Семейные традиции евреев.  Ценности еврейской семьи. Пожить в шалаше и поесть под звездами

1987. , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

Оригинальный текст (англ.)

Стр. 39
By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
...
The Armenians , as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

Стр. 45
Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
...
The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Daryaee, edited by Touraj. The Oxford handbook of Iranian history. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 131. - «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa , "the Empire".». - doi :10.1093/oxfordhb/9780199732159.001.0001 .
  • Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - С. 20. - ISBN 5-02-018306-7 .
  • История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  • Введение

    История иудаизма , История еврейского народа - история религии и культуры . Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством . Согласно еврейской традиции, евреи ведут своё происхождение от библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в земле Ханаан с XVIII века до нашей эры.

    Во время римского периода, евреи были рассеяны и распространились по всему миру в так называемой . После во время Второй мировой войны было создано государство Израиль. (Современная история Израиля рассматриваются в отдельной статье ).

    Географическое положение

    Израиль, это уникальная страна, любима всеми евреями, и являющаяся лакомым кусочком для многих народов, расположился на юго-западной части Азии. Его территорию омывают три моря. На западе он омывается водами Средиземного моря, а с южной стороны – водами Красного моря. Восточные проходят по реке Иордан и по Зеленой линии, установленной в 1949 году. На его землях имеется и еще одно уникальное море – Мертвое. О его волшебно-целебных свойствах знают далеко за пределами израильского государства.

    Сегодня площадь составляет почти 27 тысяч квадратных километров, из них площадь Израиля 20 тысяч квадратных километров, а площадь Сектора Газа и Западного берега реки Иордан – 6,2 квадратных километра. Если говорить о географическом положении Израиля, то на севере Израиль соседствует с такими государствами, как Ливан, с северо-восточной стороны с Сирией, с Иорданией с востока, а с государством Египет – на юго-западе страны.

    Государство Израиль имеет самый разнообразный рельеф – на западе страны вдоль берегов всего побережья Средиземного моря протянулись плодородные земли Прибрежной равнины, а на северо-востоке страны расположился совсем другой рельеф – Голанские высоты. Восток страны также гористый – здесь раскинулись Галилейские горы, здесь же расположились и горы Самарии, восток Израиля – это и знаменитые впадины – где раскинулась Иорданская долина, и где расположился самый уникальный в мире водоем – Мертвое море. На юге Израиля большая часть его территории занята песчаными пустынями – Негев и Арава. Рельефы всей территории Израиля резко меняю одна другую.

    Самой высшей точкой страны является гора Хермон, она находиться над уровнем моря на 2224 метра, тогда как самая низшая точка Израиля находиться ниже уровня мирового океана на 418 метров, и это самая низкая точка во всем мире.

    официально является город его Иерусалим. Это Святой город не только для евреев. Он является колыбелью для самых могущественных мировых религий, здесь сосредоточены основные их святыни. Но вследствие некоторых событий, в частности после того, как Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и издал Закон об Иерусалиме, многие страны мира соблюдают статус-кво, признавая столицей государства Израиль город Тель-Авив. Но, в тоже время город Иерусалим выполняет все функции, которые нужно выполнять городу, имеющему статус столицы государства. Здесь расположены все правительственные учреждения, работает израильский парламент – Кнессет, здесь в Иерусалиме расположен израильский Верховный суд, министерства, работают Президент и премьер–министр государства, словом идет политическая жизнь и формируется внутренняя и внешняя политика государства. Иерусалим – это внутренняя столица израильского государства, а Тель-Авив же признан международной столицей.

    Географическое положении Израиля способствует и развитию такого перспективного направления, как туризм. Расположение страны на Ближнем востоке, где с запада земли страны омываются волнами Средиземного моря, а на юге – кристально чистыми волнами Красного моря – делает Израиль привлекательным курортным местечком. Береговая линия Средиземного моря простирается на 230 километров вдоль запада Израиля, а береговая линия Красного моря – на 12 километров вдоль юга страны. На востоке Израиль ограничен горами – Сирийско-африканским разломом. Северные границы государства Израиль проходят рядом с границами Сирии, а северо-восточные – с Сирией, Израиль соседствует на востоке с Иорданией, а на юго-западе с Египтом. И хотя официально границы Израиля так до конца не приняты, общая их протяженность составляет около 1125 километров.

    Что качается географического положения Израиля, то естественно большая часть всего проживает на равнинных территориях, в частности на Прибрежной равнине. Прибрежная равнина протянулась вглубь страны на 40 километров вдоль побережья Средиземного моря. Почти половину всех земель Израиля занимает пустыня – это пустыня Негев, раскинувшая свои пески на юге страны. Но на этих территориях проживает всего 8% всего населения Израиля.

    На территории страны имеется один единственный пресноводный водоем – озеро Кинерет, известное также под именем Голанского моря. Голанское море очень древний водоем, не раз упоминаемый в Библии. Многие библейские сюжеты и истории связаны именно с этим морем. Озеро Кинерет расположено на территории Иорданской долины, самой плодородной долины Израиля. Географическое положение в Израиле Иорданской долины – от границ Иордании и до самых пустынных земель Аравы, что расположены южнее Мертвого моря.

    Самая значительная и полноводная река Израиля – река Иордан. Она проходит практически через всю территорию Израиля, беря свое начало у подножия горы Хермон, наполняясь водой горных ручьев, проходит по долине Хула, впадает в Голанское море – озеро Кинерет, что самое интересное – выходит из него и, проходя через Иорданскую долину, впадает в Мертвое море.

    И географическое положение Израиля, и климатические данные этой страны способствуют развитию курортных зон на ее территории. Главным и самым знаменитым курортным городом страны считается город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, у Эйлатского залива. Эйлат является самой южной точкой Израиля. Климат в Эйлате позволяет работать и принимать гостей на курортах города круглый год.

    Температура воды Красного моря у берегов Эйлата никогда не опускается ниже +23 градусов Цельсия, а потому купальный сезон может быть в течение всего года.

    Что касается географического положения Израиля, то оно довольно часто имеет искаженный вид, так как многие считают, что государство политически принадлежит к Европе. Наблюдательные люди не раз замечали, что израильские спортсмены берут участие только в чемпионатах Европы, и никогда не принимают участие в соревнованиях на азиатских площадках. К такому хитрому шагу Международное сообщество прибегло для того, чтобы не раздувать и без того острый конфликт между арабами и израильтянами. Кроме того, можно сегодня довольно долго спорить о том, что же все-таки делало земли Израиля столь желанными для многих народов: благоприятное географическое положение Израиля или все-таки повышенный интерес к этим местам божественных сил. Но, как бы там ни было, вот уже на протяжении многих сотен лет этот небольшой участок земли, где воедино соединились история и география, притягивает к себе усиленное внимание многих народов.


    В Израиле есть и горы Государство Израиль имеет самый Израиль омывают три моря. разнообразный рельеф (Средиземное, Красное и Мертвое)

    Государственная символика

    Флаг Государства Израиль представляет собой две голубые полосы на белом фоне, со звездой Давида между ними. Полотнище флага напоминает «талит» - белый с синим полосами еврейский молельный платок. Утвержден как символ государства 28 октября 1949 года.

    Государственный герб Израиля представляет собой семисвечник (менора), обрамленный двумя оливковыми ветвями (символ мира), исходящими из расположенного внизу написанного на иврите названия государства. Золотой семисвечник был одним из главных культовых предметов в иерусалимском Первом Храме времен царя Соломона. Утвержден Временным государственным Советом.

    Гимн Израиля

    Иврит Транслитерация кириллицей Русский перевод

    כָּל עוד בַּלֵּבָב פנימה Коль од балевав пэнима Пока внутри сердца всё ещё
    נפש יהודי הומיה , Нэфэш йеуди омия Бьётся душа еврея,
    וּלְפַאֲתֵי מזרח קדימה Ульфаатэй мизрах кадима И в края Востока, вперёд,
    עין לציון צופיה , Айн ле-Цийон цофия На Сион устремлён взгляд, -

    עוד לא אָבְדָה תקוותנו , Од ло авда тикватэйну Ещё не погибла наша надежда,
    התקווה בת שנות אלפים , ха-тиква бат шнот альпаим Надежда, которой две тысячи лет:
    להיות עם חופשי בארצנו , Лийот ам хофши бэ-арцэйну Быть свободным народом на своей земле
    ארץ ציון וירוּשָׁלַיִם . Эрэц Цийон вэ-Ирушалаим Стране Сиона и Иерусалима.

    Природа Израиля

    Израиль – земля контрастов. Здесь есть горы, долины, пустыни. Внутри страны находится самая низкая точка на земном шаре – Мертвое море (394 м ниже уровня моря). Самая высокая точка в Израиле – гора Хермон (2294 м над уровнем моря). Две горные цепи делят Израиль на три совершенно разные по рельефу области:

      Приморскую (или Прибрежную) равнину;

      Горную область;

      Иорданскую впадину.

    1. Приморская равнина. Приморская равнина имеет протяженность 190км и ширину до 40 км. В ее составе различаются долина Зевулун к северу от Хайфы, равнина Хашарон к югу от Хайфы до Тель-Авива и Иудейская равнина к югу от Тель-Авива. За узким песчаным берегом расположена полоса плодородных обрабатываемых земель. На Приморской равнине обитает большинство населения, сосредоточена основная часть промышленного и аграрного потенциала Израиля и находятся главные портовые города Хайфа, Ашдод, и Тель-Авив, ведущий промышленный и торговый центр страны.

    2. Горная область простирается от Ливанских гор на севере до Эйлатского залива на юге. На юге она поднимается полого, образуя цепи холмов в 200 – 400 м высотой. На востоке горы крутые и обрывистые. Высота гор достигает 1280 м. Горная область тоже делится на три части: Галилео – на севере, Центральное нагорье (Иудею, Самарию и Шфелу) – в центре и нагорье пустыни Негев – на юге.

    3. Рифтовая долина . Эта уникальная впадина, нередко именуемая Иорданской по названию текущей здесь реки, является частью крупного геологического разлома – Сирийско-Африканской рифтовой зоны и включает долину р. Иордан, зажатую между горами Иудеи и Самарии на западе, и горами Иордании на востоке; долину Хула между горами Галилеи и Голанским высотами; Израильскую долину между горами Галилеи и Самари, впадину Мертвого моря и продольную впадину Вади-эль-Араба, соединяющую его с Красным морем.

    Флора и фауна

    Небольшой по площади Израиль отличается невероятным разнообразием физических и климатических условий и поразительным богатством растительного и животного мира. Протяженность страны с севера на юг составляет всего 470 км, но при этом, она являет такое разнообразие ландшафтов, какое в других странах возможно лишь на расстояниях в тысячи километров. На севере вздымается гора Хермон с ее снежными склонами и альпийской фауной и флорой, а на юге раскинулся Эйлатский залив с его потрясающей красоты коралловыми рифами и рыбами фантастических расцветок, представляющими тропическую фауну. Между двумя этими точками лежат зона пустынь, цветущие оазисы, среднеземноморские лесные массивы и впадина Мертвого моря – самая низкая точка на земной поверхности.

    Это богатство выражается в 2600 видах растений (150 их которых встречаются исключительно в Израиле), 7 видах амфибий, почти 100 видах рептилий, 500 видах птиц и приблизительно 100 видах млекопитающих. Израиль служит местом встречи трех растительных поясов: среднеземноморского, ирано-туранского и сахаро-синдского и демонстрирует исключительное по своему разнообразию собрание трав, особенно однолетних и геофитных, типичных для всех трех поясов. Земля Израиля – самый северный предел для таких растений, как египетский папирус, и самый южный для других, подобных ярко-красному коралловому пиону.

    Н Праздники, религия, нравы, быт ыт.

    Израильтяне - удивительный народ . Это единственный этнос в мире, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру. Лишь только в 20 в., решением ООН евреи наконец-то обрели собственное государство.

    Израильтяне имеют многоликую и многогранную культуру, отточенную главным инструментом – временем. Культура Израиля представляет собой творческий альянс множества субкультур разных общин, живущих на территории Израиля, их традиций и достижений многих поколений. Это многонациональная страна, где проживают не только евреи, но и палестинские арабы, армяне, грузины, бедуины, черкесы, самаритяне и даже русские.

    Нет в мире другой культуры, хоть чем-то похожей на еврейскую. Она колоритна, самобытна, своеобразна. И не смотря на весь этот культурный слоёный пирог, самым большим и вкусным «коржом» является еврейская культура. Её влияние крайне велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира.

    Израиль единственная страна в мире, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря.

    Это свой «личный» национальный календарь наряду с григорианским. Именно от него зависит работа государственных и частных предприятий, время школьных каникул, по нему отмечают праздники и проставляют подписи в документах, именно еврейский лунный календарь решает – можно ли сегодня веселиться, мыть дома посуду или принимать гостей.

    Суббота для евреев – священный день, когда всё в городах «вымирает»: в субботу вы ни то, что ни купите продуктов на рынке, но и не доедете куда нужно на общественном транспорте. В этот день истинные евреи не выполняют никакой физической работы, не веселятся, не смотрят телевизор и не отвечают на телефонные звонки. Шаббат – время отдыха, время для семьи и дружбы. В Шаббат нельзя включать свет, вечером в пятницу женщина зажигает свечи. Их ставят на праздничный стол. Перед трапезой читаются молитвы над вином и хлебом. Вино наливают всем присутствующим.

    Одним из самых интересных праздников является Еврейский Новый Год или «Рош-ха-Шана» , который по нашему привычному календарю приходится в период с 5 сентября по 5 октября.

    На новогоднем еврейском столе обязательно присутствует мёд, в котором макают первый кусок хлеба и дольку яблока на сладкую жизнь

    Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.
    В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.
    По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.

    Самый веселый праздник – Пурим - отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком иизюмом).

    В марте – апреле у евреев Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.


    Свадьба в Израиле носит название кидушин, что означает посвящение. Невеста посвящает себя жениху. Празднуют свадьбу обычно на свежем воздухе. Над головами жениха и невесты держат специальный навес – хулу. Он символизирует их общий дом. Гости и хозяева пируют семь дней.

    Историческая справка

    Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то, что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

    Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

    Первые упоминания. Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

    Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах: библейском; древнем; античном; средневековом; новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

    Перемещение в Египет . В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

    Начало гонений. История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой. Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

    Моисей и вывод евреев из Египта История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями. Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как: десять казней Египта; расход реки перед Моисеем; выпадение манны небесной; раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

    После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

    Образование Израиля Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом. Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

    В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

    Последующие времена После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

    И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» – Израиль

    Национальная одежда

    Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.


    Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю. Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности. Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободившись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс .

    Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

    Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине .

    Еврейская культура всегда была исключительно городской . Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

    Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки .

    Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

    Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника . Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

    Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

    Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором . Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

    В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

    В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен . Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

    Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

    Национальное блюдо

    Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах ни в меню нельзя сочетать мясо и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.

    В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности.

    В еврейской кулинарии ограниченно применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, гвоздика, корица), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.

    Вот рецепт одного из них:

    Традиционное еврейское блюдо – Латкес

    Латкес - это одно из множества традиционных блюд, которые чаще всего готовятся именно на Хануку. В этот день обилие , на кото готовят все , совершенно не ограничено.

    В чём же заключается суть этого праздника? Согласно преданиям, когда евреи поднялись на Храмовую гору и очистили Храм, они должны были освятить его зажженной особым маслом лампадой. Но когда они стали искать масло, то обнаружился всего один кувшин, которого с натяжкой хватило бы на один единственный день горения лампады. Но делать было нечего, менору все-таки зажгли, так как Храм нужно было освятить. И произошло чудо! Золотая менора горела на протяжении восьми дней! Именно столько времени нужно для того, чтобы приготовить новое масло. И теперь светлый праздник Ханука празднуется именно восемь дней, ровно столько, сколько длилось чудо.

    Во время этого праздника люди зажигают большое количество свечей и готовят разнообразнейшие угощения, используя большое количество растительного масла, о чем мы упоминали ранее. Одним из таких угощений как раз и является латкес, или по-нашему драники. Как приготовить классический еврейский латкес вы узнаете из нашего рецепта, а пошаговые фото помогут вам визуализировать процесс приготовления.

    Ингредиенты:

    Картофель (3 средних клубня);

    Лук (1/4 шт.);

    Куриное яйцо (1 шт.);

    Мука (1 ст.л.);

    Сыр пармезан (1 ст. л.);

    Перец черный молотый по вкусу;

    Соль (по вкусу);

    Масло для жарки.

    1. Для начала берем все ингредиенты и выкладываем их перед собой на стол, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. Если здесь все в порядке, то можете смело переходить к следующему шагу.

    2. Возьмите картошку и измельчите на крупной терке. Лук можно измельчить с помощью блендера. Затем отожмите из картофеля лишний сок. Чем суше она будет - тем лучше. Смешайте в удобной миске те ингредиенты, что изображены на фото ниже.

    3. Сковороду обильно поливаем растительным маслом. Не переборщите, латкес не должны утопать в масле! Прогреваем сковороду, затем берем картофельную массу (1-2 столовых ложки) и выкладываем на сковороду. С помощью лопатки сплющиваем массу и ждем, пока она не обжарится до золотистой корочки.

    5. Теперь можем снимать наше блюдо с огня, раскладывать по тарелкам и подавать к столу, приправив сметаной и не дожидаясь, пока латкес остынут.

    Повседневная жизнь еврейской семьи

    Прежде чем коснуться интимных сторон жизни традиционной еврейской семьи, мы не можем хотя бы в нескольких фразах не остановиться на тех принципах, на которых она строилась в течение многих столетий и продолжает строиться до сих пор. Ибо без этого читатель просто не сможет понять и принять правила еврейской сексуальности.

    Почему-то в кругах нееврейских историков и социологов весьма широкое распространение получил взгляд, согласно которому женщина считается у евреев неким второсортным существом, целиком подчиненным своему мужу. В качестве «весомого» довода обычно приводится благословение, которое каждый религиозный еврей читает утром, перед тем, как отправиться в синагогу:

    Благословен ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной за то, что не сотворил меня женщиной.

    Что же, благословение это еврейские мужчины действительно читают. Однако вовсе не потому, что женщина приравнивается к некоему низшему существу. Напротив, во многих комментариях подчеркивается, что смысл этого благословения заключается исключительно в благодарности Творцу за то, что Тот дал мужчине возможность выполнять определенные заповеди, от которых женщина свободна. Свободна она от них исключительно потому, что, будучи создана после мужчины (а достаточно прочитать текст Торы, чтобы убедиться, что творение мира совершалось по принципу «от низшего к высшему»), она является в определенном смысле более высшим, более духовным существом.

    Чтобы не быть голословными, сошлемся на блестящего талмудического ученого, раввина Адина Штайнзальца*. На вопрос своего оппонента Михаила Горелика о проявлении некоего мужского шовинизма в уже упоминавшейся утренней молитве, раввин замечает:

    Не следует забывать, что и женщина в этой молитве благодарит Всевышнего, что он создал ее именно женщиной. Помимо религиозного, здесь есть и важный психотерапевтический эффект.

    Своего рода аутотренинг. Эта молитва укрепляет достоинство и самоуважение человека, которые неразрывно связаны и с его полом. Эта молитва приучает человека смотреть на свой пол как на большую жизненную удачу, как на везение, как на дар, который заслуживает благодарности…

    …Мужское и женское - взаимообусловлены. Это две половинки единого целого. Мужчина без женщины, женщина без мужчины в каком-то смысле односторонни и нуждаются в соединении….

    В Торе рассказывается о том, как праматерь Сара дает указание своему мужу Аврааму изгнать из дома Агарь и Ишмаэля*. Когда Авраам, глубоко любящий старшего сына, начинает раздумывать о том, стоит ли ему выполнять выраженную в самой категорической форме просьбу жены, он слышит голос самого Бога: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара!».

    «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» - вот, пожалуй, ключик, отворяющий заветный смысл взаимоотношений в традиционной еврейской семье: решения по основным вопросам принимает женщина, а муж лишь подчиняется ей и выполняет эти решения.

    Функция женщины как главы еврейской семьи де-факто, берущей на себя ответственность за решение всех жизненно важных для нее вопросов, начала усиливаться еще в древности и окончательно закрепилась в Средневековье. Во многом это было связано с тем, что мужчина с согласия и при поддержке жены посвящал большую часть своего времени изучению Торы, сидению над священными книгами или молитвам и диспутам в ешиве и синагоге, в то время как на женщину ложились основные заботы об обеспечении семьи.

    Идеал еврейской жены как «жены радетельной» сформулирован в «Мишлей» («Книге Притчей») царя Шломо (Соломона):

    Жену радетельную кто найдет?

    Намного выше жемчуга цена ее.

    Муж во всем полагается на нее

    И не знает недостатка ни в чем.

    Все дни жизни приносит она ему благо - не зло.

    Она берет шерсть и лен, работают охотно руки ее.

    Подобна она купеческим судам, привозящим хлеб издалека.

    Встает затемно, чтобы приготовить еду,

    Задать работу по дому служанкам своим.

    Задумает купить участок земли - и сделает это;

    Своими руками разобьет в нем виноградник.

    Препоясана мощью, сильны руки ее.

    Чувствуя, что работа спорится,

    Не гасит светильник всю ночь.

    С веретеном в руках сидит за прялкою.

    Она протягивает руку бедному, подает нищему.

    Ее домочадцы не боятся стужи - все они одеты

    в теплые одежды.

    Она ткет для себя ковры,

    Одевается в виссон и пурпур.

    Знаменит муж ее,

    Он заседает со старейшинами у городских ворот.

    Она делает покрывала и продает их,

    Доставляет пояса торговцам.

    Облачается в силу и великолепие,

    Радостно смотрит в будущее.

    Слова мудрости на устах ее

    И речи ее милосердны.

    Она следит за порядком в доме

    И праздного хлеба не ест.

    Встают сыновья ее при виде ее,

    Чтобы воздать ей хвалу,

    Муж ее воспевает:

    «Многие жены добродетельны,

    Но ты превосходишь их всех!»

    Обманет миловидность, уйдет красота,

    Но Богобоязненная жена будет воспеваться.

    По трудам воздайте ей!

    Славьте у всех ворот деяния ее!

    Эти слова, положенные на прекрасную, возвышенную мелодию неизвестным еврейским композитором, каждый религиозный еврей должен спеть своей жене в субботу вечером. И из них отчетливо видно, какая огромная роль отводится женщине в еврейской семье.

    Впрочем, признание за женщиной главенствующего положения не исключает и требования равноправия в семье: согласно классической еврейской поговорке, муж должен относиться к жене как слуга к царице, а жена к мужу - как служанка по отношению к царю. То есть, любой, даже самый бедный еврейский дом, является своего рода царским дворцом, где каждый из супругов стремится угадать желания другого и услужить ему; здесь любые конфликты устраняются очень быстро, прежде всего потому, что каждая из сторон ищет, в чем же именно заключается ее вина в семейной ссоре.

    На принципах взаимных уважения и заботы о счастье супруга и базируются интимные взаимоотношения в еврейской семье.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга автора Люкимсон Петр Ефимович

    Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

    1. «Эдипов, шмедипов – лишь бы он мать свою любил» Крепкая хватка еврейской

    Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

    Гастрономия еврейской ассимиляции Человек заходит в китайский ресторан. – Какое у вас на сегодня фирменное блюдо? – спрашивает он. – Баклажанная пармигиана, – отвечает официант. – Но это же китайский ресторан. Почему у вас в меню баклажанная пармигиана? – Потому что

    Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

    Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай Михайлович

    Жизнь пчелиной семьи в течение года Конец зимы. Начало кладки маткой яиц Ещё зимой, примерно, за месяц-полтора до выставки пчёл из зимовника, матка в пчелиной семье начинает откладывать яйца, а пчёлы – выкармливать выходящих из них личинок.В средней полосе России матки

    Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

    Глава VI Повседневная жизнь в больнице В больничной жизни есть многое, к чему врачи относятся как само собой разумеющимся мелочам. Для человека, далекого от медицины, эти «пустяки» порой кажутся непреодолимо трудными.Прочитав эту главу, вы не только убедитесь, что

    Из книги Энциклопедия: Волшебные существа автора Бриггс К.

    Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

    ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЗАНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ Местность при ведении партизанской войны подразделяется на район боевых действий и зону отдыха.В зоне отдыха нападение и диверсии против противника, как правило, не осуществляются.Расстояние между районом боевых

    Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

    Сексуальное воспитание в еврейской семье Одной из особенностей еврейского образа жизни и еврейского воспитания является довольно раннее посвящение детей в тайны взаимоотношений между мужчиной и женщиной.Сказки о том, что детей находят в капусте или покупают в

    Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

    И еще раз о странностях еврейской торговли Автору этих строк как-то довелось наблюдать весьма странное поведение одного его приятеля, живущего в иерусалимском религиозном квартале Меа-Шеарим. Некогда обычный советский инженер, он по приезде в Израиль превратился в

    автора Люкимсон Петр Ефимович

    Глава 5. На еврейской бойне И так, как же должен производиться кошерный забой животного в соответствии со всеми требованиями еврейской традиции?Для начала животное должно быть доставлено на место «шхиты». Это может быть и просто двор резника, или, скажем, специально

    Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

    Глава 1. На еврейской кухне Существует несколько признаков, по которым, оказавшись в незнакомом доме, можно почти безошибочно определить, живет ли в нем религиозная еврейская семья.Ну, во-первых, это прибитая на косяке дверей мезуза – небольшая продолговатая коробочка,

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

    Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

    Экономика и повседневная жизнь В свое время Великобритания была одной из благополучнейших стран Европы. Сейчас по большинству показателей уровень британской жизни ниже среднего по ЕС. В 1992 году эти показатели давали основание получить от ЕС финансирование,

    Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

    ПРАЗДНИЧНАЯ ИЛИ ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА Будь то традиционный фрак или более лёгкая одежда, экипировка музыкантов никак не сказывается на качестве их игры. При условии, разумеется, что ткань не мешает работе с инструментом и не слишком груба и непроницаема, чтобы музыканту не

    Из книги Пчелы в радость, или Опыт естественного подхода в пасечном деле автора Лазутин Федор

    Жизнь пчелиной семьи в течение года Известно, что каждая в отдельности рабочая пчёлка живёт сравнительно недолго - около 40 дней. За это время она успевает прожить полезную, насыщенную и яркую жизнь, этапы которой подробно описаны в специальной литературе. В разные

    Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

    В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
    В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

    "" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
    "В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
    " (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

    Роль брака

    В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
    Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

    Гиллеля:
    "Если не я за себя, кто за меня?
    И если я только за себя, то кто же я?
    И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
    Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

    Молитва о детях
    Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
    "Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

    О воспитании
    Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
    «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
    "То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
    "Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
    "Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
    "Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

    Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

    ""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

    "Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
    Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

    "Никто не порезался?"
    Хана Сара Редклиф пишет:
    "... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

    "У нас болит нога"
    Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
    Соблюдение ритуальной чистоты
    Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

    Секрет шалом-байт (семейного мира)
    "Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
    "В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
    "Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
    Владислав НАГИРНЕР.

    Согласие и благословение родителей на брак своих детей
    Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
    «И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

    Как поступали, если родители не соглашались?
    «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
    "Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
    «И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

    Еще о родительском благословении:
    «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
    «И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
    «И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

    «Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

    Живя среди представителей разных народностей и этнических групп, разные евреи исполняют заповеди Торы по-разному, концентрируя большее или меньшее внимание на какой-либо из ее особенностей. И в том, и в другом случае исполнение заповеди правильное.

    Очень часто евреев разделяют по тем регионам, в которых они проживают. Есть две основные этнические группы евреев: ашкеназы, или европейские, германские евреи, и сефарды – ближневосточные или испанские евреи. Если говорить об израильских сефардах, имеются в виду евреи – выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д. Отдельно часто выделяют бухарских, горских, йеменских, марроканских и даже индийских евреев.

    Коротко о разных евреях

    Бухарские евреи – евреи, живущие в Средней Азии. Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. Видимо, первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в., когда были разгромлены Сасаниды в Иране и там утвердилась власть халифата. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы.

    Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура. Рассказывают, что в Ширазе (Иран) Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, т.к. “по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин”. Тимур согласился. В Бухару переселилось десять семей искусных красителей. Они создали в Бухарском эмирате отдельную отрасль промышленности: красильные мастерские по окраске шелка и пряжи.

    Диаспора бухарских евреев развивалась быстро. Они захватили в свои руки торговлю некоторые отрасли ремесленничества. Они не ассимилировались с узбекской нацией, но стали интегрированной ее частью. Они стали частью семьи узбекской нации.

    Конечно, в Бухарском эмирате они испытали и гонения и унижения. В отношении их проявлялись религиозная неприязнь, их положение было унизительным. Нередко богатых евреев избивали за требование вернуть долг. Это отношение к евреям перешло и в обычное право и в законодательство. Тем не менее, бухарские евреи хранили верность своей вере, традициям образу жизни, безропотно подчинялись всем предписаниям, но стремились жить в дружбе с узбеками. Они не роднились, но жили единой семьей.

    Первые исторические свидетельства об ашкеназских евреях относятся к X-XIII векам. В культурном отношении ашкеназские евреи являются единственными прямыми и непосредственными наследниками еврейской культурной традиции, сформировавшейся в древней Иудее и Вавилоне. Ашкеназская культурная традиция сформировалась на рубеже первого и второго тысячелетия. Распространение талмудической учености и иврита среди евреев Европы в конце первого тысячелетия, по-видимому, связано с общим перемещением еврейского населения из Азии на запад, последовавшего за созданием арабского халифата в VII веке. Распад единого Багдадского халифата и экономическое усиление общин в Европе привели к оттоку еврейских ученых на запад и возникновению новых центров еврейской учености в Европе.

    На протяжении первого тысячелетия двумя основными еврейскими религиозными традициями были палестинская и вавилонская. Ашкеназские евреи до XIII века произносили гласные звуки в иврите так же, как и сефарды, т.е. согласно палестинской традиции. Но в XIII веке у ашкеназов эта традиция сменяется вавилонской. Однако прямых свидетельств о миграции масс евреев из Ирака в Германию в XIII веке не существует.

    Сефардские евреи разговаривали на иудео-испанском наречии, получившем название ладино. Они считали себя еврейской элитой. Испанские евреи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г. эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефардской общины нельзя использовать для помощи вдове. С течением времени эти жестокие правила смягчались. Любопытный факт: если вы встретите еврея по фамилии Ашкенази, то он почти наверняка сефард. Много поколений назад его европейский предок поселился среди сефардов, которые и прозвали его Ашкенази; фамильное прозвище сохранилось, даже когда его потомки давно уже превратились в сефардов.

    Существует еще одна этническая группа – горские евреи – ветвь еврейского народа, говорящая на иранском наречии и традиционно проживающая на Восточном Кавказе. Когда евреи осели на территории Азербайджана и Дагестана, то там уже жил другой народ – таты, мусульмане иранского происхождения, их еще иначе называют кавказскими персами. Вообще-то, версии о переселении евреев на Кавказ есть разные. В конце XIX века этнограф Илья Анисимов в книге “Кавказские евреи-горцы” рассказал о близости языка татов и горских евреев и сделал вывод, что горские евреи – это таты, принявшие иудаизм. А есть версия этнолога Льва Гумилева о переселении в VI веке, то есть еще до появления ислама, в Хазарию (ныне территории Дагестана и Чечни) ираноязычных евреев из Персии, где была большая и влиятельная еврейская община, перешедшая с иврита на персидский язык.

    Горские евреи в каком-то смысле “утяжеляют” обычаи. Они сохранили их почти неизменными – за счет того, что жили сплоченно и достаточно замкнуто. Веками они чтили законы Торы и сохраняли верность заветам отцов. У горских евреев всегда был раввинский совет, но помимо этого действовал еще и совет общины. Горские евреи почти не ассимилировались. Общины не одобряли смешанные браки.

    Такие разные традиции

    Все евреи изучают Тору. Но у европейских евреев, как правило, принято в большей степени постигать Тору с интеллектуальной стороны. У сефардских зачастую - большее значение имеет эмоциональное восприятие.

    Еже недельно евреи встречают Шабат. Этот день напоминает каждому еврею о духовной цели в его жизни. Шабат – одна из основ единства еврейского народа. Днем покоя считается отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шабата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей. Известным блюдом, которое сефарды готовили на Субботу, был хамин – большой горшок с рисом, бобами и мясом, сутки протомившийся в печи.

    Бухарские евреи готовили на Шабат – разновидность плова. Главным его отличием от обычного плова было то, что в нем отсутствовала морковь, но была зелень. Из-за этого его еще часто называли “зеленый плов”. Бахш можно готовить как в казане, так и в мешочке.

    Горские евреи трансформировали многие азербайджанские блюда на свой вкус. Популярным блюдом шабатней трапезы у них является Ош Ярпагы. Оно представляет собой голубцы из капустных листьев, начиненные мелко нарезанным мясом, луком, рисом и зеленью и сваренные с айвой в кислом соусе из алычи.

    Ну и, конечно же, как не вспомнить о гефилте фиш – традиционном блюде ашкеназских евреев, которое представляет собой фаршированную рыбу. Без него не обходится ни один праздник, в том числе и Суббота.

    Нельзя обойти стороной один из самых важных и интересных еврейских обычаев – еврейскую свадьбу, то есть хупу. Еще 100-150 лет тому назад не одни евреи, но практически все женились только с помощью сватовства. До сих пор традиционным способом происходит помолвка у религиозных евреев, в частности у белзских хасидов. Жениха или невесту находят с помощью сватовства. Сначала отец невесты идет посмотреть на жениха, позже прибывают родители жениха, чтобы встретится с невестой, еще чуть позже молодые люди встретились друг с другом. У девушки есть возможность отказаться от партии, также как и у юноши. После помолвки жених и невеста встречаются снова, после чего они расстаются до свадьбы, которая состоится поздней осенью.

    И ашкеназы, и сефарды обменивались подарками после помолвки, при этом каждая еврейская община в Иерусалиме сохраняла свои собственные обычаи. У сефардов жених посылал невесте на праздники подносы сладостей, где среди них самым важным было какое-то украшение. А невеста посылала в ответ свиток Эстер в красивом футляре, вышитый футляр для талита с именем жениха. У евреев-ашкеназов невеста посылала жениху часы, штреймл и талит, а жених невесте шелковое платье, вышитое золотом.

    У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.

    В зависимости от принадлежности к этнической группе – ашкенази или сефардов – на свадебном столе могут присутствовать различные блюда. Ашкенази жарят курицу, к ней подают картофель и различные овощи. Сефарды же готовят баранину или рубленую курятину вместе с кус-кусом (рисом), щедро посыпанные пряностями и приправами.

    У ашкеназов существует обряд Капарот. Он практикуется религиозными евреями накануне Йом-Кипур. В обряде есть много разных элементов, наиболее известный из которых – крутить живую курицу или деньги над головой три раза. Цель обряда –напомнить и дать прочувствовать человеку, что за грехи полагается суровое наказание, что должно побудить человека к раскаянию накануне Судного дня. Зарезанную курицу или деньги отдают бедным людям в качестве пожертвования, тем самым увеличивая свои заслуги перед Судным днем. Духовные руководители сефардов долгое время осуждали этот обряд, считая его языческим. Лишь после того, как Ицхак Лурия и его последователи придали этому обряду мистический смысл, отношение сефардов к нему начало меняться.

    У представителей харедимных общин есть один как минимум очень странный обряд, который не одобряется представителями других общин – живой человек какое-то время лежит в могиле. Но для ультраортодоксов это вполне нормально, даже полезно - они верят, что это может продлить жизнь.

    Между сефардами и ашкеназами заметны и различия в устройстве синагог и порядке синагогальной службы: так, в сефардских синагогах Сефер-Тора хранился в богато инкрустированном деревянном или серебряном футляре (у ашкеназов - в чехле из парчи или шелка), ковчег (шкаф) для хранения свитка (хехал, у ашкеназов - арон ха-кодеш) часто имел три отделения, из которых центральное было самым высоким, возвышение для публичного чтения Торы (бима) располагалось в центре синагоги (у ашкеназов - около арон ха-кодеш), возношение свитка Торы предшествовало его чтению (у ашкеназов - следовало за ним).

    Еврейский народ большой, разный, и люди его живут в местах с разной повседневной действительностью, ментальностью, культурой. Но, несмотря на это, мы всегда чувствовали свое единство, как бы интуитивно ощущая на расстоянии радость и горести своих соплеменников, стараясь поддержать и помочь. Мы знаем, что благодаря этому мы все преодолеем и победим, ибо другой вариант для нас невозможен.

    Материал подготовила Татьна Аххо

    Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!