Воскресение Христово. Победа над смертью. Воскресение христово Почему воскрес Иисус Христос

Светлое Христово Воскресение - самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу. Пасха - самый древний и важный праздник богослужебного года

ПАСХА У ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

Светлое Христово Воскресение - самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой , то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

ПАСХА - самый древний и важный праздник богослужебного года.

Христос воскрес! - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни.

Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Светлое Христово Воскресение

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось.

Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой , весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины , взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ).

Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Икона А.Рублева "Воскресение Христово" (1408-1410)

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне.

Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» .

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресень е; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом).

Крашенное яйцо (раньше - это были только красные яйца) - символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни.

Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) - символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне - в Страстную субботу.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день .

Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными.

Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Где воскрес Иисус Христос?

Обычно римляне бросали тела распятых в общую яму — или хуже того, оставляли на Кресте, пока тела не расклевали птицы и не растаскивали животные. Но один из членов иудейского верховного совета — синедриона, Иосиф из Аримафеи, человек богатый и ученик Иисуса, пришел к римскому наместнику — Понтию Пилату, и попросил у него разрешения забрать тело Иисуса. Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности — выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу — и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи, и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.

Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Матф.28:1-7)

Место, где был погребен — и воскрес — Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.

С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался — но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” (Ис.2:3)

Почему воскрес Иисус Христос?

Евангелие подчеркивает, что что воскресение Господа Иисуса — это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.

До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни — Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лук.7:11) и, наиболее поразительным и чудесным образом — Лазаря (Ин.11). Но это было возвращением людей к обычной жизни — которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал Епископом на Кипре, и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим.6:9), именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним — Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.

Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.

Очевидцы Его служения, передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.

Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода — пострадать и умереть за грехи людей.

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45)

По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)

Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви — сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно пребывает среди Своих верных.

Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему — и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены — и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.

И мы уже видим рассвет этого дня — в Воскресении Христовом.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года — следовательно, Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. Правда, возможно, что в средние века при определении точной даты Рождества была допущена ошибка, и в действительности Господь родился между 12-тым и 7-мым годом до н.э, что, соответственно, меняет точную дату Воскресения, но это не так важно; для нас важен исторический контекст этого события.

В 1 веке весь мир был языческим — люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей — у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще… Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.

Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи резко отличались от своих языческих соседей — они были, как мы сейчас говорим, монотеистами. Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего. Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории, и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет — то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил.

Ветхий Завет — часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа — излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности — но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям — язычники разрушали город и угоняли людей в плен. Люди раскаивались и обращались к Богу, и получали возможность вернуться. Все это время Бог посылал народу Пророков — людей, которые обличали поклонение ложным богам, несправедливость и притеснения, и призывали народ и знать к покаянию. Но Пророки передавали и еще одно послание — о том, что Бог пошлет людям Спасителя, Мессию.

Слово “Мессия”, Машиах, или, по гречески, “Христос” — означает “помазанник”. В древности, когда человека поставляли на какое-то чрезвычайно важное служение, Пророка или Царя, ему на голову возливали священный елей, особого рода масло, в знак того, что Бог дает ему власть и силы, чтобы исполнить возложенную на него миссию.

Со временем слово “Помазанник” стало означать Царя и Пророка в неком абсолютном, окончательном смысле — того, кто установит на земле Царство мира и справедливости, и навеки победит силы зла и греха.

Когда Господь Иисус вышел на проповедь, кто-то отозвался на Его слова искренней верой, поняв, что это — Христос, предсказанный Пророками, но многие увидели в Нем угрозу — их власти, их авторитету, их привычному образу жизни. Противники Иисуса оклеветали Его перед римским наместником, Понтием Пилатом, представив Его мятежником против римской власти.

Иисус был приговорен к страшной смерти, которой римляне подвергали тех, кто восставал против них — к Распятию на Кресте. Казнимого сначала избивали бичами с вшитыми свинчатками, которые рассекали тело до костей, потом прибивали гвоздями за руки и за ноги ко кресту — так, чтобы его смерть была как можно более мучительной и внушающей ужас.


По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

Ангел Господень отвалил камень от двери гроба

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень же был очень велик.


Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: "унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его". Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.


В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне.


Ангел, обращаясь к ним, сказал: "не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых".

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.


Ангел же говорит им: "не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес ; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам".

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть".

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

Тем временем ко гробу Господню прибегают Петр и Иоанн. Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибегает Петр, входит в гроб и видит одни лежащие пелены, и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел все, это и уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру (в гроб), и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: "жена! что плачешь?"

Мария Магдалина ответила им: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".

Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа.

Иисус Христос говорит ей: "Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?"

Мария же Магдалина, думая, что это садовник этого сада, говорит Ему: "Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его".

Тогда Иисус Христос говорит ей: "Мария !"


Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: "Учитель !" - и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.

Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, говорит ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".


Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении .

Явление воскресшего Христа мироносицам

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: "радуйтесь !".

Они же подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус Христос: "не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Так воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление ). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались еще не верующие между ними.

Но прежде всех, как свидетельствует от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою , возвестивши Ей через ангела о Своем воскресении.

Об этом так воспевает Св. Церковь:

Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего.

Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородице, радуйся о воскресении Тобою рожденного.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили о всем, что произошло при гробе Иисуса Христа. Первосвященники же, собравшись со старейшинами, сделали совещание. По своему злому упорству враги Иисуса Христа не хотели поверить Его воскресение и порешили скрыть это событие от народа. Для этого они подкупили воинов. Дав много денег, они сказали: "говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности". Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. Слух этот пронесся между евреями, так что многие из них и до сего времени этому верят.

Обман же и ложь этого слуха видны каждому. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит не спали и задержали бы похитителей. Стража должна бодрствовать и стеречь. Нельзя себе представить, чтобы стража, состоявшая из нескольких лиц, могла уснуть. А если все воины уснули, то подлежали строгому наказанию. Почему же их не наказали, но оставили в покое (и даже наградили)? А напуганные ученики, от страха запиравшиеся в своих домах, могли бы разве решиться, без оружия против вооруженных римских воинов, на такое отважное дело? А к тому же, для чего им это было делать, когда они сами потеряли веру в своего Спасителя. Кроме того, могли ли они отвалить огромный камень, никого не разбудив? Все это невозможно. Наоборот, сами ученики подумали было, что кто то унес тело Спасителя, но увидев пустой гроб, они поняли что после похищения так не бывает. И, наконец, почему же начальники иудейские не искали тело Христово и не наказали учеников? Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 28 , 1-15; от Марка, гл. 16 , 1-11; от Луки, гл. 24 , 1-12; от Иоанна, гл. 20 , 1-18. См. также 1-е послание св. ап. Павла к Коринфянам: гл. 15 , 3-5.

Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу - и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим. Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7). Место, где был погребен - и воскрес - Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года. С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис 2:3). Почему воскрес Иисус Христос? Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса - это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека. До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом - Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан. Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус. Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”. Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода - пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16) Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви - сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.

Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня. Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения. А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

История храма

Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.

Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г. императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж. Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.

Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме. Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская. Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.

Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены. Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г., когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма. Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).

В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Экскурсия по храму

Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.

С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.

Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).

Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.

Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом. Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии. Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Богослужение в храме

В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво. Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям. У них же хранятся и ключи от храма.

Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).