Самый старый средневековый монастырь европы. Старейшие средневековые монастыри Европы. Фото, история. Крым: Инкерманский пещерный монастырь

Был основан в 613 году Св. Галлом - ирландцем-учеником св. Колумбана. Карл Мартелл назначил настоятелем Отмара, который основал в монастыре влиятельную художественную школу. Рукописи, выполненные и проиллюстрированные санкт-галленскими монахами (многие из которых были родом из Британии и Ирландии), высоко ценились по всей Европе.
При аббате Вальдо из Райхенау (740-814) была основана монастырская библиотека, одна из самых богатых в Европе; во время нашествия венгров в 924-933 гг. книги были вывезены в Райхенау. По просьбе Карла Великого папа Адриан I направил в Санкт-Галлен лучших певцов, которые обучили монахов технике григорианского пения.

В 1006 году братия зарегистрировала вспышку сверхновой SN 1006.

Начиная с X века, монастырь ""Св. Галла вступил в политическое соперничество с обителью в Райхенау. К XIII веку аббаты Санкт-Галлена не только одержали победу в этом противостоянии, но и добились признания в качестве самостоятельных суверенов в составе Священной Римской империи. В последующие годы культурное и политическое значение монастыря неуклонно снижалось, пока в 1712 г. в Санкт-Галлен не вошло швейцарское ополчение, которое увезло с собой значительную часть монастырских сокровищ. В 1755-1768 гг. средневековые сооружения аббатства были снесены и на их месте выросли грандиозные храмы в стиле барокко.

Несмотря на потери, монастырская библиотека средневековых рукописей ныне насчитывает 160 тыс. единиц хранения и по-прежнему слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является План святого Галла, составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).





Монастыри возникли из стремления отшельников к духовной жизни вне общества, но в сообществе. Принц Сиддхартха Гаутама отказался от богатства в поисках просветления, став основателем буддийской общины монахов.

Христианское монашество возникло в пустыне Египта, где отшельники искали уединенной жизни. Некоторые были настолько почитаемыми и известными, что обратили своих последователей в ученики, которые сформировали общины в IV веке. Так Антоний собрал отшельников, живущих поблизости в пустыне, которые собирались по воскресеньям для поклонения и общей трапезы. Один из старейших монастырей в мире был основан вскоре после смерти преподобного Антония, названный в его честь, как основателя христианского монашества.

Постепенно монашество распространилось по всей Римской империи. Святой Бенедикт также бежал из мира, но ученики проложили дорогу к его двери. В 530 году он огородил общину стеной и написал правила для монахов, где подчеркнул послушание, умеренность и равномерное чередование труда и молитвы, основав Монте-Кассино - первый монастырь в Италии. Так монашеское движение стало распространяться в Европе. С VI века начали строить монастыри в Англии и Ирландии.

На Киевской Руси иночество началось после принятия христианства. Киево-Печерский - один из первых монастырей Украины, основанный в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча.

Для общинной жизни требовались коммунальные здания. Церковь была приоритетной - молитвы являлись основным занятием монахов. Общежитие, трапезная и другие здания размещались вокруг обители, храмы находились предпочтительно с южной стороны на солнце. Были также кухня, пекарня, цеха и мастерские. Жизнь протекала тихо, без шума и суеты. Гостеприимство было частью монастырского правила, гостевой дом, обычно, находился во внешнем дворе. В популярных центрах паломничества гостевые дома были перегружены, и монастыри строили гостиницы в городе, вне монашеской обители. Принадлежавшие монастырям поместья и гостевые дворы стали основным источником их дохода.

На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным.

В начале XIV века монастыри в Англии были самыми многочисленными. В 1530 году Генрих VIII разорвал отношения с Римом и распустил большинство монастырей. Некоторые из них вблизи крупных селений сохранили как соборы или приходские церкви, другие были проданы богатым семьям, остальные снесены. Монастыри вернулись в Англию лишь спустя столетия.

Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, - одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали.

Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества - созерцанию.

Великолепной живописи, фрески, записи исторических хроник - все это средневековый монастырь. Те, кто хотят прикоснуться к прошлому и узнать о событиях давно минувших дней, должны начать свой путь именно с изучения поскольку они помнят значительно больше, чем страницы летописей.

Культурно-хозяйственные центры Средневековья

В Темные времена начинают набирать силу монастырские коммуны. Впервые они появляются на территории Прародителем этого движения можно считать Бенедикта Нурсийского. Крупнейший средневековый периода - обитель в Монтекассино. Это мир со своими правилами, в котором каждый член коммуны должен был вкладывать свою лепту в развитие общего дела.

В это время средневековый монастырь представлял собой огромный комплекс построек. В него входили кельи, библиотеки, трапезные, соборы и хозяйственные здания. Последние включали в себя амбары, склады, загоны для животных.

Со временем монастыри превратились в основные центры сосредоточения культуры и хозяйства Средневековья. Здесь вели хронологию событий, проводили диспуты, оценивали достижения науки. Развивались и совершенствовались такие учения, как философия, математика, астрономия, медицина.

Всю физически тяжелую работу предоставляли послушникам, крестьянам и обычным монастырским работникам. Такие поселения имели большое значение в сфере хранения и накопления информации. Библиотеки пополнялись новыми книгами, а старые издания постоянно переписывались. Также монахи сами вели исторические хроники.

История русских православных монастырей

Русские средневековые монастыри появились значительно позже европейских. Изначально монахи-отшельники жили обособленно в безлюдных местах. Но христианство достаточно быстро распространилось в массах, поэтому стационарные церкви стали необходимы. Начиная с 15 века и до правления Петра I наблюдалось повсеместное возведение храмов. Они были практически в каждом селе, а крупные монастыри строили при городах или на святых местах.

Петр I провел ряд церковных реформ, которые продолжили его преемники. Простой народ негативно воспринял новую моду на западную традицию. Поэтому уже при Екатерине II возобновляется строительство православных монастырей.

Большинство этих культовых сооружений не стали местом поломничества для верующих, но некоторые православные храмы известны во всем мире.

Чудеса мироточения

Берега реки Великой и впадающая в нее река Мирожка. Именно здесь много веков назад появился Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Расположение церкви делало ее незащищенной от частых набегов. Все удары она принимала в первую очередь на себя. Постоянные грабежи, пожары преследовали монастырь на протяжении многих веков. И при всем этом вокруг него никогда не выстраивали крепостные стены. Удивительным остается то, что, несмотря на все беды, он сохранил фрески, которые до сих пор восхищают своей красотой.

Много веков Мирожский монастырь хранил в себе бесценную чудотворную икону Божьей Матери. В XVI веке она прославилась чудом мироточения. Позже на нее возлагали чудеса исцеления.

В сборнике, хранившемся в библиотеке монастыря, была найдена запись. Датирована она 1595 годом по современному календарю. В ней содержалась история чудесного Как гласит запись: «Из глаз Пречистой потекли слезы, как струи».

Духовное наследие

Несколько лет назад монастырь Джурджеви Ступови отметил свой день рождения. А родился он ни много ни мало, а восемь веков назад. Эта церковь стала одной из первых православных на черногорской земле.

Монастырь пережил немало трагический дней. За свою многовековую историю он был разрушен пожаром 5 раз. В конце концов монахи оставили это место.

В течение долгого периода средневековый монастырь пребывал в опустошении. И только в конце XIX века начался проект по воссозданию данного исторического объекта. Восстановлены не только архитектурные сооружения, но и монашеская жизнь.

На территории монастыря находится музей. В нем можно увидеть фрагменты уцелевших построек и артефакты. Сейчас монастырь Джурджеви Ступови живет настоящей жизнью. Проводятся постоянные благотворительные акции и сборы для развития этого памятника духовности.

Прошлое в настоящем

Сегодня православные монастыри продолжают свою активную деятельность. Несмотря на то что история некоторых перевалила за тысячу лет, они продолжают жить по старому укладу и не стремятся что-то менять.

Основные занятия - ведение пособного хозяйства и служение Господу. Монахи стараются постигнуть мир в соответствии с Библией и учат этому других. На своем опыте они показывают, что деньги и власть - это проходящее. Даже без них можно жить и быть при этом абсолютно счастливым.

В отличие от церквей, монастыри не имеют прихода, тем не менее люди с охотой посещают монахов. Отказавшись от всего мирского, многие из них получают дар - возможность лечить болезни или помогать словом.