Какую веру исповедуют дагестанцы. Дагестан: население, история и традиции. Большие народы и маленькие народности

В 19:25 самолет Boeing 737 500 (авиакомпания "Татарстан"), выполнявший рейс №363 из Москвы в Казань, взорвался при посадке. По предварительным данным, при выполнении захода на посадку лайнер задел крылом землю. Как выяснилось позже, экипаж к посадке готов не был и запрашивал разрешения уйти на второй круг, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах республики.

Авиадиспетчер Кирилл Корнишин (в эфире телеканала "Россия 24") : "Он (пилот) мне доложил, что он уходит на второй круг, и я ему дал набор — все как по документам — и все. А он сказал, что у него непосадочная конфигурация. Я ему дал набор, как это должно быть стандартно. Он подтвердил. И не ушел. Это буквально через несколько секунд произошло".

На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа.

Информация о погибших

Погибли все находящиеся на борту 50 человек.

Среди погибших — сын президента Татарстана Ирек Минниханов, глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов, жена известного спортивного комментатора Романа Скворцова.

В списке погибших значится Булл Донна Каролина, гражданка Великобритании (дата рождения — 14 февраля 1960 года).

Открыты горячие линии: 8 843 227 46 50, 8 800 775 17 17, 8 843 273 91 45.

Что известно о самолете

Разбившийся самолет эксплуатировался 23 года, свой первый полет он совершил в 1990 году. Его бортовой номер — VQ-BBN. Самолет с этим номером в прошлом году уже совершал аварийную посадку в Казани. Тогда сработали датчики разгерметизации салона.

Согласно информации на сайте aviation-safety.net , предыдущими эксплуатантами самолета были такие авиакомпании, как Bulgaria Air (с мая 2008 года) и румынская Blue Air (с 1 сентября 2005 года). С 17 декабря 2001 года с данным самолетом, который тогда находился в эксплуатации у авиакомпании Rio Sul, произошел авиаинцидент в Бразилии. Всего указанный самолет эксплуатировало семь авиакомпаний, включая "Татарстан".

Григорий Бусарев (в эфире "Россия 24" ): "Я летел рейсом дневным из Казани (в Москву)… Самолет заходил на посадку в аэропорт "Домодедово"… Его мотало из стороны в сторону… Похоже на турбулентность, как попадаешь в воздушную яму. Крылья мотало из стороны в сторону, и нос вниз запрокидывал постоянно".

Руслан Калимуллин (на своей странице во "ВКонтакте " ): " Летел сегодня этим самолетом из Казани в Москву в 15.20, садились в Домодедово так, как будто у самолета система стабилизации горизонта была неисправна, пилот с трудом выравнивал судно перед посадкой, при контакте с землей, нас немного занесло, но пилот справился и я перекрестился. То, что по телевизору говорила одна из пассажирок, типа при посадке в Москве у самолета шла сильная вибрация по кузову, так это у всех старых машин такое наблюдается и при взлете, вибрация идет не по кузову, а по внутренней обшивке, такое часто встречается на самолетах, которые давно не реставрировали. Зарекался же не летать на дешевых рейсах, чего меня в этот раз жаба задушила купить билет не за 5 на нормальный аэрофлотовский рейс, а на этот за 3. Я перед покупкой билета не поленился позвонить, уточнить, что за машина выполняет этот рейс. Ну, думаю, раз Боинг 500, все должно быть хорошо. А когда садились, я сразу обратил внимание на то, что машина реально уже "уставшая" и немного стало стремно…"

Страховка

Ответственность авиакомпании "Татарстан" застрахована в "Ак Барс Страхование", сообщил "Прайму" источник на страховом рынке. В соответствии с Воздушным кодексом, в случае гибели пассажира страховая выплата составляет 2 миллиона рублей плюс 25 тысяч на погребение. СОГАЗ выплатит по 2 миллиона рублей родственниками погибших пассажиров.

Расследование

По предварительным данным, причиной катастрофы могла стать ошибка экипажа, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах. В числе версий также погодный фактор и техническая неисправность. В Росгидромете сообщили, что погодные условия были нормальными для такого типа самолетов.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Ведутся поиски "черных ящиков". Взяты на проверку образцы топлива, которым заправила лайнер.

Позднее источник в "Домодедово" сообщил, что все самолеты в аэропорту "Домодедово" заправляются в одной емкости.

На 22:45 мск поисково-спасательные работы на месте крушения завершены.

Cледственный комитет России сообщил о завершении расследования уголовного дела об авиакатастрофе воздушного судна «Боинг 737-500» в международном аэропорту города Казани в ноябре 2013 года.

Крушение в аэропорту

17 ноября 2013 года авиалайнер Boeing 737-500 (53A) авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс U9-363 по маршруту Москва—Казань, упал при заходе на посадку в аэропорту Казани.

В результате крушения погибли все, кто находился на борту лайнера, — 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе жертв катастрофы оказались сын главы Республики Татарстан Рустама Минниханова Ирек Минниханов , глава Управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов , известный учёный-востоковед Диана Гаджиева , Эллина Скворцова (жена спортивного телекомментатора Романа Скворцова ), двукратная чемпионка Республики Татарстан по шахматам Гульнара Рашитова .

В тот же день следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Практически сразу среди главных версий катастрофы стало фигурировать предположение об ошибочных действиях экипажа в сложных метеоусловиях. Переговоры пилотов с диспетчером свидетельствовали о том, что первая попытка захода на посадку экипажу не удалась. Оценив положение самолёта относительно взлетно-посадочной полосы как «непосадочное», летчики начали уход на второй круг. Через 25 секунд после этого «Боинг» начал падать.

В декабре 2013 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил: «Командир самолёта Рустем Салихо в имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией. У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных центров, которые в настоящее время ликвидированы».

Выводы МАК: командир «Боинга» не имел первоначальной летной подготовки

23 декабря 2015 года Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет по результатам своего расследования катастрофы в Казани.

«Причиной катастрофы самолёта Boeing 737-500 VQ-BBN явились системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полётов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полётам неподготовленного экипажа, — говорилось в документе. — При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолёта в сложное пространственное положение на кабрирование («NOSE UP UPSET»). Отсутствие у КВС (пилотирующего пилота) навыков вывода самолёта из сложного пространственного положения («UPSET RECOVERY») привело к созданию им значительной отрицательной перегрузки, потере пространственной ориентировки и переводу самолёта в крутое пикирование (угол тангажа на пикирование до 75°) вплоть до столкновения с землёй» .

По мнению МАК, авиационное происшествие стало следствием сочетания ряда факторов, среди которых:

— отсутствие у КВС (командира воздушного судна — прим. АиФ.ru ) первоначальной лётной подготовки;

— допуск к переучиванию на Boeing 737 членов лётного экипажа, не в полной мере удовлетворяющих квалификационным требованиям для направления на переучивание, в том числе по английскому языку;

— методическое несовершенство процесса переучивания, формальный контроль за результатами и качеством переучивания;

— низкий уровень организации лётной работы в авиакомпании, что привело к неустранению выявляемых в течение длительного времени недостатков в работе с навигационным оборудованием, технике пилотирования и взаимодействии членов экипажа, в том числе при уходе на второй круг;

— систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам, что могло привести к накоплению усталости и негативно повлиять на работоспособность членов экипажа;

— повышенное психоэмоциональное напряжение членов экипажа перед уходом на второй круг из-за длительной неспособности определить местоположение самолёта с необходимой для производства посадки точностью.

На основании фальсифицированных документов

Следственным органам потребовалось еще четыре года, чтобы прийти к окончательным выводам с точки зрения закона.

«В ходе следствия установлено, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула . По данным следствия, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов, — говорится в сообщении СК РФ. — Так, Валерий Портнов , занимавший должность заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания Татарстан", направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации. В свою очередь Шавкат Умаров , являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова, что позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства. В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна».

Также следствие полагает, что Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. С марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

В отношении погибших летчиков дело прекращено. Их боссам предъявлено обвинение

«17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва—Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна, — говорится в сообщении. — Для получения и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. В ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия».

Уголовное преследование в отношении командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула прекращено в связи с их смертью.

Портнову и Фомину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Шавкту Умарову — по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России