Непридуманная история «страшной шаманки. Шаманизм в баргузинской долине Мы знаем, есть две смерти: одна физическая, другая духовная. Вот какой-то мистический ужас этой духовной смерти был явственно ощутим на краю этой бездны. А чтобы не допустить этого уж

Эту историю рассказал один из шаманов племени Гитксан в 1920 году.

Я стал шаманом-лекарем много лет тому назад, когда мне исполнилось тридцать лет.
Однажды я пошел в лес набрать дров для костра. Вечерело, и в лесу стало темнеть. Когда я уже собирался домой, сильный шум раздался в ветвях деревьев и надо мной пролетела громадная сова. Сова бросилась на меня и схватила когтями за лицо, пытаясь оторвать меня от земли. Я потерял сознание, а когда очнулся, то оказалось, что я лежу в снегу, высоко на склоне горы. Голова моя была покрыта льдом, а изо рта текла кровь. Я с трудом поднялся и заковылял домой. Деревья вокруг меня тряслись и наклонялись, а упавшие ветки ползли за мной, словно змеи.
В конце концов, я добрался домой – и что было после этого, я с трудом могу припомнить. Помню только, что два шамана из соседних поселений пытались привести меня в чувство.
Спустя несколько дней, когда мои силы восстановились, шаманы сказали мне, что пришло мое время стать одним из них. Но я не воспринял это серьезно, так как меня вполне устраивала моя жизнь охотника.
Когда я в следующий раз отправился в лес, я опять увидел сову, сидящую на ветвях дерева. Тут же я услышал странные звуки, которые из совиного клюва попадали прямо в мою голову.
Мое сердце стало биться очень быстро, я стал дрожать, и моя кровь, казалось, разогрелась, как кипяток.
Слова песни на незнакомом языке стали сами вырываться из моего рта.
Много странных вещей пронеслось перед моими глазами. Я видел необычных рыб и зверей, и огромную птицу Мескивадер, которая звала меня с собой.
Когда я пришел домой, видения не отпускали меня, но никто в деревне не мог ни слышать, ни видеть духов, кроме меня.
Я не понимал многое из тех песен, которые сами слагались внутри меня, но я старался запомнить их, повторяя их опять и опять.
Я был очень слаб, не мог ходить на охоту и проводил все время в доме моих родителей, которые кормили меня и ухаживали за мной.
Примерно через год около моей постели собрались шаманы из всех окрестных мест. Они расказали мне, что теперь я должен использовать те силы, которые снизошли на меня, и лечить людей своего племени.
Известно, что все болезни приносят духи или предметы, заколдованные духами, или злые заклинания. Вылечить человека можно, если извлечь из него причину болезни, которая находится у него внутри. Заглянуть внутрь человека невозможно, но шаман может использовать волшебные талисманы, которые вытянут болезнь из тела.
Старые шаманы обучили меня, как добыть талисманы. Это можно сделать во сне. Через некоторое время у меня были такие невидимые талисманы «хорек», «лодка», «медвежий капкан», «луна».
Моим первым пациентом была жена вождя, чье полное имя было Нискьяв-ромралаустелгьенс, что значило «Маленькая коробка, в которую собирают ягоды». Она была больна уже давно и никто не мог ее вылечить. Я пришел в ее дом и первым делом попросил развести огонь.
Сам я сел и задремал в тепле. Тут же я увидел сон – много людей, сидящих в огромной лодке, а лодка была не простая, а живая, похожая на огромную выдру. Я спросил старых шаманов, что я должен делать, и они сказали, что я должен попытаться вытянуть лодку из женщины, так как это и есть ее болезнь.
Я велел родственникам разделить костер на две части и стал ходить взад-вперед по проходу между огнями, пока другие шаманы пели и били в барабаны. Затем я положил руку на живот женщины и попытался продвинуть болезнь повыше. В конце концов, я сдвинул болезнь к груди, под кожу, исхитрился ухватить ее и вытащил наружу.
Через два дня жена вождя встала с постели. Она была излечена.

Мистические способности якутских шаманов ассоциируются с многочисленными внешними «артефактами». Среди прочего есть понятие «ойуун маhа» (шаман-дерево). Однозначно сказать, что это такое, сложно, так как каждый источник выдвигает свой вариант объяснения. Основных версий три: а) это дерево, куда шаман заключает часть своего могущества, чтобы в случае чего восстановить силы от него; б) это дерево, где гнездится родительский зверь шамана (если он является птицей); в) это некий особенный «артефакт», присущий только хищным шаманам. В общем, ясности в вопросе нет. Известно только, что шаман-дерево не является каким-то особенно заметным деревом и чаще всего располагается в дремучем лесу, словно шаманы пытались своё дерево скрыть и сделать неприметным. При этом считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства даже после смерти самого шамана. Нижеописанная история связана именно с этим понятием.

Дело было в советское время, в 70-е годы. Стояла осень, и одна сельская семья выдвинулась в лес собирать бруснику. Так как окрестные поляны все уже были разработаны жителями их села, то они решили углубиться подальше в лес в надежде найти плодородное место. Приехали по грунтовой дороге на своём «ГАЗике» в глухой лес, вышли из машины и стали разбредаться. Глава семейства, Алексей, как и все, с вёдрами и ковшом-«комбайном» пошёл искать ягоды. Время от времени люди перекрикивались, чтобы не потеряться. Алексей вскоре понял, что место попалось неплодородное, и что нужно ехать дальше. Уже собираясь вернуться к машине, он всё-таки сделал ещё несколько шагов, прошёл буквально десяток метров и едва не вскрикнул от удивления: под ногами земля просто краснела от спелых ягод, причём таких крупных, каких он в жизни не видел. Алексей присел, провёл «комбайном» пару раз по ягодным кустикам, и ковш сразу стал наполовину полон. Крикнув своим, чтобы они поскорее бежали к нему, глава семейства стал увлечённо собирать ягоды.

Ведро наполнилось до краёв буквально через пять минут. Довольный Алексей сел закурить, ещё раз кликнув членов своей семьи. Сидел, курил, радовался удаче и обратил внимание, что на краю плодородного местечка растёт лиственница. Дерево как дерево - большое, старое, ветвистое. Заинтересовало Алексея то, что в дереве было дупло, и оттуда выглядывала голова какой-то птицы. Алексей встал, присмотрелся и понял, что это не живая птица, а игрушка в форме птицы, вырезанная из дерева. Алексей удивился, откуда в лесу взялась такая штука, но особого значения этому не придал. Тут ему захотелось справить нужду, и он, недолго думая, помочился на ту самую лиственницу, так как ягоды портить не хотелось. Покончив с этим делом, Алексей прислушался, не подходят ли уже члены семьи - но нет, было тихо. Он громко позвал жену: «Ма-а-аш!». Жена тут же отозвалась, её голос раздался совсем близко. Понять, что именно она сказала, Алексей не смог и переспросил: «Чего?». Жена что-то опять произнесла из-за ближайших деревьев, но снова очень неразборчиво, да и не видно было её. Алексей позвал сына: «Валера!». Не успел закрыть рот, как прямо над его ухом сын буркнул: «Да здесь я, обернись». Алексей обернулся - никого, только деревянная птица в дупле изменила своё положение и теперь смотрела прямо на него. Вот тут-то Алексей почувствовал, как по спине побежали мурашки. Забыв о ведре и «комбайне», он бросился бежать. Долго блуждал по лесу, едва не заблудился, но наконец услышал крики своих и вышел к ним. Жена, сын и дочь сказали, что они никаких выкриков не слышали - мол, он просто в какой-то момент перестал им отвечать, они уж сами забеспокоились и пошли его искать. Алексей устыдился своей паники и не стал им ничего говорить про чертовщину - лишь сказал, что нашёл плодородное место. Все стали искать то самое «поле чудес», ходили целый час туда-сюда, но ничего и близко похожего не нашли. Расстроились из-за потерянного ведра и ковша, но что поделать - уехали в другое место.

Вскоре после этого Алексей стал страдать от сыпи неясного происхождения. Красная сыпь покрыла всё его тело от макушки до пяток, вызывая мучительный зуд. Алексей ходил по больницам, врачам, знахарям - всё без толку. Зимой к сыпи добавилось истощение - Алексей едва мог встать с постели самостоятельно, потерял десятки килограмм. В конце концов, по совету друзей он вызвал на дом из соседнего села человека, который слыл «разбирающимся». Тот приехал, внимательно осмотрел его и сказал буквально следующее: «Ты где-то нарушил линию - побывал там, где быть не следовало, сделал то, чего делать не стоило». Стал расспрашивать о том, что происходило с Алексеем за последний год. Вот тут-то Алексей и вспомнил о странном случае в лесу. Человек очень заинтересовался этим инцидентом и высказал предположение, что Алексей наткнулся на шаман-дерево и ненароком оскорбил его - может быть, тем, что начал бесцеремонно наживаться добром, выросшим под ним, может быть, тем, что помочился на него - а может быть, дерево попалось само по себе «злое». «В любом случае, - сказал он, - тебе нужно вернуться в то место, найти дерево и извиниться перед ним, поднести дары». Причём Алексею следовало это сделать в одиночку - если он будет искать дерево в компании, то никогда его не найдёт.

И вот в январские морозы больной Алексей сповадился по несколько раз в неделю ездить в зимний лес. Беда была в том, что он не помнил место точно, да и шаман-дерево запросто могло не дать себя отыскать. Но Алексей не бросал попытки до конца зимы - исходил лес возле дороги вдоль и поперёк. А весной он скончался от истощения, так и не найдя то загадочное место. Шаман-дерево не явилось ему во второй раз. Не простило.

Началась эта история в начале 90-х годов в Магаданском крае в одном из рабочих поселков… Приехала туда молодая учительница из Москвы. Ей обещали место в общежитии, но к ее приезду оно оказалось занятым. Жить негде, поэтому сняла комнату у какой-то старушки, хотя ее предупреждали, что она знается с нечистой силой, шаманит. Действительно, хозяйка странная, на шее амулеты на кожаных ремешках.

Сначала всё было мирно и спокойно. Однажды старушка занемогла, да так серьезно, что слегла, вроде даже помирать собралась. Московская жиличка стала за ней ухаживать. Как-то вошла в ее комнату, а та манит рукой: «Наклонись, мол, что-то надо на ушко сказать».

Та нагибается к ней. А старуха… – откуда только прыть взялась у умирающей? – садится на кровати, срывает с себя амулет, который висел у нее на груди, ремешок от него набрасывает своей сиделке на шею, притягивает к себе и начинает творить заклинания. Той и страшно было, хотелось убежать, но и любопытно, а что же дальше будет? И она осталась.

Потом шаманка надевает на палец нечто вроде кованого наперстка с острым шипом и прорезает ей кожу на ладони. Течет кровь, страшная старуха слизывает ее языком и приходит в исступление… Так молодая современная учительница получила посвящение, и сама стала шаманкой.

Очень быстро она достигла больших успехов в своей черной деятельности, научилась творить заклинания, вызывать духов, и достигла одной из самых высоких степеней посвящения. Но, тем не менее, она говорила, какое-то ощущение, может быть, идеала, какой-то правды в ее душе не умерло, и даже в самый разгар страшных оргий что-то живое звучало в ее сердце. То есть можно сказать, что это незаурядный человек.

Вообще, человек – существо очень сложное и противоречивое, и еще Достоевский поражался способности созерцать одновременно идеал содомский и идеал Богоматери. Это яркий пример человеческой сложности, а главное – всемогущества Божия и стремления Господа спасти каждого человека, невзирая ни на какие внешние обстоятельства его жизни.

Продолжение эта история получила в Москве…

К отцу А. в храм пришли две молодые женщины на исповедь. Одна, назовем ее Людмила – в первый раз, а другая, Оля – прихожанка одного из московских храмов, но почему-то решила повести свою подругу именно в этот храм. Чувствуется, что Людмила – в страшном напряжении, ей очень трудно. Светлые волосы пышно взбиты, зеленоглазая, на пальце перстенек с кусающей себя за хвост змейкой. Оказывается, что она в секте, и священник понял так, что она из нее хочет вырваться. Конечно, в таком исключительном случае надо и усилия приложить исключительные. Это священник тоже отчетливо осознал.

Людмила начала исповедоваться. Несколько раз она себя одергивала:

– Ведь я не хотела этого говорить!

Рассказала она кое-что о себе. О том, что у нее два высших образования, что работала в Магаданской области сначала в школе, затем на шахте, а потом на золотых приисках. Рассказала и про порядки, царившие на Магадане в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века.

Например. Молодая женщина нашла золотой самородок и утаила его от остальной артели. А в артели всё складывается в общий котел. Это закон. Так вот, она его нарушила. Но от своих утаить что-то невозможно. Когда самородок обнаружили, его затолкали ей в глотку. Бедная женщина задохнулась, горло разрезали, золото вынули, а тело выкинули.

Позже отец А. спросил у высокопоставленного офицера МВД, может ли такое быть? Тот спросил:

– Ты на Магадане бывал?

– Нет, не бывал еще.

– Там есть аэропорт «Сокол». Слышал?

– Слышал.

– Пока ты на его территории, тебя закон охраняет. А за его пределами – закон тайга!

Первая исповедь произвела впечатление и на Людмилу, и на священника.

Людмила стала ходить в храм. Однажды она попросила освятить ее квартиру. Священника это удивило. Не то чтобы что-то необычное было в этом желании, наоборот, всё было даже слишком благочестиво, но просто показалось странным, чтобы человек, только-только пришедший в храм, знал, что и жилище надо освятить.

Конечно, отец А. пришел, квартиру освятил. Людмила накрыла на кухне столик, чтобы отметить событие, приготовила курицу, подала приправу в ручной меленке. Из меленки посыпались крупинки желтоватого цвета, похоже, от чего-то твердого. Отец А. заметил, но значения не придал, мало ли, каких приправ теперь не бывает? Кушают, непринужденно беседуют, шутят, улыбаются. Священник рассказал историю о том, как святитель Василий Великий спас юношу, продавшего душу дьяволу и давшего ему расписку, написанную кровью. Людмила сказала, что и у них без крови не бывает, и рассказала вышеприведенную историю про шаманку.

Но вот отец А. поднимает на нее взгляд и видит, что она смотрит исподлобья, а вместо глаз как будто две неподвижные плошки, горящие холодным огнем, и лютая ненависть сверкает в этих плошках. Смотреть страшно и невыносимо, он отводит взгляд. В таких ситуациях нельзя показывать, что ты испугался, нужно поддерживать беседу, делать вид, что ничего не заметил.

Он продолжает говорить, стараясь не снижать темпа, одновременно силится молиться про себя, но ни одной молитвы до конца прочитать не может, даже «Отче наш». Только «Господи, помилуй» лихорадочно твердит. Но «Богородице Дево, радуйся» всё-таки прочитал всю. Большей жути он в жизни не испытывал, но и молился пламенно, как никогда.

В другой раз взглянул: опять – «горящие плошки» и как будто некая клякса от них отделяется и устремляется к нему. Вновь отводит глаза, вновь поднимает, и вновь нечто похожее на кляксу летит в его сторону, но священник сознает, что ничего плохого с ним не происходит. Поднимает глаза и чувствует, что эта клякса, которая ходит вся ходуном, словно живая, сама дико боится, потому что, не достигнув лица, разбивается о какую-то невидимую преграду.

Он успокоился, снова поднимает глаза… Всё. Как будто ничего и не было: нормальный взгляд, снова беседуют, как ни в чем не бывало. Гость делает вид, что ничего не заметил. Хозяйка – что ничего не произошло. Доев угощение, отец А. засобирался домой:

– Ну, мне пора.

– Я вас провожу.

– Нет, зачем, куда ж вы пойдете? Уже поздно, темно.

– Нет, нет, я провожу!

Как вы уже, наверное, поняли, та молодая женщина, которая приняла в Магадане посвящение от старухи-шаманки, и хозяйка квартиры – одно и то же лицо. С тех пор она перебралась в Москву и стала членом сатанинской секты. Было у нее от этой секты задание. Предполагалось пригласить священника домой, усыпить, добавив в еду дозу клофелина, и по ее сигналу помощники, которые ожидали внизу в машине, должны были подняться в квартиру, раздеть его и сфотографировать вместе с ней в непотребном виде, чтобы опорочить и иерея, и Православную Церковь. Как известно, клофелин в сочетании с алкоголем действует одурманивающе, валит с ног. Впоследствии Людмила сказала, что припасла бутылку кагора, но на стол почему-то не поставила, а пузырек с клофелином в таблетках желтоватого цвета и фотоаппарат, которым предполагалось делать снимки, она отдала отцу А.

Священник как-то сказал ей, что тогда, во время освящения ее квартиры, он испытал сильнейший страх. А она ответила, что и ей было страшно, потому что, когда она пускала на отца А. бесенят, увидела за его спиной две грозные фигуры, потому и прекратила свои эксперименты. Господь Сам ведает, когда и кому являть Своих ангелов, чтобы это явление было спасительным. Нам же всем необходимо покаяние, исключительную важность которого отмечали святые отцы. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что тот, кто видит свои грехи, выше того, кто видит ангелов.

Но надо признать, что пугать бесенятами – это еще не всё, на что сатанисты бывают способны. На своих черных мессах они приносят в жертву животных и даже людей. Алистер Кроули, родоначальник современного сатанизма, писал:

«Глупо считать, что убивая жертву, мы приносим ей вред. Напротив, это самая благословенная и милосердная изо всех смертей… Для высшей духовной работы всегда следует выбирать жертву, обладающую величайшей и чистейшей силой. Наиболее подходящим объектом в этом случае является невинный и умственно развитый ребенок мужского пола. Почти для любой цели наилучшим является человеческое жертвоприношение».

Но всё-таки у Людмилы оставались еще нравственные колебания и угрызения совести. Она знала, что мόлодцы дожидаются внизу, и решила помочь гостю миновать их кордон, чтобы они его не тронули.

Как-то отец А. коснулся ее руки.

– У вас теплые руки, а у «него» холодные.

– У кого?

– Я «его» вызывала и держала его за руки.

Однажды говорит:

– Я из-за вас ударилась.

– Как это так?

– Да в темноте перестала видеть, вот и налетела на шкаф.

И действительно, глаза стали голубыми, волосы гладко причесаны, и ритуальный перстенек со змейкой исчез. Она стала регулярно ходить в храм, исповедовалась, каялась, со временем стала причащаться Святых Христовых Таин. Священник просил:

– Уходи ты от них, бросай эту секту!

Она качала головой:

– Нет. Меня, шаманку страшную, Бог уже не простит.

– Что ты, Господь милостив бесконечно, милосердие Божие глубже любого греха!

Человек – существо исключительно сложное и противоречивое, и Людмила тому яркий пример. Ведь она имела свой опыт милости Божией, явленный на ней лично.

Как-то она рассказала о том, что попала в завал на шахте. Из рассеченного лба течет кровь, руки и ноги придавлены, абсолютная тьма и тишина. Полностью утрачивается ориентация, не можешь осознать своего положения – где верх, где низ. Воздух каким-то образом проходит. Душу охватывает чувство страшного одиночества, оставленности. Знает точно только одно: ее откопают обязательно, это закон, а вот живую или мертвую – это вопрос. Молится Кому-то Благому, но Неведомому, и чувство одиночества становится не столь острым, на душе светлеет. А ведь это было уже после того, как она стала шаманкой. Когда ее откопали и вынесли на землю, радовалась солнышку, небу, облакам, каждой травинке, благодарила Кого-то, но потом всё забылось, и снова наступила покорность своему страшному хозяину. Можно добавить, что человек – существо не только сложное и противоречивое, но и неблагодарное.

Как-то летним вечером отец А. опять пришел к Людмиле домой, и она устроила ему истерику, чуть не рыдала. Было уже сильно за полночь, он подумал: не бросать же ее здесь одну, поэтому предложил:

– Ну, поехали ко мне ночевать.

Она как-то сразу успокоилась, словно добилась, чего хотела. Это его опять насторожило, но если человеку веришь, то, значит, надо верить.

Приезжают домой… Семья отца А. была за городом. В соседней квартире жили близкие родственники, ключ от нее был у священника. Он направляет свою гостью спать в одну квартиру, а сам идет в другую. Закрыл за собой дверь, повернул ключ и оставил его в замочной скважине – на случай, если даже у кого-то найдется запасной ключ, чтобы дверь нельзя было отомкнуть снаружи.

Настроение у него было самое распрекрасное. Лег спать. Утром в таком же приподнятом состоянии проснулся, умылся. Помолился. Собрался будить Людмилу на завтрак. Подходит к входной двери, а она… РАСПАХНУТА… НАСТЕЖЬ… Он, конечно, оторопел. Но на душе хорошо и солнечно, а раз всё хорошо, то чего не может быть, того не может быть никогда.

Отец А. звонит в дверь своей гостьи. Та открывает, на ней, что называется, лица нет. Спала плохо. Ну, раз плохо спала, значит, надо хорошо позавтракать. Поели, поговорили и расстались. А про открытую дверь так и забылось.

Через год священнику попалась книжка Алистера Кроули. И когда он дошел в книге этого известного сатаниста до места, где говорится, что те, кто занимается магией, могут открывать запертые на замок двери без ключа, – сразу же позвонил Людмиле и спросил:

– Правда, что маги без ключа замки могут открывать?

– Правда.

– И ты можешь?

– И я могу.

– А помнишь тогда, летом, у меня дома… Это ты открыла дверь?

Потом она рассказала, что не только открыла дверь, но и вошла в комнату. Казалось бы, она получила шанс, на который не могла даже рассчитывать: осталась на ночь со священником, хотя и в соседней квартире, а замок – не преграда. Задание никто не отменял, телефон был, подручные ждали звонка, но сделать ничего не смогла… И, судя по тому виду, в котором он застал ее утром, далось ей это непросто. Не смогла она перешагнуть через доверие и великодушие, которые так неожиданно проявил к ней, «шаманке страшной», отец А.

Конечно, Господь безгранично милостив, Он действует Сам, непосредственно, и через людей, готовых Ему послужить. Лукавый беспощаден и тоже действует через людей, которые подражают ему в жестокости и безжалостно карают тех, кто пытается от них вырваться.

Как-то они говорили о книге Моуди «Жизнь после смерти», там описывается туннель, по которому человек летит. Людмила сказала: «Это мне знакомо. Я тоже по такому туннелю летела. Белый такой туннель, летишь, летишь. Только голова вправо-влево, вправо-влево, вправо-влево. Открываю глаза – это меня по щекам – вправо-влево, вправо-влево».

За попытки вырваться из секты ее плетью-семихвосткой, в конец каждого хвоста которой был вплетен камешек, бичевали так, что она теряла сознание, ее окатывали холодной водой и снова били, а по окончании экзекуции приводили в себя – вправо-влево, вправо-влево.

Несмотря на эти пытки, у Людмилы хватило силы духа не сломаться. Но тогда она говорила об этом только намеками. Не так-то просто преодолеть глубоко внедрившееся в душу в течение многих лет культивируемое недоверие к людям, тем более что и церковные люди часто далеки от совершенства. Людей, принявших в секте соответствующую степень посвящения, профессионально учат морочить окружающим голову, поэтому многое из того, что она говорила, звучало совершенно неправдоподобно. Общался отец А. только с ней, а она говорила о том, что за ней следят и приговорили ее к смерти, черную метку ей прислали. Должно было быть совершено ритуальное убийство во время черной мессы. И дату назначили на день зимнего солнцестояния: в ночь с 22 на 23 декабря.

Сделаем некое отступление. Господь любит бесконечной совершенной жертвенной любовью. Во имя этой любви Он Сам принес Себя в жертву ради спасения всех людей. И человек отвечает Ему любовью, готовой принести себя ради Бога, или ради ближних в жертву.

Сатана всех ненавидит, но, как «обезьяна Бога», требует жертвы. Ради любви добровольно жертву принести можно, а ради ненависти – нет. Поэтому сатана требует хотя бы видимость добровольной жертвы. Для этого надо подавить волю человека.

Когда воля подавлена, тогда человек не сопротивляется своей участи и даже соглашается на нее. По вечерам бывшие телохранители Людмилы, ставшие теперь ее конвоирами, отлавливали ее и, как она говорила, давали глотнуть какого-то наговорного наркотического пойла. Причем она, шаманка, служившая долгое время темным силам, существо внушаемое и, ясное дело, что они еще и шаманили, чтобы подавить ее волю. Вот она как бы и перестала сопротивляться. Из Сибири на частном самолете прилетел маг высшего посвящения, который должен был совершить это кровавое жертвоприношение.

Сам отец А. ни разу ни магов, ни охранников не видел. При этом он чувствовал, что она чего-то не договаривает. Но проверить-то надо, и священник решил посмотреть, действительно «пасут» ее или нет. Людмила сама с мужем жила в центре Москвы, а в детстве жила у бабушки на самой окраине. И вот она с Ольгой, жившей по соседству, поехала к своей бабушке. Священник поехал с ними, хотя Людмила и не хотела. Вышли из метро. Людмила требовала, чтобы отец А. отправлялся к себе домой – уже поздно. Он говорит:

– Давай, я тебя провожу.

– Не-не-не, не надо меня провожать.

И чтобы он отстал, сказала, что пойдет к Ольге, она жила ближе к метро. Но адрес, где живет бабушка Людмилы, отец А. у подружки узнал.

– Идите в метро, – говорит Людмила и смотрит, куда отец А. пойдет.

Священник направился к метро, но спускаться туда не стал, а пошел к ее дому. Спальный район, ноябрь, часов десять-одиннадцать вечера, уже темно, на улице никого. Очевидно, что если ее «пасут», то должны быть на машине. Почему-то отец А. решил, что их должно быть двое, и что они сидят в машине, потому что холодно.

Район незнакомый, священник там был первый раз. Идет медленно, ищет номер подъезда и высматривает машину, в которой сидят люди. Дом длинный, подъездов много. Идет, смотрит направо, налево. Машины, конечно, стоят, но никаких людей не видно. Посреди дома арка, ведущая на улицу. Он прошел мимо арки, нужный подъезд нашел, делает еще несколько шагов – может, машина подальше стоит, но ничего интересного не обнаруживает. Поворачивается обратно и вдруг, как из-под земли, вырастает перед ним мужичонка такой коренастый, плотный, немного растолстевший. Он встал между отцом А. и аркой, перегородил ему путь.

– Ты, – говорит, – кто?

Отец А. отвечает:

– Священник. – Мало ли, бывает, на улице к священнику пьяненький подходит душу излить. И от этого перегаром несет.

– А что ты здесь делаешь, священник?

– Да вот, на требы пришел.

– А к кому ты шел, священник?

Отец А. видит – тон очень агрессивный с самого начала, и понимает, что это не просто пьяненький прохожий, а как раз тот, кого он искал, правда, не в машине. Ну, уж со страху ли – честно говоря, отец А. испугался, тут ничего не скажешь – но ему показалось: тот уже начинает разворачиваться для удара. Душа уходит в пятки, ведь этот мужичок – телохранитель, значит, профессионал, врежет, мало не покажется. Но и здесь Господь спас. Бежать от него – не убежишь: пока будешь разворачиваться, он схватит за сумку или за одежду и не вырвешься. Да и бежать надо не по безлюдному двору, а на проезжую часть, где люди и машины. Отец А. сделал резкий шаг ему навстречу, вплотную. Тот не ожидал, и отшатнулся, а священник рукой от него оттолкнулся и мимо него – и прямо в арку, на улицу, на проезжую часть.

Окраина Москвы, машины в это время ездят редко. Отец А. поворачивает направо, оглядывается. Тот мужичок даже не побежал, выходит из этой арки и свистит. Несколько раз свистнул, и из арки выехала иномарка. Тот в нее садится, и машина по дорожке спускается на проезжую часть и тоже поворачивает направо. Всё-таки он был прав: двое и на машине. Хорошо, что в этот момент подошел троллейбус, отец А. вскочил в него и уехал.

Но это не самое страшное. Священнику приходится хоронить людей: и знакомых, и незнакомых. Но смерть – это не исчезновение, а продолжительная разлука. Иногда похороны воспринимаются даже как скорбное торжество. И за Людмилу было страшно, но страшно – не то слово. Было чувство, будто стоишь на самом краю бездны, из которой нет возврата. Это не просто черная яма, а нечто, страшнее чего и не представить.

Мы знаем, есть две смерти: одна физическая, другая духовная. Вот какой-то мистический ужас этой духовной смерти был явственно ощутим на краю этой бездны. А чтобы не допустить этого ужаса, надо стоять насмерть, будь что будет, чего бы это ни стоило.

Такая решимость, собственно, несвойственна отцу А., поэтому ее нельзя не расценить как дар Божий. Господь всем желает спастись, поэтому немощных Он укрепляет и недостающее восполняет, чтобы самые обыкновенные люди, которым присущи и гордость, и глупость, и маловерие, и малодушие, смогли послужить орудием Его промысла.

За неделю до 22 декабря вечером они с Людмилой пошли к Матронушке, и час-полтора, наверное, простояли у святых мощей праведницы. Несколько раз Людмилу из храма выносило, каждый раз отец А. ее просто за руку ловил и держал, не давал уйти. Как-то она успокоилась, священник говорит: «Завтра приходи в храм на исповедь».

Пришла она в церковь в середине дня: «Я исповедоваться не буду». «Хорошо, не будешь, давай просто поговорим». Поговорили, затем отец А. взял Псалтирь и прочитал ей несколько псалмов. Известно, что Псалтирь очень действенное духовное средство, и здесь подействовало. «Будешь исповедоваться?» «Буду».

Отец А. прочитал молитвы к исповеди, она какие-то свои грехи говорит, и вдруг выражение лица меняется, глаза останавливаются. Священник спрашивает: «Ты что-то видишь?» «Да, – говорит, – вижу… Всё, я пойду». Он опять ее – за рукав: «Никуда ты не пойдешь». И тоже так несколько раз. Всё. Отпустило. Прочитал разрешительную молитву. Ушла, вроде бы успокоилась, и отец А. успокоился. По крайней мере, если что и случится, хоть человек поисповедовался.

Вечером она звонит, спрашивает:

– Знаете, что произошло?

– Нет, не знаю.

– Этот маг попал под машину, тяжелейшая травма головы, лежит в «Склифе».

Человек, который летает на частном самолете, ездит на лимузине – такие люди пешком не ходят. Как он попал под машину, до сих пор остается загадкой.

– Когда это произошло?

– Сегодня, в середине дня.

– Интересно, если бы ты из храма убежала, кто б тогда под машину попал?

И вот в субботу она звонит отцу А.:

– Представляете, он умер. Причем его сила нечистая в бараний рог скрутила, ведь он не мог никому передать свое знание. Он лежал без сознания, а тут сознание прояснилось, и он в страшных мучениях, с дикими воплями предал свою душу своему страшному хозяину.

Потом отец А. повел ее к отцу Анатолию Берестову. Оказывается, люди, которые были в сатанинской секте, принимаются в православие через таинство миропомазания. Это с отречением от Бога связано, вновь даруется благодать Святого Духа…

Отец Анатолий – это прямо огненный Серафим, прямо такой духовный меч. Он с такой экспрессией, с такой силой читал эти молитвы. Она стояла, закрыв глаза, и так – почти что неосознанно щупала сзади дверь, найти – и убежать. Храм больничный, маленький, и поэтому она стояла внутри него у дверей. Кто-то из помощников отца Анатолия запер дверь на ключ. Она стояла с закрытыми глазами, и когда отец Анатолий осенял ее крестным знамением, она, не видя, отшатывалась. Он ее периодически крестил, и она каждый раз делала движение назад, хотя была с закрытыми глазами.

Свидетели этого противостояния рассказывали, что в тот период странные вещи стали происходить на территории храма, в котором служил отец А.: то станут пропадать кошки, то штабель со строительными досками загорится без видимой причины. Видели священника тогда подолгу молящимся на коленях перед Престолом в алтаре. Очевидно, в невидимых духовных сферах шла за Людмилу жестокая борьба.

И всё же с Божией помощью, хотя и не сразу, она вырвалась из этой секты.

говорил: «Для тангалашки, – старец называл лукавого тангалашка, – ваши молитвы и покаяние как острые копья и пули. Но не думайте, что если вы метаете во врага пули и острые копья, он в ответ будет метать мармелад и шоколад». Ответ тангалашки может быть очень и очень весомым. Лукавый использует каждый наш промах, каждый грех, вольный или невольный, против нас, настраивает близких людей друг против друга, применяя принцип «разделяй и властвуй». Всё хорошо, что хорошо кончается, а пока не кончилось, было страшно и трудно.

Когда еще всё это только начиналось, отец А. понял, что просто так ему это не сойдет. Думал, что, может быть, попадет под машину. Следовательно, при переходе улицы надо быть внимательней и осторожней. Но со временем обстановка так накалилась, стало настолько тяжело, что уже самому хотелось под машину. Думалось, машина покалечит, в больницу попадешь, там будет легче. Но Господь и здесь всё устроил, обошлось без машины и без больницы.

Конечно, страшен бес, да не так, как его малюют. Апостол Иаков говорил: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». Это великое счастье, что мы принадлежим к Православной Церкви, хотя, наверное, сами этого не можем оценить в полной мере.

Всемогущий Господь простирает над нами Свой спасительный покров, и если мы держимся хотя бы за самый краешек церковной ризы, тогда все ухищрения лукавого – это всего лишь «демонов немощные дерзости».

Господь искал пути и для спасения рабы Своей Людмилы, орудием для этого избрав самого обыкновенного священника. Богу было угодно ее спасти, и вот, как бы кто ни путался и ни мешался, Всемогущий Господь ее и спас, вопреки ухищрениям лукавого и человеческим грехам и недостаткам.

Приложения

Приведем отрывок из жития , в котором повествуется о том, как святитель спас юношу, продавшего душу дьяволу.

Чудо спасения несчастного раба от дьявола

Елладий, очевидец чудес Василия и преемник его на епископском престоле, муж добродетельный и святой, рассказывал следующее. Один православный сенатор по имени Протерий, посещая святые места, вознамерился отдать дочь свою на служение Богу в один из монастырей; дьявол же, исконный ненавистник добра, возбудил в одном рабе Протерия страсть к дочери господина своего.

Видя несбыточность своего желания и не смея ничего сказать о своей страсти девице, раб пошел к одному волшебнику, жившему в том городе, и рассказал ему о своем затруднении. Он обещал волшебнику много золота, если тот своим волшебством поможет ему жениться на дочери господина своего. Волшебник сначала отказывался, но, наконец, сказал:

– Если хочешь, то я пошлю тебя к господину моему, дьяволу; он тебе в этом поможет, если только и ты исполнишь его волю.

Несчастный же раб тот сказал:

– Всё, что он ни повелит мне, обещаюсь исполнить.

Волшебник сказал тогда:

– Отречешься ли ты от Христа своего и дашь ли в том расписку?

Раб же сказал:

– Готов и на это, лишь бы только получить желаемое.

– Если ты даешь такое обещанье, – сказал волшебник, – то и я буду тебе помощником.

Потом, взяв хартию, он написал дьяволу следующее:

– Так как я должен, владыка мой, стараться о том, чтобы отторгать людей от христианской веры и приводить их под твою власть для умножения твоих подданных, то я посылаю тебе ныне подателя сего письма, юношу, разожженного страстью к девице, и прошу за него, чтобы ты оказал ему помощь в исполнении его желания. Чрез это и я прославлюсь, и к тебе привлеку больше почитателей.

Написав такое послание к дьяволу, волшебник отдал его тому юноше и послал его с такими словами:

– Иди в этот ночной час и стань на еллинском кладбище, подняв кверху хартию; тогда сейчас же тебе явятся те, кои проведут тебя к дьяволу.

Несчастный раб быстро пошел и, остановившись на кладбище, начал призывать бесов. И тотчас предстали пред ним лукавые духи и с радостью повели обольщенного к своему князю. Увидев его, сидевшего на высоком престоле, и тьмы окружавших его злых духов, раб отдал ему письмо от волшебника. Дьявол, взяв письмо, сказал рабу:

– Веруешь ли в меня?

Тот же ответил:

Дьявол снова спросил:

– Отрекаешься ли от Христа своего?

– Отрекаюсь, – ответил раб.

Тогда сатана сказал ему:

– Часто вы обманываете меня, христиане: когда просите у меня помощи, то приходите ко мне, а когда достигнете своего, то опять отрекаетесь от меня и обращаетесь к вашему Христу, Который, как добрый и человеколюбивый, принимает вас. Дай же мне расписку в том, что ты добровольно отрекаешься от Христа и крещения и обещаешь быть моим на веки и со дня судного будешь терпеть со мною вечную муку: в таком случае я исполню твое желание.

Раб, взяв хартию, написал то, чего хотел от него дьявол. Тогда погубитель душ змей древний (то есть дьявол) послал бесов прелюбодеяния, и они возбудили в девице такую сильную любовь к отроку, что она от плотской страсти упала на землю и стала кричать отцу своему:

– Пожалей меня, пожалей дочь твою и выдай меня замуж за нашего раба, которого я со всею силою полюбила. Если же ты этого для меня, единственной твоей дочери, не сделаешь, то увидишь меня скоро умершею от тяжких мучений и отдашь за меня ответ в день судный.

Услышав это, отец пришел в ужас и с плачем говорил:

– Горе мне, грешному! что такое случилось с моей дочерью? Кто украл у меня мое сокровище? Кто прельстил мое дитя? Кто помрачил свет очей моих? Я хотел, дочь моя, обручить тебя Небесному Жениху, чтобы ты была подобна ангелам и в псалмах и песнопениях духовных (Еф.5:19) прославляла Бога, и сам я ради тебя надеялся получить спасение, а ты бесстыдно твердишь о замужестве! Не своди меня с печалей в преисподнюю, чадо мое, не срами своего благородного звания, выходя за раба.

Она же, не обращая внимания на слова родителя, говорила одно:

– Если не сделаешь по моему желанию, то я убью себя.

Отец, не зная, что делать, по совету своих родственников и друзей согласился лучше исполнить ее волю, чем видеть ее умирающею лютою смертью. Призвав раба своего, он отдал ему в жены дочь свою и большое имение и сказал дочери:

– Иди же, несчастная, замуж! Но я думаю, что ты станешь после сильно раскаиваться в своем поступке, и что тебе не будет от этого пользы.

Спустя некоторое время после того, как этот брак совершился, и дьявольское дело исполнилось, было замечено, что новобрачный не ходит в церковь и не причащается святых Таин. Об этом было заявлено и несчастной жене его:

– Разве ты не знаешь, – сказали ей, – что муж твой, которого ты выбрала, не христианин, но чужд вере Христовой?

Она же, услышав это, чрезвычайно опечалилась и, упав на землю, начала терзать ногтями лицо свое, без устали бить себя руками в грудь, и вопила так:

– Никто, ослушавшийся своих родителей, не мог когда-либо спастись! Кто расскажет о позоре моем отцу моему? Горе мне, несчастной! В какую погибель я попала! Зачем я родилась и для чего не погибла по рождении?

Когда она так рыдала, ее услышал муж ее и поспешил к ней спросить о причине ее рыданий. Узнав, в чем дело, он стал утешать ее, говоря, что ей сказали о нем неправду, и убеждал ее, что он – христианин. Она же, немного успокоившись от речей его, сказала ему:

– Если ты хочешь уверить меня вполне и снять печаль с несчастной души моей, то утром иди со мной в церковь и причастись предо мною Пречистых Таин: тогда я поверю тебе.

Несчастный муж ее, видя, что ему нельзя сокрыть правду, должен был против желания своего рассказать ей о себе всё, – как он предал себя дьяволу. Она же, забыв женскую немощь, поспешно отправилась к святому Василию и возопила к нему:

– Сжалься надо мною, ученик Христов, сжалься над ослушницей воли отца своего, поддавшейся бесовскому обольщению! – и рассказала ему всё в подробности о своем муже.

Святой, призвав мужа ее, спросил его, правда ли то, что о нем говорит его жена. Он со слезами ответил:

– Да, святитель Божий, всё это правда! и если я стану молчать, то будут вопить об этом дела мои, – и рассказал всё по порядку, как он предался бесам.

Святой же сказал:

– Хочешь ли снова обратиться к Господу нашему, Иисусу Христу?

– Да, хочу, но не могу, – ответил тот.

– Отчего же? – спросил Василий.

– Оттого, – отвечал муж, – что я дал расписку в том, что отрекаюсь от Христа и предаю себя дьяволу.

Но Василий сказал:

– Не скорби о сем, ибо Бог – человеколюбив и принимает кающихся.

Жена же, повергшись к ногам святого, умоляла его, говоря:

– Ученик Христов! Помоги нам, в чем можешь.

Тогда святой сказал рабу:

– Веришь ли в то, что ты можешь еще спастись?

Он же сказал в ответ:

– Верую, господин, помоги моему неверию.

Святой после этого, взяв его за руку, осенил крестным знаменем и запер его в комнате, находившейся внутри церковной ограды, заповедав ему непрестанно молиться Богу. Пробыл он и сам три дня в молитве, а потом посетил кающегося и спросил его:

– Как ты чувствуешь себя, чадо?

– Я нахожусь в крайне бедственном состоянии, владыка, – отвечал юноша, – не могу я выносить криков бесовских и страхов, и стреляния, и ударов кольями. Ибо демоны, держа в руках мою расписку, поносят меня, говоря: «Ты пришел к нам, а не мы к тебе!»

Святой же сказал:

– Не бойся, чадо, а только веруй.

И, давши ему немного пищи, осенил его крестным знамением и опять запер его. Чрез несколько дней он снова посетил его и сказал:

– Как живешь ты, чадо?

Тот ответил:

– Издали я слышу еще угрозы и крик их, но самих не вижу.

Василий, дав ему немного пищи и помолившись за него, опять запер его и ушел. Потом он пришел к нему на сороковой день и спросил его:

– Как живешь ты, чадо?

Он же сказал:

– Хорошо, отец святой, ибо я видел тебя во сне, как ты боролся за меня и одолел дьявола.

Сотворив молитву, святой вывел его из затвора и привел в келии. Наутро он созвал весь причт церковный, иноков и всех людей христолюбивых и сказал:

– Прославим, братие, человеколюбца Бога, ибо вот теперь Добрый Пастырь хочет принять на рамо погибшее овча и принести его в церковь: в эту ночь мы должны умолять Его благость, чтобы Он победил и посрамил врага душ наших.

Верующие собрались в церковь и молились всю ночь о кающемся, взывая: «Господи, помилуй».

Когда наступило утро, Василий, взяв кающегося за руку, повел его со всем народом в церковь, воспевая псалмы и песнопения. И вот дьявол бесстыдно пришел туда невидимо со всею своею пагубною силою, желая вырвать юношу из рук святого. Юноша же начал вопить:

– Святитель Божий, помоги мне!

Но дьявол с такою дерзостью и бесстыдством вооружился против юноши, что причинял боль и святому Василию, увлекая с собою юношу. Тогда блаженный обратился к дьяволу с такими словами:

– Бесстыднейший душегубец, князь тьмы и погибели! Разве не довольно для тебя твоей погибели, какую ты причинил себе и находящимся с тобою? Ужели ты не перестанешь преследовать создания Бога моего?

Дьявол же возопил к нему:

– Да запретит тебе Господь, о дьявол!

Дьявол же опять сказал ему:

– Василий, ты обижаешь меня! Ведь не я пришел к нему, а он ко мне: он отрекся от Христа своего, дав мне расписку, которую я имею в руке своей, и которую я в день судный покажу всеобщему Судье.

Василий же сказал:

– Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят поднятых к небу рук своих, пока ты не отдашь эту расписку.

Затем, обратившись к народу, святой сказал:

– Поднимите руки ваши горе и взывайте: «Господи, помилуй!»

И вот после того, как народ, поднявши руки к небу, долгое время вопил со слезами: «Господи, помилуй!», расписка того юноши на глазах у всех принеслась по воздуху прямо в руки святителю Василию. Взяв эту расписку, святой возрадовался и воздал благодарение Богу, а потом в слух всех сказал юноше:

– Знаешь ли, брат, эту расписку?

Юноша отвечал:

– Да, святитель Божий, это моя расписка; я написал ее своею собственною рукою.

Василий же Великий тотчас разорвал ее пред всеми на части и, введя юношу в церковь, причастил его Божественными Тайнами и предложил обильную трапезу всем присутствовавшим. После того, дав поучение юноше и указав подобающие правила жизни, возвратил жене его, а тот не умолкая славословил и благодарил Бога.

***

В заключение приведем несколько стихотворений, которые написала Людмила.

Тихий свет

Я долго жил в стране изгнанья
И не считал я дней своих.
О лютые воспоминанья…
Господь! Избавь меня от них.

Я был гоним через пустыню
И думал, что конца ей нет.
О, как я счастлив, видя ныне
Паникадила тихий свет.

Тебя в своем сердце убогом
И дома и в храме святом
Просила я, Боже, о многом.
Но чаще всего не о том.

Дай то, что всего мне дороже,
Чем жить и дышать рождена.
Подай мне любовь к Тебе, Боже,
Да буду я с ней спасена.

Помилуй, Владыко вселенной,
Мне глаз не поднять к небесам,
Душа моя – храм разоренный,
И тот разоритель я сам.

Я храм этот строю и рушу,
И падаю день ото дня.
Спаси мою бедную душу
От дьявола и от меня.

Есть минуты, когда для меня
Не мила никакая отрада,
Как бы душу мою хороня,
Обступают ее силы ада.

Всем знакома такая беда,
Не спастись одному среди битвы.
Не дают нам погибнуть тогда
Друг за друга святые молитвы.

Господи! Решил я покинуть стадо,
Без пастуха пошел я, куда глаза глядят…
И вот я стою перед вратами ада
И слышу, как за ними клокочет этот ад…

Да как я попал сюда? О, злое мое произволенье!
Вот сейчас бес зацепит меня крюком – и конец.
Господи, молит Тебя о спасении
Самая негодная из Твоих овец!

И Он услышал. И сойдя в бездну эту,
Взял на плечи меня и понес,
Всё выше и выше, к жизни и свету,
Пастырь добрый – Иисус Христос!

От 6-12-2016, 13:07

Я живу в городе Якутске, на севере страны, и эта история произошла летом прошлого года. Живём мы с братом в двухкомнатной квартире построенной в 70-х годах. Владу 24, он работает продавцом-консультантом в местном магазине бытовой техники. Вообще, он молодец, хорошо зарабатывает и этих денег хватает на нас двоих с лихвой. Я же нигде не работаю, сижу дома обычно. Убираю, готовлю и пишу. Брежу славой писателя-мистика и поэтому частенько ищу материалы для своих рассказов в интернете, посещаю места с дурной славой в нашем городе и его окрестностях, иногда знакомые из соцсетей рассказывают о своих встречах с неопознанным. В последнее время частенько задумываюсь о том, что пора заявить о себе и намереваюсь пойти в редакцию. Родители наши жили отдельно с младшими сестрой и братом, которые еще в школу ходили. А теперь перейдём непосредственно к самой истории.

Как в любых городах у нас тоже есть свои легенды и вот недавно мне рассказали про одно место в лесу. От города это место находилось не так далеко, жил там когда-то шаман один. Уж не знаю, что у него произошло, но душа и сердце этого человека стали темнее самой тьмы. Он творил злые дела, всё хотел подчинить народы севера своей воле и сильным был очень. Потом собрались другие шаманы и таки одолели его, убили. Как они это сделали мне неведомо, у шаманов свои секреты. Люди ураhа* шамана того сожгли и обходили стороной после того случая. Поговаривали, что место это охраняют злые духи, а кто осмелиться прийти - будет проклят. Именно туда я собиралась сходить, проверить мифы и заодно найти вдохновение, а если не найду ничего, то просто хорошо провести время с друзьями на природе.

Леса у нас опасные, живности полно всякой. Водятся медведи, а встреча с этим лесным богатырём чревата последствиями. По этой причине я взялась уговаривать своих друзей, брату решила не говорить ничего. Идти никто не хотел, все боялись, но всё же кое-кого уговорила составить мне компанию, с собой мы взяли ножи, ружья, еду, спички, фонарики и палатки. Мы собирались провести в лесу неделю. На следующий день, с утра, встретились в условленном месте и пошли в лес. Погода была жаркая, яркое солнце лениво пробивалось сквозь листву деревьев. Единственным минусом была надоедливая мошкара. Лёгкий ветерок игриво трепал листья деревьев и нежно перебирал мои волосы. Карты у меня с собой не было и место, где обитал тот шаман пришлось искать довольно долго. К счастью, мы знали приблизительное место расположения. Я всё время подкалывала своих друзей и мы весело смеялись. Тогда мне казалось, что все эти байки созданы, чтобы отпугнуть любопытных подростков. Вообще во все эти россказни о шаманах я не шибко верила.

Скептиком я конечно никогда не была и знала, что шаманы действительно существуют и довольно сильны в магии, но многие разговоры о них воспринимала как детские страшилки. Место, где стоял ураhа, не принесло ничего интересного, если это было оно. Чувствовалось незримое присутствие чего-то потустороннего и порой я замечала какие-то "тени". Однако, меня это не пугало: "тени" я видела с детства и с духами уже встречалась в своей жизни. Немного побродив там, мы всей нашей шумной компанией из пяти человек пошли дальше в лес на наше излюбленное место. Шли долго и делали привалы лишь, чтобы перекусить, либо останавливались на ночлег и добрались на "нашу" полянку без приключений. Всё было как всегда, но смущало одно обстоятельство - рядом мы обнаружили захоронение какого-то шамана, которого здесь раньше никогда не было.

Вообще, захоронения бывают разные, всё зависит от самих шаманов. Некоторых закапывают в землю под шаман-деревом, у каждого оно своё. Это может быть любое дерево толще дуба раза в два. Само дерево уже мёртвое, но еще довольно крепкое. Некоторых сжигают и прах развеевают по ветру, некоторых хоронят на дне реки, а некоторых привязывают к деревьям на высоте до 20 метров от земли. В последнем случае всё зависит от того насколько силён был шаман при жизни. Конечно, само тело перед этим кладут в деревянный короб оббитый мехом животных и тогда уже хоронят. Вместе с телом кладут книгу, бубен, посох и украшения. В общем, хоронят во всеоружии. Говорят, что без магии не обходиться даже здесь и на месте захоронения проводят какой-то своебразный ритуал, оно из-за этого словно блуждает, то есть появляется в разных местах. Мы наткнулись на одно из таких захоронений. Естественно в россказни о перемещении последнего пристанища я не верила и решила, что это свежее.

Место, где находилось это захоронение, по какой-то причине было мрачным, яркие цвета сменились блеклыми красками. Вокруг захоронения стоял туман, белый словно молоко, и вокруг была мёртвая тишина. Не слышалось щебета птиц и жужжания насекомых, лишь время от времени, ветер зловеще шелестел листьями в кронах деревьев. Мне даже показалось, что кто-то смотрит на нас и ждёт. Я в буквальном смысле чувствовала этот злобный взгляд на себе и по спине от этого пробегали мурашки, размерами со слона. Теперь подходить ближе совершенно не хотелось, но и выглядеть трусихой перед друзьями я не собиралась. Мне не нужна была слава готессы, которая боится захоронений и духов, несмотря на то, что сама же и затеяла всё это. Да, я испугалась из-за резкого перепада: позади светит солнце и поют птицы, а здесь тишина и мрак. Я никак не могла объяснить это явление, кроме как одним словом - чертовщина. Мои друзья отказались подходить ближе и решили подождать меня неподалёку, а я пошла. Каждый шаг давался с трудом, по вискам стекали капельки холодного пота и липкие щупальца страха всё глубже проникали в моё сознание. Воображение услужливо рисовало различных монстров, которые разрывали всех, кто осмеливался приблизиться к захоронению. Как же мне хотелось в тот момент оказаться дома, далеко от этого места, как хотелось, чтобы это всё было лишь страшным сном...

Наконец я увидела само захоронение: между деревьев на высоте 20 метров от земли висел деревянный короб, оббитый мехом. Он был привязан к ветвям деревьев. Ветви были довольно толстыми и от них легко было дотянуться и до самого короба. Я залезла на дерево и подобралась ближе, чтобы внимательно изучить это захоронение. Не знаю почему, но мне захотелось взять себе что-то на память. Конечно, у нас каждый знает, что этого делать нельзя и пугают местью усопшего. Якобы придут духи, служащие покойному шаману, и поглотят душу того кто осквернил захоронение или что-то оттуда забрал. Мне это всё всегда казалось смешным, ну, что может сделать дух, если я не надругалась над телом, а всего лишь взяла сувенир, уже не нужный мёртвому.

Я открыла короб и посмотрела, что внутри. Первое, что бросалось в глаза - это скелет. Его украшения были надеты на то, что осталось от тела, в руке он сжимал посох, на его груди лежала книга, а в другой руке был бубен. Помню, мелькнула мысль о том, что всё это странно, ведь захоронение явно не первой свежести и ранее его совершенно точно там не было. Меня чуть не стошнило и желание побыстрее уйти оттуда стало еще сильнее, но мне уж больно захотелось взять что-то. Я остановила свой выбор непосредственно на книге. Обложка её была деревянной, оббитой кожей, страницы сделаны из бересты, а на них написаны тексты на староякутском языке. Вообще тексты в таких книгах написаны от руки, естественно, никаких чернил никто не использует. Обычно их вырезают или пишут золой, в этой книге текст был написан кровью.

Я, преодолевая омерзение и тошноту, взяла книгу, спрятала "трофей" в рюкзак и тут же поднялся сильный ветер, злобно расшатывавший кроны деревьев, и я поспешила слезть с дерева. Уже оказавшись на земле, краем глаза заметила чёрные силуэты. Их было всего трое. Я чётко ощущала на себе их пристальный и недобрый взгляд. Вот тут мне стало совсем не по себе, еще и атмосфера вокруг напрягала. Эти силуэты были темнее тьмы и от них чувствовалась злоба. Казалось, они сейчас набросятся на меня и разорвут... Тут мои нервы не выдержали, я истошно заорала и бросилась бежать. Не помню как преодолела всё расстояние от захоронения до условленной поляны, мне уже было плевать кто и что подумает. Я поддалась паническому ужасу и мысленно молила Айыы*, защитить меня. Друзья и не думали смеяться, они лишь успокоили и попросили рассказать, что меня так сильно испугало. Я поведала им всё, кроме того, как взяла книгу. Естественно, мы ушли подальше от того жуткого места и разбили лагерь на другой поляне, где чудесно провели несколько дней.

По возвращении домой я надёжно спрятала книгу у себя в комнате, но пока не читала, лень было разбирать тексты. С того дня меня начали мучать кошмары по ночам, от чего я стала плохо спать. Эти силуэты словно преследовали меня и мерещились повсюду. Я могла увидеть их в толпе людей на улицах города, в отражении зеркала или в магазине. Дома слышались странные звуки по ночам. Я списывала это на богатое воображение и на то, что еще нахожусь под впечатлением от того похода. Потом эти призраки, вроде перестали преследовать меня, но поведение брата стало меняться. И с моими родными творилось что-то странное. Сначала младшая сестра стала увядать на глазах. Мама водила её к врачу, но девочка была абсолютно здорова. За два месяца она сильно похудела, кожа приобрела восковой оттенок, взгляд стал мутным и вскоре она умерла. Спустя какое-то время, то же самое начало происходить и с младшим братом. Не успели мы оклематься от смерти моей сестры, как умер и он, затем мать и отец. Всех их словно что-то сжирало изнутри, но врачи лишь разводили руками. Причина каждый раз была одна и та же - истощение. Между смертями перерыв был два-три месяца.

Теперь я перестала общаться с друзьями, замкнулась в себе. Из моих родных остался лишь Влад, но это был словно не он. Какой-то чужой стал и злой, казалось всех ненавидит. Я списывала его поведение на стресс от потери самых дорогих нам людей, ведь сама очень горевала из-за этого. Брат будто не замечал изменений в своём поведении и день ото дня всё больше грубил мне, всё злее становился. Я начала плохо себя чувствовать, хоть и была абсолютно здорова. Это проявилось не сразу, а спустя месяц после смерти папы. У меня слабость какая-то появилась, аппетит пропал, как будто кто-то вытягивал из меня всё жизненные силы. Из весёлой и жизнерадостной девчонки я постепенно превращалась в печальную старуху. Сначала мне казалось, что это от недосыпа и переживаний, на нервной почве, но с каждым днём мне становилось всё хуже и хуже, чувствовалось приближение смерти. Это всё пугало, ведь я хотела жить и безумно любила жизнь. Пришло понимание того, что виной всему мой поступок. Я бросила писать и часто плакала, когда была дома одна. Если бы я не взяла ту книгу, все мои родные были бы живы и брат не стал бы таким жестоким. Если бы...

Я долго искала выход из сложившейся ситуации, а времени у меня оставалось всё меньше и меньше. Вот тогда я пошла в лес, к шаману, которого в нашей семье хорошо знали, поэтому найти его ураhа оказалось не так сложно. Это был моложавый мужчина лет 60 с хвостиком, его взгляд был добрым и внимательным. Звали его Аан Уххан Тойон. У его глаз залегли морщинки, указывавшие на то, что в молодости он был очень весёлым человеком, да и сейчас мужчина часто улыбался. Я рассказала Аан Уххан Тойону всё, что произошло в последнее время и о походе в лес не забыла. Рассказала как нашла захоронение, взяла книгу на память, которую принесла с собой и показала ему. Именно с ней я связывала всё происходящее в последнее время. Шаман внимательно слушал меня и хмурился, но ни разу не перебил. Он сказал найти захоронение и вернуть книгу, но перед этим прочитал нараспев алгыс*, сжигая какие-то травы. В воздухе витал сладковатый запах дыма и голос Аан Уххан Тойона успокаивал. Казалось, что всё будет хорошо, всё наладится. Затем он помазал мне лоб золой от сожженных трав и я отправилась домой собираться и обзванивать друзей.

К счастью, среди них оказались те кто имели свободное время и отправились со мной. На следующий день мы отправились в путь, а спустя два дня пришли на то место, где я нашла захоронение, но его там не было. Меня охватило отчаяние, слёзы наворачивались на глаза, тем более я уже едва ходила. Так хотелось плюнуть на всё и лечь на землю, просто опускались руки. Друзья поддерживали меня как могли и не позволили сдаться. Не буду описывать сколько мы скитались по лесу и как искали это захоронение, но книгу я всё же вернула и, сама не знаю зачем, попросила прощения у покойного. Затем мы вернулись в город и я постепенно пошла на поправку. Аан Уххан Тойон еще долго работал с Владом, в которого, по его словам, вселился дух покойного с целью вновь обрести тело. Уж не знаю, каким образом шаман изгонял тот дух из тела моего брата, но спустя какое-то время он снова стал собой. Я рассказала Владу о книге и он был очень зол на меня за это, ведь по моей вине умерли все дорогие нам люди, но всё же меня простил. Теперь я верю во всё, что говорят и больше не считаю это суевериями или страшилками, потому что сама столкнулась с этим. Вы можете мне не верить, но не повторяйте мою ошибку, прошу вас.

ураhа [ураса] - сооружение на подобие палатки, сшитое из шкур животных, в котором обитают шаманы.
Айыы - всевышние, добрые духи обитающие в верхнем мире.
алгыс - благословение.

Время на чтение: 2 мин

В наших краях есть место с которым связано много легенд. На горе, по преданиям, стоял когда-то замшелый камень, указывавший дорогу путникам. «Направо пойдешь - коня потеряешь. Налево пойдешь - сам погибнешь. Прямо пойдешь - женатым будешь», - такие слова были высечены на нем.

Понятно, что из трех вариантов мы все выбирали последний. Но попадали странники не в древний загс, а в селение, где их встречала пропавшая девушка. Дочь местного воеводы, ставшая жертвой проклятия. Как и многие после нее. Заклятие действует до сих пор! Я сам убедился...

Помоги-ите! Есть тут кто- нибудь! Ау-у! - надрывался девичий голосок.
- Что случилось? Заблудилась?
Я подскочил к девушке. Зареванная барышня сидела, прислонившись к стволу дерева. Дорога пролегала совсем близко, а незнакомка утверждала, что не может выбраться из леса. Я с рюкзаком за спиной догонял ушедшего вперед приятеля - собирались порыбачить на лесном озере, но вместо водоема заметил голубую куртку незнакомки.
- Пойдем! Чего ты? Ногу подвернула?

Ноги в порядке. Я выйти не могу, - заявила девушка - Дорогу не найду, все время в одно и то же место возвращаюсь. Словно леший водит.
- Ерунда все это, - успокоил я ее. - Никаких леших не бывает...
- И ты меня не выведешь, - бормотала она, - вместе со мной пропадешь. Это проклятие действует!
Не обращая внимания на ее болтовню, я уверенно шел вперед. Вот там - поворот тропы, увитое плющом дерево, потом мимо овражка и - спуск к озеру. Много раз тут бываю, каждое лето...

Но никаких знакомых ориентиров что-то не попадалось. Лес вокруг был чужим, он становился все темнее и гуще.
- Давай отдохнем, - подала голос моя спутница.
Присев на поваленный ствол, я перевел дух. Уже и сам понял - что-то здесь не так. Вроде бы иду прямо, а получается, забираю куда-то вбок, петляю, как заяц. Словно и вправду неведомая сила направление указывает.
- Как тебя зовут? - обратился я к девчонке.
- Женя, - шмыгнула та носом.

О каком проклятии ты говорила? Фантастики начиталась?
- Если бы... Тут реально проклятое место. Я прагматичный человек, студентка, на историка учусь, - рассказала она. - Читала об этой местности. Тут уже сотни лет девушки пропадают.
- И их не находят?
- Нет... Не веришь?
Я помотал головой.
- Слушай тогда...
Женя поведала такую историю.

Когда-то, возвращаясь из похода, стояли тут половецкие отряды. Грозный хан, обложивший местность данью, потребовал от воеводы подарить ему в наложницы собственную дочь. Тот отказался, просил забрать взамен пшеницу, скот и золото. Хан настаивал на своем, угрожая уничтожить окрестные селения. Утром к нем у должны были привезти пленницу.
- Беги скорее в лес, спрячься, - велел девушке испуганный отец.

Ночью пришел шаман.
- Вместо того чтобы отдать хану, отпусти красавицу с нами, с воинами, - предложил он. - Так для нее будет лучше, она сможет выбрать себе мужа и избежит позора. Захочет я на ней женюсь.
- Ни за что! - закричал воевода. - Никому из вас моя девочка не достанется, лучше пусть умрет.
- Так и случится, увидишь ее мертвой, - произнес шаман.
Он рассердился и сказал, что дочка местного воеводы из лесу не выберется. Отныне каждый год в этих местах будут пропадать девушки. И вообще люди, которых он наметит в жертвы, даже бывалые мужчины, попав в чащу, заблудятся и оттуда не вернутся. Через три дня дочь воеводы нашли на дне лесного оврага. Несчастная скончалась от голода и холода...

В этот лес мы совершили вылазку с другом. Порыбачить в озере, искупаться. И так случилось, что потерял я его из виду. Он ушел вперед, я замешкался, а когда оглянулся - чудеса: ни тропы, по которой мы пошли, оставив машину на просеке у въезда в лес, ни спины Олега с большим рюкзаком на ней. Тогда я и услышал жалобный плач девчонки. Она от подруг отстала. За ягодами пошла и меня встретила. Время словно остановилось. Мобильные не работали, не было видно ни жилья человеческого, ни тропинок, ни просек, ни песчаных противопожарных полос, оставляемых лесниками. Никаких следов цивилизации. Хоть бы голоса людей, костерок - ничего. И озера нет, а ведь оно должно тут быть.

Я не разу еще не сбивался с дороги! Огляделся. Попробовал кричать, звать приятеля - без ответа. Самое интересное, что простое «ау» словно повисало в воздухе, эха не слышно. Может, тут аномалия какая-то, звуки поглощаются? Думать о законах физики не было времени. Я присмотрел дерево, удобное для подъема, скинул рюкзак на землю и начал взбираться, вспомнив занятия в школьном спортзале - не зря физрук заставлял лазить по канату. Сейчас пригодилось.
- Что там? Что видно? - приплясывала внизу спутница.
- Лес, деревья, где гуще, где реже, - перечислял я. - Дороги, озера, поселения какого-нибудь нет и намека. И мобильный на высоте не заработал. Надо успокоиться и двигаться дальше, - сказал я, спустившись.

Попробовал определить стороны света - и не смог. Решил идти на восток, там по моим представлениям находился город. Преодолевая бурелом двинулся в ту сторону откуда утром встало солнце. Идти было трудно, да еще начал накрапывать дождь. Сумрачно, неуютно, под ногами хлюпает. Женька снова носом зашмыгала, что-то запричитала.
- Ой, смотри! - придушенным голосом пискнула она.
Видим - словно бы фигура какая-то меж деревьями мелькает. В длинной меховой дохе или тулупе, хотя зима давно закончилась, высокой шапке, с бородой.
- Это тот самый шаман, древний! - прошептала моя спутница.

Она вдруг кинулась на колени, прямо в жидкую грязь:
- Шаманчик, миленький, не погуби, выведи нас отсюда, - запричитала она. - Ты девушек молодых ищешь для себя и для своих воинов, я знаю. Я не выйду за тебя замуж, ты уже старенький, сотни лет назад жил, я выйду за молодого, деток ему рожу, сказки про тебя буду рассказывать...
Девчонка бормотала тоном сказительницы, словно впав в безумии. Фигура шамана исчезла и вдруг появилась в другом месте - чуть дальше от нас.
- Скорее идем за ним, он меня услышал, он выведет нас! - обрадовалась Евгения.

Вскочила, растрепанная, мокрая, и побежала за призраком. Долго мы бродили, а вышли снова к кривой березе, где впервые «шамана» увидели. И вдруг услышали зловещий смех. Я так и не смог определить происхождение звука. А Женя расплакалась. Призрак нас обманул - привел на то же место. Смеется теперь над нами. Значит, надежды нет...

Но я был настроен решительно - мы современные люди, нас не запугать древнему колдуну. Объявлять ему войну конечно, не надо, навредить себе можно, а вот схитрить, договориться или задобрить стоит попробовать...
- У тебя какие-нибудь украшения есть? - спросил я у Евгении. И сам скривился от собственной глупости: ну кто же в лес будет побрякушки надевать?
- Есть колечко, простенькое, но с бирюзой. Ты хочешь его задобрить? - догадалась она.

Чувствуя себя персонажем дьявольской пьесы, я положил колечко на пенек, повернулся лицом в тут сторону, где растаял в воздухе, призрак, и тихонько сказал:
- Шаман, ты хороший. Ты тут хозяин. Ты меня испугал и победил. Очень тебя прошу, выпусти нас, у нас еще много дел не сделано дома. Вот колечко тебе в подарок. За девушку не беспокойся. Она без жениха не останется, я сам на ней женюсь...
- Что?! - вскинулась Женя, услышав мои слова.
А мне словно что-то подсказывало, что следует говорить именно так.

Вспомнил, что рассказывал дед моего друга детства Саньки, работавший лесником. Когда я школьником гостил в селе у бабушки, мы любили приходить к нему и слушать байки. Чтобы обмануть лешего, который водит по лесу, надо правый сапог надеть на левую ногу и наоборот. И куртку наизнанку вывернуть. Так его можно с толку сбить. На нас с моей спутницей были кроссовки.
- Быстро переобувайся! - скомандовал я.
Неудобно, но идти можно! Куртки перекинули навыворот.
- Обманываем его, а он обидится и совсем нас заморочит, еще хуже будет,- завела было девушка.
- Не обидится, мы ж его попросили оба и подарок оставили.
Я бросил взгляд на пенек и глазам не поверил. Колечко исчезло!
- Наш дар принят. Пойдем, - решительно сказал ей.

Чтобы перехитрить лешего, или, в нашем случае, шамана, надо идти наугад, как говорится, куда глаза глядят. А еще - думать одно и делать другое.
- Вот сейчас до той поваленной березы дойду, - бормотал я себе под нос и, не дойдя до намеченной цели, резко менял направление - шел к другому ориентиру. Спутница еле за мной поспевала.
- Поверну налево, - говорил я вслух, а сам поворачивал вправо. Получалось, что я шел не так, как подсказывал здравый смысл, а словно все делал наоборот. Но в этом и оказалось спасение от нечистой силы. Физически ощущал, что лес не желает нас отпускать.

Не раз я падал, но все же шел и уставшую девушку за собой тянул. Так мы двигались довольно долго. В лесу начинало смеркаться, нас поедом ела мошкара. Замаячила реальная перспектива здесь заночевать... И тут я почувствовал, что с каждым шагом становится легче. Цепкие лапы отпускали меня. Впереди мелькнуло светлое пятно, мы вышли к просеке. Лес вокруг раздвинулся и стал привычным, без бурелома. А вот и тропинка, протоптанная людьми! За деревьями замаячила синяя машина приятеля, На радостях Евгения повисла у меня на шее.

Мы отвезли Женю домой, а через день я снова с ней встретился. Зареванная, уставшая, перепуганная, искусанная комарами замарашка из леса в городе превратилась в прекрасную леди.. Я невзначай намекнул - что-то там она говорила шаману, мол, замуж выйдет за молодого. Да и сам ведь договаривался с колдуном что женюсь. Ну что ж, придется выполнять свое обещание.