Кальвинистская церковь. Что такое кальвинизм? Кто поддерживал кальвинизм

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена , по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства , возникшее в первой половине 16 века во Франции .

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей , главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви . В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию , он чётко изложил основные догмы кальвинизма .

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить , не нарушив предписаний Библии . В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога , при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными . Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела , это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения , но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено .

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста , например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи , но и даже настенная живопись , характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями , в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений , наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе , закономерности и проявления которой человек должен изучать , чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии .

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой . Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели , при которой церковь подчиняла себе государство . Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость , безусловное подчинение отдельных личностей церкви , почти аскетический кодекс нравственности . Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие .

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений . Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма :

  • реформаторство,
  • пресвитерианство,
  • конгрегационализм.

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления .

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки . Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей , который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей , он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

, пятидесятников , методистов , евангельских христиан , а также представителей парахристианских учений , например мормонов .

История

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли . Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года , когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге . Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме .

Швейцарско-немецкий кальвинизм

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов , не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках . В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание . В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек) . Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны . Оплотом гугенотов были города Орлеан , Ла-Рошель , Ним , Тулуза . В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменен в 1685 году .

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь , которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта . Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув . В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил . По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный . Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев , которые проповедовали польские братья и социане . В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор . В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь . В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание , положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод , подтвердивший Гейдельбергский катехизис . Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки . Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан . Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англо-саксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции , богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в лице пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан . Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Доктрина, вероучение

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

  • Признание богодухновенности только Священного Писания - Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Еф. ; Деян. ; 1Кор. ; 2Кор. )» (Вестминстерском исповедании веры , Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)

  • Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. )
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма - кальвинизма.

Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или Евангелическо-реформатской церковью.

Однако за последователями учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически закрепились и другие названия, характерные для национальных исповеданий этого учения (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509–1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе.
Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша получил тонзуру, то есть был причислен к клиру Римско-католической Церкви, но имел ли он сан католического пресвитера - неизвестно. В молодые годы Кальвин изучал юридические науки, римско-католическое богословие и философию. Помимо латинского языка, хорошо знал греческий, немного еврейский.
В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин порвал с Римско-католической Церковью и вынужден был бежать из Франции, где новое учение жестоко преследовалось. Кальвин поселяется в Женевском кантоне, который незадолго до этого вступил на путь Реформации, и возглавил реформационное движение в Швейцарии.

В 1536 г. он опубликовал свой основной труд - "Наставление в христианской вере" ("Institutio religionis christianae") на латинском и французском языках, где изложил основы нового богословия. Учение о пассивности человека в деле спасения и о безусловном предопределении, изложенное в "Наставлении", стало отличительной чертой его богословия. В своем учении Кальвин показал себя еще большим рационалистом, чем Лютер и Цвингли. В том же году он издал так называемый "Первый катехизис" и в дополнение к нему - "Исповедание веры". В "Исповедании", написанном по-французски, излагалось реформатское вероучение, которое предписывалось Кальвином "гражданам и жителям Женевы" как обязательное. Не желающие принимать его должны были покинуть пределы Женевы.

Женева приняла Кальвина в качестве своего духовного руководителя. В этом качестве он проявил себя человеком чрезвычайно требовательным, строгим и суровым до жестокости. Характерно, что, заявив себя непримиримым врагом Римско-католической церкви, Кальвин не только не осуждал средневековых инквизиционных методов борьбы с инакомыслящими, но сам первым в протестантизме применял в своей теократической общине пытки и кару смертью за ересь. Кальвин был сторонником слияния Церкви с государством и осуществлял эту идею на практике в Женевском кантоне, абсолютным повелителем которого он стал. Религиозно-нравственная жизнь женевцев была поставлена под наблюдение особого трибунала - "консистории". Были запрещены танцы, песни, развлечения, яркие наряды. Из храмов вместе с живописью и другими видами искусства была изъята всякая пышность ритуала и обстановки.

Личность Кальвина резко отличается от большинства реформаторов: это ученый, теоретик - и в то же время организатор, политик, умело направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем не менее всю жизнь вел исключительно активную деятельность по формированию догматических основ нового вероучения, защите своего учения и распространению его в европейских державах - Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив начало эпохе кровавых столкновений за веру. Кальвин является признанным авторитетом в вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного протестантского духовенства и проповедников для романских земель, издателем и распространителем Библии во Франции и приобретает репутацию "святого города".

Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов

В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.

Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:
"Первый катехизис" Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина "Наставления в христианской вере"; положен также в основу упоминавшегося выше "Исповедания веры".
Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение уже определившихся идей протестантизма и положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.
"Наставление" несколько раз переделывалось и расширялось автором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма.

"Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросе-ответной формой изложения.

"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы.

"Галликанское исповедание", иначе "Исповедание веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина.

Перечисленные вероопределения публиковались на французском и латинском языках.

Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах

Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.

Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Бытия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.

Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.

В то же время Кальвин принял основные положения лютеранской экклезиологии. Но картина анархии, в которую повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).

"Галликанское исповедание" всячески старается поднять авторитет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.
Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову" (ст. 27).
О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и "свидетельствах".

В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
Покаяние не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. "Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5)

Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним символам веры (в частности, Никео-Цареградскому). Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6).

Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении

В основе учения Кальвина о предопределении (предестина-ции) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V - конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.

Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших Кальвина к его учению о безусловном предопределении.

В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, что природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что исходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости.

Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом - одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели - главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.

Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного в Священном Писании Божественного предопределения, вытекающего из Божественного предведения (Их же предуведе, тех и предустави. - Рим. 8, 29).

Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.

"Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходило то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и ничтожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит в руках руль".

Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление").

Кальвин сожалеет, что святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в частности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы человеческие".

По природе человек способен только на зло. Добро - дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться.

Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.

О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее:
"Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании".

Верующий, по учению Кальвина, должен быть безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом независимо от дел человеческих.
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
"Бог однажды в Своем вечном и неизменном совете решил, кого Он желает привести к спасению, а кого желает предать погибели". "Когда спрашивают, почему Бог так делает, надо отвечать: потому, что Ему так угодно".
Вот как далеко заходит Кальвин в развитии мысли Лютера о том, что человек - это соляной столб. Кальвин как бы совсем забывает, что, по словам Священного Писания, Бог всем человеком хощет спастися (1 Тим. 2, 4), и как бы не замечает того, в каком резком противоречии находится все его учение с духом Евангелия.

Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии (Мф. 25, 34–36, 41–43). О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только, читаем у того же апостола Павла, на которого ссылался Кальвин: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... (Тим. 2, 11–12).

Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех человеков в том плане, что спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место.

Еще одно известное место из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Таким образом, предопределение Божие имеет в виду лишь спасаемых. Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели. Предопределение к спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей: "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2, 12); "Кто ищет благодати и свободно покоряется ей" (Окружное послание восточных патриархов, 1848 г.). Еще одна цитата из "Точного изложения православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина: "Предопределение Божие есть предвидящее, но не принудительное". И в завершение этого раздела - цитата богослова XX в. Николая Никаноровича Глубоковского. В своем известном труде о Посланиях апостола Павла он писал:
"Предопределение говорит единственно то, что есть в мире греховное человечество, не окончательно погибшее и поэтому удостаиваемое Божеского милосердия".

Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования (прямо-таки упивания у Кальвина этой жестокостью Божией) на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане

Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестантизма было принять четкие церковные формы и организоваться для решительного отпора, поднявшись над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах.

Продолжатели дела Кальвина действовали в иной исторической обстановке, где царил дух церковной реакции и Церковь искала сближения с народными, антимонархическими силами. Кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на церковную жизнь.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию, преимущественно на западе, под названием Реформатской Церкви, в Нидерландах, во Франции, где они были известны как гугеноты, в Шотландии и Англии - под общим названием пуритан и в Польше.

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли и до середины XVI в. условия терпимости на него не распространялись.

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) он получил распространение преимущественно среди низших классов, особенно в городах, и носил революционный характер. Значительную политическую роль сыграли нидерландские кальвинисты в борьбе против господства Испании во второй половине XVI в. Дальнейший раскол на религиозной и политической почве существенно ослабил кальвинизм в Нидерландах.

Французские кальвинисты (гугеноты) в учении о строе Церкви стояли ближе других к родоначальнику направления. В середине XVI в. во Франции насчитывалось до двух тысяч кальвинистских общин, а в 1559 г. собрался первый церковный синод гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные стремления переплетались с политико-социальными и кальвинистский идеал народовластия оказывался удобным предлогом для возвращения дворянству политических прав. Поэтому, начав свою деятельность как церковная организация, гугеноты в скором времени превратились в политическую партию, во главе которой стояли Бурбоны. Вражда с католической партией Гизов и политические интриги светских монархов привели к ряду религиозных войн, принесших гугенотам некоторые льготы. Тем не менее вторая половина XVI в. характеризуется наиболее ожесточенным столкновением гугенотов с правительством и католическим большинством после так называемой Варфоломеевской ночи, когда в ночь на 24 августа 1572 г. Екатериной Медичи, регентшей при малолетнем сыне - короле Карле IX, было организовано массовое избиение гугенотов. В конце XVI в. гугеноты получили официально признание как политическая организация, действующая под контролем французского короля. С развитием среди гугенотов веротерпимого и свободомыслящего направления они постепенно теряют силу как политическая организация и в 1629 г. полностью теряют политические права.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в середине XVI в. и имел тесную связь с политической оппозицией против династии Стюартов. Вождем его стал Джон Нокс, ученик Кальвина, сочетавший черты его сурового характера с качествами политического агитатора и народного трибуна. Он сумел поднять религиозное восстание, добился низложения династии "нечестивых государей" и введения в Шотландии кальвинизма, получившего название Пресвитерианской Церкви. Эта Церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительные права священникам, избиравшимся церковными советами.

Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, желавшей восстановить католические богослужения. После ее низложения пресвитерианство достигло в Шотландии полного торжества.
В Англии кальвинизм развивается после введения Реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной Протестантской Церкви - англиканству.

Еще при Елизавете и даже раньше - при архиепископе Кранмере в английском протестантизме наметилось радикальное направление, представители которого были недовольны сохранением в англиканской Церкви епископата и римо-католического обряда. Они добивались полного "очищения" Церкви от папистических традиций и полной ее кальвинизации.

Все считавшие необходимым дальнейшее очищение Церкви получили название "пуритан" (от латинского слова purus - чистый). С точки зрения официальной Церкви они были "нонконформисты", то есть отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры - разногласные). Пуритане составили сильную оппозицию королевской власти.

Движение пуритан не было однородным. Отделившись от господствующей Епископальной Церкви (1567), одни из пуритан учредили церковную организацию, управляемую выборными пресвитерами, отчего стали называться пресвитерианами, другие пошли еще дальше. Считая пресвитерианство недостаточно радикальным, представители крайнего пуританства - конгрегационалисты, или индепенденты, отвергли пресвитерианское устройство и провозгласили полную самостоятельность отдельных общин (конгрегации) не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. За пределами общины не должно быть для верующего никаких авторитетов, никакой власти.

До XVII в., при Елизавете Тюдор, оппозиция пуритан носила чисто религиозный характер. Положение изменилось в XVII в. при Стюартах, когда религиозная оппозиция соединилась с политической. Пуритане стали борцами за политическую свободу. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве.

Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих пуритан выселиться во вновь основанные колонии в Северной Америке, здесь английский кальвинизм, распавшись на многие секты, затихает и утрачивает свое влияние и внутреннюю силу.

В Польше кальвинизм сыграл переходящую роль. Ранее него здесь распространялись лютеранство и учение Чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией был особенно близок к стремлениям шляхты, которая в борьбе за политическую реформу сильно враждовала с духовенством. Кальвинистская церковь под названием "гельветического исповедания" была организована в Польше Яном Ласким в 1556–1560 гг. Но просуществовала она недолго, и под давлением сильной католической реакции влияние кальвинизма было полностью разрушено.


© Все права защищены

, основанное Ж.Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма : священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения ; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения , согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства , резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т.е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О.Кромвеля и шотландского проповедника Дж.Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов – как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАРСм. лит. к ст.

Кальвинизм - протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К середине XVI в. католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма: надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя кальвинизм, который является романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества, кальвинизм был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей церкви, почти аскетическим кодексом нравственности. С другой стороны, ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения "суеверий" и "язычества" (т. е. внешних символов). Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, кальвинизм проводил в церкви народное начало; в интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и старейшинам - дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство).

Жан Кальвин

Силою вещей кальвинизм тесно сплетается с политическими движениями и вырабатывает определенные политические принципы. Последователям кальвинизма пришлось выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части действовали в духе церковной реакции. В столкновениях с властями кальвинизм скоро принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. представляет собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. кальвинизм выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, кальвинизм распространяется в Германии, преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене - под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым центром долго остается Женева.

Реформаторы-кальвинисты Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс

"Стена реформаторов" в Женеве

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли: кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация), признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности: последние находили, что "лучше паписты, чем кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны; лютеране остались большей частью чужды предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) кальвинизм выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих областях, кальвинизм стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение проповедников силою освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами; многие перешли в протестантизм - между прочим, главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский, - многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов - "морские гезы" - захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство населения Бельгии оставалось верным католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных кальвинизму провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов; на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов: религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, - так наз. гомаристов - отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (см.).

Историю кальвинизма во Франции см. Гугеноты. Французский кальвинизм в учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции; каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные, представители провинций - в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. и З. Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями. Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia", Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin des Franςais", Agrippa d"Aubigné в "Histoire universelle") развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598) политическая организация их была признана; король старался лишь урегулировать ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В начале 20-х годов XVII в. политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты Ришелье.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в 50-х гг. XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою, Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации", потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной церкви". Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами. Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее отсутствие, не исполнялись. С низложением Марии пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества: наследника престола, будущего Иакова I Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией.

В Англии кальвинизм развивается после введения реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как слишком еще проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения" получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они были "нонконформисты", т. е. отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т. е. разногласные). Одного целого пуритане не составляли; между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе; другие, приближаясь к шотландскому кальвинизму, принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе; наконец, в конце XVI в. стало развиваться направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин. Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах: с одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким гонениям, с другой - короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I; церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке; здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский кальвинизм (о дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры, Пуритане). После героической эпохи XVII в. пуританство, или диссентерство, достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. и происходит в так назыв. веслеянстве, или методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов - диссентеры; Валлис почти сплошь заселен ими.

В Польше кальвинизм сыграл преходящую роль. Ранее его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.). Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв. "гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к правительству с предложением произвести реформацию (1554). Кальвинизм не вызвал, однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) - так назыв. социнианство (см.), вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг. встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние кальвинизма было скоро в конец разрушено.

Литература

Филиппсон. Западная Европа в век Филиппа II, Елизаветы и Генриха IV

Поленц. История французского кальвинизма

Кервин де Леттенхов. Гугеноты и гёзы

Вайнгартен. Церковная революция в Англии

Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения в Польше

Любович Н. История Реформации в Польше