Курсовая работа магия в древнем египте. Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства. особенности религии древнего египта. отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона Каковы религиозно мифологические представле

Мифологические представления древних египтян.
Пирамиды и храмы Древнего Египта.

Алматы 2012
Содержание
I. Введение стр. 3
II. Мифологические представления древних египтян
1) Космогонические мифы стр. 4
2) Мифы заупокойного культа стр. 6
3) Земледельческие мифы стр. 7
4) Приложения (иллюстрации) стр. 10
5) Заключение стр.14
III. Пирамиды и храмы стр. 16
1) Архитектура: а) Раннего царства стр. 17
б) Древнего царства стр. 18
в) Среднего царства стр. 20
г) Нового царства стр. 22
д) Позднего царства стр. 25
2) Заключение стр. 27
IV. Список использованной литературы стр.28

Введение
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой инесистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго довозникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения иразвития христианства.

Мифологические представления
Космогонические мифы
Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чемкосмогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира,возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода изхаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как быповторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним...

Зарождение египетской мифологии

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.

Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы - это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования и взаимодействие их с окружающим миром.

Особенности египетской мифологии

Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.

Герои мифов Древнего Египта

Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.

Боги-злодеи и боги-помощники

О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги - вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.

Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра - бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум - бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе - Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.

Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек - бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет - владыка ветров и пустыни, Сехмет - богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.

Особенно интересны древнеегипетские мифы о неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений - божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.

Мифы о сотворении мира по версии Гелиополя

Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун - безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен - холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.

После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.

Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.

Сотворение мира: Мемфисская космогония

Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.

Фиванская версия происхождения мира

В Фивах история несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие - это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина - Амона - бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.

Гермопольская космогония о происхождении мира

Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт - богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой - Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.

Жизнь после смерти в мифах египтян

Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.

Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.

Борьба добра со злом в египетских мифах

Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги - Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.

Астрономия в древнем Египте

Примерно в 5 тысячелетии до н.э. образовалось государст в долине Нила – Древний Египет.

1. Египтяне не оставили свидетельств того, что они проводили астрономические наблюдения (за исключением фиксации солнечного затмения в 600 г. до н. э.

2. Для древних египтян-астрономов главной задачей было вычисление и предсказание времени и места появления на небе их богов, в особенности их бога Солнца Ра. Поэтому наблюдения Солнца в течение года были важными для египтян. Их умение это делать привело к делению дня и ночи на 12 частей (часов), к созданию лунного и солнечного календарей с 12 месяцами (по 30 дней каждый) и дополнительными 5 днями.

3. Согласно представлениям древних

египтян, Вселенная имеет вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находится Египет. Небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается на столбах, на ней

в виде светильников подвешены звезды

В Древнем Египте существовала сложная мифология с множеством богов. Астрономические представления египтян были тесно связаны с ней. Согласно их верованиям, в середине мира находился Геб, один из прародителей богов, кормилец и защитник людей. Он олицетворял Землю. Жена и сестра Геба, Нут, была самим Небом. Её называли Огромной матерью звёзд и Рождающей богов. Считалось, что она каждое утро проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь. Из-за этой её привычки когда-то произошла ссора Нут и Геба. Тогда их отец Шу, Воздух, поднял Небо над Землёй и разлучил супругов. Нут была матерью Pa (Солнца) и звёзд и управляла ими. Ра в свою очередь создал Тота (Луну) как своего заместителя на ночном небе

Книги по астрономии

Те книги по астрономии, которые были в древнем Египте, не предназначались для печати: они использовались только при богослужении. Поэтому о книгах можно судить лишь по упоминанию грека Клемента из Александрии, который дал их перечень их названий:

a) О положениях звезд и звездных явлений б) О положениях Солнца, Луны и пяти планет в) O фазах Луны

г) О кольцах

Согласно мифу богиня неба Нат родила бога Ра. Богиня Нат обычно

изображается как обнаженная женщина на звездном фоне. Солнце (Ра) входит в ее рот, проходит через ее тело и

рождается через 9 месяцев (это период между

весенним равноден- ствием и зимним солнцестоянием).

2. Представления о мире древних египтян

В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили, прежде всего, из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет нах-ся в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

В Древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра, который объезжает небо на своей колеснице.

Этот рисунок нах-ся на стене внутри одной из пирамид.

Согласно другому мифу, днём Ра плывёт по небесному Нилу и освещает Землю, а вечером спускается в Дуат (преисподнюю).

В ходе ночных богослужений культа Ра жрецы должны были помогать богу, совершавшему своё трудное плавание по подземному Нилу. Для этого им нужно было определять время и ночью. До нас дошли свидетельства о трёх попытках создания египтянами звёздных часов.

Наиболее точными из них были третьи, в которых использовались наблюдательные инструменты. Этот способ измерения ночных часов по звёздам был изобретён около 1500 г. до н. э. Его осуществляли, отмечая время прохождения определённых звёзд через небесный меридиан и соседние участки неба. Наблюдатель садился на площадке лицом к югу, напротив фигуры сидевшего "на меридиане" человека. Был ли это служитель храма или манекен, неизвестно. Наблюдатель с помощью визирного приспособления - дощечки с вырезом в верхней части - следил за прохождением "часовой звезды" над "фигурой".

Сохранились таблицы с указанием звёзд и их положений для каждого из 12 часов ночи. Положения обозначались фразами: "напротив сердца" (посередине фигуры), "над правым глазом", "над левым ухом", "над правым плечом" - всего семь положений. Как и первые два, этот способ определения времени, привязанный к скользящему календарю, требовал постоянного обновления 7

таблиц и оказался недолговечным.

В Карнаке, около Фив, были найдены самые древние египетские водяные часы. Они изготовлены в ХIV в. до н. э. Водяные часы, которые греки позднее назвали клепсидрой, представляли собой чашу с небольшим отверстием, из которого понемногу вытекала или капала вода. На внутренней стороне чаши помещались шкалы, по которым можно было судить, сколько времени "утекло". Египтяне той эпохи делили ночь и день на 12 часов, и часы получались разными в зависи- мости от сезонов. Поэтому в каждом месяце пользовались отдельной шкалой с его названием. Часы заполнялись водой в начале ночи, причём точкой отсчёта мог служить, например, заход Солнца, а дальше в ходе службы жрецам уже не нужно было смотреть на небо.

Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества, и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществе религиозно-мифологические системы являются емысло-образующими, во многом определяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество.

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись.

Верховным богом был бог Ра - бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург - создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба - Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его - и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы (миф о боге Ра, в золотой ладье плывущем по небесному Нилу, уже упоминался) - характерная особенность мифологического сознания вообще, а египетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Больщинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностью пользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу, Осирис был образцовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубиса возвращает его к жизни.

Сын Осириса и Исиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.

В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни.

Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора.

Миф об Осирисе относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе). Исследователи, работающие в рамках психологического подхода в мифологий (так называемые трансперсональные психологи), считают, что в мифах об умирающем и воскресающем боге религиозный опыт отражает бессознательные психические переживания ребенка в утробном состоянии и во время родов, таким образом данный тип мифов отражает не закономерность природных перемен, а является, по их мнению, особой формой психотерапии, снимая и излечивая психические травмы.

К типу культурных героев относится и бог Тот - бог мудрости и знания, время исчисления, бог - покровитель жречества.

Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Бает), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот - с головой павиана или птицы ибиса.

Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего (в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров как пищи. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире (позиция, к которой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизни на земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находят принципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.

Искусство Древнего Египта

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, музыке и различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Раннее изобретение письменности способствовало развитию основных литературных жанров. Исследователи отмечают, что многие мотивы лирики Древнего Египта вошли в качестве вечных тем в мировую литературу. «Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т. п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов, и прежде всего в «Пески песней». Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Анакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Проперция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения» (Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. М.,1997. С. 64.).

Дошедшими до нас памятниках египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника - материала, который не мог выдержать тысячелетия.

Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства, затем, в связи с тем, что еще в те времена пирамиды уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Во многом благодаря этой таинственности сохранилась единственная дошедшая до нас в целости гробница Тутан-хамона, царствовавшего в XIVB. до н. э. В 1922 г. ее нашли английский археолог Гозард Картер и лорд Карнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие.

В помещении погребальной камеры бьши найдены статуи, в том числе изображение бога Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой стала мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и погиб совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным. Можно представить, какие сокровища египетской культуры не смогли до нас дойти.

В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них - изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих замечает: «На спинке трона царская чета представлена в обстановке домашней идиллии. Поза сидячего фараона могла бы шокировать своей вольностью какого-нибудь египетского консерватора. Царица (ее фигура - не меньше фигуры царя) ласково касается плеча мужа, и солнечное божество простирает к ним благословляющие ладони» (Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. С. 68.). Второе из них - изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества - Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми.

Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа II (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией. Скульптурные изображения фараона, его супруги Нефертити и их дочерей отличает отсутствие канонов. Эхнатон изображается на статуях и рельефах целующим жену и играющим с детьми. Изображение самого фараона лишено монументальности. Исследователи до сих пор теряются в догадках, пытаясь объяснить причину этих изменений. «Амарнское искусство» - так называют искусствоведы произведения периода правления фараона Эхнатона (от современного названия поселения на месте древней столицы фараона-реформатора - Амарна). Самый известный памятник этого периода - знаменитый бюст Нефертити, дающий представление о совершенной красоте царицы. Недаром же само имя ее означает «Прекрасная пришла». Бюст Нефертити стал одним из самых замечательных символов женской красоты в мировой истории искусства.

Эхнатон правил около 20 лет и вошел в историю как религиозный реформатор. Фараон Аменхотеп принимает новое имя, изменив его на Эхнатон (т. е. «полезный Атому»), и предпринял попытку установить новый культ единого бога Атона (бога солнечного диска). Эхнатон основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это событие иногда называют религиозной революцией. По-видимому, это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества, поскольку населению было запрещено поклонение всем божествам Египта, кроме Атона. Мотивы деятельности Эхнатона расцениваются по-разному. Его поступки можно рассматривать и как результат мистического озарения (сохранились поэтичнейшие гимны новому божеству, сочиненные самим фараоном), и как результат борьбы фараона за власть с влиятельными жрецами.

В художественном мышлении египтян была выработана развитая система канонов, важных эстетических принципов египетского искусства. Чем выше было социальное положение, статус изображаемого, тем строже бьш канон. Так, например, в статуях фараонов редко передавалось портретное сходство, их властность, невозмутимость и монументальность становятся символами власти. В то же время сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной живостью и естественностью передавать движения и пластику в сценах из повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранили до наших дней поразительную звучность, яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески, украшая стены гробниц и храмов, служат для нас настоящей энциклопедией быта египтян.

Кроме усыпальниц фараонов строились величественные храмы в честь многочисленных богов. Храмовые постройки были гигантских размеров и отличались роскошью отделки. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества, доступ в которое был открыт лишь для жрецов и фараонов. Египетский храм не был предназначен для верующих, он служил домом бога на земле, предполагалось, что часть божественной субстанции пребывает в небольшой золотой статуэтке, находившейся в алтаре (наосе). Жрецы обращались к этому изображению, как к существу из плоти и крови. Статуэтку умывали и одевали, заботились о достаточном количестве еды для нее. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Настенная роспись воссоздавала мир, в котором жили египтяне, потолок украшали изображения звезд и созвездий.

Мир повседневности

Культура Египта стала древнейшей цивилизацией в истории. Не было, казалось, таких занятий и такой деятельности, в которой египтяне не обнаружили бы поразительных успехов. Поскольку большинство населения жило в непосредственной близости от Нила, получил развитие водный транспорт: тростниковые папирусные лодки и деревянные суда.

В 60-е гг. XX в. норвежский исследователь Тур Хейер-дал попытался доказать, что на своих папирусных лодках египтяне, используя парус и океанские течения, могли добраться до берегов Америки. Построив по древним чертежам лодку из папируса. Тур Хейердал совершил две экспедиции. После первой неудачной попытки вторая экспедиция на папирусной лодке «Ра-2» оказалась успешной: маленькая Лодка бьла способна переплыть Атлантический океан!

Исследуя захоронения в гробницах и фрески, мы можем себе представить, как выглядели одежда, украшения, обувь и даже косметика египтян. Мастера, изготовлявшие их, отличались необыкновененным искусством. Из настенных же росписей можно узнать о досуге египтян: развлечениях и играх, музыке и танцах.

Ремесленники в Египте хорошо оплачивались и были уважаемыми членами общества. Некоторыми видами ремесел могли заниматься и женщины. В целом у женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное положение, чем в других странах Востока и даже античных, где трудно найти изображения супружеских пар (что отражает различие социальных ролей мужчины и женщины). Напротив, в Египте изображения мужа и жены, сидящих рядом, встречаются часто. Женщина ласково обнимает или поддерживает мужчину. Женщины могли быть и правительницами Египта (такой выдающейся личностью была царица Хатшепсут, жившая в XV в. до н. э., не говоря уже о знаменитой Клеопатре). Даже престол передавался по женской линии. Фараон мог назначить наследником любого из своих сыновей, но чтобы стать царем, юноша должен бьш жениться на старшей дочери царицы, «царевне-наследнице».

В Египте уже существовали брачные договоры, определявшие права супругов на имущество, женщина могла свободно получить развод, продолжая после этого воспитывать своих детей и имея право снова выйти замуж.

В целом, женщины в Египте пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Женщины могли стать жрицами в храмах, могли сами управлять имениями и заниматься торговлей. Египтяне ценили радости любви и семейной жизни, что нашло отражение в литературных памятниках и в изобразительном искусстве.

Знания

В рамках мифологической системы мышления египтянами были накоплены серьезные знания. Наибольший вклад они внесли в медицину. Древнеегипетские жрецы ценились в Древнем мире как лучшие специалисты и пользовались высоким авторитетом. Древнеегипетские врачи были одновременно жрецами и магами, умели использовать гипноз, хорошо разбирались в строении человеческого тела. В первую очередь эти знания были получены благодаря существовавшей традиции бальзамирования тела умершего и его мумификации. Все эти операции требовали хорошего знания анатомии и фармакологии. Можно ли считать, что в Египте медицина возникает как наука? Нет, там впервые появляются серьезные медицинские знания, но еще вплетенные в систему мифологии и полученные во многом благодаря религиозным обрядам.

У египтян существовали медицинские справочники и школы. Они пользовались инструментами при проведении хирургических операций и даже применяли опиум для обезболивания. Медицинские Знания, накопленные египтянами, еще раз показывают, что в рамках мифологической системы уже возникают элементы рационального знания.

С религиозно-мифологической системой египтян бьши связаны и их обширные знания в математике и астрономии. Результаты многовековых астрономических наблюдений использовались жрецами для предсказания разливов Нила и затмений Солнца. Знания бьши эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть использованы для мистерий и мистификаций. Так, например, в некоторых сохранившихся скульптурных изображениях египетских богов в образе животных были найдены специальные инженерные приспособления, с помощью которых животное могло открывать пасть или поворачивать голову. В культуре Египта была широко представлена мистическая традиция. Египтяне пользовались различными методами для определения воли богов, толковали сны, объясняли небесные знамения, часто обращались за советом к культовой статуе, посредством которой бог может разговаривать с людьми.

Многие достижения древнеегипетской культуры, усвоенные античным миром, пришли в европейскую культуру, религия Египта, его искусство, знания и мистика лежат у ее истоков.

Необходимо отметить, что египетская культура особым образом включена в культурный диалог с Западом. Основывающийся на принципах рационализма Запад видел в Египте мир таинственный и загадочный, мистический и нераскрытый. Своеобразная ностальгия по египетской культуре свидетельствует, что ни одна, даже самая успешная культура не может охватить все духовные богатства. Египет - это воспоминание о том пути, который бьш утрачен, с которого свернули. Но, возможно, что это и «воспоминание о будущем». Достаточно любопытен такой факт: самый популярный курс в американских университетах - это курс... египтологии. Художественные фильмы о египетских тайнах и загадках идут чередой. В египтянах даже пытаются увидеть древнейший африканский этнос, а следовательно, предков нынешних афроамериканцев. Вряд ли египетская тема является просто модой, скорее она свидетельствует о каких-то глубинных тенденциях современной культуры. Европейская культура, изменяясь в течение жизни одного поколения людей, может быть, интуитивно стремится к незыблемости и устойчивости.

Платон в диалоге «Тимей» передает разговор египетского жреца из Саиса с греческим правителем Солоном: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми и нет среди эллинов старца!» - обращается к греческому правителю египетский жрец. «Почему ты так говоришь?» - спрашивает Солон. «Вы все юны умом, - отвечает тот, - ибо умы ваши не сохраняют никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени» (Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 426.).

Обращение к египетской культуре делает нас мудрее и старше. Рождается понимание того, как мало мы знаем о прошлом и как мало думаем о том, что люди за тысячи лет до нашей эры оставались такими же людьми, как мы. Прошлое приближается к современному человеку, и кажется, что египтяне понимали многое из того, что современный человек стремится вновь открыть и узнать о самом себе.

Индия


Похожая информация.