Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе – лепная «жемчужина» в стиле барокко. Чудесная сила исцеления фигуры Христа

Фото: Костел Святых апостолов Петра и Павла

Фото и описание

Жемчужиной барокко по праву называется этот костел, расположенный в Вильнюсе. В советское время он относился к самым выдающимся памятникам в стиле барокко. Речь идет о памятнике архитектуры 17 столетия, римско-католическом приходском костеле Святых апостолов Петра и Павла.

Предположительно на месте нынешнего храма находилось языческое святилище, а во времена Ягайло там был построен деревянный костел. После пожара в 1594 году, уничтожившего деревянный храм – был отстроен новый, так же деревянный костел. Строительство длилось семь лет с 1609 по 1616 годы, но во времена войны с Москвой, происходившей в 1655 – 1661 гг. здание было разрушено.

Костел основан литовским гетманом Михалом Пацем во исполнении обета, который он давал за освобождение его из плена, а так же в ознаменование освобождения Вильнюса от захватчиков. Строительством храма руководил Д. Фредиани, а начинал строить зодчий Ян Заор в 1668 году. Окончание строительства костела - 1676 год. Отделка началась в следующем году. Интересен тот факт, что перед своей смертью Пац завещал похоронить его под порогом храма с надписью «здесь лежит грешник». В 1808 году монахи соорудили памятник Пацу с эпитафией на латинском.

В начале 19 столетия храм был реконструирован мастерами Джованни Беретти и Никола Пиано, во время реконструкции был сооружен амвон в стиле рококо. В помещениях прилегающего к костелу монастыря, построенного сразу же после окончания строительства храма, были устроены казармы для русских солдат. В период между двумя войнами их занимали поляки. По окончании второй мировой войны тут размещалось Вильнюсское пехотное училище, а позднее – с 1953 года – Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники. В это же время в костел перенесены мощи Святого Казимира из кафедрального собора святого Станислава.

В основе плана костела лежит латинский крест, сам храм - базиликальный. Над пересечением прямого и поперечного нефов расположен купол с фонарем. Главный фасад дополняют две башни круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах храма.

Довольно скромный фасад украшен карнизами, разделяющими его на два яруса. Второй ярус венчает треугольный фронтон, близкий по композиции к портику. В нише находится балкон и декоративно оформленный портал. В нишах, расположенных по бокам от большого окна располагаются фигуры святых Августина и Станислава. Над входом в костел находится украшение в виде щита, с гербом рода Пацев.

О своих впечатлениях о внутреннем убранстве костела написал А. Н. Островский: «Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь». Всего же лепных фигур в храме насчитывается около двух тысяч. Основные лепные украшения выполнены итальянскими мастерами Джованни Пьетро Перетти и Джовани Мариа Галли.

В костеле девять алтарей, главный из них во имя святых Петра и Павла. Внутренне пространство храма решено очень гармонично, множество скульптурных украшений на сводах, куполе, в капеллах, центральном нефе придают внутреннему убранству завершенный вид. Центральный неф и сакристию украшают фрески руки итальянца – Паллони. Взамен старого алтаря, проданного в конце 18 века, был создан новый в начале 20 века. Слева от него находится алтарь Иисуса Антакольского, обладающий (как считается) чудотворной силой. Костел освещает люстра, выполненная в виде корабля, сделанная в 1905 году латвийскими мастерами.

Все реставрационные и ремонтные работы особых изменений в облик храма не привнесли. До 1989 года костел служил главным католическим храмом города. Храм действующий, в нем проводятся службы на литовском и польском языках.

Настоящая «жемчужина барокко», костел Святых апостолов Петра и Павла по праву считается одним из наиболее выдающихся литовских памятников барокко. Находится он в Вильнюсе в самом начале улицы Антакальнё. Костел был освящен в 1701 г.
Хотя костел много раз реставрировали, он сохранился без каких-либо существенных изменений.
В помещениях прилегающего к костелу с 1677 г. монастыря латеранских каноников (августинцев) в XIX в. были устроены казармы российской армии.
До 1940 г. на просторной площадке перед костёлом в день храмового праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) проходили многолюдные ярмарки. В период между двумя мировыми войнами их занимала польская армия. В 1942 г. (время Второй мировой войны) костел был заметно поврежден. После Второй мировой войны здесь же размещалось Вильнюсское пехотное училище, а с 1953г. Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО.
Костел Святых апостолов Петра и Павла - римско-католический приходской костел Вильнюсского деканата, памятник архитектуры XVII века. Ныне площадь напротив костела носит имя Иоанна Павла II - папы римского который посетил Литву в 1993 г. Службы в костеле проводятся на польском и литовском языках.

В далекое время на этом месте находился храм языческой богини любви Милды (Мильды). Во времена Альгирдаса на том месте уже стоял небольшой деревянный костел. Во времена Витаутаса он был тоже деревянным. В конце XV в. вильнюсский епископ Таборас обновил уже разваливающийся храм, но в 1594 г. костел сгорел. В 1609-1616 гг. был построен новый деревянный костел, но он в 1655-1661гг. был разрушен царскими войсками России.
Основатель нынешнего каменного костёла - великий гетман литовский Миколас Казимирас Пацас, заложивший храм в исполнение обета, данного за своё избавление из плена у бунтовавших солдат, и в ознаменование отступления русских захватчиков из Вильны. Строительство на горе, некогда именуемой Горой Тауро, было начато зодчим из Кракова Яном Заором в 1668 г. C 1671 г. строительством руководил итальянец Джамбаттиста Фредиани. В 1676 г. строительные работы были завершены.
Костел был построен далеко за тогдашней городской чертой. В целях безопасности его окружили стеной, по углам которой располагались башни-часовни. В основе этого прямоугольного базиликального храма лежит форма латинского креста. Над местом пересечения центрального нефа и трансепта располагается купол с фонарем. По флангам главного фасада находятся две башни.
Двухъярусный фасад украшен строгими колоннами. Рельеф в нише символизирует мир. Костел имеет декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. В нишах слева и справа от большого окна и балкона находятся фигуры святого Станислава и святого Августина. Наверху второго яруса над входом выгравирована надпись: «REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE» («Королева мира, укрепи нас в мире»), обыгрывающая родовое имя инициатора строительства костела М.К. Пацаса. Портал обрамлен колоннами, материал которых имитирует мрамор. Вход увенчан картушем с родовым гербом Пацасов – двойной лилией перехваченной кольцом (Гоздава). На левой, северо-западной, стене храма – написана маслом большая картина, изображающая страшные события эпидемии чумы, свирепствовавшей в Вильно в 1790 году.
В костёле девять алтарей. Главный - во имя святых апостолов Петра и Павла. Остальные - Иисуса из Антакальниса, Девы Марии, Святого Франциска Ассизского, Пяти Ран Иисуса, а также алтари в четырёх часовнях.
Создателями поражающего своей роскошью и изысканностью внутреннего убранства костела (в т.ч стукковых рельефов: смесь гипса и мраморной крошки) были скульпторы Джованни Мариа Галли из Рима и Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана. В работе принимал участие и мастер из Вильны Мацей Жилевич (М. Жилявичюс).
Работы по лепным украшениям продолжались другими мастерами вплоть до 1704 года.
В результате в костеле находится более 2000 лепных фигур на исторические темы (наиболее значимые события из истории Литвы), библейских (сцены из Нового Завета), аллегорических и мифологических персонажей. Фигуры демонических и фантастических существ, животных и растений украшают великолепный свод костела, а изображенный на куполе Господь смотрит на все это сверху. Справа от входа стоит скульптурная аллегория смерти - человеческий остов с косой, слева - фигура покровителя Вильнюса святого Христофора. Арка часовни Святого Августина украшена двумя барельефами, изображающими головы слонов, что должно напоминать об Африке, где подвизался отец Церкви. Скульптуры и лепные украшения в костеле выполнены из белого стука (стукко, иначе стюк).
Авторство фресок центрального нефа и сакристии, приписывают итальянскому живописцу К.М.П. Паллони. Некоторые искусствоведы считают, что автором фресок и картин был Мартино Альто Монте из Рима при возможном участии Паллони.
В 1803 г. скульпторы Никола Пиано и Джованни Беретти из Милана взялись за обновление костела. Они начали строительство главного алтаря, соорудили амвон в форме лодки в стиле рококо. Слева от главного алтаря в алтаре Иисуса из Антакальниса находится датируемая XVII в. деревянная скульптура Христа с париком из натуральных волос. Считается, что скульптура обладает чудотворной силой.
Свет в костеле дает необычная люстра, напоминающая корабль, которую сделали латвийские мастера в 1905 г.
По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Костел Петра и Павла в Вильнюсе (Литва) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Трудно с ходу понять, за что костел Св. Петра и Павла заслужил статус жемчужины барокко. Ведь своим внешним обликом он не то чтобы не блещет, но как-то сразу не «цепляет». В меру помпезен, в меру причудлив, все в нем как-то в меру. Пока не попадаешь внутрь. Вот уж где торжество барокко, пышность форм, богатство аллюзий и аллегорий барельефов. Словом, рай для искусствоведов и возможность сделать как минимум с десяток достойных снимков для туристов. Добавьте к этому еще тот факт, что у костела трагичная и богатая судьба. И именно этот храм на протяжении 30 с лишним лет был главной религиозной постройкой в стране. Не убедили? Остается только поверить на слово великому гению Островскому.

Снаружи костел не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь еще можно найти подобную роскошь.

А. Н. Островский

Абзац истории

Костел обязан своим появлением крупному литовскому магнату и великому гетману - Казимиру Пацу. Он дал клятву, согласно которой обязался возвести храм сразу после успокоения бунта в войске и возвращения Вильны в состав Литвы, что и случилось. Призван для осуществления проекта был известный в те времена зодчий из Кракова - Ян Заор, который начал строительство в 1668 г. Однако спустя всего три года возведением стал руководить совсем другой мастер - Джамбаттиста Фредиани, со склонов солнечных Апеннин. Позже к нему присоединились и соотечественники - Джованни Пьетро Перти и Джованни Мариа Галли. Вся эта итальянская компания оставила в память благодарным жителям Вильны прекрасные образцы барокко, поистине редчайшие по красоте памятники архитектуры - в виде непосредственно костела Св. Петра и Павла, а также находящегося неподалеку от него монастыря августинцев.

Храм в наши дни

Несмотря на то, что снаружи храм выглядит достаточно просто, в строении его - причудливый план. Он представляет собой базилику с основанием в форме латинского креста, а фасад фланкирован двумя башнями, что придает храму сходство со средневековым замком. Еще одна интересная деталь - греческие колонны, разделяющие два яруса. Надо сказать, итальянцы не случайно считаются мастерами ренессанса - колонны расположены по всем канонам древнегреческой архитектуры: снизу - массивные ионические столбы, сверху - изящные коринфские, с традиционной «копной лепнины» в заглавии.

Но главное достоинство костела - его внутренне убранство. Пышные, как свадебный торт с безе, усыпанные лепниной и барельефами своды собора поражают воображение. Тут понимаешь, что эпитет «жемчужина барокко» дан костелу действительно не напрасно. Обратите внимание на хрустальную люстру в виде чудо-ладьи, массивные барельефы в виде голов слонов, а также на скульптурную аллегорию смерти - человеческий остов с косой.

Стоит также сказать, что с 1953 и вплоть до 1989 гг. храму довелось выполнять роль главного католического костела Вильнюса, а, значит, и всей Литвы. Ведь именно тут хранились мощи святого Казимира в эти годы.

Практическая информация

Храм открыт каждый день с 6:30 до 18:45, службы проводятся, как правило, дважды в день на польском и литовском языках.

История этой церкви тесно связана с именем одного из самых богатых и влиятельных великих гетманов Литвы - Михаила Паца. Меценат и ревностный католик не только оплачивал строительство и работу итальянских специалистов, он жил этой стройкой, дышал ею. Результатов своих трудов Пац не дождался, незадолго до освящения храма гетман оставил этот мир. Завещав похоронить его под порогом костела с эпитафией: "Здесь лежит грешник". Все было выполнено в соответствии с завещанием фундатора.

Через сто лет молния разрушила порог-надгробие, что духовенством было воспринято, как знак того, что грехи Пац искупил и может быть похоронен по христианскому обычаю в освященной кладбищенской земле. А каменную плиту, расколотую молнией, можно увидеть и сегодня, она вмурована в одну из стен храма.


Внешне костел Петра и Павла не производит сильного впечатления, а вот интерьер поражает своим богатством и сложностью. Итальянские мастера, которые трудились над интерьером храма, украсили его двумя тысячами (!) скульптур. Алтари выполнены в стиле пышного барокко, стоит добавить, что белый цвет во внутреннем убранстве доминирует, что наполняем храм особым внутренним светом.


Алтарные картины и скульптуры


Особого внимания заслуживает картина, расположенная рядом с алтарем Богородицы. Работа неизвестного итальянского художника XVIII века изображает все ужасы чумы, посетившей город в 1790 году. Картина несколько раз "обновлялась" местными мастерами и не всегда удачно. В результате - ценным произведением искусства она не считается, но имеет высокую историческую ценность.

Среди многочисленных скульптур особое внимание привлекает фигура Смерти и Святого Христофора, покровителя литовской столицы. Высокое мастерство ваятеля, реализм, выразительность и эмоциональность этих скульптур заставляет забыть, что работы выполнены из смеси извести и толченого мрамора.


Чудотворная статуя в храме Петра и Павла в Вильнюсе


Но самая загадочная и необычная скульптура храма расположена с левой стороны от главного алтаря. Эта деревянная скульптура Иисуса Христа, "одетая" в дорогие одежды, была подарена папой Иннокентием XII одному из . В середине XIX века, после закрытия монастыря, статуя была перенесена в костел Петра и Павла.

За этой скульптурой давно и прочно закрепилась слава чудотворной. Все дело в том, что парик на голове Иисуса выполнен из настоящих волос (кому принадлежали эти волосы неизвестно), которые росли! Еще 50 лет назад статую несколько раз в год "подстригали". Достаточно было прикоснуться во время молитвы к пучку волос, чтобы исцелиться от давней тяжелой болезни, избавиться от бесплодия, обрести душевный покой. Все чудеса прекратились после одного знакового случая.

Костёл Святых Петра и Павла (Kosciol Switych Apostolow Piotra i Pawla ) выглядит снаружи достаточно скромно, однако это не мешает относить этот храм к жемчужинам среди памятников эпохи барокко .

Историки считают, что на том месте, где расположен храм, некогда существовало языческое святилище богини любви Милды. Позже на его месте Великий князь Литовский Ягайло (внук ) приказал возвести деревянный костел, который сгорел при пожаре в конце XVI в.

Здание костела Святых Петра и Павла в том виде, каком мы видим его сегодня было возведено в XVII в. влиятельным литовским магнатом Казимиром Пацем . Во время восстания своего войска он дал клятву, что если спасётся живым и невредимым, то обязательно построит костел в живописном месте. Стройка была начата в 1668 г. по проекту итальянского архитектора Джамбаттиста Фредиани, а вот её окончания Пац так и не дождался…

Перед смертью последней волей Паца было похоронить его под порогом костела под плитой, на которой должна была быть надпись «Здесь покоится грешник». Достоверно известен факт, что сто лет спустя в эту надгробную плиту угодила молния и расколола её (видимо Пац был действительно большим грешником). Тогда монахи сняли эту плиту и вмонтировали её в стену костела, справа от входа, где её можно видеть и сегодня.

Над входом в храм имеется надпись по-латыни, обращенная к Богоматери, она переводится как: «Королева мира, укрепи нас в мире».

Внутренне убранство костела Святых Петра и Павла поражает своей красотой. Такая ослепительная роскошь редко встречается в храмах. Над отделкой помещения трудились знаменитые итальянские мастера, которые создали удивительные произведения искусства. Их работе принадлежат более двух тысяч исторических, библейских, аллегорических и мифологических персонажей, фигур животных и растений. Буквально каждый сантиметр отделки помещения является настоящим шедевром. Такой удивительной лепнины лично я больше нигде не видел.

Вся отделка выполнена из белоснежного стукко , т.н. искусственного мрамора, известного еще со времен Древнего Египта. Глядя на великолепные картины и фигуры, просто поражаешься мастерству и таланту мастеров, которые всё это создали.

Нечасто к католическом храме можно встретить изображение смерти. А в костёле Святых Петра и Павла Вы увидите её справа от входа.

Одной из главных святынь храма является деревянная фигура Христа (XVII в.), доставленная в костел в 1700 г. в качестве подарка от папы римского. Считается, что она обладает чудесной силой исцеления. Она пользуется большим уважением среди прихожан.

Костёл Святых Петра и Павла расположен по адресу 1 Antakalnio gatva (начало улицы), и добраться сюда можно на автобусах № 2-4, 14, 17.

Удачного путешествия!