Кто такой янус в древнем риме. Янус в древнеримской мифологии. Янус в литературе

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Двуликий янус

Янус (лат. Ianus , от лат. Ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно – древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу "хороший-плохой", и принадлежат они одному и тому же существу.

Другие интересные выражения из русской речи:

Полностью это выражение в нашем обиходе звучит, как индюк думал, да в суп попал.

Суть выражения днем с огнем (искать что-либо) предельно ясна. Днем и так светло,

Все мы пользуемся прилагательным допотопный, даже не задумываясь о его

Откуда произошло выражение древо познания и что оно означает? Ведь само

Выражение держи карман шире в наше время передает иронично-насмешливое

Существует мнение, что выражение держать нос по ветру , появилось в эпоху

Выражение джентльменское соглашение означает устное соглашение между

Выражение Дамоклов меч , как и многие другие, пришло в наш обиход из древней

Дело в шляпе – довольно распространенное выражение, которое означает, что дело, о

Дары данайцев , или более полная версия “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. Смысл

Выражение дело табак означает безнадежность, безвыходность ситуации или

Еще интересные выражения

На букву "Г"

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее)и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое - в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 365 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в символ прошлого и будущего (ср. благоразумие) - в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут - змея, свернувшаяся кольцом, - античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: "древность зовет меня Хаос" В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры - Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус.

Происхождение выражения «Двуликий Янус» связывают с именем древнеримского двуликого бога всех дверей, входов и выходов, Янусом, в переводе с латинского означающий «аркада» или «крытый проход».

Согласно легендам Янус был чуть ли не первым правителем прародины Древнего Рима царства Лациум. Свою двуликость Янус приобрел благодаря одному из древнейших богов Сатурну, который отождествлялся в древнегреческой мифологии с титаном и верховным божеством Кроносом. Когда благодаря стараниям бога неба, грозы и дневного света Юпитера (аналог Зевса в Древней Греции) Сатурн потерял свой трон, он на корабле доплыл до царства Лациус. Здесь его с почестями встретил царь Янус и устроил торжественный прием. За это Сатурн наделил Януса волшебным даром - умением видеть прошлое и будущее. Именно за эту способность Януса стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположными стороны. Одно лицо было лицом молодого человека, смотрящего в будущее, а другое лицо изображало лицо умудренного опытом взрослого мужчины, взгляд которого был направлен в прошлое.

А еще его называли «отпирающим» и «закрывающим» богом. Поэтому неотъемлемым атрибутом в изображении Януса являлись ключи. Ведь он считался покровителем всех начинаний, начала и конца. Прежде чем начать какое-либо дело древние римляне взывали к Янусу и просили у него помощь и покровительство.

В годы своего правления Древним Римом царь Нума Помпилий учредил праздник в честь Януса, названный Агоналиями или праздником агонии. Проходил он 9-го января и сопровождался широкими гуляньями. Основным действом празднества было приношению в жертву Янусу белого быка, а центральной и главной фигурой на время праздника становился жрец Януса, которого называли «царем жрецов». В этот день были запрещены всякого рода ссоры и раздоры, чтобы Янус не прогневался и ниспослал неурожайный год.

Считается, что именно Янус научил древних римлян земледелию, выращиванию овощей и фруктов, разным ремеслам. Его почитали путешественники и моряки, считавшие Януса «шефов» всех дорог и основоположником кораблестроения.

Еще Янус вел счет дням, месяцам и годам, заложил основы исчисления и календаря. На пальцах его правой руки можно увидеть изображение числа «ССС» (300), а на левой — «LXV»(65). Сумма этих чисел соответствует числу дней в году. Оказывается, в честь Януса назван месяц януарий (январь).

Кроме того Янус считался покровителем всех военных начинаний и походов. В честь этого второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить символичную двойную арку перед храмом Януса, расположенного на римском форуме. Арка представляла собой крытое бронзой сооружение, опирающееся на колонны и имеющее две массивные дубовые двери, которые, когда начиналась война, открывались. Римские воины, покидавшие город, проходили сквозь арку и, смотря на лики Януса, просили о победе и удаче в сражениях с врагами. На протяжении военных действий ворота арки оставались открытыми. Закрывались они только когда воины возвращались домой и проходили под аркой, благодаря Януса за то, что победили и остались живы. В мирное время, когда ворота были закрыты, к арке Януса приносили вино, фрукты и медовые пироги в знак благодарности за мир. Правда, такое в те далекие времена случалось очень редко. Хватит пальцев на одной руке, чтобы сосчитать сколько раз ворота закрывались в течение 1000 лет. Но тогда это было естественно.

На этом заслуги Януса не заканчиваются. До появления на Олимпе самого могущественного бога Римской мифологии Юпитера, именно Янус следил за ходом времени. Он открывал и закрывал врата небес, через которые солнце утром начинало свое восхождение на небосклоне, а вечером опускалось и исчезало, уступая свое место луне. Также Янус курировал все двери домов и храмов во всех городах. В дальнейшем его заменил Юпитер, а Янус стал отвечать за все начинания на земле.

Интересно, что Янус является единственным древнеримским богом, не имеющим своего аналогичного подобия в мифологии Древней Греции.

К сожалению, мы забыли обо всех достоинствах Януса, его многогранности и многоликости, а осталось только выражение «Двуликий Янус», значение которого не имеет ничего общего с, пусть и мифической, личностью Януса.

Значение выражения «Двуликий Янус»

В настоящее время фразеологизм «Двуликий Янус» применим к не самым лучшим качествам человека как лицемерие, двуличность и неискренность. Хотя непонятно, почему Янус удостоился такой участи, а его имя ассоциируется с этими качествами. Ведь Янус, судя по легендам, принес людям большую пользу и был почитаем ими даже больше, чем Юпитер. Скорее всего, это связано с его образом в искусстве, где он изображался с двумя лицами, которым со временем стали приписывать противоположные качества человека в одном лице. А именно, добро и зло, честность и ложь, «хороший» и «плохой». Однако изначальный смысл был совсем иной - взгляд в прошлое и будущее. Если бы Янус узнал, с каким выражением стали связывать его имя, наверно сильно бы удивился и оскорбился.

Двуликий Янус в искусстве

Бюсты и статуи двуликого Януса разных авторов находятся во многих музеях мира, в том числе и в Ватикане.

В Риме на Бычьем форуме до сих пор сохранилась арка Януса, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

На картине французского художника Николы Пуссена (1594-1665 гг.) «Танец человеческой жизни» (1638-1640гг.) изображен праздник Агоналии в честь бога Януса.

В Шенбрунн саду в городе Вене находится скульптура «Янус и Беллона» работы немецкого мастера Иоганна Вильгейма Байера (1725-1796 гг.)