Нотердам де пари на какой возраст ребенка. Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери): советы туристам. Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа - остров Сите , чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа - собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris ).

Именно на острове Сите (Île de la Cité ) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери , Сен-Шапель и Консьержери.

Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII ) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau ), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l"Archevêché ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux ). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux ). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана - фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века - Иоанна XXIII , который был римским папой в 1958-1963 гг.

Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:

Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь - на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.

Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году - императором.

История собора Нотр-Дам-де-Пари

История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!

В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году - похороны генерала де Голля.

В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.

Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты

У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов , спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор : он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу ), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи ) - это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания - от разрушения.

Что же касается химер , установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, - чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères ). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери - это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.

Наиболее известная химера Нотр-Дама - это Стрикс (la Stryge ) (от греч. strigx , то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди...

Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора

Общий вид собора:

Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.

Три портала главного (западного) фасада собора:

Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.

По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois ) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы - дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д"Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny ); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры - свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.

Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):

Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge ). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.

По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы . Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.

Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier ). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau ), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu ) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume ) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).

Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:

По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements ) помещены статуи двенадцати апостолов , по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом - Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.

У ног апостолов, на цоколе портала , в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи - силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.

Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев , по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы , изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных , у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах , которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.

На нижней перемычке (по французски называемой linteau ) изображены мертвецы, вставшие из могил . Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов - один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):

Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил , который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.

Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, - рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):

Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.

На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, - собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.

Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, - рельеф на верхнем тимпане:

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures ) - архивольтах портала - мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste , то есть собственно обитатели Рая.

Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).

Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.

Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:

Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора

1. Общие виды

Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy ), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou ), а статую Людовика XIV - Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox ). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.

Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):

Расположение нефа на плане собора:

Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:

Западное окно-роза (La rosace ouest ) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, - это центральный витраж Нотр-Дама . Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре - фигура Богоматери, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.

2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери

В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.

Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:

Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi ) - огромный витраж на южном фасаде трансепта , его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев...

В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение... В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons ) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).

Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа - Книга Жизни и Агнец.

Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie ) - шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов », в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente ) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.

У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем . Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan ), называют Парижской Богоматерью . Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!

Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.

Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг - судьи, пророки, короли и жрецы.

3. Алтарная перегородка

Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur ). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy ) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия . Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.

Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:

Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.

« Явление Христа Марии Магдалине » :

« Явление Христа женам-мироносицам » :

Далее следуют сцены: « Явление Христа апостолам Петру и Иоанну » ; « Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе » ; « Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы) » ; « Явление Христа апостолу Фоме » ; « Явление Христа ученикам на Тивериадском озере » (три последние сцены частично видны на следующей фотографии):

Две заключительные сцены: « Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее » и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме » (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):

Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.

«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);« Рождество Христово и б лаговестие пастухам ; « Поклонение волхвов » :

Потом идут сцены «Сретение Господне » (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме » («Отрок Христос среди учителей иудейских » - посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне » и «Брак в Кане Галилейской »:

Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим » (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря »; « Омовение ног ученикам » (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад » (Моление о чаше):

4. Алтарная часть, хор

В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» - скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou ) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.

По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou ) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox ) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.

После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté , то есть деревянные резные скамьи хора ), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.

Витражи хора (алтарной части ) . За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):

5. Капеллы

Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари . Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant ) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием - déambulatoire ) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ - апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные - chapelles absidiales или chapelles rayonnantes ). Это так называемый венец капелл .

Расположение венца капелл на плане собора:

У восточной стены первой апсидной капеллы - капеллы Святого Гийома (Вильгельма) - расположен мавзолей графа Анри Клода д"Аркура (Henri-Claude d"Harcourt ) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle ) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

Композиция изображает почившего графа, который, завидев свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине, что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.

Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:

А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement ) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла ):

Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами...

Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs ).

Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:

Еще витражи этой капеллы:

Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:

Вот еще один прекрасный витраж - витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne ):

В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre ) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:

А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:

После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль ).

В архитектуре сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.

Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.

Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные - звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.

Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.

Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё - сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.

Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.

Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.

В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.

Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.

Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.

В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

Адрес: Франция, Париж, 4-ый округ, остров Сите
Начало строительства: 1163 год
Окончание строительства: 1345 год
Архитекторы: Жан де Шель, Пьер де Монтрей
Высота башен (колоколен): 69 м.
Основные достопримечательности: Терновый венец, гвоздь (которым был прибит к кресту Иисус Христос), и часть самого креста, колокола собора, большой орган
Координаты: 48°51"10.7"N 2°21"00.6"E

Начиная материал о легендарном Нотр-Дам де Пари, хотелось бы сразу отметить, что описать историю, легенды, особенности архитектуры величайшего в мире католического храма вкратце не получится. Правильнее будет сказать, даже краткий рассказ об этом удивительном месте потребует много времени.

Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу , зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Наверное, именно по этой причине каждый год посмотреть на легендарный Собор Парижской Богоматери приезжают почти 14 (!) миллионов человек . Это число просто ошеломляет, вряд ли на нашей планете можно найти еще одно такое культовое место, которое словно магнит притягивала бы к себе столько людей ежегодно. Даже блеск Версальского Дворца и роскошь замков Луары меркнут перед популярностью Нотр-Дам де Пари, о котором написана масса романов, научно-популярных статей и сняты сотни документальных фильмов.

Еще в древние века существовала пословица, в которой говорилось, что все без исключения дороги ведут в Рим , однако с ней не согласится ни один француз. Дело все в том, что Франция , это страна, где все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца». Естественно, что сердцем Парижа считается, пожалуй, самый величественный собор в мире Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.

Вид на Собор Парижской Богоматери со стороны р. Сена

Конечно же, в одном материале не получится рассказать обо всех интереснейших находках, но вот то, что на территории современного храма ранее стояла первая христианская церковь, а до нее святилище, посвященное языческому богу Юпитеру - факт, заслуживающий внимания. Эта древнейшая история, неразрывно связанная с местом, где сейчас возвышается Собор Парижской Богоматери, говорит лишь об одном, что центр Парижа это действительно место, где осуществляется связь человека с высшими силами.

Многие путешественники, приехавшие в Париж, чтобы воочию увидеть его огромное количество достопримечательностей и величайших памятников истории и архитектуры, находясь возле его «сердца», всегда испытывают сильнейшее волнение.

Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне , а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.

Вид на Собор Парижской Богоматери с моста О Дубль

Собор Парижской Богоматери - история возведения величественного готического храма

Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери . Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».

Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.

Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора , который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.

Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света . Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.

Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений . Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Вид на северную и южную башни собора

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Собор Парижской Богоматери - непростая история

В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.

Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами

Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь .

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям. Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда

Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне . Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.

Собор Парижской Богоматери - один из величайших храмов мира

Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

Статуи на центральном портале собора

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Галерея королей на главном фасаде здания

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль , его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.

Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

Вид на восточный фасад здания

В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.

Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

Собор Парижской Богоматери - пожар в апреле 2019 года

Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.

Горящий шпиль собора Парижской Богоматери

Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.

Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым. Обе башни собора тоже остались невредимыми.

Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.

Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро и средства продолжают поступать.

Фото: Anna & Michal / Flickr.com

Собором Парижской Богоматери называется католический храм во Франции. Он относится к одной из главных достопримечательностей Парижа.

Собор Парижской Богоматери на карте географически находится на востоке о. Сите, в 4-ом округе, на территории 1-ой христианской церкви Франции. Строительство длилось с 1163 — 1345 годы. В высоту собор достигает 35 метров. Колокольни находятся на высоте 69 метров.

В архитектурном строении собора наблюдается два стилистических направления. В первом, можно заметить долю романского стиля с характерным для него жестким и плотным сочетанием деталей, а во втором - отметить необычные достижения в готической архитектуре, которые обеспечивают строению простоту и производят ощущение легкости вертикальной конструкции.

По описанию современных археологов, на территории Нотр-Дам-де-Пари располагались несколько разных храмов.
Возведение Собора началось во времена Людовика седьмого. Ученые имеют различные мнения о таком факте, кто первым заложил камень в строительство Нотр-Дам. По одним описаниям это был Морис деСюлли, по другим описаниям — Александр третий.

Весной 1182 г. был освящен основной алтарь собора, через 14 лет неф строения был практически завершен. Спустя еще 44 года завершилось возведение южной башни, в это же время было решено, не использовать идею увенчивания башен с помощью шпилей.

Строительство Северной башни было завершено в 1250 г. Позже была завершена и отделка внутри помещения. К возведению западного фасада приступили к 1200 г.

Нотр-Дам с его роскошными залами в ходе нескольких столетий был местом для заключения брачных союзов королей, коронации и похоронных служб. В 1302 г. Собор парижской богоматери послужил местом собрания первого парламента страны.

В Соборе Нотр-Дам молебен отслужил Карл седьмой. А спустя некоторое время здесь прошло свадебное торжество Генриха четвертого и сестры короля Франции Маргариты. В эпоху Людовика четырнадцатого, Собор парижской богоматери претерпел тяжелые изменения: могилы, витражи разрушили.


В период Великой революции во Франции, революционерами было сказано, что если французы не желают, чтобы Нотр-Дам был разрушен, они обязаны внести дань на потребности всех революционных движений, какие ещё случаться с их подачи в остальных странах. Собор парижской богоматери объявили Храмом Разума.

Архитектурные особенности Собора

Основные задумки по архитектуре Собора принадлежат архитекторам - Жану де Шелю, который работал над проектом 15 лет и Пьеру де Монтрей, проработавшему над строительством почти 17 лет.

В возведении Нотр-Дам-де-Пари участвовало немало различных архитекторов, об этом факте говорят отличные и интересные по стилистическому описанию и размерам западный фасад здания и башни. Строительство всего Нотр-Дам завершилось в 1345 г.


Собор парижской богоматери в фасадной части разделен колоннами и галереями, притом на нижнем уровне, имеется несколько порталов. Над которыми проходит Галерея Королей с несколькими статуями, которые по описанию олицетворяют древних иудейских правителей. На нижней перемычке иллюстрированы мертвецы, которых пробудили ангелы.

Во многих эпизодах применяются визуальные приемы и символы, которые помогают понять их как единое целое. Допустим, по описаниям в эпизоде рождения Христа младенец размещен выше Марии, что говорит о его более высоком статусе, притом он лежит на алтаре, что, по предположениям историков свидетельствует о его будущей жертвенной роли.


В архитектуре Нотр-Дам отсутствует живопись на стенах, а цветовым источником служат разнообразные высокие витражные стрельчатые окна. Двери украшают кованые рельефы. Кровля здания исполнена свинцовыми плитками, которые уложены внахлест, масса всей кровли – около двухсот тонн.

Реставрация Собора

Собор парижской богоматери начали реставрировать в 1841 г., с подачи В. Гюго, который привлек широкое внимание общества к данному вопросу в своем произведении, в нем он дал подробное описание плачевного состояния Собора.

Руководил работами несколько лет архитектор Виолле-ле-Дюкас. Этот известный архитектор-реставратор Франции, в том числе руководил другими реставрационными работами (например, восстановление церкви готической архитектуры Сент-Шапель).

Работы по восстановлению Собора и скульптурных композиций, замене разрушенных статуй и возведению шпиля продолжались по факту более 22 лет. К этому реставратору относится и идея разместить химеры — мифические существа на Соборе, приняв в качестве образца гаргулий Среднего века.


Так на верхнем уровне у подножия башен Нотр-Дам можно наблюдать гаргулий, представляющих собой древних мифических существ, и химер – отдельных статуй мифических персонажей. Данные скульптуры исполнили несколько скульпторов под руководством Ж. Дешоме.

Существует интересное поверье, что если смотреть на них долго во мраке, то они «оживают». А если сделать фотографии близко с химерой или фото рядом гаргульей, то человек будет казаться на фото окаменелым изваянием.

Фото: Cornell University Library / Flickr.com

Во время проведения реставрационных работ витражи окон задумывались первоначально белыми, однако П. Мериме настоятельно рекомендовал, чтобы они были сделаны подобно средневековым.

В этот же период времени снесли постройки, которые примыкали к зданию, в итоге перед фасадом Собора образовалась ныне существующая площадь.

Собор сегодня

Нотр-дам, бесспорно, самый популярный на территории Европы собор. О нем написано множество романов, описание храма можно найти во многих источниках и статьях, снято несколько документальных фильмов и сделано огромное количество фото.

Во Франции все пути приведут к нему – так еще в восемнадцатом столетии решили географы. Сегодня Собор парижской богоматери привлекает много паломников и по факту он способен разместить одновременно 9 тыс. чел. Одним из самых лучших видов на храм для удачных фото считается вид с набережной, если пересечь мост через Сену.


Прежде всего, Нотр-дам привлекает своей архитектурой. Здесь все хочется посетить, разузнать, сделать незабываемые фото. Так высота шпиля храма составляет 96 м.

Основание которого окружает четыре группы статуй апостолов из бронзы. Перед ними размещены символы животных. Каждая статуя направлена на Париж, исключение составляет только св. Фома, направленный к шпилю.


Большинство витражей исполнено в середине девятнадцатого столетия. Основной витраж размерами 9,6 м. в диаметре - роза над входом в Нотр-Дам. На северном и южном фасаде Собор парижской богоматери имеет 2 боковые розы.

Главный колокол звонит не часто. Другие звонят по утрам и вечерам. Все колокола имеют собственное название и различный вес: один массой 1,765 т; второй – 1,158 т; третий – 0,813 т; четвертый — 0,67 т.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.


Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.