Инкерманский свято климентовский монастырь. Свято-Климентовский Инкерманский пещерный монастырь: описание, история, расположение и интересные факты. Святыни и мощи собора

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь не зря называют пещерным, он высечен прямо в отвесной скале, в которой и проживают монахи. Это древнейший храм Симферопольской епархии, ведущий свою историю от I века н.э. Его жизненный путь нельзя назвать легким. Храм был крепостью, убежищем для изгнанников, жильем для отшельников.

Хозяева живописного места менялись, а вместе с ними изменялось вероисповедание. В период Советской власти храм и вовсе закрыли. Большая часть монастыря разрушилась. Но более полувека спустя в обитель вновь вдохнули жизнь. Сейчас в монастыре непрерывно ведутся богослужения, храм активно принимает туристов и паломников, тянущихся сюда из разных стран.

Храм находится на Крымском полуострове, в пригороде Севастополя, г. Инкерман.

Наземная часть примостилась у подножия горы Монастырская, на плато которой распростерлись развалины Каламита, остальные помещения устроены внутри скалы.

Как добраться на машине

Автомобильный маршрут к пещерному монастырю пролегает по Симферопольскому шоссе в направлении Симферополь-Севастополь. Оставив позади г. Инкерман, нужно двигаться вперед. Не доезжая моста через речку Черная, около заправочной станции свернуть налево. С дороги храм не разглядеть, он скрыт железнодорожной насыпью и буйной растительностью.

Единственный ориентир – развалины Каламиты. На территорию обители въезжать запрещено, поэтому возле дороги обустроена бесплатная парковка для машин. Дальше нужно идти пешком до тоннеля, проложенного к монастырю под железнодорожными путями.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом до монастыря можно добраться несколькими способами:

Добраться в Инкерманский пещерный монастырь можно на рейсовом автобусе.

На автобусе На электричке На катере
На междугороднем автобусе «Севастополь-Инкерман» доехать до остановки «Втормет», затем пройти пешком около 500 м. Если попросить водителя, то он остановит непосредственно около монастыря.

Маршрут из района «Северная сторона» пролегает на рейсовом автобусе № 106, отходящем от площади Захарова.

От Севастополя на троллейбусе добраться до остановки «5-й км.», затем пересесть на маршрутку № 103 или № 117, выйдя на остановке «Инкерман», следовать до монастыря пешком.

Автобусная поездка до храма составит 30-45 мин., в зависимости от выбранного маршрута.

На электричке «Севастополь-Симферополь», следующей

с ж/д вокзала с промежутком в 30 мин., доехать до ст. «Инкерман». Поезд доставит до места примерно за 45 мин. Из-за очень близкого расположения храма к путям, из окон электрички обитель, словно на ладони. Создается впечатление, что можно дотронуться до нее руками. Сойдя на станции, перейти через мост и еще немного пройти пешком.

От Графской пристани к монастырю дважды в день ходит катер. Путь на нем займет около 50 мин.

Монастырские купола помогут сориентироваться, они видны издалека. Внутрь храма можно попасть только через тоннель в железнодорожных путях. Если заказать экскурсию в монастырь, то маршрут к нему будет задачей гида, что значительно облегчит проблему.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

Около 2000 ссыльных из Рима и Греции собирались на молитвы в мрачном, вырубленном в скале помещении.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Архитектурный ансамбль монастыря

Инкерманский монастырь сейчас представляет собой комплекс из 3 пещерных и 2 наземных храмов, хозяйственного блока, а также жилого помещения для монастырской братии. Наземные храмы – Церковь Святой Троицы и храм Пантелеймона Целителя – находятся у подножия скалы. От дороги к ним ведет подземный тоннель.

Пройдя небольшой монастырский двор, украшенный на входе куполом, окажешься перед тесной дверью в скале, открывающей лестницу, которая ведет в пещерные храмы.

Например:

  • Святого Климента — освящен в 1852 г., спустя 2 года после его создания;
  • Святого Мартина Исповедника — освящен после небольшой перепланировки в 1867 г.;
  • Андрея Первозванного , освящен в 1900 г., хотя это наиболее древний храм из 3-х, вырубил его сам Климент.

Все они объединены общим коридором. Проведенные исследования скальной местности, выявили следы существования 9 соединенных сложной тоннельной системой, пещерных монастырей и около 30 храмов. Все, кроме 5 действующих, в аварийном состоянии. Они сильно пострадали от произошедшего в 1927 г. землетрясения, некоторые были повреждены во время боевых действий.

В 1932 г. их решили разобрать.

На скальных склонах обнаружено 200 вырубленных в разное время искусственных пещер. Эти пещеры – самая большая составляющая монастырского комплекса. Особый интерес вызывает новый братский корпус, расположенный на земле. На фасаде восстановленного здания сохранили следы пуль, в память о пережитой Крымской войне.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Внутреннее убранство

Изнутри монастырь выглядит так же просто, как и снаружи. Но эта грубость и мрачность пещер нисколько не влияет на преданность Богу. Она лишь показывает мощь истинной веры. Обустройством внутреннего вида монастыря также занимался Д.Н. Струков. Он сам расписал его иконами. Потолок, прямо поверх грубой вырубки, по его решению покрыли серебряной краской, а пол выложили досками.

В переходах между храмами висят иконы, но выглядят они довольно мрачно. Длинный коридор, ведущий к главному храму, имеет несколько вырубленных в камне скамей. В стене храма прорублена ниша для престольного образа, под ним высечена двухступенчатая дугообразная скамья для духовного отца, по центру расположено горнее место.

Фрески до наших дней не сохранились, кроме той, что изображает Спасителя на престоле. Полотняный иконостас было решено перенести из Свято-Климентовской церкви в храм Святого Мартина. А вместо него установили оцинкованный позолоченный иконостас, на каменном престоле.

При реставрации храма Святого Мартина, его первоначальный вид нарушила несколько расширенная абсида, что придало ему некоторую неравномерность. Престол в нем плотно прилегает к стене. В скальной нише, под стеклом, устроена костница с черепами захороненных людей. Надпись на ней – «Мы были такими же, как вы» — заставляет серьезно задуматься о жизни.

Храм Андрея Первозванного расположен в небольшой пещере. Потолок нависает прямо над головой. Внутри всего 2 окна. У правого в камне вырублено сиденье, здесь святой отец исповедует прихожан. У левого окошка находится алтарь, отделенный перегородкой. Под окном устроен жертвенник, через него во время службы подавали вино и хлеб.

По верху высечена небольшая ниша для хранения сосудов. Престол тоже прилегает к стене.

Особенность храма Пантелеймона Целителя заключается в том, что алтарь его вырублен прямо в стене, а иконостас выложен стеклянной мозаикой. Потолок храма украшает большая кованая люстра. Церковь Святой Троицы немного просторнее, но внутреннее убранство также скромно, как и в остальных храмах: каменный престол, алтарь, иконы и мрачные серые стены, испещренные множеством окон.

Святыни и мощи собора

Инкерманский пещерный монастырь своей главной святыней считает частицу от головы Святого Климента. Ковчег с ней хранится в нефе Свято-Климентовского храма. Кроме нее почитаемы мощи Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца.

В костнице храма Святого Мартина находится 12 голов сосланных на Инкерманские каменоломни людей. Монахи молятся здесь и верят, что усопшие не только слышат, но и молятся о живых.

В малом ковчеге заключены мощи Киево-Печерских святых:

  • чудотворца Печерского Агафона;
  • епископа Новгородского Нифонта;
  • равноапостольной Марии Магдалины;
  • Многоболезненного Пимена;
  • Андрея Первозванного;
  • Вифлеемских младенцев.

Наставники

Самым первым настоятелем монастыря стал его создатель – Климент. Данные о наставниках возрожденной обители по большей части не сохранились. Из современного духовенства наиболее известны о.Тихон – добрый, светлый и шутливый, поступивший в монастырь после службы на флоте, и архиепископ Лука, сменивший о. Тихона после его смерти.

Лука, бывший уже в преклонном возрасте, ревностно приступил к наведению порядка, не жалея своих сил, и, не давая никому спуску. Многие считали его высокомерным и амбициозным служителем. Хирург в прошлом, он продолжал врачебную деятельность, принимая дома бесплатно.

В начале 90-х гг. XX века на пост настоятеля возвели архимандрита Августина, в миру — Александр Половецкий. Именно ему монастырь обязан своим возрождением после закрытия при власти Советов. Кроме того, он собственноручно расписал иконостас. В августе 2015 г. на должность назначили архимандрита Каллиника (Чернышева) и он занимает ее до сих пор.

Расписание служб, режим работы монастыря

Инкерманский пещерный монастырь можно посещать ежедневно с 9:00 до 17:00. Богослужения проходят по пятницам, выходным и праздничным дням. Утренняя служба начинается в 7:00, начало вечернего богослужения в 17:00.

Правила посещения храма

Правила посещения обители так же скромны, как и сам монастырь. От прихожан требуют соблюдать тишину и сохранять смиренный вид. Женщина должна заходить в храм в юбке или платье, длина которых не должна быть выше колен. Голову обязательно покрывать шарфом или платком. Мужчинам не рекомендуется посещать святое место в футболке и шортах.

Престольные праздники

Монастырь ежегодно отмечает 6 храмовых праздников:

  • 08 декабря – день памяти Святого Климента.
  • 13 декабря – день памяти Андрея Первозванного.
  • 27 апреля – день памяти Мартина Исповедника.
  • 09 августа – день памяти Пантелеймона Целителя.
  • 19 августа – Преображение Христа.
  • День Святой Троицы.

Праздничное богослужение проводит действующий настоятель – архимандрит Каллиник. Торжества неизменно приобретают широкий размах, поскольку на службу собирается огромное количество паломников и прихожан храма. Часто на них присутствуют туристы.

Инкерманский пещерный монастырь необыкновенно жаловали венценосные особы. Пожертвования их были более чем щедры. Император Александр II, к примеру, даровал обители 1000 руб. на поминовение павших в битве под Севастополем, а также пожертвовал 3 акции, ценность которых составила 375 руб.

Настоящим чудом считается внезапное появление воды в пересохшем Святом Источнике по причине стройки в карьерах. Свежая вода хлынула из скалы, когда в период изнуряющего зноя папа Римский – Климент самоотверженно молился над ним. Люди верят в целительную силу источника и стремятся искупаться в нем.

Церковное имущество, переданное при закрытии монастыря в Симферопольский музей, и ставшее экспонатами его выставок, неожиданно быстро отсырело. После чего все пришлось убрать.

У подножия скалы «Монастырская» погребены иеромонах Агапит и архимандрит Августин, погибшие в 1996 г. в автокатастрофе. Служитель монастыря, прибывший за телами, увидел, как патологоанатом извлек из тела архимандрита пули. Версию о заказном убийстве доказать не удалось, но их могила на церковном кладбище особо почитаема.

Информация для посетителей

Вход в монастырь бесплатный, но можно внести любую сумму пожертвования в кассу, расположенную у ворот. Рекомендуемая сумма – не менее 150 руб. Также на входе, по монастырю можно нанять экскурсовода (из числа духовных лиц монастыря). Экскурсии проводятся ежедневно, группами до 5 чел., с 8.00 до 18.00., длятся они 20-30 мин. Стоимость на всех составит 500 руб.

Прежде, чем взять экскурсию по монастырю необходимо уточнить, не ведется ли в это время служба. Поскольку во время богослужений в храмы заходить нельзя, и они проходят на улице.

Если экскурсия была заказана предварительно по телефону, то заказавшим ее паломникам, предоставляется скидка.

Внутри запрещено вести фото- и видеосъемку. Для людей, одетых несоответствующим образом, предлагаются фартуки (вместо юбки) и платки на голову. На территории расположены церковные лавки, где можно заказать нехитрый обед, купить свечи. В одной из них можно приобрести монастырский травяной чай и религиозную литературу.

Монастырь в качестве пожертвований примет:

  • теплую обувь и одежду для мужчин;
  • цветочные вазы, ковровые дорожки или ковры для благоустройства монастыря;
  • «Кагор»;
  • черный материал для изготовления облачений.

Заключение

Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь – это олицетворение силы духа и крепости веры, прошедшей тяжелые испытания, которые так и не смогли ее сломить. Необычайно красивый и колоритный ландшафт местности – дополнительный повод, чтобы посетить эти места. И в первую очередь, необыкновенный древний храм.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Инкерманском пещерном монастыре

Инкерманский пещерный монастырь — обзор и экскурсия:

Привет всем. Продолжаю разбирать свои фото с Крыма. Перед нами Инкерман. Несмотря на вроде бы и хорошую погоду дул просто немыслимый холодный ветер и в море было находиться попросту нельзя, оно было грязным и неприветливым.
Кстати, знаете почему место называется Инкерман? Не в честь некого еврея или армянина, а в переводе с турецкого означает пещерная крепость.

Перед нами Инкерманский пещерный монастырь. История из педивикии.

Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV-XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.


Фото 2.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.


Фото 3.

Пройдём внутрь


Фото 4.

Вот такая там костница. Маленький кусочек Праги.


Фото 5.

Пещерная церковь св. Климента (бывшая Георгиевская). Вообще, в самом монастыре множество ходов, но к сожалению, они закрыты для посещения.


Фото 6.

Местное старое кладбище.


Фото 7.

Каменная шестерня - жернов от мельницы.


Фото 8.


Фото 9.

Поднимаемся наверх. Перед нами руины крепости Каламита.
В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике - Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырех башен. Вероятно из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.
В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV-ХV веков. В 1427 году мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна защищать порт княжества Авлиту.


Фото 10.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене - по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.
Крепость Каламита и поселение, расположенное под ее стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламита опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли ее в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI - начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня.


Фото 11.


Фото 12.

В ХVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму 1634–1635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящен во имя святого Климента.


Фото 13.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликлийского. Храм был сооружен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился



Фото 14.

К сожалению, как не искал я подземный ход под крепостью - не нашел. Но зато нашел вот такие небольшие пещерки.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.

Старые могильные плиты.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Сверху открывается прекрасный вид на местную промку завода ЖБИ.


Фото 29.


Фото 30.

В результате добычи белого камня образовались вот такие террасы, горы напоминают отдалённо сказочные пирамиды. А над горами летела стая птиц. Жаль у меня не было телевика с собой.


Фото 31.


Фото 32.

Вот такие куски камней. Интересно, что это было? отходы производства от изготовленных здесь блоков или же разрушенное сооружение? В общем, для тех, кто не держал ничего тяжелее компьютерной мышки и стакана кофе - повод пофантазировать как Андрей Скляров.


Фото 33.


Фото 34.

Куски блоков прямо на склоне горы, напоминающей ступени пирамид - зрелище фантастическое.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

А между тем, камень здесь добывается до сих пор.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Внизу расположено вот такое карьерное озеро на месте бывшего карьера. Всё-таки горное дело делает мир прекраснее.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.

К озеру можно спуститься - это просто отличнейшее место отдыха.


Фото 47.

С одной стороны оно напоминает древнеримский или же древнеацтекский бассейн. С террас в некоторых местах можно очень здорово попрыгать в тёплую пресную воду, которая была намного теплее неприветливого в тот день моря. Плюс даже при сильном ветре здесь тепло, поскольку ветер загораживают стены. Плюс здесь мало народу, поскольку все тусят у моря, даже если там грязно и ветрено. Любители рыбной ловли также могут найти здесь неплохое место. Здесь обитает карась и окунь.


Фото 48.

Ну а в следующем посте мы побываем в жутких Инкерманских штольнях по добычи белого камня...


Фото 49.

Оформлено с помощью «

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Советского Союза, а пещерные помещения, вырубленные в Монастырской скале, считаются прибежищем первых христиан в Крыму. На плато сохранились и развалины древней крепости Каламиты.

Пещер в инкерманских скалах огромное количество, они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Путь к монастырю идет по длинному тоннелю, расположенному под железной дорогой, о которой я расскажу чуть позже.

Как гласит легенда, в 98 году сюда был сослан за проповедь христианства императором Траяном Святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. Тут он встретил 2000 христиан, осужденных на горные работы, которым не хватало питьевой воды. Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, - возвеселимся.» После этого взял лопату и открыл источник воды. Многие после этого уверовали в Христа и приняли христианство. За продолжение проповедей в 101 году по приказу Траяна Святой Климент был утоплен, а на месте каменоломен в 8-9 веках был основан монастырь.

Попадаем на территорию монастыря и сразу же видим здание братского корпуса, оно сильно пострадало во время Второй мировой войны.

Недавно его восстановили, но специально остались следы от пуль на фасаде здания.

В 1875 году тут построили железную дорогу, соединившую Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с монастырем. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. В то время поезд тут проходил по согласованному времени, сейчас же, естественно, никто этого не делает.

Здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. настоящее время В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя, братский корпус, хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. Источник, обнаруженный Святым Климентом, был поврежден в советское время при разработке соседнего карьера по добыче известняка. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро, а монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания.



Озеро можно увидеть, если подняться на смотровую площадку, где находятся развалины крепости Каламиты.

Там находился еще один храм, построенный в 1905 году в честь Святого Николая Чудотворца. Здание храма пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано.

Прямо из скалы нависают балкончики колокольни и с прорубленными окошками, благодаря которым в пещерном монастыре светло.



Храм великомученика Пантелеймона Целителя частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает храм, который возвели в 1895 году в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года.

Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны и вот так выглядела его алтарная часть, вырубленная в скале.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик. Один вход через общий коридор ведет сразу к трем пещерным храмам.

При входе находится склеп-костница, где собраны черепа иноков и защитников монастыря. На стекле надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Церковь во имя святого апостола Андрея небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком, и, как считают вырублена самим папой Климентом и больше напоминает пещеру.



Переходы из церкви в церковь мрачны и увешаны иконами.

Главный храм монастыря, освященный во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики.

За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение - комната с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три пещерных храма, которые я описал, действующие. Места тут немного, поэтому богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы.

Это еще одно интересное место, в котором стоит побывать, если будете проезжать Инкерман.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь - уникальная христианская святыня, сохранившая дух времени и передающая таинство служения в пещерных церквях и поныне.

Монастырь спрятан в развалинах средневековой крепости. С первого взгляда христианская святыня поражает величием белоснежных построек на фоне хмурых скал, которые обосновались на берегу речки Черной.

Климент - Папа Римский и раб в каменоломнях

Знаменитый камень Инкермана добывается с начала 1 века н.э, в его каменоломнях возник пещерный мужской монастырь, основателем и покровителем которого является Святой Климент.

Читайте о других православных святых:

В начале новой эры, в 20-30 годах в семье богатого римлянина родился сын Климент. Будучи еще малолетним, мальчик потерял мать и братьев, которые пропали во время путешествия в Афины, а затем исчез и отец, поехавший на поиски жены и детей. Климент возрастал в роскоши, изучал философию, религию, пытаясь найти ответ, куда исчезают людские души после смерти.

В возрасте 24 лет юноша слушал проповеди ученика Иисуса Варнавы, а затем был представлен апостолу Петру, который и крестил Климента.

Дивным образом новообращенный христианин среди учеников и последователей Иисуса Христа встречает мать, потом братьев и отца.

Ставши сподвижником Петра, Климент рукополагается в епископы и назначается Папой Римским во время жесточайших гонений на христиан.

Священномученик Климент, папа Римский

Это время наполнено благодеяниями и чудесами исцелений, дарованных Богом, которые были как бельмо для римского императора Траяна.

По велению гонителя христиан Папе Римскому Клименту был выдвинут ультиматум - либо он поклоняется римским богам, либо становится рабом на каменоломнях Херсонеса. Верный Богу епископ отправляется в изгнание в крымские каменоломни, где силой духа и исповеданием жертвы Христа завоевывает для Господа все больше учеников.

Во время особенного зноя по молитве праведника Климента из скалы потек источник свежей воды. Весть о чуде быстро разнеслась по округе, привлекая паломников, среди которых были и язычники.

Интересно! За время жизни в пещерах вблизи Херсонеса римский епископ крестил более полутысячи язычников , которые впоследствии основали около 75 церквей. При этом христиане разбивали языческих идолов, разрушали капища.

Среди пещер и скал вырос маленький храм, в котором совершались Литургии.

Взбешенный император Траян отправляет к Клименту посланника с новым ультиматумом - отказ от веры или смерть через утопление. Выбравшего второй вариант Климента привязали к якорю корабля и утопили.

Смерть священномученика Климента

По легенде в девятом веке русские святые Кирилл и Мефодий прибыли на берег моря и усердно молились. По молитве святых море отошло почти на 500 м, и в одном из гротов было обнаружено тело Климента. Часть останков была оставлена в пещерном храме, а часть перевезена в Рим.

Высоко оценив подарок, Папа Римский дает разрешение русским святым перевести Библию на русский язык, ибо прежде она переписывалась на греческом, римском и еврейском языках.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем , который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Восстановление в XIX−XX веках

После присоединения Крыма к Российской империи началось восстановление монастыря, но без особых денежных вложений.

В 1852 году была открыта церковь св. Климента, за ней в 1867 - храм св. Мартиниана, которые очень пострадали во время Крымской войны. Как птица феникс возрождался каждый раз Климентовский монастырь, привлекая все больше паломников.

Открываются новые храмы, монастырь посещают великие князья, среди которых был и Алексей Михайлович. В 1910 году мужской монастырь состоял их двух зданий для проживания монахов, в одном из них была обустроена домовая церковь, открыта церковно-приходская школа.

Инкерманский Климентовский монастырь, начало XX века

Гражданская война, революция привели к тому, что в 1929 года монастырь был закрыт, но в пещерах около него остались верные четыре монаха.

В память о битвах вокруг Инкермана во время Великой Отечественной войны свидетельствует памятник воинам 25 Чапаевской дивизии, расположенный в монастырском дворе.

Современный мужской монастырь св. Климента

Своим современным видом мужской Климентовский монастырь обязан ныне покойному архимандриту Августину, при жизни которого были восстановлены обители.

Вход в пещерный монастырь осуществляется через закопченные двери, с обеих сторон оберегаемые образами архангелов Михаила и Гавриила.

Каменная лестница выводит к общему коридору, пройдя по которому можно посетить пещерные храмы:

  • Мартиновский;
  • Андреевский;
  • Климентовский.

Вырубленные в стенах окна и двери некогда выходили на балконы. Из их окон видны маленькие часовенки, украшенные крестами, как ласточкины гнезда, прилепившиеся к пещерным скалам.

Стена Инкерманского монастыря

С левой стороны видны склепы с черепами почивших монахов, они напоминают живущим, что ничего нет ценного в мире, кроме веры.

«Из праха взят, в прах обратишься, и не спасут богатство, статус или власть».

«Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы».

По преданию церковь св. Андрея вырублена хранителем монастыря, св. Климентом. Низкие потолки, алтарь, отделенный скальной перегородкой, маленькие окошки для исповеди - все это является ожившей легендой о жизни христиан в катакомбах.

Пещерный храм Андрея Первозванного

В форме базилики встречает посетителей главный храм, церковь св. Климента. Отличительной чертой его являются византийские рельефы креста.

Восстанавливаемый наземный храм Святой Троицы хранит мощи святого основателя монастыря, ангела-хранителя христианской святыни.

Святые места на крымской земле:

  • Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае
  • Топловский женский монастырь Святой Параскевы

В одной из скал имеется засохший источник, из которого еще недавно текла святая вода. Добыча камня не прекращается и в настоящее время. В один из дней монахи заметили, что воды в источнике нет, а в другом месте рабочие с изумлением наблюдали, как вырытый котлован быстро наполняется водой, заливая краны, машины, черпалки.

Люди верят, что, искупавшись в этой воде, можно исцелиться. Чистота, маленький пруд во дворе, ухоженные клумбы - результат тяжелого труда, живущих здесь монахов.

Как добраться, расписание богослужений

От общей остановки, известной как «Пятый километр», куда можно добраться из Севастополя троллейбусами, до Инкерманской святыни ходит автобус или маршрутка номер 104, которые за полчаса доставят туристов к месту поклонения.

Другим, более интересным в теплое время года, будет вариант - катер, который отправляется с Графской пристани Севастополя, который доставит вас к монастырю за 40 - 50 минут.

Посетить Климентовские храмы можно ежедневно с 9.00 до 18.00

Богослужения проводятся каждую пятницу, в выходные и праздничные дни. В 7.00 начинается утреннее служение, в 17.00 - вечернее.

Пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане