Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.). Израиль: история создания государства. Израильское царство. Провозглашение независимости Израиля Социально-экономические отношения в Израиле и Иудее

Со времен библейских патриархов, живших, по утверждению ученых, во II тысячелетии до н. э., земля Израильская священна для еврейского народа. Она была ему завещана Богом и, согласно иудейскому учению, станет местом прихода мессии, который положит начало новой счастливой эпохи в его жизни. Именно здесь, на Земле Обетованной, находятся все главные святыни иудаизма и места, связанные с историей современного Израиля.

Путь в землю, завещанную Богом

Созданная незадолго до этого Организация Объединенных Наций попыталась найти компромиссное решение спорного вопроса и поддержала разделение Палестины. При этом Иерусалим должен был получить статус международного города, управление которым осуществлялось бы представителями ООН. Такой подход не устроил ни одну из противоборствовавших сторон.

Большинство еврейского населения, особенно его религиозно-ортодоксальная часть, сочло решение международного органа не отвечающим их национальным интересам. В свою очередь руководители Лиги арабских государств открыто заявили, что приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать его реализации. В ноябре 1947 года глава Высшего арабского совета Джамаль аль Хуссейни пригрозил немедленным началом военных действий, в случае если хоть какая-то часть территории достанется евреям.

Тем не менее план разделения Палестины, положивший начало истории современного Израиля, был принят, и ключевую роль в этом сыграла позиция, занятая правительством Советского Союза и президентом США Гарри Трумэном. Руководители обеих великих держав, принимая подобное решение, преследовали одинаковую цель - усиление своего влияния на Ближнем Востоке и создания там надежного плацдарма.

Обострение межнациональной борьбы

Дальнейший период в истории создания Израиля, продлившийся около двух лет, отмечен масштабными военными действиями, развернувшимися между арабами и еврейскими вооруженными формированиями, командование которыми осуществлял видный государственный деятель и будущий премьер-министр страны - Давид Бен-Гурион. Особую остроту столкновения получили после того, как в связи с прекращением действия мандата британские войска покинули занимаемую ими прежде территорию.

По мнению историков, арабо-израильскую войну 1947-1949 годов можно условно разделить на два этапа. Первый из них, охвативший период с ноября 1947 по март 1948 года, характерен тем, что еврейские вооруженные силы ограничивались лишь оборонительными действиями и совершали ограниченное число ответных акций. В дальнейшем же они перешли к активной наступательной тактике, и вскоре овладели большинством стратегически важных пунктов, таких как Хайфа, Тверия, Цфат, Яффо и Акко.

Декларация независимости Израиля

Важным моментом в истории создания Израиля стало заявление американского госсекретаря Джорджа Маршалла, сделанное им в мае 1948 года. Это был, по сути, ультиматум, в котором временному Народному управлению еврейского государства предлагалось передать всю полноту власти Комитету по безопасности ООН, в обязанности которого входило обеспечение прекращения огня. В противном же случае Америка отказывалась помогать евреям в случае возобновления арабской агрессии.

Это заявление послужило поводом для созыва 12 мая 1949 года экстренного заседания Народного совета, на котором по результатам проведенного голосования было принято решение отклонить предложение США. Двумя днями позже, 14 мая, произошло еще одно важное событие - провозглашение независимости Израиля. Соответствующий документ был подписан в здании тель-авивского музея, находящегося на бульваре Ротшильда.

В Декларации независимости Израиля говорилось о том, что, пройдя многовековой путь и претерпев множество бед, еврейский народ желает возвратиться на свою историческую родину. В качестве же юридического обоснования приводилась резолюция ООН о разделении Палестины, принятая в ноябре 1947 года. На ее основании арабам предлагалось прекратить кровопролитие и уважать принципы национального равноправия.

Эпилог

Так произошло создание современного государства Израиль. Несмотря на все усилия, прилагаемые международным сообществом, мир на Ближнем Востоке до сих пор является лишь призрачной мечтой - сколько лет существует Израиль, столько же продолжается его конфронтация со странами арабского мира.

Иногда она принимает форму широкомасштабных военных действий. Среди них можно вспомнить события 1948 года, когда Египет, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия и Трансиордания пытались совместными усилиями уничтожить государство Израиль, а также кратковременные, но кровопролитные войны - Шестидневную (июнь 1967 года) и Судного дня (октябрь 1973 года).

В настоящее же время результатом противостояния является интифада, развязанная арабским боевым движением и направленная на захват всей территории Палестины. Тем не менее потомки Авраама, Ицхака и Иакова помнят завет, данный им Богом, и свято верят в то, что рано или поздно на их исторической родине восторжествуют мир и покой.

В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.

________________________________________________________________________________

Израильское государство: образование, развитие и распад

В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.

Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.

Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных «народов моря».

Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.

Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.

Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в. - 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».

Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).

Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.

После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.

Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.

О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.

Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.

Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.

С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.

Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.

Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.


Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.

После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

После того как пророк Моисей вывел 600 тыс. евреев из Египта, он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей Древнееврейского царства.

Предыстория

Освободившись от египетского плена (см. урок ), евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина - страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. - возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

  • Самсон и Далила : в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет - сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.
  • : легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. - Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI-Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Рис. 2. Царство Саула ()

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

Рис. 3. Давид и Голиаф ()

После смерти Саула Давид стал царем (1005-965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965-928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

Рис. 4. Храм бога Яхве ()

В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История войн Древнего мира ().
  2. Saba34.narod.ru ().
  3. Piratyy.narod.ru ().
  4. Иерусалим ().

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнееврейского царства.
  2. Что означают выражения «иерихонские трубы», «соломоново решение»?
  3. Расскажите о библейских героях.
  4. Чем прославился царь Соломон?