Индульгенцией называется. Значение слова «индульгенция. Современная практика предоставления И

Индульгенция. Определение ее следующее - это полное или частичное освобождение от наказания за совершенные грехи, которое дает церковь верующему. самое отпущение греха) давалось обычно во время исповеди. Почему нужно было вводить такое сложное понятие? Придет верующий к

священнику. Покается. Священник назначит ему наказание. Верующий выполнит. И будут ему прощены все прегрешения. Так было в обычных условиях. Но все чаще стали возникать такие ситуации, когда еженедельное посещение Храма становилось невозможным. Например, повсеместно находились верующие, желающие предпринять паломничество к Святым местам. Что делать в этом случае? Не покаяться - немыслимо. Но в паломничестве нет ничего не угодного Богу.

Было придумано понятие «индульгенция»

Это своеобразное отпущение грехов наперед. То есть человек, заплатив определенную сумму, передавал церкви свою обязанность искупать грехи. За него это делали уже священники и монахи, выполняя его «наказание». При этом верующий освобождался от обязательного посещения Церкви, так как возможности такой он в путешествии не имел. Вроде все совершенно логично. Человек заплатил за то, чтобы его духовные обязательства выполняли церковные

служащие, в то время как он сам будет занят другими богоугодными делами.

Значение слова индульгенция

Латинское indulgentia переводится как «милость» или «прощение». Эта привилегия не даровалась просто так. Для того чтобы получить свиток (а индульгенция была письменным документом), нужно было иметь достаточно серьезные основания. Если на начальных этапах с причинами, по которым верующий просил «милость» очень серьезно разбирались (к таковым относились: паломничество, участие в крестовых походах и некоторые иные), то со временем индульгенцию стало возможным получить любому желающему за мзду. Деньги жертвовались на нужды церкви. Таким образом, со временем стало возможным несколько перефразировать понятие: индульгенция - это получение искупления еще не совершенного греха за денежное вознаграждение. Но этот смысл понятие обрело не сразу.

Расцвет индульгенции

С момента введения понятия фактически его использовали очень редко, считая, что покаяние должно все же совершаться лично. Допускать перекладывание этого ответственного поступка на чужие плечи Церковь не хотела. Только в очень редких случаях человеку могла быть выдана индульгенция.

Это считалось своеобразным доказательством несовершенства человека. Он слаб и грешен. Нечастыми случаями использования индульгенции Церковь только подчеркивала этот факт. А вот во времена все резко изменилось. Множество воинов Церкви отправлялись в дальние страны с богоугодной миссией. Мало того, что они лишались возможности выполнять покаяние, так еще и грехов за время похода у них скапливалось бесчисленное множество. Таким образом, каждый, кто отправлялся в поход во имя Христа, получал от Церкви отпущение всех грехов, которые он совершит во время странствия.

Расширение понятия

В средние века «покаяние» уже выдается не только путешественникам. Так как в широком смысле «индульгенция» - это «милость», то ее начинают использовать в менее принципиальных случаях. Так появляется возможность «купить» себе право употреблять яйца в пост. Особую «милость» получали Со временем само понятие индульгенции сильно изменилось. Оно воспринималось не как покаяние, а как разрешение Церкви на совершение любого греха. Стали считать, что документ освобождает не только от искупления, но и от самого неугодного Богу деяния. Такая позиция вызывала большую критику со стороны просвященных умов.

Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Напишите отзыв о статье "Индульгенция"

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. ., Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» ISBN 978-5-89572-040-0
  4. . Катехизис Католической церкви . Проверено 6 июля 2016.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)
  7. Δοσίθεος Νοταράς, , Βουκουρέστι 1715, σελ. 884.
  8. Καρμίρης Ιωάννης, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Β΄, Graz-Austria, 1968, σελ. 867-868. (Кармирис, Иоанисс, Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, t. 2, Graz-Austria, 1968, 867-868.)
  9. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
  10. Алексей Лебедев. .
  11. «Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом» Сергей Говорун

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • о. Г. Церох , А. Горелов. , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год.
  • М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0
  • // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

Отрывок, характеризующий Индульгенция

– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (латинский indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга, наказания, налоговая льгота), в католической церкви начиная с 11 века освобождение от епитимии, а также от налагаемого Богом в чистилище временного наказания за грехи; грамота, содержащая такое освобождение (латинский littera indulgentialis).

Никейский собор (325) разрешил епископам при искреннем раскаянии грешника сокращать длительные сроки покаяния, предусмотренные практикой ранней Церкви. Институт индульгенции формировался на основе практики отпущения грехов (absolutio), допускавшей в католической церкви в раннем Средневековье возможность замены одной епитимии другой (commutatio), а также её смягчения при определённых условиях (redemptio); эта практика нашла отражение в исповедных книгах (poenitentiale). Термин «indulgentia» применительно к практике отпущения грехов прослеживается с 11 века, на ранних этапах он фигурирует одновременно с «рах», «remissio», «donatio», «condonatio». На Клермонском соборе (1095) папа Римский Урбан II (1088-99) издал индульгенцию для крестоносцев «с отпущением всех грехов» (pro omni poenitentia); эта практика позднее вошла в традицию. Ранние епископские индульгенции из Южной Франции и Северной Испании (начало 12 века) содержали отпущение грехов 20-дневного или 40-дневного периода, впоследствии этот срок увеличился до нескольких лет. Распространённым поводом для издания индульгенции были церковные празднества, связанные с культом святых. Епископы и кардиналы широко предоставляли храмам и монастырям право на продажу индульгенции по церковным праздникам для сбора средств на церковное строительство, помощь бедным, содержание храма и клира, госпиталей. Теоретическое обоснование индульгенции базировалось на разработанной теологами 13 века (Фомой Аквинским, Бонавентурои) теории «сокровищницы Церкви» (thesaurus ecclesiae) - находящегося в распоряжении Церкви неиссякаемого «запаса» благодати, накопленного страданиями Христа и подвигами святых и мучеников во имя веры, от которого Церковь могла по своему усмотрению черпать благодать для верующих. Хранителями «сокровищницы Церкви» признавались апостол Пётр и его наместник на земле - папа Римский. Учение о «сокровищнице Церкви» было официально утверждено папой Климентом VI (1342-52) буллой «Unigenitus Dei Filius» (1343). Согласно церковному учению, в таинстве покаяния совершалось очищение грешника от вины за грех, снималось вечное наказание за смертный грех, но налагалось временное наказание, которое грешник должен был понести в земной жизни или в чистилище и которое можно было снять посредством индульгенции, заменявшей личные покаянные труды заслугами Христа и святых из «сокровищницы Церкви». Индульгенция давалась в чрезвычайных обстоятельствах, при наличии разрешения от духовника и признаков раскаяния, при внесении достаточной суммы пожертвований (для бедных в некоторых случаях бесплатно). Было выработано учение о папской полной индульгенции (indulgentia plenaria; например, в отношении инквизиторов, крестоносцев, паломников в Святую землю и др.). В 1300 году папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303) провозгласил полную индульгенцию для всех римских паломников по случаю юбилейного года (смотри «Annus sanctus»), папа Климент VI повторил её в 1350 году. В 14 веке практика индульгенции была распространена в отношении душ умерших, находящихся в чистилище [официально закреплена в 1476 буллой «Salvator noster» папы Римского Сикста IV (1471-84)]. В этом случае Церковь действовала не в силу своей юрисдикции, но посредством молитвы, прося Бога сократить срок пребывания души умершего в чистилище (per modum suffragii - «посредством ходатайства» - ектений). Тогда же, в связи с распространением эпидемии чумы, возникла практика индульгенции с отпущением грехов на смертном одре.

Продажа индульгенции была возложена на особых проповедников-квестуариев. IV Латеранский собор (1215) регламентировал их деятельность и ограничил права епископов на выдачу индульгенции: сроком на один год в честь храмового праздника или на 40 дней по другим поводам. Многочисленные злоупотребления, связанные с индульгенцией, вызывали критику в самой Церкви и в обществе (Вальтер фон дер Фогельвейде, Данте), подрывали положение Церкви и папства, стали одним из основных объектов критики в эпоху Реформации. Индульгенции стали восприниматься, как продаваемое за деньги разрешение совершить грех, прощение будущих грехов, прощение грехов умерших, находящихся в чистилище. Папа Климент V (1305-14) запретил выдачу индульгенции с формулой освобождения «от вины и от наказания» (а culpa et а poena). Констанцский собор провозгласил недействительными все индульгенции с этой формулой (1418). Тем не менее, в конце 15 - начале 16 веков в Западной Европе торговля индульгенциями принимала всё большие масштабы. Критика связанных с этим злоупотреблений сыграла важную роль в подготовке Реформации, началом которой считается обнародование М. Лютером 95 тезисов против индульгенции (1517). Необходимость более строгой регламентации раздачи индульгенции ощущалась и внутри католической церкви. В 1567 году папа Пий V (1566-72) отменил все индульгенции, выданные без соблюдения соответствующих требований за деньги или пожертвования. Тридентский собор осудил злоупотребления, связанные с выдачей индульгенции, возложил борьбу с ними на местные церковные власти и папу Римского (1563), способствовал созданию Конгрегации индульгенций (окончательно оформилась в 1669, реорганизована в 1710), регламентировавшей их выдачу и боровшейся со злоупотреблениями. В 1904 папа Пий Х (1903-14) объединил Конгрегацию индульгенций с Конгрегацией обрядов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) представлена подробная классификация индульгенции в соответствии со способом, местом, временем выдачи, адресатами и т. д. Наиболее значительным является различие, установленное между полной и частичной индульгенцией. Полная индульгенция полностью освобождает от земного наказания за грех и не требует дальнейшего искупления в чистилище. Частичная индульгенция, выдаваемая на определённое количество дней или лет в соответствии с покаянной практикой ранней Церкви, снимает лишь часть наказания в чистилище. Право выдавать полную индульгенцию закреплено исключительно за папой Римским. Частичную индульгенцию выдают высшие церковные иерархи, начиная с епископов. Клирики, священники, генеральные викарии, аббаты, генералы религиозных орденов могут выдавать индульгенцию только по специальному разрешению понтификов. Обязательными условиями получения индульгенции являются раскаяние и отпущение грехов; для полной индульгенции необходимы также исповедь, причастие, совершение добрых дел (молитва, милостыня, посещение храма и т.д.). В современном церковном праве индульгенции регламентируются канонами 992-997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апостольскими постановлениями. Папа Павел VI (1963-78) апостольской конституцией «Indulgentiarum doctrina» (1967) упразднил различия индульгенции, кроме полной и частичной, ужесточил условия получения полной индульгенции, сформулировал современное толкование учения о «сокровищнице Церкви». Апостольская пенитенциария постановлением «Enchiridion indulgentiarum» («Руководство по индульгенциям», 1968) регламентировала условия получения индульгенции. В честь юбилейного года условия получения полной индульгенции обычно смягчаются; постановление Апостольской пенитенциарии «Il dono della indulgenza» («Дар индульгенции», 2000) регламентировало широкую раздачу индульгенции в связи с празднованием 2000-летия христианства.

Лит.: Paulus N. Geschichte des Ablaßes im Mittelalter. Darmstadt, 2000. Bd 1-2; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под редакцией А. Я. Гуревича. М., 2003; Церох Г., Горелов А. Индульгенция // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2 (библ.); Нödl L. Ablaß // Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg u.а., 2006. Bd 1.

Полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования . Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых . Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями (которые использовались как средство личного обогащения духовенства ) и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
  • Отсутствие привязанности к какому-либо греху.

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел », дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. Индульгенция , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - Т. XXII. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0 .
  4. Индульгенции. – 1471 – (неопр.) . Катехизис Католической церкви . Дата обращения 6 июля 2016.
  5. Индульгенция // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2 .
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. "отпущение грехов") - главный документ дореформационной католической практики прощения грехов за плату, подготовленной учением Церкви раннего Средневековья о покаянии.

Согласно анализу Л. П. Карсавина, в каролингскую эпоху покаяние рассматривалось как наказание грешником самого себя, как суд его над самим собою и раскаяние. Последнее должно было сопровождаться смирением, доверием к благости Божьей и приводить к акту исповеди и добрым делам, вместе с ними составляя удовлетворение Бога и даруя примирение с Ним или прощение, отпущение грехов. Таким образом, для исцеления человека от греха считалось необходимым не только внутреннее раскаяние, но и выражение его в удовлетворяющих справедливого Бога делах, или "плодах покаяния". Постепенно становится все более обычным, а потом необходимым акт исповеди священнику; "дела же покаяния" с давних времен налагаются Церковью и определяются ею в соответствии с величиной и характером греха. Взгляд на покаяние как на удовлетворение Бога переносит центр тяжести на дела, рассматриваемые как своего рода эквивалент греха; такое понимание их создает возможность замены одной из их категорий (молитвы, аскетические упражнения, паломничества, милостыни) другою. Такие "замены", или "выкупы", - явление, вполне аналогичное И., столь же естественно вырастающее из учения об исповеди и столь же необходимое ввиду тяжести и длительности считаемых десятками лет епитимий (благих деяний-эквивалентов греха). Уже до 11 в. появляются И. как (первоначально частичные) сокращения наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия кающегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких "сокращений покаяния" милостыни или паломничества являлись в данном случае не заменой или выкупом части покаяния, а внешним показателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим дать ему льготу. Собственно И. появляются лишь с 11 в., когда Церковь начинает иметь дело не с индивидуальной, а с общей, распространяющейся на всех удовлетворивших требуемым условиям, мерою, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально освобождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимию во имя Бога, считает себя вправе и освободить от нее. И. даются за участие (личное либо денежное) в крестовом походе, за помощь при построении храма, за паломничество в Рим и т. п. Ранее всего они встречаются на юге Франции; с конца 11 в. их раздают и Папы, сначала только в виде частичного отпущения, потом и полного. Появление И. как следствия, выводимого из учения о покаянии, было вызвано религиозными потребностями, особенно - непомерным ростом епитимий; но сразу же обнаружилось их экономическое значение для Церкви, что, в свою очередь, способствовало их дальнейшему развитию и злоупотреблению ими. Уже в 12 в. И. вызвали энергичные протесты П. Абеляра, затем Папа Иннокентий III, который и сам, впрочем, был повинен в злоупотреблении ими, стремился урегулировать дарование их. Развитие учения о покаянии, признанном в 12-13 вв. таинством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра, грех-вина отпускается священником в силу раскаяния грешника, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому необходимо выкупить у Бога наказание за грех делами покаяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, И. становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимии (что также имеет некоторое трансцендентное значение как совершаемое во имя Бога), но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком понимании удовлетворения человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основание отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего видимого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божьей, иначе говоря, представить И. как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епитимия. Это основание было найдено в учении о "сокровищнице добрых дел", находящейся в распоряжении Церкви (епископов и главным образом Папы). Дальнейшим шагом в развитии теории И. оказывается сочетание ее с отпущением самого греха. С 14 в. высшим видом И. является И., освобождающая и от вины, и от наказания, - причем, конечно, предполагалась исповедь этих грехов до или после получения И., так что под отпущением греха следовало разуметь отпущение его в случаях, резервированных епископу или Папе, путем ли назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получившим И. С другой стороны, предполагаемое И. расширение прав Церкви и Папы на чистилище привело к тому, что сначала епископы, а с 15 в. и Папы стали даровать И. душам умерших, находящимся в чистилище, т. к. и на них распространялась дарованная Церкви власть отказывать и разрешать. Молитвы и мессы за умерших давно признавались действенными. И. продавались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпускались только несовершенные дела покаяния, т. к. вина находящимся в чистилище была отпущена уже на земле. Доходность И. приводила все к большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Значение И. по случаю крестовых походов пало, но с 14 в. появились И. по поводу юбилейных годов; позднее их стало больше, и они могли приобретаться без посещения Рима. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория И.; откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их. Все это давно уже вызывало протесты и против самих И., и против торговавшей ими Церкви, главным образом Папства. На И. нападали и противники католичества, как еретики 12, 13 и следующих веков, так и богословы, и соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы И. и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием и исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существование "полных И.", другие нападали на И. для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания. Нападки на И. были одним из первых моментов реформационного движения (см. Реформация ).