Сообщение о древних египетских богах. Славянские боги. Египетский бог солнца Ра

2017-02-25

Религия древних египтян – уникальное направление в мировой истории. Ее оригинальность заключалась в наличии различных божеств, которых чтил народ. Причем в каждой области страны божества могли быть разными, однако есть и такие, поклонение которым выходило за пределы местности. Именно они в настоящее время лучше всего изучены.

Источниками получения информации выступают «Тексты пирамид», а также «Книги мертвых». Очень часто фараонов превозносили до божественного пьедестала. В этой статье поговорим об одном из самых известных боге Древнего Египта – Ра.

1. Египетский бог солнца Ра

Ра – бог солнца в древнеегипетской мифологии. В разных местностях его представляли по-разному. До наших времен дошла информация, что наиболее часто его изображали в образе сокола, человека с соколиной головой или огромного кота. Ра почитался как царь богов. Очень часто его изображали в облике фараона.

Согласно мифологии, Ра был отцом Уаджит –изворотливой кобры, защищающей фараона от сильных палящих лучей. Считается, что бог Ра днем плывет по небесному Нилу в барке Манджет и освещает землю. А вечером пересаживается в барку Месектет и путешествует по подземному Нилу. Здесь он ежедневно одолевает могущего змея Апопа и возвращается на рассвете на небеса. Остановимся на данном мифе более подробнее, по сказаниям. Ровно в полночь происходит сражение бога Ра со змеем, длина которого измеряется 450 локтями. Чтобы воспрепятствовать дальнейшему движению Ра, Апоп поглощает всю воду подземного Нила. Однако бог пронизывает его копьями и мечами и ему приходится вернуть всю воду обратно.

Древние египтяне считали, что у каждого божества должен быть собственный дом. Домом бога солнца стал город Гелиополь. Иудеи называли эту местность Бет-Шемеш. Там был построен большой храм бога Ра и дом Атума. Длительный период эти места были привлекательны для паломников и путешественников.

1.1. Очи бога Ра

Особое мистическое значение придавалось глазам бога. Их изображение можно было увидеть везде: на кораблях, гробнице, амулетах, лодках, одежде. На первый взгляд, кажется, что его глаза ведут обособленную от организма жизнь.

Древние египтяне верили, что правое око бога Ра, которое чаще всего изображалось в роли змея Урея, может победить любое вражеское войско. Левому оку приписывались чудодействующие свойства при лечении серьезных недугов. Об этом можно судить по текстам и мифам, которые дошли до наших времен. Очень часто глаза Ра были представлены в качестве предмета – оберега или героического воина, творящего подвиги.

Много мифов в Египте было связано с этими образами. По одной легенде, бог Ра создал вселенную, которая существенно отличалась от нынешней. Он населил ее созданными людьми и богами. Однако она была не вечной, как и жизнь богов. Со временем к Ра пришла старость. Узнав об этом, люди начали собирать заговор против бога. Разгневанный Ра решил им жестоко отомстить. Он бросил свое око в образе его дочери богине Сехмет, которая провела жестокую расправу над бунтовщиками.

По другим сведениям, бог Ра подарил свое правое око богине веселья Басти. Именно она должна была его защищать от могущего змея Апопа. Существует также сказание, по которому божественное око в образе непревзойденной богине Тефнут обиделось на Ра. Оно ушло в пустыню, где долго бродило по барханам. Ра очень тяжело переживал эту разлуку.

1.2. Откуда пошло имя Ра

Имя египетского бога считалось таинственным и обладало огромным магическим потенциалом, благодаря которому можно управлять всею вселенной. Перевод Ра трактовался как «солнце». Египетские фараоны почитались как сыновья бога Ра. Поэтому очень часто в их именах употреблялась частица Ра.

С именем Ра связана одна интересная легенда. Богиня Исида решила узнать его тайное имя, чтобы использовать в своих заклинаниях. Для этого она создала змея, который укусил Ра при выходе из его дворца. Бог солнца ощутил жгучую боль, которая не проходила. Собрав совет богов, Ра попросил помощи в избавлении от боли у Исиды. Однако ее заклинания действуют только с тайным именем. Поэтому Ра пришлось его назвать. Действие яда змеи было нейтрализовано. Исида пообещала сохранить его в тайне и разглашать другим богам.

1.3. История культа

Культ бога Ра стал формироваться в период объединения египетского государства. Он быстро вытеснил архаичный культ Атума. При правлении фараонов 4 династии поклонение Ра было провозглашено как государственная религия. Некоторые представители этого рода носили имя со словом «Ра»: Джедефра, Менкаура, Хафра. При правлении 5 династии фараонов культ Ра только превознесся. Считалось, что фараоны этой династии являются сынами бога Ра.

1.4. Как Ра сотворил мир?

Вначале существовал только бескрайний океан. Он был родным домом бога Нуна, который сотворил бога солнца. Бог Ра называл себя: «Хепри утром, Ра в поддень и Атум на закате». Таким образом, образуется солнечная триада. Согласно легенде Ра стал отцом богов и их царем. Именно он создал бога ветра Шу и его жену Тефнут – богиню с львиной головой. Эта пара засияла на небе в созвездии Близнецов. Затем он создал бога земли – Геба и небесную богиню Нут. Именно они согласно мифологии стали родителями бога Осириса и богини Исиды.

Бог солнца прочитал молитвы творения и приказал ветру Шу поднять небеса и землю. Таким образом, образовался небесный свод, на котором появились звезды. Ра произносил вслух слова, от которых возникали живые существа на земле, и на воде. Затем из его ока родилось человечество. Изначально Ра принял человеческий облик и стал жить на земле. Позже он полностью перебрался на небеса.

1.5. Символы египетского бога Ра

Символов у бога солнца достаточно много. Основным из них является пирамида. Причем она может быть разного размера: от совсем маленькой, носимой в качестве амулета, до большой. Распространенным символом является обелиск с пирамидальной верхушкой с солнечным диском. Следует отметить, что таких обелисков в Египте достаточно много. В некоторых местностях божественным знаком являлись склепы, изготовленные из сырцового кирпича. На первый взгляд они представляли собой усеченные пирамиды. Внутри храмов, посвященных тематике Ра, хранился обелиск бен-бен. Чуть позже древние египтяне стали поклоняться солнечному диску.

Помимо неодушевленных символов были и одушевленные. Очень часто Ра одушевляли с птицей фениксом. По легенде он каждый день сжигал себя вечером, а на утро возрождался из пепла. Эта птица была на особом счету у египтян. Они специально выращивали их в священных рощах, а после смерти бальзамировали.

2. Амон – второй бог солнца

Великий Ра был не одним солнечным богом в Древнем Египте. На его смену пришел Амон. Его священные животные символизировали мудрость. К ним относился баран и гусь. Очень часто его изображали человеком с головой барана, державшего в руке скипидар. Египетский бог Амон изначально почитался только в местностях города Фивы. С его возвышением над другими городами Египта влияние бога распространилось на другие территории.

В 16 -14 вв до нашей эры он слился с богом Ра. В этот период появляется новый бог – Амон Ра. Первые упоминания о нем были зафиксированы в книге пирамид. Этот бог становится главой всего пантеона. Ему поклоняются и чтят как божество, приносящее победы. Египтяне верили, что именно он помог фараону Яхмосу 1 изгнать из страны гиксосов.

Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.

Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания…

«Книга Коляды»

У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.

Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.
Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – «скотий бог» – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти…

В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.

Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Доля и Недоля

Доля - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.

НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)- богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Доля и Недоля - не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив - живые лица, тождественные девам судьбы.
Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Догода (Погода) - бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

Купало (Купайла) - плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.

«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».

Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.

Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) - богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.
В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.

Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того - это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.

По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.
У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

Лед - этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.

У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

Лель- в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь.

Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки – символы весны.

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.
Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.
Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия.

Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) - богиня смерти, зимы и ночи.

Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.

Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.

Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.

По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба - это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.
Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур.

Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Одним из Сварожичей был бог огня - Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество - Переплут.

В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет).

Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога.

Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» - особая отмеченность богами, избранность.

Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок.Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством.

Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.

После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь - мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах – Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот – мифологический символ всей вселенной

        Даже когда б и великое их различало пространство…»
Гомер «Одиссея»
Тема : «Боги в Древней Греции».
Причиной , послужившей для написания работы, стало желание ознакомить других с древне-греческими богами – главными олицетворениями природы.
Актуальность этой темы пропала в наши дни, лишь некоторые из нас интересуются богами этой древней культуры.
Целью реферата является показать сущность известных богов и доказать, что эти мифические существа могут быть интересны.
Объект исследования – древнегреческие боги. Этих существ можно назвать воплощением сил природы и хранителями древних наук и искусств. Они – защитники гармонии и законности в природе, карающие людей за их проступки и грехи.
Задачи :
    Раскрыть особенности богов и богинь.
    Проследить могущественные силы, присутствующие в образах рассматриваемых сверхъестественных существ.
    Определить роль богов в жизни человека и всего мира.

Миф

Что такое миф? В «школьном понимании» - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Само слово «миф», греческое и означает предание, сказание. Вплоть до 19 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживал интерес к античности. Примерно в тоже время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов в аллегорическом смысле: говоря «Марс» подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой» - мудрость, под «музами» - различные науки и искусства. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические общества.
Разнообразие мифов очень велико. Все они по-своему интересны, но самыми известными являются древнегреческие мифы. Рассмотрим богов, присутствующих в мифологии Древней Греции. Боги как могущественные сверхъестественные существа являются главными персонажами большинства мифов в так называемых развитых мифологиях.
Мифы древних греков говорят: вначале не было ничего, кроме вечного Хаоса.
Хаос по-гречески означает «зев», «зияние», «развернутое пространство», «бездна». Из него уже возникли Гея – Земля, Тартар, Эрос, Ночь и Эреб – первоосновы жизни. Поэты-орфики сближали Хаос с мировым яйцом, источником жизни. Поздняя античность отождествляет ХАОС с Аидом. Овидий представляет Хаос грубой и бесформенной материей, где смешались суша и воздух, тепло и холод, твердое и мягкое. Хаос – одновременно животворящая и уничтожающая сила. Он бесконечен во времени и пространстве. Из Хаоса также произошли мир и бессмертные боги.

Боги и богини

Богов и богинь в Древней Греции было конечно не мало и всех их сосчитать и рассмотреть не возможно, но можно познакомиться с некоторыми из них. Первым из богов воцарился Уран-небо.

Уран

Уран был супругом Геи – богини земли. Урана родила Гея, а затем, вступив с ним в брак, произвела на свет киклопов, гекатонхейров и титанов. Уран с первого взгляда возненавидел своих детей-чудовищ, заточил их в недра земли «и злодейством своим наслаждался». Гею тяготило ее время, и она подговорила детей наказать отца; для этого она дала им оружие – серп. Младший из детей оскопил отца серпом и заточил его в тартар. Из крови Урана, полившейся на землю, родились гиганты, эриннии и мели. Уран и Гея – это первое, самое древнее поколение богов. Именно они положили начало роду чудовищ, с которыми пришлось воевать более поздним, классическим богам и многим поколениям героев.
Власть у Урана отнял его сын Крон, тот самый, что оскопил и заточил отца в тартар. По преданию, время его правления было Золотым веком, когда люди не знали труда и смерти.

Крон

Крон или Кронос женился на своей сестре Рее и, боясь предсказанной ему участи быть свергнутым своим сыном – он проглатывал всех своих детей. Когда родился младший сын, Зевс, Рея обманула мужа и дал проглотить ему камень, завернутый в пеленку, а Зевса спрятала на отрове Крит. Возмужав, Зевс заставил Крона вернуть всех проглоченных им детей, напоив волшебным напитком, а самого сверг и сбросил в тартар.
Имя Кронос сближают с греческим «хронос» - «время». Его изображают со зловещей косой в раках – возможно в нее превратился серп, которым он совершил «нечестивое дело» над своим отцом.
После смерти Крона произошла великая борьба за власть титанов и богов-олимпийцев. Когда олимпийцы победили титанов – это означало победу силу разума, порядка и гармонии. Зевс, Аид и Посейдон – три брата, которые поделили верховную власть над миром. Зевсу достался Олимп и стал именоваться Олимпийским, или Фессаолийским, олицетворяя только светлую, животворящую силу. Аид поселился в своих подземных владениях, а Посейдон получил в удел море, после чего поселился в подводном золотом дворце в Эгах, покинув Олимп.

Зевс и его жены

Зевс – исконно греческое божество, имя его означает «светлое небо»; связывают его имя с греческими словами «жизнь», «орошение», «то, через что все существует».
Поначалу Зевс мыслился владыкой и живых и мертвых, он вершил суд над умершими и объединил в себе начало жизни и смерти. Это архаическое божество называли Хтонием – подземным и поклонялись ему в Каринфе.
Зевс страшится судьбы свергнутых Урана и Крона, и когда Гея предвещает ему рождение более сильного, чем он сына он проглатывает свою первую жену Метиду (мудрую богиню, имя ее означает «мысль»), чтобы этого не случилось. Метида же, поглощенная Зевсом, подает ему советы и помогает различать зло и благо.
После Метиды Зевс взял в жены богиню справедливости Фемиду. Фемида – древнее могучее божество, иногда она мыслиться матерью Геей, хранительницей древней мудрости и вещего дара. В классической мифологии Фемида уже не отожествляется с землей. Она навсегда осталась советницей Зевса, сидит у подножья олимпийского трона и ведет с ним беседы.
Третья – и последняя – законная супруга Зевса Гера. Имя Гера означает «госпожа», «охранительница». Перед битвой с титанами мать спрятала Геру на краю земли, у Океана и Тефиды. Там ее нашел Зевс и, пылко полюбив, сделал ее законной супругой. Гера более древнее божество, чем Зевс. В ее характере – следы архаического, стихийной, неразумной силы. Она пытается отстаивать свою независимость перед мужем, часто спорят они между собой, у Геры свои симпатии и интересы. Гера – покровительница брака и семьи. Она ревнует многоженца Зевса и преследует его возлюбленных. Эта богиня обидчива и мстительна. Она родила Зевсу Гебу, богиню юности, Илифию, покровительницу рожениц, и бога войны, Ареса.
Браки Зевса вносят в мир гармонию и разумную красоту. У богини Фемиды родились от Зевса горы – богини смена времен года, размеренности и порядка, и мойры – богини судьбы. У богини Мнемосины, одной из возлюбленной Зевса, родились десять муз – покровительниц искусств и наук. Океанида Эвринома родила сияющий харит, олицетворяющий радость, красоту и веселье, кроткая Лето – грозного и прекрасного Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. От Зевса родилась и мудрая Афина, и по некоторым версиям – Афродита. Смертные женщины рожали Зевсу героев-победителей древних чудовищ, мудрецов и основателей городов.
В отличие от коварных, буйных и необузданных богов предшествующих поколений, Зевс стоит на страже законности и порядка. Он сам подчиняется приговорам мойр. Веления судьбы скрыты от него; чтобы их узнать, он взвешивает жребий на золотых весах, и если жребий смерти выпал даже его сыну – не смеет этому препятствовать. Поэтому он строго карает все нарушения закона – будь их нарушителями боги или смертные.
Зевс борется со злом, наказывая отдельных «кознодеев» вроде Тантала или Сизифа, и осуществляет исполнение родовых проклятий над целыми поколениями людей.
Обладая мощью и властью древнего первобытного божества, Зевс охраняет мораль и право – основы древней государственности. Он покровитель сирот, молящих, путников.
Почитают Зевса и как хранителя семьи и рода. Его называли «отец», «всепородитель», «отчий», «родовой»; войны молились ему о победе, обращаясь к Зевсу: «воинский», «носитель победы», а скульптор Фидий изваял Зевса, держащего в руке фигурку богини Нике. Одним словом, Зевс – вообще заступник эллинов.
В более древних мифах на первый план выносится стихийная мощь Зевса.
Атрибуты верховного бога – эгида, скипетр, иногда молот. Святилища Зевса находились в Додоне и Олимпии. В Олимпии в честь этого божества каждые четыре года устраивались знаменитые Олимпийские игры, во время которых прекращались все войны в Греции.
Сохранились культовые статуи Зевса, где он изображен сидящим на троне со своими атрибутами власти. Дошла до нас античная скульптура «Зевс Отриколи», многочисленные рельефы Парфенона и Пергамского алтаря, изображающего Зевса среди олимпийцев, битву Зевса с гигантами и рождение Афины из его головы.

Аид
Аид – бог подземного царства. Древние греки представляли себе загробный мир мрачным, страшным, а жизнь в нем казалась им полной страданий и несчастья. Бесплотные тени проносились по мрачным полям подземного царства, издавая тихие, жалобные стоны. В царство Аида несла свои воды река Лета, дающая забвение всему, что приходит на землю. Суровый Харон перевозил души умерших на другой берег реки Стикс, откуда никому не было возврата.
Золотой трон Аида окружали ужасные, мрачные существа.
Аиду не приносят жертв, у него нет детей, и даже жену он добыл незаконно и хитростью. Дав проглотить ей гранатовое зернышко, вынудил ее возвращаться к нему хотя бы на треть года. По свидетельству Павсания, Аида почитали только в Элиде, где раз в году открывался его храм и туда входили жрецы Аида. Имя Аид означает «невидимый», «безвидный», «ужасный».
Пожалуй единственным добрым существом, обитавшем в царстве подземного бога, был бог сна Гипнос.
Гипнос – сын Ночи и брата Смерти – Таната, а также мойр и Немесиды. Гипнос, в отличие от Таната, спокойное и благосклонное к людям божество. Он неслышно носился повсюду на своих прозрачных крыльях и выливал из рога снотворный напиток. Стоило этому богу нежно коснуться своим волшебным жезлом человеческих глаз, как люди тут же погружались в глубокий сладкий сон. Даже великий Зевс не в силах был устоять перед Гипносом.

Посейдон

Посейдон – один из главных олимпийских богов, владыка моря. Его супруга, нереида Амфитрита, родила ему сына Тритона – бога морских глубин. Посейдон мчится по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями и смеряет волны своим трезубцем.
В древнейших представлениях греков Посейдон связан с землей – ведь именно вод делает землю плодородной. На это указывают и его эпитеты «земледержец», «колебатель земли», и легенды, в которых он высекал своим трезубцем из земли источник воды, и воплощение его в земных животных – быка и коня.
Как полагается древнему божеству, Посейдон мстителен, злопамятен, буен. Он считает себя равным своему брату Зевсу и иногда в открытую враждует с ним.
Дети Посейдона также отличались дикостью и стихийной, чудовищной силой.
Это буйные и дерзкие великаны Сарпедон, Орион и братья Алоады; царь бебриков, сын земли силач Антей, дикий и мрачный людоед Полифем, царь Бусирис, убивающий чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон. От горгоны Медузы у Посейдона были воин Хрисаор и крылатый конь Пегас, от Деметры конь Арейон, чудовищный минотавр, рожденный Пасифаей, - тоже сын Посейдона.
Мифическая Схерия – единственная страна, где потомки Посейдона жили счастливо и безмятежно, царствуя над народом искусных мореходов, любимых богами. Атлантиду же, где тоже царили потомки Посейдона, Зевс покарал за нечестивость.
Посейдона почитали как божество моря и источников. «Черновласому», «синекудрому» обычно приносили в жертву черных животных, что указывает на его связь с подземными, хтоническими силами. Жертвоприношения Посейдону приносились в случае бедствий, насланных богом и должны были смягчить его гнев.

Аполлон

Аполлон родился на острове Десол. Собираясь разрешиться от бремени, Лето долго скиталась, преследуемая гневом ревнивой Геры и посланным ею змеем Пифоном. Только плавучий островок Астерия, пустынный и скалистый, наконец дал ей приют. Там, под пальмой, родила Лето близнецов – Артемиду и Аполлона, и с этого момента островок прочно прирос к морскому дну и стал называться Делос, что означает «являю». Священным стал остров, явивший миру светлого бога, священным деревом Аполлона стала пальма, а священной птицей лебедь, ибо семь раз пропели лебеди в честь рождения Аполлона; потому и струн семь на его кифаре.
Родившись, потребовав Аполлон лук, лиру и пожелал прорицать волю отца Зевса. «Светозаный бог», Аполлон сближается с солнцем – одновременно губительным и целительным. Он может избавить народ от чумы, он заступник и врач и обладает властью над всеми целительными травами. С его волос струится целительная панакея, охраняющая от недуга. Его сын Асклепий – врачеватель настолько искусный, что возвращает к жизни умерших.
Согласно легенде, за это Зевс поразил Асклепия молнией, Аполлон же убил киклопов, сковавших эту молнию, и в наказание год должен был служить на земле, у царя Адмета. Тогда-то пася стадо Адмета, получил он прозвище «пастушьего бога», «охранитель стад». Адмет помнил, что его пастух бессмертный бог, почитал его и поклонялся, и стада царя процветали. В знак дружбы Апполон пообещал Адмету отсрочить его смерть, если кто-нибудь из близких согласится сойти в Аид вместо него.
Вообще же любовь и дружба Аполлона редко оказывалась над смертными благодетельной. Погиб его любимец, юноша Кипарис; оплакивая смерть любимого оленя: в дерево скорби превратили его боги. Юного Гиакинфа нечаянно убил сам Аполлон во время метания диска. Из крови юноши взрастил он прекрасный цветок.
Аполлон получил дар прорицания, едва родившись, но по другим легенда дело было иначе. После победы над Пифоном Аполлон должен был очиститься от скверны пролитой крови и для этого спустился в Аид. Там искупив вину перед Землей, породившей Пифона, обрел он вещую силу. В Дельфах, у подножья Парнаса, где убил он чудовищного змея, основал бог свой храм. Он сам привел туда первых жрецов-критских мореплавателей и выучил их петь пеангимн в честь Аполлона. Дельфийский храм, где на треножнике восседала Пифия и возвещала будущее, - главное святилище Аполлона. Дельфийский оракул, на ряду со священным дубом в Додоне, где было святилище Зевса, - самые авторитетные прорицатели Греции. Своими загадочными предстказаниями Пифия серьезно влияла на политику греческих идей. От Аполлона пошел род прорицателей.
В детстве Аполлон забавлялся, строя города из рогов убитых Артемидой ланей. С тех пор он полюбил строительство городов. Этот бог научил людей размечать землю, строить алтари и возводить стены.
При всем многообразии своих ролей, более всего Аполлон известен как покровитель искусств. Он музыкант, кифаред (играет на кифаре) и мусагед (водит хороводы муз). От нег пошел на землю род певцов, музыкантов. Его сыновья – Орфей и Лиин. Он устроитель мировой гармонии, мирового лада. Под покровительством Аполлона процветает мифическая страна гипербореев-блаженного народа, проводящего дни свои в веселье, танца и песнях под музыку, в пирах и молитвах.

Арес
Арес – бог войны. По преданию, родился он во Фракии, населенной в представлении греков дикими, воинственными варварами. Арес кровожаден, буен, любит убийства и разрушения. По началу Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием. Он ненавистен и людям, и богам. На олимпе лишь одна Афродита пылает к нему страстью, а Зевс клянет Ареса и грозится, что бросил бы его в тартар, не будь он его сыном.
Арес – грозный воин, его эпитеты – «сильный», «огромный», «вероломный», «быстрый», «беснующий», «сокрушитель городов». Та же дикость и буйная воинственность видна и в детях Ареса. Это – фракийский царь Диомед, скармливавший путников своим лошадям, герои Мелеагр, Аскалаф, жестокий царь Эномай, нечестивый Флегий, племя амазонок. В союзе с одной из эринний Аресом порожден фиванский дракон, из зубов которого вырастали воинственные Спарты – с ними пришлось сражаться Ясону в Колхиде, куда он прибыл за золотым руном. За Кадма, убившего этого дракона, позже расплачивались бедами многие поколения его потомков – фиванских царей.
Спутники Ареса – богиня раздора Эрида и неистовая Энио – смятение; кони в его колеснице – это Блеск, Пламя, Шум, Ужас.
Аресу приходилось терпеть обиды не только от богов, но и от смертных. Алоады заковали его и тринадцать месяцев продержали в медном кувшине – без помощи Гермеса он бы и не спасся от туда. Смертный Диомед ранил Ареса копьем. Геракл во время войны с Пилосом обратил Ареса в бегство. Но за все невзгоды вознаграждает Ареса любовь прекраснейшей из богинь, Афродиты. От их союза родились Фобос, Деймос, Эрос и Антэрос, а также дочь Гармония.

Гелиос
Гелиос – бог солнца, дающий жизнь всему живому и карающий преступников слепотой и гибелью. Сын титанов Гипериона и Тейи, брат Селены и Эос.
В ореоле слепящих лучей, со страшными горящими глазами в золотом шлеме и на золотой колеснице проходит бог Солнца свой ежедневный путь по небосводу. Сверху о видит все дела людей и богов, даже те, которые скрыты от глаз остальных небожителей.
Живет Гелиос в золотом дворце с серебряными кованными воротами. Его трон из драгоценных камней окружают четыре времени года, а по сторонам теснятся Часы, Дни, Месяцы, Годы и Века. В этот дворец и явился к отцу Фаэтон с неразумной просьбой – прокатиться в его золотом венце и на его огненных конях. Но не смог удержать он божественных коней и рухнул в море. После гибели Фаэтона день прошел без солнца – Гелиос оплакивал сына.
На острове Тринакрия пасутся стада Гелиоса – семь стад быков и семь стад баранов, в каждом по пятьдесят голов, и число их всегда неизменно. Эти стада символизируют пятьдесят семидневных недель, из которых состоят год древних греков, а быки и бараны – это дни и ночи. На священных быков посягнули спутники Одиссея, за что Зевс по просьбе Гелиоса, метнул в них молнию и потопил вместе с кораблем.
Потомки бога Солнца отличались дерзостью и злонравием, а также склонность к чародейству, как Киока и Медея.
Гелиоса часто отожествляли с его отцом, титаном Гиперионом, а в поздней античности - с олимпийцем Аполлоном.

Дионис

Дионис – бог растительности, виноградства и виноделия. Согласно основному мифу, Дионис сын Зевса и фиванской царевны Семелы.
Из-за козней ревнивой Геры Зевсу пришлось явиться Семеле во всем своем олимпийском величии и Семела погибла в пламени молний. Рожденного до срока младенца Зевс зашил в свое бедро и через три месяца родил снова. Поэтому Диониса называют «дважды рожденным», а иногда имея в виду Загрея (предшественник Диониса), - «трижды рожденным». Зевс отдал сына на воспитание нисейским нимфам.
Когда Дионис вырос и нашел виноградную лозу, Гера вселила в него безумие. Охваченный неистовством он скитался по Египту и Сирии, пока е пришел во Фригию, где Рея-Кибела исцелила его и приобщила к своим мистериям. Оттуда Дионис отправился в Индию, по пути насаждая культ виноградной лозы. Шествие Вакха сопровождалось буйством и разрушениями. Естественно многим не нравились эти вакханические оргии и Дионис часто встречал сопротивление. Его объявляли самозванцем, тут-то являл себя Дионис в виде бога.
Имена Диониса – Бромий («шумный»), Лиэй («освободитель»), Леней («сеятель гроздьев»), Эвий («плющ»), Сабазий, Либер, Бассарей. Его атрибуты тирс (жезл увитый плющом) и кубок. Мифы о Дионисе отражены в античном изобразительным искусством.

Гермес

Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес – олимпийский бог, сын Зевса и Майн, дочери Атланта, рожден в Аркадии, в пещере Киллены. На древность его указывает имя, происшедшее, возможно, от слова «герма» - груда камней. Такими гермами отмечались места захоронения, они были дорожными знаками, обозначали границы. Разрушение герм в Греции каралось как святотатство.
Появившись на свет, младенец Гермес немедленно украл стадо коров, принадлежащих Аполлону. Несмотря на все его хитроумные предосторожности, вещий Аполлон догадался, кто похититель, но в ответ на его требования «невинный младенец» лишь закутывался в пеленки. Когда Аполлон потащил Гермеса на суд к Зевсу, тот продолжал отпираться, клянясь, что не видел никаких коров и не знает даже, что это такое. Зевс расхохотался и велел вернуть стадо Аполлону. Гермес отдал коров хозяину, но начал так прекрасно играть на лире, которое в тоже утро смастерил из панциря пойманной им черепахи, что Аполлон стал умолять его, чтобы он обменял лиру на стадо. Гермес получил коров обратно, а вместо лиры сделал себе свирель, которую тоже отдал Аполлону в обмен на его золотой жезл. Кроме того, Аполлон пообещал научить его гаданию. Так, едва родившись, Гермес явился в мир во всем многообразии своих ролей.
Гермесу молятся ловкие плуты, красноречивые лгуны и воры.
Гермес – покровитель путников, странников, он проводник, он отмыкает любые двери. Гермес ведет богинь на суд к Парису, он доставляет Приама в шатер Ахилла, невидимкой проведя его через весь ахейский лагерь. Быстроногий Гермес служит посыльным у олимпийцев, сообщая смертным божественную волю.
Гермес – проводник не только на земле и Олимпе, но и в царстве Аида. Он сопровождает в Эреб души умерших.
Побочная функция Гермеса, которую он поделил с Гекатой, это покровительство, оказываемое пастухам, и умножение приплода стада. Его сын Пан – бог стад. Почитался Гермес на анфестериях – празднике пробуждения весны и памяти умерших.
Его атрибуты – золотые крылатые сандалии и жезл.

Гефест
Гефест – бог огня и кузнечного дела, сын Геры. После рождения Афины Гера пожелал, подобно Зевсу, родить ребенка самостоятельно без участия мужа, - и разрешилась Гефесом. Младенец оказался хил и уродлив, и Гера сбросила его с Олимпа, отчего он потом стал хромать на одну ногу. Гефеста подобрали в море Фетида и Эвринома и вырастили в пещере на берегу океана. Он навсегда сохранил благодарность к своим приемным матерям, а Гере отомстил – выковал ей кресло-ловушку, с которого она не могла встать, пока олимпийцы не уговорили Гефеста простить мать. Позже Гефест даже защищал Геру от гнева Зевса – и поплатился за это: теперь с Олимпа его сбросил Зевс. С тех пор Гефест хромал на обе ноги.
Гефест славился на Олимпе как искусный кузнец и художник: он построил богам чертоги из меди и золота, выковал бессмертное оружие и знаменитый щит Ахиллу, венец Пандоры и опочивальню Геры.
На Олимпе добродушный и неуклюжий Гефест развлекает богов шутками, угощает их нектарами и вообще играет некую служебную роль.
Гефест – олицетворение огня, близок стихийным силам природы.

Асклепий

Асклепий – бог врачевания. Когда Аполлон поразил Корониду стрелой за измену, он скоро пожалел о содеянном и, не в силах воскресить возлюбленную, уже на погребальном костре вырвал из ее чрева младенца, которого она носила. Аполлон отдал сына на воспитание умному кентавру Хирону, который так обучил юношу искусству врачевания, что тому стали поклоняться, как богу. Но когда Асклепий стал своим искусством воскрешать мертвых и тем нарушил законы судьбы, Зевс испепелил его своей молнией. По некоторым версиям, позднее Асклепий был воскрешен Зевсом и помещен им среди звезд.
Асклепия почитали во всей Греции, особенно в Эпидавре, куда отовсюду стекались больные за исцелением. Обязательным атрибутом Асклепия была змея, - с ней он и пребывает среди созвездий. Самое знаменитое святилище Асклепия находится на острове Кос. Врачи этого острова славились своим искусством и считались потомками Асклепия – асклепидами.

Прометей

Прометей – сын титана Иапета (Япета), двоюродный брат Зевса; известен как богоборец, предавший богов и помогавший людям. Мать Прометея – океанида Климена (или Асия). У Эсхила, однако, Прометей называет своей матерью богиню правосудия Фемиду, отождествляя ее с Геей – Землей. Имя Прометей означает «провидец», «предвидящий». Наделенный от матери-Земли даром ясновидения, Прометей в битве титанов с олимпийцами предвидел победу мудрости, а не силы. Его грубые и недалекие сородичи – титаны не слушали его советов, и Прометей перешел на сторону Зевса. С помощью Прометея Зевс расправился с титанами.
По одной из легенд, Сам создал людей из глины – и еще сотворил их, в отличие от зверей, смотрящими вверх в небо. Прометей научил людей ремеслам, обычаям, земледелию, строительству домов и кораблей, чтению, письму и гаданию – все искусства у людей от Прометея. Таким образом, он повел людей по пути технического прогресса, что очень не понравилось Зевсу – ведь люди, научившись облегчать себе тяготы жизни, возгордились и испортились. Но Зевс не стал исправлять людей, а в довершении зла создал Пандору.
и т.д.................

По оценкам ученых, в Древнем Египте насчитывалось более пяти тысяч богов. Большое количество божеств объясняется тем, что в каждом городе этой страны поклонялись «своим» богам. Разные боги из соседних городов могли дублировать функции. Кроме богов, были монстры, духи, волшебные существа. Следует отметить, что многие боги Древнего Египта не изучены до конца и поныне.

Расскажем об «основных», наиболее известных, богах, которым поклонялись жители этой страны.

Ра. Бог солнца. Верховный бог, как, впрочем, и в других языческих культах, где божество, олицетворяющее солнце, является главным. Изображался в виде человека с головой сокола, на которой водружен солнечный диск. Сын первобытного хаоса Нуна. Ра был повелителем всего мира, а фараоны были его земным воплощением. Днём Солнце-Ра ехал по небосводу на барке Манджет, освещая землю, а ночью, пересев на барку Месектет, освещал подземное царство мертвых. В Фивах сопоставлялся с Амоном (Амон–Ра), в Элефантине - с Хнумом (Хнума-Ра). Наиболее распространено было сопоставление с Гором – Ра-Горахти.

Царь мертвых и судья душ. Сын бога земли Геба и богини неба Нут. Будучи повелителем Египта, научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Был убит своим завистливым братом Сетом, польстившимся на жену царицу Исиду (по совместительству их родную сестру) и царский трон. Согласно мифологии, стал первой мумией. Самый любимый бог среди простого люда Древнего Египта. Изображался в виде спеленатой со свободными руками, в которых он держит символы царской власти: хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Бог неба и солнца. Сын и Исиды. Был чудесным образом, с помощью магии, зачат Исидой от уже от мертвого Осириса. Победитель убийцы своего отца и по совместительству своего родного дяди, Сета. После продолжительной борьбы с ненавистным Сетом унаследовал у своего отца, который стал править царством мёртвых, земное царство. Покровитель фараонов. Гору покланялся весь Египет - его культ был очень популярен среди всех слоев общества. При этом в каждом регионе был "свой" Гор - имена и праздники приписывающиеся ему существенно различались. Изображался человеком с головой сокола.

Жена Осириса и одновременно его родная сестра. Мать Гора. Именно она нашла после долгих поисков тело Осириса, убитого Сетом. Собрав воедино расчлененное злодеем тело, Исида сделала первую мумию и даже, с помощью заклятий, сумела забеременеть от неё. Покровительствовала детям, угнетаемым, грешникам, ремесленникам и мёртвым. Культ Исиды был очень популярен на всей территории Древнего Египта. Изображалась с головным убором в виде царского трона.

Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых. Кроме того, был в царстве мёртвых судьёй, взвешивая сердце умершего на Весах истины, на вторую чашу которых клал перо богини Маат, символизирующее истину. Именно ему приписывают изобретения обычая бальзамирования мёртвых - он принимал участие в создании первой Египта - мумии своего отца Осириса. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Изображался с головой шакала. Изображался также в виде шакала, или дикой собаки Саб.

Богиня правосудия, истины, справедливости и гармонии. Являясь дочерью творца мира бога Ра, она при создании мира сотворила гармонию из хаоса. Управляла звездами, закатами и восходами, временами года. Символизировала собой закон и божественный порядок. Являлась одной из судей загробного мира. Изображалась со страусиным пером на голове. Перо это не обычное - это перо истины. Во время суда в загробном мире на одну чашу весов клали перо Маат, а на другую сердце умершего (единственный внутренний орган который оставляли в мумии). Если сердце перевешивало, значит покойный вел грешную жизнь, и его пожирало чудовище загробного царства Амат.

Бог войны, смерти, ярости и хаоса. Брат Осириса, который убил его, позарившись на престол и жену фараона. Изначально был очень положительным и популярным богом и даже защищал и помогал богу Ра, но ближе к VII веку до н.э. (во времена XXVI династии) превратился в воплощение вселенского зла, близкое по своим повадкам к дьяволу. Стал воплощать собой дикость, злость, свирепость, зависть. Наиболее часто изображался с головой осла, хотя встречаются его изображения с головой крокодила и других животных. Ассоциировался с мужской сексуальной силой.

Бог мудрости и знаний и, соответственно, покровитель ученых, библиотек и всех наук, включая магию. Кроме того, покровительствовал чиновникам, являясь гарантом государственного порядка. Один из самых ранних богов Древнего Египта. Тоту приписывают изобретение письменности, изобретение года, состоящего из 365 дней, разделение времени на месяцы и годы ("владыка времени" - один из многочисленных титулов Тота). Изображался с головой ибиса, держащим в руках посох и анх (коптский крест).

Богиня неба, управлявшая сменой дня и ночи. Внучка бога Ра. Мать Осириса, Исиды и Сета. Покровительница умерших. В основном изображалась в виде вытянувшейся, изогнутой в виде небосвода женщины, опирающейся руками и ногами на землю. При этом тело её украшено либо звездами (олицетворяет ночь), либо солнцами (олицетворяет день). Встречаются изображения Нут в виде женщины с кувшином на голове или Небесной Коровы.

Богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь бога Ра. Выполняла функцию грозного ока Ра на земле. Могла как напустить болезни, так и исцелить любые из них. Являясь целительницей, покровительствовала врачам. Имела очень суровый и вспыльчивый характер. Охраняла фараонов. Изображалась с головой львицы.