Андреевская церковь. Интересные факты. Андреевская церковь – шедевр архитектурного стиля барокко Растрелли андреевская церковь

В этой же статье, давайте рассмотрим интересные факты , о которых, возможно, вы еще не слышали.
  • Указ о строительстве Андреевской церкви был издан Российской Императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. Елизавета своими руками заложила в основание церкви три первых кирпича. На постройку церкви из казны выделила двадцать тысяч рублей. Это была огромная сумма по тем временам.

  • На этом самом месте, где находится , согласно «Повести временных лет» был воздвигнут крест Святым Апостолом Андреем Первозванным .

  • Высота Андреевской церкви составляет 50 метров.
  • построена по проекту известного архитектора Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Церковь называют «Лебединой песней Бартоломео Растрелли» .
  • Главные святыни церкви – часть святых мощей Андрея Первозванного, привезенные из Италии и Евангелие в драгоценном окладе – подарок Императора Александра.
  • В 1870 году Император Александр согласовал план расширения Киевской крепости.

Согласно этому плану, на Киевских холмах должны были построить крепостные сооружения. При строительстве были бы уничтожены многие исторические памятники, включая и Андреевскую церковь.

И только, благодаря Андрею Николаевичу Муравьеву, не побоявшемуся оспорить решение Императора Александра II, киевские холмы остались не тронутыми.
А.Н.Муравьев – камергер российского императорского двора, историк Церкви, драматург, поэт. Был почетным членом Императорской Академии наук. Москвич по рождению, после приезда в Киев он стал настоящим киевлянином в душе.

Андрей Николаевич Муравьев жертвовал Андреевской церкви большие средства. Здесь же, в подземном приделе церкви Андрея Первозванного, покоится его тело. На первом этаже Андреевского стилобата есть мемориальная табличка.

  • В 1869 году Киев посетила , в ее свите был Федор Иванович Тютчев , старинный друг А.Н.Муравьева.

Впоследствии, Федор Тютчев, находясь под впечатлением от встречи со своим другом, написал стихотворение, в котором живописно была изображена .

  • На строительство Андреевской церкви было потрачено 23 500 глиняных кирпичей, около 29 тысяч пудов гвоздей и 20 листов золота.
  • В церковь молния ударяла три раза. В 1892 году разрушительные действия грозы были впечатляющие. Была испорчена позолота, обожжена люстра перед алтарем, обвалилась штукатурка. Также молния чуть не убила церковного служителя. В тот год чуть было не сгорела.
  • Здесь, в цокольном здании Андреевской церкви находилась резиденция известной легендарной личности, юродивого Ивана Босого (Ивана Расторгуева). Это первый в Киеве юродивый, который занимался меценатством. Подаяние, которое он собирал, хватало на содержание благотворительного приюта, в котором ежедневно кормил и принимал до трехсот человек, оказывая им медицинскую помощь, выдавая одежду и обувь.

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь - Киев

Жемчужина барокко - Андреевская церковь - была заложена в 1744 году в связи с приездом императрицы Елизаветы I в Киев. Построена в 1749 - 1754 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска (название от Андрея Первозванного). Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И. Мичурин.

Высота церкви - 60 м (без стилобата - 40), длина - 30 м, ширина - 23 м. Однокупольный храм с пятиглавым завершением имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и прикрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена.

К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница.

Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - терраса с балюстрадой, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.

На строительство церкви было потрачено 23 500 кирпичей, 28 970 пудов гвоздей; на позолоту верхов - 1590 книг и 20 листов листового золота.

Внутреннее убранство церкви, разработанное Ф. Б. Растрелли, ближе к стилю рококо. Оно было изготовлено по формам украинских резчиков М. Чвитки, Я. Шевлицкого, московских мастеров И. и В. Зимина, П. Ржевского и других. Иконостас церкви украшен резным позолоченным орнаментом, скульптурой и живописью, которую в 1754 - 1761 годах выполнили А. П. Антропов и И. Я. Вишняков. Антропову принадлежат картины "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Нагорные проповеди Христа" (украшают кафедру), композиция "Тайная вечеря" (в алтаре) и другие. В церкви есть полотна "Выбор веры князем Владимиром" (латинского художника Й.-Л. Еггинка) и "Проповедь апостола Андрея скифам" (около 1847, украинского художника П. Т. Бориспольца); живопись в алтарной части церкви на обратной стене иконостаса создан художниками И. Роменским и И. Чайковским.

В 1978 - 1979 годах проведена очередная реставрация, в ходе которой церковь приобрела вид времен Ф. Растрелли. С 1958 года Андреевская церковь была филиалом заповедника Софиевского музея. В мае 2008 года было сообщено о принятом в секретариате президента В. Ющенко решении о передаче Андреевской церкви с баланса национального заповедника "София Киевская" Украинской автокефальной православной церкви.

Оригиналы чертежей Андреевской церкви находятся в музее Альбертина (Вена, Австрия).

На месте Андреевской церкви с 1215 и до начала 17 века существовала Крестовоздвиженская церковь, на ее месте впоследствии была построена одноименная деревянная церковь, которая сгорела и больше не возобновлялась.

Андреевская церковь наряду с Лаврой и Софией является одной из визитных карточек Киева и знаменита во всем мире. Хотя подобные объекты меня интересуют меньше метро и прочего индастриала, за последние месяцы у меня накопилось немало карточек с этим великолепным сооружением и в какой-то момент стало ясно, что вместо обычного набора фотографий с очередной крыши, просто необходимо что-то написать и о самой церкви, а заодно и показать ее в деталях. Хотя, казалось бы: кто ее не видел? Тем не менее, про такой шедевр архитектуры еще раз написать, думаю, лишним никогда не будет.

Андреевская церковь является православным храмом, названным в честь апостола Андрея Первозванного. Была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 гг. на месте, где согласно "Повести временных лет" был воздвигнут крест Андреем Первозванным во время его путешествия на Север. Церковь построена по проекту замечательного архитектора Бартоломео Растрелли, который также является автором таких сооружений как Мариинский дворец в Киеве, Зимний дворец в Петербурге и Екатерининский дворец в Пушкине. Строительство проводилось местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина. К 1753 г. здание было в основном закончено, а отдельные отделочные работы продолжались вплоть до 1767 г. После смерти Елизаветы в 1761 г. церковью практически никто не интересовался и она была освящена лишь в 1767 г. Тем не менее, служба в ней так и не проводилась: ведь Андреевской церкви не был назначен приход.

1.

Андреевская церковь неоднократно реставрировалась. Задуманная как дворцовая, она вскоре после постройки лишилась опеки царского двора и постепенно начала разрушаться. Грунтовые воды размывали фундамент, в стенах появлялись трещины, частично был поврежден декор. В результате реставраций, которые проводились в течение XIX - начале XX вв. были утрачены некоторые элементы Растрелли и была искажена первоначальная форма куполов. На протяжении XX в. неоднократно проводились значительные ремонтно-реставрационные работы: сооружена новая дренажная система, укреплены колонны, стены, иконостас, ремонтировались своды, карнизы, мраморные полы, возобновлялись утраченные фрагменты лепки, резьбы, реставрировалась живопись.

В 70-80-х годах прошлого века были проведены большие работы по восстановлению церкви в первоначальных формах на основании подлинных чертежей Растрелли. В течение нескольких последних лет вновь проводилась реконструкция, основной целью которой было укрепление склона, на котором стоит церковь.

2. Церковь незадолго до реставрации 70-80-х годов XX в.:

3. Состояние непосредственно перед реставрацией:

4. Масштабная реставрация 70-80-х:

5. После реставрации. Ах, как непривычно не видеть на Андреевском спуске уже привычный там торговый бардак.

6. Сейчас тротуары Андреевского спуска опять загажены торговыми палатками и лотками и по тротуарам даже пройти сложно, не то чтобы найти нормальный ракурс для съемки. Тем более, что по проезжей части практически постоянно кто-то ездит.

7. Но не будем о грустном, вернемся к церкви.

8. Чтобы возвести церковь на краю холма, ее поставили на двухэтажный фундамент-стилобат, на каждом этаже которого размещается по восемь комнат.

9. Высота самой церкви почти 50 м. Церковь имеет только один купол диаметром 10 м и четыре декоративные малые главки, что создает эффект традиционного пятиглавия храма.

10. Со стороны улицы к церкви ведет крутая чугунная лестница. Вокруг самой церкви обустроена пятиугольная терраса, с которой открывается вид на Андреевский спуск, Подол и Днепр.

11.

12. Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, сверху которых установлены декоративные главки. В связи со сложными гидрогеологическими условиями (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты были заложены разной глубины.

13. Во время последнего укрепления склона были вынужденно срезаны деревья, которые росли на склоне, и теперь виды в сторону Подола и Андреевского спуска с террасы ничем не закрыты.

14.

15. Церковь построена в стиле барокко, для которого характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты.

16. И действительно: Андреевская церковь поражает богатством и эффектностью внешней отделки.

17. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского и ионического ордеров. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

18. Живописность фасадов усиливает яркая раскраска.

19. Архитектурным деталям церкви можно смело посвящать отдельный пост.

20. Они прекрасны.

21.

22.

23. Интерьер церкви - единый архитектурный объем, в котором четко читается крестообразный план сооружения. Главным акцентом здесь является иконостас красного цвета высотой более 23 м. На иконостасе размещены 39 икон разной формы и содержания. Окна, двери, ниши, купол церкви декорированы богатой лепкой с позолотой. Изначальный чугунный пол в конце XIX в. был заменен мрамором.

24. Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики И. Домаш и А. Карловский изготовили все резные детали. Иконостас изготовлен из липы с покрытием сусальным золотом. Живопись выполнена И. Вишняковым с учениками (25 икон), А. Антроповым, который расписал кафедру, купол, ряд икон иконостаса и образов в алтаре, а также украинскими мастерами И. Роменским и И. Чайковским., которые расписали обратную сторону иконостаса, которую вместе с алтарем увидеть, к сожалению, непросто - доступ туда закрыт:(

25. В декоре имеются скульптуры - головки херувимов, фигуры ангелов и т.п..

26.

27. Купол:

28. В этом году церкви наконец вернули ночную подсветку:

29. В силу своего расположения, изначального статуса и постоянных реставраций, Андреевская церковь церковью практически никогда не была. С 1968 г. церковь является музеем (филиал Национального заповедника "София Киевская").

Андреевская церковь расположена в центре Киева на Андреевском спуске (Андреевский спуск, 23), на Андреевской горе. Церковь имеет помпезную внутреннюю отделку и роскошный интерьер.

Образ церкви-нецеркви, или церковь-дворец в состоянии вечного ремонта

Образ Андреевской церкви зафиксировался в моей памяти после просмотра искрометной советской комедии, созданной по мотивам произведения, не менее скандального, чем история самой церкви, - "За двумя зайцами" (хотя о скандальности пьесы, откровенно отобранной Старицким у Нечуя-Левицкого, возможно мало кто знает). Помните, как герой Олега Борисова Голохвастов, поднимается, закрывая цилиндром растерзанную штанину, по лестницам Андреевской церкви ("... в церкви ждет поп..."), а над макушками храма возвышается облако грачей после громкого звона? Все выглядит довольно правдоподобно, как для художественного фильма, но колоколов в Андреевской церкви никогда не было...

Согласно легенде, записанной летописцем Нестором, в 1 веке нашей эры апостол Андрей Первозванный намеревался совершить путешествие в Рим из Крымского Херсонеса. Но маршрут первоапостола был довольно странным: не на запад, а на север. Андрей поднялся вверх по Днепру и добрался до Ладожского озера. Во время одной из остановок на Днепре, Андрей поднялся на холмы и сказал ученикам: "Видите ли гори сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий бити й церкви многи Бог воздвигнути имать". Сказав это, Андрей установил на холме деревянный крест. Уже после Нестерового опуса легенда об Андрее обросла кучей домыслов (подлегенд), но пророческие слова первоапостола об основании Киева никто не опровергал. Поэтому четко был определен холм, на котором стоял Андрей со своими учениками. Сейчас он называется Андреевской горой.

На Андреевской горе, начиная с 13 века, стояло немало церквей. Большинство из них были посвящены воздвижению Креста Господнего (видимо, все-таки не того, что установил апостол Андрей). Все они были деревянными. Первая Андреевская церковь, построенная около 1690 года, тоже была деревянной и не крепкой, ведь простояв несколько десятилетий, разрушилась от сильного ветра. В 1724 году на ее месте поставили большой крест (Андреевский).

В 1744 году Киев посетила Елизавета Петровна. Поговаривали, что императрица хотела устроить в Киеве свою резиденцию, или даже, по установкам своего мужа (Алексея Разумовского), перенести столицу в Киев. Но не случилось ни того ни другого. Хотя Киев императрице понравился. Понравились легенды об этом древнем городе, а особенно легенда об апостоле Андрее. Возможно, поэтому Елизавета приказала соорудить на Андреевской горе церковь и даже приняла участие в закладке краеугольного камня будущего храма.

Андріївська церква на початку ХХ та на початку ХХІ століть

В 1745 году известные архитекторы Иоганн Шедель и Даниил Дебоскет (де Боскет) разработали проект Андреевской церкви. Но проект не понравился Елизавете и был отклонен. Новый проект был заказан Франческо Бартоломео Растрелли. Один из главных питерских архитекторов закончил работу над проектом церкви в 1748 году. А через год началось строительство храма. Строительными работами руководил московский архитектор Иван Мичурин.

Строительство храма продолжалось пять лет. Существует легенда, о том, что во время строительства в церкви открылся колодец, спрятанный под горой. Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье. Поэтому колоколов на церкви нет. Легенда эта возникла не на пустом месте, ведь под церковью действительно был источник. И самой большой ошибкой Растрелли и Мичурина, было то, что они не отвели этот источник до строительства. Он стал источником (извините за тавтологию) всех бед Андреевской церкви.

История церкви - это история бесконечных ремонтов, которые начались сразу после завершения строительства и были вызваны оползнями из-за плохого дренажа. Церковь не имела собственный приход, поэтому и не имела постоянного притока средств на ремонт. А средств катастрофически не хватало, поэтому ни один из ремонтов не был полностью завершен. В храме не проводились богослужения, ведь он был постоянно закрыт на ремонт. Большим бедствием для церкви, которая возвышалась над всей окружающей застройкой и была высотной доминантой этой части Киева, были молнии. В 1891 году молния попала в центральный купол церкви и очень повредила ее.

В ходе ремонта купола деревянные элементы перекрытия было решено заменить на металлические. Но работу сделали настолько халтурно, что хрупкие барочные очертания купола были искажены. "Не то блин, не то гриб" - так писали о куполе тогдашние газеты. Киевская община активно запротестовала против такого вида купола и в 1900 году, под руководством архитектора Владимира Николаева на основе первых фотоизображений церкви первоначальный облик главного купола Андреевской церкви восстановили. Храм наконец заработал по назначению. Но недолго... В 1915 году после очередных оползней церковь в нескольких местах треснула. Ее снова закрыли на ремонт.

В первые годы советской власти церковь передали в распоряжение новозарожденной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Богослужения в церкви возобновились в 1926 году после капитального ремонта дренажной системы Андреевского холма и продолжались они снова недолго. В 1930 году большевики заставили "самораспуститься" УАПЦ, а всех священников казнили.

В 1968 году Андреевскую церковь сделали филиалом историко-культурного заповедника "София Киевская". Сейчас это церковь-музей, в которой периодически совершают богослужения представители УАПЦ. Храм находится будто бы в общей собственности заповедника "София Киевская" и УАПЦ. Между ними идут постоянные споры. Но ремонтные работы, которые регулярно повторяются, продолжаются и сейчас.

Если взглянуть на историю Андреевской церкви, то, как настоящая церковь, она почти не функционировала. Ремонты повторялись за ремонтами, а потом пришел советский антирелигиозный период. Запланированная как дворец церковь превратилась в церковь-музей и как храм практически никогда не функционировала. Сейчас из нее наконец хотят сделать настоящий храм, но, по мнению ученых, это грозит церкви большими неприятностями, ведь могут быть закопчены роскошные интерьеры. Да и имеет ли ценность Андреевская церковь как объект культа? Видимо, все-таки ее историко-архитектурная ценность значительно больше.

Андреевская церковь состоит из двух частей - собственно церкви и стилобата. Стилобат имеет два этажа и служит основой комплекса церкви. В нем восемь комнат на каждом этаже. В древности стилобатой называли повышенные цокольные этажи зданий или повышенные площадки, которые служили для поднятия храма над окружающей застройкой. Высота Андреевской церкви без стилобата - 46 метров (с ним 60 метров). Длина церкви - 32 метра, ширина - 23. Одноглавый храм имеет пятиглавое завершение и форму креста в плане. На углах этого креста расположены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль контфорсов.

Снаружи храм имеет сверхроскошное барочное убранство. Вокруг расположена терраса с обзорными площадками, но из-за постоянных ремонтных работ доступ к этим площадкам ограничен.

Интерьер храма был создан в 1753-1755 годах. По стилю он более подобен рококо, чем барокко. Резьбу выполняли украинские мастера, а живопись - команды российских художников под руководством Ивана Вишнякова и Алексея Антропова.

Следует отметить, что интерьер Андреевской церкви отличается необычайной роскошью и больше напоминает убранство дворца, чем храма.

Текст и фото Романа Маленкова

Андреевская церковь в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Андреевская церковь, заложенная в 1744 году на крутом берегу Днепра к приезду Елизаветы I, - единственная сохранившаяся в Киеве постройка работы известного архитектора В. В. Растрелли. Построенный в стиле барокко храм имеет форму креста, в центре возвышается единственный купол, а четыре угла украшают декоративные башенки с маковками поменьше.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

Легенды Андреевской церкви

Адрес: Киев, ул. Андреевский спуск, д. 23.