Главный собор католической церкви. Самые известные католические храмы. Иерархия римско-католической церкви

КАТОЛИЦИЗМ

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

Рыба - символ христианства

Сын богини моря Атаргатис был Ихтус, что в переводе с греческого означает "рыба". Ихтус - это акроним слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель (Iesous Christos Iheon Huios Soter)".


Крест святого Петра - один из символов святого Петра, распятого головой вниз в 64 г. н. э.

Истоки католицизма - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Пётр . Процесс обособления католицизма в христианстве начался ещё в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошёл разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершён, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Мальтийский крест - восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII в. в Палестине). В XIII в. при магистре Раймунде де Пюи орден стал вселенским, как сама церковь, разделённым на восемь (универсальное число направлений пространства) «языков», представляющих главные государства феодальной Европы. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как: и красную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в головах и светильником в ногах. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. В 1807 г. российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признаёт её основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Крест Папы, "Тройной крест"

В католических процессиях используют крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".

В 1540 г. был основан Орден иезуитов. Иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности. Орден был утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. и построен на принципах единоначалия и строгого централизма, железной дисциплины и безусловного повиновения воле старшего.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалась и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения-вера и добрые дела. Церковь, по учению Католицизма (в православии этого нет) обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях-об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в "чистилище".
Догмат о "чистилище" есть только в католическом вероучении. Учение о "чистилище" сложилось ещё в I в. Православная и протестантская церкви учение о "чистилище" отвергают.
В отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашён в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввёл догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и православное, признаёт семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает ещё одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь чёрное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм . Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви.


Готический собор - образ мира

Средневековые строители решили сложнейшую для их времени задачу. Благодаря изобретённой ими стрельчатой, заострённой форме арок они сумели возвести здание огромной высоты. Стрельчатая арка уменьшает давление сводов на стены, а выстроенные снаружи мощные опоры – контрфорсы – ещё и облегчают это давление. Тяжёлая, заострённая кверху дверь ведёт внутрь собора.
Там, высоко над головой, перекинуты ряды стрельчатых арок. Ввысь уносятся пучки длинных, тонких колонн. Всё здание точно тянется к небу. Сквозь витражи льётся причудливый свет. Золотистые, алые, ярко-синие пятна окрашивают массивные каменные плиты пола. Разноцветные отблески играют на тонких, хрупких фигурах святых. Их контуры повторяют устремлённые ввысь линии колонн и арок.
Три искусства сочетаются здесь, но иначе, чем в египетском или греческом храме. Здесь господствует христианская религия. Подчиняя себе искусство, она стремится увести сознание человека в потусторонний, неземной мир. И хотя здание построено человеком, всё же оно было создано для служения невидимому Богу.
Вся конструкция готического храма, устремлённая вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к небу, к Богу. Но готический храм являлся также своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть противодействие сил и конечный результат их борьбы – Вознесение.
Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, который весь пронизан ощущением радости, весь открыт человеку, готический собор строится на контрастах. Это, прежде, всего контраст между интерьером храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящее на мысли о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полёт ввысь, к небу, всех шпилей и сводов собора.
Но стремление к Богу не трогает нас так, как средневекового человека, и тем не менее строгое благородство устремлённых ввысь линий тревожит и возвышает душу.
В готической архитектуре «всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет,– весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека.» (Гоголь).
Что произошло в историческом развитии западноевропейских народов того времени, когда их искусство постепенно перешло в новое качество? Возросло могущество крупных монархий с уменьшением количества и влияния крупных феодалов. Монастыри также теряли былое могущество. Города богатели, создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением. Буржуазия крепла и завоёвывала новые права.
Церковное строительство, которым прежде ведали монастыри, переходило к горожанам. Это имело очень большое значение. Если монастырский храм романской эпохи уже обладал притягательной силой, собиравшей под его своды население округи, то готический храм обладал ею в ещё большей степени, ведь он воздвигался по заказу и на средства городской общины. Постройка и украшение храма, на которые часто уходили десятилетия, являлись уже действительно всенародным делом. Причём назначение храма не ограничивалось всеобщим общением в молитве,– он служил и средоточием общественной жизни. В городском соборе совершались не только богослужения, в нём читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и подчас даже заседал парламент. Культовый храм оказывался в центре городской жизни. С эпохи Возрождения и интересом к античности каменные кружева средневековых соборов и вытянутые фигуры святых в разноцветном полумраке витражей стали казаться дикостью, порождением варварского, готского искусства. Так родились названия «готика», «готическая архитектура».

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Официальная резиденция пап - это Ватикан.
ВАТИКАН – государство - город, международный центр католицизма и постоянная (с кон. XIV в.) - резиденция главы католической церкви - папы. Ватикан расположен в западной части Рима на холме Мон-те-Ватикано, отсюда и название государства. Занимает площадь 44 гектара, население - одна тысяча человек. В состав Ватикана входят собор Святого Петра, дворцовый ансамбль, там апартаменты папы, кардиналов, центральные церковные учреждения, библиотека, архив, служебные помещения, музеи... Огромная, овальная, обрамлённая колоннами площадь святого Петра служит торжественным входом в Ватикан и ведёт к крупнейшему католическому храму - собору святого Петра (XVI в.).


Собор Святого Петра

Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс голос при тайном голосовании. Выборы проходят во дворце, в Сикстинской капелле. Избирается папа пожизненно. При папе есть тайный совет - священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме и возглавляет папские учреждения, другие - руководят местными католическими церквами в других странах.
Каждодневная одежда католического священника - это длинная чёрная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митру-позолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает её крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях: при коронации, во время больших церковных праздников. Отличительная деталь папского одеяния - паллий. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на неё крестами из чёрного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.
Важный элемент культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент . Он начинается в первое воскресенье после дня - 30 ноября.
- наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в х рамах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещён с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трёх царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трёх царей.
В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло.
У католиков есть ряд специфических праздников: праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение, праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря).
Один из главных богородничных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных-Успение Пресвятой Богородицы).
Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в "чистилище".
Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня . Отмечают его в первый четверг после Троицы.
Особую роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.
За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам. Большую роль в миссионерской деятельности сыграли монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, августинцев, иезуитов. Католические миссии находятся практически на всех континентах и в Океании.

Из всех существовавших до сих пор и вполне определивших себя культур человечества только две оказались способными выйти из локальных пределов и распространить свои начала на весь почти земной шар: культура Романо-католическая и культура Северо-западная. Сколько причин этого влияния ни обнаруживали бы историки – социально-экономических, географических, общекультурных – и сколько ни пытались бы замалчивать неудовлетворительность своих объяснений – для метаисторика, нисколько не отвергающего относительного значения и механизма этих причин, первичным, конечно, останется иное. Эту прапричину он будет искать в том факте, что христианский миф, исконно связанный не только с Эдемом и Монсальватом, но с реальностью Небесного Иерусалима и самой Мировой Сальватэрры, сообщил европейскому духу его истинные масштабы и сделал его способным к действительно всемирной миссии.
Две другие христианские метакультуры, Византийская и Абиссинская, были так стиснуты, так сжаты демоническими силами, что существование одной из них в Энрофе прекратилось совсем, а другая в своём пути была безнадежно задержана.
Пятой метакультурой, проникнутой лучами христианского Трансмифа, была метакультура Российская.

Эдем – условное наименование затомиса Романо-католической метакультуры, одна из лестниц, ведущих к Небесному Иерусалиму. К этой метакультуре принадлежит и несколько народов другого этнического корня: поляки, венгры, чехи, ирландцы, хорваты.
Основатель Эдема – великий человекодух, бывший в Энрофе апостолом Петром.
Эмблематический образ – тот же, что у Рая, но преобладающий цвет – голубой. Голубой цвет означает большую пронизанность католичества началом Мировой Женственности.

Даниил Андреев.

Приход Пресвятой Девы Марии Священного Розария Римско-Католической церкви в городе Владимир

Административно относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
Католический приход города Владимира был основан в 1891 г. Тогда же было получено разрешение городских властей на строительство храма в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя).


Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О.Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.

Вид с северо-востока. Кирпичное здание костела Розария Божией Матери в форме базилики псевдоготического стиля (1892, архит. И.О. Карабутов). Основной объем одноэтажный, с двускатной кровлей, окнами, миниатюрной башенкой с запада и печной трубой. Над входом, со стороны Куткина переулка, высокая ярусная башня. Фасад башни в нижнем объеме разделен лопатками как бы на три прясла; в среднем розетка, над ней аркатурно-колончатый пояс. Верхний объем в одно прясло, с большими окнами, увенчан невысоким шатром с поясом треугольных фронтонов в основании. Все окна арочные, стрельчатой формы. Здание очень импозантное и нарядное. Перед ним забор: каменные столбы со стрельчатым верхом и дощатые прясла, деревянные ворота, электрический столб. Справа крона дерева.
Надписи. На лицевой стороне: “г. Владимир. Польский костел”. На оборотной стороне: “Издание М.В. Петрова в Владимире. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва. Почтовая карточка (то же по-французски)”.


Католический костел. Открытка. 1909-1917 гг.

Строительство было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. В том же году храм был освящён в честь Святого Розария. В 1904 г. был учреждён автономный владимирский приход, его численность в нач. XX в. превышала 1000 человек.
После революции 1917 г. храм некоторое время функционировал, однако в 1930 г. был закрыт. Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. В кон. 70-х гг. в храме разместился выставочный зал.
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в нач. 90-х гг. XX в.
В 1992 г. зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви.



Католическая церковь во имя Пресвятой Девы Марии святого Розария во Владимире


«Дом ксендза»/«Дом священника», 1891 г. Архитекторы - Афанасьев А.П. и Карабутов И.А.

В 1996 г. был возвращён и прилегающий к храму «Дом ксендза».

Сайт прихода - http://hram-vladimir.ru/


Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода города Владимира.

«Роза Мистика».


В ысокие окна и живописные витражи, стройные копьевидные башни и остроконечные шпили. В неоготическом стиле, который заимствовал черты западноевропейской средневековой архитектуры, в России на границе XIX–XX веков строили католические храмы. В нашей подборке - история красивых и величественных зданий.

Москва: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1900 году. Фома Богданович-Дворжецкий спроектировал здание в неоготическом стиле - с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи полагают, что московский архитектор мог вдохновляться фасадом Вестминстерского собора и куполом кафедрального собора в Милане. Третий католический храм Москвы строили и украшали 17 лет.

Сегодня собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор в России. Его называют «частичкой Европы» на Малой Грузинской улице. Здесь находится самый большой в стране духовой орган - его подарил кафедральный собор из швейцарского города Базеля. Это первый российский храм, в котором возобновили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Кроме органных выступлений, здесь проходят концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки. Богослужения идут на русском, польском, корейском, вьетнамском, латинском языках; тут служат тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.

Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса

Храм Пресвятого Сердца Иисуса, Самара. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»

В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса , который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году. Его декорировали копьевидными башенками пинаклями - витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.

В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.

Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО . Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма - мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.

Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы. Фотография: syngach / фотобанк «Лори»

Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.

В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе - архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами , витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.

В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган - его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.

Курск: храм Успения Пресвятой Богородицы

Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич . Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.

В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.

Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.

Кельнский собор (Cologne Cathedral)

Этот собор - не только одна из самых известных католических святынь в Германии, но и визитная карточка города на протяжении многих столетий. С 1880 года, когда закончили строить шпили, до 1884 года церковь была самым высоким зданием в мире. Она хоть и уступила звание самого высокого здания монументу Вашингтона, однако до сих пор остается самой высокой церковью, построенной в готическом стиле.

Начали строить святыню на месте бывшего римского храма в 13 веке, а завершили через 600 лет. Собор построен в честь Девы Марии и апостола Петра. Здесь хранится самая большая святыня Западной Европы - саркофаг с мощами волхвов. Перевезли позолоченный саркофаг из Милана.

Аахенский собор (Aachen Cathedral)

Старейший в Северной Европе собор имеет еще название Собора Империи. Его строительство начал в далеком 786 году архитектор по фамилии Шарлеманя (Charlemagne). Когда в 814 году зодчий умер, его останки похоронили на территории собора в собственной часовне. На саркофаг великого архитектора можно посмотреть и сейчас. Кстати, ему принадлежит важнейшая в композиции собора часть - Дворец Шапель (Palace Chapel). Сейчас она кажется крохотной по сравнению с позже достроенными элементами церкви. В целом в архитектуре собора угадывается классический византийский, германо-францисканский стили. В его стенах было короновано 30 императоров Римской империи, а сам собор строили около 600 лет.

Базилика Национального Храма Вознесения Девы Марии (Basilica of the National Shrine of the Assumption of the Virgin Mary)

Святыня, построенная в США сразу после принятия Конституции, в то время была самым величественным храмом во всей Северной Америке. Строил здание Бенжамин Генри Летроуб (Benjamin Henry Latrobe) с 1804 по 1821 год. Этот архитектор известен своей работой над Капитолием.

Базилика Храма Непорочного Зачатия (Basilica of the Shrine of the Immaculate Conception)

Базилика посвящена Святой Деве Марии, покровительнице США; собор является самым большим храмом во всем Западном Гемпшире, поскольку в Соединенных Штатах Америки нет официальной религии, однако базилика стала неофициальным национальным храмом.

Начало строительства церкви пришлось на 1921 год, а открыли базилику в 1959 году. Она построена в романском стиле, здесь много часовен, украшенных мозаикой. Также здесь находится одна из крупнейших мозаик в мире - ее размер 3600 м². Она показывает Христа в образе Панкратора - традиционное изображение для восточнохристианского мира.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке (St. Patrick"s Cathedral, New York)

Собор построен в готическом стиле в самом сердце мегаполиса. Ежегодно его посещает около 3 млн. человек. Церковь щедро украшена прекрасными витражами, которые были созданы во Франции, Англии и США. Настоящей жемчужиной собора является работа Чарльза Коника (Charles Connick) - витраж под названием «Окно из роз». Послушать органную музыку могут одновременно около 2200 человек - на столько рассчитан собор. Кстати, здесь есть целых три ограна.

Вестминстерский Кафедральный Собор (Cathedral Church of Westminster)

Вестминстерский Кафедральный Собор расположен в Лондоне. Посвящен Пресвятой Крови Владыки нашего Иисуса Христа. Собор построен в раннем восточнохристианском византийском стиле архитектором Джоном Франциско Бентли (John Francis Bentley). Первый камень в строительство заложили в 1895 году, а уже через 8 лет церковь открыли.

Собор Божией Матери, Париж (Notre Dame, Paris)

Известный собор начали строить в сердце Парижа в 1163 году, однако завершить его удалось только в 1345 году. Тогда же изменили интерьер, выполненный в готическом стиле.

Собор состоит из нескольких часовен, которые строились в разные годы 12-13 в.в. Именно в Нотр-Дам де Пари правили выдающиеся литургические мессы: месса в честь освобождения Франции (1944), месса в честь Шарля де Голля (1970 год), месса Папы Римского Иоанна Павла II (1980).

Церковь Святого Фрациска Серафима (Saint Francis Seraph Church)

Церковь возведена в честь основоположника ордена францисканцев Франциска Серафима. Расположена в Филадельфии и является главным храмом католической епархии в округе.

Церковь Святого Баво (Saint Bavo Cathedral)

Святой Баво родом из Бельгии. По легенде, он в свое время был герцогом, имел жену и дочь. Однако после смерти жены решил не жениться больше и посвятить себя служению Богу. Ныне церковь, построенная в его честь, является крупнейшим в местности католическим приходом. Помимо богослужений здесь можно послушать органную музыку и попасть на концерты известных музыкантов.

Базилика Святой Девы Марии, Ковингтон, Кентуки (St. Mary"s Basilica, Covington, Kentucky)

А эта Базилика известна крупнейшим в мире витражом - длиной 61 метр и шириной 22 метра. На витраже изображен Вселенский собор 5 ст. в Эфесе, во время которого Деву Марию было провозглашено Матерью Божьей. Место расположения святыни - Ковингтон, США.

Базилика Святого Петра, Ватикан (St. Peter"s Basilica)

Невозможно не вспомнить эту едва ли не самую большую святыню католического мира. Считается, что ее начали строить по приказу императора Константина в 342 году н.э., а в 15 веке было решено внести некоторые изменения в конструкцию и интерьер базилики. Реконструкция началась во времена папы Юлия II в 1504 году, а завершилась при Папе Павле V в 1615 году. Над отделкой работали немало выдающихся мастеров. Вспомним хотя бы своды базилики, разрисованные самим Микеланджело. После его смерти дело завершил ученик мастера Джакомо делла Порта.

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который . В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Отличия католицизма от православия


  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Из книги автора

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли