Что значит помыслы. Вера православная - помыслы-алфавит. Демоны не знают помышлений наших сердец

Что является источником мыслей? В основном это пожелания сердца. При господстве первого вида ума мысли будут направлены на потребности тела, при развитии ума второго вида человеком будут владеть умственные интересы к науке, искусству. При наличии благодатного разума (третьего вида) мысли будут преимущественно касаться области духовной: религии, покаяния и т. д. Чем дальше человек отстоит от Бога, тем раздробленнее его мышление и беспокойнее его душевные переживания. Чем ближе человек к Богу, тем ýже круг его мыслей сосредоточивается на единой бесстрастной мысли, это особое видение или чувство ума. Самым существенным моментом в аскетическом искусстве является «хранение ума» (не отдавать его суете мира и извне навязанным впечатлениям).

Самое важное в хранении ума - память о Боге. Что случается с рыбой, вынутой из воды, то и с умом, оставившим памятование о Боге и блуждающим в воспоминании мира сего. Источником мыслей в значительной мере является и космический потусторонний мир - мир духов. Это подтверждается и Евангелием: «Диавол вложил в сердце Иуды предать Его». Когда святитель Иоанн Златоуст писал толкование на послание апостола Павла три дня, то келейник его Прокл видел стоящего с Иоанном Златоустом апостола Павла, который шептал ему на ухо свои мысли. И потому авторство толкования следует приписывать не одному святителю Иоанну Златоусту.

Многие появляющиеся у нас мысли, иногда неожиданные, бывают от Бога, Ангелов, святых и от наших невидимых врагов - слуг сатаны. Поэтому святые отцы предлагают разобраться, откуда идут мысли - от Ангела или от лукавого. Мысли бывают человеческие, ангельские и демонские - трех устроений. Демонские помыслы состоят из страстей, пристрастий, ненависти, злопамятства, осуждения. Ангельский помысл есть бесстрастное видение вещей, чтобы ум не возвышался и не унижался, не предавался бы неразумной привязанности, не был бы многопопечительным.

Преподобный Серафим считал от Бога лишь первую мысль, появившуюся в его голове. Варсонофий Великий говорит: «Через меня, малейшего, говорит тебе Бог».

Старец Зосима из Троице-Сергиевой лавры говорит: «Бывает, иногда, благоговейно страшно мне внутри себя ощущать силу и голос Божий. Знаю, что больно иногда словом моим делаю людям, а иногда Бог утешает словом моим, но я обязан говорить то, что внушает мне Бог. Своего я никогда не говорю теперь ничего-ничего. И сбывается слово Божие, потому что оно есть истина и жизнь».

Конечно, говорить о принятии мыслей от Бога и Ангелов могли лишь святые и подвижники благочестия. На людей же, находящихся в стадии очищения, влияют и Ангелы, и лукавый дух. Мы обычно не обращаем внимания, откуда появилась новая мысль, отчего зародилось желание? А ведь это так важно понять и определить. Шло ли оно справа - от Ангела Хранителя, или слева - от лукавого духа. Помыслы от демонов бывают исполнены смущения и печали. Помысл от Бога приходит с тихостью и радостью.

Добрый Ангел тих, скромен, кроток, мирен. Он внушает чистоту, справедливость, целомудрие, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Злой ангел злобен, гневлив, безрассуден.

Способность к различению мыслей является достоянием уже зрелых в духовной жизни. Схимонах Силуан пишет: «Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, дичает и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум что хочет и перегоняет от одних помыслов к другим». «Борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество» (святой Варсонофий).

Стяжавший непрестанную молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном. Непрестанная молитва предохраняет от влияния темных сил сатаны. В отдельных случаях, когда нам надо быстро найти верное решение, надо усердно, внимательно, от всего сердца попросить Ангела Хранителя прийти к нам на помощь и показать правильные мысли. А когда получим просимое, то, конечно, надо мысленно поблагодарить его.

Душа - невеста Христова. И как тело надо хранить от видимого греха, так и душу, и ум надо хранить от непотребных помыслов. Грешная мысль, навязанная извне и не имевшая сочувствия у человека, не считается грехом.

В одном монастыре жил инок, у которого заметили одну странность. Когда он шел один, то часто поворачивался в левую сторону и вполголоса говорил: «Отрекаюсь». Это он отрекался от навязанных, не угодных ему мыслей сатаны. «Я не хочу отвечать за чужие мысли», -
объяснял он монахам и инокам. Он мудро поступал, пресекая течение прилогов словом «отрекаюсь».

Счастлив тот, у кого мышление не мечтательное. За случайные мысли мы не ответственны, но за желания мы несем ответственность. Архиепископ Иоанн пишет: «Одним волоском помыслов, как паутина тонким, от человека может заволокнуться все небо». Протоиерей Иоанн С.: «Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий».

Из книги , выпущенной Сретенским монастырем. Книгу можно приобрести в .

Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения . По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу , или сосложение , когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.

Щит веры

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».

(Продолжение следует.)

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

В том-то и вся ошиб-ка с на-шей сто-ро-ны, что не хо-тим по-ко-рять-ся во-ле всеб-ла-го-го Про-мыс-ла Бо-жия, ука-зу-ю-ще-го нам чрез обс-то-я-тель-ства ду-ше-по-лез-ный путь, а все ищем сво-е-го ка-ко-го-то по-кой-но-го пу-ти, ко-то-рый су-ще-ст-ву-ет толь-ко в меч-та-тель-нос-ти, а на са-мом де-ле его на зем-ле нет; не всем, а не-ко-то-рым толь-ко бу-дет по-кой тог-да, ког-да про-по-ют: со свя-ты-ми упо-кой.

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

июнь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Последний фотоальбом

Отпевание и погребение схиархимандрита Захарии (Потапова)

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Помыслы

Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется — к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстями, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах бу-дучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно чрез оные более смиряться (преп. Макарий).

Ты не понимаешь, как это: «побеждать и побеждать-ся от нас зависит»? А как же иначе? приходит прилог какого помысла скверного; в твоей воле состоит принять оный или отвергнуть; когда сочетаешься с ним и сложишь-ся, то уже пленилась и стала побеждена, а когда отвергла прилог, то победила... (преп. Макарий).

Сопротивляйтесь первому прилогу мысленному, со-крушайте младенцы вавилонские, пока они еще младенцы — молитвою и смирением, а когда возрастут, то будут исполинами и трудно им сопротивляться (преп. Макарий).

О помышлениях же ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: «весть Господь помышления чело-веческая, яко суть суетна» (Пс.93, 11). А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично вам говаривал, но вы при-выкли беспокоиться по-пустому (преп. Антоний).

В рассуждении частого разговора вашего с помыслами своими также не должно смущаться вам и приходить в уныние, ибо помышления таковые, кажется мне, не больше, как сонная греза. Некоторые люди бредят только ночью в глубоком сне, а мы с вами грешные часто бредим и наяву... Врачевство на сие одно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо-жий, помилуй мя грешную и силою креста Твоего огради моя помышления от суетного и душевредного парения!..» (преп. Антоний).

Что мрачные мысли нередко беспокоят вас, не сму-щайтесь, ибо мрачные мысли, как осенние облака, одни за другими находят и затемняют свет, но они и проходят, и небо остается чисто и приятно. Так и мысли наши по-бродят, побродят по белому свету, и ум усядется на своем месте, тогда и тихо, и весело бывает на душе. А уму на-шему от скитания семо (сюда) и овамо (туда) много способствует крат-кая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй вам, Господи, приобрести навык, и тогда ясные дни настанут для вас (преп. Антоний).

В последнем письме своем описываете вы о горьком и гордом помысле о муке вечной, и противник представил, что вы премудрее и справедливее Бога в своих суждениях! Видите, куда он вас поднял, — выше облак! Таких помыслов со смиренными не бывает, а вы страждете за превозно-шение свое и за многомыслие, ибо вы привыкли разговари-вать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей. Что делать, всякому человеку дан свой крест, кото-рый и должен он безропотно несть, ибо и сии негодные помыслы должны служить уроком к нашему смирению, а не кичению, ибо мы без Бога, своими силами, и с мухами не сладим (преп. Антоний).

Тревожные мысли — хуже всего, коих и должно опасаться всегда (преп. Антоний).

А что вы в домашней молитве своей, а иногда даже и в церковной, ощущаете разные мысли и рассеяние, то это бывает так иногда невольно, а иногда и произвольно. На-пример, в Москве и Санкт - Петербурге почти беспрерывно проходят мимо окошек разносчики с разными мелочами и кричат: «купите, купите! продаю очень дешево». Чтобы не проходить им и не кричать, это не в нашей воле, а остано-вить их и вступить в разговор с ними и в рассматривание разносимых мелочей, это в нашей воле, и мы не без убытка бываем, когда купим у них что. Так должно разуметь и о мыслях. Чтобы они не приходили, это не в нашей воле, а разговаривать с ними в нашей, т. е. если усладимся нечи-стым воображением, от чего да сохранит вас Господь! (преп. Антоний).

Относительно помыслов надо быть осмотрительней и с плачем вопиять — Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя (преп. Иосиф).

Охранять свою душу от помыслов — это трудное де-ло, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла, чего же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении, чем он раньше шел. Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, т. е. от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы, вну-шаются ли они Богом, или враждебной силой, или происхо-дят от естества, требуется великая мудрость (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Эти дни мне совершенно некогда было читать, самые разнообразные мысли не давали сосредоточиться, от этого даже пропала охота читать». Ответ: «А вы выйдите на террасу, посидите, мирный вид на вас будет наводить молитвенное чувство. Стоит толь-ко взглянуть на нашу церковь... Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять — в вашей. Имя Иисусово отго-няет их. А иногда нарочно попускается помыслу беспокоить вас, надо терпеть помыслы, не соглашаясь, однако, с ними...» (преп. Варсонофий).

А если на молитве помыслы рассеиваются, то это дело обыкновенное — новоначальным нельзя не рассеиваться. Что касается до смущения твоего от помыслов, то средст-во одно: терпение и смирение (преп. Анатолий).

А что помыслы мутят, и ропот, и малодушие, то это обычный плод неправильной и слабой жизни. Но придет час, и ныне есть, когда мертвии (т. е. духом) услышат глас Сына Божия и услышавши оживут, то есть Духом Святым (преп. Анатолий).

А чтоб не досаждали тебе помыслы, что, дескать, и завтра, и послезавтра все то же будешь терпеть: это диавольское обыкновенное дело. Но сбудется не то, что диавол предсказывает, а что Бог велит. Что увлекалась в церкви помыслом — Бог да простит. Старайся только со-бирать помыслы. Это — дело монашеское (преп. Анатолий).

Ты отчаиваешься и до того боишься открыть мне свои немощи, что и страх напал, и грудь стиснуло. Я сам человек грешный, но верую Господу, Который сказал: «Аз приидох грешныя спасти» (Ср.: Лк. 5, 32). А я греш-ник, стало быть, и меня спасет Господь. Вот страшно, кто грешит и не кается. А мы с тобой, сколько можем, стара-емся покаяться. А потому не унывай. Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим бесчестие. Этих помыс-лов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. твори Иисусову молитву (преп. Анатолий).

Какие и в каком порядке приносятся врагами помыс-лы, во-первых, оскорбления и обиды, чтобы поколебать ос-нование молитвы. Помыслы о земной славе и земном пре-успеянии под видом добродетели и даже чего-то духовного; основа их — гордость (преп. Никон).

Согласие с помыслами греха есть общение с врагом, отсюда отступление от нас силы Божией и помощи (преп. Никон).

На вопрос твой, какие исповедовать надо помыслы. Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать (преп. Иларион).

Пишешь, грустишь о разлуке со мною, и томительные помыслы находят, что скоро, может быть, лишишься ме-ня. — Грустить и загадывать вперед не надо, пользоваться будем настоящим и благодарить Бога (преп. Иларион).

В помыслах самохваления — надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи. — Скорби от игуменьи неси без роптания и молись за ос-корбляющих тебя — не будет трудно (преп. Иларион).

Вы получили некоторое спокойствие по прибытии от нас, чему завидуя, злокозненный враг вооружился про-тив вас и смущает различными помыслами, представляя будто бы благословные причины, стараясь оными поколе-бать основание, на коем вы, при помощи Божией, желали созидать здание добродетели и благоугождать Господу. Вторая причина, что вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чем вы и сами себя сознаете), что, не находя деятельных пло-дов добра, которыми могли похвалиться, самое редкое же-лание добра служит ей (гордости) пищею. Эта причина доставляет удобный приступ врагу к сильному на вас на-падению попущением Божиим. Вот вам две главные при-чины вашего смущения и беспокойства... (преп. Лев).

Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всег-да прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястися и потерпети: ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою (преп. Лев).

О. А. лихорадкою движимые помыслы ехать на ро-дину можно извинить, а согласиться на оные не должно. Если бы он на тот свет поглядывал чаще, то лучшие бы имел помыслы. В случае его неуспокоения надобно ото-зваться на старца, без коего благословения ничего не должно принимать и делать (преп. Моисей).

Враг наш невидимый сам же вложит мысль грехов-ную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (преп. Амвросий).

Господь тебя избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйся (преп. Амвросий).

Когда найдет день, что будто хорошо живешь — ве-село и покойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы будут тебя смущать, тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была покойна (преп. Амв-росий).

Против помыслов немощных молись Господу: «от тай-ных моих очисти мя» и прочее и будешь получать облег-чение... (преп. Амвросий).

Пишешь... что тебе приходило сильное желание уме-реть, и не боялась смерти, все это обольщение вражие (преп. Амвросий).

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог» и поклон. — «Богородице Дево» три раза и за каждым разом поклон. — «Достойно есть» и поклон (преп. Амвросий).

Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграблен-ная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что, как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется ис-кренним покаянием и чистосердечным исповеданием «кому следует» (преп. Амвросий).

Вперед будь осторожна и осмотрительна при внуше-ниях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсануфий Великий (преп. Амвросий).

Помыслы на молитве

Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т. е. молитву, то и они на тебя вооружают-ся сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвою и не смущайся: они исчезнут, а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь, а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься... (преп. Макарий).

Ты пишешь, что несколько дней непрестанно борют тебя разные помыслы, которые и объяснить затрудняешься ты. В особенности они смущают тебя во время пения, чтения и церковного служения. Этому удивляться нечего и не надобно смущаться: помыслы лезут в ум твой против твоего желания, а ты, по немощи твоей, согласуешься с ними и смущаешься. Молитва есть оружие против диавола; ты на него вооружишься, и он противостает тебе помыслами, но ты, вместо того чтобы смущаться, кайся пред Богом и сми-ряйся, сколько бы раз ни случилось тебе увлечься мыслями. Когда будешь иметь залог смирения, то враг не может противостать оному. Итак, не смущайся, а кайся! Бог при-емлет молитву смиренных (преп. Макарий).

Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя непо-добные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или вверг-нуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы, но при нашествии оных не смущаться, а, познавая свою немощь, каяться пред Гос-подом. Смущение за нашествие помыслов показывает ма-лодушие наше, происходящее от гордости, мы хотим ви-деть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными, как мытарь. Оттого-то нам и не дается чисто-та молитвы, что мы возомним о себе нечто высоко, а «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смирять-ся и каяться, нежели смущаться, а при исправлении не высокомудрствовать (преп. Макарий).

Брань с помыслами

Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться... сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыс-лы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что, когда отворили дверь кельи, вас охватил ветер и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но раз вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, имен-но, захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, подобно Да-виду, выходит на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа — с камнем. А что значит камень? «Камень же был Христос» (1Кор. 10, 4) (преп. Варсонофий).

Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конеч-но, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Не должно поддаваться врагу. В боль-шинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых — помыслы гнева, воспоминание старых обид. Враг как бы говорит: «Ты помнишь, такой-то вот тебя оскорб-лял при всех, а ты смолчал, ни слова ему не сказал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что сказал бы...» Иногда от подобных помыслов иной весь вспыхнет от гнева. Надо бороться... (преп. Варсонофий).

Когда беспокоят помыслы, или смущают, или трево-жат, то не надо входить в разговор с ними, а просто гово-рить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает... (преп. Варсонофий).

А мы, если и окунемся в скверные помыслы — не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения, и Господь Милосердый простит (преп. Анато-лий).

Без помыслов не проживешь. Все равно, как без наво-за хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец спле-тают. Дай премудрому вину, и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается (преп. Анатолий).

Да помыслов долго не держи. Пишешь, что у монахи-ни их быть не должно: да к кому же им и лезть, как не к молодой монашке; у старой им поживы мало, те уж иску-сились, а молодых демоны и томят и тоскою, и другими страстями. От этого молоденькие делаются искусными: муж не искушен — неискусен (преп. Анатолий).

Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляет-ся, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славо-словить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обра-щать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступ-но приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочув-ствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбро-сить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу (преп. Никон).

«Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их» (Пс.117, 10—12). Эти слова относятся к Иисусовой молитве. Вот как надо бороться с помыслами (преп. Никон).

Нам не надо никогда останавливаться на помыслах. Пусть идут мимо, если они пришли к нам, отражайте их Иисусовой молитвой. Пусть не находят они в сердцах ва-ших сочувствия себе. Старайтесь очищать свои сердца, для этого-то и необходима... кроме молитвы Иисусовой, памя-ти Божией, тщательная и откровенная исповедь... (преп. Никон).

Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит по-стоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужас-ная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить ее, молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу (преп. Никон).

Враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запнуть стопы человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, он воз-буждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях человека, с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех. И вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нем нужно каяться. Но если удержался чело-век, не впал в грех самым делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства серд-ца своего, грех прельщает его, и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом (преп. Никон).

Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохра-нит верность Ему или предаст Его из-за временной сла-сти греха. Сказали святые отцы: «отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с гре-хом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, пре-даем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба про-тив него молитвою и исповедью — необходимы (преп. Никон).

Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем толь-ко и можно их победить (преп. Иларион).

Твои слова «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь ору-жия: самоукорение и смирение (преп. Лев).

Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве про-тивопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий).

Многоразличные внушения вражий считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Боже, в помощь мою вонми: Госпо-ди, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдят-ся хотящии (мыслящии) ми злая» (Пс.69, 2—3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возно-шение, то продолжай следующий стих, глаголя: «да воз-вратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже» (Пс.69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: «терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39, 2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцев, глаголя: «Господи, чужд есть всякого бла-га и исполнен есть всякого зла: помилуй мя единым мило-сердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением. Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хочет всем спасти-сь и в разум истины прийти. Враг же немощной только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными ис-кушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и от-вратить от истинного пути, и хотя он иногда, как лев рыкая, ходит ища кого поглотить, но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердою верою и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, имуще крепость от Господа, мучите-лей низложиша и сокрушиша демонов немощные дерзости (преп. Амвросий).

Когда за работою по послушанию стужают злые помыс-лы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию (преп. Амвросий).

Спрашиваешь: как лучше, скорбеть ли о помыслах или не обращать на них внимания? И то и другое не твоей меры, т. е. не следует тебе бестолково скорбеть, и не можешь еще презирать помыслов, а следует тебе со сми-рением обращаться к Богу и молиться. Только во время молитвы должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву, если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи (преп. Амвросий).

«Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос », - говорит преподобный авва Исаия. Но именно эта борьба оказывается для человека самой трудной духовной бранью. О том, что такое помыслы и мысли, откуда они приходят и как с ними бороться, рассказывает игумен Ватопедского монастыря святой горы Афон АРХИМАНДРИТ ЕФРЕМ.

- Геронда Ефрем, расскажите, пожалуйста, что такое греховные помыслы и какова их духовная природа?

Греховные помыслы - это мысли, которые противостоят божественной воле и вращаются в области человеческого мышления, независимо от того, хочет человек того или нет. Ум человека постоянно находится в движении. Он может и сам производить помыслы, но также они могут приходить извне. Как говорит преподобный авва Моисей, есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Но различать помыслы могут только люди высокой духовной жизни.

Некоторые из святых отцов Церкви сравнивали помыслы с паутиной, то есть считали их чем-то незначительным, бес-сильным, не имеющим силы до тех пор, пока они остаются помыслами и не осуществляются на деле. Но такого отношения к помыслам (не осуществлять их на деле) достигают духовно развитые люди, которые после многолетнего опыта борьбы с помыслами стали искусными в этой брани. Для всех остальных, согласно отцам Церкви, эта духовная брань очень трудна.

- Как возникают греховные помыслы?

Источники греховных помыслов - или страстное сердце человека, или демоны. Сам Христос открыл нам, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 1 5, 19). Душевные страсти человека рождают греховные помыслы и питаются ими. Бесы - это конкретные существа, злые духи, которые ненавидят людей и всячески препятствуют их спасению. Главное их занятие - сеять плохие, лукавые, срамные, греховные, богохульные помыслы в уме человека.

Существуют, конечно же, и божественные помыслы, источниками которых являются или Сам Бог, или Ангелы, или святые, подвигающие грешника к покаянию, утешающие разнообразно скорбящих, просвещающие добродетельных людей, чтобы они проницали глубины Божии (см. 1 Кор. 2, 10).

Показатель духовного преуспеяния человека - «качество» его помыслов. Мы должны возделывать в себе чистые, святые, божественные помыслы; должны сделать свой ум «заводом по производству добрых помыслов», как выражался блаженный старец Паисий Святогорец.

Отец Ефрем, как вовремя распознать «свои» и «не свои» помыслы, и чем естественные человеческие помыслы отличаются от греховных мыслей?

Только с помощью духовного трезвения мы можем хранить ум чистым, замечать и фиксировать возникающие помыслы. Трезвение - это воздержание и внимание, которые мы должны «навязывать» своему уму. А само трезвение достигается в основ¬ном призыванием честнейшего, святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Молитва Иисусова - «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» - является самым сильным оружием против диавола и греховных страстей; она сдерживает наш ум, контролирует помыслы.

Мысли же - это помыслы, которые совершаются нашим произволением, по нашему желанию. «Обработав, возделав» помысл в области своего мышления, мы можем превратить его в мысль. Но существуют и такие помыслы, которые не являются нашими, как об этом говорилось выше. Эти помыслы могут происходить от Ангелов или от злых духов. От нас зависит, примем мы их, сделав свои-ми, или изгоним прочь. Но при этом мы не несем ответственность за то, что нам приходят разные помыслы. Помыслы - как летящие в воздухе самолеты. Не от нас зависит, будут они постоянно летать над нами или нет. Но от нас зависит - не позволять помыслам «приземляться» в нашем уме, то есть не принимать их, не соглашаться с ними.

- В чем разница между вожделением и помыслами?

Вожделение, желание, расположение иметь какую-то вещь, взыскать что-нибудь, совершить какой-то поступок - все это движения сердца. А помысел вращается в области мышления. Сперва приходит желание, которое затем выражается внутренне посредством помысла; затем - внешне посредством слова и, наконец, воплощается посредством конкретного действия. Но все начинается с вожделения, оно является корнем. Отсекая греховные вожделения, мы существенно освобождаемся от влияния греховных помыслов. Поэтому и Господь говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28), - этим Он советует в корне отсекать греховную страсть.

Святитель Григорий Палама говорит, что мышление верующего человека, который старается молиться, легко очищается от помыслов, но не так обстоит дело с его сердцем: оно, как сила, рождающая помыслы, не может очиститься, если заодно не очистятся все остальные силы души - желательная и раздражительная.

- Геронда, нас посещает великое множество помыслов - во всех ли надо исповедоваться?

Помыслы, которые приходят нам на ум ежедневно, не сосчитать - их тысячи. Большинство из них лишены сути, они суетные, скверные, грешные. Тангалашка (так называл диавола старец Паисий Святогорец - пер.) хорошо знает свою работу и сеет подобные помыслы. Мы же несем ответственность только тогда, когда соглашаемся с этими помыслами, принимаем их, когда превращаем их в дело.

Человек будет судиться за свое отношение к помыслам в зависимости от того, какое у него духовное состояние. Для тех, кто достиг совершенного духовного знания и наблюдения за помыслами, соглашение с каким-нибудь греховным помыслом считается грехом. В то время как для того, кто только что начал духовную жизнь, оно грехом может не считаться.

Правильно подвизающийся человек исповедует только те помыслы, которые настойчивы, которые давят, с которыми он сам, молитвой и иными духовными средствами, не может справиться. Невозможно исповедоваться во всех помыслах. Иногда люди приходят на исповедь с целой тетрадью, в которой записывают свои помыслы: не один и два, а тысячи, которые проходят через их ум каждый день. Это неправильно. Так человек и духовника-исповедника утомляет, и для него самого от этого мало толка. Такой подробный перечень - не контроль помыслов, плод трезвения и духовного преуспевания, а болезненное психическое состояние.

Отец Ефрем, нередко бывает, что уже после исповеди, перед самым Причастием, возникают греховные помыслы. Можно ли в таком случае подходить к Святой Чаше?

Обязательно надо подходить. Что мы читаем в молитве святого Иоанна Дамаскина перед Святым Причастием? «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю». Брань с помыслами, как мы уже сказали, святые отцы называли очень тяжелой. В данной ситуации нужно сразу пренебречь помыслом, отсечь его, не обратить на него никакого внимания, потому что в этот момент его нам приносит диавол, чтобы лишить нас благословения Святого Причастия. Конечно, это не касается случаев, когда человек вспомнил какой-нибудь смертный грех, в котором еще не исповедовался, но, думаю, такое маловероятно - подобные грехи обличают нашу совесть гораздо раньше.

Впрочем, каждый человек должен знать: как только он решит подвизаться духовно, решит вести более стабильную духовную жизнь, как раз тогда враг и начнет бороть его помыслами. Попробуйте установить для себя ежедневный распорядок молитвы. Увидите, что, как только приблизится час молитвы, или как только начнете молиться, начнется и брань, прилетит целая стая помыслов! Все проблемы всплывут со дна и будут требовать незамедлительно¬го решения. Страстные, греховные и просто бессмысленные помыслы будут стараться завладеть вашим умом. Для этого и нужен подвиг, то есть усиленные старания, настойчивость, постоянство в молитве. Будьте постоянны в молитве (Кол. 4:2) - говорит апостол Павел. Мир помыслов, то есть мирное, невозмутимое состояние ума, приходит со временем, посредством духовного труда, духовных подвигов. Только те, которые достигают душевного бесстрастия, имеют плодом своих подвигов мир помыслов.

- Есть ли особо пагубные для души помыслы, ведущие к духовной смерти?

Да, это помыслы отчаяния, безнадежности. Такие помыслы, говорят святые отцы, как бы обезглавливают подвижника благочестия. В таком состоянии он ни бороться не может, ни пред-принять что-либо, ни подвизаться. Верующий человек никогда не должен забывать любовь и милость нашего Бога и Отца; в какую бы глубину греховности человек ни впал, он не должен терять надежду на покаяние, исправление. Христос не для того пришел в мир, чтобы судить мир, а чтобы его спасти. Христос принял покаяние распятого на кресте разбойника, злодея, стоявшего на пороге смерти, и спас его, ввел его в рай.

- Геронда, нужно ли супругам раскрывать помыслы относительно друг друга?

Думаю, не нужно. Лучше раскрывать свои помыслы перед общим духовником. Тут важно не перепутать две разные вещи: я не говорю, чтобы супруги не разговаривали, не договари¬вались, не объяснялись - наоборот: все это необходимо для единства и любви. Но нельзя говорить друг другу греховные помыслы, которые к ним приходят от диавола.

Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань. И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»… Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это - духовная брань, невидимая духовная война. Как только в отношениях супружеской пары начнутся подобные проблемы, лучше всего возложить их на общего духовника, который просвещением Святого Духа найдет верные решения и своей молитвой отгонит диавольские напасти, которые воз¬никли в семейной жизни супругов с целью разъединить их.

- Отец Ефрем, как следует бороться с помыслами?

Трезвением, молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Святой Иоанн Синаит в своей «Лествице» пишет: «Иисуса именем бичуй супостатов», а супостаты-враги - это наши страсти, наши греховные помыслы, демоны. Не существует более эффективного способа борьбы с греховными помыслами, чем Иисусова молитва, когда она творится с самоукорением и сердечной болью.

Если видим, что какой-нибудь помысел настойчив и, несмотря на все наши старания, на молитву, не оставляет нас в покое, тогда надо его исповедовать. Такая исповедь - практическое, на деле выраженное смиренномудрие, а смиренным Бог дает благодать (см. Иак. 4:6). Стыд, который мы будем испытывать перед духовником, исповедуясь в этом греховном помысле, станет для нас оправданием перед Богом, Бог нас избавит от влияния этой страсти, этого греховного помысла.

Также очень полезно возделывать добрые помыслы и пренебрегать греховными, дурными помыслами. Но для этого делания нужно много прилежности и старания. Пренебрежение греховными помыслами, которые приходят к нам от диавола, обратит его самого в бегство, заставит его «лопнуть от злости», потому что диавол надменный, самолюбивый, хочет, чтобы на него обращали внимание, занимались им, не терпит к себе пренебрежения. Если можете, возделывайте именно этот способ борьбы с помыслами, который, как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, является самым бескровным способом. Будем искать мир, радость, любовь Христову и не будем обращать внимание на наши плохие стороны, на страсти, греховные помыслы. А обратим все наше естество ко Христу и взыщем Его благость, Его милость, Его свет. Так, мало-помалу, сам этого не замечая, человек освящается, и из ветхого человека, с его греховными вожделениями и помыслами, преображается в нового, созданного по Богу (Еф. 4:24).

Беседовал Сергей Тимченко
Журнал Славянка № 2(50)2014 г.

Просмотрено (4073) раз

). Мысль, намерение, замысел. Благие помыслы. И в помыслах не было чего-н. (и не думал, не предполагал). Всеми помыслами быть где-н., с кем-н. (всей душой, постоянно думать, помнить).


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОМЫСЕЛ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Толковый словарь Ушакова

    И (церк книзн. устар.) ПОМЫСЛ, промысла, муж. (книжн.). Мысль, намерение. «И долго спали сном позорным благие помыслы твои.» Некрасов. «Праздная страстность и болезненный эгоизм сосредоточиваются на нечистых помыслах и троят пороки.» Герцен.… … Толковый словарь Ушакова

    помысел - помысел, род. помысла и устарелое помысл, помысла … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    М. Мысль, намерение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Помысел, помыслы, помысла, помыслов, помыслу, помыслам, помысел, помыслы, помыслом, помыслами, помысле, помыслах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    помысел - п омысел, сла … Русский орфографический словарь

    Сла; м. Книжн. Мысль, намерение, замысел. Благие помыслы. Чужие помыслы. Скрывать тайные помыслы. Направлять, устремлять все (свои и т.п.) помыслы на что л. И в помыслах не было чего л. (и не думал, и не предполагал). Всеми помыслами быть где л … Энциклопедический словарь

    помысел - сла; м.; книжн. Мысль, намерение, замысел. Благие помыслы. Чужие помыслы. Скрывать тайные помыслы. Направлять, устремлять все (свои и т.по/мысел) помыслы на что л. И в помыслах не было чего л. (и не думал, и не предполагал) Всеми помыслами быть… … Словарь многих выражений

    помысел - ПОМЫСЕЛ, сла, м Высок. Интеллектуальный процесс, представляющий собой зарождение мысли, намерения. Благие помыслы … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • "Прелести чистейший образец…". Сонеты русских поэтов , Поэт Иван Козлов назвал сонет "резвым сыном Поэзии", который" красу, любовь и радость воспевает" . Первый сонет па русском языке был создан в 1735 году. Но только век спустя, когда Александр… Серия: Подарочные издания. Русская классика в илл. Издатель: ОлмаМедиаГрупп-Просвещение ,
  • Прелести чистейший образец. Сонеты русских поэтов (золотой обрез) , Поэт Иван Козлов назвал сонет «резвым сыном Поэзии», который «красу, любовь и радость воспевает». Первый сонет на русском языке был создан в 1735 году. Но только век спустя, когда Александр… Серия: Классика в иллюстрациях Издатель: