Свобода человека с точки зрения обществознания. Свобода и необходимость человеческой деятельности. Связь свободы и необходимости

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.



Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.
  1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
  2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  3. Виды ответственности:
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Человеку свойственно стремление к свободе - это одно из самых сильных человеческих чувств - естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения.

Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения, когда все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергались. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной человеку Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.

О значении свободы для самореализации человека размышлял еще Аристотель, который утверждал, что свобода присутствует только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо.

С особой силой стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Каждый политический лидер и революционный вождь клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но в разное время смысл, вкладываемый в понятие «свобода», был различным. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли, или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайностям в решении этой проблемы были волюнтаризм, согласно которому человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится, это его родовое качество, и фатализм, который утверждал, что мире все предопределено, каждое действие человека, даже его своевольное действие, есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи.

В повседневной жизни человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, не с фатализмом в виде судьбы и рока, а с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства - воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего природного бытия, выражаемого конкретностью своей вещественности и телесности. Но в то же время бытие человека - это не одномерная линия из прошлого в будущее, а всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами их реализации.

В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора и человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, как наследие всей предыдущей истории развития человечества, с другой - наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Философы выделяют следующие этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется, когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что ее изменить нельзя из-за ограниченности материальных или духовных возможностей. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы - возможность и способность выбирать. Чем больше материальных и духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможностей выбирать. Третий, высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Эти два положения просто исключают друг друга. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отвергает. В древности такие люди подвергались остракизму - изгнанию из общины.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости - в силу внешних причин (требования законодательства, указания).

На первый взгляд это противоречит свободе. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Однако человек по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом проявляется свобода - в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это бремя выбора. Основа выбора - ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также за определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы не может быть ответственности, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека .

Общество, общественные условия - необходимое условие свободы личности. Общества, где господствуют произвол, тирания, попирается законность, осуществляется тотальный контроль государства за жизнью сограждан, нельзя отнести к свободным. Свободу может обеспечить только общество, где существуют демократические принципы.

Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, возникает вопрос: есть ли подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Следовательно, личная свобода непосредственно связана с ответственностью человека - готовностью личности отвечать за себя, свои дела и поступки. Свобода многогранна: можно говорить о внешней свободе (свободе «от») и внутренней (свободе «для») поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. Свобода проявляется не только в том, чем человек живет, но и в том, как он живет, и в том, что делает он это свободно.

  • Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 158.

Новости:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
- фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
- волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Ограничителями свободы в обществе выступают

1) поведение
2) чувства
3) обязанности
4) эмоции

2. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»?

1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескьё
4) Ж.-Ж. Руссо

3. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

4. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

5. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, - это

1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность

6. Соблюдение правил дорожного движения - это

1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 3. 2 - 3. 3 - 1. 4 - 2. 5 - 3. 6 - 3.


Теоретический материал

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - свобода политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Свободе противопоставлена необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем ходом их предшествующего развития. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учёт человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живёт. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества. Границей такой свободы могут быть права и свободы других людей.

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счёт. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Это называется моральным выбором. Без моральных ограничений подлинной свободы нет. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Человек свободен, когда у него имеется выбор, в частности

Целей деятельности;
средств, ведущих к их достижению;
действий в определённой жизненной ситуации.

Свобода является подлинной только в том случае, когда выбор между альтернативными вариантами действительно реален, а не полностью предопределён.

Свободу понимают в нескольких смыслах. Рассмотрим некоторые из них.

1. Свобода как самодетерминированность личности, т. е. когда действия человека определяются только им и никоим образом не зависят от влияния внешних факторов.

2. Свобода как способность человека к выбору одного из двух путей: или подчиниться голосу своих инстинктов и желаний, или направить свои усилия в сторону высших ценностей - истины, добра, справедливости и др. Выдающийся философ XX в. Эрих Фромм отмечал, что такая форма свободы - это необходимый этап в процессе становления человеческой личности. В самом деле, данный выбор актуален не для всех людей (большинство их уже его сделало), а лишь для тех, кто колеблется, т. е. до конца ещё не определился со своими жизненными ценностями и предпочтениями.

3. Свобода как осознанный выбор личности, окончательно вставшей на путь следования «образу человеческому». Это означает в любых условиях и при любых обстоятельствах оставаться человеком, ориентируясь исключительно на добро и сознательно обрекая себя на «невыносимую тяжесть свободы».

В истории философии существовали различные подходы к трактовке понятия «свобода». Античные мыслители (Сократ, Сенека и др.) рассматривали свободу как цель человеческого существования. Средневековые философы (Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) полагали, что свобода возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами представляет собой лишь тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения, согласно которой свобода является естественным состоянием человека (Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.)* В начале XX века русский философ Николай Бердяев рассматривал свободу прежде всего как творчество. Что же касается современных философских концепций, то в них значительное внимание уделяется свободе коммуникации, свободе интерпретации и т. п.

На идее свободы базируется либерализм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. По мнению либералов, этот принцип должен лежать в основе общественного и экономического порядка. В экономике это проявляется как неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства, в юридических вопросах - как верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом. При этом главная задача общества и государства - поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни.
По словам одного из основоположников либерализма Ш. Монтескьё, свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. В то же время многие люди считают, что неограниченный индивидуализм опасен для человечества, поэтому личная свобода должна сочетаться

с ответственностью личности перед обществом. Ведь самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте, совместном решении проблем, создании общих благ.

Для лучшего понимания сущности понятия «свобода» целесообразно рассмотреть два подхода - детерминизм и индетерминизм. Детерминисты, отстаивающие идею причинной обусловленности человеческого поведения, понимают свободу как следование человеком в своих действиях некой объективной необходимости, внешней по отношению к нему. Крайним проявлением детерминизма является фатализм , согласно которому существует жёсткая предопределённость всех событий.

Индетерминисты, наоборот, не признают причинную обусловленность, вплоть до утверждения, что всё происходящее носит случайный характер. Этот принцип отрицают сторонники волюнтаризма, т. е. учения об абсолютной свободе, основанной исключительно на воле человека как первопричине всех его действий. Таким образом, в крайних проявлениях детерминизма (все события неизбежны) и индетерминизма (все события случайны) места свободе фактически не остается.

Современные представления о свободе и необходимости располагаются между этими двумя крайностями. Сейчас полагают, что необходимость не является неизбежной, а носит вероятностный характер. Человек же в своей деятельности выбирает между различными альтернативными вариантами, опираясь на свои знания и представления об окружающем мире.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 1

Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

  • Понятием «фатализм» обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».
  • Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность - это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.