Евагрий понтийский православная энциклопедия. Православная электронная библиотека. Все лекции цикла можно посмотреть

Евагрий Понтийский (~345–~399)

На пути к монашеству

К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского , известно не много. Исходя из тех данных, что имеются в распоряжении современных исследователей, его жизнь представляется следующим образом.

Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей и ).

Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом.

По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим . Не исключается, что он был знаком с и Григорием Нисским .

В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого . В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Эти отношения длились вплоть до смерти святого Василия, последовавшей 1 января 379 года.

Обескураженный кончиной своего учителя и архиерея, но горевший желанием продолжать изучать Божественные догматы, Евагрий покинул Каппадокию. Вскоре духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия)

В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова , ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии.

Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона.

Состоявшийся в 381 году, в Константинополе, Второй Вселенский Собор утвердил Никейскую веру, дополнил Никейский Символ новыми членами. В спорах между арианми и Православными была поставлена важная догматическая точка: арианство было окончательно осуждено.

После того, как в силу сложившихся обстоятельств святитель Григорий оставил Константинопольскую кафедру, а затем и покинул столицу, Евагрий остался служить при новом Константинопольском епископе — Нектарии.

Вскоре Евагрий зарекомендовал себя как ревностный проповедник, борец за чистоту нравов и веры. Епископ Нектарий питал к нему уважение. Казалось бы, перед Евагрием открывалась дорога к широкой славе на поприще служения в столице.

Между тем, в это самое время случилось событие, которое круто изменило всю его дальнейшую судьбу. Между Евагрием и одной знатной женщиной вспыхнула страсть. Эта страсть была настолько серьёзной, что преодолеть её не мог ни Евагрий, ни полюбившая его дама.

Терзаемый угрызениями совести, испытывая неимоверный стыд перед ближними, Евагрий много молился, прося Бога о ниспослании помощи. И вот однажды, в ночном видении пред ним предстал светлый ангел и повелел поклясться на Евангелии, что он оставит Константинополь. После такого небесного вразумления Евагрий, движимый страхом Божьим, без промедления удалился из города, разорвав узы пленительного влечения навсегда.

Палестинский период

Приблизительно в 382 году Евагрий оказался на территории Палестины. Здесь Промысл Божий свёл его с благочестивой подвижницей: преподобной Миланией Старшей (Римляныней).

В своё время Милания, овдовев и потеряв двух из трёх своих сыновей, решила посвятить себя иноческой жизни. Несмотря на сильные протесты со стороны родни она оставила Рим и перебралась в Египет. Здесь, посещая известных подвижников, она обучилась азам аскетического делания, а затем, когда после смерти святителя местные иноки стали подвергаться притеснениям со стороны ариан, она, вместе с другими изгнанниками, переселилась в Палестину. Около 375-378 года Милания, помощью Божьей, основала на Елеонской горе женскую обитель. Вскоре основанную неподалеку мужскую обитель возглавил .

Руфин, как и Милания, проявил к Евагрию сочувствие. Несмотря на готовность этих подвижников оказать ему духовную поддержку, тот колебался, не торопился вставать на монашеский путь.

Вскоре Евагрием овладела новая страсть: ораторское тщеславие. Но здесь в его жизнь вновь вмешалось Божественное Провидение. Первое время Евагрий утаивал причину, по которой был вынужден оставить Константинополь. Когда же он подвергся лихорадке, длившейся около полугода, а врачи оказались бессильными перед болезнью, когда болезнь истощила его телесные силы, святая Милания побудила его признаться и покаяться в содеянном грехе, пообещав молиться за его здоровье. При этом она взяла с него слово, что в случае исцеления он отрешится от суеты мира и примет монашество.

Евагрий пошёл на поправку и уже через несколько дней принял из рук Милании и Руфина монашеское облачение. Заручившись их добрым советом и благословением, он направил стопы в Египет, где к тому времени проживало множество монахов-отшельников и существовала развитая традиция монашеского делания.

Деятельность Евагрия Понтийского в Египете

Прибыв в Египет в 383 году, Евагрий нашёл себе прибежище в Нитрийской пустыне (располагавшейся в пятидесяти километрах от Александрии).

Эта пустынь сделалась местом его становления как монаха-подвижника. Здесь он прожил в трудах и молитве около двух лет. Допускают, что в продолжении этого времени он пребывал под духовным началом одного из родственников преподобной Мелании, Албания.

Стремясь к более уединенному пустынножительству, Евагрий перебрался в другую пустынь, находившуюся к югу от Нитрии: в Келлии. Здесь он вошёл в общение с прочими подвижниками (по некоторым данным, количество братии в Келлиях могло достигать шестисот человек), здесь провёл остаток земной жизни (около 14 лет).

Согласно древним свидетельствам, в этот период он пребывал под наставничеством двух великих христианских подвижников, двух преподобных Макариев: Александрийского и Египетского.

Первый из них был настоятелем Келлий и вместе священником; второй — основателем и духовным руководителем иноческой общины в пустыне Скит (но при этом он окормлял и братий из Келлий).

Правилами, распространенными среди монахов-келлиотов, дозволялось, время от времени, покидать свою пустынь ради духовных бесед и мудрых наставлений. С этой целью Евагрий регулярно посещал (Египетского). Кроме того он навещал других почитавшихся отцов, например, Иоанна Ликопольского, Дидима Слепца.

Существуют свидетельства, что Евагрий бывал в Александрии, где выступал в роли защитника Православия, борца с ересями.

В этой связи значительная часть сочинений Евагрия была предана забвению. Несмотря на Соборное обвинение ряд сохранившихся произведений (в основном аскетической направленности) продолжали пользоваться и до сих пор пользуются популярностью и уважением.

Последние годы земной жизни авва Евагрий страдал от желудочной и мочекаменной болезни. В этой связи ему пришлось умерить строгость поста.

Пред авва Евагрий причастился Святых Христовых Тайн. Умер он на Праздник Богоявления, за несколько месяцев до начала гонений, развернутых против монахов-оригенистов епископом Феофилом.

Смерть Евагрия Понтийского приближенно датируется 399 годом.

Место рождения
  • Ibora [d] , Турция

Евагрий Понтийский (Эвагрий ; греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός ; (0346 ) -) - христианский богослов , византийский философ , монах .

Жизнеописание

Родился около 345 года в небольшом понтийском городке Ивора , расположенном на севере современной Турции.

Отец Евагрия был рукоположен святителем Василием Великим в хорепископа .

После внезапной кончины в 379 году Василия Великого Евагрий покинул Каппадокию и прибыл в Константинополь к епископу Григорию Богослову . Став архиепископом Константинопольским, святитель Григорий Богослов сделал Евагрия своим архидиаконом .

Евагрий стал верным помощником и учеником святителя. Об этом свидетельствует сам святитель Григорий Богослов в «Завещании», написанном 31 мая 381 года, где говорит: «Диакону Евагрию, понесшему вместе со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность пред Богом и людьми. Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы, я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь , два плаща и тридцать золотых монет».

Уклонился от многообещающей церковной карьеры ради монашества: с 383 года сперва в Нитрийской, затем в Келлийской пустыни в Египте . В Келлиях Евагрий оставался вплоть до своей кончины. Духовным отцом его стал преподобный Макарий Египетский , подвизавшийся ещё дальше в глубине пустыни, в Скиту, где Евагрий постоянно навещал его, ища духовного назидания.

Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий , автор известного «Лавсаика», и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра , позднее рукоположенный святителем Иоанном Златоустом в епископа Ефесского.

Проводя свою жизнь в трудах, молитве, и духовном окормлении паствы, Евагрий завершил свой земной путь в 399 году.

Видео по теме

Литературное наследие

Автор ряда трудов о монашеской жизни («Слово о духовном делании», «Зерцало иноков и инокинь»). Разработал учение о восьми помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах .

На Евагрия Понтийского оказал влияние другой известный христианский мистик и богослов, Ориген . Однако нигде в своих сочинениях Евагрий на него не ссылается: Ориген не был для Евагрия церковным авторитетом, по своему значению сравнимым с каппадокийскими отцами и отцами-пустынниками.

Критика

Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе ( г.) был осуждён вместе с Оригеном как еретик .

Осуждение Евагрия было подтверждено Шестым Вселенским собором .

Евагрий и все его тексты преданы анафеме на Латеранском Соборе 649 года, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Евагрия:

Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.

Духовное состояние и аскетическая практика Евагрия критикуется преподобным Иоанном Лествичником :

Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять её хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы.

Библиография

Переводы:

  • Умозрительные главы аввы Евагрия Понтийского. Пер. и комм. А. И. Сидорова .
  • Творения аввы Евагрия : Аскетические и богословские трактаты. / Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. - М.: Мартис. 1994. - 362 с. 10000 экз.
  • Послание к Мелании. / Пер. с сир. Ю. Н. Аржанова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. - М.-СПб., 2009. - С. 477-497.

Исследования:

  • о. Иоанн Мейендорф . Введение в Святоотеческое богословие.
  • Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII в. - М., 1992.

Примечания

  1. SNAC

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Ευαγριος ο Ποντικός) (345 Ивора Понт - 399, Келлии, Египет) - греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел монаха в Египте - сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний “Лавсаик”. В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения - “Послание о вере”, “Слово о духовном делании, или Практик”, “Гностик”, “Гностические главы”, “Зеркало иноков и инокинь”, “Слово о молитве”, “Опровергатель” и др.), Евагрий осуществил оригинальный мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.

Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (λογικοί, νόες), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй творения, дав каждой душе , поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров - ангельский, человеческий и бесовский и дав им совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший с Богом. Цель каждой твари - пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).

Систематизируя духовный монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа - практическую (πρακτική) и гностическую (γνοστική). “Практическая” жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев Γργή), уныние (ακηδία), тщеславие (κενοδοξία), гордость (ύπερηφανία), - и достижение в результате бесстрастного состояния (απάθεια). “Гностическая” жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение.

Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник , Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теорети

ков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские “несторианские” богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский “монофизитский” богослов бар Эбрей и др.).

Соч.: Traité pratique o.u le Moine, ed. A. Guillaumont, C. Guillaumont, t. 1-2. P., 1971 (Sources Chrétiennes, t. 170-171); Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке); Les six centuries des “Kephalaia gnostica”, éd. A. Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. XXVIII, fasc. 1); Le Onostique ou à celui qui est devenu digne de la science, éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrétiennes, t. 356); Scholies aux Proverbes, éd. par P. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 340); Scholies à L"Ecclesiaste, éd. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 397); в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М., 1994.

Лит.: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: жизнь , литературная и место в истории христианского богословия. - В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5-75; Guillaumont A. Les “Kephalaia gnostica” d"Evagre le Pontique et l"histoire de l"origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962; Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von Überdruss. Köln, 1989; Guillaumont A., Guillamont C. Evagre le Pontique. - “Dictionnaire de Spiritualité” (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731-1743.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ" в других словарях:

    - (346 399) христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия первый опыт осмысления монашеского духовного делания оказали глубокое влияние на всю последующую… … Большой Энциклопедический словарь

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П.,… … Православная энциклопедия

    - (346 399), христианский церковный писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Сочинения Евагрия Понтийского первый опыт осмысления монашеского духовного «делания» оказали глубокое влияние на… … Энциклопедический словарь

    Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции. Отец… … Википедия

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - (ок.345–399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к–рый поставил его чтецом. Он пользовался также… … Библиологический словарь

    Евагрий Понтийский - ЕВÁГРИЙ ПОНТИ́ЙСКИЙ (346–399), христ. церк. писатель. Дьякон и проповедник в Константинополе, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Соч. Е. – первый опыт осмысления монашеского духовного делания – оказали глубокое влияние на… … Биографический словарь

    Евагрий - – это имя носили четыре церковных писателя: 1) Евагрий Понтийский, сын пресвитера в Иборе, родившийся около пол. IV в. Будучи посвящен Григорием Богословом в диаконы, он не последовал за ним из Константинополя, когда последний оттуда уехал.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Эвагрий (Евагрий) греческое имя (греч. Euagrios). Его носили: Эвагрий Понтийский византийский богослов IV века. Эвагрий Схоласт византийский историк VI века. Евагрий епископ константинопольский … Википедия

    1) Е. схоластик (537 594), антиохийский юрист, автор Церковной истории обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках. Лучшее издание ее Миня, Patrol. ser. gr. t. LXXXVI; русский перев. в Христианском Чтении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эвагрий. Эвагрий Понтийский, или Евагрий (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346 399) христианский богослов, византийский философ, монах. Жизнеописание Родился ок. 345 г. в небольшом… … Википедия

Книги

  • Книга еретиков , Бирюкова Д.. История борьбы с христианскими ересями - это в каком-то смысле история становления самой Церкви. В ходе этой борьбы основные церковные догматы уточнялись, очищались от всего случайного,…

С. 96-112. Перевод прежний, в Добротолюбии .

Из "Добротолюбия", не имеет аналогов в переводах Сидорова:

Konstantinovsky, Julia. Evagrius Ponticus: The Making of a Gnostic Aldershot. Ashgate, 2009, 230 pp. Series: New Critical Thinking in Religion, Theology and Biblical Studies Format: 234 x 156 mm Binding: Hardback ISBN: 978-0-7546-6265-5

Tilby, Angela. The Seven Deadly Sins: Their origin in the spiritual teaching of Evagrius the Hermit. London, SPCK, 2009, 176 pp.

Corrigan, Kevin. Evagrius and Gregory: Mind, Soul and Body in the 4th Century
Aldershot, Ashgate, October 2009, 256 pp. Евагрий и Григорий Нисский.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

К досье Меня

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (ок.345-ок.399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к-рый поставил его чтецом. Он пользовался также расположением свт. *Григория Нисского и свт. *Григория Назианзина, рукоположившего его в дьяконы. После II Вселенского Собора (на к-ром Е. присутствовал в качестве участника) Е. побывал в Египте и вернулся в Константинополь к новому патриарху Нектарию. Но вскоре, спасаясь от постигших его искушений (от страсти к женщине), он покинул столицу и удалился в пустыню (сначала в Палестинскую, а в 383 - в Египетскую). В Египте он сблизился с великими учителями монашества, с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Два года Е. провел в Нитрии и 14 лет в Келлии. Феофил Александрийский решил поставить его во епископы, но Е. тайно скрылся.

Как и его учитель свт. Василий Великий, Е. был одним из первых аскетических писателей, вышедших из образованной среды. Ему принадлежит ряд книг, к-рые включают краткие поучения о подвижнической жизни («Главы о деятельной жизни», «Зерцало для иноков», «Гностик», «О молитве» и др.). С Е. начинается традиция писаний об умной молитве. Вся эта традиция в той или иной степени испытала его влияние. Но, как замечает прот. И. Мейендорф, влияние трудов Е. «было, к сожалению, не только положительным: через них... монашество Востока усвоило язык платонизма, который, правда, был языком того времени и, следовательно, был неизбежен, но который тем не менее грозил увлечь духовность пустыни в направлении, чуждом Евангелию». Спиритуализм Е., заимствованный им у *Оригена, привел к осуждению его взглядов на V Вселенском Соборе. Однако сочинения Е. продолжали оставаться авторитетными и иногда издавались под именем прп. Нила Синайского.

Экзегетические писания Е. целиком не сохранились. Фрагменты его «Толкования на Псалмы» содержатся в древней Selecta in Psalmos, как это доказал католич. патролог Г. У. фон Бальтазар. В библ. *катенах уцелели комментарии Е. на Притчи Соломоновы. В начале нашего века М. Фаульхабер отыскал 25 его пояснений к Кн. Иова. Известно, что Е. толковал Ев. от Луки. Все комментарии Е. несут на себе печать оригеновского аллегоризма и спиритуализма. Напр., Е. пишет: «Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется в того, который от благодати, тогда и свое состояние узрит он во время молитвы, подобно сапфиру или небесному цвету, что Писание именует и "местом" Божиим, какое видели старцы на горе Синайской» (Главы о деятельной жизни к Анатолию, 70).

Повеление прор. Иеремии - не иметь жены и детей - Е. толкует не только буквально, но и иносказательно, как образ отказа от «плотских помыслов и желаний». Основной целью Е. было извлечь из Библии нравств. уроки для подвижнической жизни. В своем «Зерцале» он подражал афористич. стилю кн. Притчей Соломоновых.

u SC, t.170-71, P., 1971; в рус. пер.: Евагрия монаха наставления о подвижничестве, в кн.: Добротолюбие, М., 19054; Слово о молитве, там же, М., 19133, т.2; Увещание к монахам, там же (приписано прп. Нилу Синайскому).

l Еп.Л а в с а и к, П а л л а д и й Е л е о н о п о л ь с к и й, пер. с греч., СПб., 18733; ПБЭ, т.5, с.168-70; С о к р а т С х о л а с т и к, Церк. история, пер. с греч., СПб., 1850; Т р о и ц к и й И.И., Обозрение источников начальной истории егип. монашества, Серг. Пос., 1906; ODCC, р.484-85.

Евагрий Понтийский

Евагрий Понтийский был близок Василию и много общался с каппадокийцами. Григорий Назианзин в Царьграде рукоположил его в диаконы, но новопосвященный вскоре оставил общественную деятельность и стал монахом. Некоторое время он жил в Иерусалиме в обители, основанной Руфином и Меланией на Елеонской горе, а остаток жизни провел в Египте, вначале в Нитрии, потом в Келлии в Нитрийской пустыне при Макарии Египетском. «Святоотеческие изречения» (1.4–5) называют его любимым учеником Макария Египетского.

Василий был превосходным организатором, Евагрий же преуспел в богословии, изложив монашеские идеалы в последовательной и убедительной манере. Его взгляды разделял и Дидим Слепец, который жил неподалеку от Александрии и писал работы в духе оригенизма. На Втором Цареградском соборе в 553 г. все трое (Евагрий, Дидим и Ориген) были преданы проклятию, а трактаты Евагрия - уничтожили. Однако к тому времени их уже успели перевести на латинский и сирийский языки, а некоторые сохранились и на греческом под разнообразными псевдонимами. В духе отцов–пустынников Евагрий написал «Антирретик», где разбираются восемь лукавых мыслей, или демонов, одолевающих монахов: обжорство, похоть, сребролюбие, печаль, гнев, небрежность, тщеславие, высокомерие. В каждом случае предлагаются места из Библии, чтобы отражать бесовские атаки, ибо Иисус, будучи искушаем, отвечал диаволу словами из Писания.

Благодаря Иоанну Кассиану, другу и почитателю Евагрия, его идеи распространились на Западе, на их основе Григорий Великий разработал учение о семи грехах, ставшее традиционным. О демонах Евагрий пишет еще в работе «Практик», где описывает тот же этап духовного пути. Однако он предлагает больше, чем библейские цитаты и наставления в нравственности, и отсюда начинаются все неприятности.

Реальное послушание (греч. praktike) он считал лишь началом к полному порабощению страстей души, которое называет стоическим термином «бесстрастие» (греч. apatheia) . Человек обретает любовь к миру при осознании его истинной природы. Теперь становится возможной истинная молитва, «непрерывное общение духа с Богом», как Евагрий называет это в самой распространенной из своих книг «О молитве».

Отсюда открывается путь в «Субботу Царства небесного» и начинается вторая ступень вознесения духа, когда он всецело отдается любви и постижению мира (греч. theoria) . Далее лежит познание Бога (греч. theologia) , недоступное творению, но желанное для мыслящего существа (греч. gnostikos) . Подобно Оригену, Евагрий считал дух человека вечным, отступившим от Бога и готовящимся к возвращению в свое изначальное святое состояние, когда человек всецело посвятит себя созерцанию Бога, Который есть чистый Дух.

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Монашество? отнюдь не исключительно христианская идея: ее существование можно проследить вплоть до ее библейских корней. В поздний библейский период в Палестине происходил

Из книги Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов автора Кривошеин Василий

II. ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (346–399) Больше значения для нашей темы имеют писания Евагрия Понтийского, первого крупного теоретика и систематика созерцательной жизни и одного из основателей духовного учения Восточной Церкви . Интересно отметить, какое обширное место занимает

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

1. Истоки монашеского мышления: Евагрий и Макарий Роль Евагрия Понтийского († 399 г.) в формировании облика ранней монашеской духовности была осознана историками в начале нынешнего столетия. Подлинный текст его «Гностических глав», содержащий совершенно еретическую

Из книги Луг духовный автора Мосх Иоанн

Глава 195. Евагрий философ, обращенный к вере епископом Синезием Когда будете хоронить меня, вложите вот эту грамоту в мои

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (ок.345–399), греч. подвижник, духовный писатель и экзегет. Род. в провинции Понт (Черноморское побережье М. Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт. *Василию Великому, к–рый поставил его чтецом. Он пользовался также расположением свт.

Из книги У истоков культуры святости автора Сидоров Алексей Иванович

Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. ? ?рех основных помыслах Из бесов, противостоящих [духовному] деланию, первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими,

Из книги Добротолюбие. Том I автора Коринфский Святитель Макарий

Авва Евагрий

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

АВВА ЕВАГРИЙ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ АВВЫ ЕВАГРИЯ.Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4–го века, в городе Иворе близ Понта Евксинскаго. Род, или способности его обратили на него внимание, процветавших в то время, великих

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Евагрий Понтийский (Ю. Н. Аржанов) Евагрий Понтийский занимает центральное положение в истории аскетизма на христианском Востоке. Поскольку на V Вселенском соборе 553 г. он был осужден вместе с Оригеном и Дидимом Слепым, его имя оказалось под запретом, однако его

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

Евагрий Понтийский. Послание к Мелании (пер. Ю. Н. Аржанова) [I] 1. Твоя доброта знает, мой господин, что те, кто находятся вдали друг от друга из?за разделяющего их большого расстояния - что от многих различных причин всегда может произойти, - когда они хотят узнать

Из книги автора

Глава 195. Евагрий философ, обращенный к вере епископом Синезием Когда будете хоронить меня, вложите вот эту грамоту в мои руки!Когда мы были в Александрии, пришел туда из Пентаполя Леонтий, апамейский уроженец, муж христолюбивый и благочестивый. В Кирене он прожил уже