток ловким умением крутить самокрутки и курить свою адскую смесь в затяжку и без кашля.» 8

Если юноши и девушки относятся ко всему происходящему почти как взрослые, то есть пытаются что-то сделать, изменить ситуацию, то подростки, как правило, прячутся от внешней ситуации в себя. Их мало интересует военная ситуация, гораздо больше их личные, подростковые проблемы. Очень частым вариантом ухода от страшной реальности является учеба, книги.

Четырнадцатилетняя Инна Беркович из Бессарабии, потерявшая свою семью в самом начале войны, ходила по разрушенным домам и читала брошенные книги. Об этом она пишет в своем дневнике:

«А когда выпадала свободная минутка, я продолжала читать книги, часто валявшиеся в покинутых, ограбленных домах. Тургенева, Гончарова, поэтов-символистов, любимого Пушкина. Но все это заслонить реальную жизнь не могло.» 9

Книги – это уход в другой мир, где нет войны и голода. Уход в себя, в воображение, уход от реальности. Они помогали отдохнуть от всего увиденного за день. Кроме книг ей помогало то, что она вела дневник, в котором изливала все свои переживания и мысли. Она сама говорила, что он помог ей сохранить рассудок:

«Я ведь не надеялась, что кто-нибудь прочтет эти страницы, я не показывала их ни отцу, ни матери – никому. Но мне нужно было в них вылить все, что накопилось в душе, иначе можно было бы, наверное, сойти с ума.» 10

Ситуация очень напоминает знаменитую историю Анны Франк, которой в момент начала войны было тринадцать лет.

Вспомним ее дневник:

«Мы всегда с нетерпением поджидаем субботы, потому что тогда прибывают книги. Точь-в-точь как маленькие дети ждут подарка. Обычные люди не знают, как много значат книги для заточенного.» 11

Книги помогают отвлечься от бытовых проблем. Когда рядом нет друзей, книги знакомят с чьим-то другим внутренним миром.

Они заменяют и родителей, и друзей, и школу, и все остальные занятия. Уводят подростка в воображаемый, нереальный, приемлемый для него мир. Например: «Единственное, что отвлекает – это занятия, и я много занимаюсь.» 12 Если для подростков лет 13–14 чтение – это погружение в себя, то для детей помладше оно создает иллюзию довоенной жизни и нормы. Для них книги – временное возвращение в нормальную жизнь.

Подростки, которые не могут найти опоры в своих семьях, чаще всего находят их в книгах и учебниках, которые помогают им отвлечься от бытовых проблем и страшных событий вокруг. Однако они не могут полностью закрыть реальную жизнь, только отвлечь.

Дети переживают войну совершенно особенно. Возникает ощущение, что дети просто отказываются воспринимать то, что творится вокруг них. Выражается это очень по-разному. Сейчас я хочу рассказать о двух самых ярких способах защиты от реальности, которые я встретила во время своей работы.

Один из выходов нашла восьмилетняя еврейская девочка Инна из Курска, которую спасла ее подруга Белла со своим отцом. Самое удивительное в этой истории, что девочка никогда не пряталась. Об ее существовании знали соседи, несколько раз доносили в гестапо, но Изабелла называла ее своей сестрой, и ее отпускали. Быть может, выжить ей помогло изумление гестаповцев. Ведь евреи всегда прятались, пытались убежать из мест, в которых о них знали, а не жили наравне со всеми. К тому же девочка проявила необыкновенную стойкость. Непонятно, на что она надеялась с ее еврейской внешностью, живя в оккупированном городе и даже не пытаясь спрятаться. Скорее всего, ни на что. Просто она не мыслила себе другой жизни, не понимала, зачем ей прятаться.

Инниной безусловной опорой была Изабелла, которая везде ходила с ней, учила ее читать и писать, объясняла, почему ее не любят соседи. Но Белла только поддерживала в ней ее собственную внутреннюю уверенность, что она – такая же, как все, и не должна жить иначе. Даже после нескольких «путешествий» в гестапо Инна не начала прятаться. Видимо, ее детское, скорее всего несознательное ощущение, что она ни в чем не виновата, пересилило страх: «Она спрашивала меня несколько раз, что значит то, что она еврейка и почему ее хотят забрать. Я отвечала, что это все из-за войны. Я навсегда запомнила ее ответ однажды, когда мы возвращались из гестапо.

Она внезапно посмотрела на меня и с отвращением в голосе сказала:

–Знаешь, это очень глупо.

– Война.» 13

Если посмотреть с рациональной точки зрения, девочка вела себя неправильно. Зачем намеренно подставлять себя под удар, когда можно спрятаться? У нее почти не было шанса выжить. Тем не менее, каким-то чудом она смогла спастись.

С точки зрения самой девочки, это было совершенно правильное поведение. Она – такой же человек, как все окружающие ее люди. Зачем ей прятаться? Она не делала ничего плохого. Эта глупая война не имеет к ней никакого отношения. То есть получается, что иррациональное с нашей точки зрения поведение, с точки зрения ребенка – понятно и правильно.

Другой случай – это способность ребенка все превратить в игру.

О нем рассказывает Александр Гельман из Бершади. Ему было семь лет, когда его со всей семьей забрали в гетто. Больше всего он вспоминает про смерть и про игру:

«А со мной все было в порядке. Я все эти годы там, в гетто, непрерывно во что-то играл, особенно много и усердно, с вдохновением играл в войну. Я жил в своем воображении, а не в этой жуткой реальности… Я увлеченно, непрерывно во что-то играл. Оказалось, что для этого совсем необязательно бегать, прыгать и орать, как это бывало в Дондюшанах. Я научился играть молчком, про себя.» 14

Он играл в войну, зная, что он еврей и что немцы – его враги. Это не имело никакого значения. В своем воображении он мог стать как немцем, так и евреем:

«Понимал ли я, что я еврей, что здесь все евреи и поэтому мы наказаны? Да, понимал. Но в играх я переставал быть евреем, евреи во многих играх не участвовали, в моих войсках не служили, в моем штабе не было ни одного еврея. Евреем я становился только в паузах между сражениями, когда я на время выходил из роли, но эти паузы случались не часто и очень ненадолго.» 15

Не было «своих» и «чужих», была только война. Он не понимал ее причин и целей, не знал, что это на самом деле. Он воспринимал войну, как игру, где он неизменно был главным и выходил из каждого боя победителем:

«Я включал в свои игры реальные военные силы, которые двигались по шоссе, я их поворачивал в нужную мне сторону, они безоговорочно выполняли любые мои команды. В моей войне могло быть все, что угодно: например, украинские партизаны могли биться под началом немецких офицеров против румынских жандармов. Я бывал по очереди то немецким, то русским, то румынским генералом. Про реальную войну я мало что знал, и знать не хотел – меня интересовала и увлекала лишь моя воображаемая война.» 16

Игра была защитой от страшной реальности, которую ребенок не может понять, поскольку понимание было бы непоправимым ударом по его психике.

Но мы знаем, что дети играют, и не только во время войны.

Для чего? С одной стороны это, конечно, развлечение, но роль игры в жизни ребенка значительно больше.

Игра – это способ обучения, усвоения чего-то нового. Игра помогает понять что-то или принять то, что понять ребенок пока не может. Игра адаптирует существующие факты к сознанию ребенка. Например, во время воображаемого боя ребенок может быть кем угодно, может выиграть, а может и умереть. Если он и умрет, то все равно останется живым. Получается, что смерть – это не так уж и страшно. Оказывается, что фактически, ни смерти, ни войны для ребенка не существует. Во всяком случае, не в том значении, в котором мы ее привыкли понимать.

Опять же, с нашей точки зрения этот мальчик вел себя, как сумасшедший. Не нормально фантазировать, что ты – немецкий генерал, когда немцы – твои враги.

С точки зрения же самого мальчика – это лучший выход из ситуации. Его психика отказывается воспринимать весь окружающий мир таким, какой он есть, а трансформирует его из ужаса в веселье. Война воспринимается не как смерть и голод, они как раз отходят на задний план. Главным в войне для ребенка кажется ее красочность, яркость, она захватывает воображение. Война не затрагивала лично ребенка, он сам ее придумывал такой, какой хотел видеть, а следовательно она была для него красивой, притягательной. Благодаря этому ребенок сохраняет рассудок и, может быть, даже жизнь:

«Не надо забывать, что по сравнению с довоенной жизнью, война была необыкновенно зрелищной, интересной, многоплановой: шли танки, машины, шли войска. Все вокруг шумело, гудело, грохотало. Мы были детьми – нам нужно было что”то интересное, опасное, чтоб дух захватывало.» 17

К тому же надо помнить, что мальчику только восемь лет, война заняла треть всей его жизни. Она стала для него нормой. Он ничего не понимает, не знает ничего другого, кроме войны, так почему бы не поиграть в войну, как мы в свое время играли в дочки-матери?

«Мне ни разу даже не снилась довоенная жизнь. Единственное, что из той жизни перешло в эту, – игра, дух игры… Взрослые помнят какое-то прошлое, им мерещится какое-то будущее. Но у детей во время войн все это отсутствует. Детям даже казаться ничего не может. Я, например, совершенно не понимал, кто с кем и зачем воюет. Я отчетливо помню, что, находясь в гетто, я никакой жизни, кроме той, что там была, не знал, не помнил и не ждал. Я был уверен, что так будет всегда, вечно.» 18

Из сказанного видно, что дети находят опору в себе, а не во внешнем мире. Они находят, то, что позволяет им полностью закрыть для себя реальность и жить тем, что они сами себе придумывают. Это позволяет им не пытаться понять то, чего они понять еще не могут, а просто принять это в адаптированном для себя виде.

Очень важное место в сознании ребенка занимает смерть. Эта тема возникает у всех, независимо от возраста.

В каждом из нас присутствует страх перед смертью. Но для нас – это страх перед своей смертью. Ни у этих подростков, ни у уже почти взрослых страха перед своей смертью нет. Очень важно то, что смерть воспринимается не как своя, будущая смерть, а как смерть людей в общем, количество смерти вокруг. Галина Костелянец, 16 лет:

«Страха за свою жизнь не было, по-видимому, психологический шок начала войны был столь сильным, что он разрушил, истребил во мне естественную жажду жизни.» 19

Все они в основном говорят именно о смерти близких, знакомых, просто людей вокруг. Инна Беркович, 14 лет:

«16 марта 42. Умерла мать Гильды, этой чудесной, поэтичной девушки, умирает пекарь и много других, не видно конца и краю. Где, когда конец?! 26 мая 42. А я – читаю. Попала на один из томов Леонида Андреева. Там есть прекрасные вещи: «Иуда Искариот», «О семи повешенных», «Бездна», «07»… Произвело сильное впечатление переживание людей различных слоев общества перед смертью.» 20

Александр Гельман, 7 лет:

«Никого из моих близких не убили – они сами по умирали. От голода, от холода, от жуткой обстановки, от душевной боли, от безнадежности. От всего вместе.» 21

Смерть для ребенка особенно поразительна. До войны он, возможно даже ни разу не встречался с ней, и вдруг она возникает в таких огромных количествах. Он даже не знает, что это такое, а уже вынужден ее как-то осмыслять. Понятно, что встреча со смертью сильно меняет человека, мы обычно знакомимся с ней постепенно, привыкаем, миримся. Во время войны это происходит очень быстро, поэтому тяжесть, внезапно рухнувшая на человека, может его сильно покалечить:

«Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала… Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью.» 22

Чаще всего, детское сознание просто отказывается воспринимать смерть. Смерть игнорируется, принимается не как беда, а как событие, факт. Это средство защиты от того, что он еще не должен знать, но вынужден:

«Одной из первых в этом полуподвале умерла моя мама. Я лежал на нарах рядом с ее телом, плечом к плечу, целую неделю. Я спал рядом, я что-то ел рядом с трупом матери. Пять дней. Или четыре дня. Или шесть дней. Как она лежала рядом со мной живая, так она продолжала лежать мертвая. Первую ночь она была еще теплая, я ее трогал. Потом она стала холодной, я перестал ее трогать. Пока не приехали и не убрали.» 23

Смерть была той самой тяжестью, от которой надо было защищаться, под которой люди сгибались и начинали искать точку опоры. Это константа, существующая в жизни каждого, прошедшего через войну, а ребенка особенно, ведь это его первое знакомство с ней.

Итак, получилось, что юношу, подростка и ребенка в немыслимой ситуации, когда гибнет их привычный мир, все их близкие люди, спасают именно особенности его возрастной психологии.

Юноши и девушки стремятся к активности. Подростки, с помощью книг, на время отдаляются от реальности, уходят в себя. Маленькие же дети не желают понимать окружающий мир. Они абстрагируются от голода, смерти вокруг них. Для них это все не важно, важно их воображение, их игра, их личная реальность.

Эти возрастные особенности составляют часть того, что философы называют «природой человека». И, видимо, она непобедима.

Примечания

1 Из интервью, взятого Н. Жужлевой и Н. Соловьевой.

2 «Последние Свидетели» / Сборник воспоминаний. Рукопись. М., 2003. С. 91.

4 Там же. С. 101.

5 Архив и Музей Фонда «Холокост», коллекция «Гетто», оп.1, ед. хр. 24.1, л. 122–123.

6 Там же. Л. 124.

7 Там же. Л. 188–190.

8 Там же. Л. 125.

9 «Последние Свидетели» / Сборник воспоминаний. Рукопись. М., 2003. С. 70.

10 Там же. С.102.

11 Убежище. Дневники Анны Франк в письмах. М., 1999. С. 90 12 Там же. С.125.

13 Из интервью взятого Н. Жужлевой и Н. Соловьевой.

14 «Последние Свидетели» / Сборник воспоминаний. Рукопись. М., 2003. С. 110–111.

15 Там же. С.111.

17 Там же. С.112.

18 Там же. С.111–112.

19 Архив и Музей Фонда «Холокост», коллекция «Гетто», оп. 1, ед. хр. 24.1, л. 124.

2 0 «Последние Свидетели» / Сборник воспоминаний. Рукопись. М., 2003. С. 101.

21 Там же. С.110.

2 2 Там же. С.107.

КИШИНЕВ, 23 янв — Sputnik. В преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января, мы вспоминаем о том, что погибшими в результате Шоа, — катастрофы европейского еврейства в годы Второй мировой войны или просто Катастрофы, — считаются шесть миллионов человек.

Правда, большинство из нас слабо помнит, как именно нацисты проводили уничтожение "нежелательных".

Как сообщает газета Еврейской общины Молдовы "Наш голос", самыми уязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из "нежелательных" или "опасных" групп, рассматривалось как часть "расовой борьбы", а также как превентивная мера защиты.

Немцы и их пособники уничтожали детей вследствие идеологических причин и в связи с реальными или предполагаемыми нападениями партизан.

Было убито 1,5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч ромов, а также немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

Подростки (13-18 лет) имели шанс выжить только в том случае, если их использовали как рабочую силу в принудительно-трудовых лагерях.

В гетто погибало множество детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть — тунеядцы. Их редко использовали на принудительных работах, поэтому была велика вероятность их быстрой депортации в концлагеря или лагеря смерти (наряду со стариками, больными и инвалидами), где их обычно убивали.

После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) временами приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию детей в лагеря. Януш Корчак, директор сиротского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на депортацию детей. Он добровольно отправился в лагерь смерти Треблинка, где погиб вместе со своими подопечными.

Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим. От 5 000 до 7 000 детей — жертв программы "эвтаназии". Дети, погибшие в результате "актов возмездия2, включая большинство детей в Лидице. Расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Но некоторые еврейские дети находили способ выжить. Многие из них контрабандой доставляли в гетто продовольствие и медика менты. Некоторые дети, члены молодежного движения, участвовали в акциях подпольного сопротивления. Многие из них совершали побег с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, чтобы присоединиться к семейным отрядам, управляемым еврейскими партизанами.

С 1938 по 1940 год функционировал "Киндертранспорт" (нем. — "Детский транспорт") — так называлась кампания по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей). Тысячи таких детей были переправлены из нацистской Германии и оккупированной Европы в Великобританию. Некоторые не-евреи предоставляли убежище еврейским детям, а иногда, как в случае Анны Франк, и членам их семей. После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц.