Монастыри западной европы в средневековье. Монастырь святого галла в швейцарии - утраченное величие и власть. Помещение для разговоров

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Йозеф Антон фон Кох (1768-1839) «Монастырь Сан Франческо ди Чивителла в Сабинских горах». Италия, 1812 г.
Дерево, масло. 34 x 46 см.
Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба. Зал 352.

Звуки времени

Тонкая настройка монашеской жизни была бы невозможна без множества звуковых сигналов — прежде всего звона больших и малых колоколов. Они призывали монахов на службы часов и на мессу, извещали их о том, что пора идти в трапезную, и регламентировали физический труд.

Гильом Дюран, епископ Мендский, в XIII веке различал шесть типов колоколов: squilla в трапезной, cimballum в клуатре, nola в церковных хорах, nolula или duplaв часах, campana — на колокольне, signum — на башне.

Миниатюра из рукописи «Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Германия, около 1425 года. Stadtbibliothek Nürnberg

В зависимости от задач в колокола звонили по-разному. Например, призывая монахов на службу первого часа и на повечерие, ударяли один раз, а на службы третьего, шестого и девятого часов — трижды. Кроме того, в монастырях использовалась деревянная доска (tabula) — например, по ней били, чтобы возвестить братии о том, что один из монахов находится при смерти.

Расписание

В разных аббатствах был свой распорядок дня — в зависимости от дня недели, простых или праздничных дней и т. д. Например, в Клюни в период весеннего равноденствия, ближе к Пасхе, расписание могло выглядеть так (все привязки к астрономическим часам приблизительны):

Около 00:30 Первое пробуждение; монахи собираются на всенощную.
02:30 Братия снова ложится спать.
04:00 Утреня.
04:30 Снова ложатся спать.
05:45-06:00 Вновь встают с рассветом.
06:30 Первый канонический час; после него монахи из церкви идут в зал капитула (чтения из устава или Евангелия; обсуждение административных вопросов; обвинительный капитул: монахи признаются в собственных нарушениях и обвиняют в них других братьев).
07:30 Утренняя месса.
08:15-09:00 Индивидуальные молитвы.
09:00-10:30 Служба третьего часа, за которой следует главная месса.
10:45-11:30 Физический труд.
11:30 Служба шестого часа.
12:00 Трапеза.
12:45-13:45 Полуденный отдых.
14:00-14:30 Служба девятого часа.
14:30-16:15 Работа в саду или в скриптории.
16:30-17:15 Вечерня.
17:30-17:50 Легкий ужин (кроме дней поста).
18:00 Повечерие.
18:45 Братия отходит ко сну.

IV. Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и разные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходимости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский монастырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббатством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди городов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктинские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на горных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Нормандии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря хранящимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу паломников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пилигримы могли получить доступ к желанным святыням и не передавили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гозберта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах пергамена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но идеальный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 подписями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фонтене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырь


1. Церковь
2. Клуатр
3. Умывальник
4. Ризница
5. Библиотека
6. Зал капитула
7. Помещение для разговоров
8. Спальня
9. Теплая комната
10. Трапезная
11. Кухня
12. Трапезная для конверсов
13. Вход в монастырь
14. Больница
15. Другие постройки
16. Большая кладовая
17. Коридор для конверсов
18. Кладбище

1. Церковь


В отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжествовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерцианские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее пространство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A) , где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B) , обычно вели на монастырское кладбище (18) . C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастырскую спальню — дормиторий (8) , а рядом располагалась дверь (D) , через которую монахи входили и выходили в клуатр (2) .

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там монахи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга параллельно стояли два ряда скамей или кресел (англ. stalls, фр. stalles). В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды (вспомним французское слово misericorde — «сострадание», «милосердие» — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев).

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка (англ. rood screen, фр. jubé), на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, который вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегородок было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневековый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и доступно для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство праведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латинского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3) .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Библии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных монстров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих монастырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам (Ин. 13:5-11) — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio. Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собеседования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад принципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали монахам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»).

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, богослужебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело материальное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала небольшую каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов (Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др.), жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов… Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.

В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библиотеки монастыря Сен-Рикье на севере Франции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, приводится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и богослужебных книг, он включал комментарии и богословские сочинения Оригена, Августина Гиппонского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д.

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедиктинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или светскими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на аркадах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

Гране Франсуа-Мариус (1775-1849) «Заседание монастырского капитула». Франция, 1833 г.
Холст, масло. 97 х 134,5 см.
Государственный Эрмитаж.


7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болтунов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполголоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сообщения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или слоги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов богослужения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослужения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизинцами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестикулирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по переходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, расположенного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скандинавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В различных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволялись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.
В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было множество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в субботу вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Великий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включавшее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали порцию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от городов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клюнийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, который следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, недоеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разрешалось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные богослужения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопускание (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстановить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделывали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возводили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) «Швальня в католическом францисканском монастыре». 1865 г.
Холст, масло. 79 х 119см.
Ульяновский областной художественный музей.


Литература:
. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 годов. М., 2002.
. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино в 4 книгах. Изд. подготовил И. В. Дьяконов. М., 2015.
. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). М., 2002.
. Петр Дамиани. Житие св. Ромуальда. Памятники средневековой латинской литературы X-XI веков. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 2011.
. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III — середины XI. СПб., 2001.
. Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
. Монашеский устав Бенедикта. Средневековье в его памятниках. Пер. Н. А. Гейнике, Д. Н. Егорова, В. С. Протопопова и И. И. Шитца. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.
. Cassidy-Welch M. Monastic Spaces and Their Meanings. Thirteenth-Century English Cistercian Monasteries. Turnhout, 2001.
. D’Eberbach C. Le Grand Exorde de Cîteaux. Berlioz J. (éd.). Turnhout, 1998.
. Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe-XIIIe siècles. Paris, 2010.
. Dohrn-van Rossum G. L’histoire de l’heure. L’horlogerie et l’organisation moderne du temps. Paris, 1997.
. Dubois J. Les moines dans la société du Moyen Âge (950-1350). Revue d’histoire de l"Église de France. Vol. 164. 1974.
. Greene P. J. Medieval Monasteries. London; New York, 2005.
. Kinder T. N. Cistercian Europe: Architecture of Contemplation. Cambridge, 2002.
. Miccoli G. Les moines. L’homme médiéval. Le Goff J. (dir.). Paris, 1989.
. Schmitt J.-C. Les rythmes au Moyen Âge. Paris, 2016.
. Vauchez A. La Spiritualité du Moyen Âge occidental, VIIIe-XIIIe siècle. Paris, 1994.
. Cluny. Roux-Périno J. (éd.). Vic-en-Bigorre, 2008.
. Elisabeth of Schönau. The Complete Works. Clark A. L. (ed.). New York, 2000.
. Raoul Glaber: les cinq livres de ses histoires (900-1044). Prou M. (éd.). Paris, 1886.

Кювийе Арман (работал ок. 1846 г.) «Монастырь доминиканцев в Вольтри». Франция, Париж, первая половина XIX в.
Китайская бумага, литография. 30 х 43 см.
Государственный Эрмитаж.

Хэниш Алоиз (род. 1866 г.) «Монастырь Мельк». Австрия, конец XIX - начало ХХ в.
Бумага, литография. 564 х 458 мм (лист)
Государственный Эрмитаж.

Дж. Хау «Процессия монахов». Великобритания, XIX в.
Бумага, гравюра на стали. 25,8 х 16 см.
Государственный Эрмитаж.

Это Луи (1858-1919) «Цветок чертополоха с видом монастыря на заднем плане». Альбом «Золотая книга Лотарингии». Франция, 1893 г. (?)
Бумага, перо тушью, акварель. 37 x 25 см.
Государственный Эрмитаж.

Стефано делла Белла (1610-1664) «Вид монастыря Вилламброза». Листы из сюиты иллюстраций к жизнеописанию Св. Иоанна Гуальберта «Виды монастыря Вилламброзо». Италия, XVII в.
Бумага, офорт. 17,4 х 13,2 см.
Государственный Эрмитаж.

Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902) «Капуцин». 1881 г.
Дерево, масло. 40,5 x 28 см.
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко.

Эдуард фон Грютцнер (1846-1925) «Монах с газетой». Германия, третья четверть XIX в.
Холст, масло. 36 х 27 см.
Государственный Эрмитаж.

Калло Жак (1592-1635) «Погром монастыря». Листы из сюиты «Большие бедствия войны (Les grandes miseres de la guerre)». Франция, XVII в.
Бумага, офорт. 9 х 19,4 см
Государственный Эрмитаж.

Неизвестный фламандский художник, кон. XVII в. «Монахи-отшельники». Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 56 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж.

Великолепной живописи, фрески, записи исторических хроник - все это средневековый монастырь. Те, кто хотят прикоснуться к прошлому и узнать о событиях давно минувших дней, должны начать свой путь именно с изучения поскольку они помнят значительно больше, чем страницы летописей.

Культурно-хозяйственные центры Средневековья

В Темные времена начинают набирать силу монастырские коммуны. Впервые они появляются на территории Прародителем этого движения можно считать Бенедикта Нурсийского. Крупнейший средневековый периода - обитель в Монтекассино. Это мир со своими правилами, в котором каждый член коммуны должен был вкладывать свою лепту в развитие общего дела.

В это время средневековый монастырь представлял собой огромный комплекс построек. В него входили кельи, библиотеки, трапезные, соборы и хозяйственные здания. Последние включали в себя амбары, склады, загоны для животных.

Со временем монастыри превратились в основные центры сосредоточения культуры и хозяйства Средневековья. Здесь вели хронологию событий, проводили диспуты, оценивали достижения науки. Развивались и совершенствовались такие учения, как философия, математика, астрономия, медицина.

Всю физически тяжелую работу предоставляли послушникам, крестьянам и обычным монастырским работникам. Такие поселения имели большое значение в сфере хранения и накопления информации. Библиотеки пополнялись новыми книгами, а старые издания постоянно переписывались. Также монахи сами вели исторические хроники.

История русских православных монастырей

Русские средневековые монастыри появились значительно позже европейских. Изначально монахи-отшельники жили обособленно в безлюдных местах. Но христианство достаточно быстро распространилось в массах, поэтому стационарные церкви стали необходимы. Начиная с 15 века и до правления Петра I наблюдалось повсеместное возведение храмов. Они были практически в каждом селе, а крупные монастыри строили при городах или на святых местах.

Петр I провел ряд церковных реформ, которые продолжили его преемники. Простой народ негативно воспринял новую моду на западную традицию. Поэтому уже при Екатерине II возобновляется строительство православных монастырей.

Большинство этих культовых сооружений не стали местом поломничества для верующих, но некоторые православные храмы известны во всем мире.

Чудеса мироточения

Берега реки Великой и впадающая в нее река Мирожка. Именно здесь много веков назад появился Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Расположение церкви делало ее незащищенной от частых набегов. Все удары она принимала в первую очередь на себя. Постоянные грабежи, пожары преследовали монастырь на протяжении многих веков. И при всем этом вокруг него никогда не выстраивали крепостные стены. Удивительным остается то, что, несмотря на все беды, он сохранил фрески, которые до сих пор восхищают своей красотой.

Много веков Мирожский монастырь хранил в себе бесценную чудотворную икону Божьей Матери. В XVI веке она прославилась чудом мироточения. Позже на нее возлагали чудеса исцеления.

В сборнике, хранившемся в библиотеке монастыря, была найдена запись. Датирована она 1595 годом по современному календарю. В ней содержалась история чудесного Как гласит запись: «Из глаз Пречистой потекли слезы, как струи».

Духовное наследие

Несколько лет назад монастырь Джурджеви Ступови отметил свой день рождения. А родился он ни много ни мало, а восемь веков назад. Эта церковь стала одной из первых православных на черногорской земле.

Монастырь пережил немало трагический дней. За свою многовековую историю он был разрушен пожаром 5 раз. В конце концов монахи оставили это место.

В течение долгого периода средневековый монастырь пребывал в опустошении. И только в конце XIX века начался проект по воссозданию данного исторического объекта. Восстановлены не только архитектурные сооружения, но и монашеская жизнь.

На территории монастыря находится музей. В нем можно увидеть фрагменты уцелевших построек и артефакты. Сейчас монастырь Джурджеви Ступови живет настоящей жизнью. Проводятся постоянные благотворительные акции и сборы для развития этого памятника духовности.

Прошлое в настоящем

Сегодня православные монастыри продолжают свою активную деятельность. Несмотря на то что история некоторых перевалила за тысячу лет, они продолжают жить по старому укладу и не стремятся что-то менять.

Основные занятия - ведение пособного хозяйства и служение Господу. Монахи стараются постигнуть мир в соответствии с Библией и учат этому других. На своем опыте они показывают, что деньги и власть - это проходящее. Даже без них можно жить и быть при этом абсолютно счастливым.

В отличие от церквей, монастыри не имеют прихода, тем не менее люди с охотой посещают монахов. Отказавшись от всего мирского, многие из них получают дар - возможность лечить болезни или помогать словом.

Все мы слышали о монастырях во Франции, Испании, Италии, Греции...а вот про немецкие монастыри почти ничего не известно, а все потому, что из-за Реформации церкви в XVI веке большинство из них было упразднено и не дошло до наших дней. Однако в на юге Германии близ Тюбингена сохранился один очень интересный монастырь.

Бебенхаузен был основан в 1183 году пфальцграфом Тюбингена и туда заселились монахи Ордена цистерцианцев, хотя строили монастырь монахи другого Ордена - премонстранцев, но они почему-то покинули монастырь через пару лет после его постройки. Монастырь был достаточно богатым и владел хорошими наделами, на которых монахи занимались земледелием, включая выращивание виноградников. Самостоятельность монастыря обеспечивала грамота императорна Генриха VI и булла Папы Иннокентия IIII. Кроме того монастырю принадлежал большой участок леса, где можно было охотиться. В 1534 году монастырь упразднили из-за того, что на эти земли пришло протестанство и католические монастыри были тут больше не нужны,но монахи продолжали жить здесь до 1648 года. С тех пор монастырь использовался как протестанская школа, одно время был резиденцией Вюртембергских королей, занимавшихся охотой в том самом лесу, а также использовался как место, где заседал парламент региона. Сейчас это просто музей, но монастырь уникален тем, что он сохранился гораздо лучше других. Архитектура монастыря - это прекрасный образец немецкой готики конца XV века. Первоначальные строения в романском стиле XII-XIII веков просто были перестроены.


План монастыря

От северных окраин Тюбингена здесь не больше километра, поэтому можно обойтись и без машины. Кроме того есть автобусы между и Тюбингеном с остановкой у монастыря - 826 (828) и 754, курсирующего между Зинтерфингеном и Тюбингеном.

Для тех, кто на машине, просто сворачивайте с дороги L1208 и почти сразу увидите бесплатную парковку у самых стен монастыря.


Как раз справа впереди красный автобус идет

Сам монастырь больше напоминает средневековую, укрепленную деревню. Здесь есть мощные стены и башни, но также есть и уютные частные домики, а также огородики. Зайти за стены не представляет труда - это бесплатно. Осмотреть большую часть монастыря можно и так.

Сначала вы поднимаетесь по лестнице и попадаете за первые стены

Затем поднимаемся еще выше


Одна из двух башен укреплений


Плац


Зеленая башня. Очевидно названа так по цвету черепицы


Между стенами


Деревня за стенами

Это бывший Дом аббатов, сейчас тут расположена дирекция музея


Дом Аббатов

Это, как я понимаю, и есть замок королей Вюртемберга. Он стоит из нескольких залов и кухни и связан коридором с основным зданием монастыря


Коридор, соединяющий замок и монастырь


Зал под основным зданием замка


За стенами


Основное здание монастыря справа

В глубине двора у задних стен находится монастырская церковь, однако входа в нее тут нет

В этой части монастыря у самых стен расположилось монастырское кладбище

Тут на углу стен находится вторая башня укрепления - Башня записи (Schreibturm). Под ней находится еще один вход в монастырь, очевидно, главный


Дома за стенами монастыря. Тут находится еще одна общественная парковка


Южная стена монастыря


Западная стена монастыря


Башня записи


Дом аббатов


Лекарственный огород

И вот, наконец, обойдя всю территорию монастыря, мы подошли к главному зданию

Здесь можно приобрести билет и осмотреть основное здание монастыря и его церковь. На кассе не забудьте попросить описание монастыря на русском, тут вам дадут пачку файлов, где будет рассказано обо всех помещениях монастыря

Это только с первого взгляда просто сувенирный магазин с кассами, на самом деле тут находилась монастырская кухня, о чем свидетельствует сохранившаяся печь.По монастырскому уставу здесь монахи питались 2 раза в день, а зимой, из-за укороченного светового дня - всего 1 раз. Рацион состоял из 410 грамм хлеба, овощей, фруктов и яиц. Больным братьям разрешалось есть мясо. По праздникам давали белый хлеб, рыбу, вино.

Внутри монастыря нас ждут традиционные галереи вокруг сада.

Первым залом в этой части монастыря станет трапезная, она находилась прямо у кухни, но до конца XV века тут питались миряне, а не монахи. В 1513 году на этом месте построили рефекторий - то есть теплое отапливаемое помещение для зимнего времени (помещение отапливали печи, находящиеся в подвальном помещении). А это зал зимней трапезной.


На резных колоннах, поддерживающих потолок, есть много интересных узоров, включая крендель и речных раков


На фреске изображен визит аббата Гумберта фон Сито в 1471 году

Стены и потолки зала украшены гербами основателей монастыря, монахов, аббатов и немецких князей

С 1946 по 1952 года тут заседал местный Ландтаг

Из зимней трапезной мы попадаем в трапезную послушников, которая до 1513 года была кладовой. Это помещение, как и соседнее, было отапливаемым. Роспись на потолке оригинальная и относится к 1530 году. Дверь в правом дальнем углу вела в спальни послушников.

Что касается количества послушников, то есть сведения, что в конце XIII века при монастыре было сразу 130 человек. Питались послушники так же, как и монахи.

Сейчас здесь находится небольшой музей сокровищ монастыря


Обратите внимание на стрелу Святого Себастьяна, такой его пытались убить. Реликвия очень важная, так как Святой Себастьян, как считалось, оберегает от чумы, а из-за нее в монастыре в свое время погибло много народу.

Из части монастыря, предназначенной для послушников, мы попадаем в северное крыло галереи. Здесь монахи читали, а также тут проходили некоторые обряды, например, омовение ног. Кроме того в этом крыле часто хоронили погибших братьев. На другой стороне галереи находится вход в монастырскую церковь, там же на стене высечены отметки о размерах захоронений Иисуса Христа и Девы Марии, которые привез со святой земли граф Эберхард в 1492 году


Западная галерея, крыло послушников

Тут на стенах после Реформации многие оставляли информацию о себе


Из северного крыла галереи мы попадаем в монастырскую церковь в честь Девы Марии. Он был построен в 1228 году. Это трехнефная базилика в романском стиле, весьма строгая, как и положено архитектуре цистерцианцев. Правда, до Реформации
церковь была украшена гораздо богаче, в частности в ней находилось, аж, 20 алтарей.

Согласно монастырскому распорядку дня богослужения тут проходили 7 раз днем и 1 раз ночью


Наиболее заслуживающая внимание деталь здесь канцель (кафедра) 1565 года, украшенная лепниной

Сразу у входа в церковь находится лестница, которая ведет в келии монахов - дормиториум. Это единственное место в монастыре, где для посетителей доступен второй этаж. До 1516 года здесь была общая спальня, затем появились отдельные комнаты (кельи). Стены и потолок украшены растительными мотивами. Кроме того при входе сохранились надписи из монастырского устава. Плитка здесь также старинная, начиная с XIII века. В середине XX века, когда в здании монастыря находился Ландтаг, здесь спали парламентарии

Для осмотра доступна одна из комнат


Умывальники

У лестницы на этаж расположены ряд помещений, например, тут находилась библиотека и архив монастыря.

Первое помещение на первом этаже этой части здания - капитул - место, где собирались монахи. Ежедневно это происходило в 6 утра. Вдоль стен стояли лавки, напротив входа сидел аббат. Также здесь хоронили наиболее достойных, о чем свидетельствует большое количество могильных плит. Это самая старая часть монастыря, она датируется 1220 годом. Роспись сводов произведена в 1528 году.

Слева в дальнем конце капитула находится небольшая комнатка, здесь в 1526 году жил эрцгерцог Фердинанд Австрийский, готовясь к исповеди

Следующее помещение в восточном крыле - парлаториум. Дело в том, что монахам-цистерцианцам по уставу запрещено было говорить, единственное помещение, где это можно было делать - парлаториум. Причем заходить сюда можно было только для короткого разговора по делу. Изначально наверх в спальни вела лестница, но в XIX веке ее разрушили.

Под полом зала находилась отопительная установка, которая была старше, чем сам монастырь

Сейчас здесь выставлены некоторые экспонаты

На цветной схеме монастыря видно к каким эпохам относятся те или иные части здания

В южном крыле здания находится одно из самых больших и красивых помещений монастыря - Летняя трапезная. Она была построена в 1335 году в готическом стиле взамен аналогичного романского помещения

Стены тут украшают гербы

А оригинальная потолочная роспись рассказывает о растительном мире и изображает фантастических животных

И только тут, в южном крыле галерей я обнаружил, что их своды украшены не менее изысканно. Каждое пересечение венчает 130 рельефных украшений и ни одно не повторяется. Изначально в этой части располагался калофакторий (отапливаемое помещение), но после того, как его построили западнее, расположенное здесь было разрушено.

И последнее помещение монастыря, доступное посетителям - источник, своего рода беседка, располагавшаяся напротив входа в трапезную. В центре этого помещения был фонтан с питьевой водой, кроме того братья мыли здесь руки перед едой. К сожалению, сама комната и фонтан были разрушены и были ваосстановлены только в 1879 году.

Над входом в комнату с источником сохранились два интересных изображения


Человек в меховой шапке, похоже, сам строитель


А это легендарный шут и балагур, герой сказок - Тиль Уленшпигель

И после изучения всех залов монастыря мы, наконец, выходим в сад с фонтаном



Сам фонтан XIX века

Как видно, у всех галерей был второй этаж, к сожалению, из всего туристам доступен только дормиториум в восточном крыле

В теплое время года монастырь открыт каждый с 9 до 18.00, и только по понедельникам здесь есть обед с 12 до 13 часов. В зимнее время монастырь не работает по понедельникам, а в остальные дни работает с 10 до 12 и с 13 до 17. Билет стоит 5 евро. Правда, съемка на территории платная. Кроме этого отдельно, но только вместе с гидом, на территории монастыря можно осмотреть дворец вюртембергских королей XIX века, а также замковую кухню.

Если будете в этих краях, то не забудьте посмотреть сам Тюбинген - очень интересный город. Там же можно и остновиться на ночлег, рекомендую для этого отель

  1. Введение
  2. Жители монастыря
  3. Время и дисциплина
  4. Архитектура

Христианское монашество возникло в египетской и сирийской пустынях. В III веке некоторые верующие, чтобы укрыться от мира с его искушениями и полностью посвятить себя молитве, стали уходить из языческих городов в безлюдные места. Первые монахи, практиковав-шие крайнюю аскезу, жили либо в одиночестве, либо с несколькими учениками. В IV веке один из них, Пахомий из египетского города Фивы, основал первый общежительный (киновийный) монастырь и написал устав, который описывал, как монахам следует жить и молиться.

В том же столетии монастыри начали появляться и на западе римского мира — в Галлии и Италии. После 361 года бывший римский солдат Мартин основал под Пуатье общину отшельников, а после 371 года — монастырь Мармутье под Туром. Около 410 года святой Гонорат Арльский создал на одном из ост-ровков в Каннском заливе Леринское аббатство, а святой Иоанн Кассиан около 415 года — монастырь Сен-Вик -тор в Марселе. Позже благодаря усилиям свя-того Патрика и его последователей своя — очень суровая и аскетичная — традиция монашества появилась в Ирландии.

В отличие от отшельников, монахи общежительных монастырей объеди-нялись под властью аббата и жили по уставу, созданному кем-то из отцов. В восточ- но- и западно-христианском мире существовало множество мона-стырских правил Пахомия Великого, Василия Великого, Августина Гиппонского, Колумбана и др. , но самым влиятельным стал устав, составленный около 530 года Бенедиктом Нурсийским для аббатства Монтекассино, которое он основал между Неаполем и Римом.

Страница устава Бенедикта Нурсийского. 1495 год Biblioteca Europea di Informazione e Cultura

Бенедикт не требовал от своих монахов радикального аскетизма и постоянного сражения с собственной плотью, как во многих египетских или ирландских монастырях. Его устав был выдержан в духе умеренности и предназначался скорее для «начинаю-щих». Братья должны были беспрекословно подчиняться настоятелю и не покидать стены монастыря (в отличие от ирландских монахов, которые активно странствовали).

Его устав формулировал идеал монастырской жизни и описывал, как ее орга-низовать. В бенедиктинских монастырях время распределялось между бого-служением, уединенной молитвой, душеспасительным чтением и физическим трудом. Однако в разных аббатствах это делали совершенно по-разному, а прин-ципы, сформулированные в уставе, всегда требовалось уточнять и адап-тировать к местным реалиям — образ жизни монахов на юге Италии и на се-вере Англии не мог не отличаться.


Бенедикт Нурсийский передает свой устав святому Мавру и другим монахам своего ордена. Миниатюра из французского манускрипта. 1129 год Wikimedia Commons

Постепенно из радикального выбора для немногих аскетов, готовых к воздер-жа-нию, бедности и послушанию, монашество превратилось в массовый институт, тесно связанный с миром. Даже умеренный идеал все чаще стал забываться, а нравы — разбалтываться. Поэтому история монашества полна призывов к реформе, которая должна была возвратить монахов к первоначаль-ной строгости. В результате таких реформ в бенедиктинской «семье» возни-кали «подсемьи» — конгрегации монастырей, реформированных из одного центра и часто подчиненных «материнскому» аббатству.

Клюнийцы

Cамой влиятельной из таких «подсемей» стал Клюнийский орден. Аббатство Клюни было основано в 910 году в Бургундии: монахов оттуда приглашали реформировать другие обители, они основывали новые монастыри, и в итоге к XI-XII векам возникла огромная сеть, которая охватывала не только Фран-цию, но и Англию, Испанию, Германию и другие земли. Клюнийцы добились иммунитета от вмешательства в свои дела мирских властей и местных еписко-пов: орден был подотчетен только Риму. Хотя устав святого Бенедикта предпи-сывал братьям трудиться и самим возделывать свои земли, в Клюни этот принцип был позабыт. Благодаря потокам пожертвований (в том числе за то, что клюнийцы неустанно служили заупокойные мессы по своим благодетелям) орден превратился в крупнейшего землевладельца. Монастыри получали подати и продукты от крестьян, возделывавших угодья. Теперь для монахов благородных кровей физический труд считался постыдным и отвлекавшим от главной задачи — богослужения (в обычные дни оно занимало семь часов, а в праздники и того больше).

Цистерцианцы

Обмирщение, восторжествовавшее среди клюнийцев и в других близких по духу монастырях, вновь пробудило мечты о возвра-щении к первоначальной строгости. В 1098 году аббат бургунд-ского монастыря Молем по имени Роберт, отчаявшись привести братьев к строгости, с 20 монахами ушел оттуда и основал аббатство Сито. Оно стало ядром нового, Цистерцианского (от Cistercium — латинского названия Сито) ордена, и вскоре в Европе появились сотни аббатств-«дочерей». Цистерцианцы (в отличие от бене--диктинцев) носили не черные, а белые (из некрашеной шерсти) одея-ния — поэтому их стали называть «белыми монахами». Они тоже следовали уставу святого Бенедикта, но стремились исполнять его буквально, чтобы вер-нуться к первоначальной строгости. Для этого требовалось удалиться в далекие «пустыни», сократить продолжительность богослужений и посвятить больше времени труду.

Отшельники и рыцари-монахи

Помимо «классических» бенедиктинцев, на Западе существовали монашеские общины, жившие по другим уставам или сохраняв-шие устав святого Бенедик-та, но применявшие его принци-пиаль-но иначе — например, отшельники, практиковавшие крайнюю аскезу в небольших общинах, такие как камальдулы (их орден был основан святым Ромуальдом), картезианцы (последователи свя-того Бруно) или гранмонтенсы (ученики святого Стефана из Мюре).

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Источники

  • Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980–1420 годов.

    М., 2002. Prou M. (éd.). Paris, 1886.